Рабочая программа по коррекции психического развития учащихся 4 класса.
рабочая программа по теме
Программа предназначена для учащихся 4 класса, школы 7 вида. Рабочая программа расчитана на занятия с детьми 2 раза в неделю.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_korrekcii.docx | 114.96 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА «КОРРЕКЦИЯ
ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
В 4Б КЛАССЕ
НА 2012 – 2013 УЧЕБНЫЙ ГОД
68 часов (2 часа в неделю)
Учитель: Сынкова Олеся Владимировна
Стаж: 10 лет
Категория: первая
2012 год.
Пояснительная записка.
Программа предназначена для учащихся Государственного специального (коррекционного) образовательного учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальной (коррекционной) общеобразовательной школы (VII вида) №5. Учащиеся школы имеют стойкое нарушение чтения и письма (дизграфия, дислексия, дизорфография), ЛГНР. Большинство учащихся требуют индивидуального подхода в связи с нарушениями в интеллектуальной и эмоционально-волевой сфере.
В самом общем виде сущность VII вида состоит в развитии психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия, речи, эмоционально-волевой сферы личности происходит замедленно с отставанием от нормы. Ограничения психических и познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. У такого ребёнка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остаётся ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряжённую учебную деятельность: он очень быстро устаёт, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной психолого-педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребёнок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь. Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без специально организованной коррекционно-развивающей работы выйти не может.
Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития детей, их возрастных и индивидуальных особенностей.
Цель программы: развитие познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия, мышления).
Задачи программы: формирование положительной учебной мотивации, снятие эмоционального напряжения, развитие памяти, развитие внимания, развитие восприятия, развитие мышления.
Объём программы рассчитан на 68 часов. Продолжительность одного занятия – 45 минут.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ п/п | Наименование разделов, тем | Количество часов |
1 | Развитие внимания | 17 |
2 | Развитие памяти | 17 |
3 | Развитие восприятия | 17 |
4 | Развитие мышления | 17 |
Содержание учебного предмета.
1. восприятие | ребёнок выделяет существенное, ответы на соответствующие вопросы; точность или ошибки ребёнка. |
2. мышление (обобщённость, | улавливает ли общее в отдельных фактах? умеет ли выделить главное? умение подойти к одному и тому же материалу с разных сторон в зависимости от вопроса. |
3. внимание (сосредоточенность, | поглощённость деятельностью; разговоры, посторонние дела, ответы невпопад, длительность работы над объектом; выполняет свою работу и следит за её выполнением у товарища, у доски, скорость перехода от одного дела к другому. |
4. память | произвольное запоминание – цель запоминания, непроизвольное запоминание – без цели к запоминанию, осмысленная – на внутренних смысловых связях, механическая – на внешних связях, воспроизведение – своими словами, примерами (осмысленное). |
5. мотивация деятельности (наличие интересов, их активность, отношение к педагогу). | поднимает руку, задаёт вопросы, часто и подробно высказывается, вносит поправки, дополнения, возражения; добросовестен, прилежен; бездеятелен, занимается посторонними делами; реакция на требования педагога, похвалу, порицание.
|
Структура каждого коррекционно-развивающего включает в себя следующие этапы:
1. Психологический настрой, который проводится с использованием аутогенной техники, позволяет предупредить и частично устранить состояние эмоционального дискомфорта и напряжения у детей, создаёт у них чувство уверенности в собственных силах. Этот этап проводится в начале каждого занятия.
- Я хочу учиться, я очень хочу учиться.
- Я готов работать.
- Я работаю.
2. Правила поведения на занятии – разрабатываются вместе с детьми в ходе беседы на первых занятиях, а на последующих кратко повторяются. Это позволяет создавать условия для формирования норм гуманного отношения, миролюбия, взаимопомощи; обеспечивать каждому ребёнку компенсаторную психологическую поддержку.
Осознание и соблюдение этих правил помогает создать в группе общую атмосферу доверия, дружеского расположения, дающую возможность раскрыться внутреннему миру ребёнка.
3. Сообщение цели занятия – этот этап создаёт положительную мотивацию, «готовит» ребёнка к предстоящей работе.
4. Упражнения, направленные на развитие познавательных процессов, – этот этап является «ядром» коррекционного занятия. Сложность заданий постепенно возрастает в ходе коррекционной работы, однако, переход к более трудным заданиям возможен лишь при достаточном усвоении текущего уровня упражнений. В частности, особенность зрительных диктантов, направленных на развитие оперативной памяти.
5. Психогимнастика используется на коррекционных занятиях вместо традиционных физкультминуток, так как именно психогимнастика показана детям с чрезмерной утомляемостью, истощаемостью, задержками в развитии. Такие «психагимнастические паузы» проводятся в середине занятия, что позволяет снять психоэмоциональное напряжение у детей, нормализовать мышечный тонус.
6. Рефлексия занятия – этот этап позволяет завершить работу на занятии, проанализировать и обсудить вместе с детьми, что было самым интересным и увлекательным, что вызвало особые затруднения.
Формы и средства контроля.
Уровень усвоения знаний учащимися прослеживается в ходе выполнения практических работ.
Перечень учебно-методических средств обучения.
- Г.С. Щеголова «Моя письменная речь» СПб, Специальная литература, 2009г.
- Гиринин Л.Е., Ситникова Л.Н. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., 2001 г.
- Гаврина С. Е. , Кутявина Н. Л. и др. Развиваем мышление. – М. , 2003.
- Дубровина И.В. - Психокоррекционная и развивающая работа с детьми - М., 1999 г.
- Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей - М., 2003 г.
- Рыскова Н.А. Поведенческие расстройства у детей. – М., 2004 г.
- Савенков А. И. Развитие логического мышления. – Ярославль, 2004.
- Винокурова Н. Лучшие тесты на развитие творческих способностей. – М., 1999 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Тексты зрительных диктантов (по И.Т.Федоренко)
Предложения | число | время восприятия (в сек) |
набор №1 |
|
|
набор №2 5. Дни стали короче. |
|
|
набор №3 |
|
|
набор №4 |
|
|
набор №5 | |
|
набор №6 |
|
|
набор №7 |
|
|
набор №8 |
|
|
набор №9 |
|
|
набор №10 3. Депутаты съехались на съезд. |
|
|
набор №11 |
|
|
набор №12 |
|
|
набор №13 6. Люблю я в поле встречать восход солнца. |
|
|
набор №14 5. Дружная семья и землю превратит в золото |
|
4 |
набор №15 |
|
|
набор №16 |
|
|
набор №17 |
|
|
набор №18 |
|
|
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ТРЕНИРОВКИ ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО
ВОСПРИЯТИЯ.
Упражнение «Сломалась печатная машинка»
Вставьте пропущенные буквы.
КАРАСИ | ЛАМПА |
КРОКОДИЛ | СОЛНЦЕ |
ШЛЯПА | КАЧЕЛИ
|
ЛЮСТРА | ПЛЁНКА |
ЛЕЙКА | ПИСЬМО |
КЛЮКВА | ЧАЙНИК |
ЦАПЛЯ | ЛУЖАЙКА |
ВИШНЯ | КАТЮША |
СЛИВЫ | КЛЮЧИ |
МЯЧИК | ЩИПЦЫ |
Упражнение «Текст наоборот»
- Прочти текст «наоборот»:
.акножевдем илсенирп укинтохО |
Упражнение «Найди границы слов»
Прочти сказку:
ХОТЕЛАГАЛКАПИТЬ.НАДВОРЕСТОЯЛКУВШИНСВОДОЙ, |
РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ
Упражнение «Деление сплошного текста на отдельные предложения»
№1 Скоро весна. |
№2 |
№3 |
№4 |
|
Наш двор. |
№7 Встречай весну. |
№8 |
№9 |
Вьюга. |
Упражнение «Составление связного текста по вопросам»
№1
1. Как твоя фамилия и имя?
2. В каком классе ты учишься?
3. Как зовут твою учительницу?
№2
1. В каком городе ты живёшь?
2. Как называется улица, на которой ты живёшь?
3. Какая река протекает по близости?
№3
Моя семья.
1. Какая твоя семья?
2. Как зовут маму, папу, брата, сестру?
3. Как ты помогаешь своим родителям?
№4
Моя школа.
1. На какой улице находится твоя школа?
2. Далеко или близко от вашего дома?
3. Сколько этажей в твоей школе?
№5
Мой друг(подруга).
1. Как зовут твоего друга (подругу)?
2. Как давно вы дружите?
3. Как вы проводите свободное время?
№6
Моя любимая сказка.
1. Как называется твоя любимая сказка?
2. Кто главный герой?
3. Чем она тебе нравится?
№7
Осенью.
1. Какое время года наступило?
2. Какая стоит погода?
3. Как изменились деревья?
4. Что делают птицы?
№8
Новогодний праздник.
1. Какое сейчас время года?
2. Какой любимый праздник у детей?
3. Чем он тебе нравится?
№9
Зимой.
1. Какое время года наступило?
2. Чем покрылась земля?
3. Что появилось на реке?
4. Чем занимаются ребята?
№10
На каникулах.
1. Как ты провёл каникулы?
2. Куда и с кем ты ходил?
3. Что больше всего тебе запомнилось?
Упражнение «Составление связного текста из данных предложений»
№1
Лоси.
Вдруг раздался громкий лай.
Дети пришли в лес.
Лоси пили воду.
Около лесного озера они увидели лосей.
Лоси быстро скрылись в лесу.
№2
В лесу.
Там укрылись серые ёжики.
Рядом бежит пёс Бимка.
По веткам скачут рыжие белки.
Мальчики Юра и Ваня идут в лес.
Под ёлкой норка.
№3
В роще.
Они зашли в глухую чащу.
Они пошли на шум и вышли из чащи на дорогу.
Дети пошли в рощу.
Ребята слышат шум машин.
Шура стал кричать.
№4
Ливень.
В воздухе пахло цветами и мёдом.
От земли после дождя шёл пар.
Набежала тёмная туча.
Стоял жаркий день.
Хлынул ливень.
Первые капли дождя упали на землю.
№5
Зима.
Замёрзли реки и озёра.
Теперь можно играть в снежки, ходить на лыжах, бегать на коньках по
льду.
Наступила зима.
Снег покрыл поля, тропинки в лесу.
Ребятишки рады зиме.
№6
Вдруг под большими широкими листьями мальчики заметили ёжика.
Теперь ёжик живёт у Саши.
Малыши Гриша и Саша строили в лесу шалаш.
Ребята взяли его с собой.
Мыши боятся ежа.
№7
Котёнок.
Котёнок погнался за ними.
В нашем дворе жил котёнок.
Утята спокойно шли к воде.
Один раз он увидел утят.
Котёнок мигом влез на дерево.
Утята побежали к собачьей будке.
Из неё выскочил пёс.
№8
Совёнок.
В лесу мы нашли гнездо.
Мы пожалели совёнка.
Глаза её блестели.
Там был совёнок.
Сова налетела на нас.
Совёнок не умел летать.
Витя посадил совёнка на дерево.
Мы взяли совёнка из гнезда.
Совёнок громко пищал.
№9
Васька.
Одна муха села на шляпу.
Вот какой шалун котёнок Васька!
Шляпа упала и накрыла котёнка.
Котёнок прыгнул на стол.
На столе лежала шляпа.
Видны только лапки да хвост.
Котёнок Васька сидел на полу и ловил мух.
№10
Слон.
Он большой и сильный.
Этот слон живёт в доме со ступеньками.
Сторож Иван Петрович принёс ему сено и воду.
Напился воды и затрубил.
Значит рад.
У слона умные и добрые глаза.
Упражнение «Составление связного текста из данных предложений»
№1
Лоси.
Вдруг раздался громкий лай.
Дети пришли в лес.
Лоси пили воду.
Около лесного озера они увидели лосей.
Лоси быстро скрылись в лесу.
№2
В лесу.
Там укрылись серые ёжики.
Рядом бежит пёс Бимка.
По веткам скачут рыжие белки.
Мальчики Юра и Ваня идут в лес.
Под ёлкой норка.
№3
В роще.
Они зашли в глухую чащу.
Они пошли на шум и вышли из чащи на дорогу.
Дети пошли в рощу.
Ребята слышат шум машин.
Шура стал кричать.
№4
Ливень.
В воздухе пахло цветами и мёдом.
От земли после дождя шёл пар.
Набежала тёмная туча.
Стоял жаркий день.
Хлынул ливень.
Первые капли дождя упали на землю.
№5
Зима.
Замёрзли реки и озёра.
Теперь можно играть в снежки, ходить на лыжах, бегать на коньках по
льду.
Наступила зима.
Снег покрыл поля, тропинки в лесу.
Ребятишки рады зиме.
№6
Вдруг под большими широкими листьями мальчики заметили ёжика.
Теперь ёжик живёт у Саши.
Малыши Гриша и Саша строили в лесу шалаш.
Ребята взяли его с собой.
Мыши боятся ежа.
№7
Котёнок.
Котёнок погнался за ними.
В нашем дворе жил котёнок.
Утята спокойно шли к воде.
Один раз он увидел утят.
Котёнок мигом влез на дерево.
Утята побежали к собачьей будке.
Из неё выскочил пёс.
№8
Совёнок.
В лесу мы нашли гнездо.
Мы пожалели совёнка.
Глаза её блестели.
Там был совёнок.
Сова налетела на нас.
Совёнок не умел летать.
Витя посадил совёнка на дерево.
Мы взяли совёнка из гнезда.
Совёнок громко пищал.
№9
Васька.
Одна муха села на шляпу.
Вот какой шалун котёнок Васька!
Шляпа упала и накрыла котёнка.
Котёнок прыгнул на стол.
На столе лежала шляпа.
Видны только лапки да хвост.
Котёнок Васька сидел на полу и ловил мух.
№10
Слон.
Он большой и сильный.
Этот слон живёт в доме со ступеньками.
Сторож Иван Петрович принёс ему сено и воду.
Напился воды и затрубил.
Значит рад.
У слона умные и добрые глаза.
Упражнение «Составление связного текста из деформированных предложений.»
№1
жалобно, в, деревья, стонут, лесу
голым, мчится, по, холодный, ветер, ветвям
зима, уже, пришла, настоящая
верхушки, он, деревьев, качает
№2
Ёжик.
подарил, детям, ёжика, дедушка
летом, сенях, он, в, жил
ёж, в, уснул, норе, зимой
ёжик, голодный, весной, придёт
берегитесь, мыши
№3
мягкие, стояли, дни, серые
зима, снежком, завалила, лёгким, город
деревья, все, снегу, стоят, в
утром, к, расчистили, беседке, дорожку, мы, узкую
№4
часто, резкий, дует, ветер
деревьев, листья, жёлтые, с, опадают
днём, частый, и, ночью, дождь, моросит
небе, грустный, крик, раздаётся, в, журавлей
№5
Памятник.
парке, в, стоит, памятник, воинам, павшим
в, бою, они, погибли, не, пустили, но, врагов
отдали, за, бойцы, жизнь, Родины, свободу, нашей
часто, к, съезжаются, родные, памятнику, их
№6
лес, после, стал, вьюги, удивительным
ель, кольчуге, в, стояла, хвойной
макушке, снежная, на, сосны, шапка
полянке, на, тропинки, у, возвышался, сугроб
№7
в, птенцы, гнезде, сидят
пищат, они, громко
есть, малыши, хотят
к, мама, ним, летит
она, маленького, несёт, червяка
детей, накормить, птичка, своих, спешит
№8
пушистый, накрыл, деревья, снег
снегу, много, следов, видно, на
ночью, вот, проскакал, хорёк
следы, медвежьи, к, берлоге, ведут
полянке, оставлены, на, следы, заячьи
№9
Катина рыбка.
Кате, аквариум, дедушка, подарил
розовая, живёт, рыбка, там, с, хвостом, пышным
Катя, воду, червячка, в, бросила, и, постучала, стеклу, по
подплыла, и, рыбка, корм, схватила
№10
Купают медвежонка.
у, жил, нас, медвежонок,
очень, воду, он, любил
его, часто, купали, мы
тазу, мишка, в, долго, плескался
попало, глаза, ему, в, мыло
малыш, заплакал, громко
вытерли, мишку
опять, весёлый, он
Упражнение «Составление связного текста из неполных предложений»
№1
Подберёзовик.
Мама срезала ножом _____. У гриба _____ маленькая, ______ длинная,
мохнатая. Это гриб – _____. Он растёт под _____.
Слова для справок: берёзой, ножка, гриб, подберёзовик, шляпка.
№2
Дедушка подарил внуку _____. Внук был рад _____. Он заботился о
_____, часто гулял с _____.
Слова для справок: с ним, щенок, собачка.
№3
Птичья столовая.
Под окном стоит _____. Её сделали _____. Они насыпали _____.
Сюда слетелись _____. Птицы _____.
Слова для справок: ребята, снегири, кормушка, рады, крошки хлеба,
синицы.
№4
Вечером поднялась _____. Засвистал в соснах _____. Сухой _____
закружился по земле белыми змейками. С неба повалили белые _____.
Слова для справок: хлопья, ветер, снег, вьюга.
№5
Пришла _____ _____ зима. Стоят _____ морозы. Земля _____
снегом. Спит лес. Деревья _____ узорами инея. В снег спрятались _____ _____ ёлочки.
Слова для справок: зелёные, молоденькие, покрылась, украшены, снежная, холодная, сильные.
№6
Рыбная ловля.
Чудесный _____ день. Мальчики _____ на речку. У воды _____ камы-
ши. Волны тихо _____ на берег. Боря поймал _____ карасей и _____
окуня. Хороши рыбы!
Слова для справок: росли, пошли, летний, маленького, набегали, больших.
№7
_____ весна. В полях _____ первые проталины. _____ грачи. Они _____ носами поля, _____ из земли червей. Жаворонки _____ в поле
зёрнышки. Скворцы _____ оживших насекомых.
Слова для справок: собирают, ловят, наступила, появились, вытаскивают, примчались, ковыряют.
№8
Скоро зима. Замелькают в воздухе первые _____. Тёплым одеялом укроют они _____ землю. Метели заметут _____ тропинки. А детям
радости! Будут лепить _____, строить крепости из _____.
Слова для справок: снега, холодную, снеговика, снежинки, лесные.
№9
Полянки.
Полянки надели _____ платья. На первой распустились _____ незабудки. На солнечной полянке расцвела _____ гвоздика. Третья полянка стала _____ от ромашек. Четвёртая полянка была _____ от
колокольчиков.
Слова для справок: белая, сиреневая, нарядные, разноцветные, красные, голубые.
№10
Ёлка.
В зале стоит _____ ёлка. На ветках висят _____ игрушки. Их _____ ребята. Тут _____ бусы и _____ флаги. Вот _____ волк. Там _____ шары. На макушку надели _____.
Слова для справок: большие, яркие, нарядная, повесили, красивые, серый, звезду, разноцветные.
Упражнение «Письменные ответы на вопросы».
№1
Пастушок.
Пастушок Гриша живёт в степи. Утром он приводит телят к ручью. Телята пьют вкусную воду. Потом они щиплют сочную траву.
Вопросы:
1. Где живёт пастушонок Гриша?
2. Куда он приводит телят?
3. Что делают телята у ручья?
№2
Буква «Ты».
Девочку звали Иринушка, было ей четыре года пять месяцев. Была она
большая умница. За десять дней мы одолели русскую азбуку...
Вопросы:
1. Как звали девочку?
2. Сколько ей лет?
3. Что изучала девочка?
№3
Как гадюка зимой ожила.
Катались ребята на лыжах и озябли. Зашли они на ферму погреться.
Сторож усадил их на душистом сене. Вдруг из сена выползла змея.
Девочки закричали. Это гадюка отогрелась и проснулась. Сторож
убил змею палкой
Вопросы:
1. На чём сидели ребята?
2. Кто выполз из сена?
3. Почему гадюка ожила?
№4
Когда не скучают.
Играли ребята в детском саду. Потом все ушли гулять. Светлана осталась одна. У неё кашель. Сначала Светлана скучала. Потом
взялась за работу. Убрала Света игрушки и книги. Уложила кукол спать. И цветы полила девочка. Вернулись ребята. Спасибо сказали
подруге.
Вопросы:
1. Почему Света скучала?
2. Какую работу девочка сделала?
3. Что сказали ребята?
№5
Дары леса.
Лес кормит людей, зверей, птиц. Люди любят ходить в лес. Часами
ищут грибы, ягоды. Они приносят из леса полные лукошки лесных
даров. Белка сушит грибы, грызёт шишки. Ёжик запас дикие груши.
Птицы клюют ягоды.
Вопросы:
1. Кого кормит лес?
2. Что собирают люди в лесу?
3. Что даёт лес животным?
№6
Оляпка.
Был мороз. На льду реки весело пела птичка. Вот птичка прыгнула в прорубь. Там она искала пищу. Через минуту птичка выскочила на лёд.
Она снова весело запела. Это оляпка. Ей не холодно. Перья птички покрыты слоем жира.
Вопросы:
1. Что делала на берегу реки оляпка?
2. Куда птичка прыгнула?
3. Что она там делала?
4. Почему оляпке зимой не холодн
№7
Девочка и птица.
Утром Лёля пошла к морю. Девочка увидела в белой пене волн птицу.
Её захлестнуло водой. Лёля вбежала в воду и выхватила у волн птицу.
Девочка принесла её домой. Она назвала её Прошей. Лёля кормила её
кашей и семенами.
Вопросы:
1. Где Лёля гуляла утром?
2. Кого она увидела в пене волн?
3. Что случилось с птицей?
4. Как девочка спасла птицу?
5. Чем кормила Лёля Прошу?
№8
Наступление зимы.
Наступила холодная зима. Всё вокруг покрылось снегом. С дорог и
крыш снег убирают. А на полях его берегут, собирают. Под снегом
спрятался будущий хлеб. На улице стоит мороз и холод. А хлеб под
снегом не мёрзнет, ему тепло. Снег бережёт урожай!
Вопросы:
1. Какое время года наступило?
2. Чем покрылось всё вокруг?
3. Откуда убирают снег?
4. Что делают со снегом на полях?
5. Что спряталось под снегом?
6. Что стоит снаружи?
7. Как чувствует себя хлеб под снегом?
8. Что бережёт снег?
№9
Медвежонок.
Медвежонок упал с обрыва в реку и попал в сеть. Лесник вытащил медвежонка. Зверь застонал. Лесник принёс медвежонка домой. Врач
сделал медведю укол. Внучка лесника Маша стала ухаживать за боль-
ным. Скоро медвежонок поправился. Лесник увёз его в лес. Там медве-
жонок встретил свою маму медведицу.
Вопросы:
1 Что случилось с медвежонком?
2. Кто спас медвежонка?
3. Кто ухаживал за больным?
4. Куда после выздоровления увезли медвежонка?
№10
Храбрость.
Я возвращаюсь с охоты. Вдруг собака уменьшила шаги и стала красться. На тропе сидел молодой воробушек. Он ещё не умел летать.
Вдруг с дерева камнем упал перед собакой старый воробей. Он громко
пищал и дрожал от страха. Какой храбрый воробей! Как бесстрашно он защищал воробышка!
Вопросы:
1. Кто сидел на тропе?
2. Что стала делать собака?
3. Как вёл себя старый воробей?
Упражнение «Составление связного текста по опорным словам».
№1
Белка.
Лес, рыжая белка, пушистый хвост, дупло, грибы, орехи.
№2
Игра.
После школы, во дворе, прятки, водил, быстро нашёл, долго искал,
интересная игра.
№3
Мы рисуем.
Урок рисования, кисти, краски, альбом, задание, нарисовал, раскрасил,
красивые рисунки, выставка.
№4
В лесу.
Осень, деревья, золотой наряд, оделись, птицы прощаются, готовятся к
отлёту.
№5
Моя кошка.
Кошка, мягкая шёрстка, лапки, длинные усы, острые коготки, молоко,
беспомощные котята.
№6
Поздняя осень.
Осенью, льёт, деревья, холодный дождь, голые ветки, опавшие листья,
воробьи, жалобное чириканье.
№7
Забота о птицах.
Зима, лютые морозы, сделали кормушки, насыпали зёрен, прилетели
гости.
№8
Зимой.
Пришла, пушистый снег, тонкий слой, идут в парк, весело катались.
№9
Весна.
Солнечная весна, кудрявая берёзка, пёстрый дятел, звонкие голоса птиц,
первые весенние цветы.
№10
В огороде.
Работали дружно, много собрали, листья салата, щавель, лук, потрудились на славу.
Упражнение «Свободные диктанты».
№1
Бумажный змей.
1. Петя Сомов купил клей. Мама дала сыну нитки.
2. Юра Громов принёс бумагу и картон.
3. Вот и змей. Он большой и красивый.
4. Дети идут пускать змея.
№2
Лось.
1. В наших лесах живут лоси. Лось очень красив.
2. В пищу лосю идут ветки и трава. Ему нужна соль.
3. Учитель дал совет носить в лес соль.
4. Мальчики кладут соль на камень.
5. Лоси часто приходят лизать соль.
№3
Грибы.
1. После дождя пахнет в лесу грибами.
2. В траве прячутся крепкие боровики, розовеют сыроежки, краснеют мухоморы.
3. Между стволами берёз разросся молодой ельник. Тут прячутся душистые грузди, подосиновики.
4. А на лесных полянах показались первые рыжики, желтеют золотые лисички.
№4
Кошка и котята.
1. У кошки шесть котят. Они живут на печке.
2. Слепые котята пищат, плачут, ищут мать. Мать кормит их молоком.
3. Скоро глаза у котят откроются. Котята подрастут. Мать научит их ловить мышей.
4. Они сами будут находить себе пищу.
№5
Одуванчики.
1. Одуванчик похож на солнышко с золотыми лучами. А рядом белеет
пушистый шарик.
2. Таня дула на шарик. Полетели пушинки. Потому и называется одуванчик.
3. Танюша пришла домой с золотым веночком на голове.
4. Вечером уснула девочка. И одуванчики закрыли свои цветочки до утра.
№6
Митина шляпа.
1. Весной Митя забыл в лесу свою шляпу.
2. Через месяц пошёл Митя за ландышами. На суку он увидел шляпу.
3. Над ней летали птички. А в шляпе пищали птенчики.
4. Мальчик не тронул гнездо. Он покрошил на траву хлеб и тихо отошёл.
№7
Чудо.
1. Однажды зимой Лида кормила кроликов. Под снегом она нашла мёрзлого мышонка.
2. Мышонок был маленький, розовый. Мороз превратил малютку в льдинку.
3. Девочка в кулаке понесла показать находку маме.
4. Вдруг мышонок шевельнулся. Ещё толчок, ещё.
5. Лида испугалась. Она поняла: мышонок ожил.
№8
Лакомка.
1. Мурка была странная кошка. Любила она сладкий мёд.
2. Раз Мурка грелась на солнышке.Тут она почуяла знакомый запах. Мурка открыла зелёные глаза и двинулась к заветной цели.
3. Перед ульем лакомка встала на задние лапки. Сунула сластёна мордочку в улей.
4. И вдруг раздался громкий кошачий визг. Мурка бросилась в кусты.
№9
Волчишко.
1. Человек поймал в лесу волчишку. Он принёс его домой. Утром человек ушёл.
2. Волчишка спал под креслом. Проснулись кот и пёс. Они бросились к чашке с молоком. Дверь была открыта.
3. Волчишка выбежал на крыльцо, а потом в огород. За огородом был лес.
4. В лесу его ждала мать. Волчишка и мать скрылись в лесу.
№10
Куда спряталось лето?
1. Когда-то на земле не было зимы. Круглый год зеленели листья на деревьях.
2. Однажды пришла суровая зима. Она стала лето гнать. Лето искало укрытие.
3. Оно бросилось к земле. Мороз сковал землю.
4. Лето кинулось к реке. Река покрылась льдом.
5. Лето погибало. Почки на деревьях укрыли бедняжку.
6. Засветило солнышко. Стало тепло. Лопнули почки. Зашумели деревья листвой. Выкатилось лето на волю.
Упражнение «Составь поезд. Расставьте вагоны по порядку».
Нашли мы ёжика |
Колючий и смеш- |
Пускай по кухне бегает |
и принесли домой. |
Отработка навыка чтения, развитие логического мышления.
В.Осеева.
По улице шли мальчик и девочка. А впереди них шла старушка. Было очень скользко. Старушка поскользнулась и упала.
- Подержи мои книжки! – крикнул мальчик, передал девочке свой портфель и бросился на помощь старушке.
Когда он вернулся, девочка спросила его: «Это твоя бабушка?»
- Нет, - отвечал мальчик.
- Мама? – удивилась подружка.
- Нет!
- Ну, тётя? Или знакомая?
- Да нет же, нет! – ответил мальчик. – Это просто старушка!
1. Старость – не радость.
2. Помоги старому, сам стар будешь.
3. Чужую беду руками разведу.
Л.Толстой.
Мальчик стерёг овец и, будто увидав волка, стал звать: «Помогите, волк! Волк!»
Мужики прибежали и видят: неправда. Как сделал он так и два, и три раза, случилось – и вправду набежал волк.
Мальчик стал кричать: «Сюда, сюда скорей, волк!» Мужики
подумали, что опять по-всегдашнему обманывает, - не послушали его.
Волк видит, бояться нечего: на просторе перерезал всё стадо.
1. Раз солгал, навек лгуном стал.
2. В каждой шутке есть доля правды.
3. Помощь – великое дело.
Д.Тихомиров.
Идёт мужик за возом по морозу и думает: «Хорошо теперь дома, в тёплой хате.»
Рыскает зверь по лесу, зябнет на морозе и думает: «Хорошо бы теперь лежать в тёплом логове.»
Летела птица по поднебесью. Била птицу вьюга-метель. Думает птица: «Хорошо бы теперь сидеть в тёплом гнезде.»
И человеку, и зверю, и птице тепло и привольно в своём родном углу.
1. Избяным теплом далеко не уйдёшь.
2. Своя хатка – родная матка.
3. Язык до Киева доведёт.
Д.Тихомиров.
Муравей спустился к ручью: захотел напиться. Волной плеснуло на муравья, и стал он тонуть.
Голубка несла ветку. Она увидала, муравей тонет, и бросила
ему ветку в ручей. Муравей сел на ветку и спасся.
Расставил охотник сеть на голубку и хотел захлопнуть. Муравей подполз к охотнику и укусил ему ногу.
Охотник охнул и уронил сеть. Голубка вспорхнула и улетела.
1. Долг платежом красен.
2. И комар лошадь свалит, коли волк пособит.
3.Не великое дело – великая помощь.
Л.Толстой.
Подошёл ночью вор ко двору. Собака почуяла его и начала
лаять. Вор достал хлеба и кинул собаке. Собака не взяла хлеб,
бросилась на вора и стала кусать его за ноги.
- За что ж ты меня кусаешь? Я тебе хлеба даю, – сказал вор.
- А за то кусаю, что пока ты хлеба не давал, я ещё не знала, хороший ты или злой человек, а теперь верно знаю, что ты недобрый человек, если меня подкупить хочешь.
1. Бойся не ту собаку, что лает, а ту, что хвостом виляет.
2. Ласкатель – тот же злодей.
3. Нельзя платить злом за добро.
Упражнение «Выборочное выписывание из текста по заданию».
№1 Санкт-Петербург.
Санкт-Петербург очень красив. Это город на островах. Через реку Неву перекинулись огромные мосты. В Санкт-Петербурге много маленьких рек и каналов. Украшают город дворцы и парки с узорными оградами.
Выписать предложения, в состав которых входят названия города, реки.
№2
В роще росли рядом молоденькая рябинка, пожилая берёза и старый дуб. Когда набегал ветерок, они шелестели листьями.
Так они разговаривали между собой. Старый дуб умел ещё на разные лады скрипеть стволом.
Найдите в тексте ответ на вопрос:«Как деревья разговаривали между собой?» Выпишите это предложение.
№3
Совёнок.
В лесу мы нашли гнездо. Там был совёнок. Он не умел летать. Мы взяли птенца из гнезда. Сова налетела на нас. Глаза
её блестели.
Совёнок громко пищал. Мы пожалели малыша. Витя посадил совёнка на дерево.
Выпишите предложения, в которых говорится, как мать защищала птенца.
№4 Адреса ягод.
Кто подскажет тебе летом адреса ягод? Адрес земляники спросишь у лесных пней. Адрес черники узнаешь у лохматых елей. Брусничный адрес найдёшь в сосновом бору. Малину увидишь на лесных опушках, вырубках, оврагах. Лес щедро угощает тебя летом.
Выпишите предложения, в которых можно узнать адреса ягод.
№5
Как их зовут?
У нас на земле просто. У волка – волчонок, у лося – лосёнок, у зайца – зайчонок, у глухаря – глухарята, у дрозда – дроздята, у гуся – гусята. Лисята, утята, ежата, галчата.
А попробуй-ка под водой! Ну, у щуки – щукарята. Это известно. А дальше?
Выписать слова, обозначающие дитёнышей.
№6
Подарки мамам.
Все придумывали подарки. Потом все трудились. Алёша покрасил закладку и приклеил к ней три кружочка. Саша сделал рамку и вставил картину. Леночка нарисовала дом и маму с цветком в руке. Оля вырезала салфетку и разрисовала её цветными карандашами. Подарки разложили на столе.
Выпишите предложения, где автор рассказывает, какие подарки приготовили дети.
№7
Звери зимой.
Прошло осеннее ненастье. Настала зима. Воют вьюги. Хлопья снега падают на землю. Сонный стоит лес.
Уснули до весны звери. Ежи укрылись в тёмных норках сухими листьями. Залёг в глубокую яму медведь. Лисица забилась в свою нору. Спит в тепле белочка. Только зайчишка – длинные уши – без жилья.
Выпишите предложения, в которых говорится, где зимуют звери.
№8
Зимний лес.
Чудесен лес зимой! Белый пушистый снег повис на ветвях деревьев. Смолистые шишки украшают вершины елей. Шустрые синицы пищат в сучьях. На сугробах видны узоры заячьих и лисьих следов.
Вот бежит через дорогу белка. Прыгнула на сосну, махнула хвостом. Полетела лёгкая снежная пыль. Постучал молоточком по стволу дятел.
Выпишите предложения, в которых описывается зимний лес.
№9
Светлана.
Светлана давно мечтала остаться дома одна. Ей очень хоте-
лось самой похозяйничать, повозиться с Алёшкой.
Наконец выдался такой вечер. Папа с мамой ушли в театр.
Светлана осталась дома главной хозяйкой. Она вымыла посуду, подмела пол, полила цветы и стала играть с Алёшей. В девять часов она уложила братишку в кровать. Светлана обошла квартиру, посмотрела, всё ли убрано.
Выпишите отрывок, который доказывает, что Светлана осталась главной хозяйкой.
№10
Верблюд.
Верблюд – домашнее животное. Он служит жителям южных краёв уже давно. На верблюдах ездили верхом, возили тюки с грузом, пахали. Верблюд силён и вынослив. В больших горбах корабль пустыни носит жир. Жир служит ему в пути едой и питьём. После длинной дороги горбы худеют, свисают, как пустые мешки. Попьёт животное воды, поест верблюжьих колючек. И опять горбы полны жира.
Выпишите описание верблюда после длинной дороги.
Упражнение «Подбери клички животным. У тебя должно получиться стихотворение».
Кошка... Смешинка
Собака... Пушинка
Петух... Гришка
Козёл... Тишка
Воробей... Бодун
Поросёнок... Крикун
Красотка-синичка,
Как напишешь клички?
Упражнение «Большая или маленькая? Найдите одинаковые слова.
Где нужна большая буква?»
1. Собирала (М/м)аргаритка (М/м)аргаритки на горе. Растеряла
(М/м)аргаритка (М/м)аргаритки во дворе.
2. Возвращаясь под вечер с (П/п)оля потеряла (С/с)ерёжку (П/п)оля. Ту (С/с)ерёжку нашёл (С/с)ерёжка, прибежал, постучал в окошко: «Отыскалась твоя (С/с)ерёжка!»
3. На виду честного (Л/л)юда трусит с горки ехать (Л/л)юда.
А у (С/с)ани, а у (С/с)ани с горки сами мчатся (С/с)ани.
Упражнение «Пять ответов».
К, к
название | |
имя | |
название | |
кличка животного | |
название учебной вещи |
название | |
имя девочки | |
город | |
название цветка | |
кличка животного |
М, м
Упражнение «Кто есть кто? Прочитайте. Что в стихотворении не так? Расставьте слова правильно».
1. Жили-были дед да баба с маленькою внучкою. Кошку рыжую свою называли Жучкою.
2. А Хохлаткою они звали жеребёнка. А ещё была у них курица Бурёнка.
3. А ещё у них была собачонка Мурка. А ещё два козла – Сивка да Бурка!
Упражнение «Цепочки из названий. Составьте цепочки из слов так, чтобы каждое следующее слово начиналось с последней буквы предыдущего».
название города | название цветка | имя мальчика | название инструмента |
название учеб- | имя девочки | название птицы | название города |
Упражнение «Подберите правильно географические названия».
Главный город нашей страны – ...
Он стоит на реке – ...
Красив Санкт-Петербург! Он стоит на реке – ...
Волгоград раскинулся на берегу ...
Город, в котором я живу, называется ...
Упражнение «Подбери пару (слова должны отличаться только одной буквой)»
пар клещи
кот стук
усы краска
утка шутка
ужи трон
каска лужи
сук бусы
кран крот
лещи спор
тон парк
сор танк
лапа лампа
так экран
Упражнение «Составь слова и сам придумай».
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Упражнение «Зашифрованные слова. Прочитайте стихи Н.Найдёновой. Найдите зашифрованные слова, различающиеся одной буквой».
№1
Я пышно красуюсь на клумбе в саду.
Захочешь – поставь меня в вазу...
Но с буквою К в огород я пойду,
И, если капусту на грядке найду,
Капусте достанется сразу.
№2
Меня найдёшь на дереве,
На клумбе и на грядке,
В журнале и в альбоме,
И в книге, и в тетрадке.
Но птицей стать я захотел –
И мне не надо буквы Л.
Мне А в начале напиши
И как зовут меня – реши.
Упражнение «Кто самый внимательный? Слова и слоги перепутались.
Разделите их».
СЛОВА | СЛОГИ |
платок репа ти уши тра пол | ша кот за га ло ров строка ма булка пы со сода лик вор |
Упражнение «Слова-перевёртыши. Сделайте первый слог вторым. Прочитайте».
|
|
|
|
|
|
|
Упражнение «Строим дом».
Упражнение «Будь внимателен! Найдите слова, которые разделены для переноса неверно».
май-ка, пе-ньки, день-ки,
уго-лок, бе-се-да,
хо-ть, перв-ый, ру-ки, с-путник,
про-пал, инд-юк, ел-ьник.
Упражнение «Найди ошибку. Определите лишнее слово».
Кукла, дом, море, летает, дверь.
Нож, ветер, холодный, мороз, парта.
Стужа, вьюга, метель, жара, теплей.
Легко, весна, солнце, капель, вишня.
Слон, бегемот, быстрая, мышка, жираф.
Упражнение «Кто или что? Каких слов больше?»
парта – ... ?
девочка – ... ?
пенал – ... ?
кошка – ... ?
книга – ... ?
яблоко – ... ?
груша – ... ?
портфель – ... ?
кукла – ... ?
бабушка – ...?
попугай – ... ?
черепаха – ... ?
Упражение «Будь внимателен! Прочитайте стихотворение. Выпиши-
те названия мебели и посуды. На какой вопрос отвечают эти слова?»
Стол, за которым ты сидишь,
Кровать, в которой ты уснёшь,
Тетрадь, ботинки, пара лыж,
Тарелка, вилка, ложка, нож,
И каждый гвоздь, и каждый дом.
И караваи хлеба – всё это сделано трудом,
А не свалилось с неба.
Упражнение «Теремок. Какие сказки живут в домике?»
1. Эта сказка о настоящей дружбе, сказка рассказывает о животных, которые поселились в удивительном домике.
2. Сказка о взаимовыручке. В этой сказке с помощью маленькой мышки сумели окончить важное дело.
3. Сказка о весёлом и круглом существе, который «от всех ушёл».
4. Эта сказка о непослушной девочке, которая однажды заблудилась в лесу.
Упражнение «Найди лишнее слово»
- Послушайте предложения, найдите в каждом ошибку. Объясните.
- Маленький Саша весело заплакал.
- По дороге полз колючий гладенький ёжик.
- Зайчик перепрыгивал через пеньки, кустики черники, сосны.
Упражнение «Узнайте по описанию и запишите»
- жёлтые, осенние...
- зелёный, продолговатый, сочный...
- белое, пушистое, лёгкое...
- маленькая, серая, пугливая...
- ветвистая, зелёная, колючая...
- старый, кирпичный, двухэтажный...
- сладкое, белое, холодное...
- красное, сладкое, спелое...
- сочная, сладкая, оранжевая...
- деревянный, большой, круглый...
- нарядное, белое, кружевное...
- звонкая, весёлая...
- тёмная, дождевая...
Упражнение «Назови одним словом и запиши; продолжи ряд»
- бабочка, комар, стрекоза...
- липа, дуб, сосна...
- стол, шкаф, диван...
- ботинки, сапоги, тапки...
- малина, клубника, ежевика...
- футбол, гимнастика, плавание...
- понедельник, пятница, суббота...
- сентябрь, октябрь, ноябрь...
Упражнение «Решение логических задач»
- Сколько мёду соберут две бабочки, если у них по одному ведру?
- Сколько цыплят вывел петух, если он снёс пять яиц?
- На столе лежат два яблока и пять апельсинов. Сколько овощей лежит на столе?
Упражнение «Составление умозаключений»
Как вы думаете, какие из этих суждений верные, а какие нет?
- Ветер дует, потому что деревья качаются.
- Распустились цветы, поэтому наступило лето.
- Если тротуар мокрый, то прошёл дождь.
- Дедушка принёс грибы, потому что был в лесу.
- Если на небе появилась радуга, значит должен пойти дождь.
- Если наступила зима, значит будут холода.
РАЗВИТИЕ СЛУХОВОЙ ПАМЯТИ
Упражнение «Развитие слуховой памяти» (тексты для запоминания)
- Послушайте небольшой рассказ. Постарайтесь его запомнить, а затем пересказать.
Наступила осень. Пожелтели листочки, часто идёт дождь. Птицы готовят своих птенцов к отлёту.
Вова встаёт в семь часов. Он делает гимнастику, умывается и чистит зубы. Потом Вова застилает постель, завтракает и идёт в школу.
Маша выращивает цветы. Она уже посадила лилии, тюльпаны и даже колючий кактус. Маша ухаживает за цветами: рыхлит землю, поливает. Спасибо тебе, Маша за твои цветы!
- Послушайте пары слов и постарайтесь их запомнить. Затем по первому слову вы должны вспомнить второе.
кровать – подушка лето – дождь
дом – окно школа – учитель
часы – стрелки небо – облако
вода – рыба девочка – бант
лодка – река птица – клюв
лес – грибы медведь – лес
фрукты – очки
тетрадь – ручка
тарелка – яблоко
РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ
Игра «Поймай слово»
- Хлопните в ладоши, если услышите название молочного продукта.
Книга, банан, масло, яблоко, простокваша, лягушка, клей, сметана, собака, стол, йогурт, бумага, линейка, кольцо, молоко, банка, вода, сыр, учебник, творог, лампочка, котлета, кефир, шоколад, ряженка.
Упражнение «Таблицы Шульте»
- Перед вами необычные таблицы. Все цифры в них перепутаны. Найдите клетку с «1», поставьте туда палец. Последовательно передвигая палец на нужную клетку, досчитайте от 1 до 9. (Затем задание выполняется по той же схеме в обратном счёте – от 9 до 1.)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Методика Мюнстерберга
- Среди букв спрятались слова. Найдите их!
вапрсолнцеиргошмакитролгнепзаяцмиртьбюджсмотретьапрогнекмолниятьорнпеаклоунмитьбдедчсвкачерепахаэждлоэхочваемитогшлрадостьавчыяувекмпевекмитогшщреволюциясмапеглазитьблшогёжсмпаериконьсмвуычудоирошлокночсавкапрадугаитлогнмалинасмпирсчастьеываекличностьсапнемузыкаячсашум
Этюд «Любопытный»(выражение интереса)
Педагог: Однажды Кристофер Робин шёл по улице и нёс в руке пакет, из которого что-то выпирало. Тигра это заметил, и ему очень захотелось узнать, что же лежит в пакете? Кристофер Робин шёл большими шагами и не замечал Тигру (показ). А Тигра прямо-таки вился около Кристофера Робина, то с одной стороны подбежит, то с другой, шею вытянул заглядывая в полуоткрытый пакет (показ). Вдруг Кристофер Робин остановился, поставил пакет на землю рядом с лавочкой и присел отдохнуть. Тигра присел на корточки около пакета и заглянул внутрь. Там лежала ваза. Тигра разочарованно махнул лапой, встал и не спеша пошёл к своему дому. Давайте пока-
жем, как всё это было. Ваня будет Кристофером Робином, а все остальные дети – Тигрой. Как Тигре было интересно, любопытно? (со сменой ролей)
Этюд «Я так устал»(эмоции страдания, печали)
Педагог: Кристофер Робин несёт свой пакет, а он тяжёлый! (показ) Вот он остановился, поставил пакет у своих ног и говорит: «Я так устал, я очень устал». (выразительные движения: стоять, руки висят вдоль тела, плечи опущены)
Педагог: Покажите, как устал Кристофер Робин, совсем опечалился. Давайте поможем ему донести тяжёлый пакет. Смотрите, как он обрадовался! Покажите, как он обрадовался. Что он нам сказал? А что мы ему ответили? У меня есть рисунки с разными выражениями мимики лица. Найдите изображение лица Кристофера Робина, когда он устал. Что оно выражает? А когда мы ему помогли?
Этюд «Любящий сын» (эмпатия)
Педагог: Сегодня у мамы Кристофера Робина день рождения. Кристофер Робин потихоньку вошёл в комнату с вазочкой, спрятанной за спиной. Он шёл на носочках и улыбался (показ). Мама даже не услышала, как он вошёл. Кристофер Робин подошёл к маме сзади и очень громко сказал: «Мама, я тебя поздравляю с днём рождения!» Мама испугалась от неожиданности, вскочила, закричала: «Ой, ой! Кто это? Кристофер Робин, как ты меня напугал!!! У меня даже сердце заболело»(показ). Теперь за маму испугался сын, и настроение у обоих было испорчено.
Как вы думаете, дети, правильно поступил Кристофер Робин? Почему? Как надо было? Как вы поздравляете своих мам?
Давайте эту сценку разыграем с помощью кукольного театра (со сменой ролей).
А теперь покажем, как бы вы это сделали правильно. (обобщение)
Этюд «Застенчивый ослик» (застенчивость)
Педагог: Кристофер Робин приготовил подарок для ослика Иа, который никому не сказал про свой день рождения, потому что он был застенчив. Ослик сидел у себя дома на краешке стула и грустил.
Давайте покажем застенчивого ослика. Какое у него выражение лица?(пугливое, виноватое)
Но у Иа очень хорошие друзья. Они все пришли поздравить ослика. Мы ведь с вами тоже его друзья. Подарите ослику свои подарки: обязательно назовите и изоб-
разите, что вы дарите (педагог, часть детей в роли Иа).
Как обрадовался Иа! Заулыбался, спинку выпрямил, стал гордым, весёлым, уверенным в себе. Никто его не обижает, все ему рады. От радости ослик запрыгал, высоко подбрасывая свои копытца. Покажите уверенного, радостного ослика.
Этюд «Уходи, злость, уходи!»
Педагог: Сядем в круг, закроем глаза, будем изо всех сил бить ногами по полу и кричать: «Уходи, злость, уходи!» (2-3 минуты) Вся злость ушла? А теперь немного отдохнём.
Этюд «Игра с камешками» (эмоции радости, удовольствия)
Педагог: Сейчас мы перемещаемся на берег моря. Закройте глаза. Мы летим, летим, не открывайте глазки, так как вы можете испугаться, увидев, как высоко мы летим (музыкальное сопровождение).
Всё! Прилетели, можете открыть глаза, мы на берегу моря. Здесь светло, тепло и слышен шум моря (музыкальное сопровождение). Мы гуляем, радуемся солнечному,
лучезарному дню, улыбаемся солнцу своей самой счастливой улыбкой.
Давайте подойдём друг к другу, встанем в круг, посмотрим и улыбнёмся каждому доброй улыбкой. Я улыбнусь по очереди Диме, Насте, Паше...
Теперь ты, Маша, улыбнись всем своим друзьям, улыбнись, как солнышко, «обогрей» всех своей улыбкой, теперь ты, Настя (и так нужно улыбнуться всем по очереди).
Как хорошо и тепло, какое синее море. А на солнце жарко стоять, так припекает, так хочется поиграть с прохладной водичкой, побрызгаться. Наберём воду в ладоши, какая чистая вода! Как хорошо! Побрызгаемся! Вот так! Теперь давайте выйдем из воды.
Смотрите, какие под ногами лежат камешки. Смотрите, смотрите, какие они все разные, и серые, и зелёные, и квадратные, и круглые, как монетка. Наберём камешки. Подбросим вверх камешки, ловим, а теперь кинем далеко-далеко.
Как хорошо здесь: тепло, красиво. Но нам нужно возвращаться назад.
Этюд «Что там происходит?» (эмоции удивления, пантомимика)
Педагог: Теперь мы перенесемся во двор, в самый обычный двор, в котором есть качели, песочница, а вокруг дома, где вы живете.
Мальчишки чем-то заняты, они спорят; обсуждают правила игры в казаки-разбойники, они стоят в кругу, головы наклонены. Идут девчонки, увидели мальчишек, переглянулись между собой, удивились, им стало интересно, и они подошли поближе. Покажите, мальчики, как вы что-то обсуждаете.
Выразительные движения: голова поворачивается в сторону происходящего действия, пристальный взгляд.
Поза: выдвинуть одну ногу вперед, перенести на нее вес тела, одна рука на бедре, другая опущена вдоль тела.
Выражение: на лице эмоции любознательности.
Девочки, как мы удивимся? Давайте удивимся!
Как интересно, чем же заняты мальчишки, что их так заинтересовало. Представьте, что девочки обсуждают правила и хотят поиграть в игру, интересующую мальчишек, девочки тоже обсуждают, спорят. Давайте представим, как удивятся мальчики.
Предлагаю ребятам сесть.
Этюд «Котята» (выражение различных эмоций)
Педагог: Мы остаемся во дворе, но только я вас превращаю в котят, в котят-забияк, драчунов, которые никак не хотят успокоиться (превращаю в котят и в хозяек), — крибле-крабле-бумс!..
Представьте зимний морозный вечер, как холодно и темно на улице.
Педагог читает английскую песенку в переводе С. Маршака, используя выразительную мимику:
Два маленьких котёнка поссорились в углу,
Сердитая хозяйка взяла свою метлу
И вымела из кухни дерущихся котят.
Не справившись при этом, кто прав, кто виноват.
А дело было ночью, зимою, в январе.
Два маленьких котёнка озябли во дворе.
Легли они, свернулись на камне у крыльца,
Носы уткнули в лапки и стали ждать конца.
Но сжалилась хозяйка и отворила дверь.
«Ну, что, – она спросила, – не ссоритесь теперь?»
Прошли они тихонько в свой угол на ночлег,
Со шкурки отряхнули холодный мокрый снег.
И оба перед печкой заснули сладким сном,
А вьюга до рассвета шумела за окном.
Ребята, давайте по очереди покажем выражение лица хозяйки, как она разозлилась на котят? Какое у неё выражение лица? Брови сдвинуты, глаза строгие. Как она берёт свою метлу? Со злостью, движения размашистые, она выгоняет котят их дома за их шаловливость. Теперь представим, как страшно и холодно маленьким котятам на улице, они свернулись клубочком, они хотят, чтобы их пожалели, приласкали. А теперь хозяйка решила впустить котят, она простила нас. Как хозяйка теперь смотрит на нас? Она рада и улыбается. А теперь представьте, что мы сидим у тёплой печки, в печке горят дрова, огонь горит сильно-сильно, жарко-жарко. Как хорошо и приятно, когда прощают!
Этюд «Что слышно?» (игра на внимание)
Педагог: Давайте отдохнём, посидим на стульчиках, помолчим и послушаем тишину. Вам кажется, что, когда мы молчим, наступает полная тишина, я предлагаю вам послушать, так ли это.
Всё, игра началась (1,5-2 мин). Ребята, я слышу множество звуков: на улице слышен шум проезжающих машин, слышно, как в ванной комнате капает вода, в сосед-
ней комнате идёт занятие. А вы какие слышите звуки?
Этюд «Факиры» (психомышечная тренировка)
Педагог: Вы все замечательно занимались, но думаю, что вы уже устали и нам пора отдохнуть, расслабиться. Садитесь на пол, скрестите ноги по-турецки, руки положите на колени, кисти рук свисают вниз, спина и шея расслаблена, голову опустите, подбородок касается груди, глаза закройте. Вы факиры. Факиры сидят и отдыхают. Так хорошо. Факиры отдохнули. Открывайте глаза. Нам пора возвращаться в школу.
Этюд «Слушай хлопки!» (активное внимание)
Педагог: Давайте встанем в круг. Идите по кругу, слушайте внимательно. Когда я хлопну в ладоши один раз, то вы должны остановиться и принять позу «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны), а если я хлопну два раза, то вы принимаете позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и колени в стороны, руки между ногами на полу). А если вы услышите три хлопка, то вы встаёте и продолжаете ходьбу дальше (2-3 раза).
Вы такие молодцы, все внимательно слушали мои задания, всё правильно выполняли. Я вами горжусь!
Этюд «На берегу моря» (психомышечная тренировка с фиксацией внимания на дыхании)
Педагог: Представьте себе, что вы на берегу моря, закройте глаза. Представьте себе, как вы играете на берегу моря, как плещетесь в воде. Вы выходите из моря и садитесь на прогретый солнцем песок. Вы закрываете глаза от яркого солнца, дышите ровно, глубоко...
Этюд «Игра с песком» (напряжение и расслабление мышц рук)
Педагог: Представьте, как вы в руки набираете воображаемый песок (на вдохе), сильно сжав пальцы в кулак, удерживаете песок в руках (задержка дыхания), посыпаете колени песком, постепенно раскрывая пальцы (на выдохе), отряхиваете песок с рук, расслабляя кисти и пальцы, вы роняете бессильные руки... (2-3 раза)
Этюд «Игра с муравьём» (напряжение и расслабление мышц ног)
Педагог: Представьте, что на пальцы ног залез муравей и бегает по ним. Вы с силой натягиваете носки на себя, ноги напряжённые, прямые (на вдохе), оставляете носки в этом положении, прислушиваетесь, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания), мгновенным снятием напряжения в стопах вы сбросили муравья с пальцев ног (на выдохе), ваши носки идут вниз – в стороны, расслабляете ноги, ножки отдыхают... (повтор 2-3 раза)
Этюд «Солнышко и тучка» (напряжение и расслабление мышц туловища)
Педагог: Представьте, что солнышко зашло за тучку, стало свежо и вы сжимаетесь в комочек, чтобы согреться (задержка дыхания). Солнце вышло из-за тучки, вдруг стало жарко, вы опять расслабились... (повтор 2-3 раза)
Этюд «В уши попала вода» (напряжение и расслабление мышц шеи)
Педагог: Представьте, что вам в уши попала вода. Чтобы её вытряхнуть, нужно ритмично покачать головой, как бы вытряхивая воду: то из одного уха, то из другого.
Этюд «Лицо загорает» (на напряжение и расслабление мышц лица)
Педагог: Представьте, что светит яркое солнце, мы подставляем солнышку подбородок, слегка разжимаем губы и зубы (на вдохе). Вот летит жучок, он собирается сесть к кому-нибудь из детей на язык. Крепко-крепко закрываем рот, чтобы жучок не залетел. Жук улетел, и мы слегка открываем рот, облегчённо вздыхаем. Теперь мы подставляем носик, пусть он загорает, рот полуоткрываем. Вот летит бабочка и выбирает, на чей носик ей сесть. Давайте сморщим носик, поднимем верхнюю губу, рот оставим полуоткрытым (задержка дыхания). Улетела. Расслабим мышцы губ и носа (на выдохе). Снова прилетела бабочка. Пусть она покачается на качелях: под-
вигаем бровями вверх-вниз.
Этюд «Сон на берегу моря» (отдых)
Педагог: А теперь расслабьтесь, можете закрыть глаза. Отдыхайте... Как хорошо, тепло. Солнышко согрело ваши ладошки, руки, пяточки, ноги, животики, щёчки... Тепло, уютно, приятно. Ласково плещется море, летают чайки. Песок совсем горячий. Как спокойно... (1,5-2 мин)
Все отдохнули. Пора возвращаться в школу.
Этюд «Четыре стихии» (внимание)
Педагог: Когда я буду говорить «земля», вы все должны опустить руки вниз. Когда говорю «вода» – вытянуть руки вперёд. Когда «воздух» – поднимаете руки вверх, а «огонь» – производите вращение руками (в лучезапястных и локтевых суставах).
Мы всё преодолели: и в воде не утонули, и в огне не сгорели!
Этюд «Тень» (развитие памяти, пантомимики)
Педагог: Мы не заметили, как вошли в тёмное царство. Здесь ходят тени, но они не делают ничего плохого. Давайте попробуем передразнить эти тени. Если мы хорошо это сделаем, то они исчезнут. Распределяю детей по парам, один из которых – тень. Два ребёнка идут по дороге: один впереди, а другой на 2-3 шага сзади. Второй ребёнок – это «тень» первого. «Тень» должна повторять точно все действия первого ребёнка, который то потянется за камнем, то поскачет на одной ноге, то остановится и посмотрит из-под руки и т.п. Затем дети в парах меняются ролями.
Ура! Все тени исчезли. Вы сделали всё правильно. Молодцы!
Этюд «Дракон кусает свой хвост» (подвижная игра на ловкость, сплочённость)
Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребёнок – это голова дракона, последний – кончик хвоста. Первый играющий пытается схватить последнего – дракон ловит свой хвост. В следующий раз на роль головы назначается другой ребёнок.
Педагог: Посмотрите, нам на встречу идёт дракон. Давайте покажем, какой это дракон.
Этюд «Штанга» (расслабление мышц)
«Штангу» можно заменить на «камень»
Ребёнок поднимает «тяжёлый камень», потом бросает его и отдыхает (обозначение словом напряжения и расслабления педагогм) (3-4 раза)
Педагог: Ребята, представьте себе – перед нами замок, в котором томится прекрасная принцесса, и нам осталось ещё чуть-чуть до спасения принцессы. Надо успеть до темноты, но вход заложен камнями, надо его разобрать. Только камни очень тяжёлые, придётся поднапрячься.
Молодцы, вот мы и разобрали вход!
Этюд «Золотые капельки» (эмоции радости)
С музыкальным сопровождением.
Педагог: Мы – маленькие дракончики. Дракончики пошли гулять, и вдруг начался тёплый летний дождик, пляшут пузырьки в лужах. А из-за тучки выглянуло солнце, и дождь стал золотым. Кап-кап-кап – капает золотой дождик. Дракончики подставляют лица золотым капелькам дождя. Как приятен летний тёплый дождик. Солнышко нагрело капельки, и они стали тёплыми. Покажите, как вы рады золотому дожди-
ку, как вы нежитесь под его тёплыми капельками (голова запрокинута, рот полуоткрыт, глаза закрыты, мышцы лица расслаблены, плечи опущены). Сразу вспомни-
лось лето, правда? Вот бы в него вернуться!
Этюд «Перемена погоды» (эмоции страдания и печали)
С музыкальным сопровождением.
Педагог: Вдруг резко переменилась погода: солнышко спряталось за тучу, подул холодный ветер. Дракончики дрожат от холода. Покажите, как они замёрзли (брови приподняты и сдвинуты, зубы стучат, руки обхватывают плечи). Побежали скорей домой! (2-3 раза со сменой эмоций)
Этюд «Запретное движение» (преодоление двигательного автоматизма)
Педагог: Давайте поиграем в игру, которая называется «Запретное движение»(педа-
гог строит детей в шеренгу). Я буду показывать вам разные движения, а вы должны их повторять, но одно из движений будет запретным, например, нельзя поднимать руки вверх. Кто за мной повторит это запретное движение, становится ведущим (3 раза).
Этюд «Цветок» (выражение удовольствия и радости)
Педагог: Сядем на корточки, как маленькое семечко, обхватим руками колени, голова опущена вниз. И тут тёплый лучик солнца упал на землю и стал согревать в земле семечки, стало очень тепло. Все почувствовали, как стало тепло? (музыкальное сопровождение). И из каждого семечка проклюнулся росток, сначала поднимается голова, распрямляется корпус, туловище, руки поднимаются выше, выше к солнышку. Цветочки растут, растут, и вот уже появился бутончик, а солнышко всё теплее и теплее греет, и бутончик распускается. Вот какие красивые у всех цветы! Погреем на солнышке каждый лепесточек, погреем головку, улыбнёмся солнышку, другим цве-
там, погреем правую щёчку, теперь левую. Можно покружиться – мы же волшебные цветы. Как рады солнышку цветы! Улыбаются!
Этюд «Гроза» (выражение страха)
С музыкальным сопровождением.
Педагог: Солнышко стало заходить за тучу и пропало. Загремел гром, засверкала молния. Как страшно! Поднялся страшный ветер. Голову опустим и втянем в плечи, лепестками (руками) накроем голову, можно присесть. Лепестками цветочки отгораживаются от страшной грозы, ладони кверху. От страха мы даже затряслись, брови поднимем вверх, глаза откроем широко, рот немного приоткроем. Гроза прошла, больше ничего не гремит, молния не сверкает, только небольшой дождик закапал. Давайте нарисуем свой страх. Возьмите карандаши и лист бумаги. (После того как дети нарисуют, педагог беседует с ними о том, что они изобразили, какой страх, и предлагает порвать свой страх на мелкие кусочки и выбросить в корзину.) Теперь мы ничего не боимся!
Этюд «Дождик» (выражение радости и удовольствия)
Педагог: Давайте подставим своё лицо золотым капелькам дождя. Голова запрокинута назад, рот полуоткрыт, глаза закрыты. Ветер прекратился, стало теплее. Мышцы лица расслаблены, плечи и руки опущены. Хорошо под таким дождиком? Не хватает только солнышка! Вот оно и появляется, начинает пригревать.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа с 1 по 8 класс I вида с задержкой психического развития
Рабочие программы по изобразительному искусству...
Рабочая программа по информатике для 7 класса (для обучающихся с ОВЗ, имеющих задержку психического развития)
При разработке программы учитывался контингент детей школы. Учащиеся обучаются по программе VII вида. Требования к уровню подготовки детей с ЗПР соответствуют требованиям, предъявляемым к ученик...
Рабочая программа по информатике для 8 класса (для обучающихся с ОВЗ, имеющих задержку психического развития)
Коррекционная направленность реализации программы обеспечивается через использование в образовательном процессе специальных методов и приемов, создание специальных условий, перераспределения содержани...
Рабочая программа по информатике для 9 класса (для обучающихся с ОВЗ, имеющих задержку психического развития)
При разработке программы учитывался контингент детей школы. Учащиеся обучаются по программе VII вида. Требования к уровню подготовки детей с ЗПР соответствуют требованиям, предъявляемым к ученик...
Рабочие программы по коррекции нарушений устной и письменной речи у детей, обучающихся по адаптированной программе VII и VIII вида (1- 4 класс)
Для детей, обучающихся по программе VIII вида, программы разработаны на основе типовых программ специальных /коррекционных/ образовательных учреждений VIII вида: Лалаева, Р.И. «Логоп...
Адаптированная рабочая программа по коррекции психических процессов
Адаптированная рабочая программа по коррекции психических процессов для 5 и 7 классов...
Рабочая программа логопедической коррекции 1-4 класс
Программа логопедической коррекции рассчитана на учебный план, в котором для логопедических фронтальных занятий в 1-4 классах отводится 2 часа в неделю. Поскольку при интеллектуальной недостаточности ...