Коррекционно-развивающая программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)
рабочая программа

Говорина Елена Михайловна

Дефектологическая программа составлена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с диагнозом F–83. Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.

       Целью применения данной разработки является: ликвидация пробелов знаний (ЛПЗ) учащихся, развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл korrektsionno-razvivayushchaya_programma.docx44.79 КБ

Предварительный просмотр:

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение города Тулуна

«Средняя общеобразовательная школа №6»

Коррекционно-развивающая программа

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)

 2019 – 2020 уч. г.

Составила: учитель – дефектолог

Говорина Елена Михайловна

 

2019

Пояснительная записка

       

Дефектологическая программа составлена для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с диагнозом F–83. Разработка имеет обучающую, образовательную и социальную направленность.

       Целью применения данной разработки является: ликвидация пробелов знаний (ЛПЗ) учащихся, развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер, памяти, внимания, пространственного воображения и ряд других важных психических функций, которые помогают развивать познавательную деятельность у ребенка.

       Задания, составляющие основу программы индивидуально-групповых занятий по дефектологии, вводятся в качестве отдельных упражнений на уроках и классифицированы по основным целям воздействия. Такая классификация является в некоторой степени условной, поскольку все познавательные процессы (восприятие, мышление, память и т.д.) представляют собой единую систему и развиваются в комплексе. Подробная классификация по целям воздействия, позволяет облегчить выбор заданий, соответствующих целям и задачам конкретных занятий, уровню развития учащихся и их индивидуальным особенностям.

      При планировании занятий учитывается тема, поставленные цели, подбираются такие формы работы, которые помогают сделать занятие разнообразным, а выбор упражнений и заданий ликвидировали бы пробелы в знаниях и стимулировали бы познавательную деятельность. Используемый материал строится по концентрическому принципу, постепенно расширяя и углубляя изученные темы.

       Систематическое применение технологии имитационного моделирования позволяют решать поставленные задачи, так как игровая форма наиболее доступна для детей, она способствует сглаживанию и сокращению адаптационного периода, а также формирует учебную мотивацию через ситуацию успеха в игровой деятельности. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.

        Использование на занятиях словесных методов (рассказ, объяснение, беседа) помогают в общении с учащимися. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся коррекционной школы.

        Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями. В качестве практических заданий используются развивающие материалы из набора “Монтессори – материалы”, посредством взаимодействия с которыми у детей развивается моторика, влияющая на общее, эмоциональное, речевое и социальное развитие.

       Для более полного усвоения детьми учебного материала, применяются проблемно-поисковые и наглядные методы, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; широко используются ИКТ: компьютер, интерактивная доска.

        Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт. Предметы, используемые на занятиях, позволяют сблизить теоретические знания и реальную жизнь.

        Еще одной важной причиной, побуждающей активнее внедрять специальные развивающие упражнения, является возможность проведения с их помощью эффективной диагностики интеллектуального и личностного развития детей с ограниченными возможностями здоровья. Это позволяет реализовать на практике заложенный в концепции коррекционно-развивающего обучения принцип единства диагностики и коррекции, и он же является основой для целенаправленного планирования индивидуальной работы.

        Продолжительность дефектологических занятий не превышает 15-20 минут.       В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. Это могут быть «пальчиковые» упражнения, артикуляционная гимнастика. Перед выполнением каждого задания дается подробная инструкция (для младших школьников повторяется один или несколько раз), возможен показ действия педагогом. Ученик должен учиться сам оценивать качество выполнения задания и уметь контролировать свои действия.  Выбирается оптимальный темп деятельности, установка делается не на скорость, а на качество. Оценивая работу, внимание акцентируется на положительном моменте и не заостряется на неудаче. Ученик должен быть уверен, что все трудности и проблемы преодолимы и успех возможен.

Цели и задачи программы:

1. Обеспечение оптимальных условий для развития личности ребенка путем создания:

  • климата психологического комфорта и эмоционального благополучия;
  • развивающей среды, предусматривающей широкий выбор разнообразных форм деятельности, среди которых ребенок может отыскать      наиболее близкие его способностям и задаткам;
  • ситуации достижения успеха во внеучебной и учебной деятельности.

2. Субъектно-ориентированная организация совместной деятельности ребенка и взрослого:

  • опора на личный опыт ученика;
  • обеспечение близкой и понятной цели деятельности;
  • индивидуальный подход к ребенку, как на индивидуальных, так и на групповых занятиях;
  • использование различных видов помощи (стимулирующей, организующей и обучающей);
  • организация взаимодействия со сверстниками.

3. Проведение коррекционно-развивающей работы в рамках ведущей деятельности:

  • стимуляция познавательной активности как средство формирования устойчивой познавательной мотивации;
  • использование игровых приемов, элементов соревнования, дидактических игр на всех этапах деятельности ребенка.

Программа занятий включает следующие основные направления:

  • Формирование общеинтеллектуальных умений (операции анализа, сравнения, обобщения, выделение существенных признаков и закономерностей, гибкость мыслительных процессов);
  • Развитие мелкой моторики и графо-моторных навыков;
  • Развитие внимания (устойчивость, концентрация, повышение объема, переключение, самоконтроль и т.д.);
  • Развитие памяти (расширение объема, устойчивость, формирование приемов запоминания, развитие смысловой памяти);
  • Развитие восприятия (пространственного, слухового) и сенсомоторной координации;
  • Формирование учебной мотивации;
  • Ликвидацию пробелов знаний;
  • Развитие личностной сферы, в том числе снятие характерных для адаптационного периода тревожности, робости;
  • Формирование адекватной самооценки, развитие коммуникативных способностей.

Практическое значение: систематизируя и анализируя специфические проявления познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями в здоровье, формулируются психолого-педагогические условия, позволяющие прогнозировать эффективную реализацию потенциальных возможностей у детей.

Основные направления коррекционной работы на дефектологических занятиях.

1. Совершенствование движений и сенсо-моторного развития:

  • Развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
  • Развитие навыков каллиграфии;
  • Развитие артикуляционной моторики;

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

  • Развитие зрительного восприятия и узнавания;
  • Развитие зрительной памяти и внимания;
  • Формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
  • Развитие пространственных представлений и ориентации;
  • Развитие представлений о времени;
  • Развитие слухового внимания и памяти;
  • Развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

  • Навыков соотнесенного анализа;
  • Навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
  • Умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
  • Умения планировать деятельность, развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

  • Развитие наглядно-образного мышления;
  • Развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям).

6. Развитие речи, овладение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

Содержание учебных тем.

1-2 класс

          Развитие аналитико-синтетической сферы

Переход от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному с обобщением на наглядном уровне в работе над математическими навыками. Развитие способности анализировать простые закономерности. Умение выделять в явлении природы разные особенности, вычленять в предмете разные свойства и качества.

Упражнения на простейший анализ с практическим и мысленным расчленением объекта на составные элементы; сравнение предметов с указанием их сходства и различия по заданным признакам: цвету, размеру, форме, количеству, функциям и т.д.; различные виды задач на группировку: “Исключи лишнее”, “Сходство и различие”, “Продолжи закономерность”; аналитические задачи 1-го типа с прямым утверждением.

Развитие внимания

Развитие навыков сосредоточения и устойчивости внимания при работе над вычислительными задачами и развитием речи. Упражнения на поиски ходов в простых лабиринтах; “Графический диктант” с выявлением закономерностей (по визуальному образцу); составление простых узоров из карточек по образцу (“Мозаика”); знакомство с игрой “Муха” — 1-й уровень (с указкой у доски); игры: “Внимательный художник”, “Точки”, “И мы...”, “Запутанные дорожки”.

Развитие пространственного восприятия и воображения

Развитие пространственной ориентировки, восприятия глубины и объема, выделение фигуры из фона. Формирование элементов конструктивных навыков и воображения.

Упражнения на развитие пространственной координации (понятия — слева, справа, перед, за и т.п.): “Графический диктант”, наложенные рисунки, составление мозаики из 4 элементов с зарисовыванием в тетрадь, нахождение заданной фигуры из двух или более изображений. Игры на перевоплощение.

Развитие памяти

Развитие объема и устойчивости визуальной памяти в работе над ликвидацией пробелов вычислительных и речевых навыков.

Упражнения на запоминание различных предметов (5-6 предметов без учета месторасположения), игры “Внимательный художник”, “Найди отличия”.

Развитие личностно-мотивационной сферы

Формирование учебной мотивации, снятие тревожности и других невротических комплексов, связанных с периодом адаптации.

Упражнения-этюды на перевоплощение, рисунки “Моя проблема”, тестирование уровня тревожности с помощью методики “Дом. Дерево. Человек”.

3 класс

          Развитие аналитико-синтетической сферы

Развитие наглядно-образного мышления и способности анализировать при решении математических и речевых задач. Умение строить простейшие обобщения, при которых после сравнения требуется абстрагироваться от несущественных признаков.

Упражнения на простейшие обобщения типа “Продолжи числовой ряд”, “Продолжи закономерность”, “Дорисуй девятое”, несложные логические задания на поиск недостающей фигуры с нахождением 1-2 особенностей, лежащих в основе выбора,

Противоположное слово”, “Подбери пару”, аналитические задачи 1-го типа (с прямым и обратным утверждением).

Развитие внимания

Повышение объема внимания, развитие переключения внимания и навыков самоконтроля во время выполнения заданий математического и речевого плана.

Упражнения на развитие навыков самоконтроля: “Графический диктант” (двухцветные варианты с аудиальной инструкцией), игра “Муха” — 2-й уровень (с визуальным контролем), поиски ходов в лабиринтах с опорой на план, составление узоров (“Мозаика”, “Точки”, выполнение заданий “Запутанные дорожки”, игра “Внимательный художник”).

Развитие пространственного восприятия и воображения

Развитие восприятия “зашумленных” объектов. Формирование элементов конструктивного мышления и конструктивных навыков.

Игры на перевоплощение: “Мозаика” (из 9 элементов) с зарисовыванием в тетрадь, “Зашифрованный рисунок”, получение заданной геометрической фигуры из других фигур, складывание узоров по образцу и памяти.

Развитие памяти

Развитие визуальной и аудиальной памяти при заучивании наизусть математических и словесных понятий, стихов, проз.

Упражнения аналогичные, используемые на 1-м этапе, однако объем материала для запоминания увеличивается (5—7 предметов с учетом расположения). Игра “Снежный ком” для запоминания информации, представленной аудиально.

Развитие личностно-мотивационной сферы

Развитие познавательной активности и чувства уверенности в своих силах.

Упражнения, формирующие у ребенка стремление к размышлению и поиску, требующие нетрадиционного подхода (задание “Подбери пару”, лабиринты, логические задачи).

4 класс

Развитие аналитико-синтетической сферы

           Продолжение развития наглядно-образного мышления и способности анализировать. Анализ и синтез на основе построения простейших обобщений с абстрагированием от несущественных признаков.

Упражнения, требующие сравнения, абстрагирования от несущественных признаков, выделения существенных признаков с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности для выполнения заданий: продолжение ряда чисел, фигур, слов, действий по заданной закономерности. Упражнения на поиск недостающей фигуры с нахождением 2-3 особенностей, лежащих в основе выбора, поиск признака отличия одной группы фигур (или понятий) от другой. Построение простейших умозаключений, их проверка и уточнение.

Развитие внимания

Развитие переключения внимания, формирование навыков произвольности.

Упражнения на поиски ходов в сложных лабиринтах с опорой на план и составление детьми собственных планов к лабиринтам, игра “Муха” — 3-й уровень (работа в умозрительном плане), игра “Кто быстрее и точнее”, основанная на диагностическом тесте “Корректурная проба”, поиск ошибок в тексте.

Развитие воображения

Развитие творческого воображения и элементов конструктивного мышления.

Упражнения аналогичные, применяемые на 2-м этапе, составление плоскостных геометрических фигур и предметов с использованием специальных наборов “Волшебный круг” и др.

Развитие памяти

Развитие визуальной, аудиальной и тактильной памяти (увеличение объема, устойчивости, эффективности перевода информации из кратковременной в долговременную память).

Упражнения аналогичные, используемые на 2-м этапе, с увеличением объема и сложности запоминаемой информации, а также упражнение “Зрительный диктант”, игра “Волшебный мешочек”.

Развитие личностно-мотивационной сферы

Развитие навыков совместной деятельности.

Упражнения, развивающие навыки совместной деятельности и чувство ответственности за принятое решение.

 Основные требования к знаниям, умениям, навыкам

1-2 класс

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

           - анализировать простые закономерности;

- выделять в явлении разные особенности;

- вычленять в предмете разные качества;

- сравнивать предметы с указанием их сходства и различия по заданным признакам

3 класс

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

- строить простейшие обобщения;

- складывать узоры по образцу и памяти;

- стремиться к размышлению и поиску;

- переключаться с одного действия на другое.

4 класс

К концу учебного года учащиеся должны уметь:

- выделять существенные признаки с последующим использованием проведенного обобщения и выявления закономерности;

- сравнивать и отличать от несущественных признаков;

- строить простейшие умозаключения.

Литература

1. В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогики”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.

2. Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 1992 г.

3. И.А.Морозова, М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Москва. 2006 г.

4. Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.

5. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.

6. Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.

7. Бабкина Н.В. “Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития”. – Москва. 2006

8. Радченкова С.А. «Рабочая тетрадь дефектолога для занятий с детьми с ОВЗ».       Москва. 2018

Коррекционно-развивающие занятия   1 класс

Календарно-тематическое планирование материала

№№пп

Название темы

Кол-во часов

Дата

1

Обследование учащихся

1.

Развитие устойчивости и концентрации внимания «Найди рисунок».

1

2.

Развитие объема внимания «Найди бабочку».

1

3.

Развитие устойчивости внимания, логики «Обведи лишнее».

1

4.

Развитие способности к обобщению и абстрагированию, умения выделять существенные признаки «Положи вещи на свои места».

1

5.

Развитие восприятия, мышления «Чего не хватает».

1

6.

Развитие логического мышления «Обведи лишнее».

1

7.

Развитие устойчивости внимания, навыков звукобуквенного анализа «Соедини картинки и звуки».

1

8.

Развитие зрительно-моторной координации «Дорисуй узр».

1

9.

Развитие вербально-смыслового мышления «Расставь знаки >, <, =»

1

10.

Развитие умения устанавливать связи между понятиями «Из каких чисел состоит?»

1

11.

Развитие вербально-смыслового мышления «Подбери инструменты»

1

12.

Развитие умения устанавливать связи между понятиями «Что сначала, что потом?»

1

13.

Развитие аналитико-синтетических способностей, пространственных представлений «Помоги найти маму»

1

14.

Развитие вербально-смыслового мышления «Что напутал художник?»

1

15.

Развитие логического мышления «Что сначала, что потом?»

1

16.

Развитие гибкости мышления, формирование умения сравнивать «Составь числа»

1

17.

Развитие понятийного мышления ««Найди общее название»

1

18.

Развитие аналитико-синтетических способностей «Где находится звук?»

1

19.

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, произвольного внимания, умения сравнивать «Найди и отметь отличия»

1

20.

Развитие умения владеть операциями анализа и синтеза «Подбери схему»

1

21.

Развитие пространственных представлений, процессов анализа и синтеза «Поставь нужную цифру»

1

22.

Развитие звукового синтеза «Где находится звук?»

1

23.

Развитие вербально - понятийного мышления «Математические цепочки»

1

24.

Развитие пространственного и абстрактного мышления «Нарисуй под диктовку»

1

25.

Развитие способностей устанавливать закономерности «Нарисуй недостающую фигуру»

1

26.

Развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия «Кто лишний?»

1

27.

Развитие умения владеть операциями анализа и синтеза «Кто что делает?»

1

28.

Развитие зрительно-моторной координации «Запиши слова»

1

29.

Развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза) «Придумай и реши задачу»

1

30.

Развитие навыков звукобуквенного анализа «Раздели на слоги»

1

31.

Развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза «Придумай и реши задачи»

1

32.

Развитие вербально - логического мышления «Соедини цифры по порядку»

1

33.

Развитие пространственных представлений. «Кто, где живёт?»

1

34.

Развитие аналитических познавательных способностей «Какие животные зашифрованы?»

1

35.

Развитие памяти, внимания, мышления «Найди все слова в цепочке»

1

36.

Развитие зрительно-моторной координации «Найди слова».

1

37.

Развитие умения владеть операциями анализа и синтеза «Образуй из слогов слова.»

1

38.

Развитие зрительно-моторной координации «Распредели по порядку»

1

39.

Развитие внимания «Найди все слова в цепочке»

1

40.

Развитие гибкости мышления, произвольного внимания «Найди фигуру»

1

41.

Развитие умения сравнивать, анализировать форму предметов «Дорисуй фигуры»

1

42.

Развитие способности к классификации, абстрагированию «Наведи порядок»

1

43.

Развитие концентрации и избирательности внимания «Впиши буквы»

1

44.

Развитие понятийного мышления, пространственной ориентировки «Закончи предложение»

1

45.

Развитие умения сравнивать, мышления (процессы синтеза), зрительно-двигательных координации «Найди 5 отличий»

1

46.

Рразвитие умения владеть операциями анализа и синтеза «Помоги буквам найти своё место»

1

47.

Упражнения на развитие внимания, мышления «Найди пару ботинку»

1

48.

Развитие наглядно-образного мышления и ориентировки в пространстве «Найди домик»

1

49.

Развитие мыслительных процессов «Найди ошибки»

1

50.

Развитие устойчивости и концентрации внимания «Расставь значки в фигурах»

1

51.

Развитие зрительной памяти, внимания «Запомни картинки»

1

52.

Развитие мыслительных процессов, развитие связной речи «Расскажи про кошку»

1

53.

Развитие зрительно-моторной координации «Нарисуй фигуры»

1

54.

Развитие зрительного восприятия, наглядно-образного мышления «Расставь деревья»

1

55.

Развитие наглядно-образного мышления «Найди путь»

1

56.

Развитие зрительно-вербального анализа и синтеза «Составь слово»

1

57.

Развитие понятийного мышления, эмоциональной сферы, связной речи «Расскажи, что случилось с ребятами»

1

58.

Развитие способности к классификации, абстрагированию «Ответь на вопросы»

1

59.

Развитие пространственных представлений, процессов анализа и синтеза, произвольного внимания  «Нарисуй под диктовку»

1

60.

Развитие гибкости мышления, произвольного внимания «Ответь на вопросы»

1

1

Обследование учащихся

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННОГО БЛОКА ЗПР

Коррекционно-развивающие занятия   2класс

Тематическое планирование материала

№№пп

Название темы

Количество часов

Дата

1

Обследование учащихся

1

Развитие умения классифицировать предметы и слова «Допиши по аналогии»

1

2

Развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия  «Найди слово в слове»

1

3.

Развитие умения владеть операциями анализа и синтеза «Преврати одни слова в другие»

1

4.

Развитие зрительно-моторной координации «Восстанови порядок»

1

5.

Развитие понятийного мышления (умение обобщать) «Найди общее название»

1

6.

Развитие способности к классификации, абстрагированию «Замени одним словом»

1

7.

Развитие понятийного мышления (умение обобщать) «Найди общее название»

1

8.

Развитие зрительно-моторной координации «Восстанови слова»

1

9.

Развитие умения устанавливать связи между понятиями «Подчеркни «наоборот»

1

10.

Развитие понятийного мышления (умение обобщать) «Шифровальщик»

1

11.

Развитие умения устанавливать связи между понятиями «Найди лишнее слово»

1

12.

Развитие умения устанавливать связи между понятиями «Допиши по аналогии»

1

13.

Развитие способности к классификации, абстрагированию «Восстанови слова»

1

14.

Развитие понятийного мышления (умение обобщать) «Соедини половинки слов»

1

15.

Развитие зрительно-моторной координации «Нарисуй такую же фигуру»

1

16.

Развитие понятийного мышления (умение обобщать) «Допиши «наоборот»

1

17.

Развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия «Выбери правильный ответ»

1

18.

Развитие способности к классификации, абстрагированию «Найди лишнее слово»

1

19.

Развитие понятийного мышления (умение обобщать) «Выбери правильный ответ»

1

20.

Развитие умения устанавливать связи между понятиями «Вставь по аналогии»

1

21.

Развитие умения классифицировать предметы и слова «Раздели на группы»

1

22.

Развитие внимания, наблюдательности, навыков устного счёта «Соедини половинки слов»

1

23.

Развитие внимания «Тренируй внимание»

1

24.

Развитие умения устанавливать связи между понятиями «Подчеркни «наоборот»

1

25.

Развитие умения владеть операциями анализа и синтеза «Преврати одни слова в другие»

1

26.

Развитие зрительно-моторной координации «Выбери правильный ответ»

1

27.

Развитие внимания, ассоциативной памяти «Собери слова»

1

28.

Развитие умения устанавливать связи между понятиями «Допиши по аналогии»

1

29.

Развитие умения устанавливать связи между понятиями «Вставь числа»

1

30.

Развитие умения владеть операциями анализа и синтеза «Найди пару»

1

31.

Развитие понятийного мышления «Раздели их на группы»

1

32.

Развитие умения владеть операциями анализа и синтеза «Реши задачку»

1

33.

Развитие памяти и произвольного внимания «Выбери правильный ответ»

1

34.

Развитие мыслительных операций «Ребусы»

1

35.

Развитие внимания, наблюдательности, навыков устного счёта «Посчитай»

1

36.

Развитие вербально - понятийного мышления.

 «Соедини части пословиц»

1

37.

Развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями «Соедини буквы»

1

38.

Развитие мышления (процессы синтеза) «Восстанови слова»

1

39.

Развитие логического мышления «Найди общее название»

1

40.

Развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями «Наоборот»

1

41.

Развитие зрительно-моторной координации «Найди слова»

1

42.

Развитие умения устанавливать различные виды отношений между понятиями «Развивай логику»

1

43.

Развитие внимания, ассоциативной памяти «Шифровальщик»

1

44.

Развитие вербально – смыслового анализа «Расшифруй пословицу»

1

45.

Развитие мыслительной операции анализ через синтез «Реши кроссворд»

1

46.

Развитие  вербального  мышления  (выявление  отношения противоположности) «Назови слова»

1

47.

Развитие вербально – логического мышления «Зачеркни лишнее слово»

1

48.

Развитие умения устанавливать связи между понятиями «Вставь по аналогии»

1

49.

Развитие умения обобщать, анализировать, сопоставлять понятия «Найди общее название»

1

50.

Развитие вербально - понятийного мышления «Зачеркни лишнее слово»

1

51.

Развитие умения классифицировать предметы и слова «Допиши по аналогии»

1

52.

Развитие мыслительных операций, внимания «Найди слова»

1

53.

Развитие умения владеть операциями анализа и синтеза «Найди похожие слова»

1

54.

Развитие умения устанавливать связи между понятиями «Аналогии»

1

55.

Развитие внимания, мышления «Найди слова»

1

56.

Развитие способности к классификации, абстрагированию «Зачеркни лишнее слово»

1

57.

Развитие умения устанавливать связи между понятиями «Вставь по аналогии»

1

58.

Развитие понятийного мышления (умение обобщать) «Найди общее название»

1

59.

Развитие внимания «Расставь значки»

1

60.

Развитие логического мышления «Обведи цифры»

1

1

Обследование учащихся

Коррекционно-развивающие занятия   3-4 класс

Календарно-тематическое планирование материала

№№пп

Название темы

Кол-во часов

Дата

1

Обследование учащихся

1.

Развитие памяти, внимания, мышления «Получи новое слово»

1

2.

Развитие ассоциативного мышления, памяти «Допиши слово»

1

3.

Развитие вербально - логического мышления «Найди слово в слове»

1

4.

Развитие  вербального  мышления  (выявление  отношения противоположности).

«Подбери слово, противоположное по смыслу»

1

5.

Упражнения на развитие внимания, ассоциативной памяти ««Восстанови слова»

1

6.

Развитие словесно-логического мышления «Проведи аналогию»

1

7.

Развитие вербального мышления «Подбери слово»

1

8.

Развитие вербально - логического мышления «Найди общее название»

1

9.

Развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза) «Исключи лишнее»

1

10.

 Развитие ассоциативного мышления, внимание «Подбери слово по аналогии»

1

11.

Развитие способности к классификации и абстрагированию «Проведи аналогию»

1

12.

Развитие вербального мышления (обобщение) «Найди общее название»

1

13.

Развитие способности к классификации и абстрагированию «Раздели слова на группы»

1

14.

Развитие вербально-смыслового мышления «Найди противоположное слово?»

1

15.

Развитие внимания и ассоциативной памяти «Составь слова»

1

16.

Развитие вербально - логического мышления «Составь анаграмму»

1

17.

Развитие способности к классификации и абстрагированию «Составь слова»

1

18.

Развитие логического мышления «Исключи лишнее»

1

19.

Развитие вербально - логического мышления «Допиши определения»

1

20.

Развитие вербально - логического мышления «Реши логические задачи»

1

21.

Развитие вербально - логического мышления «Раздели слова на группы»

1

22.

Развитие концентрации и избирательности внимания «Найди все слова в строчках»

1

23.

Развитие способности к классификации и абстрагированию «Объедини слова по смыслу»

1

24.

Развитие вербально - логического мышления  «Шифровальщик»

1

25.

Развитие  внимания и ассоциативной памяти. «Восстанови слова»

1

26.

Развитие вербально - логического мышления «Раздели слова на группы»

1

27.

Развитие вербально - логического мышления «Восстанови слова»

1

28.

Развитие способности к классификации и абстрагированию «Подбери по смыслу»

1

29.

Развитие мыслительных процессов: анализа и синтеза «Составь слова»

1

30.

Развитие  развитие способности к классификации и абстрагированию «Проведи аналогию»

1

31.

Развитие мышления (вербальное, мыслительные операции анализа и синтеза). Развитие пространственных представлений. «Составь анаграмму»,

1

32.

Развитие зрительной памяти «Вставь недостающее слово»

1

33.

Развитие внимания, ассоциативной памяти «Проведи аналогию»

1

34.

Развитие пространственных представлений, мыслительных операций анализа и синтеза.

«Потренируй логическое мышление»,

1

35.

Развитие вербально - логического мышления.

 «Найди общее название»

1

36.

Развитие внимания «Развивай быстроту реакции»

1

37.

Развитие вербально - логического мышления «Найди лишнее слово»

1

38.

Развитие способности к классификации и абстрагированию «Получи новое слово»

1

39.

Развитие способности к классификации и абстрагированию «Объедини слова по смыслу»

1

40.

Развитие вербально - логического мышления  «Восстанови слова»

1

41.

Развитие способности к классификации и абстрагированию

«Развивай внимание»

1

42.

установление связи между понятиями «Найди лишнее словосочетание»

1

43.

Развитие способности к классификации и абстрагированию

«Составь пропорции»

1

44.

Развитие концентрации и избирательности внимания

«Найди все слова в строчках»

1

45.

Развитие внимания и ассоциативной памяти «Составь слова»

1

46.

Развитие вербально - логического мышления «Составь анаграмму»

1

47.

Развитие способности к классификации и абстрагированию «Закончи предложение»

1

48.

Развитие вербально - логического мышления «Восстанови слова»

1

49.

Развитие вербально - логического мышления «Восстанови рассказ»

1

50.

Установление связи между понятиями «Составь слова»

1

51.

Развитие логического мышления «Найди лишнее слово»

1

52.

Развитие понятийного мышления «Найди общее название»

1

53.

Развитие мыслительных процессов «Исправь ошибки»

1

54.

Развитие памяти, внимания, мышления «Развивай логическое мышление»

1

55.

Развитие памяти, внимания, мышления «Вставь недостающее слово»

1

56.

Развитие логического мышления «Найди слова в слове»

1

57.

Развитие памяти, внимания, мышления «Мегаграммы»

1

58.

Развитие памяти, внимания, мышления «Двойные значение»

1

59.

Развитие логического мышления  «Соедини половинки слов»

1

60.

Развитие ассоциативного мышления «Развивай ассоциативное мышление»

1

1

Обследование учащихся


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интернет-ресурс для поддержки работы единого профессионального сообщества педагогических работников и специалистов, участвующих в реализации адаптированных образовательных программ для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Обеспечение реализации права на образование детей с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детей-инвалидов является одним из важнейших аспектов государственной политики Российской ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ по английскому языку за 3 класс

Планирование составлено на основе Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования; Примерных программ по учебным предметам. Иностранный язык. 2-4 классы. – М.: П...

Адаптированная образовательная программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (Вариант 4.3)

Адаптированная образовательная программ  для обучающихся с ограничееными возможностями здоровья  разработана в соответствии ФГОС ОВЗ....

Коррекционно - развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.

Коррекционно - развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры....

Коррекционно развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.

Спортивно-оздоровительная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья не только возможна, но и нужна. Грамотная организация и систематическое проведение мероприятий спортивно-оздоровит...

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к УМК Spotlight 8 кл.

Адаптированная рабочая программа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья к УМК Spotlight 8 кл. 2022-2023гг...

Часть адаптированной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении

Коррекционная педагогика. Часть адаптированной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в образовательном учреждении...