Рабочая программа по предмету " Русский язык (чтение)" 1 класс VIII вид для детей с ОВЗ
рабочая программа
Рабочая программа по предмету " Русский язык(чтение) 1 класс ФГОС, VIII вид для детей с ОВЗ (3 часа в неделю) на 2022-2023 учебный год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по предмету " Русский язык(чтение)" 1 класс ФГОС, VIII вид | 53.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Любино - Малоросская средняя общеобразовательная школа»
Любинского муниципального района Омской области
Рассмотрено на заседании методического совета Заместитель директора по УВР ___________________ С.Н.Горбачева Протокол № 1 от 31.08.2021г. | Утверждаю Директор МБОУ «Любино-Малоросская СОШ» _____________ Е.С. Бондаренко Приказ № 155 от 31.08.2021г. |
Адаптированная рабочая программа по русскому языку (чтению)
для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
для 1 класса
Составитель:
Борщева Наталья Валерьевна,
учитель адаптивного класса
2022-2023 учебный год
1.Пояснительная записка
Цели образовательно-коррекционной работы
Рабочая программа учебного предмета «Чтение» разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);
- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (далее – ПрАООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Русский язык является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Овладение знаниями и умениями в данной предметной области является необходимым условием успешной социализации обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Основная цель обучения русскому языку детей с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) неразрывно связана с целью реализации АООП и заключается в создании условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей обучающихся, обеспечивающих усвоение ими социального и культурного опыта (ПрАООП, п. 2.1.1), подготовки их к жизни в современном обществе (ПрАООП, п.2.2.2).
Обучение грамоте является важнейшим разделом предметной области «Язык и речевая практика». Раздел обучения грамоте включает в себя добукварный и букварный периоды. Добукварный период — период подготовки детей к обучению грамоте, определяющий их способность в овладении письмом и чтением во время букварных занятий. В это время у учащихся с нарушением интеллекта формируются и развиваются: фонематический слух, навыки звукового анализа и синтеза, диалогической речи и графические умения — необходимые условия для успешного усвоения грамоты. В добукварный период уроки носят интегрированный характер. На каждом уроке реализуется несколько направлений коррекционной работы, предлагаются упражнения, направленные на подготовку учащихся к овладению навыком чтения и письма.
В букварный период на уроках у школьников с умственной отсталостью формируются первоначальные навыки чтения. Формирование первоначальных навыков чтения проходит параллельно с формированием у них речевого слуха, коррекцией нарушений звуковой стороны речи, коррекцией недостатков сенсомоторной сферы: зрительного восприятия, пространственной ориентировки. Именно в этот период закладываются основы школьных поведенческих навыков. Коммуникативные навыки первоклассников получают дальнейшее развитие, они учатся элементарному общению с учителем и одноклассниками, приобретают умение адекватно воспринимать речь окружающих и выполнять инструкции педагога, у них развивается способность различать тональность и мелодику звучащей речи, подражать взрослому в использовании интонационных средств выразительности.
2. Общая характеристика учебного предмета, коррекционного курса
Основными критериями отбора материала по русскому языку, рекомендованного для изучения в первом классе в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ПрАООП являются его доступность и практическая значимость. Доступность проявляется в существенном ограничении объема и содержания материала, практическая значимость заключается в тесной связи изучения курса с жизненным опытом обучающихся, формированием у них готовности к использованию полученных знаний на практике, при решении соответствующих возрасту жизненных задач из ближайшего социального окружения. Программа обучения носит элементарно-практический характер, при этом ведущим коррекционным принципом, является принцип коммуникативной направленности.
Обучение грамоте осуществляется на основе звукового аналитико-синтетического метода, в который внесен ряд изменений. Обоснование изменений подробно дается в «Методике преподавания русского языка для детей с нарушениями интеллекта» А.К. Аксеновой, С.Ю. Ильиной и Методических рекомендациях обучение грамоте для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) авторы Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Наряду с аналитико-синтетическим методом обучения грамоте частично используется слоговой метод обучения. Материалом для обучения грамоте являются звуки и буквы, слоговые структуры, слова, предложения, короткие тексты. Обучение чтению в букварный период условно делится на три этапа. Такое деление обусловлено тем, что всю первую четверть дети готовятся к обучению грамоте (добукварный период). Последующие три четверти отводятся на изучение «Букваря». Таким образом, работа с «Букварем» может начаться в конце первой или начале второй четверти учебного года. Вместе с тем, в программе оговаривается право учителя продлевать букварный период на всю первую четверть второго класса при сложном контингенте учащихся. Определенная свобода в распределении материала по четвертям и годам обучения дает возможность педагогу принимать во внимание особенности каждого ребенка с интеллектуальными нарушениями и двигаться в том темпе изучения звуков и букв, в чтении слоговых структур и слов, который доступен всему классу в целом. В связи с этим при составлении тематического планирования учитель может включать весь речевой материал каждой страницы «Букваря», либо разбить страницу на два или три урока.
Порядок изучения звуков, букв и слоговых структур отличается от порядка их изучения с детьми не имеющих интеллектуальных нарушений. Он является наиболее доступным умственно отсталым школьникам, т.к. учитывает особенности их мыслительной деятельности. Усвоение звука предполагает выделение его из речи, правильное и отчетливое произношение, различение в сочетании с другими звуками, дифференциацию смешиваемых звуков. Буква изучается в следующей последовательности: восприятие общей ее формы, изучение состава буквы (элементы и их расположение), сравнение с другими, ранее изученными буквами. Важным моментом является соотнесение звука с образом буквы.
Слияние звуков в слоги и чтение слоговых структур осуществляется постепенно. Сначала читаются слоги-слова (ау, уа), обратные слоги (ам, ум), а затем прямые слоги (ма, му), требующие особого внимания при обучении слитному их чтению, и слоги со стечением согласных.
По мере изучения слоговых структур расширяется круг слов для чтения, постепенно усложняется и их структура (от слов, состоящих из одного слога или двух однотипных слогов, до слов, содержащих три разных по структуре слога). В этот период идет очень важная работа по накоплению, уточнению и активизации словаря первоклассников, закладывается база для развертывания устной речи.
В процессе чтения большое внимание уделяется пониманию смысла речевого материала, с которым работают учащиеся. Этой цели подчиняется не только работа со словом, предложением, текстом, но и со звуком, слогом. Школьники учатся воспринимать букву и слог как часть, кусочек слова и трансформировать их в слово.
3 Описание места учебного предмета, коррекционного курса в учебном плане
Учебный предмет «Чтение» входит в предметную область «Язык и речевая практика» и относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с Примерным годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для первого класса, курс русского языка в первом классе рассчитан на 99 ч. (33 учебные недели). Добукварный период рассчитан примерно на первую четверть учебного года. На усмотрение педагога, в зависимости от состава класса добукварный период может быть либо продлен, либо сокращен во времени.
Количество часов в неделю, отводимых на изучение русского языка в первом классе, определено Примерным недельным учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для первого класса и составляет в 3 часа в неделю.
Букварный период может быть продлен на 1 четверть второго класса, в случае трудностей с усвоением материала Букваря.
4.Описание ценностных ориентиров содержание учебного предмета
Формируется читательская компетентность, помогающая школьнику осознать себя грамотным читателем, способным к использованию читательской деятельности для своего самообразования. Грамотный читатель обладает потребностью в постоянном чтении книг, владеет техникой чтения и приёмами работы с текстом, пониманием прочитанного и прослушанного произведения, знанием книг, умением их самостоятельно выбрать и оценить
5. Личностные, метапредметнные результаты освоения конкретного учебного предмета, коррекционного курса
Личностные и предметны результаты освоения предмета
Освоение обучающимися с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) АООП в предметной области «Русский язык. Чтение» предполагает достижение ими двух видов результатов: личностных и предметных. В Примерной рабочей программе для первого класса определены планируемые личностные и предметные результаты освоения АООП, которые представлены в разделе «Планируемые результаты освоения учебного предмета». Примерная рабочая программа по предмету «Русский язык. Чтение» (обучение грамоте)» обеспечивает достижение планируемых личностных и предметных результатов освоения АООП в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ПрАООП к результатам (возможным результатам) освоения АООП.
В структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом. Личностные результаты освоения АООП образования включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки. Определенные примерной рабочей программой для первого класса планируемые личностные результаты учитывают типологические, возрастные особенности обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и возможности их личностного развития в процессе целенаправленной образовательной деятельности по изучению предмета. Однако, ввиду индивидуальных особенностей и возможностей обучающихся с умственной отсталостью, планируемые личностные результаты, представленные в примерной рабочей программе, следует рассматривать как возможные личностные результаты освоения учебного предмета, и использовать их как ориентиры при разработке учителем собственной рабочей программы с учетом особых образовательных потребностей и возможностей обучающихся.
Планируемые предметные результаты предусматривают овладение обучающимися знаниями и умениями по предмету и представлены дифференцированно по двум уровням: минимальному и достаточному. Минимальный уровень освоения АООП в предметной области «Язык и речевая практика» является обязательным для большинства обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вместе с тем, как особо указывается в ПрАООП, отсутствие достижения этого уровня отдельными обучающимися не является препятствием к получению ими образования по этому варианту программы.
Личностные результаты:
- Положительное отношение к школе, к урокам русского языка;
- Проявление интерес к языковой и речевой деятельности;
- Расширение представлений о многообразии окружающего мира;
- Доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
- Первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
- Умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
- Совместно с учителем оценивать результаты своих действий и действий одноклассников;
- Слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
- Ориентироваться в Букваре (на форзацах, на страницах учебной книги, в условных обозначениях);
- С помощью учителя понимать знаки, символы, схемы, приведённые в Букваре, учебных пособиях, учебных материалах (в том числе в электронном приложении к Букварю);
- Под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
- Осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в Букваре и учебных пособиях;
- Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- Слушать собеседника и понимать речь других;
- Оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);
- Принимать участие в диалоге;
- Принимать участие в работе парами и группами;
- Оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Предметные результаты:
- Иметь представления о значимости языка и речи в жизни людей;
- Различать и узнавать звуки окружающей действительности;
- Дифференцировать неречевые и речевые звуки;
- Иметь практические умения работать с языковыми единицами (буква, слово, предложение);
- Уметь работать с условно-графическим изображением слова, предложения;
- Преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы), в словесную форму под руководством учителя;
- Классифицировать и объединять заданные слова по значению, исключать лишний предмет;
- Понимать и показывать пространственное расположение фигур;
- Подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие овощи, фрукты, школьные принадлежности и др.);
- Слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
- Пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
- Понимать различие между звуками и буквами;
- Устанавливать местоположение звука в слове (начало и конец слова);
- Различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
- Различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
- Различать слово и предложение, слово и слог;
- Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
- Осознавать слово как единство звучания и значения;
- Соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
- Определять границы предложения, выбирать знак для конца предложения;
- Соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
- Составлять предложения из данных слов;
- Составлять предложения по схеме;
- Читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
- Ориентироваться на альбомном и тетрадном листе.
6. Содержание учебного предмета, коррекционного курса
Добукварный период
Развитие слухового внимания, фонематического слуха, звукового анализа
Различение звуков окружающей действительности, узнавание их: определение источника звука («Кто позвал?», «По звуку отгадай предмет»), направления звука («Укажи, где пищит мышка»), силы звука («Найди спрятанный предмет, ориентируясь на силу хлопков») и т.д.
Имитация голосов животных (кто как голос подает), узнавание животного по его голосу.
Дифференциация неречевых звуков: сходные звуки игрушек, сходные звуки музыкальных детских инструментов и др.
Соотнесение звуков окружающего мира с речевыми звуками: у-у-у — воет волк, ш-ш-ш — шипит гусь, р-р-р — рычит собака, с-с-с — свистит свисток и др.
Слово. Практическое знакомство со словом («Назови предметы», «Повтори все слова, которые сказали»). Фиксация слова условно-графическим изображением. «Чтение» зафиксированных слов, соотнесение их с конкретными предметами («Покажи, где слово и где предмет»). Называние окружающих предметов, предметов, изображенных на картинке, «запись» слов условно-графической схемой.
Дифференциация сходных по звучанию слов: Раз-два-три — без ошибок повтори: дом — дым, удочка — уточка, бабушка — бабочка и др.
Выделение слова из ряда предложенных на слух (2—3), фиксация каждого слова картинкой и схемой. «Чтение» слов.
Предложение. Практическое знакомство с предложением на основе демонстрации действия: Варя рисует. Юра прыгает. Фиксация предложения условно-графическим изображением. «Чтение» предложения.
Составление предложений (из 2 слов, затем — из 3) по картинке, запись их условно-графической схемой. «Чтение» каждого предложения.
Деление предложений на слова, фиксация их в условно-графической схеме с последующим выделением каждого слова.
Дифференциация сходных по звучанию предложений (На полке мишка. На полу мышка; У Веры шары. У Иры шар; Это гриб. Это грибок) с обязательным выбором соответствующей картинки.
Слог (часть слова). Деление двусложных слов на части (слоги) (Ира, А-ля, Вася). Фиксация части слова условно-графическим изображением. «Чтение» слов по слогам, соотнесение каждого прочитанного слова с картинкой.
Дифференциация оппозиционных слогов в игре: ма — на, са — за, да — та и т.д.
Звук. Артикуляционная гимнастика с игровыми заданиями. Дыхательные упражнения в игре: «Покатай ватный шарик по парте», «Посчитай, сколько Егорок стало на горке» (сначала на выдохе — два Егорки, потом — три). Отработка четкого звукопроизношения на материале коротких стихотворений, чистоговорок и т.д.
Дифференциация оппозиционных звуков: [м] — [н], [б] — [п], [д] — [т], [с] — [з], [с] — [ш] и т.д. (с учетом произносительных навыков учащихся).
Развитие умения слышать часто повторяющийся звук в двустишиях, чистоговорках. Выделение звуков [а], [у], [м], [о], [н], [с] в начале слова при акцентированном произнесении этих звуков учителем. Обозначение звука условным значком. Подбор слов, начинающихся с заданного звука, с опорой на натуральные предметы или картинки.
Развитие зрительных и пространственных восприятий
Различение и называние шести основных цветов (красный, синий, желтый, зеленый, белый, черный). Классификация предметов по цвету. Выкладывание ряда цветных полосок (2—3) по образцу, по памяти, по словесной инструкции. Различение коротких и длинных полосок. Составление из цветных полосок изображений знакомых предметов (лесенка, стол, стул, флажок и др.) вместе с учителем или по заданному образцу. Выкладывание из цветных полосок буквенных знаков: А, У, М, Х, С, Н, И, П, Т, Ш (без называния букв).
Знакомство с геометрическими фигурами: квадрат, треугольник, круг; их последовательное введение. Составление по образцу комбинаций из разных фигур (2—3) разного цвета. Составление из геометрических фигур изображений знакомых предметов (елочка, тележка, грузовик, дом и т. д.). Практическое усвоение пространственного расположения фигур: вверху — внизу, справа — слева. Разложение предмета, составленного из геометрических фигур, на части: елочка — три треугольника, дом — треугольник и квадрат.
Выработка умения показывать и называть предметы, их изображения последовательно слева направо.
Узнавание предмета по его части, составление предмета из частей в сопровождении речи. Складывание и раскладывание матрешки, выкладывание из кубиков (4—6) картинки по образцу, составление картинки из пазлов (2—4).
Исключение лишнего предмета из ряда предложенных (2—3) по заданной характеристике — цвету, форме или величине.
Развитие моторных умений
Упражнения для развития и координации движений кисти руки: сжимание и разжимание пищащих резиновых игрушек, сжимание пальцев в кулачок, разжимание их, приветствие пальчиков друг с другом, изображение из пальчиков животных и других предметов. Разучивание коротких стихотворных текстов, сопровождение их движениями пальцев. Игра с мозаикой.
Формирование графических умений: развитие умения держать ручку, карандаш. Работа мелом на доске, карандашом и ручкой на листе бумаги, в альбоме. Вычерчивание горизонтальных, вертикальных, наклонных прямых линий; расположение их на листе бумаги. Работа с трафаретом, шаблоном, проведение линий по контору. Умение менять направление карандаша в зависимости от трафарета, шаблона или контура. Соблюдение пределов контура при штриховке фигуры.
Выполнение рисунков, сходных по конфигурации с элементами печатных и письменных букв в пределах строки тетради: вертикальная прямая палочка — заборчик, прямая палочка с закруглением внизу — крючок для вешалки, палочка с закруглением вверху и внизу — уточка, овал — слива, полуовал — месяц и др.
Печатание букв А, У, М, О, Н, С (без обязательного их называния) по трафарету, по образцу.
Букварный период (чтение и письмо)
1-й этап
Изучение звуков и букв: Аа, Уу, Мм, Оо, Хх, Сс, Нн, ы, Лл, Вв, Ии. Умение правильно и отчетливо произносить изучаемые звуки, слышать их в словах, выделять первый звук в начале слова (в сильной позиции), подбирать слова, начинающиеся с изучаемого звука, с опорой на картинки или задание учителя («Назовите имена детей, которые начинаются со звука [а]» и др.). Соотнесение звука и буквы.
Практическое различение гласных и согласных звуков по мере изучения звуков и букв. Наблюдение в зеркале за наличием или отсутствием преграды. Обозначение гласных и согласных букв соответствующим цветом.
Образование и чтение слогов, состоящих из одной гласной, в словах (а-у, у-а), закрытых (ам, ум, ах, ох) и открытых двубуквенных (ма, му, ха, хи) слогов. Сравнение закрытых и открытых слогов. Чтение слоговых таблиц. Запоминание слогов.
Дифференциация сходных звуков изолированно и в слогах: [м] — [н], ма — на.
Чтение по слогам слов из двух усвоенных слогов (ма-ма, му-ха, у-ха и др.) с последующим их повторением целым словом. Соотнесение прочитанного слова с предметом или с картинкой.
Составление и чтение слов, состоящих из трехбуквенного закрытого слога: мох, сом, сын и т.д.
Чтение предложений из 1—2 слов и предметной картинки. Чтение предложений из 3 слов, с последующим их устным воспроизведением.
Разучивание чистоговорок, загадок, коротких стихотворений с голоса учителя.
2-й этап
Повторение пройденных звуков и букв. Изучение новых звуков и букв: Шш, Пп, Тт, Кк, Зз, Рр, й, Жж, Бб, Дд, Гг, ь. Правильное и четкое произнесение звуков.
Умение слышать изучаемый звук в слове, характеризовать его: гласный или согласный (с опорой на зеркало), звонкий или глухой (с опорой на дрожание гортани). Выделение начального звука в слове. Соотнесение звука с буквой, определение цвета буквы.
Дифференциация сходных звуков изолированно, в слогах, словах ([с] — [з], [х] — [к], [р] — [л], [п] — [б]; са — за, ша — жа, коза — коса и др.); слогов с мягкими и твердыми согласными (мы — ми, лы — ли, ны — ни, мыл — мил и т.д.); а также с и — й, (мои — мой). Образование и чтение открытых и закрытых двубуквенных слогов с твердыми и мягкими согласными, трех-четырехбуквенных слогов типа кот, кит, соль и т.д. Чтение слоговых структур по подобию, целостное запоминание слогов.
Составление и чтение слов из усвоенных слоговых структур. Четкое проговаривание каждого слога в слове. Чтение слов, обозначающих один и много предметов, большой и маленький предмет. Соотнесение слова с иллюстративным материалом. Работа со звуко-буквенной схемой. Обозначение букв красными и синими кружками (квадратиками).
Чтение предложений из 2—4 слов с последующим воспроизведением прочитанного («Какое предложение ты прочитал? Повтори»). Имитация интонации учителя при устном повторении предложения учеником.
Чтение небольших текстов из 2—4 предложений. Ответы на вопросы. Выборочное чтение по заданию учителя («Найди ответ на вопрос или подпись к картинке»). Соотнесение содержания текста с содержанием сюжетной картинки.
Чтение загадок и стихотворений (из 2 строчек). Разучивание их с голоса учителя.
3-й этап
Повторение пройденных звуков и букв, изучение новых: Ее, Яя, Юю, Ёё, Чч, Фф, Цц, Ээ, Щщ, ъ. Четкое и правильное артикулированное звуков.
Практическое различение гласных и согласных звуков, правильное обозначение их в схеме.
Дифференциация оппозиционных звуков: звонких и глухих, твердых и мягких согласных, свистящих и шипящих в слогах и словах: [ф] — [в], [с] — [ц], [ч] — [щ]; ма — мя, му — мю, су — цу, ша — ща; цвет — свет, плач — плащ и др.
Образование и чтение без искажения звукового состава усвоенных ранее слоговых структур. Образование и чтение слогов со стечением 2 согласных в начале и в конце слова. Образование и чтение по слогам слов, состоящих из 1—3 слогов.
Чтение предложений из 2—5 слов, их последующее воспроизведение с имитацией интонации учителя или самостоятельно при выполнении задания: «Как сердятся гуси?» И т.д.
Чтение небольших текстов. Ответы на вопросы. Соотнесение слов, предложений, текста с иллюстративным материалом; выбор нужной иллюстрации к тексту из ряда похожих по ситуации. Выборочное чтение слов, предложений по вопросам, картинке, заданию.
Чтение небольших загадок, стихотворений. Разучивание их с голоса учителя.
7.Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Добукварный период (3 часа в неделю)
№ | Кол-во час | Тема | Виды работ |
1 | 1 | Выявление представлений детей о цветах. Описание и сравнение предметов по цвету на основе зрительного восприятия. | Беседа по картине «Волшебница-осень» (осенние краски) Дорисовывание картины осени (дорисовывание недостающих элементов, выбор нужных цветов) |
2 | 1 | Звуки вокруг нас. Определение источника звука с опорой на практические действия, аудиозапись, натуральные предметы | Узнавание и имитация звуков окружающей действительности с опорой на картинки и собственные представления (тиканье и бой часов, звук мотора автомобиля, шуршание листьев под ногами, журчание воды, стук молотка) Рисование апельсина по контуру и трафарету |
3 | 1 | Различение неречевых звуков окружающей действительности. Воспроизведение сказки «Колобок» с использованием элементов драматизации | Имитация звуков животного мира Рассказывание сказки «Колобок» с опорой на иллюстрации и вопросы учителя Рисование Колобка по трафарету внутри дорожки |
4 | 1 | Условно-графическая фиксация слова с последующим его «чтением» | Условно-графическая запись слов, обозначающих картинки, последующее «чтение» записи «Чтение» условно-графической записи слов по порядку и вразбивку Обводка композиции из геометрических фигур по контуру, с использованием шаблонов или трафаретов |
5 | 1 | Подбор слов к картинке на сюжет сказки «Три медведя» | Подбор слов к картинке в точном соответствии с количеством условно-графических изображений Рассказывание сказки «Три медведя» с опорой на иллюстрации и вопросы учителя Обводка по контуру и рисование элементов иллюстрации с использованием шаблонов или трафаретов |
6 | 1 | Закрепление понятия «форма» предмета | Исключение четвёртого лишнего по признаку формы Дорисовывание недостающей фигуры с использованием шаблона или трафарета |
7 | 1 | «Чтение» условно-графической записи слов по порядку и в разбивку к картинке на сюжет сказки «Теремок» | «Чтение» условно-графической записи слов по порядку и в разбивку Рассказывание сказки «Теремок» с опорой на иллюстрации и вопросы учителя Рисование кривых линий |
8 | 1 | Знакомство с понятием «предложение» и его условно-графическим изображением | Составление предложений по картинкам в соответствии с количеством условно-графических схем и их последующее «чтение» (схема предложения без деления на слова) Обводка и рисование бордюра из вертикальных и наклонных линий |
9 | 1 | Составление предложений с опорой на ситуационную картинку, с последующим чтением их в условно-графической записи | Составление предложений по картинкам и «чтение» их в условно-графической записи Обводка композиции из геометрических фигур по контуру, рисование такой же композиции по шаблону и трафарету Обводка и дорисовывание бордюра |
10 | 1 | Составление, кодирование и «чтение» предложений с опорой на иллюстрацию | Составление предложений по картинке, их фиксация условно-графическим изображением и последующее «чтение» Обводка и дорисовывание композиции из геометрических фигур по контуру и по точкам |
11 | 1 | Знакомство с делением предложения, состоящего из трёх слов, на слова, его условно-графическое изображение и «чтение» | Беседа на тему «Кто что любит?» с опорой на картинки. Соотнесение картинок с помощью стрелок Составление по картинкам предложений из трёх слов, их «чтение» и последующее выделение каждого слова на слух и в условно-графической схеме Обводка и дорисовывание бордюра из геометрических фигур |
12 | 1 | Составление предложений из трёх слов, их условно-графическое изображение и «чтение» | Составление предложений по картинкам в соответствии с количеством условно-графических записей. «Чтение» предложений по условно графической записи Обводка и дорисовывание бордюра |
13 | 1 | Составление и «письмо» условно-графического изображения предложения, состоящего из трёх слов к иллюстрации на тему «Дежурство в классе» | Беседа на тему «Дежурство в классе» с опорой на иллюстрацию Составление по картинкам условно-графической схемы предложений из трёх слов, их «чтение» и последующее выделение каждого слова на слух и в схеме Обводка и дорисовывание композиций из геометрических фигур по контуру, точкам и по собственному замыслу |
14 | 1 | Деление слова на слоги, «чтение» и условно-графическое изображение слов | Беседа на тему «В магазине «Овощи-фрукты» с опорой на иллюстрацию Деление слов, обозначающих овощи и фрукты, на слоги, условно-графическая запись слов с последующим их «чтением» слитно и по слогам Обводка, дорисовывание по контуру и раскрашивание изображений овощей и фруктов |
15 | 1 | Деление слова на слоги, «письмо» и «чтение» слов слитно и по слогам | Беседа на тему «Моя любимая сказка» с опорой на иллюстрации (лисичка, мышка, курочка, три медведя) Условно-графическая запись слов, обозначающих сказочных персонажей, деление этих слов на слоги и последующее их чтение слитно и по слогам Обводка и дорисовывание бордюра |
16 | 1 | Выделение звука А в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова | Определение места звука А в словах, обозначающих предметные картинки, «чтение!» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме (аист, автобус, арбуз) Подбор имён детей, начинающихся со звука А. Условно-графическая запись слова и первого звука Обводка контура буквы А в изображениях домика, ракеты |
17 | 1 | Выделение звука У в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова | Определение места звука У в словах, обозначающих предметные картинки, «чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме (утка, удочка, уши) Составление рассказа по сюжетной картинке. Выделение на слух слов, начинающихся со звука У. Обводка контура буквы У в изображении веток дерева. Обводка и дорисовывание бордюра |
18 | 1 | Выделение звука О в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова | Определение места звука О в словах, обозначающих предметные картинки, «чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме Выделение на слух слов, начинающихся со звука О (озеро, облако, овцы). Анализ слов по схеме Обводка контура буквы О в изображениях знакомых овощей и фруктов Обводка и дорисовывание бордюра |
19 | 1 | Выделение звука С в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова | Определение места звука С в словах, обозначающих предметные картинки, «чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме (стакан, самолёт, санки, собака) Определение первого звука в словах «сапоги», «сарафан», «сумка», условно-графическая запись слов и первого звука Обводка контура буквы С в изображениях сушки и сыра Обводка и дорисовывание бордюра |
20 | 1 | Выделение звука Н в начале слова, фиксация его условно-графическим изображением в схеме слова | Определение места звука Н в словах, обозначающих предметные картинки, «чтение» условно-графической записи слов и выделение первого звука на слух и в схеме Составление предложения по картинке, «чтение» условно-графической записи предложения (ножницы, нос, Нина, носки) Конструирование из цветных полосок букв М и Н, конструирование фигур, по форме напоминающих буквы М и Н Обводка и дорисовывание бордюра |
21 | 1 | Выделение слов, начинающихся со звука С, их условно-графическое изображение | Определение первого звука в словах, обозначающих предметные картинки (сад, сыр, сок, самовар) Соотнесение изображений на рисунках с условно-графической схемой слова, начинающегося со звука С (обозначение стрелочками). Слова: сад, самовар, муха, сыр, сок, мышка Составление и условно-графическая запись предложения со словом «мышка» или «муха» Конструирование из цветных полосок букв Л и М, фигур, предметов, напоминающих буквы Л и М Обводка и дорисовывание бордюра |
22 | 1 | Составление предложений из двух-трёх слов по сказке «Заячья избушка», их условно-графическая запись | Рассказывание учителем сказки «Заячья избушка» с опорой на серию сюжетных картинок. Устное составление учащимися предложений по картинкам. Условно-графическая запись нескольких предложений, состоящих из двух-трёх слов (работа на партах) Обводка и дорисовывание бордюров |
23 | 1 | Знакомство с некоторыми элементами рукописных букв | Обводка и дорисовывание бордюра Письмо элементов рукописных букв Дорисовывание изображение арбуза (дана готовая половинка арбуза) |
24 | 1 | Знакомство с некоторыми элементами рукописных букв | Беседа на тему «В книжном магазине» Повторение изученных сказок («Петушок и бобовое зёрнышко, «Три медведя», «Колобок», «Курочка Ряба», «Заячья избушка», «Репка») Обводка и дорисовывание бордюра Письмо элементов рукописных букв |
Букварный период (чтение – 3 часа в неделю)
№ | Кол-во часов | Тема | Виды работ |
25 | 1 | Звук и буква А. | Выделение звука А из слов. Работа со схемой слова. |
26 | 1 | Звук и буква У. | Выделение звука У из слов. Работа со схемой слова и схемой предложения. |
27 | 1 | Чтение звукоподражательных слогов Ау, Уа. | Работа над восклицательной интонацией при чтении. |
28 | 1 | Звук и буква М. | Выделение звука М из слов. Работа со схемой слова, схемой предложения и схемой слога, состоящего из двух гласных (ГГ). |
29 | 1 | Составление и чтение обратных (закрытых) слогов с буквой м (ам, ум). | Работа со схемой закрытого слога и слогов, состоящих из двух гласных (ГГ, ГС). Чтение слоговых таблиц с пройденными слогами. Составление предложения по данной схеме и иллюстрации. |
30 | 1 | Составление и чтение обратных (закрытых ам, ум) и прямых (открытых ма, му) слогов. Закрепление пройденного материала. | Сравнительный звукобуквенный анализ прямых и обратных слогов (ГС, СГ). Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Составление и чтение открытых слогов с опорой на иллюстрацию, схему и звукобуквенный анализ. Чтение слоговых таблиц, звукоподражательных слов, работа над восклицательной интонацией при чтении слов и предложений. |
31 | 1 | Звук и буква О. | Выделение звука О из слов. Работа со схемой слов и предложений. |
32 | 1 | Составление и чтение обратных и прямых слогов с буквами Аа, Уу, Мм, Оо. | Сравнительный звукобуквенный анализ прямых и обратных слогов. Чтение слова мама (СГ-СГ) с опорой на схему и звукобуквенный анализ. Чтение слоговых таблиц. Составление предложений с опорой на схему и иллюстрацию. |
33 | 1 | Звук и буква Х. | Выделение звука Х из слов. Чтение слоговых таблиц. Звукобуквенный анализ слов ухо, уха с опорой на схему (Г-СГ). Чтение звукоподражательных слов, работа над интонацией. |
34 | 1 | Составление и чтение обратных и прямых слогов с буквами Аа, Уу, Мм, Оо, Хх. Закрепление пройденного материала. | Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Сравнительный звукобуквенный анализ прямых и обратных слогов. Чтение слоговых таблиц. Чтение слов из трёх и четырёх букв с открытыми и закрытыми слогами. Работа со схемами слов и предложений. Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картинок. Составление и чтение предложений с опорой на иллюстрацию и схему. |
35 | 1 | Звук и буква С. | Выделение звука С из слов. Чтение слова сом (СГС). Чтение слоговых таблиц. Звукобуквенный анализ слова с опорой на схему. Дополнение и чтение предложений с опорой на схему и иллюстрацию. Чтение звукоподражательных слов, работа над интонацией. |
36 | 1 | Чтение и сравнительный звукобуквенный анализ прямых и обратных слогов. Закрепление пройденного материала. | Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Чтение слоговых таблиц. Работа со схемой слов и предложений. Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картинок. |
37 | 1 | Звук и буква Нн. | Выделение звука Н из слов. Чтение слоговых таблиц. Звукобуквенный анализ слова с опорой на схему. |
38 | 1 | Дифференциация звуков М и Н. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. | Чтение слоговых таблиц. Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Чтение слов (ГС, Г-СГ, СГ-С, СГ-СГ, ГС-СГ). Чтение предложений со звукоподражательными словами и восклицательной интонацией с опорой на иллюстрации. Практическая работа над понятиями он, она, оно с опорой на иллюстрации. Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картинок. |
39 | 1 | Звук и буква Ыы. | Выделение звука Ы из слов. Чтение слоговых таблиц. Звукобуквенный анализ слов с опорой на схему. Составление предложений с опорой на схему и иллюстрацию. Практическая работа над понятиями один и много (сом – сомы) |
40 | 1 | Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала. | Чтение слоговых таблиц и слов. Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Работа со звукобуквенными схемами слов. Практическая работа над понятиями он, она, оно с опорой на иллюстрации. Составление предложений с опорой на схему и иллюстрацию. Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картинок. |
41 | 1 | Звук и буква Лл. | Выделение звука Л из слов. Чтение слоговых таблиц. Звукобуквенный анализ слогов и слов с опорой на схему. |
42 | 1 | Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала. | Чтение слоговых таблиц и слов. Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Работа со звукобуквенными схемами слов. Составление предложений с опорой на схему и иллюстрацию. Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картинок. |
43 | 1 | Звук и буква Вв. | Выделение звука В из слов. Чтение слоговых таблиц. Звукобуквенный анализ слогов и слов с опорой на схему. Дополнение и чтение предложения с опорой на схему и иллюстрацию. |
44 | 1 | Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала. | Чтение слоговых таблиц и слов. Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Повторение пройденных слоговых структур и чтение новых слоговых структур (СГС-СГ). Работа со звукобуквенными схемами слов. Составление предложений с опорой на схему и иллюстрацию. Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картинок. |
45 | 1 | Звук и буква Ии. | Выделение звука и буквы И словосочетаниях, где он является союзом. Выделение звука И в словах. Чтение слоговых таблиц. Звукобуквенный анализ слогов и слов с опорой на схему. Чтение предложений с опорой на иллюстрации. |
46 | 1 | Дифференциация звуков Ы и И. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. | Чтение слоговых таблиц. Чтение слов со слоговой структурой (Г-СГС, Г-СГ-СГ). Чтение предложений со звукоподражательными словами и восклицательной интонацией с опорой на иллюстрации. Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картинок. Чтение предложений, текстов. |
47 | 1 | Звук и буква Шш. | Выделение звука Ш из слов. Чтение слоговых таблиц. Звукобуквенный анализ слогов и слов с опорой на схему. |
48 | 1 | Составление, чтение слогов, слов, предложений с буквой Шш. Закрепление пройденного материала. | Звукобуквенный анализ слогов и слов с опорой на схему. Чтение слоговых таблиц. Чтение слов со слоговой структурой (СГС–СГ, СГ-СГС, СГ-СГ-СГ, ГС-СГ-СГ, ГС-СГС). Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Чтение предложений со звукоподражательными словами и восклицательной интонацией с опорой на иллюстрации. Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картинок. Чтение предложений, текстов. |
49 | 1 | Дифференциация звуков С и Ш. | Чтение слоговых таблиц. Чтение слов и предложений с опорой на схемы и иллюстрации. |
50 | 1 | Практические упражнения в чтении слов со слогом ШИ. | Чтение предложений и текстов с опорой на схемы и иллюстрации. |
51 | 1 | Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала. | Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Чтение слоговых таблиц. Чтение предложений с опорой на иллюстрации и схему. Составление рассказа с опорой на серию сюжетных картинок. Практические упражнения в чтении союза И. Практические упражнения в чтении имён собственных. Практические упражнения в правильном произнесении и чтении местоимений (он, она, они) и глаголов (ушла, ушли, уснул, уснули). |
52 | 1 | Звук и буква Пп. | Выделение звука П из слов. Чтение слоговых таблиц. Звукобуквенный анализ слогов и слов с опорой на схему. |
53 | 1 | Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала. | Чтение слоговых таблиц. Чтение слов с изученными слоговыми структурами. Чтение предложений с опорой на иллюстрации и схему. Чтение текста с опорой на иллюстрацию. Практические упражнения в чтении имён собственных. Практические упражнения в правильном произнесении и чтении глаголов (пас, пасла, пилил, пилила). |
54 | 1 | Звук и буква Тт. | Выделение звука Т из слов. Чтение слоговых таблиц. Звукобуквенный анализ слогов и слов с опорой на схему. Чтение предложений с опорой на иллюстрации. |
55 | 1 | Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала. | Чтение слоговых таблиц. Чтение слов с изученными слоговыми структурами и новыми (Г-ГС-СГ, СГС-СГ, СГС-СГС, Г-СА-СГС-СГ). Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Чтение предложений с опорой на иллюстрации и схему. Чтение текста с опорой на иллюстрацию. Практические упражнения в чтении имён собственных. Практические упражнения в правильном произнесении и чтении местоимений (ты, мы, вы), глаголов (мыли, вымыли, пасла, пасут). |
56 | 1 | Звук и буква Кк. | Выделение звука К из слов. Чтение слоговых таблиц. Звукобуквенный анализ слогов и слов с опорой на схему. Дополнение и чтение предложений с опорой на схемы и иллюстрации. |
57 | 1 | Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. Закрепление пройденного материала. | Чтение слоговых таблиц. Чтение слов с изученными слоговыми структурами и новыми (СГ-СГС-СГ). Чтение предложений с опорой на иллюстрации и схему. Чтение текста с опорой на иллюстрацию. Практические упражнения в чтении имён собственных. Практические упражнения в правильном произнесении и чтении существительных в ед. и мн. числе (утка – утки), слов с уменьшительно ласкательным значением. |
58 | 1 | Звук и буква Зз. | Выделение звука З из слов. Чтение слоговых таблиц. Звукобуквенный анализ слогов и слов с опорой на схему. Чтение предложений с опорой на схемы и иллюстрации. |
59 | 1 | Дифференциация звуков З и С. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. | Чтение слоговых таблиц. Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Чтение слов с изученными слоговыми структурами. Чтение слов с новыми слоговыми структурами (СГС-СГС, СГ-СГ-СГС). Чтение предложений со звукоподражательными словами и восклицательной интонацией с опорой на иллюстрации. Дифференциация звуков З и С, дифференциация и чтение слогов (са – за). Практические упражнения в чтении слов (коза – коса, Лиза – лиса, зима – Сима). Практические упражнения в чтении имён собственных. Практические упражнения в правильном произнесении и чтении глаголов (лил, залил, копал, закопал), существительных с уменьшительно ласкательным значением. Чтение рассказа с опорой на серию сюжетных картинок. |
60 | 1 | Звук и буква Рр. | Выделение звука Р из слов. Чтение слоговых таблиц. Звукобуквенный анализ слогов и слов с опорой на схему. Чтение слоговых структур (СГ-СГ-СГ-СГ, СГС-СГ-СГ). Чтение предложений с опорой на схемы и иллюстрации. |
61 | 1 | Дифференциация звуков Р и Л. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. | Чтение слоговых таблиц. Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Звукобуквенный анализ слов с опорой на схему. Чтение слов с изученными слоговыми структурами. Дифференциация звуков Р и Л, дифференциация и чтение слогов (ра – ла). Практические упражнения в чтении имён собственных. Практические упражнения в правильном произнесении и чтении глаголов существительных с уменьшительно ласкательным значением. Составление предложений с опорой на иллюстрацию и схему предложения. Чтение рассказа с опорой на иллюстрацию. |
62 | 1 | Звук и буква й. | Выделение звука й из слов. Чтение слоговых таблиц. Звукобуквенный анализ слогов и слов с опорой на схему. Чтение предложений с опорой на схему и иллюстрацию. |
63 | 1 | Дифференциация звуков и и й. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. | Чтение слоговых таблиц. Звукобуквенный анализ слов с опорой на схему. Чтение слов с изученными слоговыми структурами. Чтение слоговых структур (Г-СГС-СГС, СГС-СГ-СГ). Дифференциация звуков и и й, дифференциация и чтение слогов (ий – ый), слов (мой – мои). Практические упражнения в правильном произнесении и чтении прилагательных (синий, кислый). Чтение рассказа с опорой на иллюстрацию. |
64 | 1 | Звук и буква Жж. | Выделение звука Ж из слов. Чтение слоговых таблиц. Звукобуквенный анализ слогов и слов с опорой на схему. Дополнение и чтение предложений с опорой на схему и иллюстрацию. |
65 | 1 | Дифференциация звуков Ж и Ш. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. | Чтение слоговых таблиц. Чтение слов с изученными слоговыми структурами. Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Дифференциация звуков Ж и Ш, дифференциация и чтение слогов (ша – жа), слов (жар – шар). Практические упражнения в чтении слогов жи – ши и слов с этими слогами. Чтение текста с опорой на серию сюжетных картинок. Чтение рассказа с опорой на иллюстрацию. |
66 | 1 | Звук и буква Бб. | Выделение звука Б из слов. Чтение слоговых таблиц. Звукобуквенный анализ слогов и слов с опорой на схему. Чтение предложений с опорой на схему иллюстрацию. |
67 | 1 | Дифференциация звуков Б и П. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. | Чтение слоговых таблиц. Чтение слов с изученными слоговыми структурами. Дифференциация звуков Б и П, дифференциация и чтение слогов (па – ба), слов (бил – пил). Звукобуквенный анализ слогов и слов с опорой на схему. Чтение рассказа с опорой на иллюстрацию. |
68 | 1 | Звук и буква Дд. | Выделение звука Д из слов. Чтение слоговых таблиц. Звукобуквенный анализ слогов и слов с опорой на схему. Чтение и дополнение предложений с опорой на схему и иллюстрацию. |
69 | 1 | Дифференциация звуков Д и Т. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. | Чтение слоговых таблиц. Чтение слов с изученными слоговыми структурами. Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Дифференциация звуков Д и Т, дифференциация и чтение слогов (да – та), слов (прутик – прудик). Звукобуквенный анализ слогов и слов с опорой на схему. Чтение рассказа с опорой на иллюстрацию. |
70 | 1 | Звук и буква Гг. | Выделение звука Г из слов. Чтение слоговых таблиц. Звукобуквенный анализ слогов и слов с опорой на схему. Составление, чтение, дополнение предложений с опорой на схему и иллюстрацию. |
71 | 1 | Дифференциация звуков Г и К. Чтение слогов, слов и предложений с изученными буквами. | Чтение слоговых таблиц. Чтение слов с изученными слоговыми структурами. Дифференциация звуков Г и К, дифференциация и чтение слогов (га – ка), слов (горка – корка). Звукобуквенный анализ слогов и слов с опорой на схему. Чтение рассказа с опорой на иллюстрацию. |
72 | 1 | Буква ь. | Чтение слов (конь) и букв (мь) с ь. Чтение слоговых таблиц. Звукобуквенный анализ слов с опорой на схему. Знакомство со схемой слов с ь (СГС пустой квадратик). |
73 | 1 | Чтение слов с ь. | Дифференциация слогов (ат – ать). Звукобуквенный анализ слов с опорой на схему. Дифференциация слов (хор – хорь). Чтение предложений с опорой на схему и иллюстрацию. Чтение текста с опорой на иллюстрацию. |
74 | 1 | Чтение слов со стечением согласных. Закрепление пройденного материала. | Закрепление чтения слов с изученными слоговыми структурами. Закрепление чтения слов с ь. Чтение слоговых таблиц Изучение слов со стечением согласных (ССГС, ССГ-СГ, ССГ-СГС, СГ-Г-СГСС). Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Чтение слогов и слов с опорой на схему и звукобуквенный анализ. Практические упражнения в чтении слов ед. и мн. Числа (мосты – мост). Чтение предложений и текстов с опорой на схемы и иллюстрации. |
75 | 1 | Буква Ее. | Выделение буквы Е в словах. Работа с буквенной схемой, анализ слогов и слов с опорой на схему. Составление, чтение, дополнение предложений с опорой на схему и иллюстрацию. |
76 | 1 | Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. | Закрепление чтения слов с изученными слоговыми структурами. Закрепление чтения слов с ь, стечением согласных, с Е. Чтение слоговых таблиц Чтение слов, состоящих из трёх-четырёх слогов (Г-СГ-СГС, СГ-СГ-СГС, СГ-СГС-СГ, СГС-СГС-СГ, СГ-СГ-С-СГС, ГС-СГС-СГС, ССГС-СГ-11Г). Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Чтение предложений и текстов с опорой на схемы и иллюстрации. |
77 | 1 | Буква Яя. | Выделение буквы Я в словах. Работа с буквенной схемой, анализ слогов и слов с опорой на схему. Составление, чтение, дополнение предложений с опорой на схему и иллюстрацию. |
78 | 1 | Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. Дифференциация А и Я | Закрепление чтения слов с изученными слоговыми структурами. Закрепление чтения слов с ь, стечением согласных, с Е, Я. Чтение слоговых таблиц. Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Дифференциация слогов и слов с буквами А и Я, чтение слогов (ма – мя), чтение слов (мал – мял). Чтение предложений и текстов с опорой на схемы и иллюстрации. |
79 | 1 | Буква Юю. | Выделение буквы Ю в словах. Работа с буквенной схемой, анализ слогов и слов с опорой на схему. Составление, чтение, дополнение предложений с опорой на схему и иллюстрацию. |
80 | 1 | Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. Дифференциация У и Ю. | Закрепление чтения слов с изученными слоговыми структурами. Чтение слоговых таблиц. Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Дифференциация слогов и слов с буквами У и Ю, чтение слогов (лу – лю), чтение слов (тук – тюк). Чтение предложений и текстов с опорой на схемы и иллюстрации. |
81 | 1 | Буква Ёё. | Выделение буквы Ё в словах. Работа с буквенной схемой, анализ слогов и слов с опорой на схему. Составление, чтение, дополнение предложений с опорой на схему и иллюстрацию. |
82 | 1 | Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. | Закрепление чтения слов с изученными слоговыми структурами. Чтение слоговых таблиц. Чтение предложений и текстов с опорой на схемы и иллюстрации. |
83 | 1 | Звук и буква Чч. | Выделение звука Ч из слов. Чтение слоговых таблиц. Звукобуквенный анализ слогов и слов с опорой на схему. Составление, чтение, дополнение предложений с опорой на схему и иллюстрацию. |
84 | 1 | Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. Практические упражнения в чтении слов с ча и чу. | Закрепление чтения слов с изученными слоговыми структурами. Чтение слов с ча и чу. Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Чтение слоговых таблиц. Чтение предложений и текстов с опорой на схемы и иллюстрации. |
85 | 1 | Звук и буква Фф. | Выделение звука Ф из слов. Чтение слоговых таблиц. Звукобуквенный анализ слогов и слов с опорой на схему. Составление, чтение, дополнение предложений с опорой на схему и иллюстрацию |
86 | 1 | Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. Дифференциация слогов и слов с В и Ф. | Закрепление чтения слов с изученными слоговыми структурами. Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Чтение слоговых таблиц. Дифференциация и чтение слогов (ва – фа) и слов (Ваня – Федя). Чтение предложений и текстов с опорой на схемы и иллюстрации. |
87 | 1 | Звук и буква Цц. | Выделение звука Ц из слов. Чтение слоговых таблиц. Звукобуквенный анализ слогов и слов с опорой на схему. Составление, чтение, дополнение предложений с опорой на схему и иллюстрацию. |
88 | 1 | Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. Дифференциация слогов и слов с С и Ц. | Закрепление чтения слов с изученными слоговыми структурами. Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Чтение слоговых таблиц. Дифференциация и чтение слогов (са – ца) и слов (свет – цвет). Чтение предложений и текстов с опорой на схемы и иллюстрации. |
89 | 1 | Звук и буква Ээ. | Выделение звука Э из слов. Чтение слоговых таблиц. Звукобуквенный анализ слогов и слов с опорой на схему. Составление, чтение, дополнение предложений с опорой на схему и иллюстрацию. |
90 | 1 | Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. | Закрепление чтения слов с изученными слоговыми структурами. Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Чтение слоговых таблиц. Чтение предложений и текстов с опорой на схемы и иллюстрации. |
91 | 1 | Звук и буква Щщ. | Выделение звука Щ из слов. Чтение слоговых таблиц. Звукобуквенный анализ слогов и слов с опорой на схему. Составление, чтение, дополнение предложений с опорой на схему и иллюстрацию. |
92 | 1 | Закрепление пройденного материала. Чтение изученных слоговых структур. Практические упражнения в чтении слов с ча, ща, чу, щу. | Закрепление чтения слов с изученными слоговыми структурами. Чтение слов с ча, ща, чу, щу. Дифференциация гласных и согласных звуков и букв. Чтение слоговых таблиц. Чтение предложений и текстов с опорой на схемы и иллюстрации. |
93 | 1 | Буква ъ. | Чтение слов с ъ. Дифференциация и чтение слов (сели – съели). Составление предложений с опорой на схему и иллюстрацию. |
94 | 1 | Чтение и дифференциация слов с ь и ъ знаком. | Закрепление чтения слов с ь ъ знаком. Дифференциация ь и ъ знака в процессе чтения. Чтение слов, предложений, текста с опорой на схемы и иллюстративный материал. |
95 | 1 | Закрепление пройденного материала. Чтение текстов. | Закрепление чтения слов с изученными слоговыми структурами. Чтение слоговых таблиц. Чтение предложений и текстов с опорой на схемы и иллюстрации. |
8. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
1. Учебно-методическое обеспечение:
- Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Первый класс. Русский язык. Чтение (обучение грамоте). Примерная рабочая программа для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
- Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Обучение грамоте. Методические рекомендации для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
2. Учебник:
- Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). – В 2-х ч.
3. Компьютерные и информационно-коммуникативные средства:
- Электронная форма учебника: Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Букварь. Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). – В 2-х ч.
- Электронная форма учебника: Аксенова А.К., Комарова С.В., Шишкова М.И. Дидактический материал для занятий в добукварный период.
4. Технические средства:
- Компьютер, персональный компьютер (ноутбук, планшет).
- Интерактивная доска
5. Учебно-практическое оборудование:
- Касса букв и слогов;
- Раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки, природный материал, геометрические фигуры и тела);
- Наборы предметных и сюжетных картинок;
- Карточки для индивидуальной работы (схемы слов, предложений и т.п.);
- Слоговые таблицы;
- Дидактические игры;
- Образцы написания букв;
- Мозаика, шнуровки, шаблоны, трафареты;
- Конструктор.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Планируемые личностные результаты
- Положительное отношение к школе, к урокам русского языка;
- Проявление интереса к языковой и речевой деятельности;
- Расширение представлений о многообразии окружающего мира;
- Доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
- Первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уроке;
- Умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
- Оценка результатов своих действий и действий одноклассников, производимая совместно с учителем;
- Слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
- Ориентироваться в Букваре (на форзацах, на страницах учебной книги, в условных обозначениях);
- Понимать с помощью учителя знаки, символы, схемы, приведённые в Букваре, учебных пособиях, учебных материалах (в том числе в электронном приложении к Букварю);
- Под руководством учителя работать с информацией, представленной в разных формах (текст, рисунок, таблица, схема);
- Осуществлять под руководством учителя поиск нужной информации в Букваре и учебных пособиях;
- Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
- Слушать собеседника и понимать речь других;
- Оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);
- Принимать участие в диалоге;
- Принимать участие в работе парами и группами;
- Оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости.
Планируемые предметные результаты
- Иметь представления о значимости языка и речи в жизни людей;
- Различать и узнавать звуки окружающей действительности;
- Дифференцировать неречевые и речевые звуки;
- Практические умения работать с языковыми единицами (буква, слово, предложение);
- Работать с условно-графическим изображением слова, предложения;
- Преобразовывать информацию, полученную из рисунка (таблицы), в словесную форму под руководством учителя;
- Классифицировать и объединять заданные слова по значению, исключать лишний предмет;
- Понимать и показывать пространственное расположение фигур;
- Подводить языковой факт под понятие разного уровня обобщения (предмет и слово, обозначающее предмет; слова, обозначающие овощи, фрукты, школьные принадлежности и др.);
- Слушать вопрос, понимать его, отвечать на поставленный вопрос;
- Пересказывать сюжет известной сказки по данному рисунку;
- Понимать различие между звуками и буквами;
- Устанавливать местоположение звука в слове (начало и конец слова);
- Различать гласные и согласные звуки, правильно их произносить;
- Различать слово и слог; определять количество слогов в слове, делить слова на слоги;
- Различать слово и предложение, слово и слог;
- Определять количество слов в предложении, вычленять слова из предложения;
- Осознавать слово как единство звучания и значения;
- Соблюдать в устной речи интонацию конца предложений;
- Определять границы предложения, выбирать знак для конца предложения;
- Соотносить схемы предложений и предложения, соответствующие этим схемам;
- Составлять предложения из данных слов;
- Составлять предложения по схеме;
- Читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
- Ориентироваться на альбомном и тетрадном листе.
Планируемые предметные результаты на конец добукварного периода
Достаточный уровень
- Понимать и рассказывать, кто такой ученик, чем он отличается от дошкольника;
- Знать правила поведения учащихся в школе;
- Понимать и выполнять правила посадки за партой;
- Называть письменные принадлежности, необходимые для учёбы, с опорой на иллюстрации;
- Знать правила обращения с учебной книгой «Букварь»;
- Знать основные цвета, называть их и правильно использовать;
- Различать звуки окружающей действительности, называть их, соотносить с предметами;
- Исключать лишний предмет по цвету, форме, величине;
- Иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово, часть слова (слог), звук;
- Делить предложения (из двух-трех слов) на слова, с опорой на схему;
- Делить двусложные слова на слоги, с опорой на схему;
- Выделять звуки А, У, О, М, С, Н в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему;
- Составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя;
- Пользоваться карандашом, ручкой;
- Рисовать и раскрашивать по трафарету и шаблону различные предметы и геометрические фигуры;
- Рисовать несложные орнаменты, рисунки;
- Выполнять штриховку;
- Рисовать по пунктирным линиям, обводить элементы рисунка;
- Рисовать элементы, напоминающие образ букв, а затем элементы букв.
Минимальный уровень
- Знать правила поведения учащихся в школе;
- Знать правила обращения с учебной книгой «Букварь»;
- Знать основные цвета;
- Различать звуки окружающей действительности;
- Находить лишний предмет по цвету, форме, величине;
- Иметь практические представления о таких понятиях как предложение, слово;
- Выделять звуки А, У, О в начале слов, с опорой на иллюстрацию и схему;
- Составлять предложения с опорой на иллюстративный материал и вопросы учителя;
- Пользоваться карандашом, ручкой;
- Рисовать и раскрашивать по трафарету и шаблону различные предметы и геометрические фигуры;
- Рисовать по пунктирным линиям, обводить элементы рисунка.
Планируемые предметные результаты на конец периода обучения грамоте
Достаточный уровень
- Различать звуки на слух и в собственном произношении;
- Знать буквы, различать звуки и буквы;
- Различать гласные и согласные звуки;
- Определять звуки в начале и в конце слова;
- Определять количество слогов в слове;
- Определять количество слов в предложении;
- Читать по слогам слова, предложения и короткие тексты;
- Отвечать на вопросы по содержанию прочитанного и по иллюстрациям к тексту.
Минимальный уровень
- Различать звуки на слух и в собственном произношении, знать буквы;
- Знать и различать буквы;
- Читать по слогам отдельные слова, соотносить их с предметными картинками;
- Слушать небольшую сказку, рассказ и с помощью учителя отвечать на вопросы по содержанию, опираясь на наглядные средства;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по предмету «Русский язык» 9 класс VIII вид
Рабочая программа по русскому языку в 9 классе, разработана на основе программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 классы / И.М. Бгажнокова. – М.: Просвещение...
Рабочая программа по предмету «Русский язык. 6 класс» на основе программы В.В. Бабайцевой
Настоящая рабочая программа по русскому языку для VI класса рассчитана на изучение русского языка на базовом уровне. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратеги...
Рабочая программа по предмету " Изобразительное искусство" 1 класс VIII вид для детей с ОВЗ
Программа на 2022-2023 учебный год, разработанна на зз учебные недели....
Рабочая программа по предмету " Речевая практика" 1 класс VIII вид для детей с ОВЗ
Рабочая программа по предмету " Речевая практика" 1 класс ФГОС, для детей с ОВЗ, VIII вид Программа расчитана на 64 часа( 2 часа в неделю) , 33 рабочих недели...
Рабочая программа по предмету " Ручной труд" 1 класс VIII вид для детей с ОВЗ
Рабочая программа разработанна на 2022-2023 учебный год, по предмету " Ручной труд" 1 класс ФГОС, VIII вид, для детей с ОВЗ.Программа расчитана на 64 часа ( 2 раза в неделю)....
Рабочая программа по предметам "Русский язык", "Чтение(литературное чтение), "Математика", "Природоведение", "Мир истории", "Основы социальной жизни", "Труд (технология", "Адаптивная физическая культура", "География"
Рабочие программы по предметам предназначены для учащегося 6 класса 1 вариант(обучение на дому) на 2024-2025 учебный год....
Рабочая программа по предметам "Русский язык", "Чтение(литературное чтение), "Математика", "Природоведение", "Мир истории", "Основы социальной жизни", "Труд (технология", "Адаптивная физическая культура", "География"
Рабочие программы по предметам предназначены для учащегося 6 класса 1 вариант(обучение на дому) на 2024-2025 учебный год....