Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей с умственной отсталостью
учебно-методический материал

Корытова Татьяна Ильинична

Мнемотехника -  эффективное коррекционное средство при обучении связной речи школьников. Мнемотехника помогает: связанной речи детей, ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, внимания, воображения, орфографической зоркости, ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков, навыка смыслового чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей с умственной отсталостью.

У детей с умственной отсталостью существуют следующие проблемы:

• скудный словарный запас

• неумение согласовывать слова в предложении

• нарушение звукопроизношения

• у большинства детей нарушено внимание

• несовершенно логическое мышление

Такие дети, чаще всего, не любят учить стихи, пересказывать тексты, не владеют приемами и методами запоминания, допускают множество ошибок в письменных работах, испытывают затруднения при работе с текстом.   Заучивание стихов вызывает у них большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

На этапе автоматизации звуков в стихотворных текстах у детей снижается самоконтроль за речью.

Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях из окружающей жизни, автоматизировать и дифференцировать поставленные звуки. Наряду с общепринятыми приёмами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих инновационных методик, технологий, эффективность которых очевидна. Одной из таких методик является - мнемотехника, - эффективное коррекционное средство при обучении связной речи школьников.

Наглядность является, по мнению С. Л. Рубинштейна, А. М. Леушиной, Л. В. Эльконина и др. – одним из факторов, облегчающие процесс становления речи. Рассматривание предметов, картин помогает детям называть предметы, их характерные признаки, производимые с ними действия. Так как наглядный материал у учащихся с умственной отсталостью усваивается лучше, я решила попробовать на своих занятиях использовать мнемотехнику.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

 Суть данного приема заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки ребенок легко воспроизводит текст, стихотворение, скороговорку, загадку.

Мнемотехника помогает

• связанной речи

• ассоциативного мышления

• зрительной и слуховой памяти

• зрительного и слухового внимания

• воображения

-орфографической зоркости

-навыка смыслового чтения

• ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

 Скороговорка - уникальный жанр устного народного творчества. Короткие рифмованные фразы, построенные на сочетании звуков, трудных для произношения – замечательный инструмент для развития чёткой и грамотной речи. Скороговорки помогают тренировать артикуляционный аппарат, способствует выработке четкой дикции, развивают речевой слух, обогащают словарный запас.

   Как учить скороговорки используя мнемотаблицы.

Схема работы с чистоговорками и скороговорками выглядит следующим образом:

·        Прослушивание текста четко проговариваемого педагогом.

·        Заучивание скороговорки. На этом этапе и создается мнемотаблица.

·        Повторение фразы в беззвучном режиме, с четкой артикуляцией.

·        Далее скороговорку нужно произнести шепотом. Медленно и четко.

·        Проговаривание текста ребенком в очень медленном темпе, не повышая голос и не модулируя.

·        На этапе ускорения темпа снова вступает в силу требование говорить шепотом.

·        Когда скороговорка звучит ровно и уверенно, нужно проговаривать ее в полный голос, используя различные виды интонации.

Глядя на мнемотаблицу, ребенок заучивает текст намного быстрее и эффективнее.

Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают текст. Этап автоматизации звуков происходит намного интереснее и результативность коррекционной работы возрастает.

Таким образом, с помощью мнемотехники удается достичь таких результатов:

• у детей увеличивается круг знаний об окружающем мире;

• появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

• появляется интерес к заучиванию стихов, потешек, скороговорок;

• словарный запас выходит на более высокий уровень.

Я считаю, что мнемотехника помогает упростить для детей процесс непосредственно-образовательной деятельности. Дети обучаются в интересной игровой форме.

1.

http://www.tarologiay.ru/wp-content/uploads/2014/01/Gia0ok02Wp4.jpg

2.

http://www.tarologiay.ru/wp-content/uploads/2014/01/Gia0ok02Wp4.jpg

3.

http://www.tarologiay.ru/wp-content/uploads/2014/01/Gia0ok02Wp4.jpg

4.http://www.tarologiay.ru/wp-content/uploads/2014/01/Gia0ok02Wp4.jpg

5.

http://www.tarologiay.ru/wp-content/uploads/2014/01/Gia0ok02Wp4.jpg

6.

http://www.tarologiay.ru/wp-content/uploads/2014/01/U0VNtUFMlqE.jpg

7.

http://www.tarologiay.ru/wp-content/uploads/2014/01/U0VNtUFMlqE.jpg

8.

http://www.tarologiay.ru/wp-content/uploads/2014/01/U0VNtUFMlqE.jpg

9.http://www.tarologiay.ru/wp-content/uploads/2014/01/dPc_Ftsn7qs.jpg

10.http://www.tarologiay.ru/wp-content/uploads/2014/01/dPc_Ftsn7qs.jpg

11.http://www.tarologiay.ru/wp-content/uploads/2014/01/dPc_Ftsn7qs.jpg

12.http://www.tarologiay.ru/wp-content/uploads/2014/01/dPc_Ftsn7qs.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование мнемотехники в развитие связной речи у детей"

В настоящее время дети дошкольного возраста испытывают трудности в построение описательного рассказа, перессказа текста, заучивания стихотворения. Передо мной встала задача научить детей быстро запоми...

доклад для выступления на МО учителей -логопедов города "Использование приемов мнемотехники для развития связной речи детей"

Данный доклад раскрывает основные приемы мнемотехники и как они помогают в развитии связной речи детей....

Консультация для педагогов:«Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста, имеющих тяжёлые нарушения речи»

В настоящее время проблема развития речи становится особенно актуальной. Главной и отличительной чертой современного общества является подмена живого человеческого общения зависи...

Сообщение для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста»

 Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Владение родным языком - это не только умение правильно строить предложен...

Использование метода мнемотехники в развитие связной речи у младших школьников

Тема исследованияИспользование метода мнемотехники в развитие связной речи...