«Особенности обучения столярному делу обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
статья
Выступление «Особенности обучения столярному делу обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Особенности обучения столярному делу обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»
Современный взрослый человек, а особенно учитель, прекрасно понимает мир ребёнка – сложный комплекс разнообразных зрительных, слуховых, осязательных ощущений и эмоций. Чувственное восприятие мира захватывает ребёнка, полностью владеет им, толкает к созиданию, поисковой деятельности, раскрывая творческие способности, заложенные в ребёнке с рождения. Одновременно с этим современное общество предъявляет определённые требования к выпускникам образовательных учреждений. Среди этих требований содержатся и такие, как сформированность необходимого объёма профессиональных знаний и общетрудовых умений.
А для выпускников с интеллектуальными нарушениями владение такими знаниями и умениями являются основным фактором для дальнейшего овладения профессией и трудоустройства.
Возможность овладения профессией учащимися с нарушением умственного развития во многом зависит от проводимой в школе коррекционной работы. Её основными направлениями для учителя служат повышение уровня познавательной активности учащихся и развитие их способности к осознанной регуляции трудовой деятельности. Последнее как раз и предполагает формирование у учащихся необходимого объёма профессиональных знаний и общетрудовых умений. Развитие умений происходит путём планомерного сокращения помощи учащимся в умственных и перцептивных (воспринимающих) действиях.
Программа по столярному делу рассчитана на профориентацию учащихся с умственной отсталостью.
Цель программы – подготовить выпускников к поступлению в СПО соответствующего типа и профиля.
Преподавание столярного дела состоит из теоретических и практических занятий, предусматривается проведение лабораторных работ и упражнений, экскурсии на профильные производства.
Учитывая особенности учащихся с умственной отсталостью, преподавание столярного дела ведётся по принципу повторяемости пройденного учебного материала и постепенности ввода нового материала. При этом на начальном этапе обучения помощь должна быть максимальной. В отношении ориентировочных действий она состоит в демонстрации и объяснении конечного результата труда, а также условий работы (материалы для изделия, применяемые инструменты, правила безопасности при работе этими инструментами, наглядные пособия). Развёрнутая помощь в планировании заключается в обсуждении предстоящей работы и в практическом показе учителем последовательности её выполнения, в применении демонстрационных технологических карт. Карты используются и при обсуждении плана работы и во время самой работы учащихся.
Важная роль в обучении столярному делу отводится формированию самоконтроля за счёт формирования у учащихся образа конечного и промежуточных результатов работы, а также за счёт формирования контрольно-измерительных умений и привычки к выполнению контрольных действий. При целенаправленной работе учителя в этом направлении, учащиеся в старших классах могут перейти от развёрнутой помощи к краткому инструктажу, что является очень важным для дальнейшего овладения профессией.
В процессе обучения учащиеся знакомятся с материалами, используемыми для изготовления столярных изделий, разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Некоторые инструменты и приспособления изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, применять лаки, клеи, краски, красители. Также при обучении столярному делу является обязательным обучение составлению и чтению чертежей, планированию последовательности выполнения трудовых операций. Уделяется внимание формированию оценивать результаты своей и чужой работы.
Огромное внимание уделяется технике безопасности, так как её соблюдение является залогом сохранения здоровья. Немалое время уделяется и эстетическому воспитанию. Это проходит красной линией через все этапы изготовления изделия, а также способствует интеллектуальному развитию умственно отсталых подростков.
Для эффективного обучения в школе необходимо проводить систематическое изучение динамики развития трудовых способностей учащихся. Одним из способов решения этой задачи служат самостоятельные практические работы учащихся. Целенаправленное изучение таких работ, а также наблюдения за ребёнком в процессе его работы, позволяют выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи для исправления присущих им недостатков.
Зная особенности учащихся с нарушением интеллекта, а именно их отставание в умственном, а часто и физическом развитии, становится понятным, что для выпускников этих школ единственной возможностью занять своё место в обществе является овладение рабочей профессией, в частности, профессией столяра, а для успешного обучения столярному делу в школе должна быть хорошо оборудованная столярная мастерская.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная рабочая программа по учебному предмету Профессионально - трудовое обучение (швейное дело) дляобучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6 класс
Адаптированная рабочая программа по профессионально - трудовому обучению профиль «швейное дело» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 6...
Особенности создания презентации для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Данное мультимедия содержит информацию о требованиях создания презентаций для обучающихся с умственной отсталостью разной степени....
Тема по самообразованию "Особенности построения урока для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях введения ФГОС"
В соответствии с ФГОС существенно меняется уровень активности обучающихся и деятельности педагога. В данной работе изложены требования, предъявляемые к построению современного урока; дана характеристи...
Коррекция двигательных навыков на уроках столярного дела у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Одним из важнейших направлений в процессе профессионально-трудового обучения обучающиеся с недостатками психофизического и интеллектуального развития является механизм формирования целенаправлен...
Методические рекомендации. "Инструктивная карта занятия с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий «Профильный труд» (швейное, столярное дело) для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)".
В методических рекомендациях приводятся примеры составления инструктивной карты к занятиям по учебному предмету «Профильный труд» (швейное и столярное дело) предметной области «Техно...
Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Труд (технология» («Столярное дело») для 5-9 класса основного общего образования
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» составлена на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуал...
4.Рабочая программа общего образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) «Труд (технология» («Столярное дело») для 5-9 класса основного общего образования на 2024-2025 уч. г.
Программа по учебному предмету «Труд (технология)» составлена на основе федеральной адаптированной основной общеобразовательной программы обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуал...