Доклад
учебно-методический материал

Анисимова Наталья Николаевна

Доклад «Комплексное сопровождение обучающихся с ТМНР»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Российская Федерация

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

«Новопетровская школа-интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

143570 Московская область,                                                             Тел., факс 8 (498) 316-24-39

Истринский район, с. Новопетровское,                                         Тел. 8 (498) 316-23-44

ул. Советская, дом 42.                                                                            Е- mail: npkosh@mail.ru

ДОКЛАД

«Комплексное сопровождение

 обучающихся с ТМНР»

Учитель –логопед Анисимова Н.Н.

с. Новопетровское

2022 г.

Комплексное сопровождениеобучающихся с ТМНР

Дети с ТМНР ещё сравнительно недавно  считались «не обучаемыми». Они исключались из образовательной среды и направлялись в учреждения системы социального обслуживания, где, в большинстве случаев, вся помощь сводилась к содержанию и уходу. В последствие,  люди с ТМНР  были неспособны к независимой жизни в социуме. 

Благодаря обозначенному в ФГОС варианту образования все обучающиеся, вне зависимости от тяжести состояния, включаются в образовательное пространство, где принципы  организации предметно-развивающей среды, оборудование, технические средства, программы учебных предметов, коррекционных технологий, а также содержание и методы обучения и воспитания определяются индивидуальными возможностями и особыми образовательными потребностями ребенка.

Целью образования обучающихся с ТМНР является развитие личности, формирование общей культуры,  соответствующей общепринятым нравственным и социокультурным ценностям, формирование необходимых для самореализации и жизни в обществе практических представлений, умений и навыков, позволяющих обучающимся достичь максимально возможной самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

В нашей школе обучаются следующие дети с такими нозологиями как …

Обучающимся с ТМНР, интеллектуальное развитиекоторого не позволяет освоить АООП (вариант 1), либо который испытывает существенные трудности в её освоении, получает образование по 2 варианту АООП образования, на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития (СИПР), учитывающую индивидуальные образовательные потребности обучающихся.

Специальная индивидуальная программа развития (СИПР) разрабатывается на основе адаптированной основной общеобразовательной программы и нацелена на образование детей, с ТМНР с учетом их индивидуальных образовательных потребностей, рекомендаций ТПМПК и  ИПРА ребенка – инвалида. В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с ребенком в образовательной организации, и его родители.

Общим результатом образования обучающегося с ТМНР может стать набор компетенций, позволяющих соразмерно психическим и физическим возможностям максимально самостоятельно решать задачи, направленные на нормализацию его жизни.

В нашем учреждении  функционирует  служба сопровождения,  куда входят специалистами соответствующей квалификации, имеющими специализированное образование:  педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, социальный педагог, инструктор по ЛФК и «Ритмики»заместитель директора по УР.

Под сопровождением понимается комплексная деятельность специалистов, направленная на решение задач коррекции, развития, обучения, воспитания, социализации обучающихся с ТМНР. Технология педагогического сопровождения опирается на скоординированное взаимодействие всех субъектов образовательного процесса.

Целью работы  службы сопровождения является комплексное психолого – педагогическое сопровождение процесса освоения специальной индивидуальной программы развития (СИПР) ребенка - инвалида, на основе осуществления индивидуального и дифференцированного подхода в образовательной деятельности, позволяющего учитывать особые образовательные потребности обучающихся.

Основными направлениями работы службы сопровождения в течение всего периода обучения являются:

1. Диагностическая работа, которая обеспечивает выявление особенностей развития и здоровья обучающихся с ТМНР с целью создания благоприятных условий для овладения ими содержанием СИПР.

Проведение диагностической работы предполагает осуществление:

1) психолого-педагогического и медицинского обследования с целью выявления их особых образовательных потребностей:

― развития познавательной сферы, специфических трудностей в овладении содержанием образования и потенциальных возможностей;

― развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся;

― определение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ученика;

2) мониторинга динамики развития обучающихся, их успешности в освоении СИПР;

3) анализа результатов обследования с целью проектирования и корректировки коррекционных мероприятий.

2. Коррекционная работа обеспечивает организацию мероприятий, способствующих личностному развитию учащихся, коррекции недостатков в  развитии и освоению ими содержания образования.

Коррекционно-развивающая работа включает:

― составление индивидуальной программы психологического сопровождения учащегося (совместно с педагогами);

― формирование в классе психологического климата комфортного для всех обучающихся;

― организация внеурочной деятельности, направленной на развитие познавательных интересов учащихся, их общее социально-личностное развитие;

― разработку оптимальных для развития обучающихся с ТМНРподгрупповых и индивидуальных психокоррекционных программ (методик, методов и приёмов обучения) в соответствии с их особыми образовательными потребностями;

― организацию и проведение специалистами индивидуальных и подгрупповых занятий по психокоррекции, необходимых для преодоления нарушений развития учащихся;

― развитие эмоционально-волевой и личностной сферы ученика и коррекцию его поведения;

― социальное сопровождение ученика в случае неблагоприятных условий жизни при психотравмирующих обстоятельствах.

3. Консультативная работа обеспечивает непрерывность специального сопровождения детей с ТМНР и их семей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации обучающихся.

Консультативная работа включает:

― психолого-педагогическое консультирование педагогов по решению проблем в развитии и обучении, поведении и межличностном взаимодействии конкретных учащихся;

― консультативную помощь семье в вопросах решения конкретных вопросов воспитания и оказания возможной помощи ребёнку в освоении СИПР,  психологическая  поддержка семьи.

4. Информационно-просветительская работа предполагает осуществление разъяснительной деятельности в отношении педагогов и родителей по вопросам, связанным с особенностями осуществления процесса обучения и воспитания обучающихся с ТМНР, взаимодействия с педагогами и сверстниками, их родителями (законными представителями),  и др.

5. Социально-педагогическое сопровождение представляет собой взаимодействие социального педагога и родителей, направленное на создание условий и обеспечение наиболее целесообразной помощи и поддержки.

    Планирование  мероприятий специалистов разрабатываются в тесной связке с учителем,отражая их в СИПР. Это необходимо для консолидации усилий тех и других педагогических работников с целью обеспечения достижений обучающимися  освоения АООП по 2 варианту.

Осуществляется сотрудничество службы сопровожденияс организациями по вопросам обучения, воспитания, здоровья обучающихся, их социальной адаптации с отделом опеки, управлением социальной защиты населения,  КДН, ТПМПК и т.д.).

Содержание коррекционно-развивающей области в соответствии с требованиями ФГОС образования обучающихся с ТМНР представлено следующими  коррекционными курсами:«Альтернативная коммуникация», «Предметно – практические действия», «Сенсорное развитие», ЛФК и «Ритмика».

АЛЬТЕРНАТИВНАЯ  КОММУНИКАЦИЯ

У ребенка с ТМНР, не владеющего вербальной речью, затруднено общение с окружающими, что в целом нарушает и искажает его психическое и интеллектуальное развитие. В этой связи обучение ребенка речи с использованием альтернативных (дополнительных) средств коммуникации является необходимой частью всей системы коррекционно-педагогической работы. Альтернативные средства общения могут использоваться для дополнения речи (если речь невнятная, смазанная) или ее замены, в случае ее отсутствия. Основными задачами коррекционной работы являются выбор доступного ребенку средства невербальной коммуникации, овладение выбранным средством коммуникации и использование его для решения соответствующих возрасту житейских задач.

СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ.

Сенсорное развитие направлено на формирование полноценного восприятия окружающей действительности. Первой ступенью познания мира является чувственный опыт человека. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от качества сенсорного опыта детей, т.е. от того, насколько полно ребенок воспринимает окружающий мир. У детей с ТМНР сенсорный опыт спонтанно не формируется. Чем тяжелее нарушения у ребенка, тем значительнее роль развития чувственного опыта: ощущений и восприятий. Дети с ТМНР наиболее чувствительны к воздействиям на сохранные анализаторы, поэтому педагогически продуманный выбор средств и способов сенсорного воздействия будет благоприятствовать их дальнейшему психическому и физическому развитию.

        Целью обучения является обогащение чувственного опыта в процессе целенаправленного систематического воздействия на сохранные анализаторы.

        Содержание  представлено по принципу от простого к сложному. Сначала проводится работа, направленная на расширение диапазона воспринимаемых ощущений ребенка, стимуляцию активности. Под активностью подразумеваются психические, физические, речевые реакции ребенка, например: эмоционально-двигательная отзывчивость, концентрация внимания, вокализация. В дальнейшем в ходе обучения формируются сенсорно-перцептивные действия. Ребенок учится не только распознавать свои ощущения, но и перерабатывать получаемую информацию, что в будущем поможет ему лучше ориентироваться в окружающем мире.

ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ

У детей ТМНР процессы восприятия, памяти, мышления, речи, двигательных и других функций нарушены или искажены, поэтому формирование предметных действий происходит со значительной задержкой. У многих детей с ТМНР, достигших школьного возраста, действия с предметами остаются на уровне неспецифических манипуляций. В этой связи ребенку необходима специальная обучающая помощь, направленная на формирование разнообразных видов предметно- практической деятельности. Обучение начинается с формирования элементарных специфических манипуляций, которые со временем преобразуются в произвольные целенаправленные действия с различными предметами и материалами.

        Целью обучения является формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

                В процессе обучения дети знакомятся с различными предметами и материалами и осваивают действия с ними. Сначала формируются приемы элементарной предметной деятельности, такие как: захват, удержание, перекладывание и др., которые в дальнейшем используются в разных видах продуктивной деятельности: изобразительной, доступной бытовой и трудовой деятельности, самообслуживании.

ЛФК и РИТМИКА

Двигательная активность является естественной потребностью человека. Развитие двигательных навыков необходимо для нормальной жизнедеятельности всех систем и функций органов человека. У большинства детей с ТМНР имеются тяжелые нарушения опорно-двигательных функций, значительно ограничивающие возможности самостоятельной деятельности обучающихся. Поэтому работа по обогащению сенсомоторного опыта,поддержанию и развитию способности к движению и функциональному использованию двигательных навыков является целью занятий.

Основные задачи: мотивация двигательной активности, поддержка и развитие имеющихся движений, расширение диапазона движений и профилактика возможных нарушений; освоение новых способов передвижения, включая передвижение с помощью технических средств реабилитации. Целенаправленное развитие движений на специально организованных занятиях, которые проводятся инструкторами лечебной физкультуры и/или учителями адаптивной физкультуры.

Развитие двигательных умений у обучающихся с детским церебральным параличом тесно связано с профилактикой возникновения у них патологических состояний. В ходе работы тело ребенка фиксируется в таких позах (горизонтальных, сидячих, вертикальных), которые снижают активность патологических рефлексов, обеспечивая максимально комфортное положение ребенка в пространстве и возможность реализации движений. Обеспечение условий для придания и поддержания правильного положения тела создает благоприятные предпосылки для обучения ребенка самостоятельным движениям, действиям с предметами, элементарным операциям самообслуживания, способствует развитию познавательных процессов.

Материально – техническое обеспечение.

В учреждении коррекционная работа проводится в  отдельных кабинетах  для индивидуальных и групповых занятий:

  1. Зал для занятий ЛФК и «Ритмики».
  2. Кабинет психолога -  педагога и социального работника.
  3. Кабинет для индивидуальных занятий.
  4. Кабинет для групповых занятий дефектолога и логопеда.

Литература.

  1. М.В. Жигорева И.Ю. Левченко «Дети с комплексными нарушениями развития: диагностика и сопровождение. Москва. НКЦ.2016г. 208 ст.
  2.  «Альтернативная коммуникация». Методический сборник. Автор-составитель Штягинова Е. А. Городская общественная организация инвалидов «Общество «Даун синдром». Новосибирск
  3. Маллер А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: учеб. Пособие для студентов высших пед.учеб.заведений.М.:Академия.
  4. Р.М. Плотникова. Программа по ритмике для детей с нарушением интеллекта специального (коррекционного) образовательного учреждения. Екатеринбург.
  5. М.А Косицина, И.Г. Бородина Коррекционная ритмика. Комплекс практических материалов и технология работы с детьми  с нарушением интеллекта. – М.; Изд-во «Гном» и Д.
  6. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе  /Под ред. В.В. Воронковой.  
  7.   Милюкова И.Б. Абилитация детей с церебральными параличами: формирование движений – М. ГНОМ
  8. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей М: Владос.
  9.  Левченко В.В. Ткачева И.Ю., Психологическая помощь семье воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. М.: Просвещение.
  10.  Школьная психологическая служба. Работа с родителями. Хухлаева О.В. М.: Генезис.
  11.  Психолого-педагогическое консультирование и сопровождение развития ребенка. Шипицина Л.М., М.: Владос
  12.  Арт-терапия с детьми. Крамер Эдит, М.: Генезис.
  13. Психодиагностика. Конспект лекций. Лучинин А.С., Ростов н/Д.: Феникс.
  14. Психогимнастика в начальной школе. Методические материалы в помощь психологам и педагогам. Алябьева Е.А. М.: ТЦ Сфера.
  15. Афонькина Ю. А Диагностика психоречевого развития детей 3-7 лет.
  16. Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с ОВЗ. Москва. 2019 г.
  17. Интернет-ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...