Экспресс диагностика Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В.
методическая разработка
Сокращенный вариант методики для экспресс-диагностики всех сторон устной и письменной речи младших школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekspress_diagnostika_fotekovoy_ahutinoy.docx | 24.76 КБ |
Предварительный просмотр:
Сокращенный вариант методики для экспресс-диагностики всех сторон устной и письменной речи младших школьников
(составлена по методикам Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В., Мазановой Е.В.)
Стандартизированная методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки применяется для решения следующих задач:
- диагностики;
- уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля);
- построение системы индивидуальной коррекционной работы;
- комплектование подгрупп на основе общности структуры нарушений речи;
- отслеживание динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия.
В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой и Е.В. Мальцевой. Кроме этого исследуется понимание сложных логико-грамматических отношений с использованием заданий, разработанных А.Р. Лурия.
Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи
1. Проверка состояния фонематического восприятия
Инструкция. «Слушай внимательно и повторяй за мной.
ба-па-па-ба жа-ша-ша-жа ла-ра-ра-ла са-ша-ша-са ца-са-ца-са
1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;
0.5 балла – первый член воспроизводиться правильно, второй уподобляется первому;
0.25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;
0- отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.
Максимальное количество баллов – 5
2. Исследование артикуляционной моторики.
Инструкция. «Повторяй за мной движения».
- Губы в улыбке
- Губы «трубочкой» – округлены и вытянуты вперед;
- Язык «лопаткой» – широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;
- «Маятник» - рот открыт, язык выдвинут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;
- Чередование движений губ: «улыбка» - «трубочка».
Оценка:
1 балл – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;
0.5 балла – замедленное и напряженное выполнение;
0.25 – выполнение с ошибками – длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;
0 баллов – невыполнение движения.
Максимальное количество – 5 баллов
3. Исследование звукопроизношения.
Инструкция. «Повторяй за мной»
- Собака-маска-нос
- Сено-василек-высь
- Замок-коза
- Зима-магазин
- Цапля-овца-палец-
- Шуба-кошка-камыш
- Жук-ножи
- Щука-вещи-лещ
- Чайка-очки-ночь
- Рыба-корова-топор
- Река-варенье-дверь
- Лампа-молоко-пол
- Лето-колесо-соль
Оценка:
3балла – безукоризненное произношение всех звуков;
1.5 балла – один или несколько звуков группы изолированно и отраженно произносятся, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т.е. недостаточно автоматизированы;
1балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы;
0 – искажениям и заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы.
1группа – свистящие (с, сь, з, зь, ц)
2 группа – шипящие (ш, ж, ч, щ)
3 группа – сонорные – л, ль
4 группа – сонорные – р, рь;
5 группа – остальные звуки, дефекты которых встречаются значительно реже (задненебные гь, кь, хь, , й, случаи дефектов озвончения, смягчения и крайне редкие нарушения произношения гласных звуков).
Максимальное количество – 15 баллов.
4. Исследование сформированность звуко-слоговой структуры слова.
Инструкция «Повторяй за мной слова».
танкист космонавт сковорода аквалангист термометр
Оценка:
1 балл – правильное и точное воспроизведение;
0.5 балла – замедленное послоговое воспроизведение;
0.25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуск, перестановки звуков и слогов внутри слова);
0 баллов – невоспроизведение.
Максимальное количество – 5 баллов.
Максимальное количество баллов за серию – 30.
Серия 2. Исследование грамматического строя речи
1. Повторение предложений
Инструкция. «Послушай предложение и постарайся повторить его»
- Птичка свила гнездо.
- В саду было много красных яблок.
- Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
- Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
- На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.
Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).
Оценка:
1балл – правильное и точное воспроизведение предложения;
05 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;
0.25 – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, предложение не закончено;
0 – невоспроизведение.
Максимальное количество 5 баллов.
2. Верификация предложений.
Инструкция. «Найди в предложениях ошибки и постарайся их исправить»
- Собака вышла в будку.
- По морю плывут корабль.
- Дом нарисован мальчик.
- Хорошо спится медведь под снегом.
- Над большим деревом была глубокая яма.
Оценка:
1 балл – выявление и исправление ошибки.
0,5 балла – выявление и исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов);
0.25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена;
0 – ошибка не выявлена.
Максимальное количество – 5 баллов.
3. Составление предложений из слов в начальной форме.
Инструкция. «Постарайся составить из слов предложение».
- Мальчик, открывать, дверь
- Сидеть, синичка, на, ветка
- Груша, бабушка, внучка, давать
- Витя, косить, трава, кролики, для
- Петя, купить, шар, красный, мама
Слова предъявляются до первого ответа.
Оценка:
1 балл – предложение составлено верно.
0.5 – нарушен порядок слов;
0.25 – наблюдаются пропуски, привнесения, замены, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности.
0баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.
Максимально количество – 5 баллов.
4. Добавление предлогов в предложение.
Инструкция. «Вставь пропущенное слово а предложение»:
- Лена наливает чай … чашки.
- Почки распустились …деревьях.
- Птенец выпал…гнезда.
- Щенок спрятался …крыльцом.
- Пес сидит …конуры.
Оценка:
1балл – правильный ответ;
0.5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи («Подумай еще»).
0.25 – правильный ответ после помощи виде вопроса.
0 баллов – неэффектное использование помощи как первого, так и второго вида.
Максимальное количество – 5 баллов.
5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.
Инструкция. «Назови предметы по образцу»
Образец: один- дом, а если их много, то это дома:
- Один – стол, а много это…
- Один – стул, а
- Одно – окно
- Одна – звезда
- Одно – ухо
Образец: один – дом, а много (чего?) – домов.
- Один- стол, а много (чего?) –
- Один – стул, а
- Одно – окно
- Одна – звезда
- Одно – ухо
Можно использовать картинки.
Оценка:
1балл – правильный ответ.
0.5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;
0.25 – форма образована неверно;
0 – невыполнение.
Максимальное количество 10 баллов.
Максимальное количество за серию – 30 баллов.
Серия 3. Исследование словаря и навыков словообразования
1. Образование существительных, обозначающих детенышей животных.
Инструкция. «Назови детенышей животных по образцу»
Образец: у кошки – котята
- У козы –
- У волка –
- У утки
- У лисы
- У льва
- У собаки
- У курицы
- У свиньи
- У коровы
- У овцы
Максимальное количество – 10 баллов.
2. Образование прилагательных от существительных.
А. Относительных
Инструкция. «Назови слова по образцу»
Образец: кукла из бумаги – она бумажная.
- Шляпка из соломы – она…
- Горка изо льда
- Салат из моркови
- Варенье из вишни
- Суп из грибов
- Варенье из яблок
- Варенье из сливы
- Варенье из клюквы
- Лист дуба
- Лист осины
Максимальное количество – 10 баллов.
Б. Качественных
Образец: если днем жара, то день – жаркий.
- Если днем мороз, то день –
- Если днем солнце, то день-
- Если днем снег
- Если днем дождь
- Если днем ветер
В. Притяжательных
Инструкция. «Назови слова по образцу».
Образец: у собаки лапа – собачья
- У кошки лапа-
- У медведя
- У льва
- У лисы
- Клюв птицы - … клюв
Оценка:
1 балл – правильный ответ;
0.5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;
0.25 – неверно образованная форма;
0 баллов невыполнение.
Максимальное количество баллов за серию – 30 баллов.
Серия 4. Исследование связной речи
1. Составление рассказа по серии из 4-5 сюжетных картинок.
Инструкция. «Посмотри на картинки, постарайся разложить их по порядку и составить рассказ».
Оценка:
- Критерий смысловой целостности:
5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности.
2.5 балла – допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев;
1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершен;
0 – отсутствует описание ситуации.
- Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:
5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств;
2.5 – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;
1 балл – встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;
0 баллов – рассказ не оформлен.
- Критерий самостоятельности выполнения задания:
5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;
2.5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;
1 балл – раскладывание картинок и составление рассказ по наводящим вопросам;
0 баллов – невыполнение задания даже при наличии помощи.
2. Пересказ прослушанного текста
Рассказ предъявлять не более 2 раз.
Инструкция. «Сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься его пересказать».
Горошины.
В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.
Оценка:
- Критерий смысловой целостности:
5 баллов- воспроизведены все смысловые звенья; 2.5 – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев;
1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации;
0 баллов – невыполнение.
- Критерий лексико-грамматического оформления:
5 баллов – пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм;
2.5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;
1балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов;
0 баллов – пересказ не доступен.
- Критерий самостоятельности выполнения:
5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления;
2.5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения;
1балл – пересказ по вопросам;
0 баллов – пересказ не доступен даже по вопросам.
Максимальное количество баллов за серию -30 баллов.
Экспресс – вариант включает 77 заданий, не считая проверки звукопроизношения. Наибольшее количество баллов за всю методику равно – 120 баллов (100%).
4 уровень – 100-80%;
3 уровень - 79.9 – 65%;
2 уровень – 64.9 – 45%;
1 уровень – 44.95 – и ниже.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование «Экспресс-диагностики» Н.Н.Павловой, Л.Г.Руденко в работе педагогов-психологов
Выступление на областных педагогических чтениях...
Экспресс-диагностика
Материал для обследования учащихся коррекционных классов....
Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности
В разработке данной методики лежит факт повторений набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттелл, Леонгард, Айзенк, Личко и др.).Предлагаемая методика содержи...
Экспресс-диагностика для определения способностей ребёнка.
Экспресс-диагностика для определения способностей ребёнка....
Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов методическое пособие/ Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.
Методика для диагностики речевой патологии у детей сочетает традиционные для логопедической практики приемы с некоторыми нейропсихологическими методами, разработанными Л. С. Цветковой, Т. В. Ахутиной ...
Экспресс – диагностика суицидальных рисков.
Экспресс – диагностикасуицидальных рисков в подростково – молодежной среде...
Экспресс-диагностика уровня усвоения девятиклассниками курса русского языка (подготовка к ГИА)
Тестовый комплекс по русскому языку для учащихся 9 класса составлен на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, п...