ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья (5 класс)
В статье отображено на сколько, слуховое восприятие в развитии познавательной деятельности, необходимо для обогащения воображения и представлений у ребёнка об окружающем мире. Рассмотренно как на основе слуховой системы возникает и развивается речь школьника. Развитие способности произнесения звуков связано с развитием способности их воспринимать. С помощью слуха ребёнок имеет возможность расширять словарный запас, развивать устную речь, вносить в неё необходимые фонематические коррективы. Поэтому даже небольшое понижение слуха может привести к развитию дефектов произношения, нарушению грамматического строя речи, бедности лексического словаря
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_narusheniya_sluha.docx | 22.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Глотова Наталия Алексеевна, воспитатель
ГБОУ « Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат №23» Россия, г. Белгород
Юрченко Екатерина Александровна, бакалавр, воспитатель
ГБОУ « Белгородская коррекционная общеобразовательная школа-интернат №23», Россия, г. Белгород
Слуховое восприятие в развитии познавательной деятельности, необходимо для обогащения воображения и представлений у ребёнка об окружающем мире. На основе слуховой системы возникает и развивается речь школьника. Развитие способности произнесения звуков связано с развитием способности их воспринимать. С помощью слуха ребёнок имеет возможность расширять словарный запас, развивать устную речь, вносить в неё необходимые фонематические коррективы. Поэтому даже небольшое понижение слуха может привести к развитию дефектов произношения, нарушению грамматического строя речи, бедности лексического словаря. Чем раньше возникло нарушение слуха, тем тяжелее расстройство речи. Чем раньше предприняты медико-психолого-педагогические меры коррекции и компенсации нарушения слуха, тем благоприятнее прогноз в развитии ребёнка в целом. [1]
Восприятие – психический процесс, приводящий к порождению чувственного образа, структурированного по определённым принципам и содержащего в качестве одного из исследуемых элементов самого наблюдателя. В отличие от ощущения, в восприятии формируется образ целостного предмета посредством отражения всей совокупности его свойств. В процесс восприятия включены такие сложные механизмы как память и мышление. Поэтому восприятие называют перцептивной системой человека.
Механизм процесса восприятия значительно сложнее, чем ощущения. Понятно, что и развитие этого познавательного процесса у ребенка совершается несколько иначе, чем развитие чувствительности и моторики.
Ощущение – элементарный психический процесс отражения отдельных свойств предметов и явлений объективного мира, действующих на наши органы чувств. [2]
Большое значение для компенсации нарушений слуха приобретает зрительное восприятие. У детей с нарушениями слуха наблюдается замедленное по сравнению со слышащими сверстниками узнавание предметов.
В то же время, зрительное восприятие детей с недостатками слуха развивается по тем же законам, что и восприятие слышащих, но специфика нарушения приводит к несвоевременному формированию межфункциональных взаимодействий (между восприятием и речью), а это, в свою очередь, отрицательно влияет на развитие одного из самых сложных свойств восприятия – осмысленности.
Потеря слуха создает сложные условия для развития двигательной чувствительности. Для детей, имеющих нарушения слуха, характерно более медленное овладение двигательными навыками. Слуховой контроль помогает выработке четких плавных и размеренных движений, его отсутствие приводит к трудностям в их формировании. У детей с нарушениями слуха компенсация отсутствующего слухового контроля может совершаться за счет увеличения роли зрительного, тактильно-вибрационного и двигательного восприятия. Для ее достижения нужно заботиться о развитии у таких детей двигательного контроля за качеством своих движений. Большое значение имеет развитие собственно кинестетического контроля за качеством движений. Велика роль двигательных ощущений в овладении глухими устной речью – они являются для детей и взрослых единственным средством самоконтроля за произношением, поскольку при исправлении неправильного произношения глухой зачастую может опираться только на те ощущения, которые получает от движений артикуляционного аппарата. [1]
Кожные ощущения и восприятия возникают при непосредственном контакте предмета с кожей. К ним относятся тактильные, вибрационные, температурные, болевые. Из всех видов кожных ощущений для компенсации нарушений слуха наибольшее значение имеют вибрационные. Вибрационная чувствительность может оказать заметную помощь в познании и в тех случаях, когда у людей имеются остатки слуха.
Так же школьном возрасте происходит становление произвольного внимания, оно становится сознательным и контролируемым, вырабатываются такие его свойства, как устойчивость, распределение, переключаемость. У детей с нарушенным слухом гораздо большее значение, чем в норме, имеют зрительные раздражители, а значит, основная нагрузка по переработке поступающей информации ложится на зрительный анализатор. Например, восприятие словесной речи посредством считывания с губ требует полной сосредоточенности на лице говорящего человека. Ежесекундная фиксация мимики лица и положения губ говорящего требует напряжения внимания, что ведет к утомлению и потере устойчивости внимания. У глухих детей отмечаются трудности переключения внимания, им требуется больше времени на «врабатывание». Это приводит к снижению скорости выполняемой деятельности и увеличению количества ошибок. Продуктивность внимания у глухих школьников в большой степени зависит от изобразительных качеств воспринимаемого материала. Чем они выразительнее, тем легче дети выделяют информативные признаки объектов, делают меньше ошибок. В связи с этим при обучении детей с нарушенным слухом широко используются средства наглядности разной степени абстрактности: одни из них рассчитаны на привлечение непроизвольного внимания (яркая картина, например), другие – на развитие внимания произвольного (схемы, таблицы).
Процесс запоминания у глухих детей так же, как у слышащих, опосредуется деятельностью по анализу воспринимаемых объектов, по соотнесению вновь воспринятого с удержанным ранее. В то же время специфические особенности зрительного восприятия глухих влияют на эффективность их образной памяти, в окружающих предметах и явлениях они отмечают часто несущественные признаки. Глухие дети реже пользуются приемами опосредствованного запоминания, что отрицательно сказывается на сохранении образов в памяти. [1]
Задачей внеурочных занятий в адаптивной школе-интернате для глухих детей является закрепление и развитие приобретѐнных в ходе учебных занятий умений и навыков, включение речевого материала в свободную речевую деятельность; расширение представлений о мире окружающих звуков, выработка ориентировки в социальной среде. Развитие слухового восприятия и формирования произносительной стороны речи во внеурочное время может осуществляться по следующим направлениям:
- в ходе выполнения режимных моментов,
∙ на всех внеурочных мероприятиях,
∙ в ходе специально организованной работы по развитию слухового
∙ восприятия и формирования произносительной стороны речи через проведение занятий по развитию речи вне класса, слуховые и фонетические зарядки.
Обучение восприятию и воспроизведению устной речи направлено, прежде всего, на активизацию устной коммуникации учащихся с нарушением слуха. Важным является то, что сроки овладения устной речью определяются не годом обучения, а состоянием слуховой функции, уровнем речевого развития, возможностями восприятия и воспроизведения речи, индивидуальными психофизическими возможностями неслышащих учащихся. На знания этих возможностей опирается воспитатель при проведении слухоречевой работы с каждым ребѐнком в течение всего дня. [4]
Воспитательские занятия направлены не только на закрепление полученных знаний в первой половине, но на развитие речи вне класса в различных моделях коммуникативного общения. Работа над речью во внеурочное время проводится в тесном контакте с учителем класса, учителем дефектологом, воспитателем и, самое главное, родителями. Объѐм и содержание речевого материала подбирается для каждой возрастной группы и планируется совместно с учителем, дефектологом, воспитателем. Тематика занятий отражает события и явления жизни человека. Содержание речевого материала, фраз разговорно-обиходного характера разнообразно и включает три крупных раздела:
∙ человек и его ближайшее окружение;
∙ человек в обществе;
∙ человек и природа.
Разнообразные виды деятельности учащихся соответствуют условиям бытовой обстановки дома, вне школы, содействуют переносу полученных умений и навыков в школе в условия обихода, способствуют расширению общения. В работе по развитию разговорной речи учитываются значимость работы с диалогами для более активного вовлечения учащихся в процесс общения. Диалоги разрабатываются с учѐтом коммуникативного принципа и значимости для неслышащего учащегося, специально насыщаются закрепляемыми в данный период обучения элементами ритмикоинтонационной стороной речи. Речевой материал, усвоенный учениками на уроках, отработанный на индивидуальных занятиях, закрепляется воспитателем во внеурочное время при проведении фонетических и речевых зарядок на всех внеклассных занятиях. Коррекционно-развивающая работа по развитию слухового восприятия и формированию произносительной стороны речи во время проведения самоподготовки состоит из следующих этапов:
1. Проверка готовности класса к работе.
2.Проверка звукоусиливающей аппаратуры.
3.Проведение фонетической зарядки (5 минут).
4. Подведение итогов фонетической зарядки: даѐтся оценка произношения каждого ребѐнка.
5. Проведение слуховой тренировки (5 минут).
6. Подведение итогов слуховой зарядки: даѐтся оценка слухового внимания каждого ребѐнка.
7. Беседа об итогах учебного дня.
8. Организация взаимопроверки, взаимопомощи, самопроверки.
9. Выполнение домашнего задания.
При самостоятельном выполнении домашнего задания воспитатель работает с детьми, нуждающимися в индивидуальной помощи. По ходу выполнения письменных работ проверяет их. Если есть ошибки, рекомендует найти их и исправить. Установки, исправление ошибок проводится с опорой на слух. После выполнения устных предметов воспитатель проверяет качество подготовки, обращает внимание на усвоение правил, на сознательное употребление новых слов. Знакомый речевой материал предъявляется на слух с учѐтом слухоречевых возможностей каждого ученика. Во время выполнения письменных и устных предметов можно работать без СЗУА.
В конце самоподготовки подводится итог: качество выполнения домашнего задания, оценка произношения и слухового внимания. По окончании работы воспитатель делает отметку в тетради взаимосвязи с учителем. При необходимости фиксирует трудности, возникшие у учащихся при выполнении домашнего задания. [3]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Леонгард Э.И. Я не хочу молчать! Опыт работы по обучению детей с нарушениями слуха по методу Леонгард: монография / Э.И. Леонгард, Е.Г. Самсонова, Е.А. Иванова. М.: Теревинф, 2012. 144 с.
2. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида: учеб. для вузов по специальности «Сурдопедагогика»: в 2 ч. / Е.Г. Речицкая, Т.Г. Богданова, Е.А. Горбунова и др.; под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: Владос, 2009.
3. Развитие детей с нарушениями слуха во внеурочной деятельности: Пособие для учителя и воспитателя спец. (коррекц.) образоват.учреждений1 и 2 вида / Д.Ю. Алексеевских и др.; под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: Владос, 2005. – 295 с.
4. Речицкая Е.Г. Развитие глухих учащихся в процессе внеклассной работы: учебно-метод. пособие / Е.Г. Речицкая; Всерос. об-во глухих. Ленинград. восстанов. центр. – Л., 1988. – 114 с. – С. 112-113;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие слухового восприятия у детей с нарушение слуха.
Нормальное функционирование слухового анализатора имеет огромное значение для развития всех психических функций ребёнка, поскольку слуховой канал является одним из основных источников получения ...
Коррекционные игры для развития зрительного восприятия у детей с нарушениями зрения в процессе физического воспитания
Нарушения зрительной системы наносят большой ущерб формированию психических процессов и двигательной сферы ребёнка, его физическому и психическому развитию....
Диагностика слухового восприятия у детей с нарушениями слуха
В презентации представлен материал по диагностике речевого слуха. Значение диагностики, условия ее проведения и эффективности....
Развитие речи детей с нарушением интеллекта в процессе изобразительной деятельности.
Методические рекомендации...
Статья "Воспитание школьников с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности через организацию и проведение общешкольных мероприятий"
В статье представлен опыт работы воспитателей по теме "Воспитание школьников с нарушением слуха в процессе внеурочной деятельности через организацию и проведение общешкольных мероприя...
Развитие слухового восприятия у детей с нарушенным слухом посредством использования инновационных технологий
Выступление на РМО учителей дефектологов...
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОЩУЩЕНИЙ И ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ СЛУХА В ПРОЦЕССЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Слуховое восприятие в развитии познавательной деятельности, необходимо для обогащения воображения и представлений у ребёнка об окружающем мире. В статье описано как возникает и развивается речь школьн...