Диагностика интеллектуального развития обучающихся 1 – 4 классов
статья

Насибова Конуль Аслановна

Методика определения уровня умственного  развития ребенка  младшего школьника возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diagnostika_intellektualnogo_razvitiya.doc1000 КБ

Предварительный просмотр:

Диагностика интеллектуального развития  обучающихся 1 – 4 классов

 

учитель-дефектолог Насибова К.А.

Предлагаемая методика включает 5 субтестов. Краткая характеристика субтестов:

  1. субтест «Осведомленность» направлен на выявление кругозора. Задача учащегося — закончить предложение одним из приведенных слов, осуществляя логический выбор на основе индуктивного мышления.  
  2. субтест «Исключение понятий» направлен на сформированность логического действия классификации, способности к абстрагированию. При качественном анализе результатов выполнения заданий появляется возможность установить, может ли учащийся отвлекаться от случайных и второстепенных признаков, от привычных отношений между предметами, о его способности использовать такой мыслительный прием, как классификация.  
  3. субтест «Обобщение» направлен на сформированность обобщающих понятий (подведение двух понятий под общую категорию — обобщение). Задания направлены на выделение родового признака. При этом происходит не только анализ свойств предмета или явления, но и устанавливаются определенные отношения между предметами, что обеспечивается психическим процессом более сложного уровня, чем сравнение. Определение предметов может быть точным, когда указываются родовое понятие и видовое отличие, или правильным, но недостаточно точным, когда указывается только родовой признак. Определение предмета на более низкой ступени считается в том случае, когда указывается наличие предмета и недостаточное определение, когда отмечаются наглядные признаки — форма и цвет.  
  4. субтест «Аналогии» направлен на сформированность логического действия «умозаключения» (по решению аналогий). Задания направлены на исследование способности к умозаключениям по аналогии. Для их выполнения учащемуся  необходимо уметь устанавливать логические связи и отношения между понятиями. В этом задании выявляется, может ли учащийся устойчиво сохранять заданный способ рассуждений при решении длинного ряда разнообразных задач.  
  5. субтест «Числовые ряды» направлен на оценку умения находить правила, по которым построены ряды чисел. Учащийся должен восстановить и продолжить ряд с учетом заложенного в нем  правила.

Форма обследования -  групповая (до 5 человек).

Время проведения – академический час (40 минут).

Раздаточный материал: ручка, бланк заданий, который служит одновременно и бланком для ответов.

Рекомендации к проведению: Первые задания под номером 1. из каждого субтеста читаются вслух педагогом, учащиеся читают одновременно про себя. После прочтения первого задания I субтеста учащиеся опрашиваются: «Какое слово из пяти подходит к приведенной части фразы?». Если ответ правильный, задается вопрос: «Почему?». После правильного объяснения учащиеся всей группы переходят к самостоятельной работе над субтестом (подчеркивают выбранные ответы в бланке).

После прочтения первого задания II субтеста педагог сообщает, что одно слово из пяти лишнее, его следует исключить и спрашивает: «Какое слово лишнее?». Если ответ правильный, задается вопрос: «Почему?». После правильного объяснения учащиеся работают самостоятельно (подчеркивают выбранный ответ в бланке).  

После прочтения первого задания III субтеста учащихся просят назвать подходящее для двух слов обобщающее понятие: «Как это назвать вместе одним словом?». После правильного ответа учащиеся самостоятельно вписывают обобщающие понятия рядом с заданиями.

После прочтения первого задания IV субтеста учащимся предлагается подобрать из пяти слов, написанных под чертой (вторая строка) одно, которое подходило бы к слову «гвоздика», так же как слово «овощ» — к слову «огурец». После объяснения следует самостоятельная работа учащихся (подчеркивают выбранные ответы в бланке).  

В V субтесте ученик восстанавливает и продолжает числовой ряд с учетом заложенного в нем правила и записывает недостающие числа в бланк для ответов.

Обработка результатов диагностики интеллектуального развития учащихся: При обработке результатов диагностики для каждого ученика подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение отдельных субтестов и общая балльная оценка за пять субтестов в целом. Ключ к диагностике интеллектуального развития учащихся – Приложение 2. За каждый субтест учащийся может набрать максимально 10 баллов, т.к. каждый правильный ответ оценивается 1 баллом. Максимальное количество баллов, которое может набрать ученик за выполнение всех пяти субтестов — 50. За каждое невыполненное или неправильно выполненное задание из общей суммы баллов вычитается 1 балл.  

 

 

Выделяют пять уровней интеллектуального развития

 

Баллы

Уровень интеллектуального развития

47 - 50

I – очень высокий

40 - 46

II – высокий

30 - 39

III – средний

20 - 29

IV – сниженный  

0  -  19

V – низкий

 

  1. уровень - очень высокий уровень интеллектуального развития и потенциальных способностей. Прогноз дальнейшего обучения весьма благоприятный. Высокий показатель кратковременной памяти, вербальнологических операций, преобладание произвольного внимания и словесно-образной памяти Задания выполняет самостоятельно, не нуждаясь во внешних стимулах. Умеет ставить цель деятельности, намечает план её выполнения, выбирает адекватные средства, проверяет результат.
  2. уровень - высокий уровень интеллектуального развития и потенциальных способностей. Прогноз дальнейшего обучения благоприятный. Внимание сосредоточенное, присутствует волевое управление вниманием, задания выполняет без помощи взрослого. Большой объём кратковременной памяти, достаточно высокий уровень словесно-образной памяти. Умеет планировать свою деятельность. Уровень вербально-логического мышления выше среднего.

Ш уровень – средний уровень интеллектуального развития и потенциальных способностей. Прогноз дальнейшего обучения условно благоприятный. Преобладает произвольное внимание. Намечает план действий, но выполняет его при стимулирующей помощи взрослого, волевое усилие присутствует не всегда. В ходе работы часто отвлекается, процесс переключения внимания часто замедленный, осуществляется при неоднократном повторении цели деятельности со стороны взрослого. Недостаточная активность, самостоятельность, при выполнении заданий нуждается в направляющей помощи взрослого. Трудности преодолевает только при психологической поддержке. Память моторная, словесно-логическая, эмоциональная. Объём кратковременной памяти близок к средним показателям данной возрастной группы. Умеет сопоставлять, сравнивать, абстрагировать, но задания выполняет с организующей и направляющей помощью взрослого.

IV уровень - сниженный уровень интеллектуального развития и потенциальных способностей. Прогноз дальнейшего обучения условно благоприятный. Внимание непроизвольное, несосредоточенное, волевое усилие отсутствует, неустойчивое. Уровень активности и самостоятельности низкий, при выполнении заданий требуется индивидуальная обучающая помощь взрослого и

внешняя стимуляция. Деятельность учащегося часто непродумана, хаотична, отдельные данные решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется. Медленное запоминание и быстрое забывание. При выполнении заданий, требующих анализа, сравнения, выделения главного, установления закономерностей, обучающая помощь взрослого воспринимается с трудом.

IV уровень - низкий уровень интеллектуального развития и потенциальных способностей. Прогноз дальнейшего обучения условно неблагоприятный. Внимание непроизвольное, рассеянное, объём слухового восприятия небольшой, с трудом приспосабливается к новой ситуации и переключается на новый вид деятельности. Запоминание и воспроизведение осуществляются с большим трудом. Кругозор ограничен, знания бессистемны, в речи много ошибок. Мышление предметнообразное, уровень вербально-логического мышления низкий. Требуется постоянное индивидуальное психолого-педагогическое сопровождение со стороны взрослых.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Фамилия, имя ________________________________________ 1 класс_____ Сумма баллов_____ Уровень интеллектуального развития______

 

I Субтест Осведомленность

(Какое слово подходит?) 

1.Месяц зимы…                   а) сентябрь б) октябрь в) февраль г) ноябрь д) март

  1. В году…                            а) 24 месяца б) 3 месяца в) 12 месяц г) 4 месяца д) 9 месяца
  2. Отец старше сына…          а) всегда б) часто в) никогда г) редко д) иногда
  3. У дерева всегда есть…         а) цветы б) плоды в) листья г) корень д) тень
  4. Пассажирский транспорт а) самосвал б) комбайн в) автобус г) экскаватор д) тепловоз
  5. Лето всегда…                   а) светит б)солнце в) тепло г) сухо д) жарко
  6. Город России…                  а) Париж б) Москва в) Лондон г) Варшава
  7. Вода всегда…                   а) прозрачная б) холодная в) жидкая г) белая
  8. Сова всегда спит…          а) ночью б) утром в) днём г) вечером
  9. Кто обитает в тёплых краях…а) медведь б) олень в) волк г) верблюд

 

II Субтест Классификация

(Какое слово лишнее?)

  1. Тюльпан, лилия, слива, ромашка.
  2. Река, озеро, море, мост
  3. Кукла, скакалка, песок, мяч
  4. Стол, ковёр, кресло, кровать
  5. Курица, петух, орёл, гусь
  6. Тополь, берёза, крыжовник, липа, осина.
  7. Круг, треугольник, указка, квадрат
  8. Саша, Витя, Стасик, Петров
  9. Число, деление, вычитание, сложение
  10. Зелёный, красный, мокрый, голубой III Субтест Аналогии

(подбери к слову «гвоздика» слово, которое подошло бы так, как «овощ» — «огурец») 

1.Огурец  

 

 

Гвоздика                                                                

Овощ

 

 

а) сорняк, б) роса, в) садик, г) цветок, д) земля

2.Огород 

 

 

Сад                                                                

Морковь

 

 

а) забор, б) трубы, в) яблоня, г) колодец, д) скамья

3.Часы 

 

 

Градусник                                                        

Время

 

 

а) стекло, б) больной в) кровать, г) температура, д) врач

4.Машина 

 

Лодка                                                                         

Двигатель  

 

а) река, б) маяк, в) мотор, г) волна, д) берег

5. Стол         

 

Пол                                                                

Скатерть          

 

а) мебель, б) ковёр, в) пыль, г) доски, д) гвозди

6.Пуговица 

 

Ботинок                                                                

Пальто          

 

а) магазин, б) нога, в) шнурок, г) подошва, д) шляпа

7.Бежать           

 

Кричать                                                                

Стоять          

 

 

а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать, д) плакать

8. Лес         

 

Библиотека                                                        

Деревья          

 

 

а) сад, б) двор, в) город, г) театр, д) книги

9. Цветок         

 

Птица                                                                          

Ваза          

 

 

а) клюв, б) чайка, в) гнездо, г) яйцо, д) перья

10.Учитель 

 

Врач                                                                  

Ученик          

 

а) койка, б) больной, в) палата, г) термометр, д) халат

IV Субтест Обобщение (каким общим словом их можно назвать?) 

1. Окунь, карась, лещ  

__________________________

2. Огурец, помидор, лук

__________________________

3. Шкаф, диван, стул          

__________________________

4. Июнь, июль, сентябрь

__________________________

5. Слон, собака, кот          

 

__________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

 

Фамилия, имя ________________________________________ 2 класс_____ Сумма баллов_____ Уровень  интеллектуального развития______

 

I Субтест Осведомленность

 (Какое слово подходит?) 

  1. У сапога всегда есть...а) шнурок, б) пряжка, в) подошва, г) ремешки, д) пуговица
  2. В жарких краях живет...а) медведь, б) олень, в) волк, г) верблюд, д) пингвин
  3. В году…  а) 4 месяца, б) 3 месяца, в) 12 месяцев, г) 24 месяца, д) 7 месяцев
  4. Месяц осени... а) июнь, б) сентябрь, в) август, г) декабрь, д)февраль
  5. В нашем округе  не живут…а) ворона, б) страус, в) голубь, г) кукушка, д) синица
  6. Мать старше своего сына…а) часто, б) всегда, в) никогда, г) редко, д) иногда
  7. Время суток… а) год, б) месяц, в) неделя, г) день, д) понедельник
  8. Вода всегда… а) прозрачная, б) холодная, в) жидкая, г) белая, д) вкусная
  9. У деревьев всегда есть…а)листья, б) цветы, в) корень, г) плоды, д) тень
  10. Город нашего округа.. а) Тюмень, б) Москва, в) Урай, г) Ханты – Мансийск), д) Омск

 

II Субтест  Классификация  

(какое слово лишнее?) 

  1. Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.
  2. Река, озеро, море, мост, болото.
  3. Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.
  4. Шиповник, сирень, каштан, жасмин, смородина.
  5. Курица, петух, воробей, гусь, индюк.
  6. Окружность, треугольник, четырёхугольник, указка, квадрат.
  7. Сергей, Света, Миша, Иванов, Коля.
  8. Число, деление, сложение, вычитание, умножение.
  9. Весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

10.Одеяло, подушка, простынь, матрац, диван. III. АНАЛОГИИ

(подбери к слову «гвоздика» слово, которое подошло бы так, как «овощ» —

«огурец») 

1.Огурец  

 

Гвоздика                                                                

Овощ          

 

а) сорняк, б) роса, в) садик, г) цветок, д) земля

2.Огород         

 

Сад                                                                

Лук            

 

а) забор, б) трубы, в) яблоня, г) колодец, д) скамья

3.Перчатка   

 

Сапог                                                                          

Рука          

 

а) чулки, б) подошва, в) кожа, г) нога, д) щётка.

                 Лодка                                                                         

                 а) река, б) маяк, в) мотор, г) волна, д) берег

                          Пол                                                                

                          а) мебель, б) ковёр, в) пыль, г) доски, д) гвозди

                 Мокрый                                                                

                          а) солнечный, б) скользкий, в) сухой, г) тёплый, д) холодный

                          Градусник                                                        

                          а) стекло, б) кровать, в) температура, г) врач, д) грелка

                          Игла                                                                  

                 а) острая, б) тонкая, в) блестящая, г) стальная, д) короткая

                          Птица                                                                         

                          а) клюв, б) чайка, в) гнездо, г) яйцо, д)перья

                 Врач                                                                

                          а) койка, б)больной, в) палата, г) термометр, д) халат

 

IV Субтест Обобщение

(каким общим понятием их можно объединить?) 

___________________________

         ___________________________ ___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

___________________________

         ___________________________ ___________________________

 

 

 

Ключ к  диагностике интеллектуального развития учащихся 2 класса

I.ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ

1.  

а) Подошва

2.  

г) Верблюд

3.  

в) 12 месяцев

4.  

б) Сентябрь

5.  

б) Страус

6.  

б) Всегда

7.

 г) День

8.

в) Жидкая

9.

в) Корень

10.

г) Ханты – Мансийск

II. КЛАССИФИКАЦИЯ

1)  

Фасоль

2)

 Мост

3)  

Песок

4)  

Каштан

5)

 Воробей

6)  

Указка

7)  

Иванов

8)  

Число

9)  

Вкусный  

10)  

Диван

IV АНАЛОГИИ

1.

г) Цветок

2.  

в) Яблоня

3.

г) Нога

4.

в) Мотор

5.

б) Ковёр

6.

в) Сухой

7.

в) Температура

8.

г) Стальная

9.

в) Гнездо

10.

 

 

б) Больной

IV ОБОБЩЕНИЕ

 

2 балла

1 балл

0 баллов

1

орудия труда

инструмент

предметы

2

времена года

пора

тепло, холод

3

рыбы

животные

живут в воде

4

овощи

растения

в огороде

5

кустарник

растения

растут в саду

6

мебель

дом. принадл.

вещи

7

месяцы

лето

теплые

8

время суток

сутки

часы

9

животные

звери

друзья человека

10

живая природа

растения

цветок на дереве

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Фамилия, имя ________________________________________ 3 класс_____ Сумма баллов_____ Уровень  интеллектуального развития______

 

I СУБТЕСТ Осведомленность

(Какое слово подходит?)

 

1. На ветвях деревьев всегда есть... а) иней, б) плоды, в) почки, г) кора, д) листья

2.У каждой собаки есть…а) чёрное ухо, б) пушистый хвост, в) четыре лапы, г) длинная шерсть

  1. У лошади всегда есть… а) конюшня, б) подкова, в) уздечка, г) грива, д) седло
  2. Год, месяц, неделя… а) времена года, б) дни, в) время, г) длина, д) век
  3. Крылатая летательная машина… а) самолёт, б) ракета, в) вертолёт, г) воздушный шар
  4. У кустарника всегда есть… а) листья, б) корень, в) плоды, г) цветы, д) тень
  5. Километр, метр, сантиметр… а) длина, б) сумма, в) масса, г) площадь, д) объём
  6. В предложении всегда есть… а) точка, б) воскл. знак, в) вопрос. знак, г) слово, д) запятая

9.Сутки… а) 20 часов, б) 12 часов, в) 10 часов, г) 23 часа, д) 24 часа 10. Число «25» делится без остатка на… а) 5, б) 6, в) 3, г) 8, д) 7

II СУБТЕСТ Классификация  

(какое слово лишнее?) 

  1. Метр, дециметр, килограмм, сантиметр, километр.
  2. Сахар, соль мука, вода, чашка.
  3. Дождь, град, лёд, ветер, снег.
  4. Плащ, костюм, платье, туфли, пальто.
  5. Солнце, свеча, звезда, река, лампа.
  6. Минута, секунда, час, день, утро.
  7. Около, кольцо, колоть, колесить, околица.
  8. Капуста, помидор, морковь, лук, яблоко.
  9. Колхоз, дежурный, однажды, пятница, лопата.
  10. Корень, суффикс, окончание, прилагательное, приставка. III СУБТЕСТ Аналогии

(подбери к слову «гвоздика» слово, которое подошло бы так, как «овощ» — «огурец») 

 

  1. Хлеб                   Река                                                                                   

Зерно                  а) ручей, б) вода, в) родник, г) море, д) лужа

  1. Добро                  Нежность                                                                          

Зло                           а) грубость, б) любовь, в) жадность, г) ненависть, д) зависть

  1. Дерево                  Книга                                                                                           

Ветка                  а) буква, б) древесина, в) картинка, г) слово, д) страница

  1. Дядя Стёпа         Дюймовочка                                                                         

Гулливер                  а) мышка, б) гном, в) Иванушка, г) Мальчик-с-Пальчик, д) лилипут

  1. Птица                  Рыба                                                                                   

Самолёт                  а) подводная лодка, б) вертолёт, в) корабль, г) чайка, д) машина

  1. Вишня                  Колос                                                                                  

Сад                    а) лес, б) поле, в) земля, г) зерно, д) луг

  1. Число                  Слово                                                                                  

Цифры                  а) книга, б) фраза, в) буквы, г) читать, д) рассказ

  1. Болезнь          Поломка                                                                         

Лечение                  а) мастер, б) ремонт, в) деталь, г) смазка, д) мастерская

  1. Бежать                  Кричать                                                                         

Стоять                  а) молчать, б) шептать, в) шуметь, г) звать, д) говорить

10. Паровоз         Конь                                                                          

Вагоны                  а) конюх, б) лошадь, в) ехать, г) конюшня, д) телега

 

IVСУБТЕСТ ОБОБЩЕНИЕ

(каким общим понятием их можно объединить?)

  1. Год, неделя – это____________________________
  2. Шапка, платок – это__________________________
  3. Ветер, туча – это_____________________________
  4. Муравей, дуб – это___________________________
  5. Диван, стол – это ____________________________
  6. Обруч, мяч – это_____________________________
  7. Конь, собака – это____________________________
  8. Тетрадь, пенал – это__________________________
  9. Приставка, окончание – это____________________
  10. Сентябрь, июнь – это_________________________

V СУБТЕСТ ЧИСЛОВЫЕ РЯДЫ

(найди зависимость между числами  и вставь следующее числа)

 

1) 8, 13, 23, 28, 33, 38                  

____________________

2) 9, 15, 21, 27, 33, 39, 45          

____________________

3) 10, 17, 24, 31, 38, 45, 52          

___________________

4) 20, 28, 36, 44, 52, 60, 68          

____________________

5) 30, 39, 48, 57, 66, 75, 84          

____________________

6) 18, 28, 38, 48, 48, 58, 68, 78

____________________

7) 15, 35, 55, 75, 95,  115          

____________________

8) 3, 6, 12, 24, 48, 96, 192          

____________________

9) 2, 8, 32, 128, 512, 1536          

____________________

10) 4, 40, 400, 4000, 40000, 400000 ____________________

 

 

 

Ключ к диагностике интеллектуального развития учащихся 3 класса

I.ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ

  1. г) Кора
  2. в) Четыре лапы
  3. г) Грива
  4. в) Время
  5. а) Самолёт
  6. б) Корень
  7. а) Длина
  8. г) Слово
  9. 24 часа

10.5

II. КЛАССИФИКАЦИЯ  

  1. Килограмм
  2. Чашка
  3. Ветер
  4. Туфли
  5. Река
  6. Утро
  7. Колоть
  8. Яблоко
  9. Пятница
  10. Прилагательное

        III. АНАЛОГИИ                            V.  ЧИСЛОВЫЕ РЯДЫ

 

1.         б) Вода                                                                1.         43 2.         а) Грубость                                                       2.         59

  1. г) Слово                                                               3.         93
  2. г) Мальчик –с – Пальчик                                             4.         135
  3. а) Подводная лодка                                              5.         2048
  4. б) Поле                                                               6.         51 7.         в) Буквы                                                               7.         76
  1. б) Ремонт                                                               8.         88
  2. а) Молчать                                                               9.         384
  3. д) Телега                                                               10.         400000

IV. ОБОБЩЕНИЕ

 

2 балла

1 балл

0 баллов

1.

время  

дни

времена года

2.

головн. убор  

одежда

пуховые

3.

явл. природы  

природа

дождь

4.

живой организм

природа

муравей  

5.

мебель

гарнитур

деревянные

6.

игровые

предметы

игрушки

7.

дом. животные

животные

 звери

8.

школьные  

принадлежности

вещи  

9.

части слова

русский язык

часть речи

10.

месяцы

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Фамилия, Имя__________________________________________4 класс_______

Сумма баллов _____ Уровень интеллектуального развития_______ I СУБТЕСТ Осведомлённость

(какое слово подходит?)

1.У дерева всегда есть…а) листья, б) плоды, в) почки, г) корень, д) тень

2.У лошади всегда есть…а) подкова, б) конюшня, в) уздечка, г) грива, д) седло

3.Лес никогда не бывает без…а) птиц, б) зверей, в) травы, г) болот, д) деревьев

4.Настоящий товарищ всегда…а) дисциплинирован, добр, приветлив, силён, поможет

5.Дисциплинированность это…а) ответственность, б) послушание, в) скромность, г) застенчивость, д) вежливость

6.В книги всегда есть…а) иллюстрации, б) автор, в) страницы, г) стихи, д) рассказы 7.Полезными ископаемыми называется всё то, что...а) находится под землёй, б) приносит пользу людям, в) добывают из-под земли, г) нефть, газ, уголь, железо, д) человек берёт у природы

8.Тундра находится...а) на юге, б) на севере, в) на востоке, г) на западе, д) на юго-западе

9.Четверг, пятница, суббота, среда, вторник - это…а) время, б) сутки, в) дни недели, г) дни, д) времена года

10. Город Минск — это столица...  а) Белорусии, б) Украины, в) России, г) Латвии, д) Польши II СУБТЕСТ Классификация

(какое слово лишнее) 

  1. Коза, баран, рысь, корова, лошадь.
  2. Дорога, проезжая часть, тротуар, перекрёсток, дом.
  3. Шкаф, стул, кровать, печь, тумбочка.
  4. Отвёртка, болт, сверло, молоток, замок.
  5. Имя существительное, имя прилагательное,  глагол, предлог, наречие.
  6. Красный, розовый, бордовый, жёлтый, оранжевый.
  7. Тюльпан, ромашка, гвоздика, роза, ольха.
  8. Хоккей, футбол, шашки, волейбол, баскетбол.
  9. Отважный, смелый, храбрый, талантливый, трусливый.

10.Бережливость, обязанность, добросовестность, ответственность, старательность.

 

III СУБТЕСТ Аналогии

1. Искать                  Думать                                                                                  

Находить         а) расследовать, б) запоминать, в) приходить к выводу, г) забывать, д) рассуждать 

  1. Голод                  Труд                                                                                   Слабость                  а) усилие, б) отдых, в) плата, г) усталость, д) подъём
  2. Самолёт          Корабль                                                                                   

Сигнальные огни а) сирена, б) бакен, в) маяк, г) парус, д) мачта

  1. Автобус          Барабан                                                                                   

Ехать                  а) стучать, б) звать, в) играть, г) брать, д) завязывать

  1. Сад                  Ваза                                                                           

Деревья                  а) сосуд, б) цветы, в) украшение, г) держатель, д)приспособление

  1. Тундра           Пустыня                                                                                  

Крайний север         а) жара, б) сухо, в) песок, г) Юг, д) лето

  1. Растение          Курица                                                                         

Семя                   а) мясо, б) перо, в) лететь, г) яйцо, д) клюв

  1. Коза                  Хлеб                                                                                   

Животное          а) обед, б) пища, в) батон, г) тарелка, д) булка  

  1. Рожь                  Яблоня                                                                                  

Поле                   а) сажать, б) яблоки, в) урожай, г) сад, д) дерево

10. Пароход                  Поезд                                                                          

Пристань          а) депо, б) вокзал, в) рельсы, г) шпалы, д) вагоны.

IV. ОБОБЩЕНИЕ

(каким общим понятием их можно объединить)

1. Корова – лошадь  _______________________ 2. Яблоко – земляника _______________________

  1. Муравей – дуб                  _______________________
  2. Самолёт – паровоз         _______________________
  3. Человек – птица          ______________________
  4. Лыжи – коньки                  _______________________
  5. Озеро – река                  _______________________ 8.         Голод – жажда                  _______________________
  1. Портфель – ручка         _______________________
  2. Вагон – телега                           _______________________ V. ЧИСЛОВЫЕ РЯДЫ

(найди зависимость между числами  и вставь следующее числа)

  1. 5,15, …, 35, 45, ….
  2. 34, 44, 54, ..., ...., 84…
  3. 12, 22, ..., 42, 52, …, 72
  4. ..., 5, 7, 9, 11, ...
  5. ...,21, 17, 13, …
  6. ..., 4, 8, 16, ...
  7. …, 80, 40, 20, 10, …
  8. ..., 3, 9, 2, …. 7, …
  9. ..., 30,40,         50,       …
  10. ..., 50, 43, 36,…

 

Ключ к диагностике интеллектуального развития

учащихся 4 класса

I.ОСВЕДОМЛЕННОСТЬ

1.Корень

2.Грива

3.Деревьев

4.Поможет

5.Ответственность

6.Страницы

7.Добывают из-под земли

8.На севере

9.Дни недели

10.России

 

        II. КЛАССИФИКАЦИЯ                             III. АНАЛОГИИ

 

        1.рысь                                                       1. приходить к выводу,  

        2.дом                                                       2.усталость

        3.печь                                                       3.Сирена

        4.замок                                                      4.Стучать

        5.предлог                                                      5.Цветы

        6.жёлтый                                                      6.Юг

        7.ольха                                                      7.Яйцо

        8.шашки                                                      8.Пища

        9.талантливый                                             9.Сад

        10.обязанность                                             10.Вокзал  

IV. ОБОБЩЕНИЕ

 

2 балла

1 балл

0 баллов

1.

дом. животные

        животные          

живут в сарае

2.

жив. организмы

        животные          

живут в лесу

3.

жив. организмы

        природа          

летают, ползают

4.

        Водоемы          

        вода          

текут

5.

Школьные принадл.

вещи  

лежат  

6.

плоды  

имеют

        кожуру          

7.

        Транспорт          

        машины          

железные

8.

Спорт. инвентарь

        кататься          

вещи  

9.

Состояние человека

        страдание          

хотеть есть

10.

        прицеп          

грузы возят  

жел. дорога

V. ЧИСЛОВЫЕ РЯДЫ

  1. 25,  55                                         
  2. 64,  74                                        
  3. 32,  62                                        
  4. 3, 13  
  5. 25,  9                                          
  6. 2,  32
  7. 5
  8. 1,  81
  9. 20,  60
  10. 57,  29


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

диагностика адаптации 1 класса

Диагностика адаптации учащихся 1 класса 20 Май 2010 | Автор: Наталья ПетроваПЕРСПЕКТИВНАЯ МЕТОДИКА “ШКОЛА ЗВЕРЕЙ”(диагностика адаптации учащихся в школе)Для многих детей адаптация к школе я...

диагностика знаний 5 класс

Предлагаю материал, который поможет вам провести контрольную работу по литературе в 5 классе после изучения темы "Литературные сказки"...

Диагностика интеллектуальных способностей учащихся 10-12 лет

Тест предназначен для группового, обследования ум­ственного развития детей 10-12 лет (учащихся пятых и шестых классов) и может использоваться в школьной пси­хологической службе для оценки ...

Диагностика интеллектуальной недостаточности.

Особенности словесно-логического мышления. ( модифицированный вариан вербальных субтестов Э.Ф.Замбапявичене  для детей 7-9 лет с нормальным развитием и ЗПР)...

Диагностика интеллектуального развития обучающихся 1 – 4 классов

Предлагаемая методика включает 5 субтестов.Краткая характеристика субтестов:...

Диагностика интеллектуального и речевого развития детей дошкольного возраста с нарушением эмоционально-личностной сферы

Карта дефектологического обследования детей с нарушением эмоционально - волевой сферы...

Анкета по методике Щеблановой Е.И._Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей

Анкета по методике Щеблановой Е.И._Методика экспресс-диагностики интеллектуальных способностей...