Коррекционно развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.
материал по физкультуре
Спортивно-оздоровительная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья не только возможна, но и нужна. Грамотная организация и систематическое проведение мероприятий спортивно-оздоровительной направленности в специальной (коррекционной) школе способствует формированию устойчивой мотивации учащихся, родителей и педагогического коллектива на сохранение и укрепление ЗОЖ, а занятия спортом оказывают благотворное влияние на физическое, психологическое, моральное, эмоциональное состояния каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korrektsiya.docx | 23.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные технологии в работе учреждений образовательных организаций сочетаются со всем ценным, что накоплено в отечественном и зарубежном опыте, в семейной и народной педагогике.
Они позволяют выбирать наиболее эффективные способы и приемы организации деятельности детей и создавать максимально комфортные условия для их общения, активности и саморазвития; являются одним из средств социализации личности обучающегося, так как способствуют развитию таких личностных новообразований как активность, самостоятельность и коммуникативность.
Охрана и укрепление здоровья детей, формирование привычки к здоровому образу жизни были и остаются первостепенной задачей образовательных организаций.
Здоровье во все времена считалось высшей ценностью, основой творческой жизни, счастья и благополучия человека.
Под здоровьесберегающей образовательной технологией понимается система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального, личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся, педагогов и др.). Здоровьесберегающие образовательные технологии - это совокупность приёмов, форм и методов организации обучения школьников без ущерба для их здоровья[5].
Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Осуществление этой цели напрямую зависит от следующих приоритетов учебного-образовательного процесса:
- организация рационального учебного процесса в соответствии с САНиП;
- рациональная организация двигательной активности учащихся;
- система работы по формированию ценности здоровья и здорового образа жизни [3, 104-105].
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
В современных условиях развитие человека невозможно без построения системы формирования его здоровья.
Классификация здоровьесберегающих технологий:
1. медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья обучающихся, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды );
2. физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
3. обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в образовательной организации и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе);
4. образовательные (воспитания культуры здоровья обучающихся, личностно-ориентированного воспитания и обучения);
6. обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игра), самомассаж; коррекционные (арт-техники, технология музыкального воздействия, книга, как средство развития ребенка, психогимнастики и др.)
Какие задачи коррекционно-развивающей работы с внедрением здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс может решать специалист:
- повышение умственной и физической работоспособности;
- охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения;
- стимулирование речевых зон коры головного мозга;
- формирование орального праксиса;
- развитие общей, мелкой моторики и зрительно-пространственного гнозиса;
- повышение резервов дыхательной системы;
- профилактика нарушения зрения; создание благоприятного эмоционального фона.
Принципы:
- доступности (использование здоровьесберегающих технологий в соответствии с возрастом детей);
- систематичности (реализация оздоровительных мероприятий постоянно);
- оптимальности (разумно сбалансированная психофизическая нагрузка);
- последовательности (последовательное усложнение и увеличение нагрузки);
- комплексного воздействия на все анализаторы;
- совместного – педагогического воздействия (учителя-логопеда, воспитателя, психолога, медицинского персонала, родителей).
Объединение способов оздоровления и воспитания позволяет сохранить и, по возможности, укрепить здоровье в специальных учреждениях.
Во избежание переутомления необходима частая смена видов деятельности, периоды напряженной работы чередовать с расслаблением.
Здоровьесберегающая технология рассматривается как фактор эффективного образования и как метод формирования, укрепления и сохранения здоровья детей с ОВЗ.
На уроках физической культуры здоровьесберегающие технологии – это основа основ. Деятельность учителя физической культуры по сохранению здоровья детей является одной из составляющих качества результата.
Главная цель работы учителей физкультуры – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе. Для этого необходимо:
- сформировать у обучающихся необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни
- научить школьников использовать полученные знания в повседневной жизни;
- обучить школьников приемам мобилизации, релаксации и духовного самосовершенствования.
- формировать ценностное отношение к своему здоровью.
- формировать потребность в здоровом образе жизни.
Поставленные задачи решаются через:
1) совершенствование методики проведения урока,
2) индивидуальную работу со слабоуспевающими и физически развитыми обучающимися,
3) коррекцию занятий школьников на основе диагностики развития, способностей и природных задатков,
- мотивацию школьников к учению.[5].
Этот вид технологии предполагает проведение во время занятий (уроков) физминуток, динамических пауз, дыхательной гимнастики, зрительной гимнастики, пальчиковой гимнастики, релаксации.
Коррекционные занятия (уроки) должны быть составлены с учетом частой сменой видов деятельности детей.
Каждое занятие (урок) должно содержать несколько видов деятельности: дидактические игры или элемент дидактической игры, задания на развитие внимания, выполнение движений по подражанию, практические действия.
Двигательная активность детей с ОВЗ должна быть правильно организована. В силу заболевания дети не всегда самостоятельно включаются в процесс выполнения каких-либо упражнений и заданий, их необходимо увлечь, привлечь тем, что им в данный момент интересно.
Поэтому игры и упражнения необходимо подбирать индивидуально адаптированные, конкретному ребенку или группе детей
Соблюдение специального охранительного режима– оздоровительного щадящего режим , на фоне которого протекает режим ограничения чего-либо
Охранительный режим:
- зрительной;
- слуховой;
- двигательной;
- эмоциональной;
- интеллектуальной нагрузки.
Деятельность учителя в аспекте реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры должна включать знакомство с результатами медицинских осмотров детей, их учет в учебно-воспитательной работе; помощь родителям в построении здоровой жизнедеятельности учащихся и семьи в целом. [5].
Многие дети имеют хронические заболевания. Результаты обследования выявляют следующие негативные параметры:
- наличие разных соматических заболеваний;
- частое отставание в физическом развитии;
- низкий уровень физической подготовленности;
- повышенный уровень тревожности и слабость волевых усилий;
- частые случаи вегетативных расстройств.
Важное значение имеет организация системы сознательных, целенаправленных педагогических действий, связанных с телесно – физическим развитием детей. Физическая культура расширяет адаптационные возможности человека. Двигательная активность, рациональное питание, закаливание повышают его функциональные возможности, способность противостоять к негативным факторам окружающей среды.
Главными актуальными задачами являются:
- обеспечение сохранения и укрепления здоровья детей, повышение сопротивляемости к заболеваниям, неблагоприятным воздействиям внешней среды, формирование ценностного отношения к здоровому образу жизни
- формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков ребенка в соответствии с его индивидуальными особенностями развития физических качеств нравственных основ личности накопление двигательного опыта, коррекция психомоторных нарушений
- создание условий для развития и саморазвития и реализации потребности детей в двигательной активности, на базе соблюдения режима дня, совершенствования предметно-развивающей, материально-технической и экологической среды
- создание образовательных технологий образовательной физической культуры и их внедрение в образовательный процесс по физическому направлению
- использование здоровьесберегающихтехнологий в режиме дня с учетом комплексно-тематического планирования
- организация интегрированных видов образовательной и игровой деятельности
- просветительско-воспитательная работа, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, воспитание культуры здоровья, динамическое наблюдение за состоянием здоровья детей, мониторинг «Готовность к школе»
В своей работе использую методику «Определение коэффициента заболеваемости учащихся» [1, 73].
Анализ заболеваемости учащихся в течении года проводим совместно с медицинским работником учреждения, что позволяет проанализировать динамику острой заболеваемости и разработать комплекс мер по снижению учебной нагрузки в определенные месяцы учебного года или включению в план работы школы дополнительных дней здоровья и спорта, каникул и т.п.
В работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья я широко использую средства адаптивной физической культуры.
Адаптивная физическая культура для детей с ограниченными возможностями здоровья – это одно из средств не только устранения недостатков в двигательной сфере, но и полноценного развития, укрепления здоровья, адаптации и возможной интеграции в социуме [2, 55].
Средствами адаптивной физической культуры являются физические упражнения, естественно-средовые силы природы и гигиенические факторы[4, 173-174].
Программный материал по физической культуре включает разделы: легкая атлетика, гимнастика, лыжная подготовка, спортивные и подвижные игры. Каждый из этих разделов включает многочисленные физические упражнения, позволяющие воздействовать на различные звенья опорно-двигательного аппарата, мышечные группы, вегетативные системы, корректировать недостатки физического развития, психики и поведения.
К естественно-средовым факторам относится использование воды, воздушных и солнечных ванн в целях укрепления здоровья, профилактики простудных заболеваний, закаливания организма [4, 176]. Применятся оздоровительное плавание, ходьба босиком по массажной дорожке, песку, прогулки на лыжах, подвижные и спортивные игры на открытой площадке.
Гигиенические факторы включают правила и нормы общественной и личной гигиены: режим дня, соотношение бодрствования и сна, учебы и отдыха, питания, окружающей среды, одежды, обуви, спортивного инвентаря и оборудования [4, 176]. Учащиеся приучатся к режиму двигательной активности и личной гигиене, превращая их в привычку.
На уроках по адаптивной физической культуре использую оздоровительные технологии. Схематично взаимосвязь форм физического воспитания, спорта и здоровьесберегающих технологий представлена на рис. 1.
Система внеклассной работы является существенным дополнением к урокам физкультуры и способствует улучшению физического и психического здоровья таких детей. Выступления на различных городских и областных соревнованиях способствуют выполнению первостепенной задачи коррекционной школы - приближение двигательных показателей воспитанников с нарушением интеллекта к данным сверстников из массовых школ.
Таким образом, можно сделать вывод, что спортивно-оздоровительная работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья не только возможна, но и нужна. Грамотная организация и систематическое проведение мероприятий спортивно-оздоровительной направленности в специальной (коррекционной) школе способствует формированию устойчивой мотивации учащихся, родителей и педагогического коллектива на сохранение и укрепление ЗОЖ, а занятия спортом оказывают благотворное влияние на физическое, психологическое, моральное, эмоциональное состояния каждого ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Результатом своей работы считаю улучшение физического здоровья учащихся, двигательной подготовленности, изменение отношения к занятиям физической культурой. Использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном и социальном процессе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Информационные компьютерные технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья.
В докладе рассматриваются вопросы использования ИКТ в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья. По закону, эти дети имеют равные права со всеми на получение образования. Создание...
Социальная адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивного спорта
Данная статья опубликована в сборнике материалов II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 65-летию физкультурно-спортивному образованию на Тамбовщине 22 ноября 2012 года....
"Двигательная реабилитация и социально-педагогическая адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры".
Комплексный подход в решении проблем интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья, воспитывающихся в условиях детских домов и семьях....
Использование возможностей информационных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья
Перспективным направлением развития коррекционного образования является использование возможностей информационных технологий, которые должны помочь педагогам сделать знакомую и уже надоевшую (ведь кор...
Статья "Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через уроки физической культуры"
Согласно социологическому исследованию семьи с детьми, страдающими различного рода заболеваниями, не воспринимают психологов и социальных педагогов в качестве надёжных источников помощи....
социализация детей с ограниченными возможностями здоровья через уроки физической культуры
Согласно социологическому исследованию семьи с детьми, страдающими различного рода заболеваниями, не воспринимают психологов и социальных педагогов в качестве надёжных источников помощи....
Коррекционно - развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры.
Коррекционно - развивающие технологии в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья средствами адаптивной физической культуры....