Консультация для родителей обучающихся
консультация

Иващенкова Любовь Олеговна

«Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста в группе продлённого дня»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Особенности формирования экологической культуры у детей младшего школьного возраста в группе продлённого дня»

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования основ экологической культуры, так как в этот период развития ребёнка,

характеризующийся преобладанием эмоционально – чувственного способа освоения окружающего мира, интенсивно формируются свойства и качества личности, которые определяют его сущность в будущем. В этом возрасте в сознании учащихся происходит формирование наглядно – образной картины мира и нравственно – экологической позиции личности, которая определяет отношение ребёнка к природному и социальному окружению и к самому себе. Яркость и чистота эмоциональных реакций обуславливают глубину и устойчивость впечатлений, получаемых ребёнком. Отсюда преимущественно умозрительное, без предметной раздробленности истолкование мира, рассматриваемого в его целостности. Ребёнок младшего школьного возраста начинает также проявлять интерес к миру человеческих отношений и находить своё место в системе этих отношений, его деятельность приобретает личностную природу и начинает оцениваться с позиции законов, принятых в обществе.

Многие исследования показали, что большинство людей усваивает те или иные убеждения с детства, до того, как получает возможность критически осмыслить полученную информацию. Под влиянием взрослых у детей вырабатываются эмоциональные предпочтения. Позже, от 9 лет и старше, эти предпочтения складываются в твёрдые стереотипы, изменить которые уже трудно.

Итак, любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье, дошкольных и школьных учреждениях.

Природа не только храм здоровья и эстетического наслаждения. Природа – могучий древний источник познания и воспитания человечества.

Мы обязаны научить детей любить и уважать природу, защищать её, но прежде мы сами должны научиться её любить.

Школьный период – чрезвычайно важный этап в жизни ребёнка. Чтобы разумно влиять на ребёнка и «лепить» из него здорового, гармонично развитого человека, надо организовать воспитание, исходя из особенностей детского организма.

В 7 лет у детей зарождается чувство любви к Родине, её природе, истории, общественно -

Политической жизни. Они с охотой читают рассказы, посвящённые данной тематике. Возникают чувства товарищества и дружбы, укрепляются культурно – гигиенические навыки, дисциплина, хорошо развивается память. Ребёнок начинает высоко ценить авторитет старших. Можно сказать, что поведение взрослого в значительной степени определяет поведение ребёнка.

Исходя из общей цели экологического воспитания, особенностей психического развития ребёнка, в школьном возрасте можно и необходимо заложить основы экологической культуры, так как именно в этот период накапливаются яркие, эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нём.

Психологические исследования показывают, что на этапе школьного детства особое значение имеет развитие разных форм познания окружающего мира и восприятия, образного мышления, воображения. Умение по – детски видеть мир в его живых красках и образах очень нужно людям, так как такое умение – необходимая составная часть всякого творчества. Непосредственное восприятие предметов природы, их разнообразие, динамика, эмоционально воздействуют на детей, вызывают у них радость, восторг, удивление, совершенствуя тем самым эстетические чувства.

У детей этого возраста важно развивать гуманные черты личности: отзывчивость, доброту, чуткость, ответственность за природу, за всё живое, что делает личность духовно богатой, умеющей осознавать связь с природой и другими людьми.

Великий русский педагог К. Д. Ушинский обращал внимание воспитателей на необходимость общения детей с природой, на их умение с ранних лет наблюдать за явлениями природы.

Раннее общение детей с природой поможет выработать и воспитать в их сознании правильные взгляды на неё, оценить её современное экологическое состояние и взаимоотношения человека с окружающей средой. Воспитание познавательного интереса к природе, искренней любви и бережного отношения к лесу, животному и растительному миру, стремление к сохранению и приумножению природных богатств для нынешних и будущих поколений людей становится неотъемлемым требованием воспитания.

Большое значение для экологического воспитания младших школьников имеет показ конкретных фактов взаимодействия человека с природой, прежде всего знакомство на местном материале с разнообразной деятельностью взрослых в природе, многогранной практической работой по охране природы ( посадка и охрана леса, сохранение лугов и болот, мест обитания редких видов растений и животных ).

Детям необходимо помочь осознать значение природы как универсальной ценности ( познавательной, эстетической, практической), понять красоту, самоценность живого существа.

Важнейшим показателем бережного и заботливого отношения к живым существам является желание детей принимать активное участие в уходе за ними. При этом важно понимать, что уход направлен на удовлетворение потребностей растений и животных

(в пище, воде, тепле, свете и др.), что каждый живой организм живёт, растёт, развивается, если для этого имеются необходимые условия. В процессе ухода дети наглядно прослеживают и постепенно начинают понимать зависимость жизни и состояния растения и животного от труда человека.

Главное в детском труде – радость ребёнка от участия в нём, возникающее желание трудиться, заботиться о живом существе, помогать ему. Труд становится важным средством воспитания осознанного отношения к природе при условии его самостоятельности и активности со стороны детей. Особенно ценен труд детей (совместно с взрослыми), направленный на улучшение окружающей среды (озеленение, очистку территории и др.).

Из высших эмоций детскому возрасту доступны эстетические и нравственные («хорошо – плохо», «добро – зло» и «красивое – некрасивое»), поэтому в экологическом воспитании детей большое внимание необходимо уделить эстетическому и нравственному аспектам.

Прекрасное и эстетически возвышенное отношение к природе неразрывно. Эмоционально – эстетическое при воспитании отношения к природе взаимосвязано с интеллектуальным, на что указывают многие психологи и педагоги.

Очень важно, как природа входит природа в жизненный опыт ребёнка, как она эмоционально им осваивается.

Важно, чтобы ребёнок испытывал радость от своих занятий. Задания, которые вы ему даёте, сначала должны быть лёгкими, и только постепенно можно усложнять их. Неудачи могут привести к развитию нежелательного чувства неуверенности у ребёнка. Старайтесь не оставлять без внимания любую его работу, где можно, похвалите, покажите остальным. Для ребёнка такое уважение и одобрение его деятельности очень важно.

Младших школьников важно включать в общественно полезную деятельность экологического характера – выращивание растений, сбор корма для зимующих птиц, их подкормку и т.д.

Я считаю, что младшие школьники могут овладеть нормами и правилами, а также ограничениями и запретами экологического характера. Следует помнить, что нравственная позиция ребёнка по отношению к природе проявляется в моральных суждениях, нравственном выборе и поведении в экологических ситуациях, развитом чувстве сопереживания и милосердия. Поэтому необходимо познакомить детей с правилами поведения на природе с учётом её сохранения и защиты (помочь овладеть умением правильного сбора даров природы, не причинять вреда живому, не нарушать его целостности и условий жизни). Постепенно ребёнок будет овладевать системой поведенческих экологических умений, что является составной частью экологической культуры личности.

Работа по экологическому воспитанию учащихся младших классов в группе продлённого дня предполагает решение ряда задач:

- расширение экологических знаний;

- повышение экологической культуры;

- развитие потребностей гармоничного общения с природой;

- обогащение кругозора детей;

- развитие наблюдения, внимания, памяти, мышления;

- развитие чувства сострадания, сопереживания представителям животного и растительного мира;

- привитие бережного отношения и любви к природе.

Л.В. Моисеева, в системе экологического воспитания, выделяет ряд основополагающих принципов :

1. Междисциплинарность:

- экологизации предметов, т.е. внедрение экологических идей в содержание и методы обучения отдельных предметов;

- интегрированные экологические модули. Комплексные межпредметные знания экологического содержания.

2. Единство познания, переживания и действия:

- целостные ориентации личности;

- мотивы деятельности;

- природоохранная деятельность.

3. Целенаправленное педагогическое общение школьников с окружающей средой (природой).

4. Взаимосвязь глобального, национального и локального (краеведческого) уровней экологических проблем.

5. Принцип альтернативности и прогностичности.

Для решения названных задач можно спланировать занятия в группе продлённого дня по экологическому воспитанию, объединить их в определённый цикл. Например, «Экологическая неделя».

Цикл занятий «Зелёная неделя» делится на пять разделов:

1 раздел – «Экологические чтения». Это получение дополнительной информации экологического характера из художественных произведений В.Бианки, М.Пришвина, Л.Н.Толстого, С.Есенина, А.С.Пушкина, Ф.Тютчева, В.Чаплиной и других. Для поэтов природа является источником вдохновения. Через стихотворение дети видят красоту природы. Рассказы и сказки учат бережному отношению к окружающему миру, развивают познавательный интерес к животным нашего края.

2 раздел – «Загадки природы». Расширению кругозора, развитию наблюдательности, мышления, сообразительности способствуют загадки. Существует множество народных и авторских загадок о живой и неживой природе, о временах года и явлениях природы. Также младшие школьники с большим удовольствием и с творческим подходом принимают участие в сочинении своих собственных загадок на экологическую тему.

3раздел – «Экологические игры». Игра – важная форма экологического воспитания. Играя, ученики приобретают разнообразный опыт взаимодействия с природой: играя, они выполняют вполне конкретную природоохранную работу; играя, они усваивают правила поведения в окружающей среде; играя, они становятся добрыми, чуткими, отзывчивыми на чужую беду. Игра обогащает личный опыт учеников примерами позитивного взаимодействия с окружающей их средой. Игра интересна, увлекательна. Она насыщена образами и наглядностью, которые остаются в детской памяти. Существует большое разнообразие игр экологического характера (игры-путешествия, познавательные игры, творческие игры, викторины и т.д.).

4 раздел – «Экологические беседы». Беседы расширяют экологические знания, формируют бережное отношение к природе. Во время бесед дети знакомятся с фактами исчезновения растений и животных, обсуждают истории правильного и неправильного поведения в природе, приобщаются к миру природы, к пониманию её ценности в жизни каждого человека, к пониманию своей причастности к сбережению и защите природных обитателей, живущих рядом с нами в одном земном доме.

5 раздел – «Час творчества». Большой эмоциональный всплеск дают занятия, на которых дети рисуют или что-то мастерят. На этих занятиях они учатся видеть и изображать красоту природы. Школьники включаются в творческую деятельность, результатом которой бывают их собственные рисунки, аппликации, коллективные работы.

Кроме этого необходимо помнить, что одним из важнейших условий формирования экологической культуры являются непосредственные наблюдения детей за объектами и явлениями природы, для этого необходимо разработать цикл прогулок и экскурсий в группе продлённого дня. Ведь именно там ученики знакомятся с тем, что находится около школы и в соседнем парке, учатся наблюдать за природой.

Помимо традиционных форм экологического воспитания младших школьников в настоящее время получают широкое распространение такие инновационные формы, как природоохранные акции.

Снабжение учеников системой форм и методов воздействия на ребёнка, соответствующей возрастным особенностям младших школьников, комплексный подход к воспитательному процессу, организация взаимодействия ребёнка с окружающей средой, воздействие на эмоционально-чувственную сферу личности школьника – условия, при которых экологическое воспитание обеспечит эффективное развитие экологической культуры личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по реализации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ.

Материал содержит консультацию для родителей по реализации внеурочной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ....

Консультация для родителей обучающихся с ОВЗ «Особенности проведения ГВЭ для выпускников с ограниченными возможностями. Советы родителям»

Консультация для родителей обучающихся с ОВЗ «Особенности проведения ГВЭ для выпускников с ограниченными возможностями. Советы родителям»...

Консультация для родителей «Роль родителей в профессиональном самоопределении обучающихся"

Всем родителям хочется обеспечить благополучное будущее своим детям. Выбор профессии – дело семейное. Конечно, последнее и решающее слово остается за теми, кто выбирает свое будущее, но мнение р...

Консультация для родителей обучающихся с ОВЗ на тему: "Совместное времяпровождение на выходных или каникулах".

Для родителей обучающихся с ОВЗ разработана памятка  с рекомендациями и советами по совместному времяпровождению на каникулах или выходных днях....

Консультация для родителей. «Важность коррекции речевого развития обучающихся, имеющих умственную отсталость (интеллектуальное нарушение)»

Хотелось бы несколько минут нашего общения посвятить важности коррекции речевого развития обучающихся.Многие взрослые часто рассуждают: «Зачем моему ребенку посещать коррекционные занятия учител...

Групповая консультация для родителей обучающихся

Возрастные особенности подросткового периода- нужная информация для родителей.Данная призентация для групповой консультации....