Как помочь ребенку начать говорить
консультация на тему

Андреева Оксана Николаевна

Консультация предназначена для родителей и педагогов, работающих с детьми имеющими темповую задержку речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pomogite_rebenku_zagovorit.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Обсуждая речь своего ребенка, родителей чаще всего беспокоит то, что ребенок не умеет говорить - насколько развита его активная речь. Ведь  речь каждого из нас не ограничивается только «говорением», существует и другой важный аспект: понимание речи окружающих. А для того чтобы научиться понимать речь окружающих, ребенку нужны внимательные и чуткие собеседники, и такими собеседниками должны стать родители и все близкие люди, составляющие первое окружение малыша.

 

В основе развития речи лежит так же и потребность взаимодействовать и общаться с другими людьми.

  • Смысл общения состоит в обмене информацией, желаниями, чувствами и

переживаниями, даже если вашим собеседником является ребенок, не умеющий говорить.

- Нельзя  считать диалогом обращенное к ребенку требование повторить слово или фразу или вопросы, несущие контролирующий, а не игровой смысл. Так, например, эмоционально заданный вами вопрос «Ой, кто это там спрятался?» и вопрос «Скажи, кто это?», хотя и относятся к одному и тому же игрушечному зайчику и требуют одинакового ответа, будут по-разному восприняты вашим малышом: только первый вопрос вызовет у ребенка интерес и, возможно, желание ответить.

  • Всматривайтесь и вслушивайтесь в то, о чем пытается поведать ваш маленький

собеседник, постарайтесь понять смысл его «послания» и, уж конечно, обязательно ответьте ему. Представьте  себе ситуацию общения с человеком, который не отвечает на ваши попытки что-то сказать ему или, вместо ответа, бесконечно поправляет вас. Наверняка вы будете стараться всеми силами избежать разговора с ним. Только  ваше внимание и чуткость к его желанию что-то сообщить вам позволят вашему общению состояться.

Что нужно для того чтобы ребенок захотел говорить?

Основная функция речи ребенка раннего возраста – коммуникативная. Для каждого ребенка, речь является важным, но не единственным средством общения. Взгляд, улыбка, мимика, жест, интонация даже у нас, взрослых, несут большую, а, по мнению многих исследователей, бóльшую часть информации. Важно, чтобы вы не только сами активно использовали эти средства. Если на ваш вопрос малышу о том, чем бы он хотел заняться, тот просто принес вам книгу – комментируйте,  это действие и есть его ответ. «Будем читать?» – уточняете вы и садитесь вместе с ним читать книжку.

У ребенка должны возникнуть потребность, заинтересованность и необходимость в общении. Чтобы не объяснять этот постулат подробно, напомню всем известный анекдот про мальчика, который в семь лет вдруг сказал, что каша недосолена, а раньше совсем не говорил, потому что всё было в порядке.

Оба собеседника (участника диалога) должны быть «настроены на одну волну», то есть сосредоточены на одной теме. Допустим, ребенок принес маме мяч, чтобы поиграть, а мама в ответ спрашивает, не хочет ли он на горшок. Это яркий пример того, что может мешать ребенку в следующий раз обратиться ко взрослому.

Предмет, действие или событие, о которых идет речь, должны находиться в поле интересов ребенка. Речь ребенка развивается в деятельности, предполагающей взаимодействие и общение со взрослым. Чаще всего это игра, которая интересна ребенку. Например, можно бросать мяч в мусорную корзину и кричать «Бах!» и тогда есть гораздо больше шансов вызвать собственную речевую реакцию ребенка, чем в том случае, когда он по настойчивой (а иногда и очень настойчивой) просьбе взрослого сидит и сортирует предметы.

Взрослый собеседник должен иметь ясное и реальное представление о речевых возможностях ребенка. С одной стороны, необходимо иметь представление об уровне понимания речи малышом, а с другой – об объеме его активного словаря. Если взрослый знает, что в словаре ребенка пока нет нужного слова, то он должен предусмотреть для ребенка другие, несловесные формы ответа. Например, вопрос «Что ты хочешь: яблоко или грушу?» в том случае, когда у ребенка в словаре нет этих слов, не только не имеет смысла, но и ставит ребенка в позицию неуспеха, поскольку он не может ответить.

А вот если вы, задавая этот же вопрос, держите в руках и яблоко, и грушу, то малыш с радостью ответит вам, используя доступные ему способы общения: он выразит свое желание взглядом или жестом, а может быть каким-то иным движением, а это значит, что ваш диалог состоится. В таком случае вы можете дополнительно прокомментировать его выбор и, конечно, не забыть выполнить просьбу ребенка: «Ваня хочет яблоко? На, возьми яблоко!» или, когда ребенок подрастет: «Ты хочешь яблоко? На, возьми яблоко!».

По материалам книги «Говори! Ты это можешь» Р.Т. Августова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План родительского собрания «17 мая - день Международный день Детского телефона доверия или Помочь ребенку – помочь семье».

ЦЕЛЬ:•      Информировать родителей о том, для чего предназначен и как работает Служба детского Телефона доверия•      Мотивировать родителей поощрять...

Памятка для ребенка "Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в семье"

Памятка для ребенка "Как помочь ребенку преодолеть неуверенность в семье"...

Как помочь ребенку вернуться в школу после каникул и начать учебный год без стресса?

С началом осени в нашу жизнь приходит много изменений и стрессовых факторов для всей семьи. У взрослых период адаптации к работе после отпуска протекает быстрее и легче, школьникам в этом плане намног...

Как помочь ребенку вернуться в школу после каникул и начать учебный год без стресса?

Как помочь ребенку вернуться в школу после каникул и начать учебный год без стресса?...

Статья «Как помочь ребенку вернуться в школу после каникул и начать учебный год без стресса?»

С началом осени в нашу жизнь приходит много изменений и стрессовых факторов для всей семьи. У взрослых период адаптации к работе после отпуска протекает быстрее и легче, школьникам в этом плане намног...

Статья «Как помочь ребенку вернуться в школу после каникул и начать учебный год без стресса?»

С началом осени в нашу жизнь приходит много изменений и стрессовых факторов для всей семьи. У взрослых период адаптации к работе после отпуска протекает быстрее и легче, школьникам в этом плане намног...