Воспитание нравственного человека - задача родителей или задача школы?
статья (5 класс) на тему
В данной статье обсуждается весьма актуальный сейчас вопрос - кто должен взращивать нравственные начала в учениках: родители или школа?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_nravstvennogo_cheloveka_-_zadacha_roditeley_ili_zadacha_shkoly.docx | 326.88 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ “Гимназия №17”
Доклад на тему:
«Воспитание нравственного человека – задача родителей или задача школы?»
Выполнила: Чаплыгина Мария Олеговна,
учитель первой квалификационной категории,
учитель английского языка
Мы очень любим обвинять других в безнравственности.
Нам кажется, что это поднимает нас самих в наших же собственных глазах.
Такие обвинения глупы и нелепы. Каждый имеет право жить по тем нравственным законам, которые ему кажутся верными.
А. Максимов
В современном мире очень остро стоит проблема нравственности. Ее часто путают с моралью или этикой. Но это не совсем так. Нравственность – это совокупность норм и ценностей конкретного человека. Более того, понятие нравственности у всех свое. То, что кому-то кажется совершенно безобидным, для других совершенно неприемлемо.
Работая педагогом, встречаешь многих людей. И понятие о нравственности у них тоже разное. Когда ребенок только учится жизни, он перенимает уже готовую модель взрослых с одной стороны, и получает свой собственный опыт из повседневной жизни – с другой.
Основой нравственного воспитания ребенка являются такие качества, как человечность, и не только к окружающим людям, но и к природе, животным. В современном мире многие родители постоянно заняты на работе и не только, при этом им очень трудно развить чуткость и доброту у ребенка, у них элементарно нет на это времени.
Самый лучший путь для родителей развить нравственности ребенка – это прочтение художественной литературы, сказок. Именно сказка знакомит детей с добром и злом, отношениям, которые переносятся на взаимоотношения с окружающими. Но все ли родители читают с детьми? Все ли объясняют, что добро, а что зло?
Дети видят в окружающем их мире многое, но главное они познают в семье. Там, где родители постоянно ругаются, там, где не могут объяснить, почему они требуют от своего ребенка одного, а сами поступают по-другому, обучить нравственности тяжело. Ведь главное не то, что люди ссорятся и ругаются, а то, что они хотят и умеют помириться, умеют просить прощения. Это понимают взрослые, их представление о нравственности уже сформировано. Но об этом нужно говорить, это нужно обсуждать с ребенком. На это нужно время, которое не все родители находят в череде своих забот.
Треть своего времени ребенок проводит в школе. Поэтому роль педагога в процессе становления нравственной личности особенно важна. Многие родители считают, что именно школа должна воспитывать детей, формировать их личность. Это желание родителей, конечно, можно понять.
И педагоги, и родители утверждают, что дети стали другими. Они нетерпимы, агрессивны и эгоистичны. Часто они не умеют сочувствовать, не умеют дружить, не умеют уважать старших. Они слишком рациональны и зациклены на деньгах. Все это связанно с недостатком воспитания, с тем, что современные дети (а часто и их родители) не ориентируются на нравственные идеалы.
Бывает, что дети даже младшего возраста прагматичны, а подростки инфантильны и не хотят взрослеть. Часто говорят о равнодушии и хамстве, об отсутствии добра и сопереживания.
Учителя по-разному смотрят на этот вопрос. Некоторые считают, что школа должна активно воспитывать ребенка, взращивать его нравственные идеалы, корректировать его поведение. Другие думают, что школа должна, прежде всего, учить, а не воспитывать.
Но что мы имеем в виду, когда говорим, что «школа должна воспитывать»? Первое, что приходит на ум, это беседы учителя с ребенком, когда учитель объясняет, что хорошо, и что плохо, как следует делать, а как нет. Что он неправильно поступил и надо извиниться, если он виноват.
Какая же картина складывается сейчас – борьба за права ребенка на первом месте. Это очень важный процесс, но насколько он сузил права учителя. Больше нельзя резко высказываться о возмутительном поведении, так как родители ребенка могут быть против. Именно поэтому учителя иногда предпочитают ограничиваться формальными замечаниями.
Для того, чтобы учитель мог дать детям более основательное воспитание, нужно дать ему время на осуществление той самой работы. При этом очень важно повысить статус учителя в обществе или же чтобы в школе был человек, задача которого именно воспитание (наряду с русским языком или литературой).
Но очевидно и понятно то, что, какие бы усилия ни прилагала школа, одна она не сможет справиться с формированием нравственной личности. Главным воспитателем должна быть именно семья, главный нравственный пример – родители. А семьи, которые сотрудничают со школой, активно внедряются в процесс воспитания и образования, имеют куда больше шансов воспитать нравственного человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка серии уроков по теме " Хулиганство" как способ воспитания нравственности человека методом от противного"
Основные цели уроков: знакомство учащихся с проблемой физического и психологического террора в отношении учащегося со стороны группы одноклассников в Британии, воспитание моральных качеств, соч...
Классный час на тему духовно- нравственного воспитания "Здравствуй, человек!"
Классный час может быть проведён в 7-8 классах. Содержит задания на самооценку учащихся, решение ситуативных задач в группах....
Нравственное и духовное воспитание современного человека
Материал подготовила для районного педсовета...
Нравственное и духовное воспитание современного человек (продолжение)
Это из опыта работы...
Консультация для родителей «воспитание нравственно-волевых качеств в процессе трудового воспитания в семье»
Консультация для родителей «Воспитание нравственно-волевых качеств в процессе трудового воспитания в семье»...
Программа духовно-нравственного воспитания "Будь человеком, человек!"
Современную общественную ситуацию нельзя назвать спокойной. На высоком государственном и межгосударственном уровне высказывается тревога в отношении участившихся актов нетерпимости, насилия, терроризм...
Консультация для родителей «воспитание нравственно-волевых качеств в процессе трудового воспитания в семье»
Консультация для родителей «Воспитание нравственно-волевых качеств в процессе трудового воспитания в семье»...