Мастер-класс для педагогов
методическая разработка

Мастер-класс для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл мастер-класс21.37 КБ

Предварительный просмотр:

Обогащение словарного запаса и развитие связной речи у детей с задержкой психического развития с помощью технологии Виммельбух.

Данная технология предназначена для детей дошкольного возраста 6-7 лет с задержкой психического развития (далее ЗПР).

Формирование и развитие словаря и связной речи является одним из основных направлений речевого развития дошкольников. Эта тема выступает предметом многочисленных исследований на протяжении многих лет, и не теряет своей актуальности и сейчас [7]. В настоящее время выявляются тенденции ухудшения уровня речевого развития детей [7].

Особенно эта проблемы наблюдается у детей с ЗПР. Воспитанники с ЗПР − это дети, имеющее недостатки в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий [6].

 В связи с ограниченностью представлений об окружающем мире в словаре детей с ЗПР отсутствуют наименование многих предметов, признаков и действий. Чтобы достичь высоких результатов, мы решили использовать нетрадиционные формы работы с детьми по обогащению словарного запаса и развитию связной речи, а именно Виммельбух-технологию. Виммельбухи − это книги без текста, но с яркими и детализованными иллюстрациями: персонажи, предметы, сюжетные линии – все это объединено в единую смысловую композицию [3]. Такие книги впервые появились в Германии около 40 лет назад [2]. В России Виммельбухи были созданы художником П.И Багиным. под названием «В лесу». Существуют Виммельбухи и других наших авторов, например: «Русские сказки» − художника Т.А. Саввушкиной, «Увлекательные истории в картинках» Е. А. Запесочной и тд. Е.А. Запесочная обратила внимание на интерес детей к книге жанра Виммельбух, пришла идея преобразовать данный жанр в педагогическую технологию [1].

Основной отличительной чертой Виммельбуха является отсутствие или минимальное количество текста. Здесь нет единого смыслового центра, сюжетные линии разворачиваются одновременно. Виммельбух имеет множество легко узнаваемых героев, с которым на протяжении всей книги происходят разные события и ситуации.

Работая с технологией Виммельбух, путешествуя по книге, дети пополняют словарный запас, с увлечением составляют предложения, связные рассказы[5].

Ведущей идеей стало превращение художественного жанра в образовательную технологию, которая будет интересна, достаточно проста, универсальна и результативна.

В технологию, создающую предпосылки самостоятельной работы с книгой, что в дальнейшем станет одним из условий успешного обучения в школе. Однажды художник нарисовал книгу-картинку, а задача педагога − подобрать методы и приемы работы с ней, использовать классические подходы или разработать авторские.

Цель использования:

  • развитие памяти, мышления, воображения, внимания, а именно психических процессов, которые тесно связаны с полноценным развитием речи;
  • а также непосредственно развитие речи (обогащение словаря, формирование лексико-грамматического строя речи, развитие связной речи);
  • формирование причинно-следственных связей;
  • расширение общего кругозора, представлений об окружающем мире;
  • актуализация имеющегося опыта социальной коммуникации и накапливание нового;
  • развитие способности сопереживать другому человеку, понимание его чувства и эмоции, регулирование своего поведения на их основе;
  • тренировка усидчивости, самоконтроля;
  • развитие умения ориентироваться в пространстве и времени;
  • развитие мелкой моторики рук.

Задания по книге можно выполнять в индивидуальной работе, а так же в подгрупповой, например:

  • находить знакомые предметы – просто так или соревноваться, кто быстрее;
  • искать на всех разворотах книги одного и того же персонажа;
  • составлять истории с персонажем – кто он, откуда и куда идет, кого встретил, что делает;
  • сравнивать изображения в книге с реальным пространством, окружающим ребенка (парк, улица, дом, искать похожие предметы), закрыть разворот после рассматривания и предложить ребенку назвать то, что там было изображено;
  • сюжет по иллюстрациям Виммельбуха можно придумывать самим [4].

Таким образом, используя технологию Виммельбух, можно добиться ощутимых результатов развития связной речи и обогащения словаря у детей с ЗПР.

Литература

1. Запесочная Е.А. Рассказы по картинкам. Летние приключения. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2019. 32 с.

2. Митгуш. А. Моя большая книжка-картинка Виммельбух. Росмэн-пресс, 2019.

3. Павлючук, Т. И. Виммельбух — универсальный инструмент развития речи учащихся. Технология работы педагога / Т. И. Павлючук. - Текст непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы VI Междунар. науч. конф. (Санкт-Петербург, апрель 2020). - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2020.

4. Шкоренкова, И. С. Использование технологии Виммельбух на занятиях в ДОУ / И. С. Шкоренкова. - Текст : непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения : материалы III Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2018 г.). - Казань: Молодой ученый, 2018.

5.https://nsportal.ru/detskiy-sad/razvitie-rechi/2020/11/22/tehnologiya-vimmelbuh-kak-innovatsionnoe-sredstvo-razvitiya

6. https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&documentId=420983 

7. https://static.my-shop.ru/product/pdf/371/3707254.pdf


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Психологическое сопровождение педагогов, в условиях внедрения ФГОС. Профилактика эмоционального выгорания. Балинтовская группа"

Балинтовские группы - еще одна разновидность групповой тренинговой работы, направленной на повышение профессиональной компетентности участников, их личностный и профессиональный рост...

Использование ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования Западного округа Москвы.

Обзорный материал по использованию ИКТ на уроках музыки и в системе дополнительного музыкального образования детей на примере мастер - класса, проведённого для педагогов дополнительного образования За...

Мастер - класс на конкурсе "Педагог года 2017" на тему: "Просто о сложном".

Как рассказать просто о таком члене предложения как подлежащее?...

Мастер-класс "Профессиональное выгорание педагогов. Практический инструментарий".

Презентация для мастер-класса по профессиональному выгоранию....

Мастер -класс Культура речи педагога

Разминка перед педсоветом...

Мастер-класс для начинающих педагогов. Технология проведения мастер-класса по декоративно-прикладному творчеству.

В декоративно – прикладном искусстве мастер – класс служит не только для  передачи накопленного веками опыта мастеров и сохранения традиций ремесла, но и для распространения...

мастер-класс для молодого педагога "Мнемотехника на уроках математики"

Занятие для молодого педагога "Мнемотехника на уроках математики"Смотреть https://youtu.be/zpZMMENvOig...