Значимость своевременной диагностики раннего детского аутизма.
статья
Нет более загадочных, странных детей, чем дети, страдающие аутизмом. Их не понимают родители, воспитатели, сверстники, но и они не понимают, чего от них хотят окружающие. У них часто интеллигентное лицо, «лицо принца» и не предсказуемые, с позиций обычных, нормальных людей, поступки, поведение, а если есть речь, то и высказывания. Они чужие в этом мире, в который пришли, но и для них этот мир чужая планета и, может быть, даже враждебная. Однажды познакомившись с таким маленьким «принцем», у меня возникло непреодолимое желание стать специалистом в этой области, понять причины страданий и помочь таким детям.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
школа №46 Калининского района Санкт-Петербурга
«Центр Реабилитации и Милосердия»
Статья: «Значимость своевременной диагностики раннего детского аутизма».
Подготовила: учитель
Савицкая Оксана Сергеевна
Санкт-Петербург 2022 год
Проблема раннего детского аутизма в настоящее время является одной из наиболее актуальных, что обусловлено, прежде всего, огромным ростом статистических показателей распространенности данного диагноза по всему миру.
В 2020 году опубликована новая статистика по США – расстройства аутистического спектра (РАС) встречаются у каждого 54-го ребенка, что на 10% больше, чем по статистике 2018 года. По России официальная статистика отсутствует.
Известно, что важнейшей проблемой профилактики глубоких нарушений социального взаимодействия ребенка с РДА является ранняя диагностика, но на практике в России организация медико-социальной помощи детям с РДА не соответствует стандартам, принятым в мире: диагностика расстройства производится поздно (в большинстве случаев после 5 лет, часто в 6-7 лет); несмотря на то, что диагноз РДА может и должен быть поставлен в первые 24 месяца.
В настоящее время врачи общей практики (педиатры, неврологи) обычно не принимают участия в раннем выявлении заболевания по причине недостаточности знаний об основных ранних симптомах аутизма.
Речь идет о детях с особой, недостаточно ясной патологией нервной системы генетического (шизофрения, хромосомные нарушения, врожденные нарушения обмена) или экзогенного (внутриутробные и постнатальные поражения головного мозга) происхождения, при которой, затруднено формирование эмоциональных контактов ребенка с внешним миром и прежде всего - с человеком.
Отсутствие общения, возникающее с раннего детства, искажает ход всего психического развития ребенка, грубо препятствует его социальной адаптации.
Современное понимание детского аутизма
В 1911 г. швейцарский психиатр Е. Блейлер опубликовал работу «Раннее слабоумие или группа шизофрении», в которой ввел термин «аутизм» (aytos – «сам») для описания клинической картины шизофрении, а именно – ухода больного шизофренией в мир фантазий. Определяя аутистический тип мышления, Е. Блейлер подчеркивал независимость его от реальной действительности, свободу от логических законов, захваченность собственными переживаниями.
Впервые ранний детский аутизм как отдельный синдром был описан в работе детского психиатра Л. Каннера (1943). В этот синдром он включил особые состояния у детей, начинающиеся с первых лет жизни, и описал его как базисное патогномоничное расстройство, заключающееся во врожденной неспособности к установлению нормальных контактов с людьми или к ориентации в определенных ситуациях. В клиническое описание раннего детского аутизма Л. Каннер внес не только собственно симптомы аутизма, но и расстройства речи, моторики, поведения, стереотипность деятельности, интересов.
В 1944 году австрийский психиатр Г. Аспергер описал аутистические формы поведения у детей. Этот тип расстройств оказался близок синдрому раннего детского аутизма. Однако Г. Аспергер не отмечал заметных нарушений в умственном развитии.
За весь период изучения аутизма с самого начала по наши дни представления об аутизме неоднократно изменялись.
Современные представления о сущности аутизма отражаются в понятии «расстройства аутистического спектра» (РАС). Всемирная организация здравоохранения, определяя данное нарушение, отмечает, что расстройства аутистического спектра включают ряд нарушений развития, характеризующихся расстройством функций, связанных с созреванием центральной нервной системы. Этот общий термин включает такие состояния, как аутизм, детское дезинтегративное расстройство и синдром Аспергера.
Критерии ранней диагностики аутизма у детей (клинический опыт).
Детский аутизм относится к группе первазивных (охватывающих все сферы психической деятельности) расстройств развития.
В раннем возрасте первым признаком РДА является слабо выраженный «комплекс оживления» и поза ребенка при взятии его на руки: «деревянная кукла» или повисшее тело. Ребёнок часто производит впечатление глухого - он не откликается на своё имя, не реагирует на различные звуки, внешне он практически никак не реагирует на присутствие близких, не смотрит в глаза. У таких детей бедная, маловыразительная мимика, застывшее выражение лица, часто называемое «зачарованность созерцанием».
Тревожные симптомы раннего детского аутизма у детей от 1 года до 3 лет.
1 год | 1,5 года | 2-3 года |
- отсутствие зрительного контакта - отсутствие радостного выражения лица - отсутствие обмена звуками между ребенком и родителями - отсутствие реакции на имя и голос - задержка появления лепета до 9 мес. - отсутствие доречевых жестов - остановка в развитии речи на 36 мес. после произнесения первых слогов и слов - нарушения сна | - не знает названий предметов домашнего обихода - не имитирует слова и действия - не говорит как минимум 15-30 слов - не принимает участие в одевании - не отзывается на имя - не вступает в контакт - нет указательного жеста - «бедный» зрительный контакт, взгляд «мимо» - расстройства пищевого поведения - страх громких звуков и шумов (бытовых приборов) – закрывает уши | - нет фразовой простой речи - отсутствие указательного жеста, звукоподражания - не выполняет инструкции - нет контакта со сверстниками - не использует понятий «Я», «ТЫ», «ОН», «ОНИ» - завороженность созерцанием - стереотипные игры и поведение, эхолалии - агрессия и аутоагрессия - отсутствие чувства эмпатии - стремление к постоянству, игровые «ряды» - отсутствие ролевой игры - нарушения пищевого поведения - отсутствие навыков опрятности |
Дети не пользуется указательными жестами для привлечения взрослого к совместному эмоциональному переживанию от увиденного.
Важно отметить, что аутичный ребёнок сам не способен адекватно воспринимать социальные сигналы окружающих людей - он смотрит на руку взрослого, а не на предмет, в сторону которого ему указывают.
Дети с РДА лишены эмпатии и, как следствие, не могут адекватно понимать и свое собственное эмоциональное состояние, и эмоции и чувства других людей. Аутичный ребёнок, испытывая боль, проявляет это плачем, криком или мимикой страдания, но, как правило, не обращается за утешением к матери; он также не умеет обращаться с просьбой к членам семьи, предпочитая самостоятельно удовлетворять свои актуальные потребности - открывать холодильник, включать телевизор, компьютер и т. д.
Коммуникативные нарушения при детском аутизме первым образом проявляются в нарушениях речевого развития. Как правило, дети начинают говорить намного позже своих сверстников, но впоследствии практически не использует речь для общения с детьми и близкими. При произнесении слов «мама» и «папа» они не применяют их целенаправленно, часто произносят автоматически, не пытаясь привлечь к себе внимание.
Важно отметить, что практически у всех детей с РДА после появления первых слогов и слов в возрасте 11-15 месяцев наступает мутизм на период от 6 месяцев до 1 года, после чего у ребенка появляется «лепетная» речь. К трем годам у части детей происходит усиление речевой активности, которая выражается в простом повторении слова за окружающими, то есть в речи постоянно присутствуют «эхолалии». О себе ребенок, как правило, говорит во втором или третьем лице и никогда не употребляет местоимение «я». Высказывания детей содержат отрывки из мультфильмов, книг, песен. Большая часть аутичных детей в раннем возрасте вообще не пользуется речью. Вместо речи аутичный ребёнок использует вокализации, похожие на «пение», «мычание» или «дельфиний визг». Одним из ведущих критериев является неспособность ребенка на полноценную и «ролевую» игровую деятельность, так как у него отсутствует воображение, способность понимать и представлять себе чувства и намерения других людей и саму суть игры. Поэтому аутичный ребёнок раннего возраста не способен даже на имитативную игру (изобразить по просьбе какое-либо действие.). Дети предпочитают играть мелкими деталями, коллекционируют их, выстраивают игрушки в ряды или пирамидки, перекладывают игрушки, длительно переливают воду, весь день крутят в руках веревочку или перебирают тряпочки, рвут бумагу. Специфическим поведенческим паттерном при аутизме является увлечённость ребёнка различными мелкими предметами. В некоторых случаях внимание ребёнка привлекает не столько сам предмет, сколько отдельные его свойства. Постоянство и «застреваемость» на определённых действиях - одни из самых частых симптомов, которые замечают родители. Например, ребёнок, надев шапку, не даёт её снять с себя в помещении; привыкнув к определённой одежде и обуви (по цвету, качеству, форме, сезонности), с упорством отвергает другие.
Важным диагностическим критерием для диагностики РДА являются стереотипии, к которым относятся привычка длительно хлопать в ладоши или раскачиваться из стороны в сторону, хождение на носочках, игра с собственной тенью или перебирание пальцев перед глазами, потрясывания кистями рук, бег по кругу - «манежный бег».
Нарушение пищевого поведения - важный диагностический симптом, проявляющийся в стойком нежелании ребёнка изменять привычным вкусовым ощущениям, не пробовать новые продукты, придерживаться определенного режима питания. В определенных случаях пищевой рацион ребенка может состоять исключительно из 2-3 продуктов, что в результате приводит к нарушениям со стороны желудочно-кишечного тракта (запорам).
Проблемы и трудности первичной диагностики.
Несвоевременная диагностика утяжеляет течение основного заболевания. В дальнейшем сопровождение ребёнка с аутизмом требует серьёзных материальных, медицинских и социальных ресурсов со стороны государства и семьи. Раннее выявление таких расстройства даёт возможность эффективного профессионального «вмешательства», что заметно поможет минимизировать аутистические проявления в поведении. Клинический опыт свидетельствует, что около 20% детей с РДА, терапия которых была начата в возрасте 2-3 лет, в школьном возрасте смогли заниматься по программе общеобразовательной школы, 60% - по программе коррекционной школы. Таким образом, для 80% детей с рано диагностированным аутизмом были доступны интеграционные формы обучения. Из числа пациентов, которым диагноз аутизма был выставлен после достижения 6-летнего возраста, коррекционную школу посещали с целью социальной адаптации только 25% детей. Большинство поздно диагностированных детей вынуждены были заниматься по индивидуальным программам вне школы.
Выявление, обследование и диагностика данных состояний в возрасте 1,5-2 лет практически не происходит. На раннем этапе развития ребенка (до 2 лет) такие характерные для РДА нарушения, как отрешенность ребенка от окружающего мира, отторжение тактильного контакта, невыразительность эмоциональных реакций и мимики, позднее формирование сюжетной игры, грубая задержка развития речи, трудности в общении со сверстниками, инверсия цикла сна и бодрствования и пищевые расстройства, практически не настораживают ни родителей, ни врачей. Как правило, подобные нарушения оцениваются ретроспективно, в 4-5-летнем возрасте, когда таких детей приводят к психиатру с жалобами на грубое отставание в психо-речевом развитии или на нарушение поведения. В связи с вышесказанным назрела необходимость более широкого распространения знаний об основных симптомах раннего детского аутизма у детей до трёх лет среди педиатров и детских врачей смежных специальностей.
Заключение
Аутизм следует рассматривать как стойкое состояние ограничения психических возможностей, а не заболевание, которое можно полностью вылечить.
Аутизм – образование вторичное и, следовательно, легче, чем основной и первичный дефекты, поддается коррекционным действиям.
Исходя из вышеизложенного можно сделать выводы, что диагноз раннего детского аутизма должен быть заподозрен уже при достижении ребенком 1,5-2 лет, когда определяются признаки очевидной задержки психомоторного и речевого развития или значительные нарушения в социальном взаимодействии, игре, поведении и пищевых особенностях.
Речь идет, прежде всего, о совместной работе педиатров, неврологов, психологов и психиатров, учитывая то, что междисциплинарное взаимодействие в детском возрасте имеет давние традиции.
Раннее выявление основных симптомов РДА при междисциплинарном взаимодействии и своевременно начатая медицинская и психолого-педагогическая коррекция существенно снижают уровень инвалидизации у детей с аутизмом и улучшают социальную адаптацию.
Очень важно понять, что большинство нарушений поведения при аутизме являются средством выражения страданий человека, его переживаний по поводу неудачи в чем-либо. Если у ребенка есть нарушения поведения, значит, он не удовлетворен собой. Мы должны попытаться поставить себя на место аутичного ребенка и понять, что для него представляет трудность.
Без своевременной диагностики и адекватной клинико-психолого-педагогической коррекции значительная часть таких детей становится не обучаемой и не приспособленной к жизни в обществе. И, наоборот, при ранней диагностике, своевременном начале коррекции большинство аутичных детей можно подготовить к обучению, а нередко - и развить их потенциальную одаренность в различных областях знаний.
Литература:
1. Башина В.М. Аутизм в детстве. M.: Медицина, 1999. С. 21-26.
2. Ремшмидт X. Аутизм. Клинические проявления, причины и лечение. M. 2003. 120 с.
3. О.С. Никольская, Е.Р. Баенская, М.М. Либлинг. Аутичный ребенок: пути помощи. М. 1997. 14-42 с.
4. Н.В. Филиппова, Ю.Б. Барыльник, Эпидемиология аутизма: современный взгляд на проблему. Соц. и клин. психиатрия. 2014. Т. 24. № 3. С. 96-100.
5. Лебединская К.С., Никольская О.С. Клинико-психологическая классификация. Диагностика раннего детского аутизма. M.: Просвещение, 1991. С. 21-25.
6. Тео Питерс, Аутизм: от теоретического понимания к педагогическому воздействию. СПб 1999. С. 9, 171.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Особенности эмоционально-волевого развития детей с ранним детским аутизмом
Мною была написана контрольная работа на тему: "Особенности эмоционально-волевого поведения у детей с ранним детским аутизмом" для переподготовки и повышения квалификации работников образования....
Коррекционно-педагогическая помощь детям с синдромом раннего детского аутизма
В настоящее время в Российской Федерации складывается система помощи детям с синдромом раннего детского аутизма. Необходимость развития так...
Отдельные методические приёмы работы со школьниками, страдающими ранним детским аутизмом
Методические приемы из личного опыта дефектолога, работающего с детьми, страдающими РДА....
Статья "Особенности работы на уроках истории Отечества по гражданско-патриотическому воспитанию учащихся с ранним детским аутизмом в коррекционной школе VIII вида на примере использования потенциала школьного музея КМПВО Ленинграда".
Особенности развития и обучения учащихся с ранним детским аутизмом. Программа по гражданко-патриотическому воспитанию учащихся 5-11 классов с РДА. Конспект урока истории на тему: "Блокада Ленинграда" ...
Агрессия и аутоагрессия у детей с ранним детским аутизмом
Агрессия у детей с РДА. Виды агрессии, причины и проявления....
Реферат ОСОБЕННОСТИ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ
Проявления раннего детского аутизма меняются с возрастом. Клиническая картина формируется постепенно к 2,5—3 годам и остается наиболее выраженной до 5—6 лет, представляя собой сложное сочетание первич...
Синдром раннего детского аутизма: жизнь в обществе
Что такое синдром ранего детского аутизма (РДА)? Это отрыв от реальности, отгороженность от внешнего мира, отсутствие или парадоксальность реакций...