Урок истории по теме "Восточные славяне"
методическая разработка по истории (6 класс) на тему
Разработка урока «Восточные славяне» составлена по учебнику Данилова А.А, Косулиной Л.Г. История России: с древнейших времен до конца XVI века. Это второй урок по теме «Восточные славяне». Используется технология интерактивного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_vostochnye_slavyane.doc | 116 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка урока истории по теме «Восточные славяне» учителя истории и обществознания МКОУ Екатеринкинской ООШ Кадыйского муниципального района Костромской области Корниловой Татьяны Алексеевны
Пояснительная записка.
Разработка урока «Восточные славяне» составлена по учебнику Данилова А.А, Косулиной Л.Г. История России: с древнейших времен до конца XVI века. Это второй урок по теме «Восточные славяне».
На первом уроке учащиеся получили общее представление о славянах, познакомились с расселением восточнославянских племён и их соседей в древности, развивали умение работать с картой, историческими источниками. Для изучения материала урока использовали видеофильм «Откуда есть, пошла русская земля», посетили сайт http://oldslav.chat.ru. Сайт полностью посвящен древним славянам, содержит обширный материал по теме и красочно оформлен. Зайдя на этот сайт, ученики почувствовали некую таинственность, загадочность и жгучее желание заглянуть в глубины истории Отечества.
Мотивировка выбора разработки урока «Восточные славяне» не случайна.
Это одно из первых занятий, с которого начинается процесс изучения истории России учащимися, поэтому моя задача создать все условия для формирования у них положительной мотивации к изучаемому предмету. А материал второго урока темы, на мой взгляд, наиболее успешно можно донести до учащихся именно используя технологию интерактивного обучения.
Данный урок проводится в 6 классе. Урок, комбинированный, сочетание живого слова учителя в контакте с учениками, в которых стараюсь поощрять познавательную активность, самостоятельность суждений. Считаю очень важным необходимость модернизации образования, поэтому обращаю особое внимание на новые педагогические технологии, на уроке помимо технологии интерактивного обучения использую и ИКТ. Проверка домашнего задания предполагается в ходе подготовки школьников к восприятию новой темы. На предыдущем уроке (если это слабый класс) учащимся можно предложить опережающее задание – чтение материала §1, с.7-12.
Особенность роли учителя заключается в умении показать важность воспитательного значения данной темы, помочь учащимся составить первоначальные представления о наших далеких предках. Для контроля усвоения материала ребятам предлагается заполнить рабочую карту урока (самооценка за урок).
Цель урока: формирование знаний о жизни древних славян.
Задачи образовательные: формировать представления о занятиях, быте, управлении, религии древних славян; учить детей давать определения историческим терминам.
Задачи развивающие: продолжить формирование навыков работы с текстом, умение извлекать необходимую информацию, используя текст параграфа и иллюстративный материал, развивать у учащихся познавательный интерес к истории, творческие способности; умения отвечать на вопросы, выделять главное, группировать, обобщать, выражать собственное отношение.
Задачи воспитательные: формировать навыки и умения работать в коллективе, воспитывать уважительные отношения друг к другу; создавать ситуацию успеха для каждого ученика, что обеспечивает его включение в дальнейшую познавательную деятельность; воспитывать интерес и глубокое уважение к истории Отечества, чувство патриотизма.
Оборудование урока:
Техническое обеспечение: ПК, демонстрационный экран, мультимедийный проектор. Программное обеспечение: Microsoft Power Point, Microsoft Word, CyberLink Power DVD10.
Дидактическое обеспечение: видеофрагмент из мультфильма «Приключения Домовенка Кузи», презентация «Восточные славяне», рабочий текст, карточки с заданиями, рабочая карта урока, карточка «Критерии оценки устного ответа».
В ходе проведения занятия учащиеся будут учиться:
- обобщать материал и делать выводы;
- правильно распределять время работы над заданием;
- оценивать свою работу и работу товарищей.
После проведения занятия учащиеся смогут:
- используя различные виды источников (текст учебника, иллюстративный материал, презентация учителя) рассказать о занятиях славян, быте, управлении, религии.
- оперировать историческими понятиями: подсечно-огневая система земледелия, бортничество, язычество, идолы, волхвы, вервь, вече, народное ополчение, быт.
- прийти к пониманию пользы и необходимости совместной деятельности, что действуя вместе, сообща можно достигнуть результата; прийти к пониманию ценности взаимопомощи и взаимовыручки.
Результативность урока определяется следующими моментами:
- Повышение у детей мотивации к обучению.
- Развитие самостоятельности у школьников в обучении.
- Включение учащихся в активную учебно-познавательную деятельность.
- Творческий характер обучения.
- Обучение детей коллективной мыслительной и практической работе.
- Развитие речевых навыков у учащихся.
- Развитие адекватной самооценки у школьников.
Структура урока:
- Подготовка школьников к восприятию новой темы. Повторение предыдущей темы.
- Вызов интереса
- Вызов активности
- Вызов опыта
- Изучение нового материала.
- Закрепление учебного материала.
- Рефлексия.
- Подведение итогов урока.
Ход урока.
Вступительное слово учителя.
Слайд № 1
Сегодня на уроке мы продолжим изучение темы «Восточные славяне». Урок проведем по методике интерактивного обучения, учимся работать в группах, учимся общаться.
I этап урока.
- Вызов интереса.
Учитель - А знаете ли вы, ребята, что славяне верили в существование разного рода нечистой силы. Просмотрите видеофрагмент из мультфильма (мультфильм «Домовенок Кузя» 1 мин.25 сек. - время видеофрагмента с 12.50 до 14.15) и ответьте на вопрос – О существовании какой нечистой силы рассказывается в видеофрагменте? Ответы на вопрос.
Учитель демонстрирует классу слайд №2, на котором изображены: домовой, леший, водяной, русалка.
Славяне верили в загробную жизнь и почитали своих предков. Они верили в домового – хранителя домашнего очага, главное дело которого досмотр по хозяйству. Он, конечно, может и проказничать: щекотать во сне и греметь по ночам посудой. В чаще темного леса, по представлениям славян, обитал лесной дух – леший, который любить петь и хлопать в ладоши. Его любимая поговорка «Шел, нашел, потерял». А в глубине каждого озера или реки, жил водяной, ему подвластны все рыбы, чтобы рыбалка удалась его нужно задобрить. Души умерших детей и утонувших женщин представлялись им в образе русалок, которые любят качаться на ветвях ивы и березы по берегам водоемов.
- Вызов активности.
Учитель – Славяне верили в существование домового, лешего, водяного, русалки, бабы яги. А какими вы ребята представляете себе восточных славян?
Какие человеческие качества на ваш взгляд присущи нашим предкам – славянам?
Учитель демонстрирует классу слайд №3, на котором изображен рисунок восточные славяне. Создаем словесный портрет восточных славян.
Обсуждение. (Внешний вид славян: отличались высоким ростом, могучим телосложением, огромной силой, у них были русые волосы, румяное лицо и серые глаза. Черты характера: славян отличает любовь к свободе, их нельзя склонить к рабству. Славяне добродушны и гостеприимны; храбрые воины, трусость считали наибольшим позором; почтительно относились к родителям.)
- Вызов опыта.
Учитель – Что вы еще знаете о восточных славянах? Напишите.
Каждый ученик работает индивидуально – 2 мин.
Обсуждение в группе – 1 мин.
Учитель - А сейчас соберем в корзину все, что вы знаете о восточных славянах.
Сообщение групп.
Учитель всю информацию записывает столбиком на доске. Ребенок имеет право на ошибку, учителю исключить комментарии, например такие как – «этот ответ не правильный».
II этап урока. Изучение нового материала.
Учитель - Ребята все, что вы знаете о восточных славянах записано на доске. Что из записей вызывает сомнения? Чтобы вам хотелось узнать о восточных славянах? (ответы детей)
Совместная формулировка целей урока.
Вывод: необходима дополнительная информация. Предлагаю вам познакомиться с рабочим текстом «Восточные славяне». Повторим правила работы с текстом слайд №4.
Правила работы с текстом.
! – информация, которая известна;
+- все, что еще не сказали;
v- все, по поводу чего думали иначе;
?- хочу узнать подробнее.
Рабочий текст «Восточные славяне» Приложение № 1
- Учащиеся индивидуально работают c текстом. Делают отметки на полях.
- Обсуждение задания в группах.
- Учитель предлагает вопросы группам:
- Какие ошибки мы допустили на первом этапе урока? (Возвращаемся к записям на доске, если есть ошибки – исправляем)
- О чем еще не сказали, рассказывая о восточных славянах? (Новую информацию учитель записывает на доске)
- Ребята, о чем бы вы хотели узнать подробнее?...Это будет вашим домашним заданием.
Физкультминутка (игра-имитация движений). Учитель по очереди приглашает троих ребят и предлагает им отгадать фигуры, которые изображают учащиеся (циклы сельскохозяйственных работ славян - обработка земли сохой, сев, жатва). Учащиеся класса повторяют движения (3 раза) и водящий называет вид работы.
Слова ведущего: "Где вы были? Что вы делали?"
Слова учащихся: "Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем!"
Учитель - Что же мы знаем о восточных славянах? Давайте сгруппируем эту информацию, составим кластер.
Идет обсуждение в группах – 1 мин.
Группы сообщают информации. Учитель демонстрирует классу слайд №5, на котором изображен кластер «Восточные славяне».
III. Закрепление:
1). Учитель - Что мы знаем о восточных славянах? Используя кластер, составьте рассказ. Сообщение не более 3 мин.
Идет обсуждение в группах – 2 мин. Сообщение групп (1 гр.– рассказывает, 2 гр.- оценивает ответ) Приложение №2 «Критерии оценки устного ответа»
2). Задание: продолжите предложения…. Презентация - слайд № 6.) Приложение №3
1. Предками русского, украинского и белорусского народа являлись…(восточные славяне)
2. Занятиями этих племен были…(земледелие, скотоводство, ремесло, охота и рыболовство, бортничество)
3. В своей трудовой деятельности использовали следующие орудия труда…(соху, борону и серп)
4. По религиозным верованиям племена были…(язычниками)
5. Статуи славянских богов назывались…(идолы)
6. Народное собрание на Руси называлось…(вече)
7. Главной чертой славян была … (любовь к свободе)
3). Задание: сопоставь имена славянских богов и их изображения на рисунках? Презентация - слайд № 7.
4). Составить синквейн на тему «Славяне» (Приложение №4). Учащиеся работают индивидуально (каждый составляет синквейн)- 2 мин.
Идет обсуждение в группах – 1 мин. Сообщения групп (озвучивание синквейна).
Славяне
Сильные, трудолюбивые
Воюют, решают, пашут.
Восточные славяне – мои предки.
Русичи.
Славяне
Свободолюбивые, могучие.
Расселяются, сеют, поклоняются.
Они создали Киевскую Русь.
Предки
IV. Рефлексия.
- Цель: выразить свое отношение к теме урока, слайд №8.
- Сегодня на уроке:
• я узнал
• меня удивило
• я думаю
• я хочу
2. Цель: оценить свою работу на уроке.
Задание: Заполнить предложенную карточку. Приложение № 5.
Форма работы: индивидуальная
Время: 1 мин.
Контроль: сдать учителю.
Домашнее задание. § 1, выучить основные понятия и термины.
Творческое задание на выбор:
- подготовка сообщения о языческих праздниках
- найти загадки, пословицы, поговорки славянских народов
- составить кроссворд на тему: “Древние славяне”(10 слов).
V. Итоги урока. Оценка работы учащихся на уроке.
Я благодарю вас за активную работу на уроке, умение слушать, рассуждать, делать выводы. Особенно хотелось бы отметить работу…, которые получают оценки хорошо и отлично. Всем остальным я желаю не отчаиваться, ваши отличные оценки еще впереди.
Наши далекие предки всегда пытались доказать, что недаром их называли славянами, и отличались всеми хорошими качествами, которыми можно заслужить славу. Славяне – «славящиеся», прославившиеся своими подвигами. А закончить наш урок мне хочется обращением славян. Наказ от восточных славян (слайд №9)
1. Прославляй свою страну хорошими поступками и делами.
2. Будь честный: не воруй и не обмани.
3. Поступай без коварства и зла.
4. Почитай родителей своих: в детстве их слушайся, в молодости советуйся, в зрелом возрасте помогай.
5. Проявляй мужественность и настойчивость во благо семьи, страны.
На следующих уроках мы продолжим знакомство со «Страницами истории Отечества».
Заключение
Из опыта своей работы скажу, что такая форма проведения урока плодотворна, эффективность таких уроков высока. Все задачи, поставленные на уроке, успешно выполняются. Действительно активизируется изучение предмета, ученики ждут следующих уроков такой формы.
Для активной мыслительной деятельности каждого важна поддержка группы. Каждый участник группы понимает, что на него надеются в общем продвижении к решению, и именно эти ожидания выступают мощным психологическим фактором активизации мыслительной деятельности. Что дает работа в малых группах? Она позволяет каждому высказать свое мнение в достаточно комфортных условиях. Работа в малой группе помогает и учит договариваться, согласовывать разные мнения, почувствовать себя в роли лидера или, по крайней мере, в роли ответственного представителя группы при проведении ответа или мнения группы.
Еще одно преимущество такого урока заключается в том, что на нем можно оценить практически каждого учащегося. На таких уроках ученики чувствуют себя более уверено.
Разработка данного урока может быть использована учителями истории в 6 классе, независимо от того по какой программе истории России они работают и сильный или слабый класс (например, можно изменить количество заданий для закрепления), важно тщательно спланировать работу.
Я понимаю, мне как учителю необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить моего ученика мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения. К тому же, знания, усвоенные «активно», прочнее запоминаются. Опыт использования приемов интерактивной технологии на уроках (кластер, синквейн, рефлексия…) может быть использован всеми учителями, независимо от предмета преподавания.
Для педагога – использование интерактивных методов - это возможность для профессионального роста, для изменения себя, для обучения вместе с обучающимися.
Отзывы учеников:
- «Урок истории „Восточные славяне“ был необычным и интересным. Особенно мне понравился видеофрагмент про домовенка Кузю!».
- «На уроке было много интересных заданий. Мне нравятся уроки с презентациями».
- «На уроке я присутствовала не как зритель, а как участник. Мне было интересно выполнять задания в группе, я не стеснялась отвечать, ребята мне помогали».
- «Мне нравится составлять синквейн потому, что это показывает мне насколько, я знаю историю. Мне нравится находить ответы на вопросы, мне это пригодится в будущем. Это учит нас быть самостоятельными».
Данная разработка была использована на открытом уроке в 6 классе.
Список литературы.
1. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. 6 класс: Поурочные разработки - М.: «Просвещение», 2007.
2. Солнцеворот-99 или Сварожий круг: Настольная книга вожатого. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2000.
3.Тихомиров М.Н. Древняя Русь. - М.,1975.
4. Учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI в. - М., «Просвещение», 2010.
Интернет-ресурсы:
2.Хронос.
3.Энциклопедия славянской религии.
Приложение № 1
Рабочий текст «Восточные славяне»
Большую часть Европы и значительную часть Азии издавна населяли племена индоевропейцев, говоривших некогда на одном языке, имевших много общих черт во внешнем облике. Постепенно отдельные группы индоевропейских племён стали отделяться друг от друга. Примерно во 2 тыс. до н.э. произошло выделение балтославянских индоевропейских племён. В V в. до н.э. они разделились на балтов и славян. В V в. н.э. славяне устремились на земли, простиравшиеся от Чёрного до Балтийского морей. В ходе движения славяне разделились на три ветви – восточную, западную и южную.
Восточные славяне заселили в VI-VIII вв. обширную территорию Восточной Европы от озера Ильмень на севере до Причерноморских степей на юге и от Карпатских гор на западе до Волги на востоке. На этой территории проживало 12 (15) восточнославянских племенных союзов: поляне, ильменские словене, дреговичи, полочане и др.
Основным занятием восточных славян было земледелие. В лесной зоне система земледелия называлась подсечно-огневой. В степной и лесостепной зонах – переложная система земледелия. Сельскохозяйственные работы состояли из нескольких циклов. Сначала землю обрабатывали сохой. Затем почву выравнивали бороной – боронили. Самым ответственным занятием был сев. В конце лета наступала жатва. Убирали хлеб серпами.
Славяне сеяли пшеницу, просо, ячмень, гречиху. В огородах сажали репу, редьку, свёклу, капусту, лук, чеснок. Кроме земледелия, славяне занимались скотоводством, бортничеством (собирание меда диких пчел), рыболовством и охотой.
Успешно развивались ремёсла - выплавка железа, кузнечное, ювелирное дело.
Славяне отличались высоким ростом, могучим телосложением. У них были русые волосы, румяное лицо и серые глаза. Главной чертой славян была любовь к свободе. Они были добродушными, гостеприимными хозяевами, выносливыми и храбрыми воинами.
Поселения восточных славян были рассеяны на обширных пространствах, преимущественно по берегам рек и озёр. Жили они семьями в домах – полуземлянках площадью 10-20 м. Стены домов, скамьи, столы, посуда делались из дерева. Дома топились по-чёрному, имели несколько выходов.
Восточные славяне были язычниками. Они смотрели на природу как на живое существо и представляли её в виде различных божеств. Наиболее почитаемыми были: Ярило бог солнца, Перун - бог грома и молний, Стрибог – повелитель ветра, Велес – покровитель скотоводства, Макошь – божество плодородия. Славяне верили в загробную жизнь и почитали своих предков. Они признавали существование домового, русалок, водяного, лешего, кикимор. Обряды славяне совершали в священных рощах, у священных дубов, где стояли идолы (статуи языческих богов). Людей умеющих общаться с богами, предсказывать будущее они называли волхвами, кудесниками.
Первоначально восточные славяне жили родовыми общинами. Во главе стоял старейшина, имевший большую власть. Родовую общину сменила соседская община – вервь. На общий совет- вече - теперь сходились все домохозяева округи. Они выбирали старейшин для ведения общих дел. В случае военной опасности с врагами сражалось всё мужское население – народное ополчение. Отдельные общины объединялись в племена, племена образовывали союзы племён.
Приложение № 2
Критерии оценки устного ответа
Оценка «5» - ответ полный, правильный, аргументированный, изложен монологически, в определённой логической последовательности, литературным языком, ответ самостоятельный, выводы точны.
Оценка «4» - ответ полный, правильный, самостоятельный, обоснованный, изложен в определённой логической последовательности литературным языком, но при этом допущены 1 - 2 несущественные ошибки, легко исправленные по требованию учителя.
Оценка «3» - ответ полный, но при этом допущена существенная ошибка или ответ неполный, неточный, непоследовательный, необоснованный, с речевыми ошибками, выводы и обобщения аргументированы слабо.
Приложение № 3
Ф.И. __________________________________
Задание: продолжите предложения….
1. Предками русского, украинского и белорусского народа являлись…____________________________
2. Занятиями этих племен были…_______________________________________________ ____________________________________________________________________________
3. В своей трудовой деятельности использовали следующие орудия труда…___________ ____________________________________________________________________________
4. По религиозным верованиям племена были…__________________________________
5. Статуи славянских богов назывались…________________________________________
6. Народное собрание на Руси называлось…______________________________________
7. Главной чертой славян была … _______________________________________________
Приложение № 4
Правила написания синквейна
Синквейн
(стихотворение из пяти строк, которое строится по определенным правилам)
Первая строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.
Вторая строка – два прилагательных, характеризующих данное понятие.
Третья строка – три глагола, показывающие действие понятия.
Четвертая строка – короткое предложение, в котором автор высказывает свое отношение.
Пятая строка – одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации, связанные с данным понятием.
Приложение № 5
Рабочая карта урока
Ф.И. __________________________________ 6 класс
Дата________
Поставь “+”, если
Ответил устно | Сделал задание первым | « Подсказывал» | Отвечал на вопросы | Составил синквейн | Оценивал работу товарищей | Самооценка за урок |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок истории и географии "Восточные славяне и их соседи"
Интегрированный урок истории и географии "Восточные славяне и их соседи". Во время урока ученики имеют возможность продемонстрировать полученные знания на уроке геграфии. В зависимости от ...
Урок истории по теме "Восточные славяне"
Конспект урока по теме "Восточные славяне"...
урок истории " Восточные славяне" 6 класс
Данный урое - это первый урок при изучении темы "Восточные славяне". Урок комбинированный. На этапах урока применяются проектные технологии....
Урок истории в 10 классе «Религия древних славян»
Архив содержит конспект урока и презентацию. На уроке учащиеся познакомятся с понятиями: язычество, духи, боги, идолы, жертва и пантеоном славянских божеств....
Конспект урока истории в 6 классе на тему "Восточные славяне в древности" и урок "Крещение Руси"
Через решение учебной задачи (проблема, противоречие) с опорой на исторические источники проходит изучение темы о восточных славянах. Представленный материал объёмен, поэтому можно отвести на изучение...
Презентация-сопровождение к уроку истории в 7 классе коррекционной школы 8 вида "Соседи восточных славян"
Данную презентацию можно использовать как сопровождение урока в 7 классе: при работе с картой, с новыми терминами, с наглядностью, при закреплении материала. Структура презентации соответствует ...
Презентация к уроку истории в 7 классе Учебник Б.В. Пузанов Тема Верования восточных славян
Урок в Специальной (коррекционной) школе VIII вида...