Формирование коммуникативной деятельности у детей школьного возраста с ОВЗ
статья

Общение - одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.). Общение сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: учеба, труд, игра, социальная ориентация и т.д. Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации и интеграции в общество. В то же время оно не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

Общение - одно из основных условий развития ребенка, важнейший фактор формирования его личности, ведущий вид человеческой деятельности, направленный на познание и оценку самого себя посредством других людей (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, М. И. Лисина, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин и др.). Общение сказывается на результатах всех важнейших видов деятельности: учеба, труд, игра, социальная ориентация и т.д. Но главным образом общение оказывает влияние на становление личности детей с особыми образовательными потребностями, способствует их социализации и интеграции в общество. В то же время оно не является врожденным видом деятельности. Поэтому только путем специально организованного обучения и воспитания можно достичь значительных успехов в развитии общения.

Одной из основных задач школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (далее с ОВЗ) является социальная адаптация ее выпускников. Успешность подготовки к самостоятельной жизни в обществе зависит не только от приобретения определенных знаний по общеобразовательным предметам и профессионально-трудовой деятельности, но и от уровня сформированности коммуникативных умений и умения налаживать отношения с окружающими. Поэтому в нашем образовательном учреждении педагоги и специалисты уделяют особое внимание развитию у детей коммуникативных умений и навыков.

Овладение техникой общения, как и многими другими умениями, у детей с ОВЗ происходит в значительно более поздние сроки, чем у нормально развивающихся, а часто без специального обучения не происходит вообще: дети не проявляют интереса к окружающим или ограничивают свои контакты с несколькими людьми. Недостаточная сформированность коммуникативных навыков детей с ОВЗ отрицательно влияет на развитие личности ребенка, его межличностных отношений и затрудняет установление контактов с окружающими, отрицательно влияя на социализацию, тогда как современная педагогика и психология ставят перед собой цель создания условий успешной социализации ребенка с ОВЗ, что и делает данную работу актуальной.

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ через игру

Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, умение  слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики.

Игровые упражнения помогают в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей с ОВЗ, формируют у детей знания и умения доброжелательного общения,  воспитывают культуру общения (хорошие манеры), помогают сформировать у детей коммуникативные навыки, умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. Дети приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.

При формировании коммуникативных  навыков необходимо учитывать  возрастные и индивидуальные особенности детей  и обеспечить наиболее благоприятные условия для реализации целей. При подборе дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы нужно учитывать особенности разноуровневого развития детей и помогать осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка.

Среди игр и упражнений в своей работе я отдаю предпочтение дидактическим, творческим, подвижным, пальчиковым, сюжетно-ролевым играм, которые имеют заметное влияние на развитие коммуникативных навыков. Также я использую задания на пересказ коротких рассказов с опорой на наглядность, составление рассказа по картинке, шуточные загадки.

Для установления дружеских симпатий, снятия скованности, положительного эмоционального настроя в начале занятия в качестве разминки я провожу игру-приветствие. Дети должны поприветствовать друг друга необычными способами: поздороваться плечом, кончиком носа, спиной, тыльной стороной ладони и т.д. После того, как все это у них получилось сделать, они остаются очень довольны.

Сюжетно – ролевые игры являются источником формирования социального сознания ребёнка и возможности развития коммуникативных навыков. В таких играх воспитывается умение жить и действовать сообща, оказывать помощь друг другу, развивается чувство коллективизма, ответственности за свои действия. Сюжетно-ролевые игры я использую на внеклассных занятиях, когда мы проходим такие темы, как «В музее и на экскурсии», «В магазине», «Я - пассажир», «Общение в ученическом коллективе», «Правила поведения в общественных местах», «Учись быть вежливым».

Игры с правилами – дидактические, настольные - способствуют познавательному развитию, а также умению договариваться. В дидактических играх ребенка привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. С помощью дидактических игр дети учатся сравнивать и группировать предметы, как по внешним признакам, так и по их назначению, решать задачи, у них развиваются познавательные способности, умение сдерживаться и управлять своим поведением. Дети учатся применять имеющиеся знания в различных игровых условиях, у них активизируются разнообразные умственные процессы, и они получают эмоциональную радость. Дидактические игры я применяю при проведении самоподготовки, чтобы активизировать внимание, память, сообразительность, настойчивость и подготовить детей к выполнению домашнего задания.

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Цель: Воспитание у детей с ОВЗ уверенности в себе, в своих силах.

Ход игры. Ребенок должен закончить каждую из предложенных фраз: “Я умею…”, “Я хочу…”, “Я смогу…”, “Я добьюсь…”.

Дидактическая игра «Вежливые слова».

Цель: Воспитание уважения в общении, привычки пользоваться вежливыми словами.

Ход игры. Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Называть только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, мы рады вас видеть, рады встрече с вами); благодарности (спасибо, благодарю, пожалуйста, будьте любезны); извинения (извините, простите, жаль, сожалею); прощания (до свидания, до встречи, спокойной ночи).

Творческая игра «Рукавички».

Цель: Формирование умения взаимодействовать друг с другом.

Ход игры. Для игры используются вырезанные из бумаги рукавички. Количество пар должно соответствовать количеству пар детей. Необходимо разложить по разным местам комнаты рукавички с одинаковым (но не раскрашенным) орнаментом. Дети должны отыскать свою пару и при помощи трех карандашей разных цветов  раскрасить одинаковые рукавички. Воспитатель наблюдает, как пары организуют совместную работу, как делят карандаши, как договариваются между собой. Победителей поздравляют.

Особую группу составляют игры – забавы и подвижные игры. В них ярко выражен элемент необычного, неожиданного, смешного, содержится шутка, безобидный юмор. Основное их назначение – повеселить, позабавить, порадовать детей. Подвижные игры дают возможность развивать и совершенствовать их движения, упражнять в беге, прыжках, лазанье, бросании и т. д. Они вызывают положительные эмоции, развивают тормозные процессы: в ходе игры детям приходится реагировать движением на одни сигналы и удерживаться от движения при других. В этих играх развиваются воля, речевая коммуникация, сообразительность, смелость, быстрота реакций. Совместные действия в играх сближают детей, доставляют им радость от преодоления трудностей и достижения успеха.

Подвижная игра «Не намочи ног».

Цель: Учить детей проявлять взаимопомощь, взаимовыручку.

Ход игры. Дети находятся с одной стороны комнаты. На полу отделяется белой чертой болото. Детям дается условно по две дощечки (два листика бумаги). Обоим надо перейти по этим дощечкам – мостикам на другой берег.

В своей работе я также использую следующие задания на развитие коммуникативных навыков: детям необходимо составить по картинке сначала простые предложения (отвечая при этом на поставленные вопросы), а затем объединить их в одно сложное: - Кто нарисован на картинке? Что держит девочка? Как называют такой шарик? Какой воздушный шарик держит девочка: большой или маленький?

- Составь предложение по этой картинке.

- Повтори предложение несколько раз и постарайся его запомнить.

- Раскрась рисунок цветными карандашами.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/11/10/k_5dc7f356dbe45/526420_2.jpeg

- Кто нарисован на картинке? Куда идёт Буратино? Что несёт Буратино в школу?

- Составь предложение по этой картинке.

- Повтори предложение несколько раз и постарайся его запомнить.

- Раскрась рисунок цветными карандашами.

https://fsd.kopilkaurokov.ru/up/html/2019/11/10/k_5dc7f356dbe45/526420_3.jpeg

Упражнения, игры могут проводиться в парах, по кругу, одновременно всей группой, либо одни выполняют, а другие наблюдают, анализируют, делают выводы. Правила игр задаются таким образом, что для достижения определенной цели дети должны доносить суть действия так, чтобы партнер точно понял, что и как делать, куда идти, как выполнять то или иное действие.

Чтобы мотивировать детей на развитие такого коммуникативного навыка как умение слушать и слышать, быть внимательным к сообщениям взрослых и товарищей, решалась такая задача: «Почему у человека два уха, два глаза и только один язык». Ответив на такой вопрос, дети пришли к выводу, что очень важно, чтобы их слышали. Также использовались такие упражнения: «Скажем как…» и «Скажем так…»

Упражнение «Скажем как….»

Каждому участнику предлагается произнести одну общую для всех фразу: первому — как черепаха; второму — как маленький ребенок; третьему — как робот; четвертому — как пулеметная очередь и т. д. 

Обсуждение: какой темп разговора в общении является самым выгодным? Как это связано с конкретной ситуацией? Какие чувства возникают при изменении темпа речи?

Упражнение «Скажем так…»

- Каждому участнику предлагается произнести свое имя с разными интонациями. Посмотреть, как влияет интонация на восприятие.

- Произнести фразу: «На улице опять бегут ручьи» — с разными интонациями (восклицания, уныния, злости, вопросительной интонацией).

Упражнение «Испорченный телефон».

Все (или несколько человек) выходят из комнаты. Заходит первый участник, ведущий говорит ему небольшую фразу (можно прочитать любое предложение из книги, газеты, учебника). Заходит второй участник, первый участник сообщает ему ту же фразу. И так каждый, входя, выслушивает фразу, которую ему сообщает предыдущий участник, и передает следующему. Последний участник сообщает всем услышанную фразу. Те, кто находятся в комнате, не должны помогать или выражать свои эмоции по поводу услышанного.

Та же процедура, но вместо фразы первому вошедшему показывается картинка, рассмотрев которую, он словесно описывает ее следующему вошедшему участнику. И так каждый вошедший передает (не видя картинки) следующему услышанное описание.

Далее идет обсуждение: почему искажен смысл? Как это происходило?

Для развития умения вести разговор по телефону проводилась игра «Поговорим». Дети делились по парам, один выполнял роль звонящего, другой – принимающего звонки. При этом выполнялись разные задания.

Задания:

- вы звоните по номеру «скорая помощь» и вызываете врача для больного;

- вы звоните другу и спрашиваете домашнее задание;

- вы звоните и ошибаетесь номером.

После обсуждения, воспитатель вместе с детьми делает выводы: в какое время лучше звонить, как принимать звонок, начинать и заканчивать разговор.

Исходя из наблюдений за детьми в процессе проведения различных игр и упражнений, можно констатировать заинтересованность, положительный эмоциональный настрой детей, раскрепощенность в общении. Этому способствовала доброжелательная атмосфера и азарт самых активных участников.

Заключение

Формирование коммуникативных умений и навыков у детей с ОВЗ – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

Результаты работы показывают, что систематическое использование игр и упражнений на развитие коммуникативных навыков, а также проведение групповых дискуссий, бесед, обсуждение различных ситуаций способствует формированию коммуникативных умений и навыков. У детей наблюдается положительная динамика, которая заключается в следующем: учащиеся с ОВЗ становятся более общительными, открытыми, активными, уверенными, что делает их более адаптированными в обществе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный проект по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ через волонтерскую деятельность школьников «Учимся говорить, играя!»

Инновационный проект по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ через волонтерскую деятельность школьников «Учимся говорить, играя!»...

Инновационный проект по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ через волонтерскую деятельность школьников «Учимся говорить, играя!»

Инновационный проект по формированию коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста с ОВЗ через волонтерскую деятельность школьников «Учимся говорить, играя!»...