Задачи для родителей.
консультация
Предварительный просмотр:
Задачи для родителей
Провожая своего малыша в первый класс, мы надеемся на то, что он будет хорошо учиться. Если же это оказывается не так, то причину мы обычно начинаем искать в условиях обучения ребенка, в отношении к нему педагога, в «неудачных» одноклассниках и т.п. При этом наши мысли, как правило, уже не возвращаются к дошкольному возрасту, хотя именно в нем чаще всего и бывают заранее запрограммированы все возникающие в дальнейшем школьные проблемы. И одна из важнейших причин их появления – отставание ребенка в речевом развитии.
В чем причины?
Причинами возникновения речевой патологии становятся различные вредоносные факторы, которые могут воздействовать:
- внутриутробно во время беременности (вирусные инфекции, токсикозы, патология плаценты);
- в момент рождения (родовая травма, затяжные или стремительные роды вызывающие кровоизлияние в мозг младенца);
- в раннем возрасте, особенно до трех лет (инфекционные заболевания мозга и его оболочек : менингит, менингоэнцефалит и др.);
- передаваясь по наследству;
- через окружающую обстановку (экология).
Как же определить есть ли у малыша отклонения в развитии речи?
Нарушения устной речи.
Самыми распространенными видами недоразвития устной речи являются: нарушение звукопроизнесения (дислалия), ОНР, заикание (логоневроз) и дизартрия.
Звукопроизношение.
К пяти годам ребенок должен правильно воспроизводить все звуки речи! Чаще у детей вызывают затруднения свистящие- с,сь, з, зь, ц; шипящие- ш, ж, щ,ч и сонорные –л,ль,р,рь. Малышу нужна помощь взрослого- работа с логопедом и родителями.
Сроки преодоления нарушений произношения зависят от степени сложности дефекта, индивидуальных и возрастных особенностей, регулярности занятий, участия и заинтересованности родителе в этой работе.
Как помочь ребенку дома?
- Основой формирования звуков речи и коррекции нарушений звукопроизношения является артикуляционная гимнастика. Делать такие упражнения следует каждый день.
- При искажении звукопроизношения у детей имеются отклонения в развитии движений пальцев рук, которые тесно связаны с речевой функцией. Работа по тренировке пальцев рук, которые тесно связаны с речевой функцией. Работу по тренировке пальцев можно и нужно начинать с 6-7 месяцев: это массаж кисти и каждого пальчика, каждой его фаланги. «Корявый почерк» -результат недоразвития мелкой моторики.
- Необходимо выполнять задания, которые дает логопед.
Общее недоразвитие речи.
Также отставание в речевом развитии может проявляться в одновременном наличии искажения произношения звуков, бедности словарного запаса, в неточном понимании значений многих слов и неумении правильно соединять слова между собой. То есть когда затронуты все компоненты языковой системы: фонетика, лексика грамматика. Отсюда и название дефекта- общее недоразвитие речи.
К сожалению, такая проблема дошкольника часто не привлекает внимания неспециалистов, поскольку и при ее существовании малыш может достаточно свободно пользоваться речью.
Советы родителям:
- Чаще разговаривать с ребенком. Вы были в кино (театре,цирке), посмотрели сказку, мультфильм, представление- пусть расскажет, что ему понравилось.
- Дошкольнику больше читать книги, школьников заставлять делать это самим, а также пересказывать прочитанное.
- Отвечать на каждый вопрос малыша. Это способствует не только развитию речи ребенка, но и поддержанию его познавательного интереса.
- Играть с сыном или дочкой в речевые игры.
Несмотря на то что эти рекомендации в первую очередь предназначены для родителей детей с ОНР, их применение полезно и при всех остальных нарушениях устной и письменной речи.
Заикание.
Заикание встречается у мальчиков в 3-4 раза чаще, чем у девочек. И с логопедом , и дома детям следует выполнять упражнения направленные на выработку нижнедиафрагмального дыхания. Родители должны получать у специалиста соответствующие рекомендации.
Дизартрия.
Дизартрия - нарушение, возникающее вследствие органического поражения центральной нервной системы. Страдает не произношение отдельных звуков, а вся произносительная сторона речи. Речь такого ребенка характеризуется нечеткостью и смазанностью.
Помимо того, что логопед знакомит родетелей с упражнениями для артикуляции и мелкой моторики он дает им индивидуальные рекомендации.
Упражнения на обогащение словарного запаса
- Назови одним словом (например, шкаф, кровать, диван).
- «4-й лишний» (например, кастрюля, сковорода, стол, тарелка).
- Придумай загадку: по описанию ребенка вы должны угадать предмет (например, неживой, квадратный(прямоугольный или круглый), деревянный, на четырех ножках).
- Назови детенышей животных( например, у коровы-теленок,у овцы-ягненок).
- Чем различаются предметы? ( Например,помидор-огурец.)
- «Посчитай» (например, 1-карандаш, два-карандаша,3,4,5,6,7,8,9,10…).
- «Наоборот» - назвать противоположное по значению слово (например, день - ночь, длинный - короткий, закрыть - открыть).
- «Что из чего сделано? (Например, из бумаги – бумажный, из клюквы – клюквенный).
Нарушение письменной речи.
Трудности на письме и в чтении испытывают не малая часть учащихся общеобразовательных школ.
Нарушения письма и чтения, как правило, становятся очевидными ко второму классу.
Часто встречаются ошибки на письме:
- пропуски гласных, согласных в слове;
- замены букв;
- отсутствие границ предложений;
- слитное написание слов в предложении;
- искажение слоговой структуры слова;
- ошибки обозначения мягкости согласных.
Нарушения чтения у мальчиков бывает чаще, чем у девочек.
Дети допускают следующие ошибки при чтении:
- пропуски гласных, согласных в слове;
- пропуски или добавление лишних звуков, иногда пропуски начальных слогов слов;
- перемена букв местами, искажение звучания слов;
- неосмысленное чтение (дети не могут передать содержание прочитанного;
- невысокая скорость чтения
Дети с этими проблемами не могут или с трудом выполняют такие виды работ, как пересказ и изложение.
Упражнения на предотвращение ошибок на письме и при чтении
Ι. Предложение
1. Сколько слов в предложении?
2. Какое по счету слово в предложении?
3. Составь предложение из 2;3;4;5… слов.
4. Придумай предложение на тему (Например, «Весна», «Животные»).
5. Найди ошибку и исправь ее (например, «По морю плывут корабль»).
6. Добавь слово (например, «Мама пошла в…»
ΙΙ. Слово
1. Сколько слогов в слове?
2. Какой по счету слог в слове?
3.Подбери слово с 1;2;3;4 слогами.
4. Повтори ряд слогов (например, па-ба-па, жи-жи-ши).
5. Какой слог лишний? (например, то-до-то, гу-ку-гу).
6.Придумай слово со слогом (например, ма,ры,ко).
7. Исправь слово(например, «колбава», «книра»).
ΙΙΙ. Буква, звук
1.Сколько звуков в слове?
2.Какая по счету буква в слове?
3.Подбери слово с 2;3;4;5;6 буквами.
4.Исправь слово (например, шом- дом, ком, лом).
10 заповедей для родителей дошкольников
- Начинайте «забывать» о том,что ваш ребенок маленький. Давайте ему посильную работу по дому, определите круг его обязанностей. Сделайте это мягко: «Какой ты у нас большой, мы даже можем доверить тебе помыть посуду (вымыть пол, вытереть пыль, вынести ведро и т.п.)».
- Определите общие с сыном или дочкой интересы. Они могут быть как познавательные (любимые мультфильмы, сказки, игры), так и жизненные (обсуждение домашних проблем).
- Приобщайте ребенка к экономическим проблемам семьи. Постепенно приучайте его сравнивать цены, ориентироваться в семейном бюджете (например, давая ему деньги на хлеб и на мороженное, объясните, сколько должен стоить тот и другой продукт).
- Не ругайте, а тем более не оскорбляйте малыша при посторонних. Уважайте его чувства и мнения, которые он высказывает в присутствии окружающих, например, учителя и воспитателя. Даже если он не прав. Скажите: «Мы обязательно дома поговорим на эту тему».
- Научите ребенка делиться своими проблемами. Обсуждайте с ним конфликтные ситуации, возникшие у него со сверстниками и взрослыми. Искренне интересуйтесь его точкой зрения, лишь так вы сможете сформировать у него правильную жизненную позицию.
- Общаясь со своим чадом, слушайте его внимательно, задавайте вопросы, чтобы он чувствовал, что вы действительно неравнодушны к тому, что он говорит.
- Постарайтесь хоть иногда смотреть на жизнь с позиции своего ребенка. Видеть мир глазами другого - основа для взаимопонимания.
- Чаще восхищайтесь вашим малышом. На жалобы о том, что у него что-то не получается, отвечайте: «Получится обязательно, только нужно еще раз попробовать». Формируйте у ребенка высокий уровень притязаний. И верьте, что он может все, нужно только ему чуть-чуть помочь. Хвалите словом, улыбкой, лаской и нежностью, а не отделывайтесь такими поощрениями, как покупка новой игрушки или сладостей.
- Не стройте взаимоотношения с сыном или дочкой на запретах. Согласитесь, они не всегда разумны. Всегда объясняйте причины своих требований, если возможно, предложите альтернативу. Уважение к ребенку сейчас - фундамент уважительного отношения к вам в настоящем и будущем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сохранение здоровья ребенка- важнейшая задача родителей.- Лекторий для родителей
Лекция для родительского собрания о здоровьесберегающих мероприятиях, профилактике детского травматизма. инфекцирнных заболеваний....
Памятка для родителей (как научить решать задачи по математике)
Мно Многие из вас хотят помочь своим детям научиться решать задачи, но не знают , как это сделать. Поэтому, как показывает опыт, родители просто реш...
Рекомендации учащимся и родителям: «Работаем с задачей»
Зачастую у родителей возникают вопросы по оформлению задач при контроле за выполнением домашних заданий. Данная рекомендация дает ответы на некоторые вопросы....
Система взаимодействия учителя-логопеда и родителей в целях эффективного решения коррекционных задач.
Презентация о методах работы учителя-логопеда с родителями...
Консультация "Задачи педагога - музыканта, воспитателя, родителей по организации музыкальной деятельности детей"
Педагогическое сотрудничество в музыкальном развитии ребёнка выдвигает определённые требования, предъявляемые к педагогу-музыканту, воспитателю, родителям....
Памятка для родителей "Роль и задачи родителей в содействии ребенку при выполнении проекта по технологии"
Памятка для родителей "Роль и задачи родителей в содействии ребенку при выполнении проекта по технологии"...
Воспитание нравственного человека - задача родителей или задача школы?
В данной статье обсуждается весьма актуальный сейчас вопрос - кто должен взращивать нравственные начала в учениках: родители или школа?...