Рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов
материал

Рудакова Регина

Рекомендации учителя-логопеда учителям начальных классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_uchitelyam_nachalnyh_klassov.docx18.23 КБ

Предварительный просмотр:

Рекомендации учителям начальной классов

        У детей с ОНР отмечается пониженная способность анализировать явления языка. У них наблюдается недостаточная сформированность речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного анализаторов. Поэтому основными задачами обучения детей с ОНР являются:

1. Развитие фонематического восприятия (умение различать на слух звуки речи)

2. Обучение простым и сложным формам звукобуквенного анализа и синтеза слов.

3. Уточнение и сопоставление звуков в произносительном плане с опорой на слуховое и зрительное восприятие, а также на тактильные и кинестетические ощущения.

4. Выделение определенных звуков на уровне слога, слова, словосочетания, предложения и текста.

5. Определение положения звука по отношению к другим.

        Совместная реализация деятельности учителя и логопеда состоит в следующем:

 1) систематическая работа, максимально направленная на формирование у ребенка умения сравнивать, сопоставлять и различать звуки речи (сначала правильно произносимые, позже – уточненные и откорректированные) – логопед;

2) отработка и уточнение артикуляции тех звуков, которые правильно произносятся изолированно, но в речи сливаются или звучат недостаточно отчетливо, «смазано» - логопед;

3) постановка отсутствующих и искаженно произносимых звуков и введение их в речь – логопед;

4) формирование умений сопоставлять и различать систему дифференциальных (акустико-артикуляторных) признаков звуков – логопед; 5) закрепление навыков звукового анализа, доступных ребенку, и постепенное обучение ребенка сокращенным и более обобщенным операциям, посредством которых производится звуковой анализ; формирование умения выделять звуки не только в сильных, но и в слабых позициях, различать варианты их звучания – логопед и учитель.

        При работе над развитием фонематического восприятия должна строго соблюдаться поэтапность в использовании упражнений. Вначале необходимо научить ребенка различать изучаемый звук среди других в чужой речи. Для этого рекомендую проводить следующие упражнения:

 учитель произносит подряд несколько звуков (4 -5), среди которых есть и отрабатываемый звук; ученику предлагается прослушать и поднять руку или соответствующую букву, когда он услышит нужный звук (чтобы ему было легче ориентироваться, учитель на первых порах выделяет этот звук голосом);

 учитель предлагает ребенку прослушать слова, которые он произносит, и поднять руку, сигнальную карточку или букву, когда он услышит слова с отрабатываемым звуком;

 учитель называет 5 -7 слов, ученик слушает и запоминает только те из них, в которых есть изучаемый звук, и по просьбе учителя повторяет эти слова;

 учитель предлагает прослушать связный текст, в котором ученик должен определить по слуху слова с нужным звуком и правильно их произнести или графически записать.

        Далее следует научить ребенка различать отрабатываемый звук в своей собственной речи. С этой целью предлагается ученику ряд предметных картинок. Он должен назвать все картинки и самостоятельно отобрать те из них, названия которых содержат изучаемый звук.

        После этого можно перейти к формированию умения выделять звуки из состава слова, отделять их друг от друга, сравнивать между собой. С этой целью подбираются упражнения, в которых изучаемый звук стоит в разных позициях (начало, середина, конец слова) и сочетаниях с другими звуками (душ, шуба, шапка, кошка, шалаш).

        Следующий этап – звуковой анализ слов (определение количества и последовательности звуков в слове). В этот период обучения необходимо широко использовать разрезную азбуку. Предлагать ребенку преобразовывать слова путем замены гласной или согласной буквы, нескольких букв, слога, или нескольких слогов (СУП-СУК-СОК-СОМ-СОН-СЫН-СЫНОК-СЫРОК-СЫР). Необходимо обратить внимание детей на то, что с изменением одного звука меняется и смысл слова. Используются таблицы, перфокарты, где нужно заменить буквы или слоги:

- в словах зима, баня, каша замени первую букву, чтобы получилось новое слово и объясни его значение;

- в словах СУК, РОС замени последнюю букву, чтобы получилось новое слово;

- в словах ПИЛА, ГОРА, РАД, РАМА переставь согласные, чтобы получилось новое слово;

- в словах меточка, малина, борона, долото замени первый слог, чтобы получилось новое слово.

        Постепенно в упражнения включают разнообразные задания:

 1. Составление слов по первому или последнему звуку, слогу с использованием картинки и без нее;

2. Составление слов из букв или слогов, данных в разбивку.

3. Игры со звуками. «Добавь звук». Получится новое слово, если к этому слову добавить звук К: Вол – вол(К), рыба - …, моря - …, завтра - …, пар - … Какое новое слово получится, если добавить звук Т: Спор – спор(Т), бор - …, бра - …, сор - …, стар - …

4. Вставьте в слово после первого звука Л: Кок – к(Л)ок, пот - …, бок - …, сон - …, куб - …, Сова - …, кубок - …, сух - …, газ - …, пан - … Вставить в слово после первого звука Р: Ковать – к(Р)овать, кошка - …, топка - …, такт - …, дама - …, кот - …, битва - …, тон - …,гаммы - …, каска - …,пуд - …, сок - …, койка - …, мак - …

5. «Отними звук». Какое слово получится, если убрать первый звук: Косы – осы, крот - …, смех - …, гром - …, шмель - …, зверь - …, клей - …, скот - …, плуг - …, укол - …

6. «Кто больше?». Предложите ребенку придумывать слова, в которых есть (например) звук С. Можно чтобы этот звук был бы и в начале слова и в середине или в конце. Затем задание можно усложнить, ограничивая наличие звука: В начале слова – сахар, слон, сумка; в середине – миска, мост, маска; в конце слова – овес, автобус, насос. За правильный ответ – фишка. В конце игры подсчитывается результат и выявляется победитель. Аналогично можно играть и с другими звуками.

7. «Чем отличаются слова». Дети слушают пары слов: (кит – кот, жук – сук, шар – шарф, Маша – каша, горка – норка и т.д.). Нужно определить разницу в звучании этих слов.

8. «Придумай словечко». Учитель пишет на листе слог. Ребенку надо придумать с ним слово и дописать его. Например, КО (кони, коты, колечко, молоко и т.д.)

9. «Строители». Собираем и разбираем слова по звукам. Учитель предлагает детям собрать слово, которое произносит по звукам. Например: «б», «а», «р», «а», «н», «к», «а»  БАРАНКА. Затем дети сами разбирают по звукам предложенные слова: КОТ  «к», «о», «т».

10. «Прошагай слово». Детям предлагается отмеривать слово шагами: каждый слог – шаг.

11. «Волшебники».  Детям предлагается «превратить» слово, имеющее определенное количество слогов, в слово с большим или меньшим количеством слогов. Например: измените слово КОТ так, чтобы в нем стало два слога  КОТИК, измените слово ЛИСТОК так, чтобы в нем был один слог  ЛИСТ.

12. «Собери слово». Детям предлагается сложить слово из отдельных слогов. Например: ЛИТ, КА, У - УЛИТКА

13. «Найди слог». Сначала детям предлагается найти слоги, состоящие из гласных букв, а затем из гласной и согласной буквы.

14. «Ударный слог». Произносим громко толь ударный слог и сильно хлопаем, остальные произносим шепотом и хлопаем тихо-тихо: ко-РО-ва, по-ми-ДОР, ВА-лен-ки.

15. Корректурная проба. Цель: развитие зрительного анализа, синтеза, мнезиса. Выполнение: зачеркни все указанные буквы, прочти полученную фразу. Зачеркни букву м, прочти полученную фразу: м м и м м в м ш У т к у м м м м м м м м и м м м м м м м м в с е Р ь ё 3 м м м м м м

16. Тарабарские стихи (для детей с угадывающим чтением) Цель: развитие зрительного анализа, синтеза, мнезиса, чувства ритма. Выполнение: внимательно читай каждую строчку, произноси слово с указанным ударением; постарайся прочитать так, чтобы получилось стихотворение. Басик, басик, мро лудачйк? Ку рид фо сато курачик, Мок фасотки сто курачик, При ли мосик — залудачик.

17. Подсчитай, возьми, сложи. Цель: развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза. Выполнение: назови картинку, определи указанную цифрой букву (если затрудняешься, посмотри в подсказку); запиши ее, прочитай полученное слово. (ОЛЕНЬ) газель бегемот кукла заяц хлеб белка ель 3 5 1 3 3 3 бегемот бабочка петух книга обезьяна мышь волк кот 1 2 4 3 1 2 3 мартышки морковь шар грибы утка рыба машина кружка флажки 1 2 2 2 2 3 1 3 лягушки телевизор яблоко груша лук шарф белка лиса 3 1 1 2 1 4 2

18. Поставь по порядку. Цель: развитие фонематического восприятия, анализа, синтеза, активизация словаря. Выполнение: 1) поставь слоги по порядку, назови полученное слово;

 2) составь слово из предложенных букв, поставив их по порядку. Составь из букв названия эвощей. кровомь (морковь) суткапа (капуста) кул (лук) ероцуг (огурец) дропоми (помидор) славек (свекла)вытак (тыква) чакокаб (кабачок)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает  еще больша...

Взаимосвязь учителя логопеда с учителями начальных классов в коррекции устной и письменной речи учащихся

Статистика показывает, что в настоящее время наблюдается увеличение количества детей с дефектами речи не только в наше стране, но и во всем мире. В связи с этим возрастает  еще больша...

Взаимодействие учителя - логопеда и учителя начальных классов по преодолению нарушений письменной речи у младших школьников.

Данная методическая разработка посвящена обеспечению тесного единства в работе учителя начальных классов и учителя - логопеда по формированию навыков грамотного письма и раннего выявления дисграфии у ...

Статья: "Взаимодействие учителя- логопеда и учителя начальных классов в вопросах развития речи обучающихся"

В современном мире постоянно растет число детей с различными речевыми нарушениями. Поступающие в 1 класс дети часто имеют нарушения звукопроизношения, лексико-грамматического строя речи, словоизменени...

«Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов при реализации адаптированной основной образовательной программы ФГОС НОО для обучающихся с речевыми нарушениями».

В данной статье описывается опыт работы учителя-логопеда  при реализации адаптированной основной общеобразовательной программы  ФГОС НОО для обучающихся с речевыми нарушениями. Реализация да...

"Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов по преодолению специфических ошибок на письме".

I ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ С МЕЖДУНАРОДНЫМ УЧАСТИЕМ      Секция 6  "Совершенствование процесса обучения грамоте и системы предшкольной речевой подго...

Взаимодействие учителя- логопеда и учителя начальных классов, в условиях общеобразовательной школы.

Взаимодействие логопеда и учителя начальных классов необходимо для оптимизации учебного процесса, и оказывает только положительное воздействие на обучение детей, имеющих речевые нарушения....