Конспект подгруппового логопедического занятия "Дифференциация [с]-[ц] в словосочетаниях, предложениях"
план-конспект
Конспект подгруппового логопедического занятия по коррекции дисграфии у обучающихся 4 класса с системным недоразвитием речи легкой степени по теме: "Дифференциация [с]-[ц] в словосочетаниях, предложениях"
Скачать:
Предварительный просмотр:
Технологическая карта логопедического занятия
Предмет: Логопедическое занятие | Класс: 4 | |
Тема урока: «Дифференциация [с]-[ц] в предложениях» | ||
Цель урока: продолжить учить различать устно и на письме звуки и буквы с, ц | ||
Задачи занятия: 1. Коррекционно - образовательные: - уточнить артикуляцию звуков [с], [ц]; - закрепить умение находить место звука в слове; - закрепить умение составлять словосочетания, предложения. 2. Коррекционно – развивающие: - развивать фонематический слух; - развивать артикуляционную моторику; - корригировать и развивать связную устную речь обучающихся путем составления предложений, полных ответов. 3. Коррекционно - воспитательные: - воспитывать интерес к логопедическим занятиям; - воспитывать умение слушать одноклассников. | ||
Планируемые образовательные результаты: Предметные: различать звуки и буквы с-ц в предложениях Базовые УД: Познавательные: выделять некоторые существенные, общие и отличительные признаки; делать простейшие обобщения Регулятивные: активно участвовать в деятельности Коммуникативные: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности Личностные: владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия | ||
Тип занятия: групповое логопедическое занятие по коррекции дисграфии | ||
Оборудование: зеркала, тетради, карточки для дыхательной гимнастики, предметные картинки, карточки «место звука в слове», карточки с индивидуальными заданиями, профили артикуляции звуков, разноцветные магнитики | ||
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
I. Организационный момент | Каждый день, всегда везде, На занятиях, в игре Громко, четко, говорим И никогда мы не спешим! Какое сейчас время года? Какое сегодня число? Какой сегодня день недели? | Настраиваются на работу Ответы обучающихся |
II. Постановка цели занятия | Чтобы узнать, чему мы будем учиться на занятии, назовите первый звук в слове «сапоги» и первый звук в слове «цапля» - Сегодня на занятии мы будем различать с и ц | Рассматривают картинки - Первый звук в слове сапоги [c], в слове цапля [ц] |
III. Артикуляционная гимнастика | - Сначала сделаем гимнастику для язычка («улыбка», «трубочка», «качели», «чистим зубки», «парус») | Выполняют артикуляционную гимнастику перед зеркалом |
IV. Дыхательная гимнастика | - Сделаем дыхательную гимнастику Быстрый самолет Я построю самолет Шлем надену и в полет
На лугу растут цветы Небывалой красоты | Работают с карточками и выполняют дыхательную гимнастику |
V. Уточнение акустико – артикуляционных признаков звуков [с], [ц] Связь звука с буквой. | Артикуляционные признаки - Произнесите звук [С]. Что делают язычок, губы, голосовые связки, когда мы произносим звук [С]? - Произнесите звук [Ц]. Что делают язычок, губы, голосовые связки, когда мы произносим звук [Ц]? Акустические признаки - Дайте характеристику звуку, звук [С] какой? - Дайте характеристику звуку, звук [Ц] какой? Чем отличаются звуки [с]-[ц]? Правильно, когда мы произносим звук [ц] язык сначала стучит за верхними зубами, а потом опускается за нижние зубы. При произнесении звука [с] кончик языка сразу находится за нижними зубами Связь звука с буквой Посмотрите, на что похожи буквы с, ц. Придумайте, на что еще похожи буквы. Зрительная гимнастика
| Произносят звук, объясняют артикуляцию, дают характеристику, рассматривают профиль артикуляции звуков [С], [Ц] Ответы детей - Когда мы произносим звук [С] губы в улыбке, зубы разомкнуты, кончик языка упирается в нижние зубы, воздушная струя холодная, голосовые связки отдыхают - Когда мы произносим звук [Ц] губы в улыбке, зубы сближены, кончик языка упирается в нижние зубы, голосовые связки отдыхают - Звук [с] согласный, глухой, твердый. Звук [ц] согласный, глухой, твердый
- Буква С похожа на полумесяц, буква Ц на бочок с краником Выполняют зрительную гимнастику |
VI. Выделение [с], [ц] из слогов, слов | Игра «Поймай звук» - Я буду произносить слоги и слова, когда вы услышите звук [С] хлопните в ладоши. ас, ны, со, га, ус, ку, сы сок, щетка, носок, ключ, нос Топните, когда вы услышите звук [Ц]. Ца, да, цу, лы, це, жу, цы А теперь, хлопайте в ладоши, когда услышите звук [С] и топайте, когда услышите звук [Ц] Са, ца, цы, сы, уц, ус Собака, цепь, индеец, оса, парус, кольцо «Четвертый лишний» - Назовите картинки. Какая картинка лишняя? Почему? | Дети хлопают в ладоши и топают Исключают лишнее, объясняют свой выбор. - Лишняя цапля, потому что только в слове цапля встречается звук [ц], а в остальных словах самокат, сок, носок звук [с]. |
Физкультминутка Стало солнце пригревать (руки вверх, потянулись) Стали капельки стучать (кулачки стучат) Капля – раз, капля – два, (Руки поочередно вперед, ладонью вверх) Капли медленно сперва, (хлопают в ладоши) А потом быстрей, быстрей Побежали как ручей. (бег на месте) | Повторяют текст и выполняют движения | |
VII. Работа в тетрадях | Пальчиковая гимнастика. Развитие мелкой моторики Ручку покачу, Вправо-влево, как хочу! (обучающиеся кладут ручку на стол. Её нужно «погладить» по очереди обеими руками) Работа в тетрадях - Откройте тетрадь, запишите число. Прочитайте слова на карточках. К словам из первого столбика подберите подходящие слова из второго столбика, запишите получившиеся словосочетания в тетрадь. Подчеркните с, ц. Составьте с получившимися словосочетаниями предложения. Работа с индивидуальными карточками
Прочитайте рассказ и вставьте пропущенные буквы с, ц. (Увидела ли_а зай_а. Подкрала_ь к нему. Зая_ заметил ли_у и в ку_ты. Куда зая_, туда и ли_а. _елый день гоняла_ь ли_а за зай_ем, но так и не поймала. Молоде_, зая_!) | Выполняют пальчиковую гимнастику. Записывают в тетрадь число, работают с индивидуальными карточками, записывают словосочетания в тетрадь (солёный огурец, сонный птенец, красная пуговица) Составляют предложения со словосочетаниями и записывают в тетрадь Обучающиеся читают рассказ на карточке, вставляя пропущенные буквы с, ц. |
VIII. Итог занятия | - Скажите, какие звуки и буквы вы учились различать? Дайте характеристику звука [ц] (звука [с]). Как вы будете их различать? Рефлексия Выберите магнитик и прикрепите на доску Зеленый, если урок прошел отлично, я понял тему Желтый, если урок прошел хорошо, нужно повторить тему Красный, если урок прошел плохо, мне было трудно - Наше занятие подошло к концу. Вы хорошо поработали на занятии. Молодцы. | Отвечают на вопросы. Оценивают работу на уроке. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект подгруппового логопедического занятия "Автоматизация звука Л в слогах, словах, предложениях"
Цель: Автоматизация звука Л Задачи: Автоматизировать звук Л в слогах, словах, предложениях. Развивать фонематическое восприятие в процессе работы над звуком л. Учить детей воспринимать и прогова...
Конспект подгруппового логопедического занятия в подготовительной к школе группе. Тема занятия: «Животные моего края. Слог. Слово. Предложение».
Обобщение и систематизация знаний о диких животных Арктики, их внешнем виде и образе жизни. Уточнение, активизация и актуализация словаря по теме «Животные Арктики» (тундра, животное, белый медведь, п...
Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”. Логопедическая викторина”. Лексическая тема «Приключения Колобка».
Конспект подгруппового логопедического занятия в 1 классе по теме: “Дифференциация звуков “Л” - “Ль”. Логопедическая викторина”. Лексическая тема «...
Конспект подгруппового логопедического занятия раздел "работа с предложением" тема "предложение".
Данные занятия предназначены для детей 3 класса с задержкой психического развития. Данное занятие можно проводить как в школе на занятии логопеда, так и дома родителям....
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы "Дифференциация звуков "З" и "С" в связной речи"
Конспект подгруппового логопедического занятия для детей старшей группы на тему "Дифференциация звуков "З" и "С" в связной речи" Лексическая тема: "Дикие ...
Конспект подгруппового логопедического занятия по дифференциации звуков [с]-[ш] с элементами нейрологоритмики для детей старшего дошкольного возраста "В гости к Свистелочке и Шипелочке"
Подгрупповое логопедическое занятие по дифференциации звуков [с]-[ш] с элементами нейрологоритмики...
Конспект индивидуального логопедического занятия "Автоматизация звука [л] в словосочетаниях, предложениях"
Конспект индивидуального логопедического занятия по коррекции звукопроизношения у обучающегося 3 класса с системным недоразвитием речи легкой степени по теме: "Автоматизация звука [л] в словосоче...