Возрастные особенности речевого развития дошкольника
презентация к уроку

Цырлова Ирина Петровна

Что такое норма речевого развития ребёнка от 0 до 6-7 лет? К ним относятся свойственные каждому отдельному периоду жизни ребенка прогрессы в говорении, эмоциональном развитии. С рождения специалисты наблюдают за малышом, как он учится отзываться на голос взрослого, реагирует на речь извне, начинает «гулить», лепетать и постепенно приходит к полноценному процессу говорения. Опираться стопроцентно на критерии ВОЗ не стоит. Каждый ребенок индивидуальность, личность, которой свойственны отличительные качества. Один малыш может заговорить в 2 года, другой в 3 и это будет являться нормой. Главное, вовремя реагировать на отставание в речевом развитии, заниматься с ребенком, проходить обследование. Зачастую проблемы кроятся в свойствах характера крохи. 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Возрастные особенности речевого развития Выполнила: учитель-логопед, педагог - психолог Цырлова Ирина Петровна и коллектив МБДОУ « ЦРР-д /с №183» г.Воронеж

Слайд 2

Что такое норма речевого развития ребёнка от 0 до 6-7 лет? К ним относятся свойственные каждому отдельному периоду жизни ребенка прогрессы в говорении, эмоциональном развитии. С рождения специалисты наблюдают за малышом, как он учится отзываться на голос взрослого, реагирует на речь извне, начинает « гулить », лепетать и постепенно приходит к полноценному процессу говорения.

Слайд 3

Опираться стопроцентно на критерии ВОЗ не стоит. Каждый ребенок индивидуальность, личность, которой свойственны отличительные качества. Один малыш может заговорить в 2 года, другой в 3 и это будет являться нормой. Главное, вовремя реагировать на отставание в речевом развитии, заниматься с ребенком, проходить обследование. Зачастую проблемы кроятся в свойствах характера крохи.

Слайд 4

Ошибочно мнение, что речь зарождается, когда малыш произносит первое небольшое слово. Формирование происходит сразу после рождения, когда новорожденный учится воспринимать и понимать родителей, слушать и слышать, воспроизводить звуки (акт гуления ), лепетать. Первая улыбка − это тоже речевое развитие.

Слайд 5

Для малышей до года свойственно эмоциональное жестовое общение с помощью движений, мимики. После года наступает пора, когда ребенок может не только показать, но и пытается объяснить, что ему нужно. В такой период важно подыграть крохе и можно специально попросить его проговорить слово, сделать вид, что взрослый не понимает малыша. Это стимулирует к познанию, процессу говорения. Ребенок понимает, если он хочет что-то получить, нужно потрудиться, произнести слово так, чтобы его поняли.

Слайд 6

Отставание в речевом развитии приносит детям немало огорчений и трудностей: они стесняются, чувствуют себя неуверенно, становятся застенчивыми, замыкаются, плохо идут на контакт с окружающими, мучительно переносят насмешки в более старшем возрасте .

Слайд 7

Воспитание звуковой культуры речи Формирование грамматического строя Формирование элементарного осознания явлений языка и речи Воспитание любви и интереса к художественному слову Основные направления в развитии речи: Развитие словаря Развитие связной речи

Слайд 8

Развитие словаря Овладение словарным запасом составляет основу речевого развития детей, поскольку слово является важнейшей единицей языка. Слова обозначают предметы и явления, их признаки, качества, свойства и действия с ними. Дети усваивают слова, необходимые для их жизнедеятельности и общения с окружающими .

Слайд 9

Возрастные особенности развития словаря 8-12 месяцев Кроха может произносить цепочку слогов с различной интонацией. Появляются первые несложные слова: мама, дай, папа, на, незя . К 11-12 месяцам ребенок знает до 15 слов, активно использует их в речи. На втором году жизни появляются несложные предложения в общении: «Мама кушать», «Баба дай» и т. д. Словарный запас колеблется от 30 до 50 слов к 1,5 годам. В 2 года ребенок должен знать до 200-300 слов. К 3 годам сохраняются трудности в звукопроизношении свистящих, шипящих, сонорных: р, н, л, м, щ, ш, ч, ц, с. Словарный запас к 3 годам увеличивается до 100 слов. От 4 до 5 лет Возникает второй период вопросов: почему, зачем, как? Малыш активно познает окружающий мир с помощью взрослого и самостоятельно. Дети разговаривают к 4 годам предложениями, речь дошкольника становится более связной, контекстной, содержательной. В 4 года кроха может называть группу предметов, пересказывать с помощью взрослого небольшой рассказ, заучивать стишки. Словарный запас к 5 годам увеличивается до 2000 слов. В речи малыша присутствуют все части речи: местоимения, причастия, наречия, прилагательные, глаголы, существительные. От 5 до 7 лет Ребенок активно участвует в разговоре, может составлять содержательные рассказы к 6 годам. Без помощи взрослого способен пересказать небольшой рассказ, стихотворение. Умеет составлять несколько предложений, текст по картинке. К 6-7 годам должны отсутствовать дефекты в произношении звуков. Словарный запас к 7 годам до 2500 слов.

Слайд 10

Система работы ( Т.А.Мусейбова ) по развитию у дошкольников пространственных представлений 1 . Ориентировка «на себе»; освоение «схемы собственного тела»; 2. Ориентировку «на внешних объектах»; выделение различных сторон предметов: передней, верхней, нижней, тыльной, боковых; 3. Освоение и применение словесной системы отсчёта по основным пространственным направлениям: вперёд-назад, вверх-вниз, направо-налево; 4. Определённое расположение предметов в пространстве «от себя», когда исходная точка фиксируется на самом объекте; 5. Определение собственного положения в пространстве (точки стояния) относительно различных объектов, точка отсчёта при этом локализуется на другом человеке или на каком-либо объекте; 6. Определение пространственного размещения предметов относительно друг-друга ; 7. Определение пространственного расположения предметов при ориентировке на плоскости.

Слайд 11

Развитие и уточнение пространственных представлений 1 ) Дифференциация правых и левых частей тела а) Наглядный вариант б) Речевой вариант 2) Ориентировка в окружающем пространстве. При этом учитывается, что ориентировка в горизонтальных направлениях (сзади — спереди, вперед — назад) страдает больше, чем в вертикальных (вверху — внизу, сверху — снизу, над —под). Наиболее отличительной особенностью детей с нарушениями речи является трудности в овладении понятиями слева — справа, левый — правый, лево — право Аналогичная работа в подготовительной к школе группе проводится по определению пространственного расположения трех предметов. Определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв. На данном этапе развивается зрительное восприятие пространственного расположения предметов и их компонентов.

Слайд 12

Развитие и уточнение временных представлений При работе над развитием временных представлений рассматривается следующий круг вопросов сутки, неделя, времена года, месяцы, семья, возраст и роли в семье. Делать это можно посредством разнообразных упражнений и заданий, известных рифмовок и стихов Работа ведется по нескольким направлениям. 1) Уточнение понятий об основных единицах времени (части суток, времени года, месяцы, год), наблюдение и определение временной последовательности и закономерности каких-либо действий и событий (после, перед, сейчас, потом и т. д. ) 2) Формирование и уточнение понятий о периодах человеческого возраста, о взаимоотношениях и ролях в семье (сын, дочь отец, мать, бабушка, дедушка и т. д .)..

Слайд 13

Воспитание звуковой культуры речи Данное направление предполагает: развитие речевого слуха, на основе которого происходит восприятие и различение фонологических средств языка Воспитание орфоэпической правильной речи. Овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация. Обучение правильному звукопроизношению

Слайд 14

Возрастные нормы появления звуков в речи ребёнка

Слайд 15

Представленная таблица помогает определить наличие отклонений у ребенка от норм, понять, стоит ли обращаться за помощью к профессионалу. Не стоит забывать, что может быть отклонение от нормы. Воспринимать информацию нужно в совокупности.

Слайд 16

Компоненты полноценной речи взрослого: Ценностно-личностные установки; Правильность; Точность; Логичность; Чистота; Выразительность; Возрастная направленность; Богатство; Уместность; Навыки публичной речи (по возможности)

Слайд 17

Наиболее распостранённые недостатки речи взрослого: нечёткое артикулирование звуков в процессе речи; побуквенное произнесение слов, когда слова произносятся так, как пишутся («что» вместо « што »; «его» вместо « ево »); произнесение слов с акцентом или с характерными особенностями местного говора; неправильное ударение в словах; монотонная речь, при которой у детей резко снижается интерес к содержанию высказывания; ускоренный темп речи, что очень затрудняет понимание речи детьми; многословие , наслоение лишних фраз, деталей; насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами; использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов; частое неоправданное употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами («Танечка, вымой ручки!», «Катенька, убери чашечку со столика!»); засоренность речи словами – паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.); копирование речи малышей, «сюсюканье»; использование в речи слов, не понятных детям, без уточнения их значения и т.д.

Слайд 18

Формирование грамматического строя речи предполагает: 1.Развитие морфологической стороны речи ( изменение слов по родам, числам, падежам) 2.Освоение разных типов словосочетаний и предложений )

Слайд 19

Развитие связной речи включает: 1. Развитие диалогической(разговорной) и монологической речи. Важно учить ребенка вести диалог. Развивать умение слушать и понимать обращенную к нему речь. 2. Пользоваться разнообразными языковыми средствами, вести себя с учетом ситуации общения. 3. Важно и то, что в диалогической речи развиваются умения, необходимые для более сложной формы общения – монолога, умений слушать и понимать связные тексты, пересказывать строить самостоятельные высказывания разных типов.

Слайд 20

Формирование элементарного осознания явлений языка и речи Обеспечивает подготовку детей к обучению грамоте, чтению и письму.

Слайд 21

Основные направления речевого развития м алыша от рождения до 2-х месяцев Появление реакции на взрослую речь, ребенок смотрит в сторону того, кто обращается к нему. Возникают первые звуки, улыбка, спонтанные вокализации, эмоциональные всплески при общении с близким человеком. 3 месяца Важный этап в развитии речевого дыхания. Появляется первый смех, « гуление », «воркование». Новорожденный экспериментирует с гласными: протягивает, поет.

Слайд 22

Основные направления речевого развития малыша в 4 месяца Возраст , когда появляется комплекс оживления, ребенок проявляет радость в ответ на общение со взрослым. Плавно один звук переходит в другой: « ооооооуууу , ааааааооооо ».

Слайд 23

Основные направления речевого развития малыша в 5 месяцев Возникают первые попытки сказать что-либо с помощью звукослияния : ма , ба, па, ня , ди и т. д. Гласные начинают соединяться с согласными, возникает активное гуление .

Слайд 24

Основные направления речевого развития малыша в 6 месяцев В полгода м алыш всё больше пытается войти в контакт со взрослым при помощи лепета, гуления , возникает спонтанное соединение слогов: гуга , дади , нати , мами , баба и т. д.

Слайд 25

Основные направления речевого развития малыша в 7 месяцев Ребенок активно использует лепет в разговоре, понимает, что речь диалогична. После произнесенных фраз (гага, ба, мама, ня и т. д.) малыш делает паузу, ждет ответную реакцию собеседника.

Слайд 26

Основные направления речевого развития малыша в 8-12 месяцев Кроха может произносить цепочку слогов с различной интонацией. Появляются первые несложные слова: мама, дай, папа, на, незя . К 11-12 месяцам ребенок знает до 15 слов, активно использует их в речи.

Слайд 27

Основные направления речевого развития малыша до 3 лет От 1 до 2 лет На втором году жизни появляются несложные предложения в общении: «Мама кушать», «Баба дай» и т. д. Словарный запас колеблется от 30 до 50 слов к 1,5 годам. В 2 года ребенок должен знать до 200-300 слов. Появляются первые слова и интерес к окружающему миру: что это, кто это, зачем? Таким образом малыш познает действительность, важно помогать ему в этом. От 2 до 3 лет Нормы речевого развития детей дошкольного возраста связаны в большей степени с поступлением ребенка в дошкольное учреждение, внедрением в социальную среду. У крохи появляются первые предложения, окрашенные по смыслу и контексту: «Хочу домой», «Мама пойдём гулять».

Слайд 28

Основные направления речевого развития с ребёнком в 3-4 года Помогать детям общаться со знакомыми взрослыми и сверстниками посредсвом поручений (спроси, предложи помощь, поблагодари и т.д ) В быту, в самостоятельных играх помогать детям посредством речи взаимодействовать и налаживать контакт друг с другом. Уточнять названия и назначение предметов одежды, обуви, головных уборов, посуды, мебели, видов транспорта. Учить детей различать и называть существенные детали и части предметов. Учить понимать обобщающие слова (фрукты, овощи и т.д )называть части суток (утро, день, вечер, ночь) Учить отчетливо произносить слова и короткие фразы, говорить спокойно, с естественными интонациями. Учить употреблять в речи имена существительные в фоме единственного и множественного числа. Развивать диалогическую форму речи. Обучать вести диалог с педагогом. Формировать потребность делиться своими впечатлениями с воспитателями и родителями

Слайд 29

В конце учебного года дети младшей возрастной группы (3-4 года) должны уметь: Рассматривать сюжетные картинки Отвечать на разнообразные вопросы взрослого, касающиеся ближайшего окружения Использовать все части речи, простые нераспространенные предложения и предложения с однородными членами.

Слайд 30

Основные направления речевого развития с ребёнком в 4-5 лет Способствовать развитию любознательности. Пополнять и активизировать словарь детей. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях. Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены. Учить детей определять место положения предмета(слева, справа, рядом.ю около, между), время суток. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, развивать артикуляционный аппарат. Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук. Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова. Совершенствовать диалогическую речь. Учить рассказывать: описывать предмет, картину, упражнять в составлении рассказов по картине. Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

Слайд 31

В конце учебного года дети средней возрастной группы (4-5 лет) должны уметь: Употреблять слова, обозначающие эмоциональное состояние (сердитый, печальный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый). Понимать и употреблять слова – антонимы; образовывать новые слова по аналогии со знакомыми словами ( сахарница-сухарница) Выделять первый звук в слове. Рассказывать о содержании сюжетной картины. С помощью взрослого повторять образцы описания игрушки.

Слайд 32

Основные направления речевого развития с ребёнком в 5-6 лет Продолжать развивать речь как средство общения. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира. Поощрять попытки ребенка делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями.. В повседневной жизни, в играх подсказывать детям формы выражения вежливости(попросить прощения, извиниться, поблагодарить, сделать комплимент). Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Упражнять в подборе существительных к прилагательному(белый – снег, сахар, мел), с противоположным значением(слабый – сильный) Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию звуки: с-з, с-ц, ш-ж, ч-ц, с-ш, ж-з, л-р. Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь-медведица-медвежонок-медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал, выбежал, перебежал). Учить составлять по образцу простые и сложные предложения. Развивать монологическую форму речи Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера.

Слайд 33

В конце учебного года дети старшей возрастной группы (5-6 лет) должны уметь: Участвовать в беседе. Аргументировано и доброжелательно оценивать ответ, высказывание сверстника. Составлять по образцу рассказы по сюжетной картинке, по набору картинок. Последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения. Определять место звука в слове. Подбирать к существительному несколько прилагательных. Заменять слово другим словом со сходным значением.

Слайд 34

Основные направления речевого развития с ребёнком в 6-7 лет Приучать детей – будущих школьников – проявлять инициативу с целью получения новых знаний. Совершенствовать речь как средство общения. Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения. Приучать детей к самостоятельности суждений. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями. Совершенствовать фонематический слух, определять место звука в слове. Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что и т.д ) Формировать умение вести диалог между воспитателем и ребенком, между детьми. Воспитывать культуру речевого общения. Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми словами ( са-ша , ма -ли-на) на части. Учить составлять слова из слогов (устно). Учить выделять последовательность звуков в простых словах. Упражнять в составлении предложений.

Слайд 35

В конце учебного года дети подготовительной к школе возрастной группы (6-7 лет) должны уметь: Пересказывать и драматизировать небольшие литературные произведения. Составлять по плану и образцу рассказы о предмете, по сюжетной картинке, набору картин с фабульным развитием действия. Употреблять синонимы, антонимы, сложные предложения разных видов. Различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложения». Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове.

Слайд 36

Полноценное проживание ребёнком всех этапов Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка Содействие и сотрудничество детей и взрослых Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности Основные принципы развития речи ребёнка:

Слайд 37

Этап , срок реализаци и Задач и Содержание работ ы 1.«Послушный ветерок» Вторая половина сентября- декабрь Формирование у детей понятие о здоровом образе жизни и правильном дыхании; Приобретение детьми навыков дифференциации носового и ротового дыхания, эффективности использования речевого дыхания; Формирование силы, плавности и направленности выдыхаемой воздушной струи; Повышение компетенции родителей и воспитателей в данной области; Привлечение внимания родителей к совместной работе по развитию правильного речевого дыхания у детей. Работа с детьми : Развитие силы и целенаправленности воздушной струи у детей на логопедических практикумах, при выполнении гимнастических упражнений и в играх на утренней гимнастике, на занятиях по физкультуре. Работа с родителями: Консультации и практикум для родителей по темам: «Формирование правильного речевого дыхания», «Дыхательная гимнастика» Памятки для родителей «Послушный ветерок», «Будем правильно дышать. Игровые упражнения для развития дыхания» Мастер-класс с родителями по изготовлению специальных пособий для проведения дыхательной гимнастики с детьми; Оформление выставки « Послушный ветерок »

Слайд 38

Этап , срок реализаци и Задач и Содержание работ ы 2. «Дружные пальчики» Ноябрь- апрель •Систематизация знаний родителей и педагогов по развитию мелкой моторики. •Развитие мелкой моторики пальцев рук у детей посредством игр, игрушек; •Развитие тактильной чувствительности рук дошкольников; Работа с детьми: Развитие мелкой моторики рук у детей на логопедических практикумах, в ходе непосредственной образовательной деятельности. Р абота с родителями: Консультация для родителей «Средства развития мелкой моторики рук у детей»; «Пальчиковые игры на кухне»; Пальчиковые игры для детей старшего дошкольного возраста; Мастер-класс для родителей «Ловкие пальчики» по изготовлению игр для развития мелкой моторики детей .

Слайд 39

Этап , срок реализаци и Задач и Содержание работ ы 3. «Весёлый язычок» Вторая половина сентября -первая половина мая - Формирование представлений об органах речи, их значении для правильного звукопроизношения, Выработка тонких дифференцированных д вижений артикуляционного аппарата ; Повышение интереса родителей к коррекционному процессу; Повышение компетенции воспитателей в данной области. Работа с детьми : Знакомство со строением органов речи посредством логопедической сказки ; Подгрупповое / индивидуальное разучивание комплексов артикуляционных упражнений с использованием красочных иллюстраций сказки о Веселом язычке; Работа с родителями : Консультация : « Нарушения звукопроизношения . Причины.Виды »; Памятки:«Строение артикуляционного аппарата»; Практические занятия: «Выполнение основных артикуляционных упражнений »; Совместные практикумы с родителями и детьми по выполнению артикуляционных упражнений; Открытое занятие для родителей: «Сказка о веселом язычке » ; Индивидуальные и групповые совместные занятия с родителями по закреплению усвоенного материала.

Слайд 40

Персональный сайт на nsportal.ru .

Слайд 41

Основная цель речевого развития: Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

Слайд 42

Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное - она наиболее гибка и податлива. Поэтому все дефекты (нарушения, недостатки) речи преодолеваются легче и быстрее .

Слайд 43

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Познавательно – речевое развитие дошкольников с задержкой психического развития

Летнее время можно с успехом использовать для развития познавательных процессов ребёнка. Введите обычай вечерами вместе с ребёнком вспоминать, что было сделано за минувший день, что интересного у...

Возрастные особенности физического развития

Статья о возрастных особенностях физического развития и физической подготовки детей среднего школьного возраста...

Возрастные нормы речевого развития детей.

Мы все с огромным нетерпением ожидаем первого слова своего малыша. И это понятно - появление речи один из важнейших показателей нормального психического развития ребёнка. И вот первое слово уже сказан...

Программа для учителей-логопедов ДОУ. Коррекция речевого развития дошкольника с ОНР III уровня с учетом его возрастных и личностных особенностей.

Коррекция речевого развития дошкольника с ОНР III уровня с учетом его возрастных и личностных особенностей....

Учет возрастных особенностей в развитии социальной активности учащихся в условиях СДЮТ «Борус».

Для результативной работы в учреждениях дополнительного образования с учащимися необходимо учитывать возрастные особенности детей. Особенно это прослеживается в походных условиях. Когда ребенок не мож...

Консультация для воспитателей на тему: «Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»

Консультация для воспитателей на тему: «Особенности организации работы по речевому развитию дошкольников в соответствии с ФГОС ДО»...