Обобщение педагогического опыта
опыты и эксперименты

Крыловская Татьяна Петровна

 «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент социального развития

Администрации Корсаковского городского округа

Обобщение педагогического опыта

по теме:

«Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»

Крыловская Татьяна Петровна,

учитель-логопед МАДОУ «Детский сад №8»

Корсаков

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ I. ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОПЫТЕ        3

РАЗДЕЛ II. ТЕХНОЛОГИЯ ОПЫТА        5

РАЗДЕЛ III. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА        15

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ        18

ПРИЛОЖЕНИЯ.

Раздел I. Информация об опыте.

1. Сведения об авторе.

Ф.И.О.  Крыловская Татьяна Петровна

2. Тема опыта: 

«Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»

3.  Условие возникновения, становления опыта:

Муниципальное    автономное    дошкольное    образовательное    учреждение        «Детский сад № 8» Корсаковского городского округа Сахалинской области общеразвивающего вида; воспитанники          старшего дошкольного возраста.

4. Актуальность опыта.

           В настоящее время наблюдается тенденция к увеличению числа детей с речевой патологией. За последние несколько лет картина патологий качественно меняется -  резко увеличилось количество детей со сложной речевой патологией.  Более того, у детей дошкольного возраста наблюдается снижение функциональных возможностей организма, которые проявляются в нестабильности  психоэмоционального состояния, низкой работоспособности и быстрой утомляемости. Логопедические занятия для таких дошколят

— это тяжелый труд.

Существующая многолетняя практика в области логопедии показывает, что при   целенаправленной    систематической    работе      многие     нарушения

речевого развития могут быть преодолены. Потому поиск приёмов и методик в логопедической практике не утратил своей актуальности. Считаю, что исследования в этой области на современном этапе являются чрезвычайно необходимыми, поскольку число детей с речевой патологией увеличивается год от года.

5. Теоретическая база опыта

В своей деятельности руководствовалась основными положениями Д.Б. Эльконина о возрастной периодизации, а также использовала методики обучения детей с отклонениями развития Л.Н. Ефименковой, Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой, Г.А. Каше, Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой, Р.Е. Левиной, Н.А. Никашиной, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Г.В. Чиркиной. А.Жан Айрес, психолог, основатель теории сенсорной интеграции.

6. Педагогическая идея опыта.

       Проблема неуклонного роста числа детей со сложными формами нарушения речи коснулась и наше дошкольное учреждение.    Сравнительная характеристика детей с речевыми нарушениями за последние несколько лет показывает, что картина патологий качественно меняется -  резко увеличилось количество детей со сложной речевой патологией, а именно со стёртой формой дизартрии.       Стертая дизартрия –связана с минимальными поражениями головного мозга   (речь ребенка понятна окружающим,     но изобилует большим количеством нарушений звукопроизношения).

      Работая с такими детьми на     логопункте      ДОУ,    столкнулась   с    проблемой,    очень часто наблюдаемой    –   это   длительный       период автоматизации и дифференциации поставленных звуков.

     Данная проблема возникает по разным причинам:

  1. Недостаточное развитие артикуляционной моторики;
  2. Недоразвитие фонематического восприятия;
  3. Нарушение в развитии лексико-грамматического строя речи;
  4. Грубое нарушение звукопроизношения, звукослоговой структуры слова;
  5. Отклонения в нервно-психической сфере;
  6. Снижение уровня познавательной активности;
  7. Отклонения в поведении детей.

Коррекционная работа над звукопроизношением у детей состоит из трёх этапов:

  • развитие моторики речевого аппарата;
  • отработка правильного произношения звуков ( постановка звуков);
  • автоматизация и дифференциация звуков речи до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке.

Известно, что самым трудным и длительным является третий этап. Как правило, гораздо быстрее и легче можно привести в норму подвижность речевого аппарата и добиваться правильного произношения звуков, чем ввести эти « здоровые » звуки в повседневную речь детей. Нередко дефекты звукопроизношения у детей по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер.

Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребёнок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы, не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать - вот что необходимо ребёнку.

На сегодняшний день в арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей дошкольного возраста имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.

Современные педагогические методы воздействия в деятельности учителя - логопеда становятся перспективным средством коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими нарушения речи. Эти методы принадлежат к числу эффективных средств коррекции и помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.

Раздел II.Технология использования опыта.

Данный опыт не содержит принципиально новых открытий и изобретений, главная его ценность в том, что изменен подход к организации коррекционно-развивающей деятельности, в основе которой лежат современные эффективные методы коррекции нарушений развития речи, учитывающие общие закономерности и специфические особенности детей логопатов.

Практическая значимость моего опыта заключается в том, что мной подобран комплекс

коррекционно - логопедических технологий, способствующих не только эффективной коррекции речевого дефекта, но и развитию мелкой моторики пальцев рук, поддержанию положительно-эмоционального состояния детей, позволяющий добиваться устойчивого внимания и поддержания интереса на протяжении всего курса коррекционно-педагогического обучения, что положительно сказывается на подготовке детей к обучению в школе.    

Цель: изыскание приемов и методов, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений речи.

 Задачи:

  1. Выявить уровень нарушения речевого развития  у детей старшего дошкольного возраста.
  2. Разработать систему современных коррекционно-логопедических технологий, способствующих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей.
  3. Определить эффективность предложенного комплекса педагогических технологий.

Тяжелая структура речевого нарушения требует комплексного подхода в диагностике и проведении коррекционных мероприятий.

Хочу представить вашему вниманию современные педагогические  технологии, позволяющие повысить эффективность коррекционной работы в условиях логопедического пункта, в ситуации, когда время коррекционного воздействия ограничено двумя-тремя занятиями в неделю.

Оптимизировать время работы с каждым ребенком помогает включение в базовые логопедические методики элементов инновационных технологий:

  1. Современные технологии логопедического и пальцевого массажа.
  2. Здоровьесберегающие технологии.
  3. Телесноориентированные технологии.
  4. Игровые технологии.
  5. Информационно-компьютерные технологии.

Рассмотрим основные направления их применения.

1.Технологии логопедического и пальцевого самомассажа.

Логопедический самомассаж— это массаж, выполняемый самим ребенком (подростком или взрослым), страдающим речевой патологией.

Целью логопедического самомассажа является в первую очередь стимуляция кинестетических ощущений мышц, участвующих в работе периферического речевого аппарата, а также в определенной степени и нормализация мышечного тонуса данных мышц.

Самомассаж мышц периферического речевого аппарата помогает нормализовать мышечный тонус и тем самым подготовить мышцы к выполнению сложных движений, необходимых при артикуляции звуков.

 Однако становится ясно, что логопедический самомассаж, как одна из технологий должна занимать свое строго определенное место в ряду других логопедических техник. Применяемые мной элементы логопедического самомассажа являются важной составляющей в комплексной логопедической работе.

Пальцевый массаж.

  • Массаж ладонных поверхностей резиновыми, металлическими или стеклянными разноцветными шариками.

Игровые упражнения и игры с резиновыми мячами сочетаются с текущей логопедической работой и является стимулирующим дополнительным средством, способствующим речевому и психомоторному развитию детей.

Для развития мелкой моторики использую массажный мячик – ёжик.

Мячиком нужно совершать движения по спирали от центра ладони к кончикам пальцев; практический совет: мячик должен быть твердым, то есть не должен легко деформироваться (тогда воздействие будет максимальным).
Прищепочный массаж.    

Главная цель использования прищепок в коррекционной логопедической группе – это развитие тонких движений пальцев рук.

Чтобы использованный  вид тренинга пальцев не был скучным и утомительным, действия  с прищепками озвучиваются  веселыми стихотворными текстами, игровыми приемами. Можно применять прищепки в разыгрывании сценок.

В работе используются бельевые прищепки разного цвета и размера. На занятиях и во время свободных игр детей прищепки «превращаются» в различных животных птиц, помогая  развивать мелкую моторику рук дошкольников, закреплять сенсорные навыки и пространственные представления, развивать коммуникативную функцию речи, воображение. Логопед показывает, как удержать прищепку тремя пальчиками и  как тремя пальчиками можно прицепить прищепку к краю коробки, держа прищепку вертикально, сопровождая действия стихами.

  • Массаж шестигранными карандашами.

С помощью граненых карандашей ребенок массирует запястья, кисти рук: пальцы, ладони, тыльные поверхности ладоней, межпальцевые зоны. Такой массаж и игры с карандашами будут стимулировать речевое развитие малыша, способствовать овладению тонкими движениями пальцев, улучшат кровоснабжение пальцев рук. Особый интерес массажные упражнения вызывают у детей, если их выполнение сочетается с проговариванием коротких стихотворений и рифмовок. http://www.zodorov.ru/kompleks-uprajnenij-dlya-massaja-i-samomassaja-v-detskom-sadu/18953_html_m77888afc.jpg

  • Самомассаж кистей и пальцев рук, ног с помощью колючих мячиков разного цвета и массажных пальчиковых колечек из серии «Суджок-терапия».

Тактильно-кинестетическая стимуляция с применением массажных мячиков, массажные полусферы, валики.

Самодельные массажные дорожки –для профилактики плоскостопия. При их создании использовались самые различные материалы (пробки, крупа, деревянные палочки, фломастеры, пуговицы, шнуры, мочалки и мн. др.). Большим успехом у детей пользуются массажеры Су Джок. Данная технология направлена на активизацию зон коры головного мозга с целью профилактики и коррекции речевых нарушений, так как стимуляция биоэнергетических точек способствует созреванию нервных клеток и их активному функционированию.

 Ежик колет нам ладошки,                  4

Поиграем с ним немножко.

Ежик нам ладошки колет –

Ручки к школе нам готовит.

2. Здоровьесберегающие технологии.

 В системе здоровьесберегающего процесса большое внимание уделяется организации коррекционно-логопедической помощи дошкольникам.  Помимо традиционных коррекционно-развивающих приемов в логопедической работе используются специфические методы и приемы, направленные на формирование мотивации, на сохранение здоровья детей. Нетрадиционные методы и приемы позволяют переключиться от привычной коррекционной работы на специфическую игровую деятельность, доступную для детей.

Здоровьесберегающие технологии:

  • музыкотерапия;
  • ароматерапия.

Элементы музыкотерапии.

Музыкотерапия – это лекарство, которое слушают. Лёгкая спокойная музыка во время коррекционных занятий успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения.

На занятиях использую следующие приёмы музыкотерапии:

  • Прослушивание музыкальных произведений.
  • Ритмические движения под музыку.
  • Сочетание музыки с работой по развитию ручного праксиса.
  • Пропевание чистоговорок под музыкальное сопровождение.

Музыкотерапевтическое направление работы способствует:

  • Улучшению общего состояния детей;
  • Улучшению исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);
  • Стимуляции речевой функции;
  • Нормализации просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации).

Коррекционные задачи:

  • нормализация биоритма;
  • стимуляция слухового восприятия (активизация правополушарных функций);
  • улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, плавность);
  • коррекция и развитие ощущений, восприятий, представлений;
  • стимуляции речевой функции;
  • нормализация просодической стороны речи (тембр, темп, ритм, выразительность интонации);
  • формирование навыков словообразования;
  • формирование слоговой структуры слова.

Во время проведения расслабляющего логопедического массажа используются произведения, оказывающие седативное действие, а во время активного – произведения, оказывающие тонизирующее действие.

Также тонизирующие музыкальные произведения использую во время проведения динамических пауз и артикуляционной гимнастики

  1. Телесноориентированные технологии:
  • Кинезиологические упражнения– это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие:

- развивают мозолистое тело;

- повышают стрессоустойчивость;

- улучшают мыслительную деятельность;

- способствуют улучшению памяти и внимания.

Применение кинезиологических упражнений дает результаты при соблюдении следующих условий:

- систематичность выполнения;

-постепенное увеличение темпа и сложности;

- точность выполнения движений и приемов;

«Колечко». Поочередно и, как можно быстрее перебираем пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно от указательного до мизинца

«Кулак-ребро-ладонь». При положении руки последовательно сменяют друг друга:  сжатая в кулак ладонь-ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь. Выполняем сначала правой рукой, потом - левой, затем двумя руками вместе. Повторяем  8-10 раз, постепенно увеличивая темп.

"Буратино".  Ладонь левой руки ребром к лицу, большой палец приставить к носу. Прижать к мизинцу левой руки большой палец правой, пальцы не прижимаем друг к другу. Двигать пальцами вместе, по одному и перебирают от указательного пальца левой руки до мизинца правой. Руки поменять.

В ходе систематического использования кинезиологических упражнений у ребенка

развиваются межполушарные связи, улучшается память и концентрация внимания,

наблюдается прогресс в управлении своими эмоциями.

  • Артикуляционная гимнастика в сочетании с биоэнергопластикой.

Суть метода биоэнергопластики заключается в том, что ко всем классическим артикуляционным упражнениям добавляется движение кисти.

Биоэнергопластика является новым и интересным направлением работы по развитию речи детей и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика- движение. Биоэнергопастика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Например, для упражнения «Бегемотики» удобно закрывая рот показывать крепко сжатый кулачок, а широко открывая ротик – показывать раскрытую ладонь.

При выполнении упражнения «Лягушата» ( улыбка – исходное положение) можно помогать движениями рук – на улыбочку мы разводим руки в стороны, а на исходное положение – сводим руки перед собой.

Чем хороша эта система, тем, что любой педагог сможет подобрать оптимальные движения для сопровождения артикуляционной гимнастики.

  1.   Компьютерные технологии.

        В своей работе активно использую такие компьютерные игры, как:

Логопедическая игра «Игры для Тигры» построена на основе методик Ефименковой, Каше, Левиной, Лалаевой и предназначена для коррекции общего недоразвития речи (ОНР) у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.

Вся работа с использованием ИКТ разбивается на три этапа.

Этапы обучения.

      Первый этап «мотивационный»

      Его главной целью является формирование мотивационной готовности ребенка с дизартрией к участию в коррекционно-воспитательном процессе с использованием ИКТ. Кроме того, он обучается некоторым элементарным действиям с компьютером.

      Второй этап «содержательно-формирующий».

      Основная цель этого этапа состоит в коррекции и развитии устной речи исследуемых детей. Здесь работа связана с коррекцией нарушений и развитием речевого дыхания, фонации, артикуляционного праксиса, а также формированием звукового анализа, обогащением словарного запаса, становлением связной речи.

     Третий этап «саморазвивающий».

     Цель этого этапа - развитие самоконтроля за просодической и звукопроизносительной сторонами речи у детей с дизартрией. Здесь в наибольшей мере реализуются возможности детей в закреплении полученных навыков устной речи и творческого выполнения заданий.

     

       Вышеперечисленные виды технологий нельзя рассматривать в логопедии как самостоятельные, они становятся частью общепринятых проверенных временем технологий.

     Таким образом, использование игровых технологий в коррекционно-логопедической работе позволяет учителю — логопеду не только идти в ногу со временем, но и индивидуализировать процесс коррекции речи, способствовать положительному эмоциональному состоянию детей на протяжении всей образовательной деятельности и значительно повысить эффективность своей работы.

      Заключение:

      Опираясь на  свой немалый опыт в работе с детьми, могу с уверенностью сказать, что главное - никогда не надо жалеть ни сил,  ни  времени на то, чтобы малыш окунулся в атмосферу доброты, доверия, доброжелательности, чтобы ушел с занятия с запасом хорошего настроения и желанием прийти вновь. Поэтому я стараюсь, чтобы каждое моё общение с детьми было для них маленьким островком радости, продумываю моменты творчества, чтобы всегда видеть  огонек  в детских глазах. 

Раздел III. Результативность опыта.

Анализ результатов работы  показывает наличие положительной динамики развития коммуникативных умений и навыков.

Динамику развития ребенка в процессе логопедической работы отслеживаю через мониторинговые (диагностические) исследования  два раза в год с внесением последующих корректив в содержание всего коррекционно-образовательного процесса и в индивидуальные маршруты коррекции.

А сейчас перейдем к результатам коррекционной работы.

Представленные данные  свидетельствуют о том, что внедрение   выше описанных технологий  позволяет оптимизировать сроки корреёё        йфыяч кционной работы и повышать ее эффективность в рамках логопункта.

Мониторинг эффективности коррекционной работы логопункта демонстрирует  устойчивую положительную динамику.

                2012-2013        2013-2014          2014-2015        2015-2016

               

С хорошей речью

Со значительными улучшениями

С незначительными улучшениями

В дальнейшем планируется         разнообразить и активизировать формы и методы педагогического просвещения родителей воспитанников, а так же рассмотреть возможность использования в коррекционном процессе:

*технологии применения информационно-компьютерных средств в предметном обучении «Баба Яга учится читать» и другие.

И наряду с вышеперечисленным ещё  вносить актуальные элементы  инновационных методик и технологий.

Тем не менее, 100% эффективность коррекционной работы остается для нас недосягаемой. Причины вполне объективны:

•        Наличие на логопункте детей с тяжелыми речевыми нарушениями (по разным причинам не получивших направление в логопедическую группу ).

•        Устранение родителей от активного участия в коррекционном процессе.

К сожалению, никакие супер-инновационные методики и технологии не в силах свести на нет эти 2 фактора. Но, как говорится, «дорогу осилит идущий», и я стараюсь активно работать  в этом направлении.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Организованная образовательная деятельность Игра, как основной вид деятельности детей дошкольного возраста. Включения в процесс эффективных форм работы с детьми.

Слайд 3

Наши будни

Слайд 4

Особенности современного дошкольного образования Ребенок и взрослый – оба субъекты взаимодействия.

Слайд 5

СОВРЕМЕННые коррекционно - логопедические технологии

Слайд 6

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта.

 Обобщение педагогического опыта.АктуальностьУсловия возникновения, становления и адресная направленность опыта   Ведущие педагогические идеи           Теоретическая база и технология        Новизна С...

Обобщение педагогического опыта учителя немецкого языка Козловой М. А.

На современном этапе развития нашего общества необходимость владения иностранным языком осознаётся всё большими слоями общества, т.к. зарубежные контакты не только расширяются, но и углубляются....

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

Обобщение педагогического опыта по теме "Технология педагогической мастерской как средство развития творческих способностей учащихся"

В работе представлено обобщение опы та по использованию в образовательном и воспитательномпроцессе технологии педагогической мастерской....

Обобщение педагогического опыта работы воспитателя Бабенковой П.И. Тема опыта "Развитие эстетической культуры обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через внеурочную деятельность".

Главная цель всей работы по развитию эстетической культуры  -  приобщение обучающихся к искусству, воспитание потребности у  детей  с  ограниченными  возможностями  ...

Базовая модель обобщенного педагогического опыта.Тема опыта"Индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения математике в 5-11 классах"

Идеей моего обобщенного педагогического опыта является повышение качества знаний учащихся разноуровневого класса и формирование у них устойчивого интереса к математике через дифференциацию обучения....

Экскурсионный музейный урок как форма представления и обобщения педагогического опыта (из опыта работы школьного музея «Иван Бунин: города, события, встречи…»)

Педагогический опыт – это творческое активное освоение и реализация учителем в практике законов и принципов педагогики с учетом конкретных условий, личностных особенностей учащихся и творческих ...