Методика тьюторского сопровождения обучающихся по ЗОЖ
презентация к уроку (5, 6, 7 класс) на тему
Тьюторское сопровождение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_i_tehnologii_tyutorskogo_soprovozhdeniya_zozh.ppt | 1.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тьютор – это специалист, который помогает определить индивидуальный образовательный маршрут и составить индивидуальную образовательную программу, содействует достижению обучающимся поставленной цели
Тьюторское сопровождение представляет собой выявление и развитие естественно возникающих реакций, процессов и состояний личности в русле социально одобряемых моделей и практик
Основная задача тьютора в образовательной организации – помощь учащимся в построении индивидуального образовательного маршрута, исходя из познавательных интересов, склонностей, способностей восприятия учащихся Главный инструмент обучения, воспитания и базовая функциональная обязанность педагога-тьютора – создание индивидуальной образовательной программы, которая постоянно уточняется и корректируется
Направления тьюторской деятельности: сопровождение обучающихся с особыми потребностями в процессе освоения ими федерального государственного образовательного стандарта, выявление и развитие познавательных интересов обучающихся, содействие развитию одаренности обучающихся, помощь обучающимся в профессиональном самоопределении, сопровождение профессионального образования обучающегося с учетом андрагогического подхода (андрагогика – наука об обучении взрослых, подразумевающая учет специфики нахождения человека с определенным жизненным и профессиональным опытом в позиции ученика) и т.д.
Тьютор в области формирования индивидуального стиля жизни работает с технологиями оздоровления физического, психологического уровней, а также (и это наиболее важно) формирует мотивацию на здоровьеориентированный образ жизни, развивает здоровьеориентированную личностную позицию с учетом индивидуальных особенностей ребенка, его отношения к здоровью
Тьютор здорового образа жизни (тьютор ЗОЖ) определяется как педагог, сопровождающий процесс выбора и реализации человеком здорового стиля жизни, соответствующего его индивидуальным особенностям и потребностям
Тема 2.1 Профессиональные обязанности тьютора в образовательной организации Различие педагогических позиций тьютора и других специалистов системы образования
Под педагогическим сопровождением понимается такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие по заранее известным нормам, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия В ситуации тьюторского сопровождения педагогический фокус направлен на самостоятельное разрабатывание приемлемых для данной личности норм, которые затем обсуждаются в субъект-субъектной позиции
Классный руководитель организует взаимодействие школьников, объединенных в классе, по моделям развития коллектива, группы детей Тьютор даже при групповых формах работы видит в каждом ребенке прежде всего индивидуальность и подразумевает развитие личности индивида как таковой
Учитель задает нормы: содержание, маршрут, темп – для всего класса Тьютор , наоборот, отталкивается от возможностей, запросов и интересов ребенка, а также (в реальности) от «заказа» его родителей (законных представителей)
Психолог работает в направлении развития психических процессов Тьютор развивает личность ребенка с педагогических позиций (развивает познавательные интересы, способности, потенциал)
На разных образовательных этапах тьюторское сопровождение направлено на помощь учащимся в реализации различных задач : начальная школа : тьюторское сопровождение познавательного интереса, помощь в выборе кружка и т.п.; средняя школа : помощь в движении обучающегося к самообразованию, сопровождение проектной и исследовательской, творческой деятельности; старшая школа : работа в русле профилизации, координация подготовки в вуз, выбор профессиональных стратегий
В области организации здоровьеориентированной деятельности распространены два типа тьюторского сопровождения : сопровождение индивидуального маршрута развития педагогического работника по данной тематике сопровождение индивидуального маршрута развития обучающегося в области формирования у него культуры здорового образа жизни
Функции тьютора
Функции тьютора (по Т.М. Ковалевой): информационно-аналитическое сопровождение отдельных этапов образовательной деятельности, разработки и реализации индивидуальной образовательной программы (ИОП); проектирование и самопроектирование сценариев собственного образования; развивающая диагностика образовательных потребностей, возможностей и перспектив тьюторанта; содействие в антропологическом развитии тьюторанта с целью успешной реализации ИОП, в т.ч. через тренинги личностного и профессионального развития и саморазвития; реализация технологий формирования тьюторской аутокомпетентности, самокомпетентности;
Функции тьютора (по Т.М. Ковалевой): тьюторская навигация и консультирование по проблемам образования, разработки и реализации ИОП; обсуждение с тьюторантом альтернативных сценариев образовательной деятельности; ретроспекции образовательной деятельности (метод психобиографии); организация рефлексии; тренинги самоуправления, саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самовосстановления личности
Функции тьютора (по Т.М. Ковалевой): тьюторская навигация и консультирование по проблемам образования, разработки и реализации ИОП; обсуждение с тьюторантом альтернативных сценариев образовательной деятельности; ретроспекции образовательной деятельности (метод психобиографии); организация рефлексии; тренинги самоуправления, саморегуляции эмоционально-волевой сферы и самовосстановления личности
Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы (ИОП) включает: выявление образовательного запроса (интереса) тьюторанта и помощь в постановке образовательных целей, организацию проектирования образовательной деятельности, в т. ч. анализ и поиск образовательных ресурсов; содействие в реализации проекта образовательной деятельности в образовательной среде, организацию рефлексии и проектирования следующего шага в образовании
Тьютор ЗОЖ как педагогический работник помогает обучающемуся выстроить свою индивидуальную программу развития в области здорового образа жизни и физической культуры. Данное направление тьюторского сопровождения заключается в организации такого развивающего процесса, в основе которого лежит постоянное рефлексивное соотнесении достижений обучающегося с его интересами, устремлениями и возможностями
Тема 2.1 Профессиональные обязанности тьютора в образовательной организации Индивидуализация обучения как реализация принципов здоровьесберегающей педагогики
Тьюторская позиция педагога – это отношение к каждому обучающемуся как к индивидуальности, осознание педагогической миссии раскрытия этой индивидуальности, содействие максимальной реализации ребенком своего потенциала с учетом социокультурных и других условий его жизнедеятельности
Индивидуальная образовательная программа (ИОП) – совокупность индивидуальных образовательных целей, средств и действий по их достижению
Тьюторское сопровождение индивидуальной образовательной программы (ИОП) – педагогическая деятельность по сопровождению процессов формирования и реализации ИОП; которая включает: а) выявление образовательного запроса (интереса) тьюторанта и помощь в постановке образовательных целей, б) организацию проектирования образовательной деятельности, в т. ч. анализ и поиск образовательных ресурсов; в) содействие в реализации проекта образовательной деятельности в образовательной среде, г) организацию рефлексии и проектирования следующего шага в образовании
Методика и технологии тьюторского сопровождения обучающихся в процессе формирования готовности к осуществлению здоровьеориентированной деятельности Тема 2 Принципы и механизмы тьюторского сопровождения обучающегося в развитии здоровьеориентированной личностной позиции
Принципы тьюторского сопровождения обучающихся становлении сознательного отношения к здоровью: принцип практикоориентированности (направленность на решение вопросов, связанных с реальными жизненными ситуациями и конкретной практической деятельностью); принцип научной обоснованности (опора на актуальные научные разработки и системные научные данные); принцип солидарности (субъект-субъектные взаимоотношения и разделение ответственности за результаты совместной работы);
Принципы тьюторского сопровождения обучающихся становлении сознательного отношения к здоровью (продолжение): принцип адресности (учет интересов, индивидуальных особенностей и потребностей и подбор отвечающих им ресурсов); принцип рефлективности (развитие у обучающегося способности к самоанализу, самостоятельной грамотной оценке своего образа жизни, поведения, деятельности); принцип оптимизации ресурсов (использование тьютором для сопровождения как традиционных методов и моделей обучения, так и новых возможностей)
Тема 2.2 Принципы и механизмы тьюторского сопровождения обучающегося в развитии здоровьеориентированной личностной позиции Использование здоровьесозидающего ресурса самопознания, самоопределения и самоактуализации личности в развитии здоровьеориентированной личностной позиции
Здоровьеориентированная личностная позиция – позитивная форма отношения к здоровью как одного из элементов самосохранительного поведения Компоненты отношения к здоровью: когнитивный эмоциональный мотивационно-поведенческий
Механизм активизации здоровьесозидающей личностной позиции: мотивационно-ценностный этап: решаются задачи постановки перед обучающимсяз доровьеориентированной цели и мотивирования здоровьеориентированной деятельности ориентационно-диагностический этап: происходит инициирование к самообследованию и самопознанию, затем следует определение направлений здоровьеориентированной деятельности
Механизм активизации здоровьесозидающей личностной позиции (продолжение): организационно-деятельностный этап: осуществляется поддержка здоровьеориентированной деятельности обучающихся результативно-оценочный этап: проводится диагностика здоровьеориентированной деятельности обучающихся
Развитие здоровьеориентированной личностной позиции и формирование готовности к здоровьеориентированной деятельности с учетом личностных качеств обучающихся
Готовность к здоровьеориентированной деятельности – состояние мобилизации психофизиологических систем, позволяющее обеспечить эффективное выполнение определенных действий по сохранению и укреплению здоровья при оснащении соответствующими знаниями, умениями, навыками, программой действий и наличием решимости совершать их
Компоненты готовности к здоровьеориентированной деятельности: мотивационно-ценностный когнитивный эмоционально-волевой операционально-процессуальный оценочно-рефлексивный
Способности – устойчивые индивидуально-психологические особенности, отличающие людей друг от друга и выражающие готовность к овладению и успешному выполнению определенных видов деятельности Содержат элементы следующих подструктур личности : направленность опыт индивидуальные особенности биопсихические свойства
Здоровьесберегающие способности – специфические качества человека (физические, психические, духовно-нравственные), необходимые и достаточные для эффективного осуществления здоровьеориентированной деятельности
Для развития данных способностей обучающихся необходимо: своевременное и полное выявление имеющихся у обучающихся задатков; активное включение обучающихся в те виды деятельности, в которых соответствующие задатки проявляются, а связанные с ними способности формируются и развиваются; одновременное включение в различные виды деятельности, которые связаны со многими способностями;
Для развития данных способностей обучающихся необходимо (продолжение): наличие грамотных, подготовленных педагогов, владеющих методикой развития способностей; применение для развития способностей современных эффективных средств и методов обучения; обеспечение систематического контроля и стимулирования процесса развития способностей как со стороны тех, кто их формирует и развивает, так и со стороны тех, у кого эти способности формируются и развиваются
Личный (индивидуальный) превентивный ресурс – комплекс способностей, реализация которых обеспечивает психическое, соматическое и социальное благополучие человека и создает условия открытия своей уникальной идентичности и последующей самореализации, в том числе – развития здоровьеориентированной личностной позиции
Аспекты личного (индивидуального) превентивного ресурса: самоуважение, позитивная самооценка, ощущение собственной значимости; «самодостаточность», сила Я-концепции; активная жизненная установка; позитивность и рациональность мышления; эмоционально-волевые качества; достаточные физические ресурсы (состояние здоровья)
ТЕХНОЛОГИЯ СТИМУЛИРОВАНИЯ УЧАЩИХСЯ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ В УСЛОВИЯХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
когнитивная модель , ведущая идея которой заключается в том, что решающим фактором для выживания организма выступает переработка информации А. Бек (исправление ошибочной переработки информации и помощи в изменении убеждений, которые поддерживают неадаптивное поведение и эмоции) – «Думай позитивно!» Эмоционально-когнитивная модель изменения поведения ( А. Эллис ) - изучение причин возникновения эмоциональных расстройств, как результата нарушений в когнитивной сфере (иррациональные установки, имеющие биологические корни). Люди, особенно семья в детстве, подкрепляют иррациональную мыследеятельность. 1 группа моделей предполагает изменение представлений человека о себе и своем поведении
модель убеждения в области здоровья, И.М. Розенсток (на поведение человека в сфере охраны здоровья влияют факторы: эмоциональное отношение к болезни; осознание серьезности заболевания; восприятие угрозы заболевания; убеждение в необходимости действовать; убеждение в наличии преград, затрудняющих выполнение решений). модель изменения поведения основанная на теории аргументированного действия , (Айзенк и Фишбейн): на поведение человека влияют намерения, детерминированные факторами отношений и субъективных норм . модель Дж. Прачаско и С. Деклименти ( методика коррекции проблем человека путем прохождения им определенных стадий): для эффективного изменения поведения человек должен знать сою стадию, т.е. понимать суть своей проблемы - вредные привычки (курение, алкоголь), избавление от лишнего веса и др. В данной группе моделей основная задача-изменение отношения человека к тем или иным проблемам здоровья и ЗОЖ. Отношения определяют характер поведения человека и представляют собой систему индивидуальных связей личности с различными аспектами здоровья. 2 группа моделей связана с изменением отношения человека к своему поведению или актуальной проблеме .
модель оперантного поведения Б. Скиннера (поведение формируется событиями, являющимися следствиями реакций; подкрепленное поведение стремится повториться, а поведение неподкрепленное или наказуемое имеет тенденцию не повторяться или подавляться. Поэтому подкрепление и наказание представляют ведущие методы контроля поведения в соответствии с оперативным научением). модель научения через наблюдение А. Бандуры: благодаря способности использовать символы люди могут эффективно действовать. Научение через наблюдение регулируется четырьмя взаимосвязанными компонентами: внимание, сохранение, моторно-репродуктивные процессы, мотивационные процессы. Косвенное подкрепление и самоподкрепление. 3 группа моделей сориентирована на формирование способов поведения человека .
в 20-х-30-х годах XX века в трудах П.П. Блонского, Л.С. Выготского, А.В. Луначарского, А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, С.Т. Шацкого. А.С. Макаренко: дефективность отношений проявляется в трех главных типах мотивов – мотивации «присвоения», мотивации «преобладания» и мотивации «обособления». Стержневые идеи: педагогический оптимизм, мажор, вера в человека, постановка цели воспитания, необходимость проектировать будущее своих питомцев, воспитание личности путем осуществления комплексного, синтетического подхода к становлению подрастающего человека, сочетание требовательности с доверием и уважением к личности и т.д. Ключевая идея - «завтрашняя радость»: система перспективных линий (по сути – стимул перспективы), Принцип «параллельного педагогического действия», «атака в лоб», «обходное движение», идея «авансирования личности» и др. Отечественные теоретические подходы к проблеме стимулирования обучающихся
обосновал учение о происхождении и развитии высших психических функций, в котором он раскрыл изменение специфики внешних стимулов в интропсихологических процессах, разъяснил в аспекте своей концепции суть внутренних стимулов и показал особенности их действия. Л.С. Выготский всесторонне проанализировал психологическую природу стимулов, ввел новый терминологическо-понятийный аппарат (стимулы-знаки, стимулы-объекты, стимулы-средства, интериоризация психических процессов и др.), что послужило теоретической основой последующих исследований в области педагогического стимулирования. Л.С. Выготский
индивидуально-дифференцированные задания (ИДЗ), стимульные ситуации, комплексы стимулирующего воздействия (КСВ); групповые дифференцированные задания (ГДЗ), стимульная среда. инструментарий стимулирования:
Первый - «нигилисты». Такие обучающиеся своим саморазрушающим поведением (курение, употребление алкогольных напитков, игнорирование физической культуры, агрессивность и т.д.) фактически отрицают ценность здоровья и значимость здорового образа жизни. Для них смысловое восприятие здоровья содержится в широко распространенном шутливом слогане: «Кто не курит и не пьет – тот здоровеньким помрет!» Второй тип - «пассивные», для которых здоровье воспринимается как объективная реальность, не зависящая от самого человека, а передаваемая по наследству от родителей или данная извне, посредством медицинских манипуляций. Смысловое восприятие здоровья для таких учеников содержится в лозунге - «родись здоровым!». Типы обучающихся
Третий тип - «прагматики». Для них личное благополучие связано со здоровьем. Поэтому нужно заниматься профилактическими мероприятиями, чтобы не заболеть. Здоровье необходимо наращивать. Смысловое восприятие здоровья для таких учеников следующее: «здоровье – это капитал и его нужно увеличивать для достижения личных целей». Четвертый тип – «здоровьеориентированные»: их лозунг -«стремись к гармоничному здоровью!». Здоровье воспринимается ими не только в личностном, но и в социальном смысле. Поэтому они активны в плане физического и духовного самосовершенствования, стремятся к улучшению социального микроокружения.
- любой стимул, употребляемый учителем в достижении поставленной цели, должен постепенно подводить учеников к ценностным отношениям к ЗОЖ; - нужно выбирать такие внешние стимулы, которые бы соответствовали внутренним мотивам учеников; - при выборе стимулов, учитывать типологические особенности учеников, уровень их подготовленности и знаний о ЗОЖ, учитывать действующие на учеников факторы (макро-микросреды). Средствами стимулирования выступают: ИДЗ. ГДЗ, стимульные ситуации, стимульная среда . Методические основы педагогического стимулирования
технологические этапы стимулирования учеников к ЗОЖ: Диагностический этап: диагностика уровня ЦО учеников к ЗОЖ и их распределение на этой основе в соответствии с типологическими группами. На ориентировочном этапе перед каждой типологической группой учеников выдвигаются конкретные задачи и определяются комплексы моральных побудителей. В ходе конструктивного этапа разрабатывается инструментарий стимулирования: ИДЗ, стимульные ситуации, комплексы стимулирующего воздействия. На организационном этапе созданный инструментарий педагогического стимулирования внедряется в образовательный процесс школы. В ходе рефлексивного этапа технологии анализируются полученные результаты и возникающие в ходе стимулирования проблемы, осуществляется коррекция инструментария педагогического стимулирования. Методические основы педагогического стимулирования
Результат процесса стимулирования учеников (оптимальный, допустимый, критический, недопустимый) отношения к ЗОЖ, определяемы по следующим критериям: -когнитивный (знание о здоровье как ценности, овладение способами его сохранения и укрепления); - операциональный (сформированность умений вести ЗОЖ); -эмоциональный (эмоционально-положительное отношение к ЗОЖ); -поведенческий (активное и сознательное ведение ЗОЖ). Результативный компонент
определение цели 1-го ИДЗ; разработка содержания 1-го ИДЗ; определение лидирующего стимула, лежащего в основе задания и его методической инструментовки; анализ стимулирующего результата выполнения ИДЗ-1 , фиксация изменений, которые служат своеобразным «сигналом» для перехода ко 2-му ИДЗ . Важным моментом разработки заданий является выполнение следующих требований: Преемственность ИДЗ -1 и ИДЗ -2 Новизна задания: Наращивание трудностей требования к разработке ИДЗ
Для «нигилистов» - лидирующий стимул примера, а вспомогательными - стимулы контроля, общественного мнения, интереса, жизненно-практического значения получаемых знаний. Для «пассивных» стимул познавательного интереса - лидирующий, а стимулы социальной значимости, перспективы, жизненно-практического значения знаний - вспомогательные. Для «прагматиков» лидирующий стимул- перспективы, подкрепленный стимулами достигнутого результата, положительного примера, социальной значимости и жизненно-практического значения приобретаемых знаний. Для «Здоровьеориентированных» лидирующим стимулом выступил стимул социальной значимости. Стимулы доверия, перспективы, жизненно-практического значения приобретаемых знаний стали вспомогательными
Особое место в ходе стимулирования занимают конкурсы, викторины, олимпиады, соревнования и др. внеаудиторные двигательные мероприятия состязательного характера, в основе которых лежит ведущий стимул – соревнование, в сочетании с такими побудителями ценностного отношения к ЗОЖ, как познавательный интерес, доверие, одобрение шк-ков со стороны учителей, объявление благодарности, общественное мнение и др. Проводимые дни, недели и месячники здоровья - это своеобразная стимульная среда, благотворно влияющая на ценностное отношение шк-ков в к ЗОЖ. По своему воздействию они гораздо длиннее стимульных ситуаций. Сила их воздействия определяется совокупностью познавательных, игровых, коммуникативных, творческих, физкультурно-спортивных, музыкальных и иных видов сред, сливающихся в единый сплав побуждения позитивного отношения шк-ков к ЗОЖ. Особенности стимулирования школьников в образовательном процессе
Задание на понимание и закрепление материала Задание 1. Опираясь на принципы тьюторского сопровождения, приведенные в лекции, продумайте Ваши действия по здоровьеформирующей работе с классом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деятельность творческой лаборатории МОУ Лицей № 2 Краснооктябрьского района Волгограда в рамках тьюторского сопровождения обучающихся «Организация олимпиадной и проектной деятельности и ее роль в развитии интеллектуальных и творческих способностей учащихс
Статья раскрывает опыт работы учителей истории МОУ Лицей № 2 Волгограда по указанной теме...
Программа тьюторского сопровождения обучающихся I отделения государственного профессионального образовательного автономного учреждения Амурской области «Амурский колледж строительства и жилищно-коммунального хозяйства» на 2016-2018 годы
Программа тьюторского сопровождения обучающихся I отделения государственного профессионального образовательного автономного учреждения Амурской области«Амурский колледж строительства и жилищно-коммуна...
Урок математики в технологии тьюторского сопровождения обучающихся
В данной статье рассказывается как можно построить урок математики с использованем технлогии тьюторского сопровождения обучающихся...
Особенности организации тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ и РАС
Статья на тему "Особенности организации тьюторского сопровождения обучающихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушенияи) и РАС (расстройствами аутистического спектра)....
Тьюторское сопровождение обучающегося с РАС
Статья на тему "Тьюторское сопровождение обучающегося с РАС (расстройствами аутистического спектра)...
Тьюторское сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в контексте внедрения ФГОС
В настоящее время в образовательных учреждениях растет количество детей, "требующих особого отношения". К таким детям относятся одаренные дети, дети с задержками и отклонениями в развитии, д...
Тьюторское сопровождение обучающихся как условие реализации ФГОС.
Одним из часто обсуждаемых вопросов, связанных с образованием, является проблема его результатов. Важное значение приобретает такой результат образования как готовность ученика к самообразованию и сам...