ПОМОГАЕМ ДЕТЯМ ВМЕСТЕ.
учебно-методический материал

Всем родителям хочется, чтобы их дети в будущем стали высокообразованными, умными людьми. Умственное развитие детей тесно связано с развитием их речи. Освоение языка, его грамматического строя, словаря, чистое звукопризношение даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pomogaem_detyam_vmeste.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

ПОМОГАЕМ ДЕТЯМ ВМЕСТЕ.

Всем родителям хочется, чтобы их дети в будущем стали высокообразованными, умными людьми. Умственное развитие детей тесно связано с развитием их речи. Освоение языка, его грамматического строя, словаря, чистое звукопризношение даёт возможность детям свободно рассуждать, спрашивать, делать выводы, отражать разнообразные связи между предметами и явлениями.

Однако родители не всегда уделяют должное внимание развитию речи своих детей: они или не слышат их недостатков речи или слышат, но не придают этому серьёзного значения, думая, что с возрастом дефекты речи "исчезнут" сами собой. Время благоприятное для исправления недостатков речи уходит, а дефекты речи остаются. Ребёнок переходит в школу, и эти недостатки приносят детям много огорчений: насмешки одноклассников, ошибки в письме, замечания взрослых, неудовлетворительные отметки. Ребёнок замыкается в себе, избегает общения со сверстниками и взрослыми, отказывается участвовать в праздниках, читать стихи, неуверенно отвечает на уроках.

Чтобы избежать подобных неприятностей, необходимо своевременно проконсультироваться у специалиста - логопеда. И если ребёнку рекомендовано посещение логопедической группы, то необходимо последовать этой рекомендации.

Диагноз "общее недоразвитие речи" свидетельствует о нарушении формирования всех компонентов речевой системы: лексики (словаря), грамматики и фонетики (звукопроизношения). Для устранения этих речевых нарушений у детей в детских садах созданы логопедические группы. Непосредственно исправлением и развитием речи в группах занимаются логопед и воспитатели. Но для того, чтобы добиться положительных результатов, исправить дефекты речи подготовить детей к успешному обучению в школе необходимо создать в семье условия для общего и речевого развития детей, самая активная помощь родителей.

Помощь родителей обязательна и очень ценна, т.к. именно родительское мнение является наиболее авторитетным для ребёнка, только у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе "живого", непосредственного общения в быту с ребёнком.

Почти все родители знают, что гимнастика для рук и ног нужна для того, чтобы их дети стали ловкими и сильными.

А ТО, ЧТО ЯЗЫК - ГЛАВНАЯ МЫШЦА ОРГАНОВ РЕЧИ И ДЛЯ НЕГО ГИМНАСТИКА ПРОСТО НЕОБХОДИМА, ЗНАЮТ НЕ ВСЕ. ДЛЯ ПРАВИЛЬНОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ ЯЗЫК ДОЛЖЕН БЫТЬ ДОСТАТОЧНО ХОРОШО РАЗВИТ.

Для профилактики возникновения дефектов в произношении звуков, а также для того, чтобы смягчить остроту этих недостатков, облегчить формирование правильного звукопроизношения необходимо начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Уже после 7-8 месяцев после рождения малыша можно складывать губы трубочкой, улыбаться, щёлкать языком, изображая лошадку. Чем раньше малыш научится щёлкать языком, тем быстрее в его речи появятся звуки, требующие верхнего подъёма языка (ш, ж, р, л).

Время и порядок появления звуков у разных детей неодинаковы. Обычно к двум годам ребёнок усваивает звуки П, Б, М, Ф, В, Т, Д, Н, С, 3, Л, К, Г, X. Свистящие (С-3), шипящие (Ш-Щ), сонорные (Р-Л) в возрасте 2-2,5 лет ребёнок пропускает или заменяет.

В это время необходимо проводить подготовительную работу, которая

поможет малышу овладеть движениями артикуляционного аппарата и

развить слуховое внимание. Можно предложить ребёнку определить

игрушку по звукоподражанию (собака, корова, кошка, мишка и т.д.) или

предмет по его звучанию (бубен, колокольчик, барабан, металлофон и т.д.).

Для    исправления    дефектного              звукопроизношения        в    начале

артикуляционная гимнастика проводится перед зеркалом, чтобы ребёнок видел движения языка. Это ему необходимо для того, чтобы видеть в каком положении находится язык при произнесении звуков. Постепенно артикуляционные навыки автоматизируются, надобность в зрительном контроле отпадает.

Выполняя упражнения артикуляционной гимнастики ("губы вытянуты трубочкой", "растянуть в улыбку", "высовывать язычок и прятать за нижние зубки", "поднимать язык к верхним зубам", "стучать кончиком языка по верхним зубам, щёлкать кончиком языка "как лошадка скачет" и многие, многие другие упражнения) нужно быть терпеливым, ласковым, спокойным; обязательно хвалить ребёнка, стимулировать мотивацию к занятиям и не огорчаться, если некоторые упражнения не получаются сразу, повторить их вместе с ребёнком. Заниматься с ребёнком ежедневно по 5-7 минут. Проводить артикуляционную гимнастику лучше всего в форме сказки ("жил да был в своём домике весёлый язычок...").

Артикуляционная гимнастика очень важная часть работы по исправлению недостатков звукопроизношения, но только часть. Без закрепления, полученные навыки, за несколько дней, могут потеряться и тогда работу приходится начинать сначала.

В детском саду созданы все условия для того, чтобы дети с ОНР имели возможность развивать речь вне занятий и стимуляции речевой активности самих детей: создана развивающая речевая среда (речевые игры, разнообразные игрушки, наборы иллюстративного материала, аудиозаписи и многое другое).

Воспитатели используют режимные моменты (одевание, гигиенические и закаливающие процедуры, прогулки) для активизации речевой активности детей (что надеваем, из чего сделано, какого цвета; почему сегодня оделись теплее, чем вчера; как моем руки, лицо, шею; чем моем, вытираем, какое мыло и т. д. и т.п.).

ОЧЕНЬ ВАЖНО, ЧТОБЫ РОДИТЕЛИ НЕ УПУСКАЛИ НИ ОДНОЙ ВОЗМОЖНОСТИ СТИМУЛИРОВАТЬ РЕЧЕВУЮ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ, МЯГКО И ТАКТИЧНО ИСПРАВЛЯЯ ТЕ ОШИБКИ, КОТОРЫЕ РЕБЁНОК УЖЕ МОЖЕТ НЕ ДОПУСКАТЬ. 

  • По дороге из детского сада расспросите ребёнка о том, чем он занимался в детском саду. Предварительно узнайте у воспитателя или на стенде для родителей какие занятия, экскурсии, игры были в этот день. Задайте наводящие вопросы ребёнку, чтобы он вспомнил прошедший день, похвалите его за рисунок, вылепленную зверушку, за дежурство и т. д.

  • Окружающая обстановка даёт много тем для разговоров с ребёнком: по дороге в детский сад (названия улиц, деревья, цветы, погода, транспорт, правила поведения в общественных местах, дорожные знаки и многое другое).

  • Читайте детям книги, обязательно беседуйте по содержанию, предложите пересказать рассказ, понравившийся эпизод.

  • Стимулируйте речевую активность ребёнка вопросами, своими высказываниями, рассматриванием иллюстраций. Активизируйте речь детей в любой момент, когда ребёнок с вами рядом (помогает на кухне, в уборке квартиры, во время прогулок и т. п.).

Со старшими дошкольниками помимо занятий по формированию лексико-грамматических навыков проводятся занятия по обучению грамоте. И в этом виде работы очень необходима заинтересованная помощь родителей. Этот вид работы логопед включает в домашние задания для детей.

Если родители не остаются безучастными, интересуются успехами своих детей, помогают им формировать правильную красивую речь, то и положительный результат не заставит себя долго ждать.

ТОЛЬКО ТЕСНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ ДАЁТ ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ В ФОРМИРОВАНИИ ЧИСТОГО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ И РАЗВИТИЯ КРАСИВОЙ, ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ СВЯЗНОЙ РЕЧИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помогать детям учиться.

Учебный труд – это труд умственный, который требует большого напряжения нервной системы. К.Д. Ушинский заметил, что умственный труд едва ли не самый тяжелый, организм ребенка должен приучаться к...

Помогаем детям учиться. Правила общения детей и взрослых.

Каждый человек физически продолжается в своих детях, внуках, в своих потомках. Родители,  школа, учителя  - взрослые и мудрые люди, которые заинтересованы в том, чтобы  ребенок ст...

Проект Помоги детям

Важной целью проекта являлось развитие волонтёрства для оказания  помощи детям сиротам из детского дома  им. К. Либкнехта, воспитание у волонтёров чувства альтруизма и личной ответстве...

Нужно ли помогать детям в учёбе?

В статье даются советы родителям, чьи дети испытывают трудности в подготовке к урокам. Как помочь ребёнку и при этом не делать всё за него? Как развить самостоятельность школьника, но и желание совето...

Радуга профессий. Помогите детям в выборе профессии.

Помогите детям в выборе профессии.Материал разработан воспитателем ГБОУ РМЭ " Политехнический лицей-интернат" Лапыгиной Е. А....

Буклет "Помогайте детям безопасно общаться в интернете!"

В своей работе применяю памятки в форме буклетов с целью психолого-педагогического просвещения родителей. Надеюсь, мой опыт в данном направлении будет полезен специалистам ОО....