Практикум для молодых специалистов
методическая разработка
Причины трудностей в обучении младших школьников и рекомендации психолога по их преодолению
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 27.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Причины трудностей в обучении младших школьников и рекомендации психолога по их преодолению
С каждым годом всё больше увеличивается количество учащихся с трудностями обучения. Уже с первых дней обучения в школе выявляется группа учащихся, которые с трудом усваивают программу по основным предметам.
По моим последним наблюдениям – это примерно 30 – 40% в каждом классе.
Как же помочь таким детям, которые испытывают большие трудности в овладении навыков чтения, письма, счёта.
Прежде всего нужно выявить причины трудностей в обучении младших школьников и соотнести их с психологическими причинами.
Давайте рассмотрим причины трудностей в обучении младших школьников и рекомендации психолога по их преодолению.
Группа 1.
Ребёнок плохо учится, с трудом усваивает программу по основным предметам на протяжении длительного периода времени. У учителя возникают сомнения, что положение может измениться.
Такой ребёнок не выполняет самостоятельно задания или делает их гораздо хуже, чем обычное списывание с доски. Безразличен к отметкам и происходящему на уроке, отвлекается по малейшему поводу, мешает проведению уроков, неуправляем, неусидчив. На вопросы учителя не может ответить или вообще молчит. У доски теряется, отвечает неуверенно. При этом обычные письменные работы выполняет нормально.
Наиболее вероятные психологические причины:
1) нарушение учебной мотивации;
2) развитие ребёнка по « игровому типу»;
3) повышенная тревожность;
4) развитие по типу «хроническая неуспешность»;
5) нарушение отношение с учителем;
6) задержки в психическом развитии (ЗПР) по заключению медико – педагогической комиссии.
Общие рекомендации.
-Поддерживать преобладание положительных эмоций в учебной деятельности. - Ориентировать ребёнка на учебные ценности через ненавязчивое вовлечение его в сферу интересов значимого для него человека. -Поддерживать доброжелательные отношения.
-Найти и обеспечить сферу успеха.
- Если ребёнок неприятен, осознать причины неприязни к ученику, попытаться понять его проблемы.
-Желательно обучение в классе выравнивания.
-Игровые формы обучения, репетиторство.
-Стимуляция познавательной активности через обогащение связей ребёнка с окружающим миром.
-Обязательна консультация со специалистом с целью определения методов специфической коррекции.
Группа 2.
У ребёнка не сформированы волевые черты характера, низкий уровень познавательных интересов ( по определению учителя – он ленится).
К этой группе относятся дети, которые, по мнению учителя учится ниже своих способностей.
Такие дети равнодушны ко всему, на уроке скучает, очень редко включается в работу. Халтурит, не хочет стараться под различными предлогами (не успел, забыл, не могу и т. д. 0н не выполняет задания. На уроке утомлённый вид, сонливость, а к концу урока, наоборот, повышенная возбудимость. Делает всё очень медленно, как бы нехотя.
Наиболее вероятные психологические причины:
1) нарушение учебной мотивации;
3) повышенная тревожность;
5) нарушение отношение с учителем;
7) сниженная энергетика (требуется заключение психо – невролога);
8) общая замедленность темпа деятельности.
Общие рекомендации. (Придерживаться рекомендаций выше изложенных)
- Если ребёнок неприятен, осознать причины неприязни к ученику, попытаться понять его проблемы.
-Щадящее обучение (давать возможность отдыхать, доделать задание дома или после уроков, сократить объём заданий)
-Оценивать прежде всего за качество, а не за объём выполненной работы.
Группа 3.
К этой группе относятся дети, которые проявляют высокую учебную активность, но учатся неэффективно. Такой ребёнок постоянно торопится, отвечает, не подумав, старается делать хорошо, но либо что – нибудь забывает, либо делает не то, что задаёт учитель. В тетради неаккуратные записи, беспорядок на столе и в портфеле. У ребёнка рассеянное внимание, всё время о чём – нибудь мечтает, невнимателен, дома си дит за уроками часами. Иногда не может ответить, хотя дома учил.
Наиболее вероятные психологические причины:
3) повышенная тревожность;
9) несформированность организации деятельности;
10) развитие по типу «Уход от деятельности»;
11) повышенная энергетика.
Общие рекомендации.
-Формирование навыков самоконтроля.
-Отработка навыков планирования.
-Поддержание доброжелательных взаимоотношений (поиск и обеспечение сферы успеха, щадящий оценочный режим, снижение значимости сферы неуспеваемости).
-Принятие мер по организации самоконтроля и умению планировать свои действия (выработка внимательного отношения к инструкциям учителя, ненавязчивый контроль исполнительности).
Группа 4.
К этой группе относятся дети, не способные или не желающие выполнять общие правила поведения в школе. Жалобы учителей связаны не столько со сферой учения, сколько с организацией деятельности, с поведением.
У ребёнка не сформирована произвольная деятельность (по определению учителя - неуправляем). Такой ребёнок не реагирует на замечания, паясничает, эмоционально неустойчив, мешает проводить уроки. Он чрезмерно подвижен, суетлив, неусидчив, болтлив, но при этом учёба даётся хорошо.
Наиболее вероятные психологические причины:
2) развитие ребёнка по « игровому типу»;
12) избалованность;
13) развитие по типу «негативистическая демонстративность»;
14) двигательная расторможенность (требуется заключение психоневролога)
Общие рекомендации.
-Установление тесного контакта с родителями ребёнка. Без совместной работы с ним коррекция будет малоэффективна.
-Меры по развитию организации самоконтроля и умению планировать свои действия(направление энергии ребёнка в социально приемлемое русло, ненавязчивый контроль исполнительности.
-Спокойный стиль взаимоотношений.
-Рекомендации родителям проконсультироваться у специалистов (эндокринолог, психиатр).Учитывая стереотипы в восприятии подобных советов сделать это нужно как можно деликатнее.
Группа 5.
Развитие ребёнка идёт по типу «хроническая неуспешность».Главная черта такого типа учащихся – постоянный страх ошибиться, сделать что –нибудь не так. Они нерешительны, пассивны, очень болезненно переживают строгие замечания и отрицательные отметки, которые ещё больше дезорганизующих учебную деятельность, и таким образом неудачи становятся хроническими.
Такой ребёнок сильно теряется у доски или вообще молчит. Даже, если и учил, не может ответить. После неудачного ответа долго не может включиться в работу. Контрольные работы выполняет плохо.
Наиболее вероятные психологические причины:
15) личностная тревожность;
16) факторы, поддерживающие или увеличивающие тревожность:
а) нарушение отношений с учителем;
б) завышенные ожидания взрослых;
в) первичные трудности с освоением школьной программы (кратковременная память, слабый слух, или зрение, логопатические нарушения, слабое развитие моторики рук)
Общие рекомендации.
(Придерживаться рекомендаций выше) Обязательны консультации с логопедом и психологом.
Группа 6.
Главная черта такого типа – склонность к фантазированию. Часто во время урока «витают в облаках», особенно после ситуаций неуспеха. Стремятся завладеть вниманием учителя. Например, ведут разговоры на «взрослые темы», задают вопросы ради вопросов, на уроке вместо того, чтобы участвовать в работе класса, что-нибудь рисует и т. д. Развитие ребёнка идёт по типу «уход от деятельности». Таким детям присуще нестабильность успехов в учёбе, мечтательность, рассеянное внимание, лень, лживость.
Наиболее вероятные психологические причины:
Основная – неудовлетворённая потребность во внимании, сочетающая с лёгкой тревожностью.
Дополнительная - потеря учебной мотивации (преобладание мотива избегания неудачи).
Общие рекомендации.
-Помощь ребёнку в поисках сферы успешности, где он мог бы стабильно утверждаться и получать признание взрослых (занятия танцами, модным спортом, абстрактной живописью)
-Включение работы воображения в реальную деятельность (сочинения на свободные или заданные темы, участие в работе творческих студий) - Помощь в учёбе (поощрение успехов – активности на уроке, изучение дополнительного материала)
Группа 7.
Развитие ребёнка по «игровому типу».
С первых дней наблюдается безответственное отношение к учёбе: отсутствие желания выполнять задания учителя, капризность, неуправляемость. При этом по интеллектуальному уровню может быть готов к решению предлагаемых задач, т. е. по интеллектуальному уровню не отстаёт от сверстников.
Требует к себе постоянного внимания из-за беспечного поведения и неспособности подчиниться школьным требованиям, не замечает своих ошибок (завышенная самооценка), не прислушивается к советам взрослого человека), безразличен к отметкам, может не успевать по предметам.
Наиболее вероятные психологические причины:
Основная – отсутствие произвольности в регуляции поведения, ведущего к неготовности принятия на себя роли школьника.
Дополнительная – задержка психического развития.
Общие рекомендации.
-Попытка совладать с таким ребёнком строгостью, наказанием заранее обречена на провал.
-Единственное средство – всеми способами поддерживать у ребёнка непосредственный интерес к происходящему в классе (групповые формы работы, наглядность, больше эмоциональности при объяснении)
-Индивидуальные занятия с целью выравнивания познавательной сферы.
Группа 8.
Развитие ребёнка идёт по типу «негативистическая демонстративность».
Главная черта таких детей – высокая потребность быть в центре внимания, если такой ребёнок не обладает выдающимися способностями, его демонстративность реализуется в сознательном нарушении правил поведения, которое служит безотказным средством привлечения к себе внимания. Поведение ребёнка соответствует классическому описанию классного «шута».
Обычно такие дети неуправляемы (не понимают ни по-хорошему, ни по-плохому, сознательно нарушают школьные нормы (делает всё назло).
Может учиться, но привык утверждаться в плохом.
Наиболее вероятные психологические причины:
Неудовлетворённая потребность во внимании, сочетающаяся с резкой демонстративностью.
Общие рекомендации.
-Уделение ребёнку внимания. Истинным наказанием для ребёнка является только лишение внимания. - Поэтому в случае «фокусов» все замечания свести к минимуму. А главное свести к минимуму эмоциональность реакций. - Найти сферу реализации демонстративности. - Лучше всего для таких детей занятия в театральных студиях. - Помнить, что в первое время смена привычного и асоциального способа привлечения внимания на социально приемлемые способы будет сопровождаться взрывами негативизма. В это время нужно быть особенно терпеливым.
Особенности психологической помощи детям с трудностями в обучении.
Схема диагностического изучения ребёнка (практическая реализация принципов коррекционно – педагогической помощи проблемным детям:
-создание положительного эмоционального фона в процессе совместной деятельности педагога и ребёнка;
-индивидуализация воспитательных приёмов и методов;
Создание развивающей среды как фактора психического развития ребёнка;
-необходимость ранней коррекционно-педагогической помощи проблемным детям;
-ориентация на зону ближайшего развития в процессе воспитания; - воспитание через коллектив, как основной фактор психического развития ребёнка ; - создание вариативной системы обучения и воспитания различных категорий детей;
-создание условий для каждого ребёнка условий, соответствующих его индивидуальным особенностям и способствующих реализации его потенциальных способностей.
Понимание причин, лежащих в основе неуспеваемости, учёт недостаточной готовности психических функций к освоению определённых знаний – вот принципы, которыми следует руководствоваться при определении содержания обучения детей с трудностями в обучении и при разработке методик преподавания учебных дисциплин и коррекция отклонений в психическом развитии.
Лучшая школа
Родители искали для сына хорошую школу и учителя и наконец они выбрали для сына лучшего учителя. Утром дед повел внука в школу. Когда дед и внук вошли во двор, их окружили дети.
- Какой смешной старик, - засмеялся один мальчик.
- Эй, маленький толстяк, - скорчил рожицу другой.
Дети кричали и скакали вокруг деда и внука. Тут учитель позвонил в колокольчик, объявляя начало урока, и дети убежали. Дедушка решительно взял внука за руку и вышел на улицу.
- Я, что не пойду в школу? – спросил мальчик.
- Пойдешь, но не в эту, - сердито ответил дед. - Я сам найду тебе школу.
Дед отвел внука в свой дом, поручил его заботам бабушки, а сам пошёл искать лучшего учителя. Увидев какую-нибудь школу, дед заходил во двор и ждал, когда учитель отпустит детей на перемену. В некоторых школах дети не обращали на старика внимания, в других - дразнили его. Дед молча поворачивался и уходил. Наконец он вошёл в крохотный дворик маленькой школы и устало прислонился к ограде. Зазвенел звонок, и дети высыпали во двор.
- Дедушка, вам плохо, принести воды? - послышался голосок.
- У нас во дворе есть скамейка, садитесь, пожалуйста, - предложил один мальчик.
- Хотите, я позову учителя? - спросил другой ребёнок.
Вскоре во двор вышел молодой учитель. Дед поздоровался и сказал:
- Наконец я нашёл лучшую школу для моего внука.
- Вы ошибаетесь, дедушка, наша школа не лучшая. Она маленькая и тесная.
Старик не стал спорить. Он обо всем договорился с учителем и ушёл. Вечером мама мальчика спросили деда:
- Отец, вы неграмотны. Почему вы думаете, что нашли лучшего учителя?
- По ученикам узнают учителей, - ответил дед.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Подсказки молодым специалистам: "Выявление речевых недостатков у детей при поступлении в детский сад – в помощь молодому воспитателю".
Выявление речевых недостатков у детей при поступлении в детский сад – в помощь молодому воспитателю.В дошкольном возрасте идёт интенсивное развитие речи, поэтому при поступлении ребёнка в дошкольное у...

Мои публикации о молодых коллегах в СМИ на 1-й конкурс "Очерки о молодых специалистах". которая заняла 1 место. Название статья "Молодо - не всегда зелено!"
Это статья на конкурс о молодых специалистах, моём последователе. Статья заняла 1 место в 1 региональном конкурсе " Молодой педагог Тамбовской области"...
Молодой учитель (программа привлечения молодых специалистов в школы Берёзовского городского округа)
Сегодня, в эпоху реформы системы образования, вопрос о работе в школах молодых специалистов поднимается на разных уровнях. Об этом говорят чиновники различного ранга, директора учебных учреждений, мет...

Предъявление опыта на ГМО молодых специалистов «Молодой учитель»
Предъявление опыта на ГМО молодых специалистов «Молодой учитель»...

Персональный контроль работы молодого специалиста как одно из направлений деятельности администрации школы по поддержке молодых учителей.
Цели и задачи персонального контроля. Примерный план работы с молодыми специалистами на учебный год.Анкета: Выявление затруднений в педагогической деятельности учителя....

Семинар - практикум с элементами тренинга для молодых специалистов школ
Сценарий мероприятия с молодыми педагогами...

План работы педагога-наставника с молодым с молодым специалистом, отчет о реализации плана
План работы педагога-наставника, отчет о реализации плана...