Ребенок начал за-за-заикаться
статья

Титова Елена Константиновна

Статья посвящена проблемам исследования природы заикания и его преодоления.

Заикание – одно из наиболее часто встречаемых нарушений речи в практике логопедии. Накопленный объем научного знания позволяет предполагать, что заикание имеет неврологическую основу: оно ассоциировано с нарушениями структуры и функции головного мозга. Те есть, все расстройства речи являются следствием первичного поражения мозговых структур и нарушения взаимодействия между структурами, обеспечивающими речевые процессы. На этой основе появились модели заикания, которые связывают причину речевого расстройства с нестабильной речевой двигательной системой. Учитывая, что заикание является комплексным расстройством, то подчеркивается важность комплексного подхода к лечению больного заиканием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zaikanie.docx26.9 КБ

Предварительный просмотр:

 Ребенок начал за-за-заикаться

Заикание – это нейромоторная дискоординация в работе различных отделов речевого аппарата и нарушение идет на уровне ЦНС.

Заикание возникает только в ситуации общения, поэтому во внутренней речи или наедине с собой, как правило, отсутствует. Выражено это в многократном повторении слогов или коротких слов, удлинении пауз перед началом произношения.

Делится по виду:

  • Невротическое заикание или логоневроз (более легкая форма);
  • Неврозоподобное или органическое заикание.

По типу судорог: тонические, клонические, смешанные.

По форме и месту локализации судороги бывают: дыхательные, артикуляционные, голосовые (и как следствие нарушение дыхания, голоса или артикуляции).

По степени выраженности: легкой, средней, тяжелой.

Заикание, возникающее у детей дошкольного возраста, может наблюдаться в течение нескольких часов, дней, месяцев, а затем пройти либо спонтанно, либо от коррекционного воздействия, но может также остаться на всю жизнь и повлечь за собой другие проблемы психического развития. Известно, что заикание часто возникает у леворуких мальчиков, либо переученных левшей. Также среди заикающихся есть амбидекстры и люди-правши с активным правым полушарием (что говорит о скрытом левшестве). Также это может быть ускоренное развитие речи.

Причины заикания:

Межполушарный конфликт. Дело в том, что непосредственно речь локализована в левом полушарии (это восприятие и моторная сторона), а ритмы, интонация, мелодика, музыкальность – в правом, поэтому в осуществлении речевого акта оба полушария взаимодействуют между собой.

Таким образом, если правое полушарие является гиперактивным, то возникает полушарный конфликт, который усиливается в момент тревоги и волнения.

Каждая половина нашего тела иннервируется противоположным полушарием. И для гармоничной речи артикуляторный аппарат, гортань, дыхательные мышцы должны получать одинаковые управляющие импульсы. Но импульс от коры приходит разный по интенсивности, и ядра черепно-мозговых нервов не способны его полностью выровнять, поэтому на выходе получается клоническая или тоническая судорога.

Органическое заикании возникает в результате органического поражения головного мозга во внутриутробном, пренатальном и постнатальном периодах развития. Сюда относятся внутриутробные и родовые травмы, тяжелые инфекционные и другие заболевания, ослабляющие нервную систему ребенка, наследственная отягощенность.

Проявление заикания может быть связано с перенесенной психической травмой, которая бывает острая и хроническая (т.е. продолжительная по времени). В большинстве случаев психическая травма может являться спусковым моментом в возникновении заикания.

Помимо острой и хронической психической травматизации невротическая форма заикания у некоторых детей развивается в результате активного введения в речь второго языка в 1,5-2,5 года.

Тяжелых органических форм, конечно, меньше, чем участившихся случаев психогенной (невротической) формы заикания – логоневрозов, запинок.

И в этом случае, бывает, что виновниками заикания у ребенка являются сами родители, которые сильно перегружают его речь. Например, желая показать своим знакомым способности малыша, они заставляют его много декламировать, рассказывать стихи, сказки, отвечать на сложные вопросы, поощряют излишнюю болтливость.

Взрослые забывают при этом, что речевой аппарат ребенка еще недостаточно сформирован и не готов для такой чрезмерной нагрузки.

Физиологические запинки (итерации) - повторы слогов или звуков, часто встречающееся явление в речи детей 2-5 лет, обычно возникает в случае, когда развитие мышления малыша опережает его речевые возможности.

При запинках не бывает судорог и заметного напряжения в лицевых мышцах и мышцах вокруг рта.

Обратите внимание на то, как реагирует ребенок на просьбу говорить медленнее, плавнее. При запинках в речи, она у него улучшиться, а при заикании – ухудшится.

Очень часто причиной заикания оказывается ежедневная перегрузка впечатлениями: кино, телевизор, гаджеты, детские спектакли, праздничные елки, большое количество игрушек – все это приводит к перенапряжению нервной системы, к появлению того самого стресса, который служит спусковым крючком. И результат – дефект речи.

Заикание в отличие от других речевых нарушений бывает длительным и стойким.

На начальной стадии само заикание не беспокоит ребенка, но, усиливаясь, оно вызывает у более впечатлительных детей болезненные переживания. Заикающиеся дети начинают избегать общения, говорят тихо. Появляется феномен фиксированности на дефекте (когда ребенок осознает свой дефект и старается скрыть этот недостаток), логофобии (навязчивый страх перед речью). Дети начинают использовать неречевые и речевые уловки (движения руками, головой, туловищем), эмболы (добавление лишних звуков и слов: э, ну, а, вот, это…). Все это отрицательно действует на психику ребенка.

Что делать, если вы заметили, что ребенок начал заикаться?

Важно помнить, что любая реакция – нормальна. Это может быть страх, стыд, растерянность, разочарование – любое чувство имеет право на жизнь.

За эмоциональными переживаниями следуют действия. И вот здесь как раз нужно быть аккуратнее. Мы можем переживать внутри себя что угодно, но с этим нужно справляться, т.к. дети легко считывают наше настроение (эмоции, мимику, жесты).

Справляться со своими негативными переживаниями нужно для того, чтобы ребенок получил необходимую поддержку, чтобы он поверил, что справится, чтобы понимал, что его любят и принимают в любом случае таким, какой он есть.

В первую очередь получить консультацию квалифицированных специалистов: невролога, логопеда, дефектолога. Проанализировать сложившуюся ситуацию, наметить план действий.

Появится конкретика – снизится уровень тревожности.

Заручиться поддержкой близких. Это тоже немаловажно.

Опереться на свои ресурсы – источники сил (окружение, творчество, профессия, спорт и т.д.)

Если самостоятельно вам сложно справиться с возникшими ощущениями, вы можете обратиться к психологу за рекомендациями и поддержкой.

Прогноз преодоления заикания зависит от механизма самого заикания (формы, степени), возраста заикающегося, а также сроков начала коррекции и комплексного воздействия, т.е. медицинского, психотерапевтического, логопедического.

Лечить или учить?

Можно ли заикание вылечить лишь таблетками и уколами? Нет!

Коррекция заикания – длительный, комплексный (лечебно-педагогический) и системный процесс, который включает в себя лечение у невролога, логопедическую и нейропсихическую коррекцию и психологическую помощь.

При разработке реабилитационных мер учитывается характер первичного поражения нервной системы при невротическом и неврозоподобном заикании.

При невротической форме заикания (логоневроз) терапевтические воздействия должны быть направлены на снижение возбудимости эмоциогенных структур мозга, что может достигаться с помощью песочной, игровой, терапии детско-родительских отношений или семейной терапии.

Логопедическая коррекция на этом фоне проходит значительно эффективнее.

Заикающиеся с неврозоподобной формой речевого дефекта нуждаются в занятиях с нейропсихологом, в специальном медикаментозном лечении, направленном на редукцию последствий раннего органического поражения мозга.  Логопедические занятия должны быть регулярными в течение значительного времени.

Для преодоления заикания используются такие методики как нейромоторная коррекция и логоритмика, отработка речевого дыхания, голосоподача, пение.

Надо отдать должное психотерапевтическому методу, который играет большую роль при любом виде заикания.

Ну и, конечно, выполнение рекомендаций всех специалистов:

  • Создание охранительного режима -  спокойного эмоционального климата в семье, отказ от посещений мероприятий, ограничение просмотра телевизора, мультфильмов, игр в гаджетах, способных перевозбудить нервную систему. Помнить о важности рационального питания, обязательном дневном сне, прогулках на свежем воздухе, закаливание.
  • Соблюдение речевого режима: игры в «молчанку» (режим тишины), шепотная речь, пение спокойных песенок на распев, чтение ребенку книг, меньше задавать вопросов ребенку.
  • Обучение навыкам релаксации, расслаблению через спокойные виды деятельности: например, игры с кинетическим песком, рисование, лепка с использованием пластилина и т.д.
  • Игры на развитие речевого дыхания (мыльные пузыри, сдувание ватки с ладони и т.д.)

Данные рекомендации помогут не только в преодолении заикания, но и уменьшат риск его возникновения.

Если у вас есть подозрение, что у вашего ребенка появились запинки в речи, не ждите, сразу обратитесь к специалисту. Он, в свою очередь, научит вас, родителей, приемам, покажет путь и направление коррекции, а вот пройти этот путь должны именно вы, родители, со своими детьми.

Успех коррекции заикания напрямую зависит в большей степени от родителей. И, если кто-то не готов к прохождению данного испытания, то пусть принимает своего ребенка таким, каков он есть.

Список литературы:

  1. Белякова Л.И. Патофизиологические механизмы заикания // Заикание. – М.: Медицина, 1978. – с. 59-81.
  2. Лохов М.И., Фесенко Ю.А. Заикание и логоневроз. Диагностика и лечение. – СПб: СОТИС, 2000. – 288с.
  3. Лохов М.И., Фесенко Ю.А., Щугарева Л.М. Заикание: неврология или логопедия? – СПб: ЭЛБИ-СПб, 2005. – 600с.
  4. Психологическая и педагогическая коррекция заикания: моногр. / Ю.А. Фесенко, Л.Я. Миссуловин, М.И. Лохов, Р.И. Лалаева. – СПб: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2012. – 164с.
  5. Хватцев М.Е. Логопедия. – М.: Гос. учеб.-пед. изд., 1937. – 273с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей - Если ребенок начал заикаться

В памятке имеется краткое описание заикания, даны рекомендации по организации домашнего режима. В доступной форме описывается, как родители должны вести себя с заикающимися детьми в домашних условиях ...

Тест для родителей "Успехи вашего ребенка". Начало. Промежуточный контроль. Итоги

Данный тест позволяет оценить уровень развития детей в процессе обучения в студии "Английский язык" и проследить динамику роста знаний по английскому языку....

Информация для родителей. Как можно заподозрить, что ребенок начал употреблять наркотики?

Информация для родителей. Как можно заподозрить, что ребенок начал употреблять наркотики? Презентация....

Как помочь ребенку начать говорить

Консультация предназначена для родителей и педагогов, работающих с детьми имеющими темповую задержку речи....