«Использование метода мозжечковой стимуляции в коррекции речевых нарушений с учащимися с ОВЗ»
статья
Актуальность внедрения современных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья обоснована следующими позициями. Во-первых, в Федеральном государственном образовательном стандарте одной из приоритетных задач, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия». Во-вторых, дети с речевыми недостатками, особенно имеющие органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно – психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы: скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений (недостаточная координация пальцев рук, артикуляционного аппарата).
Решению этих задач помогает использование в работе метода мозжечковой стимуляции.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Учитель-логопед, учитель- дефектолог
Попова Нина Николаевна
Высшая квалификационная категория
«Использование метода мозжечковой стимуляции в коррекции речевых нарушений с учащимися с ОВЗ»
Актуальность внедрения современных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья обоснована следующими позициями. Во-первых, в Федеральном государственном образовательном стандарте одной из приоритетных задач, является «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и эмоционального благополучия». Во-вторых, дети с речевыми недостатками, особенно имеющие органическую природу, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно – психического развития. Им свойственны эмоциональная возбудимость, двигательное беспокойство, неустойчивость и истощаемость нервных процессов, отсутствие длительных волевых усилий, отставание в развитии двигательной сферы: скованные и некоординированные движения при выполнении упражнений (недостаточная координация пальцев рук, артикуляционного аппарата).
Решению этих задач помогает использование в работе метода мозжечковой стимуляции.
Что представляет собой мозжечковая стимуляция?
Мозжечковая стимуляция — это комплекс физических упражнений, направленных на развитие участков мозга, отвечающих за формирование речи, поведения ребенка.
Цель таких упражнений – научить мозг правильно обрабатывать информацию, полученную от органов чувств, улучшить навыки речи, письма рукой, развить навыки чтения, концентрацию внимания, математические навыки, стимулировать развитие памяти и понимание.
История изобретения и развития методики
Программу мозжечковой стимуляции (Balametrics) разработал более 50 лет назад американский доктор Френк Бильгоу, который будучи преподавателем в классах, где училось много детей с различными трудностями в обучении, обратил внимание, что дети, играющие на переменках в игры на координацию движений, балансировку — более успешны в учебе. Этот простой факт стал ключевым моментом в разработке системы развития мозжечка, как средства повышения успеваемости детей.
Позже Ф. Бильгоу переехав в Хьюстонский университет, возглавил лабораторию, и руководил программой по преодолению проблем с чтением и обучением, сосредоточив внимание на упражнениях на равновесие и координацию. В итоге он изобрел Балансировочную Доску Бильгоу и разработал серию упражнений на ней.
Впоследствии программа Ф. Бильгоу получила название «Learning Breakthrough», что в переводе означает как «Прорыв в обучении».
Специалисты «Ассоциации детских нейропсихологов г. Москвы» проанализировав метод Ф. Бильгоу, сопоставили его данные с теориями отечественной психологической научной школы и разработали свою программу мозжечковой стимуляции со следующими принципами:
— от простого к сложному;
— принцип оптимального уровня сложности (правильный подбор уровня сложности для ребенка);
— принцип поэтапного освоения;
— принцип усложнения инструкции;
— би/моно/попеременно (выполнение упражнений двумя руками, правой, левой, поочередно);
— принцип направленности движений (выполнение упражнений по центру, вправо, влево, по кругу);
— принцип новизны.
Почему необходимо стимулировать именно мозжечок?
Мозжечок человека содержит больше нервных клеток - нейронов, чем все остальные отделы мозга (более 50%). Очень долго считалось, что мозжечок регулирует только равновесие, движение глаз и координацию движений. Однако за последние несколько десятилетий роль мозжечка была пересмотрена и ученые пришли к выводу, что мозжечок - это ключ к обучению буквально всему, в том числе и к нормальному интеллектуальному, речевому и эмоциональному развитию ребенка.
Мозжечок имеет связи с другими структурами в головном мозге и его стимуляция активизирует эти области, в том числе лобные отделы, отвечающие за психическое развитие и височные, отвечающие за понимание и за моторную организацию речи.
Практическое использование мозжечковой стимуляции возможно при системном подходе к коррекции нарушений: с одной стороны, стимуляция мозжечка, с другой — сенсорная интеграция с учетом основных принципов детской нейропсихологии.
Кстати, нейрофизиологи отмечают, что детский мозг вообще способен обучаться только в движении. Считается, что именно вестибулярные системы головного мозга играют решающую роль в любой деятельности: они помогают координировать не только крупную, но и мелкую моторику, налаживают связи между всеми основными органами и частями головного мозга, которые участвуют в речи, письме, чтении, счете.
Вестибулярный аппарат — главное связующее звено головного мозга.
Таким образом, через мозжечковую стимуляцию мы можем добиться улучшения в психическом и речевом развитии.
Результаты занятий с использованием балансировочной доски
- совершенствование межполушарного взаимодействия;
- стабилизация работы вестибулярной системы;
- развитие зрительно-пространственных представлений (чувство тела, схема тела, ориентация во времени и пространстве, координатные, метрические, пространственные представления);
- совершенствование зрительно-моторной координации;
- интеграция сенсорных систем (вестибулярная, зрительная, слуховая, тактильная);
- улучшение координации, моторной ловкости, мелкой и крупной моторики;
- расширение зрительно-оптического поля;
- развитие внимания: увеличение объема, переключаемости, концентрации;
- улучшение саморегуляции и контроля;
- стимуляция психоречевого развития;
- личностные изменения (повышение самооценки, уверенности в себе);
- развитие аудированной и импрессивной речи;
- развитие письменной речи;
- оптимизирование навыков чтения.
Комплекс мозжечковой стимуляции имеет широкий спектр применения. Однако стоит избирательно применять его при различных формах эпилепсии и повышенной судорожной активности головного мозга. В таких случаях необходима консультация эпилептолога, невролога .
Во время занятий ребенок может почувствовать небольшое головокружение. У детей с функциональными нарушениями мозжечка головокружение появляется не на первых занятиях и является первым признаком мозжечковой активации и, следовательно, началом развивающего процесса .
Мозжечковая стимуляции эффективна при следующих диагнозах:
- синдром дефицита внимания и гиперреактивности (СДВГ);
- минимальная мозговая дисфункция (ММД);
- задержка речевого развития (ЗРР) разной степени тяжести;
- задержка психического развития (ЗПР) и задержка психо-речевого развития (ЗПРР);
- нарушения устной и письменной речи (дислексия и дисграфия);
- аутизм и расстройства аутистического спектра;
- синдром Аспергера;
- логоневроз (заикание);
- центральное нарушение слухового анализа;
- расстройство сенсорной обработки;
- нарушение походки;
- нарушение осанки;
- нарушение моторики;
- нарушение работы вестибулярного аппарата;
- нарушение координации движений
Как же стимуляция мозжечка улучшает речевое развитие ребенка?
На коррекционных занятиях в зависимости от уровня речевого развития и координационных умений возможно совмещение упражнений на балансировочной доске с речевыми упражнениями, либо мозжечковая стимуляция претворяет логопедическое занятие.
Для всех детей с патологией речи характерны нарушения моторного планирования, выраженные в артикуляционных расстройствах, трудностях серийно-последовательных построений (слоговая структура слова, звуко-слоговой анализ и синтез, письмо, чтение) и темпо-ритмической организации речи.
Стоя на балансировочной доске ребенку необходимо удерживать равновесие и выполнять предложенные в игровой форме упражнения. Выполняя действие на балансировочной доске, ребенок одновременно проговаривает слова или словосочетания на заданный класс слоговой структуры, автоматизирует поставленный звук, определяет место звука в слове, придумывает на заданный звук слова, повторяет скороговорки и т.д.
Поскольку при выполнении упражнений постоянно требуется включение функций моторного планирования и поддержания баланса, слуховых и зрительных функций, неизбежно улучшается внимание и возникает состояние включенности когнитивных процессов.
Все упражнения выполняются с применением дополнительного оборудования (сенсорных мешочков, цветонизированной рейки, стенда с мишенями, мишени с цифрами, мячами). При таком тренинге на балансире у детей задействуются одновременно несколько систем:
-вестибулярная
-моторная
-сенсорная
-проприоцептивная
-глазодвигательная
-кинестетическая
-аудиальная .
Если ребенку не удается удерживать баланс, он меняет положение своего тела в пространстве, по-другому распределяет вес тела, двигает ногами до тех пор, пока ему не удается найти равновесие. По мере усвоения увеличивается сложность упражнений. Мозг ребенка вынужден быстрее и чаще реагировать на раздражение от вестибулярной системы и от системы проприорецепции, разрабатывать более совершенные и эффективные нейронные сети. Интеграция между двумя полушариями, развивающаяся в ходе занятий, обеспечивает развитие пластичности мозга и возможность компенсировать функциональные или органические недостатки базовых структур мозга.
Большинство упражнений на балансирующей доске пересекают среднюю линию тела, многократное повторение которых приводит к значительному улучшению межполушарного взаимодействия. А это является необходимой предпосылкой для формирования речи и других психических процессов.
Специалист, проводящий занятие по мозжечковой стимуляции, регулирует последовательность овладения элементами, устанавливает очередность выполнения заданий, выбирает уровень сложности, отслеживает и анализирует реакцию ребенка.
Для младших школьников важна мотивационная сторона обучения. Метод мозжечковой стимуляции способствует формированию эмоционально-волевой сферы, коррекции поведения. Игровая (не учебная) форма, дух соперничества (с собственным результатом), возможность выбирать уровень сложности – это некоторые из способов, которые можно использовать в методе мозжечковой стимуляции для создания у ребенка уверенности в себе и желании повысить свою школьную успеваемость.
Применение современных инновационных разработок, внедрение здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий, основанных на принципе мозжечковой стимуляции, позволяют достичь положительных результатов в логопедической практике.
Список литературы
- Зуева Ю.В., Корсакова Н.К., Калашникова Л.А. Роль мозжечка в когнитивных процессах.
URL: http://virtualcoglab.cs.msu.su/html/Zueva.html - Кипхард Э.Й. Гиперактивность как проблема психомоторного развития / Гиперактивные дети. Под ред. М. Пассольта. М., 2004.
- Педяш Н.А. Мозжечковая стимуляция – метод двигательной нейропсихологической коррекции. URL: https://www.b17.ru/article/113707/
- Опыт реализации программы мозжечковой стимуляции с применением балансировочного комплекса Learning Breakthrough Kit (Balametrics) // Ассоциация детских нейропсихологов г. Москвы. Раздаточный материал к тренингу-семинару.
- Острая мозжечковая атаксия. URL: http: //medicalhandbook.ru/disease/2486-acute-cerebellar-ataxia.htm.
- Сиротюк А.Л., Сиротюк А.С. Роль мозжечковой стимуляции в психическом развитии детей дошкольного возраста // Вестник экспериментального образования. 2015. №3.
URL: http://www.ppacade. - Learning Breakthrough-Dr. Belgau History.
URL: https://learningbreakthrough.com/program-overview/learning-breakthrough-history-sensory-integration-disorders/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Индивидуальный подход к коррекции речевых нарушений у учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью»
В данной работе обобщены исследования по проблеме речевого развития детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.Практическая значимость исследования определяется тем, ...
«Индивидуальный подход к коррекции речевых нарушений у учащихся с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью»
В данной работе обобщены исследования по проблеме речевого развития детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.Практическая значимость исследования определяется тем, ...
Статья Использование фольклора как метода коррекции речевых нарушений у учащихся с ОВЗ в начальных классах
В статье описаны основные малые формы фольклора (потешки, загадки, скороговорки, пословицы, считалки, перевёртыши) как методы коррекции речевого дыхания, темпа и ритма речи, лексико-грамматическ...
Использование Су – Джок терапии при коррекции речевых нарушений у детей
Одной из нетрадиционных логопедических технологий является Су –Джок терапия ("Су" – кисть, "Джок" – стопа). В исследованиях южно-корейского ученого профессора Пак Чже Ву, разработавшего Су – Джок тера...
Использование инновационных приемов и технологий коррекции речевых нарушений в рамках взаимодействия учителя - логопеда, учителя - дефектолога с обучающимися ноо
Выступление познакомит вас с новыми технологиями, которые можно использовать совместно учителям-дефектологам и учителям логопедам....
Применение метода мозжечковой стимуляции в коррекции нарушений речи
Методы, напарвленные на сам симптом и мало учитывающие природу его возникновения,сегодня оказыываются малопродуктивными.Именно по этому очень актуален поиск, изучение и внедрение новых современных тех...
Использование элементов песочной терапии в коррекции речевых нарушений обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость)
Использование элементов песочной терапии в коррекции речевых нарушений обучающихся с ОВЗ (умственная отсталость)...