Возрастные особенности речевого развития дошкольника
презентация к уроку
Что такое норма речевого развития ребёнка от 0 до 6-7 лет? К ним относятся свойственные каждому отдельному периоду жизни ребенка прогрессы в говорении, эмоциональном развитии. С рождения специалисты наблюдают за малышом, как он учится отзываться на голос взрослого, реагирует на речь извне, начинает «гулить», лепетать и постепенно приходит к полноценному процессу говорения. Опираться стопроцентно на критерии ВОЗ не стоит. Каждый ребенок индивидуальность, личность, которой свойственны отличительные качества. Один малыш может заговорить в 2 года, другой в 3 и это будет являться нормой. Главное, вовремя реагировать на отставание в речевом развитии, заниматься с ребенком, проходить обследование. Зачастую проблемы кроятся в свойствах характера крохи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Развитие речи ребёнка дошкольного возраста процесс очень индивидуальный | 1011.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Что такое норма речевого развития ребёнка от 0 до 6-7 лет? К ним относятся свойственные каждому отдельному периоду жизни ребенка прогрессы в говорении, эмоциональном развитии. С рождения специалисты наблюдают за малышом, как он учится отзываться на голос взрослого, реагирует на речь извне, начинает « гулить », лепетать и постепенно приходит к полноценному процессу говорения.
Опираться стопроцентно на критерии ВОЗ не стоит. Каждый ребенок индивидуальность, личность, которой свойственны отличительные качества. Один малыш может заговорить в 2 года, другой в 3 и это будет являться нормой. Главное, вовремя реагировать на отставание в речевом развитии, заниматься с ребенком, проходить обследование. Зачастую проблемы кроятся в свойствах характера крохи.
Ошибочно мнение, что речь зарождается, когда малыш произносит первое небольшое слово. Формирование происходит сразу после рождения, когда новорожденный учится воспринимать и понимать родителей, слушать и слышать, воспроизводить звуки (акт гуления ), лепетать. Первая улыбка − это тоже речевое развитие.
Для малышей до года свойственно эмоциональное жестовое общение с помощью движений, мимики. После года наступает пора, когда ребенок может не только показать, но и пытается объяснить, что ему нужно. В такой период важно подыграть крохе и можно специально попросить его проговорить слово, сделать вид, что взрослый не понимает малыша. Это стимулирует к познанию, процессу говорения. Ребенок понимает, если он хочет что-то получить, нужно потрудиться, произнести слово так, чтобы его поняли.
Отставание в речевом развитии приносит детям немало огорчений и трудностей: они стесняются, чувствуют себя неуверенно, становятся застенчивыми, замыкаются, плохо идут на контакт с окружающими, мучительно переносят насмешки в более старшем возрасте .
Воспитание звуковой культуры речи Формирование грамматического строя Формирование элементарного осознания явлений языка и речи Воспитание любви и интереса к художественному слову Основные направления в развитии речи: Развитие словаря Развитие связной речи
Развитие словаря Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими .
Возрастные особенности развития словаря 8-12 месяцев Кроха может произносить цепочку слогов с различной интонацией. Появляются первые несложные слова: мама, дай, папа, на, незя . К 11-12 месяцам ребенок знает до 15 слов, активно использует их в речи. На втором году жизни появляются несложные предложения в общении: «Мама кушать», «Баба дай» и т. д. Словарный запас колеблется от 30 до 50 слов к 1,5 годам. В 2 года ребенок должен знать до 200-300 слов. К 3 годам сохраняются трудности в звукопроизношении свистящих, шипящих, сонорных: р, н, л, м, щ, ш, ч, ц, с. Словарный запас к 3 годам увеличивается до 100 слов. От 4 до 5 лет Возникает второй период вопросов: почему, зачем, как? Малыш активно познает окружающий мир с помощью взрослого и самостоятельно. Дети разговаривают к 4 годам предложениями, речь дошкольника становится более связной, контекстной, содержательной. В 4 года кроха может называть группу предметов, пересказывать с помощью взрослого небольшой рассказ, заучивать стишки. Словарный запас к 5 годам увеличивается до 2000 слов. В речи малыша присутствуют все части речи: местоимения, причастия, наречия, прилагательные, глаголы, существительные. От 5 до 7 лет Ребенок активно участвует в разговоре, может составлять содержательные рассказы к 6 годам. Без помощи взрослого способен пересказать небольшой рассказ, стихотворение. Умеет составлять несколько предложений, текст по картинке. К 6-7 годам должны отсутствовать дефекты в произношении звуков. Словарный запас к 7 годам до 2500 слов.
Система работы ( Т.А.Мусейбова ) по развитию у дошкольников пространственных представлений 1 . Ориентировка «на себе»; освоение «схемы собственного тела»; 2. Ориентировку «на внешних объектах»; выделение различных сторон предметов: передней, верхней, нижней, тыльной, боковых; 3. Освоение и применение словесной системы отсчёта по основным пространственным направлениям: вперёд-назад, вверх-вниз, направо-налево; 4. Определённое расположение предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка фиксируется на самом объекте; 5. Определение собственного положения в пространстве (точки стояния) относительно различных объектов, точка отсчёта при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо объекте; 6. Определение пространственного размещения предметов относительно друг-друга ; 7. Определение пространственного расположения предметов при ориентировке на плоскости.
Развитие и уточнение пространственных представлений 1 ) Дифференциация правых и левых частей тела а) Наглядный вариант б) Речевой вариант 2) Ориентировка в окружающем пространстве. При этом учитывается, что ориентировка в горизонтальных направлениях (сзади — спереди, вперед — назад) страдает больше, чем в вертикальных (вверху — внизу, сверху — снизу, над —под). Наиболее отличительной особенностью детей с нарушениями речи является трудности в овладении понятиями слева — справа, левый — правый, лево — право Аналогичная работа в подготовительной к школе группе проводится по определению пространственного расположения трех предметов. Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв. На данном этапе развивается зрительное восприятие пространственного расположения предметов и их компонентов.
Развитие и уточнение временных представлений При работе над развитием временных представлений рассматривается следующий круг вопросов сутки, неделя, времена года, месяцы, семья, возраст и роли в семье. Делать это можно посредством разнообразных упражнений и заданий, известных рифмовок и стихов Работа ведется по нескольким направлениям. 1) Уточнение понятий об основных единицах времени (части суток, времени года, месяцы, год), наблюдение и определение временной последовательности и закономерности каких-либо действий и событий (после, перед, сейчас, потом и т. д. ) 2) Формирование и уточнение понятий о периодах человеческого возраста, о взаимоотношениях и ролях в семье (сын, дочь отец, мать, бабушка, дедушка и т. д .)..
Воспитание звуковой культуры речи Данное направление предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка Воспитание орфоэпической правильной речи. Овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация. Обучение правильному звукопроизношению
Возрастные нормы появления звуков в речи ребёнка
Представленная таблица помогает определить наличие отклонений у ребенка от норм, понять, стоит ли обращаться за помощью к профессионалу. Не стоит забывать, что может быть отклонение от нормы. Воспринимать информацию нужно в совокупности.
Компоненты полноценной речи взрослого: Ценностно-личностные установки; Правильность; Точность; Логичность; Чистота; Выразительность; Возрастная направленность; Богатство; Уместность; Навыки публичной речи (по возможности)
Наиболее распостранённые недостатки речи взрослого: нечёткое артикулирование звуков в процессе речи; побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо « што »; «его» вместо « ево »); произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора; неправильное ударение в словах; монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания; ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми; многословие , наслоение лишних фраз, деталей; насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами; использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов; частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»); засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.); копирование речи малышей, «сюсюканье»; использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т.д.
Формирование грамматического строя речи предполагает: 1.Развитие морфологической стороны речи ( изменение слов по родам, числам, падежам) 2.Освоение разных типов словосочетаний и предложений )
Развитие связной речи включает: 1. Развитие диалогической(разговорной) и монологической речи. Важно учить ребенка вести диалог. Развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь. 2. Пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. 3. Важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога, умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать строить самостоятельные высказывания разных типов.
Формирование элементарного осознания явлений языка и речи Обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте, чтению и письму.
Основные направления речевого развития м алыша от рождения до 2-х месяцев Появление реакции на взрослую речь, ребенок смотрит в сторону того, кто обращается к нему. Возникают первые звуки, улыбка, спонтанные вокализации, эмоциональные всплески при общении с близким человеком. 3 месяца Важный этап в развитии речевого дыхания. Появляется первый смех, « гуление », «воркование». Новорожденный экспериментирует с гласными: протягивает, поет.
Основные направления речевого развития малыша в 4 месяца Возраст , когда появляется комплекс оживления, ребенок проявляет радость в ответ на общение со взрослым. Плавно один звук переходит в другой: « ооооооуууу , ааааааооооо ».
Основные направления речевого развития малыша в 5 месяцев Возникают первые попытки сказать что-либо с помощью звукослияния : ма , ба, па, ня , ди и т. д. Гласные начинают соединяться с согласными, возникает активное гуление .
Основные направления речевого развития малыша в 6 месяцев В полгода м алыш всё больше пытается войти в контакт со взрослым при помощи лепета, гуления , возникает спонтанное соединение слогов: гуга , дади , нати , мами , баба и т. д.
Основные направления речевого развития малыша в 7 месяцев Ребенок активно использует лепет в разговоре, понимает, что речь диалогична. После произнесенных фраз (гага, ба, мама, ня и т. д.) малыш делает паузу, ждет ответную реакцию собеседника.
Основные направления речевого развития малыша в 8-12 месяцев Кроха может произносить цепочку слогов с различной интонацией. Появляются первые несложные слова: мама, дай, папа, на, незя . К 11-12 месяцам ребенок знает до 15 слов, активно использует их в речи.
Основные направления речевого развития малыша до 3 лет От 1 до 2 лет На втором году жизни появляются несложные предложения в общении: «Мама кушать», «Баба дай» и т. д. Словарный запас колеблется от 30 до 50 слов к 1,5 годам. В 2 года ребенок должен знать до 200-300 слов. Появляются первые слова и интерес к окружающему миру: что это, кто это, зачем? Таким образом малыш познает действительность, важно помогать ему в этом. От 2 до 3 лет Нормы речевого развития детей дошкольного возраста связаны в большей степени с поступлением ребенка в дошкольное учреждение, внедрением в социальную среду. У крохи появляются первые предложения, окрашенные по смыслу и контексту: «Хочу домой», «Мама пойдём гулять».
Основные направления речевого развития с ребёнком в 3-4 года Помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредсвом поручений (спроси, предложи помощь, поблагодари и т.д ) В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакт друг с другом. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов. Учить понимать обобщающие слова (фрукты, овощи и т.д )называть части суток (утро, день, вечер, ночь) Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Учить употреблять в речи имена существительные в фоме единственного и множественного числа. Развивать диалогическую форму речи. Обучать вести диалог с педагогом. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями
В конце учебного года дети младшей возрастной группы (3-4 года) должны уметь: Рассматривать сюжетные картинки Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения Использовать все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.
Основные направления речевого развития с ребёнком в 4-5 лет Способствовать развитию любознательности. Пополнять и активизировать словарь детей. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены. Учить детей определять место положения предмета(слева, справа, рядом.ю около, между), время суток. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, развивать артикуляционный аппарат. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова. Совершенствовать диалогическую речь. Учить рассказывать: описывать предмет, картину, упражнять в составлении рассказов по картине. Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.
В конце учебного года дети средней возрастной группы (4-5 лет) должны уметь: Употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый). Понимать и употреблять слова – антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами ( сахарница-сухарница) Выделять первый звук в слове. Рассказывать о содержании сюжетной картины. С помощью взрослого повторять образцы описания игрушки.
Основные направления речевого развития с ребёнком в 5-6 лет Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.. В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости(попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент). Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Упражнять в подборе существительных к прилагательному(белый – снег, сахар, мел), с противоположным значением(слабый – сильный) Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию звуки: с-з, с-ц, ш-ж, ч-ц, с-ш, ж-з, л-р. Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь-медведица-медвежонок-медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал, выбежал, перебежал). Учить составлять по образцу простые и сложные предложения. Развивать монологическую форму речи Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера.
В конце учебного года дети старшей возрастной группы (5-6 лет) должны уметь: Участвовать в беседе. Аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника. Составлять по образцу рассказы по сюжетной картинке, по набору картинок. Последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения. Определять место звука в слове. Подбирать к существительному несколько прилагательных. Заменять слово другим словом со сходным значением.
Основные направления речевого развития с ребёнком в 6-7 лет Приучать детей – будущих школьников – проявлять инициативу с целью получения новых знаний. Совершенствовать речь как средство общения. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения. Приучать детей к самостоятельности суждений. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями. Совершенствовать фонематический слух, определять место звука в слове. Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что и т.д ) Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми. Воспитывать культуру речевого общения. Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми словами ( са-ша , ма -ли-на) на части. Учить составлять слова из слогов (устно). Учить выделять последовательность звуков в простых словах. Упражнять в составлении предложений.
В конце учебного года дети подготовительной к школе возрастной группы (6-7 лет) должны уметь: Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения. Составлять по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия. Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов. Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложения». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.
Полноценное проживание ребёнком всех этапов Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка Содействие и сотрудничество детей и взрослых Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности Основные принципы развития речи ребёнка:
Этап , срок реализаци и Задач и Содержание работ ы 1.«Послушный ветерок» Вторая половина сентября- декабрь Формирование у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании; Приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания; Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи; Повышение компетенции родителей и воспитателей в данной области; Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей. Работа с детьми : Развитие силы и целенаправленности воздушной струи у детей на логопедических практикумах, при выполнении гимнастических упражнений и в играх на утренней гимнастике, на занятиях по физкультуре. Работа с родителями: Консультации и практикум для родителей по темам: «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхательная гимнастика» Памятки для родителей «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать. Игровые упражнения для развития дыхания» Мастер-класс с родителями по изготовлению специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми; Оформление выставки « Послушный ветерок »
Этап , срок реализаци и Задач и Содержание работ ы 2. «Дружные пальчики» Ноябрь- апрель •Систематизация знаний родителей и педагогов по развитию мелкой моторики. •Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей посредством игр, игрушек; •Развитие тактильной чувствительности рук дошкольников; Работа с детьми: Развитие мелкой моторики рук у детей на логопедических практикумах, в ходе непосредственной образовательной деятельности. Р абота с родителями: Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук у детей»; «Пальчиковые игры на кухне»; Пальчиковые игры для детей старшего дошкольного возраста; Мастер-класс для родителей «Ловкие пальчики» по изготовлению игр для развития мелкой моторики детей .
Этап , срок реализаци и Задач и Содержание работ ы 3. «Весёлый язычок» Вторая половина сентября -первая половина мая - Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения, Выработка тонких дифференцированных д вижений артикуляционного аппарата ; Повышение интереса родителей к коррекционному процессу; Повышение компетенции воспитателей в данной области. Работа с детьми : Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки ; Подгрупповое / индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций сказки о Веселом язычке; Работа с родителями : Консультация : « Нарушения звукопроизношения . Причины.Виды »; Памятки:«Строение артикуляционного аппарата»; Практические занятия: «Выполнение основных артикуляционных упражнений »; Совместные практикумы с родителями и детьми по выполнению артикуляционных упражнений; Открытое занятие для родителей: «Сказка о веселом язычке » ; Индивидуальные и групповые совместные занятия с родителями по закреплению усвоенного материала.
Персональный сайт на nsportal.ru .
Основная цель речевого развития: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.
Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное - она наиболее гибка и податлива. Поэтому все дефекты (нарушения, недостатки) речи преодолеваются легче и быстрее .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Познавательно – речевое развитие дошкольников с задержкой психического развития
Летнее время можно с успехом использовать для развития познавательных процессов ребёнка. Введите обычай вечерами вместе с ребёнком вспоминать, что было сделано за минувший день, что интересного у...
Возрастные особенности физического развития
Статья о возрастных особенностях физического развития и физической подготовки детей среднего школьного возраста...
Возрастные нормы речевого развития детей.
Мы все с огромным нетерпением ожидаем первого слова своего малыша. И это понятно - появление речи один из важнейших показателей нормального психического развития ребёнка. И вот первое слово уже сказан...
Программа для учителей-логопедов ДОУ. Коррекция речевого развития дошкольника с ОНР III уровня с учетом его возрастных и личностных особенностей.
Коррекция речевого развития дошкольника с ОНР III уровня с учетом его возрастных и личностных особенностей....
Учет возрастных особенностей в развитии социальной активности учащихся в условиях СДЮТ «Борус».
Для результативной работы в учреждениях дополнительного образования с учащимися необходимо учитывать возрастные особенности детей. Особенно это прослеживается в походных условиях. Когда ребенок не мож...
Совместная деятельность учителя-дефектолога и родителей в организации познавательно-речевого развития дошкольников с отклонениями в развитии.
Для родителей....
Консультация для воспитателей на тему: «Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»
Консультация для воспитателей на тему: «Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...