"Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся"
рабочая программа

Коррекционно-развивающая программа "Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи" составлена для учащихся первых классов с ФФН  (с недоразвитием звуковой стороны речи: дефектами произношения; нарушением фонематических представлений (дифференциацией оппозиционных звуков); несформированностью анализа и синтеза звукового состава слова) с учётом требований ФГОС НОО,  рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой, Р.И. Лалаевой, УМК «Начальная школа 21 века».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_korrektsiya_ffn.docx71.23 КБ

Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена   в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на оказание помощи учащимся начальных классов с нарушениями устной речи в освоении ими общеобразовательных программ по русскому языку и составлена с учётом рекомендаций и методических разработок логопедов-практиков А.В. Ястребовой, Г.Г. Ефименковой, Р.И. Лалаевой, УМК «Начальная школа 21 века», а также ориентирована на целевые приоритеты, сформулированные в программе воспитания.

         Рабочая программа разработана с учетом Программы формирования УУД у обучающихся и   Рабочей программы воспитания.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

 

  Рабочая программа «Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи учащихся» связана с    учебными программами начальной ступени обучения, с содержанием школьной программы по русскому языку и литературного чтения. 

  Цели реализации основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «СОКШ №4» направлены на обеспечение возможностей младшим школьникам получения качественного образования (достижение личностных, метапредметных и предметных результатов), на формирование УУД, на развитие личности школьника, на духовно-нравственное и патриотическое воспитание учащихся и на сохранение их здоровья.

    Цель коррекционной программы: устранить недостатки устной и предупредить нарушения письменной речи у младших школьников, формировать у них предпосылки (лингвистические, психологические) к полноценному усвоению общеобразовательной программы по родному языку.

Основные задачи коррекционного обучения:

  • формировать фонетическую систему языка (коррекция дефектов звукопроизношения);
  • развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, навыки языкового анализа и синтеза
  • Восполнить пробелы лексико-грамматических средств языка (обогащение словарного запаса, совершенствование навыков грамматического оформления речи: согласование в роде, числе, падеже);
  • формировать познавательную деятельность и развивать личностные компоненты познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность);
  • формировать умения и навыки, необходимые для деятельности любого вида: умение ориентироваться в задании, планировать работу, выполнять её в соответствии с образцом, инструкцией, осуществлять самоконтроль и самооценку;
  • формировать соответствующие возрасту общеинтеллектуальные умения (операции анализа, сравнения, обобщения, практической группировки, логической классификации, умозаключений);
  • способствовать развитию речи, способности к речевому общению, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • формировать социально-нравственное поведение, обеспечивающее детям успешную адаптацию к школьным условиям (осознание новой социальной роли ученика, ответственное отношение к учёбе, соблюдение правил поведения на занятиях, правил общения);
  • формировать мотивацию, стремление к преодолению имеющихся
    нарушений, развивать самосознание, саморегуляцию и контроль, чувство достоинства и уверенности в своих силах;
  • создавать условия для проявления речевой активности и подражательности, преодоления речевого негативизма.

Адресат программы: учащиеся первых классов с ФФН (с недоразвитием звуковой стороны речи: дефектами произношения; нарушением фонематических представлений (дифференциацией оппозиционных звуков); несформированностью анализа и синтеза звукового состава слова).

Характеристика группы ФФН

В группу ФФН приняты учащиеся с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН) с нормальным слухом и нормальным интеллектом.

В картине недоразвития речи для детей с ФФН на первый план выступает несформированность звуковой ее стороны -  нестойкое употребление звуков в речи, замена звуков. Одно и то же слово в разных контекстах или при неоднократном повторении ребенок произносит различно.

Наблюдаются трудности произношения многосложных слов, слов со стечением согласных (нарушение слоговой структуры сложных слов). Недочеты произношения сочетаются с недостаточно сформированностью фонематических процессов, фонематического восприятия – нечеткое различение на слух фонем, неподготовленностью элементарным формам анализа и синтеза звукового состава слова.

На недостаточность процесса фонематического слуха указывают трудности различения (дифференциации) звуков на слух. У учащихся возникают затруднения при повторении слоговых рядов, слов с парными звуками, а также при воспроизведении целых предложений.

На недостаточность фонематического восприятия указывают затруднения при анализе и синтезе звукового состава слова. Учащиеся с ФФН затрудняются в выделении звуков в словах, в отборе картинок на заданный звук, в подборе слов на заданный звук, не умеют делить слова на слоги.

При ФФН словарный запас в норме. Грамматический строй ниже среднего уровня, сформирован недостаточно. Наблюдаются ошибки при образовании предложно-падежных форм (о птиц, на деревье), при образовании родительного падежа существительных множественного числа (пчелы, малыши), в употреблении сложных предлогов, в согласовании существительных с числительными (две ухи, пять ведро). У отдельных учащихся наблюдается  недостаточное развитие связной речи.

Проявление речевого недоразвития у данной группы детей выражены нерезко.

Наличие у школьников отклонений в фонетико-фонематическом, лексико-грамматическом развитии ведут к нарушениям чтения и письма, что препятствует усвоению программы общеобразовательной школы.

На коррекцию фонетико-фонематического недоразвития речи отводится 60 часов в год.

СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЫ

Развитие зрительного и слухового восприятия.

Различение предметов по цвету, по геометрической форме. Сравнение предметов по размеру, по ширине, по длине, по высоте. Упражнения по формированию пространственных представлений. Определение частей тела человека, животных. Основные единицы времени. Упражнения по формированию временных представлений. Упражнения по развитию зрительно-моторной координации.

Речь. Предложение.  Слово.

Устная, письменная речь. Отличие предложений от набора слов. Составление предложений по картинкам и опорным словам. Определение количества и последовательности слов в предложениях. Обозначение границ предложения. Работа с деформированным предложением. Значение, подбор и использование в речи слов – предметов, слов – действий и слов – признаков. Слог как минимальная произносительная  единица. Слогообразующая роль гласных. Деление слов на слоги. Составление слов из слогов. Ударение. Выделение ударного слога,  ударной гласной.

Гласные 1-го ряда. Гласные 2-го ряда. Твердые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные. Сонорные согласные. Шипящие - свистящие согласные.

Фонетика. 

Звуки речи, их характеристика. Выделение звуков в слове. Уточнение их артикуляции. Установление числа и последовательности звуков в слове, составление схемы слов. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Различение гласных и согласных звуков. Различение твёрдых и мягких, звонких и глухих, шипящих и свистящих согласных.  Характеристика звуков.

Графика. 

Различение звука и буквы: буква как знак звука.   Обозначение на письме мягкости согласных звуков с помощью букв и, е, ё, ю, я.

Чтение. 

Формирование навыка слогового чтения как вида речевой деятельности. Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов.

Письмо. 

Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Освоение приёмов и последовательности правильного списывания текста.

Проверка знаний, умений и навыков.

Проверка усвоения орфографических навыков.

  Данный вариант последовательности изучения тем и количества часов, предусмотренные программой коррекционно-развивающего обучения школьников с ФФН, является примерным и определяется конкретным составом группы, т.е. зависит от уровня сформированности речевого развития детей. Темы логопедических занятий или количество часов для повторения, могут быть изменены, если это необходимо для данной группы обучающихся.

Коррекционно-развивающая программа опирается на содержание, результаты изучения учебного курса «Русский язык».

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

     Коррекционная программа направлено на достижение обучающимися личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения обучающимися с ФФН соответствуют ФГОС НОО.

 

Личностные результаты

Изучение коррекционной программы будет способствовать достижению следующих личностных образовательных результатов:

гражданско-патриотическое воспитание:

- становление ценностного отношения к своей Родине - России, формирование чувства гордости за свою страну;

- осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности;

- сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;

- уважение к народам, формируемое на основе примеров из художественных произведений;

- о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений, отражённых в художественных произведениях;

духовно-нравственное воспитание:

- признание индивидуальности каждого человека с опорой на собственный жизненный и читательский опыт;

- проявление сопереживания, уважения и доброжелательности с использованием адекватных языковых средств для выражения своего состояния и чувств;

- неприятие любых форм поведения, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям (связанного с использованием недопустимых средств языка);

эстетическое воспитание:

- уважительное отношение и интерес к художественной культуре, восприимчивость к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов;

- стремление к самовыражению в разных видах художественной деятельности, в искусстве слова;

физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия:

- соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни в окружающей среде;

- бережное отношение к физическому и психическому здоровью, проявляющееся в выборе приемлемых способов речевого самовыражения и соблюдении норм речевого этикета и правил общения;

трудовое воспитание:

- осознание ценности труда в жизни человека и общества (благодаря примерам из художественных произведений), ответственное потребление и бережное отношение к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям, возникающий при обсуждении примеров из художественных произведений;

экологическое воспитание:

- бережное отношение к природе, формируемое в процессе работы с текстами;

- неприятие действий, приносящих ей вред;

ценности научного познания:

любознательность, активность и заинтересованность в познании мира;

- познавательные интересы, активность, инициативность, любознательность и самостоятельность в познании, познавательный интерес к изучению русского языка, активность и самостоятельность в его познании.

Метапредметные результаты

В результате коррекционно-развивающей работы у обучающегося будут сформированы следующие познавательные универсальные учебные действия.

Базовые логические действия:

  • сравнивать различные языковые единицы (звуки, слова, предложения, тексты), устанавливать основания для сравнения языковых единиц (грамматический признак,  лексическое значение и др.); устанавливать аналогии языковых единиц;
  • объединять объекты (языковые единицы) по определённому признаку;
  • определять существенный признак для классификации языковых единиц (звуков, частей речи, предложений, текстов); классифицировать языковые единицы;
  • находить в языковом материале закономерности и противоречия на основе предложенного   учителем алгоритма наблюдения; анализировать алгоритм действий при работе с языковыми единицами, самостоятельно выделять учебные операции при анализе языковых единиц;
  • выявлять недостаток информации для решения учебной и практической задачи на основе предложенного алгоритма, формулировать запрос на дополнительную информацию;
  • устанавливать причинноследственные связи в ситуациях наблюдения за языковым материалом, делать выводы.

Базовые исследовательские действия:

  • с помощью учителя формулировать цель, планировать изменения языкового объекта, речевой ситуации;
  • сравнивать несколько вариантов выполнения задания, выбирать наиболее подходящий (на   основе предложенных критериев);
  • проводить по предложенному плану несложное лингвистическое мини-исследование;
  • формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения за языковым материалом (классификации, сравнения, исследования); формулировать с помощью учителя вопросы в процессе анализа предложенного языкового материала;
  • прогнозировать возможное развитие процессов, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях.

Работа с информацией:

  • выбирать источник получения информации: нужный словарь для получения запрашиваемой  информации, для уточнения;
  • согласно заданному алгоритму находить представленную в явном виде информацию в  предложенном источнике: в словарях, справочниках;
  • распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основании   предложенного учителем способа её проверки (обращаясь к словарям, справочникам, учебнику);
  • понимать лингвистическую информацию, зафиксированную в виде таблиц, схем; самостоятельно создавать схемы, таблицы для представления лингвистической информации.

К концу обучения у обучающегося формируются коммуникативные универсальные учебные действия

Общение:

  • воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии с целями и  условиями общения в знакомой среде;
  • проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалоги и дискуссии;
  • признавать возможность существования разных точек зрения;
  • корректно и аргументированно высказывать своё мнение;
  • строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;
  • создавать устные и письменные тексты (описание, рассуждение, повествование) в соответствии с речевой ситуацией;
  • готовить небольшие публичные выступления о результатах парной и групповой работы, о результатах наблюдения, выполненного мини-исследования,
  • подбирать иллюстративный материал (рисунки, фото, плакаты) к тексту выступления.

К концу обучения у обучающегося формируются регулятивные универсальные учебные действия.

Самоорганизация:

  • планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;
  • выстраивать последовательность выбранных действий.

Самоконтроль:

  • устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
  • корректировать свои учебные действия для преодоления речевых и орфографических ошибок;
  • соотносить результат деятельности с поставленной учебной задачей по выделению,   характеристике, использованию языковых единиц;
  • находить ошибку, допущенную при работе с языковым материалом, находить орфографическую и пунктуационную ошибку;
  • сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников, объективно оценивать их по предложенным критериям.

Совместная деятельность:

  • формулировать краткосрочные и долгосрочные цели (индивидуальные с учётом участия в коллективных задачах) в стандартной (типовой) ситуации на основе предложенного учителем формата планирования, распределения промежуточных шагов и сроков;
  • принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;
  • проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться, самостоятельно разрешать конфликты; ответственно выполнять свою часть работы;
  • оценивать свой вклад в общий результат.

Предметные результаты:

К концу коррекционного обучения в первом классе обучающийся научится:

  • Четко произносить звуки речи.

Различать слово и предложение; вычленять слова из предложений.

Вычленять звуки из слова.

  • Различать гласные и согласные звуки.
  • Различать понятия «звук» и «буква».
  • Определять ударные и безударные гласные звуки.

Различать согласные звуки: мягкие и твёрдые, звонкие и глухие.

  • Определять место, последовательность, количество звуков в словах.

Определять количество слогов в слове; делить слова на слоги (простые случаи: слова без стечения согласных); определять в слове ударный слог.

Писать без искажений прописные и строчные буквы, соединения букв, слова.

  • Правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом.
  • Грамотно писать под диктовку слова, предложения из 3-5 слов, написание которых не расходится с произношением.
  • Пользоваться различными способами словообразования.

Составлять предложение из слов.

Устно составлять текст из 3-5 предложений по сюжетным картинкам и наблюдениям.

  • Понимать прослушанный текст.
  • Точно и четко формулировать мысли в процессе подготовки связного высказывания.
  • Пересказывать несложные тексты.
  • Читать вслух короткие тексты с соблюдением интонации и пауз в соответствии со знаками препинания в конце предложения.

Использовать изученные понятия в процессе решения учебных задач.

   

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС

№ п/п

Наименование разделов и тем  программы

Количество часов

Дата

изучения

Виды  деятельности

Виды, формы контроля

Электронные (цифровые) образовательные ресурсы

всего

конт роль ные работ ы

практич еские работы

Раздел 1 Развитие зрительного и слухового восприятия.

1.1.

Различение предметов по цвету.

1

0

0

Раскрашивание полоски в соответствии с названием цвета. Раскрашивание предметов по цвету. Игровые упражнения «Что не бывает такого цвета», «Какой цвет лишний». Работа в парах: соединить предметы одинакового цвета.

Устный опрос.

https://mersibo.ru/

1.2.

Различение предметов по геометрической форме.

1

0

1

Игровые упражнения «Найди предметы прямоугольной формы», «Назови геометрическую форму предмета».

Работа в парах: «Что общего между предметами?»

Практическая  работа: нарисовать рядом с каждым предметом соответствующую геометрическую фигуру.

Практическая  работа

https://mersibo.ru/

1.3.

Сравнение предметов по размеру, по ширине, по длине, по высоте.

1

0

1

Игровые упражнения «Сравни яблоки по размеру», «Сравни деревья по высоте», «Закончи предложения».

Расставить цифры от 1до 4 в квадратики в порядке увеличения их размера. Расставить цифры от 4 до 1 в квадратики в порядке уменьшения высоты предметов.

Практическая работа: сравни полоски по ширине.

Практическая  работа

https://mersibo.ru/

1.4.

Ориентация в пространстве.

1

0

1

Упражнения по формированию пространственных представлений: «Где находится предмет?», «Кто находится наверху, а кто внизу?», «Соединить линиями каждый овощ и фрукт с его местом на полке».

Работа в парах: какие предметы находятся справа, какие предметы находятся слева. Работа в группах: обвести рыбок, которые плывут направо в синий кружок; обвести рыбок, которые плывут налево в красный кружок.

Практическая  работа: нарисовать узор из геометрических фигур по инструкции.

Практическая  работа

https://mersibo.ru/

https://uchi.ru

1.5.

Ориентировка в схеме тела. Определение частей тела человека, животных.

1

0

1

Упражнения по ориентировке в схеме тела: «Назови части тела девочки, обозначенные цифрами», «Назови части тела щенка», «Что у меня на лице». Работа в группах: дорисовать предмет, назвать, какие части предмета дорисовал.

Практическая  работа: какие предметы находятся справа, какие слева.

Практическая  работа

https://mersibo.ru/

1.6.

Ориентировка во времени. Основные единицы времени.

2

0

2

  Упражнения по формированию временных представлений: «Когда это бывает?», «Назови части суток», «Кто раньше, кто позже?», «Какой день недели?». Игра «Сначала - потом», «Бывает, не бывает», «Вчера, сегодня, завтра», «Успей вовремя», «Лови, бросай, дни недели называй».  Работа в парах: собрать картинку определенного времени года, назвать время года и его приметы. Работа в группах: разложить картинки по порядку и рассказать, что было раньше, что потом.

Практическая работа: определить время на модели часов.

Практическая работа: установить время на модели часов (2 часа, 5 часов, 7 часов).

Практическая  работа

https://mersibo.ru/

https://uchi.ru

1.7.

Развитие зрительно-моторной координации

1

0

1

Упражнения по развитию зрительно-моторной координации: соединить предметы верхнего и нижнего ряда непрерывными линиями сверху вниз, слева направо. 

Моделирование (из пластилина, из проволоки)  букв.

Работа в парах: обвести контурные изображения предметов, раскрасить и назвать их.

Работа в группах: обвести предметы по точкам, назвать их. Дорисовать предметы, назвать их.

Практическая работа: распределить буквы разных цветов в подходящие по цвету домики по образцу.

Практическая  работа

https://mersibo.ru/

Итого по разделу

8

Раздел 2. Речь. Предложение. Слово.

2.1

Звуки речи, способы их образования. Органы речи. Устная, письменная речь.

1

0

0

Учебный диалог «Можно ли общаться без помощи языка?».

Коллективное формулирование вывода о языке как основном средстве человеческого общения. Работа с рисунками и текстом как основа анализа особенностей ситуаций устного и письменного общения.

Творческое задание: придумать ситуацию, когда необходимо воспользоваться письменной речью

Устный опрос;

Практическая работа

https://mersibo.ru/

2.2

Предложение как единица языка (ознакомление). Дифференциация понятий «слово» и «предложение». Составление предложений из слов. Графическое изображение предложения.

1

0

1

Работа со схемой предложения: умение читать схему          предложения,        преобразовывать информацию, полученную из схемы: составлять предложения, соответствующие схеме, с учётом знаков препинания в конце   схемы.

 Совместная работа: составление предложения из набора слов.

Практическая работа: составить схему предложения; составить предложения по схеме.

Устный опрос.

Практическая работа

https://mersibo.ru/

https://uchi.ru

2.3

Слово как единица языка (ознакомление). Дифференциация понятий «слово» и «предложение».

Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки. Выявление слов, значение которых требует уточнения.

2

0

0

Учебный диалог «На какие вопросы могут  отвечать слова?»        

Наблюдение за словами, отвечающими на вопросы «кто?», «что?». Совместное выполнение группировки слов по заданному признаку: отвечают на вопрос «что?» / отвечают на вопрос «кто?».

Наблюдение за словами, отвечающими на вопросы «какой?», «какая?», «какое?», «какие?»; Комментированное выполнение задания: нахождение в тексте слов по заданным основаниям, например, поиск слов, отвечающих на вопрос «какая?».

Наблюдение за словами, отвечающими на вопросы «что делать?», «что   сделать?». Работа в парах: отработка умения задавать к приведённым словам вопросы «что делать?», «что сделать?».

Работа в группах: составление предложений из слов.

Совместная работа: нахождение в тексте слов по заданному основанию, например, слов, отвечающих     на     вопрос     «кто?».

Устный опрос;

https://mersibo.ru/

https://uchi.ru

2.4

Слог как минимальная произносительная единица. Слоговой состав слова (односложные, двусложные слова, трехсложные слова). Слогообразующая роль гласного. Порядок слогов в слове.

2

0

0

Комментированное выполнение упражнений по определению количества слогов в слове;

Работа в парах: подбор слов с заданным количеством слогов;

Работа    в    группах: объединять    слова    по количеству слогов в слове.

Работа в группах: нахождение и исправление ошибок, допущенных при делении слов на слоги, в определении ударного звука;

Устный

опрос;

https://uchi.ru

2.5

Ударение. Выделение ударного слога,  ударной гласной.

1

0

0

Тренировочные упражнения: делить слова на слоги, выделять ударный слог, ударное гласное.

Игры: «Телеграф», «Зоопарк», «Слог-шаг».

Работа в парах: воспроизводить ритмический рисунок слова.

Совместная работа: составлять схему слова с выделением ударного слога.

Игра "Измени значение слова" (выяснить значение ударения в словах).

Устный

опрос;

https://uchi.ru

Итого по разделу

7

Раздел 3. Звуки и буквы.

Гласные 1-го ряда

3.1

Звуки речи. Способы их образования. Артикуляция гласных звуков.  Характеристика звуков. Соотнесение звука с буквой. Выделение звука. Определение места звука в слове. Звуко-буквенный анализ слов.

5

0

0

Игровое упражнение «Есть ли в слове заданный звук?» (ловить мяч нужно только тогда, когда ведущий называет слово с заданным звуком, отрабатывается умение определять наличие заданного звука в слове).

Игра-соревнование «Кто запомнит больше слов с заданным звуком при прослушивании стихотворения».

Упражнение: подбор слов с заданным звуком.

Работа с моделью: выбрать нужную модель в зависимости от места заданного звука в слове (начало, середина, конец слова).

Совместная работа: группировка слов по первому звуку(по последнему звуку).

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

https://mersibo.ru/

   Гласные 2-го ряда

  3.2

Звуки речи. Способы их образования. Артикуляция гласных звуков.  Характеристика гласных. Соотнесение звуков с буквой. Звуко-буквенный анализ слов. Определение места звука в слове. Обозначение мягкости согласных на письме.  

5

0

0

Игра «Живые звуки»: моделирование звукового состава слова в игровых ситуациях; Моделирование звукового состава слов с использованием фишек разного цвета для фиксации качественных характеристик звуков.

Совместное        выполнение        задания: проанализировать предложенную модель звукового состава слова и рассказать о ней; Работа в парах: сравнение двух моделей звукового состава (нахождение сходства и различия).

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

https://mersibo.ru/

https://uchi.ru

3.3

Дифференциация близких по акустико-артикуляционным признакам звуков. Уточнение и сравнение артикуляции гласных. Соотнесение звуков с буквами. Звуковой  анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели.

3

0

1

Учебный диалог «Объясняем особенности гласных звуков».

Совместная работа: группировка слов по наличию близких в акустико-артикуляционном отношении звуков.

Практическая работа: составить схему слов.

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

Практическая работа

https://mersibo.ru/

https://uchi.ru

   Твердые и мягкие согласные. Звонкие и глухие согласные.

3.4

Артикуляция согласных звуков. Характеристика согласных звуков. Соотнесение звука с буквой. Выделение звука. Определение места звука в слове. Звуко-буквенный анализ слов. Твёрдость и мягкость согласных       звуков как смыслоразличительная функция. Различение твёрдых

и мягких согласных звуков

10

0

0

Дифференцированное задание: соотнесение слов с   соответствующими   им    моделями; Игровое упражнение «Назови братца» (парный по    твёрдости    —     мягкости     звук); Учебный диалог «Чем твёрдые согласные звуки отличаются от мягких согласных звуков?»;

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

https://mersibo.ru/

https://uchi.ru

3.5

Артикуляция согласных звуков. Характеристика согласных звуков. Дифференциация парных по твёрдости — мягкости согласных звуков.

Дифференциация парных по звонкости — глухости звуков

(без введения терминов

«звонкость», «глухость»)

8

0

0

Комментированное выполнение задания: группировка звуков по заданному основанию (например, твёрдые — мягкие согласные звуки); Игровое упражнение «Назови братца» (парный по твёрдости — мягкости звук).

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

https://mersibo.ru/

https://uchi.ru

  Сонорные согласные.

3.6

Артикуляция согласных звуков. Характеристика согласных звуков. Соотнесение звука с буквой. Выделение звука. Определение места звука в слове.

2

0

0

Игровое упражнение «Назови звук»: ведущий кидает мяч и просит привести пример звука (гласного звука; твёрдого согласного; мягкого согласного; звонкого согласного; глухого согласного);

Игровое упражнение «Придумай слово с заданным звуком»;

Дифференцированное задание: установление основания   для   сравнения   звуков;

Упражнение: характеризовать (устно) звуки по заданным признакам.

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

https://mersibo.ru/

https://uchi.ru

3.7

Артикуляция согласных звуков. Характеристика согласных звуков. Дифференциация парных по твёрдости — мягкости согласных звуков.

1

0

0

Упражнение: соотнесение звука (выбирая из ряда предложенных) и его качественной характеристики;

Работа в парах: группировка звуков по заданному основанию;

Комментированное выполнение задания: оценивание правильности предложенной характеристики звука, нахождение допущенных при характеристике ошибок;

Дидактическая игра «Детективы», в ходе игры нужно в ряду предложенных слов находить слова с заданными характеристиками звукового состава;

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

https://mersibo.ru/

https://uchi.ru

   Свистящие, шипящие звуки, аффрикаты.

3.8

Артикуляция согласных звуков. Характеристика согласных звуков. Соотнесение звука с буквой. Выделение звука. Определение места звука в слове.

4

0

0

Беседа «Что мы знаем о звуках русского языка», в ходе которой актуализируются знания, приобретённые в период обучения грамоте; Игровое упражнение «Назови звук»: ведущий кидает мяч и просит привести пример звука (гласного звука; твёрдого согласного; мягкого согласного; звонкого согласного; глухого согласного);

Игровое упражнение «Придумай слово с заданным звуком»;

Дифференцированное задание: установление основания   для   сравнения   звуков; Упражнение: характеризовать (устно) звуки по заданным признакам;

Учебный диалог «Объясняем особенности гласных и согласных звуков»; Игра «Отгадай звук» (определение звука по его характеристике);

Упражнение: соотнесение звука (выбирая из ряда предложенных) и его качественной характеристики;

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

https://mersibo.ru/

https://uchi.ru

3.9

Дифференциация согласных звуков. Звуковой  анализ слова, работа со звуковыми моделями: построение модели звукового состава слова, подбор слов, соответствующих заданной модели.

7

0

3

Беседа «Что мы знаем о звуках русского языка». Игровое упражнение «Назови звук»: ведущий кидает мяч и просит привести пример звука (гласного звука; твёрдого согласного; мягкого согласного; звонкого согласного; глухого согласного);

Игровые упражнения «Придумай слово с заданным звуком», «Найди букву».

Дифференцированное задание: установление основания   для   сравнения   звуков;

Упражнение: характеризовать (устно) звуки по заданным признакам;

Учебный диалог «Объясняем особенности согласных        звуков»; Игра «Отгадай звук» (определение звука по его характеристике).

Практическая работа: подобрать слова, соответствующие заданной модели.

Устный опрос;

Практическая работа

https://mersibo.ru/

https://uchi.ru

Итого по разделу

54

   Раздел 5. Проверка знаний, умений и навыков.

Проверка усвоения навыков       сформированности письма.

0

3

0

Проверочная работа.

Итого по разделу:

3

Резервное время

0

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

60

3

12

    ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Дата изучения

Виды, формы контроля

всего

контрольные работы

практические работы

1.

Цвет

1

0

0

20.09.2022

Устный

опрос;

2.

Форма предмета

1

0

1

22.09.2022

Практическая  работа;

3.

Размер и величина

1

0

1

27.09.2022

Практическая  работа;

4.

Ориентировка в пространстве

1

0

1

29.09.2022

Практическая  работа;

5.

Ориентировка в схеме тела

1

0

1

04.10.2022

Практическая  работа;

6.

Ориентировка во времени

1

0

1

06.10.2022

Практическая  работа;

7.

Ориентировка во времени

1

0

1

11.10.2022

Практическая  работа;

8.

Развитие зрительно-моторной координации

1

0

1

13.10.2022

Практическая  работа;

9.

Речь.

1

0

0

18.10.2022

Устный

опрос;

10.

Предложение

1

0

1

20.10.2022

Практическая

работа

11.

Слово

1

0

0

25.10.2022

Устный

опрос;

12.

Слово

1

0

0

27.10.2022

Устный

опрос;

13.

Слоговой состав слова. Двусложные, трехсложные слова.

1

0

0

08.11.2022

Устный

опрос;

14.

Слогообразующая роль гласного. Порядок слогов в слове.

1

0

0

10.11.2022

Устный

опрос;

15.

Ударение. Ударный слог. Ударная гласная.

1

0

0

15.11.2022

Устный

опрос;

16.

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква А.

1

0

0

17.11.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

17.

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква У.

1

0

0

22.11.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

18.

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква О.

1

0

0

24.11.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

19.

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Э.

1

0

0

29.11.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

20.

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква Ы.

1

0

0

01.12.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

21.

Звуко-буквенный анализ слов. Звук и буква И.

1

0

0

06.12.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

22.

Звуко-буквенный анализ слов. Буква Я.

1

0

0

08.12.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

23.

Дифференциация А-Я

1

0

0

13.12.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

24.

Звуко-буквенный анализ слов. Буква Ю.

1

0

0

15.12.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

25.

Дифференциация У-Ю

1

0

0

20.12.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

26.

Проверочная работа.

1

0

0

22.12.2022

Письменный контроль

27.

Звуко-буквенный анализ слов. Буква Е.

1

0

0

27.12.2022

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

28.

Звуко-буквенный анализ слов. Буква Ё.

1

0

0

10.01.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

29.

Дифференциация Э-Е, О-Ё

1

1

1

12.01.2023

Практическая

работа

30.

Звуки П, П,. Буква П.

1

0

0

17.01.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

31.

Звуки Б, Б, Буква Б.

1

0

0

19.01.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

32.

Дифференциация П-Б (П, - Б,).

1

0

0

24.01.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

33.

Звуки Ф, Ф,. Буква Ф.

1

0

0

26.01.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

34.

Звуки В, В, Буква В.

1

0

0

31.01.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

35.

Дифференциация Ф-В (Ф, - В,).

1

0

0

02.02.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

36.

Звуки Т, Т, Буква Т.

1

0

0

07.02.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

37.

Звуки Д, Д, Буква Д.

1

0

0

09.02.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

38.

Дифференциация Т-Д (Т, - Д,).

1

0

0

14.02.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

39.

Звуки К, К,  Буква К.

1

0

0

16.02.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

40.

Звуки Г, Г,  Буква Г.

1

0

0

28.02.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

41.

Дифференциация К-Г (К, - Г,).

1

0

0

02.03.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

42.

Звуки С, С,  Буква С.

1

0

0

07.03.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

43.

Звуки З, З, Буква З.

1

0

0

09.03.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

44.

Дифференциация С–З (С, - З,).

1

0

0

14.03.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа ;

45.

Звук Ш и буква Ш.

1

0

0

16.03.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

46.

Звук Ж и буква Ж.

1

0

0

21.03.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

47.

Дифференциация Ш–Ж, С-Ш

1

0

1

23.03.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

48.

Проверочная работа.

1

1

0

04.04.2023

Письменный контроль;

49.

Звуки Л, Л,  Буква Л.

1

0

0

06.04.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

50.

Звуки Р, Р,  Буква Р.

1

0

0

11.04.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

51.

Дифференциация Р–Л (Р, -Л,).

1

0

0

13.04.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

52.

Звук Ч и буква Ч.

1

0

0

18.04.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

53.

Дифференциация Ч-Т (Ч-Т,).

1

0

0

20.04.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

54.

Звук Щ  и буква Щ.

1

0

0

25.04.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

55.

Дифференциация Щ-С, Щ-Ч

1

0

1

27.04.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

56.

Звук Ц и буква Ц.

1

0

0

02.05.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

57.

Дифференциация Ц-С.

1

0

0

04.05.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

58.

Проверочная работа.

1

1

0

11.05.2023

Письменный контроль;

59.

Дифференциация Ц-Т

1

0

0

16.05.2023

Самооценка с использованием

«Оценочного  листа»;

60.

Дифференциация  Ц-Ч.

1

0

1

18.05.2023

Практическая работа

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

60

3

               12

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

       УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

Мазанова Е.В. Учусь работать с текстом. Альбом Упражнений по коррекции дисграфии на  почве нарушения языкового анализа и синтеза /  Е.В. Мазанова. –2-е изд., испр. - М.: Издательство ГНОМ, 2022.

Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 1. Упражнения по профилактике и коррекции оптической  дисграфии /  Е.В. Мазанова.- М.: Издательство ГНОМ, 2022.

Мазанова Е.В. Учусь не путать буквы. Альбом 2. Упражнения по коррекции оптической  дисграфии /  Е.В. Мазанова.- М.: Издательство ГНОМ, 2022.

Новикова Е.В. Логопедическая азбука. Система быстрого обучения чтению: книга первая и вторая / -3-е изд., испр. и доп. –М.: Издательство ГНОМ и Д, 2022.

     УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Мазанова Е.В. Коррекция дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза. Конспекты занятий для логопедов/ Е.В. Мазанова. –2-е изд., испр. - М.: Издательство ГНОМ, 2022.

Мазанова Е.В. Коррекция оптической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов/ Е.В. Мазанова. –М.: Издательство ГНОМ, 2022.

Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся нач. классов: Пособие для логопеда. Издательство: Национальный книжный центр, 2021

О.Б. Иншакова Альбом для логопеда /М.: Издательский центр Владос, 2022.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

      https://mersibo.ru/

      https://uchi.ru

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

      УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ

     Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров, картинок. Аудиоцентр/колонки. Мультимедийный проектор. Экспозиционный экран. Компьютер.

ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ, ДЕМОНСТРАЦИЙ

   

    Интерактивная доска. Мультимедийный проектор. Колонки.

    Наглядные пособия

     Электронные наглядные пособия:

    Логопедический тренажер «Дэльфа-142.1»

    Программно-дидактический комплекс «Логомер 2»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедический семинар на тему: «Использование средств изобразительной деятельности в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников».

«Использование средств изобразительной деятельности в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у старших дошкольников»....

Конспект подгруппового занятия с детьми 5-6 лет по коррекции фонетико-фонематических нарушений речи

Конспект подгруппового занятия с детьми 5-6 лет по коррекции фонетико-фонематических нарушений  речи. Тема: Звук [ж] Цель: Автоматизация звука [ж] в слогах и словах...

Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи на логопедических занятиях с использованием ИКТ

Вашему вниманию представляется работа на тему: «Коррекция фонетико-фонематического недоразвития речи на логопедических занятиях с использованием ИКТ».   Выбранная тема является в настоящее в...

Роль игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.

Роль игры в коррекции фонетико-фонематического недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста.    ...

"Коррекция общего недоразвития речи учащихся"

При составлении коррекционно-развивающей программы "Коррекция общего недоразвития речи" для учащихся первых классов с ОНР  (с нарушениями произношения звуков, с недоразвитием фонематиче...

"Коррекция нарушения чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи учащихся"

Коррекционно-развивающая программа "Коррекция нарушения чтения и письма, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи" составлена для учащихся вторых классов с с нарушениями чтен...