Тьюторское сопровождение обучающихся с РАС
статья

Григорьева Эльвира Николаевна

В данной статье мы рассмотрим каким образом может осуществляться тьюторское сопровождение обучающихся с РАС. Каких правил нужно придерживаться и какие проблемы могут возникнуть.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tyutorskoe_soprovozhdenie_obuchayuschikhsya_s_ras_2.docx18.03 КБ

Предварительный просмотр:

Тьюторское сопровождение обучающихся с РАС

Сегодня мы хотим поделиться опытом работы класса для обучающихся с РАС. И подробнее остановимся на тьюторском сопровождении обучающихся с РАС.

Слово «тьютор» пришло в русский язык из высшей школы Англии. В сегодняшнем понимании тьютор — это специалист, который организует условия для успешной интеграции учащихся с ОВЗ в образовательную и социальную среду школы.

Для успешного обучения школьников с РАС необходимы совместные усилия как учителя, так и тьюторов. Например, тьютор следит за тем, что излагает учитель на уроке, и подает материал в том объеме и на том уровне, который понятен ребенку. Ребенок при этом находится в классе, слушает и учителя, и ответы других детей, но выполняет столько заданий, сколько ему по силам.

Процесс активности обучающегося также находится под контролем тьютора. Тьютор может говорить ребенку, сколько, к примеру, записать слов с доски, направлять его при переходе от одного задания к другому, подсказать, в какой момент лучше поднять руку и на какой вопрос педагога лучше ответить. 

Во время перемен тьютор также организовывает деятельность детей, поскольку для обучающихся с ОВЗ перемена должна быть достаточно четко построена и структурирована.

Таким образом, тьюторы в своей профессиональной деятельности решают широкий спектр задач. Основные из них;

1. Создание условий для успешного обучения ребенка.

2. Транслирование заданий учителя.

3. Подготовка дидактических материалов для урока

4. Сопровождение и организация занятости ребёнка

5. Организация коммуникации на переменах

6. Создание условий для успешной социализации ребенка и включение с учётом его особенностей и интересов в социальные проекты.  

7. Максимальное раскрытие потенциала его личности.

8. Взаимодействие с родителями.

9. Помощь в адаптации программ под образовательные возможности учащихся.

10. Работа над документацией.

Но главная задача тьютора- как можно скорее стать ненужным своему подопечному.

Этапы развития самостоятельности подопечного:

0. Ученик с особенностями развития и тьютор сидят вместе за партой, тьютор помогает ребенку во всем.

1. Ученик с особенностями развития сидит один, а затем (или сразу) с другим учеником класса, тьютор — сзади или поодаль.

2. Тьютор приходит не на все уроки, а только на те, где без него не обойтись (например, на письменные). Тьютор может переключиться на помощь другим детям класса, затем на некоторые уроки тьютор уходит в другие классы помогать другим детям.

3. Ребенок учится самостоятельно.

Чаще всего не столько ребенок не может быть самостоятельным, сколько взрослые не могут дать ему возможность быть самостоятельным!

В своей работе мы опираемся на элементы ABA терапию (прикладной анализ поведения)

Главным принципом АВА считается, что если поведение вознаграждается, то оно повторится вновь. Причём это касается как социально-приемлемого, так и нежелательного поведения. (например, ситуация ребёнок опирается ногами о стену, стоя на руках. Мы стараемся не выдавать эмоционально-окрашенных реакций, для того, чтобы не закрепить данное поведение, и чтобы оно не повторилось вновь. В дальнейшем, ребёнку прописывается правило (либо графически, либо жестами, либо вербально). И за соблюдение правила ребёнок получает поощрение.  

Расписание

В своей работе мы используем визуальное расписание.

Оно представляет последовательность карточек, которые отображают все уроки и другие пункты распорядка дня. Перед приходом детей тьюторы заранее составляют индивидуальные расписания, каждый ребенок в начале дня полностью читает или просматривает свое расписание. Далее после каждого пришедшего мероприятия ребёнок сам открепляет карточку и кладет в конверт, прикрепленный сзади.  Визуальное расписание помогает лучше ориентироваться в распорядке дня, заранее подготовиться к следующему уроку или мероприятию и понимать, сколько пунктов расписания осталось до ухода домой.

Жетонная система

Практически каждый ребенок нашего класса работает по жетонной системе, которая может использоваться как на уроках, так и на переменах.

Для каждого эта система индивидуальна. На листе прописаны или проиллюстрированы правила, подходящие для того или иного ребенка, которые он должен соблюдать и за выполнение которых он получает жетон. Количество жетонов также для всех разное, в зависимости от способности ребенка концентрировать свое внимание на деятельности. После получения всех жетонов ребенку дается выбранное им заранее поощрение. Таким образом, мы закрепляем желательное поведение и поощряем правильное следование правилам и качественное выполнение заданий.

Подсказки

В своей работе мы используем такой прием, как подсказки. Существуют разные виды подсказок:

  • Физическая;
  • Моделирующая;
  • Вербальная;
  • Жестовая;
  • Позиционная.

Подсказки помогают детям сделать обучение более успешным и понятным, а также повышают мотивацию к учебе.

Задачи

Помимо основной деятельности на уроках тьюторы работают над задачами для закрепления материала или формирования определенных навыков.

Задачи отражают пробелы в знаниях детей. Это могут быть также какое-то поведенческие аспекты или знания, которые пригодятся в реальной жизни (например, знание своего адреса). Все данные заносятся на специальный бланк, который отражает график освоения навыка. После освоения навыка задачи меняются, но периодически их повторяют вновь.

Социальные истории

Социальные истории – это прием, который помогает подготовить ребенка к будущей незнакомой или стрессовой ситуации. Представляет собой картинки или фотографии, которые располагаются на бумажном или электронном носителе.

Таймер

В работе с обучающимся с РАС эффективно использовать различные таймеры. На них визуально отражается количество времени, которое осталось до окончания какой-либо деятельности. Таймеры помогают обучающимся научиться ждать и легче переключаться с одного вида деятельности на другой.

Альтернативная коммуникация с помощью обмена карточками ПЕКС

Обмен карточками ПЕКС – один из самых распространенных способов альтернативной коммуникации. Вводится для неговорящих или малоговорящих детей. Всего в нашем классе 3 детей пользуются карточками ПЕКС. Все они находятся на разных этапах освоения данной системой альтернативной коммуникации.

Отработку тьюторы проводятся во всех локациях школы (классе, столовой, коридоре, на улице). Сама по себе система обмена карточками не заменяет реальное общение, она помогает детям с особенностями понять, что общаться – это здорово!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа тьюторского сопровождения обучающихся I отделения государственного профессионального образовательного автономного учреждения Амурской области «Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства» на 2016-2018 годы

Программа тьюторского сопровождения обучающихся I отделения государственного профессионального образовательного автономного учреждения Амурской области«Амурский колледж строительства и жилищно-коммуна...

Урок математики в технологии тьюторского сопровождения обучающихся

В данной статье рассказывается как можно построить урок математики с использованем технлогии тьюторского сопровождения обучающихся...

Особенности организации тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ и РАС

Статья на тему "Особенности организации тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушенияи) и РАС (расстройствами аутистического спектра)....

Тьюторское сопровождение обучающегося с РАС

Статья на тему "Тьюторское сопровождение обучающегося с РАС (расстройствами аутистического спектра)...

Тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в контексте внедрения ФГОС

В настоящее время в образовательных учреждениях растет количество детей, "требующих особого отношения". К таким детям относятся одаренные дети, дети с задержками и отклонениями в развитии, д...