СИПР
рабочая программа (10 класс)

Архипова Елена Витальевна

Специальная индивидуальная программа развития по предметам учебного плана

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sipr_na_obuchayushchegosya_10_klassa.docx80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки

Ханты – Мансийского автономного округа – Югры

(Тюменская область)

КАЗЕНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА-ЮГРЫ

«НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»

(КОУ «НЕФТЕЮГАНСКАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ»)

                УТВЕРЖДЕНА

                приказом № ____ от ______ 2020 года

Специальная индивидуальная программа развития

по предметам учебного плана

10 класса

Д.Х.

(приложение к адаптированной общеобразовательной программе образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

(2 вариант, редакция 2020 года)

                                                                                            Объем: 850 ч.

                                                                                            Речь и альтернативная коммуникация: 102 ч.

                                                                                            Математические представления: 68 ч.

                                                                                            Окружающий природный мир:68 ч.

                                                                                            Домоводство: 170 ч.

                                               Окружающий социальный мир: 102 ч.

                                                                                            Адаптивная физкультура: 102 ч.

                                                                                            Профильный труд: 170 ч.

                                                                                            Коррекционно-развивающие занятия: 68 ч.

                                                                                            Учитель: Архипова Е.В.

г. Нефтеюганск 2020

Оглавление

1

Индивидуальные сведения о ребенке

3

2

Индивидуальный учебный план

6

3

Содержание образования

8

3.1.

Базовые учебные действия

8

3.2.

Содержание учебных предметов

8

3.3.

Нравственное развитие

22

3.4

Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни  

22

3.5.

Внеурочная деятельность

23

4

Программа сотрудничества с семьей

24

5

Специалисты, участвующие в реализации программы

25

6

Перечень необходимых технических средств и дидактических материалов

25

7

Средства мониторинга и оценки динамики обучения

26

8

Календарно-тематическое планирование

27

8.1.

«Речь и альтернативная коммуникация»

28

8.2.

«Математические представления»

43

8.3.

«Окружающий природный мир»

51

8.4.

«Домоводство»

58

8.5.

«Окружающий социальный мир»

70

8.6.

«Адаптивная физкультура»

79

8.7.

«Профильный труд»

88

8.8.

«Коррекционно-развивающие занятия»

104

1. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СВЕДЕНИЯ О РЕБЕНКЕ:

Ф.И.О. ребенка:

Дата рождения: 

Адрес проживания: 

Мать:

Отец:

Телефон: 

Год обучения: 

Общие сведения:

Сведения о семье. 

        Общая осведомлённость и социально-бытовая ориентировка.   Культурно-гигиенические навыки сформированы, но могут быть нарушены из-за психофизического состояния: соблюдает правила личной гигиены (может часто мыть руки, не слыша рекомендации учителя, одноклассников, принимает пищу, соблюдая правила, всегда опрятен).

У юноши сформированы навыки самообслуживания, самостоятельно   одевается и   раздевается, может пользоваться электро-бытовыми условиями (микроволновая печь, пылесос).  По городу передвигается только в сопровождении взрослых.  Даниил с трудом вступает в контакт, имеет недостаточный уровень знаний о себе, по настроению может ответить на вопросы: имя мамы, папы, возраст, имя учителя). Общий кругозор ограничен. Самостоятельно не называет времена года, месяцы, дни недели, не определяет время по часам. Проговаривает их после повторного проговаривания взрослого.

Посещаемость. Без уважительной причины учебные занятия не пропускает.

Характеристика обучаемости: Темп работы медленный. Инструкции учителя понимает, может выполнить не сразу, а в течение какого-то времени. Обращается за помощью при затруднениях, используя жесты. Отношение к школе положительное.

Соответствие объёма школьных знаний, умений и навыков требованиям программы с оценкой динамики обученности:        

- развитие устной речи: фразовая речь присутствует, но не всегда демонстрируется.  Словарь беден, неточен. У подростка трудности в восприятии сюжетного изображения (сюжет в целом не воспринимает, перечисляет изображенное).

- чтение: гласные называет, согласные – м, п, т, д, А остальные – по повторному проговариванию звуков.

- владение письменной речью: наблюдается  несформированность моторных навыков графической деятельности: пишет только по образцу, прописными и печатными буквами, раскрашивает под контролем учителя. Графический образ букв не усвоен. Понимает значение предлогов.

- сформированность  учебных навыков по математике: прямой счет в пределах 10  усвоен. Графический образ цифры не усвоен. Не  устанавливает причинно-следственные связи; при выполнении задания нуждается в постоянной опоре на образец, помощи учителя.

Трудовое обучение. Правила подготовки рабочего места, материалов и инструментов знает, но выполняет под контролем учителя. Просьбы учителя выполняет по образцу (протереть доску, парты, подоконник и т.д.). Технику безопасности соблюдает под контролем учителя. Знания и умения по предмету профильному труду («Рабочий зелёного хозяйства»)  сформированы на низком уровне.

        Сформированность  школьно-значимых умений. К учебе интереса не проявляет, внимание неустойчивое, в работу включается под контролем, тяжело переключается с одного вида деятельности на другой, быстро устает.  Во время занятий может встать и начать ходить по классу.  Учебная мотивация не сформирована: во время урока на слова учителя не реагирует; не понимает, что во время урока надо сидеть, слушать и работать, может подойти к другим детям, обнять, погладить по волосам.

Усвоение образовательной программы: Адаптированную образовательную программу седьмого класса  Даниил  усваивает не в полном объеме.

Поведение и общение в учебной ситуации. Правила поведения на уроке не соблюдает. В школу ходит по распорядку дня. Небольшие поручения учителя под контролем выполняет, самостоятельность и инициативу не проявляет. Учебный процесс не осознаёт.

        Эмоционально – волевое состояние в учебной ситуации: Наблюдается повышенная тревожность, нуждается в поддержке и подтверждении правильности своих действий. Проявлять настойчивость и упорство при выполнении трудных заданий не может. Нуждается в  сопровождении  и помощи взрослых.

Общие выводы и впечатления о ребёнке: Воспитывается в благоприятной семейной обстановке. Адаптированную образовательную программу усваивает не в полном объеме. Необходимо продолжить развитие высших психических функций посредством коррекционно-развивающих упражнений, включающих работу всех анализаторов (зрительный, слуховой, двигательный, кинестетический). Для поддержания работоспособности обучающегося в течение всего урока и снижения утомляемости необходимо соблюдение охранительного режима (частая смена видов деятельности на уроке, использование заданий с опорой на несколько анализаторов).

Заключение ППк от 16.01.2017г. протокол № 119

Выводы: рекомендуется обучение по учебному плану общеобразовательной организации, реализующий адаптированные программы для обучающихся с умеренной отсталостью. Нуждается в психолого-педагогической, логопедической и дефектологической помощи.

Учебно – коррекционная задача: Формировать ЗУН по предмету в соответствии с психофизическими возможностями.

Коррекционно – воспитательная задача: Сформировать умение попросить о помощи.

Коррекционно — развивающая: Коррекция умения самостоятельно контролировать и регулировать свою деятельность. 

2. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН НА 2020 – 2021 УЧЕБНЫЙ ГОД

Модернизация содержания образования, внедрение Федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) требуют обеспечить качество и доступность освоения содержания образования каждым школьником с ограниченными возможностями здоровья.

Программа разработана с учетом современных требований к организации образования, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: обеспечивает компетентностный подход, учебный материал нацелен на создание условий для формирования базовых учебных действий в соответствии с требованиями Стандарта. Принципы отбора домоводствоания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях обучения, логикой внутри предметных связей, а также с возрастными и индивидуальными (в зависимости от степени выраженности и структуры дефекта) особенностями развития обучающихся.

Программа построена на основе концентрического принципа размещения учебного материала, при котором одна и та же тема изучается в течение нескольких лет с постепенным наращиванием сведений. Программа определяет оптимальный объем знаний и умений по каждому предмету, который доступен обучающемуся индивидуально. Программа предусматривает постоянное закрепление и повторение изученного материала.    

Освоение программы обеспечивает достижение обучающимся двух видов результатов: личностных и предметных. Принцип вариативности предполагает создание вариативного содержания коррекционной работы с обучающимся с учетом его особых образовательных потребностей и возможностей психофизического развития.

Таблица 1

Индивидуальный учебный план на 2020 – 2021 учебный год

Предмет

Всего

часов

Контрольные работы

Проверочные (самостоятельные) работы

Практические (лабораторные) творческие

Экскурсии

Речь и альтернативная коммуникация

102

5

2

26

-

Математические представления

68

5

2

18

-

Окружающий природный мир

68

5

2

12

4

Домоводство

170

5

2

32

-

Окружающий социальный мир

102

5

2

8

2

Адаптивная физкультура

102

5

-

55

Профильный труд

170

5

2

42

4

Коррекционно - развивающие занятия

68

-

-

-

-

3. СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Таблица 2

3.1. Базовые учебные действия

Содержание

1. Подготовку ребенка к эмоциональному, коммуникативному взаимодействию с группой обучающихся.

2. Формирование учебного поведения:

умение выполнять инструкции педагога;

использование по назначению учебных материалов;

умение выполнять действия по образцу и по подражанию.

3. Формирование умения выполнять задание:

в течение определенного периода времени,

от начала до конца,

с заданными качественными параметрами.

 4. Формирование умения самостоятельно переходить от одного задания (операции, действия) к другому в соответствии с расписанием занятий, алгоритмом действия и т.д.

Таблица 3

Коррекция поведенческих проблем

Проблемы поведения

Функция поведения.

Способы и методы коррекции

Коррекция агрессии, и аффективных вспышек.

Переключать внимание обучающегося на другие действия (выйти из кабинета, пройти по коридору, умыться).

Коррекция возбудимости смена

деятельности снижение уровня

психоэмоционального напряжения.

Переключение обучающегося на интересную для него деятельность. Избегание неприятного (внутренний дискомфорт).

Таблица 4

3.2. Содержание учебных предметов 

Содержание

Речь и альтернативная коммуникация

Коммуникация

Установление контакта

обращение по имени к собеседнику

Поддержание контакта

Ответы на вопросы словом (предложением).

Задавание вопросов предложением.

Поддержание диалога на заданную тему: поддержание зрительного контакта с собеседником, соблюдение дистанции (очередности) в разговоре.

Завершение контакта

Прощание с собеседником звуком (словом, предложением).

Развитие речи средствами вербальной и невербальной коммуникации

Звук.

Звукоподражание: понимание простых по звуковому составу слов.  

Узнавание и различение имен членов семьи, учащихся класса, педагогов.

Слова, обозначающие предмет: понимание слов, обозначающих предмет (посуда, игрушки, животные, овощи, фрукты).

Понимание слов, обозначающих действие предмета.

Составление рассказа по последовательно продемонстрированным действиям.

Понимание слов, обозначающих признак предмета (цвет, величина, форма).

Слова, указывающие на предмет, его признак (я, он, мой, твой).

Называние и употребление слов, обозначающих число, количество предметов (пять, второй и др.).

Слова, обозначающие признак действия, состояние (громко, тихо, быстро, медленно, хорошо, плохо, весело, грустно и др.).

Слова, обозначающие взаимосвязь слов в предложении (в, на, под, из, из-за и др.).

Чтение и письмо

Гласные А, О, У. Написание строчной и заглавной буквы.

Гласные И, Ы.

Звук и буква М. Написание строчной и заглавной буквы.

Звук и буква С, З. Написание строчной и заглавной буквы.

Звук и буква Ж, Ш. Написание строчной и заглавной буквы.

Звук и буква Л, Н, Р. Написание строчной и заглавной буквы.

Звук и буква К, Г. Написание строчной и заглавной буквы.

Звук и буква В. Написание строчной и заглавной буквы.

Написание букв и слогов под диктовку.

Составление звукобуквенной схемы слов.

Звук и буква Я, Е, Ё. Написание строчной и заглавной буквы.

Чтение слогов и слов с мягкими согласными.

Звук и буква Б, П. Написание строчной и заглавной буквы.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Буква Ь, Ъ. Написание строчной и заглавной буквы.

Написание букв и слогов под диктовку.

Звук и буква Э. Написание строчной и заглавной буквы.

Различение твердых и мягких согласных на слух.

Списывание слов с рукописного текста.

Звук и буква Ю.  Написание строчной и заглавной буквы.

Звук и буква Ц. Написание строчной и заглавной буквы.

Чтение слогов и слов. Выделение звуков в словах.

Составление рассказа о себе с помощью визуального плана.

Звук и буква Ч. Написание строчной и заглавной буквы.

Звук и буква Щ. Написание строчной и заглавной буквы.

Звук и буква Ф. Написание строчной и заглавной буквы.

Графические действия с использованием элементов графем: обводка, печатание букв (слов).  

Слушание русских народных сказок.

Ответы на вопросы по содержанию текста.

Составление простых предложений с использованием графического изображения.

Называние (употребление) слов, указывающих на предмет, его признак (я, он, мой, твой и др.).

Рисуем вместе. Алфавит. Лепим вместе. Алфавит.

Математические представления

Конструирование

Составление целого предмета по фрагменту. Конструирование из палочек. Лепим вместе.    

Количественные представления

Первый десяток: повторение пройденного.

Первый десяток. Число и цифра 0. Число и цифра 1-5. Число и цифра 6, 7, 8. Число и цифра 9, 10. Сравнение чисел.

Второй десяток: нумерация. Число и цифра 11,12,13. Число и цифра 14,15,16. Число и цифра 17,18,19. Число и цифра 20.

Сложение и вычитание в пределах 20.

Увеличение числа на несколько единиц.

Уменьшение числа на несколько единиц.

Вычитание однозначного числа из двузначного числа.

Получение суммы 20, вычитание из 20.

Вычитание двухзначного числа из двухзначного.

Сложение чисел с числом 0.

Составные арифметические задачи.

Сложение с переходом через десяток.

Прибавление числа 5.

Прибавление числа 6.

Прибавление числа 7.

Прибавление числа 8.

Прибавление числа 9.

Вычитание с переходом через десяток.

Вычитание числа 2,3,4.

Вычитание числа   5.

Вычитание числа   6.

Вычитание числа   7.

Вычитание числа  8.

Вычитание   числа 9.

Сложение и вычитание с переходом через десяток (все случаи).

Деление на две равные части.

Представления о форме

Форма, назначение предметов: практические действия, игровые задания, настольно-печатные игры на группировку предметов по форме, на соотнесение плоских и объемных форм, на идентификацию и выбор предметов по образцам с ориентировкой на форму.

Соотнесение формы предмета с геометрической фигурой (треугольник, квадрат, круг, прямоугольник.).

Рисование фигур по трафаретам, по опорным точкам, вырезание фигур (с помощью учителя).

Штриховка геометрической фигуры. Обводка геометрической фигуры. Лепка различных форм из пластилина.

Представления о величине

Мера длины.

Мера массы.

Мера ёмкости.

Мера стоимости.

Сравнение объёмов жидкостей, сыпучих веществ.

Сложение и вычитание чисел, полученных при измерении.

Игровые упражнения, настольные игры и практические действия для закрепления представлений о величине.

Использование приемов наложения и приложения для сравнения.

Составление упорядоченного ряда по убыванию, по возрастанию.

Сравнение предметов по длине, по ширине, высоте, весу.

Измерение веса предметов с помощью весов.

Раскрашивание, штриховка, обводка по трафаретам, по опорным точкам изображений разной величины по образцу и словесной инструкции.

Экспериментирование с целью определения непрерывного количества (песка, воды), используя для этого разные емкости.

Пространственные представления

Цвет назначение предметов.

Большой-маленький.

Одинаковые равные по величине.

Близко, около, рядом, далеко.

Слева - справа.

В середине, между.

Внутри-снаружи.

Широкий-узкий.

Высокий-низкий.

Глубокий-мелкий.

Первый-последний.

Толстый-тонкий.

Временные представления

Сутки: утро, день, вечер, ночь: узнавание частей суток, знание порядка частей суток, знание порядка дней недели.

Знание смены дней: вчера, сегодня, завтра.

Рано-поздно.

Молодой-старый: сравнение людей по возрасту.

Меры времени.

Часы: определение времени по часам.

Окружающий природный мир

Сезонные изменения в природе

Времена года. Осень. Зима. Весна. Лето.

Растительный мир

Сравнение растений: деревья: дуб, тополь.

Узнавание (различение) деревьев (дуб, тополь, сосна, ель).

Узнавание (различение) фруктов (яблоко, груша, лимон, апельсин, банан, слива, вишня) по внешнему виду (вкусу, запаху).

Части растений. Виды растений. Различие растений.

Цветы: узнавание, различение первых цветов весной: подснежник, мать-и-мачеха, медуница, ландыши).  

Огород.

Овощи.

Фрукты.

Уход за растениями сада и огорода.

Лиственные и хвойные деревья.

Дикорастущие и культурные кустарники.

Травы.

Декоративные растения.

Лекарственные растения.

Комнатные растения.

Животный мир

Классификация животных.

Дикие животные: знание строения дикого животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, уши).

Домашние животные: знание строения домашнего (дикого) животного (голова, туловище, шерсть, лапы, хвост, ноги, уши).

Уход за домашними животными.

Насекомые.

Рыбы.

Птицы.

Звери.

Животные рядом с человеком. Животные в городе и в деревне. Собаки. Кошки.

Неживая природа

Вселенная. Солнце. Луна. Небесные тела: планеты, звезды.

Планета земля.

Воздух. Значение воздуха.

Вода. Вода в природе. Круговорот воды в природе.

Свойства воды. Вода в жизни человека.

Почва. Полезные ископаемые.

Нефть, каменный уголь, газ, торф.

Воздух. Значение воздуха.

Ветер. Направление ветра.

Временные представления

Узнавание (различение) частей суток (утро, день, вечер, ночь).

Узнавание (различение) мер времени: неделя, месяц, год.

Узнавание (различение) времен года (весна, лето, осень, зима) по характерным признакам.

Представление о годе как о последовательности сезонов.

Знание изменений, происходящих в жизни растений в разное время года.

Узнавание (различение) явлений природы (снегопад, метель, вьюга, ураган).

Соотнесение явлений природы с временами года.

Домоводство

Торговля

Покупки.

Введение понятия денег, как необходимого атрибута процесса покупки того или иного предмета (продукта питания, одежды, инструмента)

Планирование покупок

Выбор места совершения покупок

Ориентация в расположении отделов магазина, кассы

Уборка бытового мусора.

Подметание территории.

Сгребание листьев и травы

Стирка

Уход за вещами. Моющие средства (мыло, стиральный порошок (гель).

Правила пользования моющими средствами.

Стирка белья.

Приемы стирки и сушки мелких вещей

Сушка мокрой обуви.

Ежедневный уход за своей одеждой.

Отмеривание необходимого количества моющего средства

Замачивание белья

Застирывание белья

Полоскание белья

Выжимание белья

Складывание одежды

Вывешивание на «плечики»

Чистка обуви

Просушивание обуви

Жилище

Виды жилых помещений (общежитие, квартиры, частные дома)

Уход за жилищем

Ежедневная и периодическая уборка

Генеральная уборка

Удаление пыли с предметов мебели

Мебель (обыкновенная, мягкая, полированная)

Правила ухода за мебелью.

Виды сезонной одежды: летняя, зимняя, демисезонная

Коммунальные удобства и их назначение

Городское и сельское жилище

Обустройство жилища

Санузел и ванная комната

Растения в доме

Интерьер комнаты с растениями

Цветущие растения. Их особенности

Моя комната

Уход за жилищем.

Питание

Приготовление пищи

Нормы и режим питания

Правильное питание для поддержания и укрепления здоровья.

Основные продукты питания (мясные, рыбные, хлебо-булочные и т.п.)

Правила хранения пищи и продуктов питания

Овощи и фрукты полезные продукты

Виды круп.

Знание (соблюдение) правил гигиены при приготовлении пищи

Холодильник, его функциональное  назначение.

Выбор продуктов, необходимых для приготовления блюда

Выбор инвентаря, необходимого для приготовления блюда

Обработка продуктов. Мытье продуктов.

Раскатывание теста

Соблюдение последовательности действий при приготовлении бутерброда

Правила поведения за столом

Приготовление салата

Завтрак и блюда не требующие тепловой обработки

Обед

Ужин

Техника безопасности на кухне

Домашнее и промышленное кухонное оборудование

Правила приема гостей

Сервировка праздничного стола

Меню для праздничного стола

Украшения на столе

Хранение кухонного инвентаря

Нормы и режим питания

Уборка территории

Садовые работы

Техника безопасности

Инвентарь

Уборка бытового мусора.

Подметание территории.

Уход за уборочным инвентарем.

Кухня

Обращение с посудой.

Различение предметов посуды для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож), для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож).

Различение чистой и грязной посуды.

Знание правил техники безопасности при пользовании электробытовым прибором.

Уборка

Уборка учебных помещений.

Сухая и влажная уборка

Вытирание пыли

Работа с тканью

Пришивание заплаты

Окружающий социальный мир

Школа. Обучение.

Здравствуй школа! Я – ученик. Школьные принадлежности. Правила поведения на уроке.

Квартира, дом, двор.

Квартира, дом, в котором я живу: представление о частях дома (стена, крыша, окно, дверь, потолок, пол).

Представление о типах домов (одноэтажные /многоэтажные, каменные/ деревянные).

Представление о местах общего пользования в доме (чердак, подвал, подъезд, лестничная площадка, лифт).

Представление о помещениях квартиры (комната, прихожая, кухня, ванная комната, туалет, балкон).

Представление о благоустройстве квартиры (отопление, канализация, водоснабжение, электроснабжение).

Умение вести себя в случаях чрезвычайной ситуации (отсутствие света, воды и т.д.). Мебель (стол, стул, шкаф).

Представление об убранстве дома: представление о предметах мебели (стол, стул, диван, шкаф, полка, кресло, кровать, табурет, комод).

Представление о предметах посуды, предназначенных для сервировки стола (тарелка, стакан, кружка, ложка, вилка, нож) и для приготовления пищи (кастрюля, сковорода, чайник, половник, нож).

Электроприборы: представление об электроприборах (телевизор, утюг, лампа, вентилятор, магнитофон, микроволновая печь, электрический чайник, фен).

Представление о часах.

Представление об электронных устройствах (телефон, компьютер, планшет).

Использование предметов домашнего обихода в повседневной жизни.

Электроприборы.

Знание (соблюдение) правил безопасности и поведения во дворе: представление о территории двора (место для отдыха, игровая площадка, спортивная площадка, место для парковки автомобилей, место для сушки белья, место для выбивания ковров, место для контейнеров с мусором, газон).

Ориентация во дворе.

Предметы и материалы, изготовленные человеком

Представление о бумаге, стекле, резине, металле, ткани, керамике, пластмассе и др.

Представление об основных свойствах материалов и изготовленных из них предметов: стекло, керамика – хрупкие, могут разбиться; бумага – рвется, режется и т.д.

Представления о применении различных материалов.

Транспорт

Представление о наземном транспорте.

Соблюдение правил дорожного движения.

Представление о воздушном транспорте.

Представление о водном транспорте.

Представление о космическом транспорте.

Представление об общественном транспорте.

Представление о специальном транспорте.

Представление о профессиях людей, работающих на транспорте.

Профессии

Профессии.

Водитель (шофер).

Врач.

Продавец.

Повар.

Город

Микрорайоны, улицы: представление о районах, улицах, площадях, зданиях родного города.

Ориентация в городе: умение находить остановки общественного транспорта, магазины и др. места.

Представление о профессиях людей, работающих в городских учреждениях.

Соблюдение правил поведения в общественных местах.

Представление об истории родного города.

Традиции, обычаи

Праздник день рождения: представление о празднике.  

Новый год. Новый год в разных странах.

8 Марта.

Представление о школьных традициях: День знаний, последний учебный день, участие в школьных мероприятиях.

Представление о национальных, о религиозных атрибутах, традициях, праздниках.

Страна

Государственная символика России: представление о государстве Россия и государственной символике.

Выдающиеся люди России: представление о правах и обязанностях гражданина России.

Адаптивная физкультура

Элементы спортивных игр и спортивных упражнений

Баскетбол. Передача баскетбольного мяча без отскока от пола (с отскоком от пола).

Ведение баскетбольного мяча по прямой (с обходом препятствия).

Волейбол.

Узнавание волейбольного мяча. Подача волейбольного мяча сверху (снизу).

Футбол.

Узнавание футбольного мяча. Выполнение удара в ворота с места (пустые ворота, с вратарем), с 2-х шагов (пустые ворота, с вратарем), с разбега (пустые ворота, с вратарем).

Бадминтон.

Узнавание (различение) инвентаря для бадминтона. Удар по волану: нижняя (верхняя) подача. Отбивание волана снизу (сверху).

Лыжная подготовка

Узнавание (различение) лыжного инвентаря (лыжи, палки, ботинки).

Соблюдение последовательности действий при креплении ботинок к лыжам: удержание лыжи, поднесение носка лыжного ботинка к краю крепления, вставление носка лыжного ботинка в крепление, подъем пятки.

Выполнение ступающего шага: шаговые движения на месте, продвижение вперед приставным шагом, продвижение в сторону приставным шагом.

Выполнение поворотов, стоя на лыжах: вокруг пяток лыж (носков лыж), махом.

Выполнение скользящего шага без палок: одно (несколько) скольжений.

Выполнение попеременного двухшажного хода. Выполнение бесшажного хода.

Преодоление подъемов ступающим шагом («лесенкой», «полуелочкой», «елочкой»).

Выполнение торможения при спуске со склона нажимом палок («полуплугом», «плугом», падением).

Физическая подготовка

Построения и перестроения.

Ходьба и бег.

Прыжки.

Ползание, подлезание, лазание, перелезание.

Броски, ловля, метание, передача предметов и перенос груза.

Профильный труд

Профессия «Рабочий зеленого хозяйства»: значение, обязанности, условия труда.

Уборка урожая

Сроки уборки урожая.

Признаки спелости плодов.

Организация и техника ручной уборки корнеплодов.

Санитарно-гигиенические правила, правила безопасности уборочных работ.

Уборка картофеля, свеклы, томатов.

Признаки поражения плодов томата фитофторой.

Уборка урожая томатов.

Уборка корнеплодов моркови и свеклы.

Закладка корнеплодов на хранение.

Размножение комнатных растений

Черенкование – основной способ размножения комнатных растений.

Размножение мягкими и зелеными черенками.

Размножение листовыми черенками.

Работа в открытом грунте

Сезонно цветущие горшечные растения открытого грунта: виды (цикламен, кальцеолярия, примула, цинерария) общая характеристика, условия выращивания, использование.

Сроки цветения.

Деревья и кустарники лиственных и хвойных пород

Породы деревьев и кустарников.

Характеристика внешнего строения и отличительных признаков этих растений.

Защита зеленых насаждений.

Местные хвойные деревья и кустарники: виды, внешнее строение, отличительные признаки, использование в озеленении.

Выгоночные цветковые культуры

Выгонка как комплекс агротехнических приемов.

Выгоночные растения.

Определение выгоночных растений по рисунку, названию ранее изученных растений.

Цветочные растения

Деление цветковых растений на группы по сходным биологическим свойствам, агротехнике выращивания и практическому применению в зеленом строительстве.

Цветковые растения открытого и закрытого грунта.

Однолетние, двулетние и многолетние цветковые растения.

Общие признаки групп цветковых растений.

Не зимующие многолетники

Строение и биологические особенности многолетних цветочных растений.

Виды многолетних цветочных растений.

Сроки посева.

Охрана труда и правила безопасной работы

Основные положения законодательства об охране труда.

Основные правила и инструкции по безопасности туда в цветоводстве и овощеводстве.

Пожарная безопасность.

Правила безопасной работы на участке.

Перечень практических работ

Подготовка почвы под посадку овощных и цветочных культур.

Участие в работах по борьбе с сорняками, вредителями  и болезнями растений.

Способы внесения удобрений.

Удаление засохших и сломанных растений и их частей из цветника.

Дополнительная подвязка растений.

Оправка границ клумб.

Подготовка земляной смеси, горшков, семян для рассады.

Наблюдения за всходами.

Полив грунта в теплице и горшках с рассадой.

Подготовка рассады к высадке.

Разметка посадки, выкопка лунок, полив.

Посадка рассады, наблюдения за приживаемостью растений.

Подвязка стеблей растений с помощью шпагата, веревки.

Полив, подкормки.

Посев на рассаду однолетних цветковых растений.

Подготовка семян моркови к посеву.

Прокладывание основных разбивочных линий.

Коррекционно-развивающие занятия

Мелкая моторика

Восприятие

Память

Мышление

Основы математики

Речь и основы чтения

Практическая работа

Перекладывание предметов (шишки, камешки…). Нанизывание предметов на веревку (макароны, кольца пирамидки…). Раскладывание предметов по коробкам (большие, маленькие, средние). Группировка предметов по форме. Наматывание и разматывание ниток разной толщины в клубок. Прищипывание прищепок (ёлочка, солнышко, колючки у ежа, лапки у жука, геометрические фигуры…). Открывание и закрывание коробок, баночек. Выкладывание дорожек и украшение из геометрических фигур. Переливание воды из одной емкости в другую. Группировка предметов по цвету (ваза, цветы…). Катание мячей в определенном направлении.

3.3. Нравственное развитие

  • Доброжелательное отношение к окружающим; умение устанавливать контакт, общаться и взаимодействовать с детьми и взрослыми с использованием общепринятых форм общения, как вербальных, так и невербальных; доверительное отношение и желание взаимодействовать с взрослым (во время гигиенических процедур, одевания, приема пищи и др.);
  • Умение выражать свои желания, делая выбор;
  • Усвоение правил совместной деятельности в общении, в игре, учебе, работе, досуге.

3.4. Формирование экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни       

1. Безопасное поведение в окружающей среде.

2. Готовность безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями состояния здоровья.

Таблица 6

3.5. Внеурочная деятельность

Содержание

Планируемая деятельность ребенка в мероприятии

Участие ребенка в мероприятии

День знаний

Присутствие на торжественной линейке, праздничном завтраке.

День здоровья

Участие в спортивных станциях

КТП «Новогодние хлопоты»

Подготовка к мероприятию: изготовление украшений класса, новогодних поделок, открыток; участие в Новогоднем празднике .

Масленица

Подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника; участие в мероприятии.

КТП «Весенняя капель»

Подготовка к мероприятию: знакомство с атрибутами праздника, изготовление открыток; участие в мероприятии.

Игра

Игры с мячом, настольные дидактические игры «Лото», «Домино», сенсорные игры, подвижные игры в спортивном зале.

Последний учебный день

Присутствие на торжественной линейке, праздничном завтраке, участие в работе станций.

4. ПРОГРАММА СОТРУДНИЧЕСТВА С СЕМЬЕЙ

Таблица 7

Формы работы

Цель

Примерное содержание

Сроки

Ответственный

Индивидуальные консультации специалистов

Повышение осведомленности родителей (з/п) об особенностях развития и особых образовательных потребностей ребенка, участие родителей в разработке СИПР

Итоги диагностики, разработка СИПР

Подведение итогов обучения

Обмен информацией о ходе реализации СИПР

В начале учебного года

В конце учебного года

В течение учебного года по запросу

Узкие специалисты

Присутствие родителей (з/п) при проведении занятий

Обеспечение единства требований к учащемуся в семье и школе

 

По запросу родителя (з/п), учителя или специалиста

Зам. директора по УВР, учитель

Домашнее визитирование

Обеспечение единства требований к учащемуся в семье и школе, обеспечение участия семьи в разработке и реализации СИПР

 

В течение учебного года

Узкие специалисты, учитель

Участие родителей (з/п) во внеурочных мероприятиях

Повышение активности родителей (з/п), преодоление социальной изоляции, формирование партнерских отношений родителей и педагогов школы

Общешкольные праздники, посещение общественных мест, экскурсии и т.п.

Согласно плану внеурочной деятельности

Зам. директора по УВР, учитель

5. СПЕЦИАЛИСТЫ, УЧАСТВУЮЩИЕ В РЕАЛИЗАЦИИ СИПР

Классный руководитель, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, учитель физкультуры, учитель профильного труда.

6. ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ, ДИДАКТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ, УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  • Наглядный и дидактический (демонстрационный) материал по темам: «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Дикие и домашние животные», «Грибы», «Птицы», «Рыбы», «Насекомые», «Времена года», «Объекты и явления природы», «Транспорт», «Посуда», «Одежда и обувь», «Мебель», «Бытовая техника», «Профессии», «Музыкальные инструменты».
  • Инструменты и материалы для профильного труда: краски, кисточки, стаканчик «непроливайка», ножницы, цветная бумага, цветной картон, клей, шило, войлочный коврик, пластилин, доска для лепки, влажные салфетки, фартук для рисования, формы для лепки.
  • Гимнастические мячи большого и среднего размера, шариковый бассейн.
  • Компьютер, презентации, видеозаписи и др.

Учебно-методическое обеспечение

1. Выготский Л.С. Проблемы дефектологии. – М., 2015

2. Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) - М., 2015

3. Емельянова И. Д. Мелкая моторика рук как предпосылка овладения навыками письма дошкольников с ОНР. // Материалы I Международной конференции Российской ассоциации дислексии.–М.: Издательство Московского социально-гуманитарного института , 2015

4. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: Практическое пособие. - М.: АРКТИ, 2014. - 124 с.

Базовая: Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития (вариант 2) КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Печатные пособия

Наборы предметных картинок; наборы сюжетных картинок по отдельным темам;

Наборы сюжетных картинок в соответствии с тематикой урока.

Учебно-практическое оборудование

Опорные таблицы по отдельным изучаемым темам; схемы;

Дидактический раздаточный материал (карточки с заданиями).

Технические средства обучения – компьютер, интерактивная доска; экранно-звуковые пособия (презентации, мультфильмы и т.д.).

Интернет ресурсы:http://nsportal.ru/, http://infourok.ru/, http://www.uchportal.ru/,

http://pedsovet.su/, http://www.proshkolu.ru/, http://www.myshared.ru/, http://elenaranko.ucoz.ru/ - шаблон для презентации

  1. СРЕДСТВА МОНИТОРИНГА И ОЦЕНКИ ДИНАМИКИ ОБУЧЕНИЯ

Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественны критериях по итогам выполняемых практических действий путем фиксации фактической способности к выполнению действия или операции, обозначенной в качестве возможного результата личностного развития по следующей шкале:

0 – действие выполняется взрослым (ребенок только позволяет что-либо сделать, действие не выполняет).

1 – действие выполняет совместно с педагогом с частичной физической помощью.

2 – выполняет совместно с педагогом с частичной помощью взрослого

3 – выполняет самостоятельно по подражанию, показу, образцу.

4 – выполняет самостоятельно по словесной инструкции (вербальной или невербальной).

5 – выполняет действие самостоятельно.

• «узнает объект»,

• «не всегда узнает объект»,

• «не узнает объект».

Выявление представлений, умений и навыков, обучающихся с умеренной, тяжелой, глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми множественными нарушениями развития в каждой образовательной области должно создавать основу для корректировки СИПР, конкретизации содержания дальнейшей коррекционно-развивающей работы. В случае затруднений в оценке сформированности действий, представлений в связи с отсутствием видимых изменений, обусловленных тяжестью имеющихся у ребенка нарушений, следует оценивать его эмоциональное состояние, другие возможные личностные результаты.

Таблица 8

Уровни освоения (выполнения) действий / операций

1. Пассивное участие / соучастие.

- действие выполняется взрослым (ребенок позволяет что-либо сделать с ним).

2. Активное участие.

действие выполняется ребёнком:

- со значительной помощью взрослого

- с частичной помощью взрослого

- по последовательной инструкции (изображения или вербально)

- по подражанию или по образцу

- самостоятельно с ошибками

- самостоятельно

Сформированность представлений

1. Представление отсутствует

-

2. Не выявить наличие представлений

3. Представление на уровне:

- использования по прямой подсказке

- использование с косвенной подсказкой (изображение)

- самостоятельное использование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация с рекомендациями как разработать социальную индивидуальную программу развития (СИПР) варианты C и D

По требованиям ФГОС для обучающихся, которые не усваивают програмный материал основной школы, а требуют индивидуального подхода, с определённым набором предметов исходящим из возможностей ребёнка сост...

Из опыта обучения по СИПР слабослышащего ребёнка со множественными нарушениями

В данной статье анализируются особенности обучения и воспитания слабослышащего ребёнка со множественными нарушениями....

СИПР

Выступление на окружном обучающем семинаре .СИПР  подразумевает индивидуальную работу с учетом всех их индивидуальных возможностей и особых образовательных потребностей....

Диагностическая карта для специальной индивидуальной программы развития (СИПР)

Диагностика развития познавательной деятельности, социализации, эмоционально- волевой сферы, коммуникативных навыков....