Применение метода мозжечковой стимуляции в коррекции нарушений речи
методическая разработка (5 класс)
Методы, напарвленные на сам симптом и мало учитывающие природу его возникновения,
сегодня оказыываются малопродуктивными.
Именно по этому очень актуален поиск, изучение и внедрение новых современных технологий,
которые призваны стать не дополнением в работе с детьми, а неотъемлемой частью целостного процесса коррекции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Метод мозжечковой стимуляции в коррекции нарушений речи | 35.77 КБ |
Предварительный просмотр:
КГОБУ Елизовская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья
Применение метода мозжечковой стимуляции в коррекции нарушений речи.
Учитель-логопед
Скитяева Людмила Юрьевна
Елизово,2022
На сегодняшний день специалисты отмечают, что за последние десятилетия в России резко возросло число детей, нуждающихся в комплексной реабилитации физического и психического здоровья. Самой частой патологией на сегодняшний день являются различные нарушения эмоционально-волевой сферы — гиперактивность, дефицит внимания, а также расстройства аутичного спектра. Эти нарушения влекут за собой, социальные, и учебные проблемы детей: сложность, а зачастую и невозможность адаптироваться в детском коллективе, трудности в усвоении учебного материала.
Специалистам – в частности, учителю логопеду, справиться с нарушениями, используя традиционные способы, удается лишь отчасти. Результативность коррекционной работы составляет от 60 % до 71%
Методы, направленные на сам симптом и мало учитывающие природу его возникновения, сегодня оказываются малопродуктивными. Именно поэтому очень актуален поиск, изучение и внедрение новых современных технологий, которые призваны стать не дополнительным «довеском» в работе с детьми, а неотъемлемой частью целостного процесса коррекции. Одним из эффективных методов развития речи является метод мозжечковой стимуляции. Мозжечковая стимуляция - это система физических упражнений, направленных на совершенствование функций мозжечка, активно участвующих в формировании речи.
Мозжечок - это место сбора информации, которая поступает из всех отделов мозга, его задача быстро переработать информацию и отправить её по адресу (лобные доли). И если есть нарушение связи между мозжечком и лобными долями, то у ребёнка будут нарушены речь , а также психическое и интеллектуальное развитие. Многие исследователи считают, что мозжечок - это «ключ» к обучению.
Существует ряд показаний к проведению мозжечковой стимуляции.
1.Проблемы с речью:
- непроговаривание слов, перестановка слогов;
- логоневроз (обычное заикание);
- дислексия - избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохраненной общей способности к обучению. Очень часто сочетается
дисграфией – нарушением письма;
- нарушениях аутистического спектра.
2. Особенности моторики:
- угловатые, неплавные движения;
- дискоординация движения рук при выполнении действий двумя руками;
- «дрожание» глаз при взгляде в сторону;
- ребенок поздно начинает ходить, говорить, наблюдается замедленный темп речи.
3. Психоэмоциональные особенности:
- быстрая возбуждаемость и скорая повышенная утомляемость;
- невнимательность, несобранность, отвлекаемость.
4. Проблемы с сосредоточением, вниманием и плохой памятью.
5. Плохое поведение, частые перепады настроения, импульсивность.
Стимуляция мозжечка приводит к активизации других зон головного мозга. По мнению ученых познавательные и интеллектуальные функции можно улучшить через упражнения на равновесие. Регулярные упражнения на равновесие способствуют созданию и укреплению необходимых нейронных связей между отделами головного мозга, дефицитарность которых вызывает различные трудности у детей.
Занятия мозжечковой стимуляцией позволяют усилить эффект других занятий: с психологами,
дефектологами.
Организация работы по стимуляции мозжечка.
Занятия проводятся с детьми в возрасте 3 лет и старше.
Для упражнений применяют специальные приспособления - балансиры, использование которых требует от ребенка концентрации внимания, удержания равновесия и выполнения несложных задач.
Одним из эффективных и доступных средств стимуляции является балансировочная доска Бильгоу – упражнения на ней улучшают равновесие, координацию, ловкость. К балансировочной доске прилагается дополнительное оборудование: мешочки, планка, напольная мишень, кегли, банки, стаканчики, набор разных мячей.
В основе коррекционной работы – система тренировочных упражнений на балансировочной доске. Для каждого ребенка составляется индивидуальная программа в зависимости от возраста и особенностей.
Процесс обучения должен быть интересен ребенку, поэтому нужно придерживаться следующих правил
1) не следовать жесткому графику и времени выполнения упражнений: выяснить наибо лее подходящее ребенку время;
2) не проводим занятия, если ребенок не в «ресурсном» состоянии:
- голоден, (лучше организовать занятия через 1-1,5после еды);
- во время болезни;
- в состоянии раздражения или усталости .
Все упражнения на доске Бильгоу выполняются в следующей последовательности:
1. Освоение балансировочной доски.
2. Комплекс упражнений с сенсорными мешочками.
3. Комплекс упражнений с мячиком –маятником.
4. Комплекс упражнений с цветной планкой.
5. Комплекс упражнений доской с цифрами.
6. Комплекс упражнений с использованием стенда с кубиками.
Упражнения для освоения балансировочной доски
Упражнение 1. «Вот какой я ловкий».
Залезть и слезть с доски: спереди, сзади, с обеих сторон (5 -10 раз)
Упражнение 2. «Как красиво я сижу, спинку ровно я держу»
Ребенок сидит по-турецки, взрослый раскачивает доску. Ребенок удерживает равновесие (2-3 мин)
Упражнение 3. «Пловец».
Имитация плавания (в положении стоя)
Упражнение 4. «Ножницы».
Ребенок сидит, вытягивает руки перед собой, одновременно обе поворачивает влево, а голову вправо и тянется. А затем – наоборот: голову влево, руки вправо и тянется. Необходимо удерживать равновесие.
Упражнение 5. «Весы».
Руки как у балерины внизу и вкруг, изображают чашу весов. Ладошки вверх, пальчики соприкасаются. Правая рука вверх, ладонь тянется туда, левая опущена вниз, ладонь смотрит в пол. Возвращается в ИП. Затем меняем местами.( от 5 до 20 раз)
Упражнение 6.
В положении сидя на корточках, покачивающие движения из стороны в сторону головой, круговые движения головой.
Упражнение 7.
Ребенок в положении стоя или сидя медленно покачивается вперед-назад (под музыку)
Упражнение 8.
Ребенок принимает любое положение (стоя, сидя), обе руки – на грудь, затем вверх, в стороны перед грудью.
Усложненные упражнения
1. Упражнения с мешочками.
1) ловить мешочки с разной крупой от ведущего (одной рукой, двумя).
2) кидать и овить мешочки одновременно двумя руками.
3) подкидывать вверх двумя руками, одной.
4) использовать мишень на полу, на стене.
2. С мячом-маятником
1) отбивать левой рукой, правой, двумя руками;
2) использовать мишень на стене, на полу;
3) отбивать мяч от наклонной доски
4) толкнуть подвешенный мяч, хлопнуть пока он летит
5) отбивать мяч ракеткой (планкой)
Все эти упражнения универсальны, и в логопедической работе возможно их выполнение с использованием речевого материала. Во время упражнений применяется дополнительное оборудование: кинезиологические мешочки, сенсорные шарики, мишени с цифрами и т.п.
Учитель-логопед, олигофренопедагог высшей квалификационной категории И.А.Журова приводит примеры таких упражнений.
Упражнения на доске для развития звуковой стороны речи.
«Пропевание» гласных звуков, стоя на балансировочной доске. Все гласные «пропеваем» на выдохе.
1. «Цветок распускается»
ИП. Стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки через стороны вверх – вдох, руки через стороны вниз, «поем» : АААА ( на выдохе)
2. «Рубим дрова»
ИП. Стоя на балансировочной доске, руки опущены, ноги шире плеч. Прямые руки вверх- вдох , наклон, «поем»: УУУУ( на выдохе)
3. «Обнимаем солнышко»
ИП. Стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки в стороны – вдох, руки вверх, кисти складываются, изображая «О», поем: ОООО(на выдохе).
4. «Держим шарик»
ИП. Стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки в стороны – вдох, руки пред грудью - выдох: ЭЭЭЭ.
5. «Медвежонок»
ИП. Стоя на балансировочной доске, руки опущены. Прямые руки со сжатыми кулаками отводим назад – выдох: ЫЫЫЫ.
6. «Бабочка»
ИП. Стоя на балансировочной доске, руки опущены. Руки плавно поднимаются вверх – ИИИИ(выдох)
Игры при коррекции звукопроизношения.
Упражнения с мешочками и мячами.
1.Подкидывать мяч (мешочек) и ловить, произнося слог с автоматизируемым звуком.
2.Подкинуть мяч(мешочек), хлопнуть, назвать слог(слово) с автоматизируемым звуком, поймать мяч(мешочек).
3.Ударами мяча об пол или о стену делить слова на слоги. При этом ребенок ловит мяч двумя руками или одной рукой.
4.Бросать мяч об пол одной рукой ловить другой при этом называть слоги (слова) с автоматизируемым звуком.
Упражнения с мячом-маятником.
1. Ловим и бросаем мяч-маятник( он подвешивается на крючок, вбитый в полок, на расстоянии 1м 30см от пола) двумя руками, произнося слог с автоматизируемым звуком
2. То же с хлопками
3. «Подбивать» (раскрытой ладошкой верх) мячик левой рукой, правой, поочередно. Произнося при этом слог с автоматизируемым звуком
4.Отбивать мячик ракеткой, планкой, произнося слог(слово) с автоматизируемым звуком.
5. Ловить и бросать взрослому разными руками поочередно с разного расстояния, произнося слоги (слова) с автоматизируемым звуком
Упражнения с цветной планкой.
1.Отбивать мяч-маятник участком одного цвета или разных цветов (по сигналу педагога).
2. Отбивать мяч правым, левым концом планки, либо серединой
3. Отбивать мяч планкой, пытаясь сбить мишень, стоящую на подставке.
Эти упражнения также выполняются с использованием речевого материала.
Игры с доской.
1. Найти предмет с автоматизируемым звуком в правом верхнем углу, в нижнем ряду, в левом столбике, в правом столбике и т.д. Назвать и ударить по нему мячом.
2. То же, но с предлогами. Найти предмет ПОД чем-то, НАД чем-то и ударить по нему мячиком.
3. «Точное место»
Найти картинку слева сверху, справа снизу и т.д. Ударить в неё мячиком и назвать.
4. Разместить на доске картинки, попросить попасть мячом в картинку с автоматизированным звуком, назвать картинку.
5. Попасть мячиком в картинку, где звук в начале слова, в конце слова и т.п.
Упражнения для развитие фонематических процессов.
1. Стоя на доске повторить слоги с оппозиционными согласными,
2. Определить первый ( последний) звук в слове, место звука в слове, количество звуков в слове и т.д.
Игры с доской для отбивания.
1. Найти предмет в правом верхнем углу, назвать его, определить первый звук в слове, и ударить по нему мячом, поймать мяч.
Упражнения и игры для обогащения словарного запаса.
1.Отгадывание загадки.
Педагог бросает мяч- ребенок ловит и возвращает мяч с отгадкой.
2. «Животные и детеныши» - закрепление названий, отработка навыка словообразования
Логопед бросает мяч или мешочек, называя животного. Ребенок, стоя на доске, ловит мяч, и возвращает его логопеду, называя детеныша.
Усложнение: бросание мяча с ударом об пол, из-за головы.
3. «Скажи наоборот» - расширение словаря антонимов
Логопед бросает мяч или мешочек, называя слово. Ребенок, стоя на доске и удерживая равновесие, ловит мяч, и возвращает его логопеду, называя слово, противоположное по значению.
4. «Ассоциации» - расширения словаря, развитие ассоциативного мышления
Логопед бросает мяч или мешочек, называя признак предмета. Например, «красный». Ребенок, стоя на доске, ловит мяч, и возвращает его логопеду, называя предмет, обладающий данным признаком. Например, мяч.
5. «Разноцветная фантазия»
Педагог предлагает ребенку найти на напольной доске белый квадрат, ударить по нему мячом и назвать сущ., обозначающие предметы белого цвета: снег, мел, сахар, заяц, халат и т.п.
Игры для развития грамматического строя речи
1. «Один-много».
Цель: образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.
Игра проводится с мячом или мешочком с песком. Ребенок стоит на балансировочной доске. Педагог бросает ему мяч и называет слово в единственном числе. Ребенок ловит мяч, возвращает его логопеду, называя слово во множественном числе.
2. «Посчитай».
Ребенок стоит на балансировочной доске, удерживая равновесие. Логопед бросает мяч, назвав предмет, ребенок возвращает мяч, назвав, как будет звучать 1, 2 или 5 предметов. При этом можно подобрать слова на автоматизируемый звук, решая при этом несколько коррекционных задач.
3. «Назови ласково»
Цель: образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ребенок стоит на балансировочной доске, удерживая равновесие. Логопед бросает мяч, назвав предмет, ребенок возвращает мяч, назвав слово с уменьшительно-ласкательным значением.
В эту игру также можно играть с цветной планкой, отбивая ею мяч.
4. «Из чего - какой»
Цель: упражнение в образовании относительных прилагательных.
Ребенок стоит на балансировочной доске, удерживая равновесие. Логопед бросает мяч, назвав материал, из которого сделан предмет, ребенок возвращает мяч, называя прилагательное от этого слова.
Стол из дерева – деревянный стол
5. «Чей, чья, чье»
Цель: упражнение в образовании притяжательных прилагательных.
Ребенок стоит на балансировочной доске, удерживая равновесие. Логопед бросает мяч, задает вопрос ( например: хвост чей?), ребенок возвращает мяч логопеду и отвечает, используя притяжательное прилагательное (собачий, заячий и т.д.)
6. Упражнение на отработку предложно - падежных конструкций.
В этом случае используем напольную доску.
Ребенок стоит на балансировочной доске. Задание: найти предмет и рассказать, под чем (над чем, около чего) он находится. Ребенок ударяет мячом в искомый предмет и отвечает на вопрос.
Игры и упражнения для развития связной речи.
1. «Отгадай-ка»
Цель: описание предмета по существенным признакам.
Ребенок, стоя на балансировочной доске, загадывает загадку, описывая предмет, называя его существенные признаки. Бросает мяч логопеду, педагог отгадывает загадку.
2. Составление рассказа по серии картин.
Цель: развитие умения определять последовательность, развитие логического мышления, связной речи.
Ребенок на балансировочной доске, перед ним находится напольная мишень, т.е. доска для отбивания, на которой находятся сюжетные картинки. Ребенку предлагается определить первую картинку, ударить в нее мячом и составить рассказ по первому эпизоду. Затем вторую картинку и так далее.
3. «Опиши игрушку»
Цель: упражнение в составлении рассказа-описания.
Ребенок на балансировочной доске, перед ним находится напольная мишень, на которой картинки с изображением игрушек. Ребенок ударяет мячом по картинке и описывает игрушку.
4. «Придумаем рекламу книге (платью, ….)»
Цель: развитие умения творчески использовать слово, описывать предмет, давать ему яркую характеристику
Логопед называет слово, бросает мяч ребенку, ребенок рассказывает о предмете коротко и ясно, обращая внимание на характерные детали. Затем возвращает мяч логопеду.
5. «Если бы….»
Цель: развитие речи, воображения, мышления и прогнозирования
Ребенок на балансировочной доске, удерживает равновесие. Логопед предлагает пофантазировать на определенные темы, бросает мяч ребенку. Например, тема «Если бы я был волшебником…»
6. «Потому что…»
Цель: упражнение в употреблении сложносочиненных предложений, развитие мышления.
Ребенок на балансировочной доске, логопед задает вопрос, бросает мяч. Ребенок должен ответить полным предложением и вернуть мяч. Например: «Почему ты моешь руки?»
Опыт показал, что целенаправленная проработка телесной сферы ребенка актуализирует ресурс развития и создает потенциал для дальнейшего стабильного и успешного освоения ребенком собственно когнитивных программ, в нашем случае логопедических и педагогических.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Оптимизация коррекции нарушений речи: применение мультимедиа-технологии сопровождения коррекционного процесса.
Компьютер - это инструмент мышления, резко усиливающий возможности человека.Человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, более 50% того, что он видит и слышит одновременно.Облегчение проц...
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ И КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ
Системный подход к коррекции психического развития ребенка диктует необходимость включения в программу логопедического сопровождения методов смежных с логопедией наук. Связи с нейропсихоло...
Приёмы и методы по предупреждению и коррекции нарушений письменной речи учащихся с дизорфографией.
Нарушения письменной речи, а именно дизорфографию называют «болезнью века», хотя с точки зрения терминологической, это не корректно, так как расстройства речи- это не болезнь....
Интерактивные формы и методы как эффективное средство коррекции нарушений вычислительных навыков у детей с нарушением интеллекта.
Интерактивные формы и методы обучения завоевывают сегодня все большее признание и используются при преподавании различных учебных предметов.Интерактивные формы и методы обучения показывают новые возмо...
«Использование метода мозжечковой стимуляции в коррекции речевых нарушений с учащимися с ОВЗ»
Актуальность внедрения современных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья обоснована следующими позициями. Во-первых, в Федеральном государственном образовательном стандарте од...
Применение ПАК «БОСЛАБ-ЛОГО» в логопедической работе по коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с ОВЗ
Презентация опыта по применению инновационных технологий в работе с детьми с ОВЗ и инвалидностью по теме:"Применение ПАК «БОСЛАБ-ЛОГО» в логопедической работе по коррекции нарушений р...