Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей с умственной отсталостью
учебно-методический материал
Мнемотехника - эффективное коррекционное средство при обучении связной речи школьников. Мнемотехника помогает: связанной речи детей, ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, внимания, воображения, орфографической зоркости, ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков, навыка смыслового чтения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ispolzovanie_mnemotehniki_v_razvitii_svyaznoy_rechi_u_detey_s_umstvennoy_otstalostyu.docx | 185.39 КБ |
Предварительный просмотр:
«Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей с умственной отсталостью.
У детей с умственной отсталостью существуют следующие проблемы:
• скудный словарный запас
• неумение согласовывать слова в предложении
• нарушение звукопроизношения
• у большинства детей нарушено внимание
• несовершенно логическое мышление
Такие дети, чаще всего, не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приемами и методами запоминания, допускают множество ошибок в письменных работах, испытывают затруднения при работе с текстом. Заучивание стихов вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
На этапе автоматизации звуков в стихотворных текстах у детей снижается самоконтроль за речью.
Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки. Наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих инновационных методик, технологий, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик является - мнемотехника, - эффективное коррекционное средство при обучении связной речи школьников.
Наглядность является, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. – одним из факторов, облегчающие процесс становления речи. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Так как наглядный материал у учащихся с умственной отсталостью усваивается лучше, я решила попробовать на своих занятиях использовать мнемотехнику.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Суть данного приема заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текст, стихотворение, скороговорку, загадку.
Мнемотехника помогает
• связанной речи
• ассоциативного мышления
• зрительной и слуховой памяти
• зрительного и слухового внимания
• воображения
-орфографической зоркости
-навыка смыслового чтения
• ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Скороговорка - уникальный жанр устного народного творчества. Короткие рифмованные фразы, построенные на сочетании звуков, трудных для произношения – замечательный инструмент для развития чёткой и грамотной речи. Скороговорки помогают тренировать артикуляционный аппарат, способствует выработке четкой дикции, развивают речевой слух, обогащают словарный запас.
Как учить скороговорки используя мнемотаблицы.
Схема работы с чистоговорками и скороговорками выглядит следующим образом:
· Прослушивание текста четко проговариваемого педагогом.
· Заучивание скороговорки. На этом этапе и создается мнемотаблица.
· Повторение фразы в беззвучном режиме, с четкой артикуляцией.
· Далее скороговорку нужно произнести шепотом. Медленно и четко.
· Проговаривание текста ребенком в очень медленном темпе, не повышая голос и не модулируя.
· На этапе ускорения темпа снова вступает в силу требование говорить шепотом.
· Когда скороговорка звучит ровно и уверенно, нужно проговаривать ее в полный голос, используя различные виды интонации.
Глядя на мнемотаблицу, ребенок заучивает текст намного быстрее и эффективнее.
Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают текст. Этап автоматизации звуков происходит намного интереснее и результативность коррекционной работы возрастает.
Таким образом, с помощью мнемотехники удается достичь таких результатов:
• у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;
• появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;
• появляется интерес к заучиванию стихов, потешек, скороговорок;
• словарный запас выходит на более высокий уровень.
Я считаю, что мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей"
В настоящее время дети дошкольного возраста испытывают трудности в построение описательного рассказа, перессказа текста, заучивания стихотворения. Передо мной встала задача научить детей быстро запоми...
доклад для выступления на МО учителей -логопедов города "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей"
Данный доклад раскрывает основные приемы мнемотехники и как они помогают в развитии связной речи детей....
"Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья"
В данном материалы использованы разнообразные приёмы мнемотехники...
Консультация для педагогов:«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»
В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависи...
Сообщение для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»
Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложен...
Использование метода мнемотехники в развитие связной речи у младших школьников
Тема исследованияИспользование метода мнемотехники в развитие связной речи...