Формирование коммуникативной сферы учащихся младшего школьного возраста через ознакомление с языком эмоций, выразительными движениями и способами поведения в отношениях с другими людьми
план-конспект занятия (5 класс) на тему
ТЕМА ЗАНЯТИЯ:
«Формирование коммуникативной сферы учащихся младшего школьного возраста через ознакомление с языком эмоций, выразительными движениями и способами поведения в отношениях с другими людьми».
ЦЕЛИ:
Ø коррекционные:
· расширять умения учащихся, ориентироваться в микро и макропространстве;
· закреплять умение школьников произвольно расслаблять мышцы, снимать эмоциональное напряжение (релаксация);
· способствовать развитию прослеживающей функции глаз;
Ø обучающие:
· учить выразительным движениям (мимике и жестам);
· учить определять эмоциональное состояние героев сказок по выражению лица;
· учить ребят воспроизводить (выкладывать) различные выражения лица (весёлый, грустный, сердитый, удивлённый, испуганный, спокойный, злой);
Ø развивающие:
· развивать в игре различные средства общения (движения, жесты, пантомимика);
· развивать у учащихся культуру общения, уверенность в себе.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: расширять и активизировать словарный запас школьников(испуганный, спокойный, удивленный, злой, сердитый, мимика, жесты).
Тифлопедагог Шишкина Н.М.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I. Организационный момент.
Ребята, что делают люди, когда встречаются? Что обозначает слово, здравствуйте? Давайте поздороваемся с гостями.
Сегодня мы отправимся в весёлое путешествие в страну «Чувств и ощущений». В этой стране всё необычно. Здесь вы поздороваетесь со мной, но не словами, а жестами.
(«Дорожка приветствий»: ребята здороваются пальчиками, локотками, жестами и т.д.).
Интересные приветствия придумали, молодцы!
II. Первая станция «Знакомство».
К нам в гости пришёл львёнок. Он хочет посмотреть, как ребята умеют передавать сигналы друг другу по цепочке с помощью движений.
(Похлопать по правому плечу, погладить по голове, почесать спинку, обнять за плечи).
Вы хорошо узнали друг друга, а львёнок - вас.
III. Следующая станция «Лесная».
1. Какая красивая полянка. Покажем, как расцвели цветы, на полянке.
Гимнастика для глаз «Цветы».
Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
2. Покажите, как завяла трава, полетели, как птицы, как идёт медведь по лесу, крадётся волк за зайцем, гуляет лисичка.
3. Давайте присядем на «шелковистую травку» закроем глаза, представим, как на раскрытую ладошку садится бабочка, божья коровка кузнечик или комарик. (Ребята здороваются с ними, произнося приветствия плавно, словно бабочка машет крыльями или легко, как скачет кузнечик, тихо и медленно будто ползёт божья коровка, или тоненько, как комарик).
4. Солнышко припекает, становится жарко, давайте позагораем.
Релаксация «Мы сегодня загораем».
Мы сегодня загораем,
Выше руки поднимаем,
Выше ноги поднимаем,
Держим, держим, напрягаем...
Загорели, отдыхаем...
Руки не напряжены,
Ноги не напряжены и расслаблены.
Хорошо вы знаете лесных жителей и умеете отдыхать.
IV. Мы приехали на станцию « Помогайка».
1. Садитесь за столы. Я вам буду показывать цветную картинку, а вы мне чёрно – белую. (Упражнение «Клоуны»).
2. По выражению лица, можно определить в каком настроении человек. Я вам прочитаю отрывок из стихотворения, а вы выложите подходящее выражение лица.
Шёл король Боровик, через лес напрямик.
Он грозил кулаком и стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе, короля покусали мухи. (Злость).
Говорят в больших кустах, по ночам таится страх.
Я пошёл к большим кустам. Кто же там? И что же там? (Испуг).
Это – ничья кошка, имени нет у неё.
У выбитого окошка, какое ей тут житьё?
Холодно ей и сыро, у кошки лапа болит. (Грусть).
Кошечки захрюкали: хрю - хрю – хрю.
Уточки заквакали: ква - ква - ква.
Курочки закрякали: кря - кря - кря.
Воробышек прискакал и коровой замычал: му – у –у – у! (Радость).
3. Физминутка.
Тра – та – та, тра – та – та, растворились ворота.
А оттуда из ворот вышел маленький народ.
Один дядя – вот такой, Показать какого роста.
Другой дядя – вот такой, Показать очки.
Третий дядя – вот такой, Показать, как читает книгу.
А четвёртый – вот такой. «Культурист».
Одна тётя – вот такая, Смотрит в зеркало, красит губы.
Другая тётя – вот такая, «Балерина».
Третья тётя – вот такая, Сердитая.
А четвёртая - такая. Болтает по телефону.
4. К нам в гости пришли сказочные герои. Посмотрите, какое у них выражение лица? Посмотрите и запомните. Закройте глаза. Откройте глаза и посмотрите, что случилось? Исчезли лица. Давайте поможем героям из сказок и выложим им нужное выражение лица.
5. Загляните под фланелеграф. Клоуны прислали вам свои фотографии, но одну нечаянно разрезали. Давайте им поможем.
6. Деревянные человечки хотят с вами поиграть. Поздоровайтесь с ними за руку, покажите, как они умеют заниматься физкультурой, покажите позу старого человека, придумайте сами, какой ваш человечек.
V. Станция «Отдыхайка».
1. Здесь мы будем весёлыми обезьянками. Подошли к зеркалу.
Подняли и опустили брови, надули и втянули щёки, вытянули губы вперёд трубочкой, показали передние зубы, показали язык, сделали языком болтушку.
2. Повернитесь друг к другу. Покажите, что вы съели кислый лимон, рассердились на драчуна, встретили знакомую девочку, удивились, испугались, обиделись, умеете лукавить.
3. Разбейтесь на пары. Вспомним упражнение «Я – дрозд».
Я – дрозд. Показать на себя.
Ты – дрозд. Показать на товарища.
У меня нос, Показать свой нос.
У тебя нос. Показать нос своего товарища.
У меня – гладкие, Тыльной стороной ладони провести по щекам.
У тебя - гладкие. Погладить щёки товарища.
У меня – сладкие, Обвести свои губы.
У тебя – сладкие. Обвести губы товарища.
Я - твой друг, Показать на себя.
Ты – мой друг. Показать на товарища.
Мы любим друг друга. Обняться.
4. Давайте составим «Пирамиду любви». Сначала будем говорить о том, что мы не любим, а затем – кого мы любим или, что мы любим.
VI. Итог. Отгадайте загадку, что может подарить любому прохожему даже нищий? (Улыбку). Мы всегда можем дарить улыбки друг другу, и тогда всем нам будет немного светлее, теплее и веселее жить.
Наше путешествие закончилось. Подарим нашим гостям улыбки и попрощаемся с ними, кто словами, а кто жестом.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия | 44.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕМА ЗАНЯТИЯ:
«Формирование коммуникативной сферы учащихся младшего школьного возраста через ознакомление с языком эмоций, выразительными движениями и способами поведения в отношениях с другими людьми».
ЦЕЛИ:
- коррекционные:
- расширять умения учащихся, ориентироваться в микро и макропространстве;
- закреплять умение школьников произвольно расслаблять мышцы, снимать эмоциональное напряжение (релаксация);
- способствовать развитию прослеживающей функции глаз;
- обучающие:
- учить выразительным движениям (мимике и жестам);
- учить определять эмоциональное состояние героев сказок по выражению лица;
- учить ребят воспроизводить (выкладывать) различные выражения лица (весёлый, грустный, сердитый, удивлённый, испуганный, спокойный, злой);
- развивающие:
- развивать в игре различные средства общения (движения, жесты, пантомимика);
- развивать у учащихся культуру общения, уверенность в себе.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА: расширять и активизировать словарный запас школьников(испуганный, спокойный, удивленный, злой, сердитый, мимика, жесты).
Тифлопедагог Шишкина Н.М.
ХОД ЗАНЯТИЯ.
I. Организационный момент.
Ребята, что делают люди, когда встречаются? Что обозначает слово, здравствуйте? Давайте поздороваемся с гостями.
Сегодня мы отправимся в весёлое путешествие в страну «Чувств и ощущений». В этой стране всё необычно. Здесь вы поздороваетесь со мной, но не словами, а жестами.
(«Дорожка приветствий»: ребята здороваются пальчиками, локотками, жестами и т.д.).
Интересные приветствия придумали, молодцы!
II. Первая станция «Знакомство».
К нам в гости пришёл львёнок. Он хочет посмотреть, как ребята умеют передавать сигналы друг другу по цепочке с помощью движений.
(Похлопать по правому плечу, погладить по голове, почесать спинку, обнять за плечи).
Вы хорошо узнали друг друга, а львёнок - вас.
III. Следующая станция «Лесная».
1. Какая красивая полянка. Покажем, как расцвели цветы, на полянке.
Гимнастика для глаз «Цветы».
Наши алые цветки распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
2. Покажите, как завяла трава, полетели, как птицы, как идёт медведь по лесу, крадётся волк за зайцем, гуляет лисичка.
3. Давайте присядем на «шелковистую травку» закроем глаза, представим, как на раскрытую ладошку садится бабочка, божья коровка кузнечик или комарик. (Ребята здороваются с ними, произнося приветствия плавно, словно бабочка машет крыльями или легко, как скачет кузнечик, тихо и медленно будто ползёт божья коровка, или тоненько, как комарик).
4. Солнышко припекает, становится жарко, давайте позагораем.
Релаксация «Мы сегодня загораем».
Мы сегодня загораем,
Выше руки поднимаем,
Выше ноги поднимаем,
Держим, держим, напрягаем...
Загорели, отдыхаем...
Руки не напряжены,
Ноги не напряжены и расслаблены.
Хорошо вы знаете лесных жителей и умеете отдыхать.
IV. Мы приехали на станцию « Помогайка».
1. Садитесь за столы. Я вам буду показывать цветную картинку, а вы мне чёрно – белую. (Упражнение «Клоуны»).
2. По выражению лица, можно определить в каком настроении человек. Я вам прочитаю отрывок из стихотворения, а вы выложите подходящее выражение лица.
Шёл король Боровик, через лес напрямик.
Он грозил кулаком и стучал каблуком.
Был король Боровик не в духе, короля покусали мухи. (Злость).
Говорят в больших кустах, по ночам таится страх.
Я пошёл к большим кустам. Кто же там? И что же там? (Испуг).
Это – ничья кошка, имени нет у неё.
У выбитого окошка, какое ей тут житьё?
Холодно ей и сыро, у кошки лапа болит. (Грусть).
Кошечки захрюкали: хрю - хрю – хрю.
Уточки заквакали: ква - ква - ква.
Курочки закрякали: кря - кря - кря.
Воробышек прискакал и коровой замычал: му – у –у – у! (Радость).
3. Физминутка.
Тра – та – та, тра – та – та, растворились ворота.
А оттуда из ворот вышел маленький народ.
Один дядя – вот такой, Показать какого роста.
Другой дядя – вот такой, Показать очки.
Третий дядя – вот такой, Показать, как читает книгу.
А четвёртый – вот такой. «Культурист».
Одна тётя – вот такая, Смотрит в зеркало, красит губы.
Другая тётя – вот такая, «Балерина».
Третья тётя – вот такая, Сердитая.
А четвёртая - такая. Болтает по телефону.
4. К нам в гости пришли сказочные герои. Посмотрите, какое у них выражение лица? Посмотрите и запомните. Закройте глаза. Откройте глаза и посмотрите, что случилось? Исчезли лица. Давайте поможем героям из сказок и выложим им нужное выражение лица.
5. Загляните под фланелеграф. Клоуны прислали вам свои фотографии, но одну нечаянно разрезали. Давайте им поможем.
6. Деревянные человечки хотят с вами поиграть. Поздоровайтесь с ними за руку, покажите, как они умеют заниматься физкультурой, покажите позу старого человека, придумайте сами, какой ваш человечек.
V. Станция «Отдыхайка».
1. Здесь мы будем весёлыми обезьянками. Подошли к зеркалу.
Подняли и опустили брови, надули и втянули щёки, вытянули губы вперёд трубочкой, показали передние зубы, показали язык, сделали языком болтушку.
2. Повернитесь друг к другу. Покажите, что вы съели кислый лимон, рассердились на драчуна, встретили знакомую девочку, удивились, испугались, обиделись, умеете лукавить.
3. Разбейтесь на пары. Вспомним упражнение «Я – дрозд».
Я – дрозд. Показать на себя.
Ты – дрозд. Показать на товарища.
У меня нос, Показать свой нос.
У тебя нос. Показать нос своего товарища.
У меня – гладкие, Тыльной стороной ладони провести по щекам.
У тебя - гладкие. Погладить щёки товарища.
У меня – сладкие, Обвести свои губы.
У тебя – сладкие. Обвести губы товарища.
Я - твой друг, Показать на себя.
Ты – мой друг. Показать на товарища.
Мы любим друг друга. Обняться.
4. Давайте составим «Пирамиду любви». Сначала будем говорить о том, что мы не любим, а затем – кого мы любим или, что мы любим.
VI. Итог. Отгадайте загадку, что может подарить любому прохожему даже нищий? (Улыбку). Мы всегда можем дарить улыбки друг другу, и тогда всем нам будет немного светлее, теплее и веселее жить.
Наше путешествие закончилось. Подарим нашим гостям улыбки и попрощаемся с ними, кто словами, а кто жестом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Духовно – нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста при ознакомлении с природой»
Доклад для выступления на семинаре Южного образовательного округа Ленинградской области....
Опыт формирования коммуникативных данных детей младшего школьного возраста
писан опыт формирования коммуникативных данных детей младшего школьного возраста...
Развитие коммуникативных способностей ребенка младшего школьного возраста через народную игру
Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технократический век. Далее приведены ряд игр, которые...
Хореография как ресурс формирования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста
В статье рассмотрены творческие аспекты позитивного вли- яния занятий хореографией на формирование эмоциональной сферы детей млад- шего школьного возраста в условиях деятельности танцевального коллект...