Интерактивные формы и методы как эффективное средство коррекции нарушений вычислительных навыков у детей с нарушением интеллекта.
учебно-методический материал на тему
Интерактивные формы и методы обучения завоевывают сегодня все большее признание и используются при преподавании различных учебных предметов.
Интерактивные формы и методы обучения показывают новые возможности, связанные, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Между учащимися в группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения: и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.
Значение интерактивных форм и методов обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:
- стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане
- повышение уровня активности и самостоятельности обучаемых
- развитие навыков анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации
- изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социальных ценностей
- саморазвитие и развитие благодаря активизации мыследеятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uch._met_razrabotka_po_matematike.doc | 116.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Краевое государственное казённое специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с
ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа – интернат VIII вида № 16»
Учебно-методическая разработка
учителя начальных классов М.В. Цимбалюк
«Интерактивные формы и методы как эффективное средство коррекции нарушений вычислительных навыков у детей с нарушением интеллекта».
2013г
Математика в коррекционной школе решает одну из важных специфических задач обучения школьников с нарушением интеллекта – преодоление недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств.
В процессе обучения математике развивается речь учащихся, обогащается специальными математическими терминами и выражениями их словарь. Уроки математики одновременно с вооружением учащихся математическими знаниями, формированием разнообразных умений и навыков (вычислительных, измерительных, графических, решения задач), умственной и учебной деятельности способствуют коррекции недостатков познавательной деятельности и личности учащихся вспомогательной школы, их социальной адаптации путем связи обучения математики с жизнью, с профессионально-трудовой подготовкой учащихся.
Работая с такими детьми, учителя должны считаться с тем, что передаваемая ими информация далеко не всегда достигает цели. Все сообщаемые детям сведения нужно неоднократно повторять.
Таким образом, коррекционная работа с обучающимися ведется в следующих направлениях:
а) осуществление индивидуального подхода к детям;
б) предотвращение наступления утомления;
в) максимальное использование активизации познавательной деятельности детей;
г) поощрение успехов детей, помощь каждому ребёнку, развитие в нём веры в собственные силы и возможности;
д) обеспечение обогащения детей математическими знаниями.
Интерактивные формы и методы обучения завоевывают сегодня все большее признание и используются при преподавании различных учебных предметов.
Интерактивные формы и методы обучения показывают новые возможности, связанные, прежде всего, с налаживанием межличностного взаимодействия путем внешнего диалога в процессе усвоения учебного материала. Между учащимися в группе неизбежно возникают определенные межличностные взаимоотношения: и от того, какими они будут, во многом зависит успешность их учебной деятельности. Умелая организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебной деятельности в целом.
Значение интерактивных форм и методов обучения состоит в обеспечении достижения ряда важнейших образовательных целей:
- стимулирование мотивации и интереса в области изучаемых предметов и в общеобразовательном плане
- повышение уровня активности и самостоятельности обучаемых
- развитие навыков анализа, критичности мышления, взаимодействия, коммуникации
- изменение установок (на сотрудничество, эмпатию) и социальных ценностей
- саморазвитие и развитие благодаря активизации мыследеятельности и диалогическому взаимодействию с преподавателем и другими участниками образовательного процесса.
Технология укрупнения дидактических единиц и графическое моделирование
УДЕ – технология укрупнения дидактических единиц («живой родник мышления и творчества»)
Цель технологии УДЕ: создание действенных и эффективных условий для развития познавательных способностей детей, их интеллекта, творческого начала, расширения математического кругозора.
В основу УДЕ положен принцип: чтобы обучать ускоренно и формировать глубокие и прочные знания, умения и навыки, необходимо рассматривать целостные группы взаимосвязанных понятий.
Данный принцип в математике реализуется в ходе:
1. Совместного и одновременного изучения взаимосвязанных понятий и действий
2. Широкого использования метода обратной задачи
3. Применения деформированных и неопределенных выражений
4. Укрупнения исходного упражнения посредством самостоятельного составления учеником новых заданий
5. Использования заданий по обращению суждений, упражнений на перемежающееся противопоставление.
6. Графическое моделирование примеров и задач.
Этапы работы по графическому моделированию:
1 этап. Освоение. Наглядная демонстрация получения графической модели через предметные манипуляции. (ИКТ)
2 этап. Применение. Использование графических моделей при решении примеров, уравнений и задач. Самостоятельное моделирование простых примеров.
3 этап. Рефлексия. Составление примеров по предложенным моделям. Решение примеров, уравнений и задач на уровне мысленного моделирования.
Технология УДЕ предусматривает обязательно совместное обучение взаимообратных действий (сложение и вычитание, умножение и деление)
Например, при изучении сложения в пределах 10 во 2 классе коррекционной школы сначала знакомимся примерами вида 2 + 5. затем сразу знакомлю детей с переместительным законом сложения 5 + 2 = 7 и учу делать графическую модель примера.
Запись приобретает вид и получается следующая графическая модель:
+
2 + 5 2 5
= 7
5 + 2 7
Далее сразу предлагаю примеры на вычитание также с графическим моделированием:
- 2 = 5 2 5
7 - -
- 5 = 2 7
Затем эти знания обобщаем с детьми и объединяем и моделируем:
+
2 + 5 - 2 = 5 2 5
= 7 - -
5 + 2 - 5 = 2 7
Такая работа заставляет ученика рассуждать, т.е. применять логические средства исследования, способствующие развитию мыслительных операций, т.к. развитие мыслительных операций основано на аналогичном парном родстве элементарных операций.
За счет совместного изучения взаимообратных действий у учеников происходит многостороннее и целостное усвоение знаний; в процессах мышления учеников обеспечивается один из принципов диалектики – превращения одной формы в другую. Графическое моделирование помогает детям устанавливать практические линейные связи между числами. Ребенок, которому трудно отвлеченно мыслить и устанавливать логические связи может установить не практике реальную линейную связь между числами. Графическое моделирование можно использовать при изучении любых математических тем: сложение и вычитание, умножение и деление, решение задач.
Использование метода обратной задачи (триады)
Триады задач способствуют формированию таких качеств знаний, как полнота и целостность, обеспечивают прочность запоминания.
Цели работы над каждой задачей:
- Развивать подвижность мыслительных процессов
- Научить самостоятельно мыслить: принимать решения, выбирать рациональный способ решения, производить проверку, составлять обратную задачу.
Например, учащимся предлагается задача: «У Нины было 17 рублей. Она купила конфет на 7 рублей. Сколько рублей у нее осталось?» Выделим известное и неизвестное:
Было Истратила Осталось
17р. 7 р. ?
Запишем решение задачи:
17-7=10
Составим обратную задачу. Пусть будет неизвестным число, обозначающее, сколько рублей было у Нины.
Было Истратила Осталось
? 7 р. 10 р.
После того, как задача составлена и решена, надо сравнить решения.
Аналогичная работа проходит и с другой обратной задачей, в которой спрашивается, сколько рублей истратила Нина.
Было Истратила Осталось
17 р. ? 10 р.
Можно при решении таких задач использовать графическое моделирование:
+ + +
7 ? ? 10 7 10
- - - - - -
17 17 ?
Таким образом, обратная задача становится орудием активного обучения математике. Ведь именно за счет применения метода обратной задачи путем графического моделирования развивается мышление, так как в данном случае участвуют в совокупности несколько мыслительных операций.
Применение деформированных и неопределенных выражений:
В психологическом плане решение примеров с «окошком» на многократном сравнении промежуточных результатов с искомым. В процессе их решения ученик совершает различные логические операции, требующие большого умственного напряжения, учится делать умозаключения.
Решение примеров вида 6 + = 9 основано на использовании множества связей. Ход мысли при решении таких примеров направлен от суммы к слагаемому, а не наоборот. Выполнение данных упражнений осуществляется в форме поиска, основанного на многократном сравнении промежуточных результатов.
Таким образом, в процессе решения деформированных примеров активизируется внимание учеников, развивается мышление, т.к. они используют новые виды логических операций.
На уроках предлагаю упражнения, в которых требуется определить знак действия, искомый компонент. Эти примеры – «умственная пища» для моих учеников.
5 = 3 7 2 = 9
5 = 2 7 2 = 5
Укрупнение исходного упражнения посредством самостоятельного составления учеником новых заданий.
Например:
Даны два числа. Что можно узнать?
80 160
Ученики отмечают, что можно найти их сумму, разность, узнать, на сколько одно число больше или меньше другого.
Даю схему выражения
=
Ученики должны составить по ней задачи на сложение, вычитание, умножение, деление.
За счет таких упражнений знания приобретают свойства устойчивости, системности и действенности, т.е. быстрого проявления в многообразной учебной деятельности.
Использование нестандартных логических задач
Развитие у детей логического мышления – это одна из важных задач специального (коррекционного) обучения в начальных классах. Умение мыслить логически, выполнять умозаключения без наглядной опоры, сопоставлять суждения по определенным правилам – необходимое условие успешного усвоения учебного материала ребенком с нарушением интеллекта.
Основная работа для развития логического мышления должна вестись с
задачей. Ведь в любой задаче заложены большие возможности для развития
логического мышления. Нестандартные логические задачи – отличный инструмент для такого развития.
Однако, что зачастую наблюдается на практике? Учащимся предлагается задача, они знакомятся с нею и вместе с учителем анализируют условие и решают ее. Но извлекается ли из такой работы максимум пользы? Нет. Если дать эту задачу через день-два, то часть учащихся может вновь испытывать затруднения при решении. Чтобы этого избежать, на своих уроках я использую следующие виды нестандартных логических задач:
Виды нестандартных логических задач:
Задачи – сказки
Например.
1. Гном Путалка идёт к клетке с тигром. Каждый раз, когда он делает два шага вперёд, тигр рычит, и гном отступает на шаг назад. За какое время он дойдёт до клетки, если до неё 5 шагов, а 1 шаг Путалка делает за 1 секунду?
2. Сколько лет сиднем просидел на печи Илья Муромец? Известно, что если бы он просидел ещё 2 раза по столько, то его возраст составил бы наибольшее двузначное число.
3. Барон Мюнхгаузен пересчитал число волшебных волос в бороде старика Хоттабыча. Оно оказалось равным сумме наименьшего трёхзначного числа и наибольшего двузначного. Что это за число?
«Противные задачи»
Например:
Суpовой зимой в жилом доме пpоpвало две тpубы: гоpячую и холодную. Из одной тpубы выливается на пол 50 литpов ледяной воды в час, а из дpугой – 5 литpов кипятка в минуту. Замеpзнут жильцы дома или сваpятся?
«Вредные задачи»
Например:
1. На веревке висели и спокойно сохли 8 выстиранных наволочек.
6 наволочек стащила с веревки и сжевала коза Люська. Сколько
наволочек спокойно высохли на веревке?
2. Коза Люська забодала забор, который держался на 7 столбиках.
3 столбика упали вместе с забором, а остальные остались торчать
самостоятельно. Сколько столбиков торчат самостоятельно?
«Задачи на логику»
Например:
1. На столе лежало 5 синих и 7 красных карандашей. Девочка взяла 6
карандашей. Взяла ли она хоть 1 красный карандаш? Докажите (Нарисуйте и
объясните).
2. Есть 5 квадратов, выложенных с помощью спичек. Переложите три
спички так, чтобы получилось три прямоугольника, и не осталось лишних
спичек.
Систематическое использование на уроках математики и внеурочных
занятиях специальных задач и заданий, направленных на развитие логического мышления расширяет математический кругозор младших школьников и позволяет более уверенно ориентироваться в простейших закономерностях окружающей их действительности и активнее использовать математические знания в повседневной жизни.
Приемы повышения интереса учащихся к обучению, о которых было сказано, показали их высокую эффективность не только для качественного формирования знаний, но и для развития познавательных способностей школьников с нарушением интеллекта, их общенаучных умений и навыков для повышения мотивации их деятельности, создания ситуации успеха и творческой активности.
Игровые технологии
Большое значение в активизации познавательной деятельности
младшего школьника имеют игровые моменты, вносящие элемент занимательности в учебный процесс, помогающие снять усталость и напряжение.
Игровое обучение может использоваться как метод, как методический
прием, как форма обучения.
Игра является одним из средств формирования психических образований, крайне необходимых для учебного процесса, мышления, внимания, памяти и т.д.
По характеру познавательной деятельности игры можно отнести к следующим группам:
1. Игры, требующие от детей исполнительной деятельности. С помощью этих игр дети выполняют действие по образцу. Например, составить узор по
образцу и т.п.
2. Игры, в ходе которых дети выполняют воспроизводящую деятельность. К этой группе относится большее число игр, направленное на формирование вычислительных навыков («Молчанка», «Поднимись по лесенке», «Вперед!», «В космос!»)
3. Игры, в которые запрограммирована конструирующая деятельность
учащихся («Контролер», «Зеленый, красный»).
4. Игры, с помощью которых дети осуществляют преобразующую деятельность.
5. Игры, включающие элементы поисковой деятельности, где целью игры является формулирование учащимися по рисунку, схеме или опорным словам математического правила.
Игра- тренинг предполагает закрепление знаний, умений, навыков и
строится как совместное решение стандартных элементарных и неэлементарных задач с обсуждением на разных уровнях: в малых группах (3-4человека); между малыми группами; в малых группах + учитель; на уровне класса.
Например:
Математическое домино – состоит из 12-30 карточек каждая карточка
разделена чертой на две части – на одной записано задание, на другой –
ответ к другому заданию. Карточки обратной связи – состоят из пяти-шести планшетов из прозрачной плёнки, соединенной вместе в «книжку», куда вставляются карточки с ответом. У каждого учащегося имеются такие карточки. Вопросы задаются устно, учащиеся находят правильный ответ и показывают его. Таким образом, учителю сразу видно, кто как знает материал.
На уровне закрепления материала важно применять игры на
воспроизведение свойства, действий и вычислительных приемов. В этом случае следует ограничить использование средств наглядности, а усилить внимание к громкому проговариванию правила, свойства, вычислительного приема.
В качестве закрепления нового материала успешно применяется игра «Да» - «Нет». Вопрос читается один раз, переспрашивать нельзя, за время чтения вопроса необходимо записать ответ «да» или «нет». Главное здесь – приобщить даже самых пассивных к учёбе.
Игра – обзор предлагается для формирования целостного представления об изученной теме, о ее структуре, обязательных знаниях и тонкостях.
Игра – контроль - контроль знаний по теме. Как правило, темы
выбираются вспомогательного характера или, если изучение заканчивается
внутри четверти.
Проведение игры требует большого мастерства от учителя. Перед игрой учитель должен доступно изложить сюжет, распределить роли, поставить перед детьми познавательную задачу, подготовить необходимое оборудование, сделать нужные записи на доске.
В игре в той или иной роли должен участвовать каждый ученик
класса.
Материал таких уроков расширяет кругозор учащихся.
Информационно – коммуникационные технологии как средство формирования навыков устного счета
Использование компьютерных технологий на уроках математики имеет ряд положительных моментов.
1. Создается творческая положительно-эмоциональная атмосфера на уроке: использование красивой графики, сказочной оболочки в обучающих программах приводит к тому, что дети с нетерпением ждут компьютерных уроков и мотивация обучения очень высока. Для этого же используется эффект новизны: различные сказочные оболочки для игры с одной и той же учебной целью позволяют поддерживать постоянный интерес ребенка.
2. Игровая цель выходит на первый план по сравнению с учебной целью, поэтому удается добиться косвенности обучения, а косвенное обучение самое прочное и неутомительное. Ребенок спасает космическую станцию от метеоритов, а решается задача совершенствования навыков устного счета. Ребенок ищет выход из пещеры дракона, а развивается его память и внимание.
3. Происходит интенсификация обучения. Ребенок постепенно, каждый в своем темпе, решает, например, 30-40 примеров на устный счет, причем мгновенно получает оценку правильности своего решения.
4. Возможность добиться успеха за небольшой промежуток времени, вызывает желание работать еще и еще. Поэтому игра должна быть доступной для ребенка, иметь несколько уровней по времени или по сложности. Один цикл игры не должен занимать более 3-4 минут, чтобы за 20 минут работы ребенок мог освоить несколько уровней и ощутить результативность игры.
5. Параллельно у ребенка формируется потребность использовать компьютер как инструмент, который помогает ему учиться. Он осваивает клавиатуру, знает значение основных клавиш, умеет ввести требуемую информацию, исправить ошибку, т.е. приобретает навыки пользователя.
Использование интерактивного обучения для детей с нарушением интеллекта на уроках математики помогают решить ряд проблем, с которыми сталкивается педагог специальной (коррекционной) школы, а именно:
- повысить учебную мотивацию и познавательный интерес учащихся;
- оценить уровень сформированности математических понятий и представлений и определить «зону ближайшего развития» каждого учащегося;
- проследить динамику развития каждого ребенка;
- помочь учащимся с нарушением интеллекта воспринимать абстрактный математический материал в адаптированных для них условиях
- помочь педагогам в использовании данных форм и методов обучения
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интерактивные формы и методы работы как средство повышения профессиональной компетенции студентов колледжа
Рассматривается понятие интеактивного обучения, его такие формы как дискуссия, деловые игры....
Артикуляционная гимнастика – эффективное средство коррекции звукопроизношения у детей с нарушением речи
Буклет для родителей. Предлагаются нетрадиционные способы проведения артикуляционной гимнастики....
"Интерактивные методы и приёмы в логопедической работе по формированию коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта"
Методическая разработка представляет собой методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у учащихся с нарушением интеллекта посредством интерактивного обучения. В работе описаны ос...
Реферат «Использование интерактивных форм и методов обучения как средство активизации познавательной деятельности на уроках немецкого языка».
Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности ...
«Занимательная психология» Арт-терапия как средство коррекции. Программа факультативных занятий для школьников с нарушениями интеллекта с повышенным уровнем тревожности средствами арттерапии и методами цветовосприятия
Программа факультативных занятий для школьников с нарушениями интеллекта с повышенным уровнем тревожности средствами арттерапии и методами цветовосприятия...
Артикуляционная гимнастика у детей с нарушением речи как эффективное средство коррекции звукопроизношения
масте класс для воспитателей детского сада...
Буклет «Рекомендации для родителей: использование средств логоритмики для развития коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта».
Логоритмика – это доступная и универсальная форма целенаправленной коррекции речевой и психомоторной функции детей, а также эффективное средство развития коммуникативных навыков у младших школьн...