Экспресс диагностика Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В.
методическая разработка

Кучер Марина Александровна

Сокращенный вариант методики для экспресс-диагностики всех сторон устной и письменной речи младших школьников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekspress_diagnostika_fotekovoy_ahutinoy.docx24.76 КБ

Предварительный просмотр:

Сокращенный вариант методики для экспресс-диагностики всех сторон устной и письменной речи младших школьников

(составлена по методикам Фотековой Т.А., Ахутиной Т.В., Мазановой Е.В.)

Стандартизированная методика обследования речи с балльно-уровневой системой оценки применяется для решения следующих задач:

  1. диагностики;
  2. уточнения структуры речевого дефекта и оценки степени выраженности нарушений разных сторон речи (получения речевого профиля);
  3. построение системы индивидуальной коррекционной работы;
  4. комплектование подгрупп на основе общности структуры нарушений речи;
  5. отслеживание динамики речевого развития ребенка и оценки эффективности коррекционного воздействия.

В методике использованы речевые пробы, предложенные Р.И. Лалаевой и Е.В. Мальцевой. Кроме этого исследуется понимание сложных логико-грамматических отношений с использованием заданий, разработанных А.Р. Лурия.

Серия 1. Исследование сенсомоторного уровня речи

1. Проверка состояния фонематического восприятия

Инструкция. «Слушай внимательно и повторяй за мной.

ба-па-па-ба        жа-ша-ша-жа          ла-ра-ра-ла              са-ша-ша-са                ца-са-ца-са

         

1 балл – точное и правильное воспроизведение в темпе предъявления;

0.5 балла – первый член воспроизводиться правильно, второй уподобляется первому;

0.25 балла – неточное воспроизведение обоих членов пары с перестановкой слогов, их заменой и пропусками;

0- отказ от выполнения, полная невозможность воспроизведения пробы.

Максимальное количество баллов – 5

2. Исследование артикуляционной моторики.

Инструкция. «Повторяй за мной движения».

  • Губы в улыбке
  • Губы «трубочкой» – округлены и вытянуты вперед;
  • Язык «лопаткой» – широкий, распластанный язык неподвижно лежит на нижней губе, рот приоткрыт;
  • «Маятник» - рот открыт, язык выдвинут наружу и равномерно передвигается от одного уголка рта к другому;
  • Чередование движений губ: «улыбка» - «трубочка».

Оценка:

1 балл – правильное выполнение движения с точным соответствием всех характеристик предъявленному;

0.5 балла – замедленное и напряженное выполнение;

0.25 – выполнение с ошибками – длительный поиск позы, неполный объем движения, отклонения в конфигурации, синкинезии, гиперкинезы;

0 баллов – невыполнение движения.

Максимальное количество – 5 баллов

3. Исследование звукопроизношения.

Инструкция. «Повторяй за мной»

  • Собака-маска-нос
  • Сено-василек-высь
  • Замок-коза
  • Зима-магазин
  • Цапля-овца-палец-
  • Шуба-кошка-камыш
  • Жук-ножи
  • Щука-вещи-лещ
  • Чайка-очки-ночь
  • Рыба-корова-топор
  • Река-варенье-дверь
  • Лампа-молоко-пол
  • Лето-колесо-соль

Оценка:

3балла – безукоризненное произношение всех звуков;

1.5 балла – один или несколько звуков группы изолированно и отраженно произносятся, но иногда подвергаются заменам или искажениям в самостоятельной речи, т.е. недостаточно автоматизированы;

1балл – в любой позиции искажается или заменяется только один звук группы;

0 – искажениям и заменам во всех речевых ситуациях подвергаются все или несколько звуков группы.

1группа – свистящие (с, сь, з, зь, ц)

2 группа – шипящие (ш, ж, ч, щ)

3 группа – сонорные – л, ль

4 группа – сонорные – р, рь;

5 группа – остальные звуки, дефекты которых встречаются значительно реже (задненебные гь, кь, хь, , й, случаи дефектов озвончения, смягчения и крайне редкие нарушения произношения гласных звуков).

Максимальное количество – 15 баллов.

4. Исследование сформированность звуко-слоговой структуры слова.

Инструкция «Повторяй за мной слова».

 танкист      космонавт      сковорода     аквалангист     термометр

Оценка:

1 балл – правильное и точное воспроизведение;

0.5 балла – замедленное послоговое  воспроизведение;

0.25 балла – искажение звуко-слоговой структуры слова (пропуск, перестановки звуков и слогов внутри слова);

0 баллов – невоспроизведение.

Максимальное количество – 5 баллов.

Максимальное количество баллов за серию – 30.

Серия 2. Исследование грамматического строя речи

1. Повторение предложений

Инструкция. «Послушай предложение и постарайся повторить его»

  • Птичка свила гнездо.
  • В саду было много красных яблок.
  • Дети катали из снега комки и делали снежную бабу.
  • Петя сказал, что он не пойдет гулять, потому что холодно.
  • На зеленом лугу, который был за рекой, паслись лошади.

Предложение читается до первого воспроизведения (1-2 раза).

Оценка:

1балл – правильное и точное воспроизведение предложения;

05 балла – пропуск отдельных слов без искажения смысла и структуры предложения;

0.25 – пропуск частей предложения, искажение смысла и структуры предложения, предложение не закончено;

0 – невоспроизведение.

Максимальное количество 5 баллов.

2. Верификация предложений.

Инструкция. «Найди в предложениях ошибки и постарайся их исправить»

  • Собака вышла в будку.
  • По морю плывут корабль.
  • Дом нарисован мальчик.
  • Хорошо спится медведь под снегом.
  • Над большим деревом была глубокая яма.

Оценка:

1 балл – выявление и исправление ошибки.

0,5 балла – выявление и исправление ошибки с незначительными неточностями (пропуск, перестановка, замена слов);

0.25 балла – ошибка выявлена, но не исправлена;

0 – ошибка не выявлена.

Максимальное количество – 5 баллов.

3. Составление предложений из слов в начальной форме.

Инструкция. «Постарайся составить из слов предложение».

  • Мальчик, открывать, дверь
  • Сидеть, синичка, на, ветка
  • Груша, бабушка, внучка, давать
  • Витя, косить, трава, кролики, для
  • Петя, купить, шар, красный, мама

Слова предъявляются до первого ответа.

Оценка:

1 балл – предложение составлено верно.

0.5 – нарушен порядок слов;

0.25 – наблюдаются пропуски, привнесения, замены, аграмматизмы, незначительные смысловые неточности.

0баллов – смысловая неадекватность или отказ от выполнения задания.

Максимально количество – 5 баллов.

4. Добавление предлогов в предложение.

Инструкция. «Вставь пропущенное слово а предложение»:

  • Лена наливает чай … чашки.
  • Почки распустились …деревьях.
  • Птенец выпал…гнезда.
  • Щенок спрятался …крыльцом.
  • Пес сидит …конуры.

Оценка:

1балл – правильный ответ;

0.5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи («Подумай еще»).

0.25 – правильный ответ после помощи виде вопроса.

0 баллов – неэффектное использование помощи как первого, так и второго вида.

Максимальное количество – 5 баллов.

5. Образование существительных множественного числа в именительном и родительном падежах.

Инструкция. «Назови предметы по образцу»

Образец: один- дом, а если их много, то это дома:

  • Один – стол, а много это…
  • Один – стул, а
  • Одно – окно
  • Одна – звезда
  • Одно – ухо

Образец: один – дом, а много (чего?) – домов.

  • Один- стол, а много (чего?) –
  • Один – стул, а
  • Одно – окно
  • Одна – звезда
  • Одно – ухо

Можно использовать картинки.

Оценка:

1балл – правильный ответ.

0.5 балла – правильный ответ после стимулирующей помощи;

0.25 – форма образована неверно;

0 – невыполнение.

Максимальное количество 10 баллов.

Максимальное количество за серию – 30 баллов.

Серия 3. Исследование словаря и навыков словообразования

1. Образование существительных, обозначающих детенышей животных.

Инструкция. «Назови детенышей животных по образцу»

Образец: у кошки – котята

  • У козы –
  • У волка –
  • У утки
  • У лисы
  • У льва
  • У собаки
  • У курицы
  • У свиньи
  • У коровы
  • У овцы

Максимальное количество – 10 баллов.

2. Образование прилагательных от существительных.

А. Относительных

Инструкция. «Назови слова по образцу»

Образец: кукла из бумаги – она бумажная.

  • Шляпка из соломы – она…
  • Горка изо льда
  • Салат из моркови
  • Варенье из вишни
  • Суп из грибов
  • Варенье из яблок
  • Варенье из сливы
  • Варенье из клюквы
  • Лист дуба
  • Лист осины

Максимальное количество – 10 баллов.

Б. Качественных

Образец: если днем жара, то день – жаркий.

  • Если днем мороз, то день –
  • Если днем солнце, то день-
  • Если днем снег
  • Если днем дождь
  • Если днем ветер

В. Притяжательных

Инструкция. «Назови слова по образцу».

Образец: у собаки лапа – собачья

  • У кошки лапа-
  • У медведя
  • У льва
  • У лисы
  • Клюв птицы - … клюв

Оценка:

1 балл – правильный ответ;

0.5 балла – самокоррекция или правильный ответ после стимулирующей помощи;

0.25 – неверно образованная форма;

0 баллов невыполнение.

Максимальное количество баллов за серию – 30 баллов.

Серия 4. Исследование связной речи

1. Составление рассказа по серии из 4-5 сюжетных картинок.

Инструкция. «Посмотри на картинки, постарайся разложить их по порядку и составить рассказ».

Оценка:

  1. Критерий смысловой целостности:

5 баллов – рассказ соответствует ситуации, имеет все смысловые звенья, расположенные в правильной последовательности.

 2.5 балла – допущено незначительное искажение ситуации, неправильное воспроизведение причинно-следственных связей или отсутствие связующих звеньев;

1 балл – выпадение смысловых звеньев, существенное искажение смысла, или рассказ не завершен;

0 – отсутствует описание ситуации.

  1. Критерий лексико-грамматического оформления высказывания:

5 баллов – рассказ оформлен грамматически правильно, с адекватным использованием лексических средств;

2.5 – рассказ составлен без аграмматизмов, но наблюдается стереотипность грамматического оформления, единичные случаи поиска слов или неточное словоупотребление;

1 балл – встречаются аграмматизмы, далекие словесные замены, неадекватное использование лексических средств;

0 баллов – рассказ не оформлен.

  1. Критерий самостоятельности выполнения задания:

5 баллов – самостоятельно разложены картинки и составлен рассказ;

2.5 балла – картинки разложены со стимулирующей помощью, рассказ составлен самостоятельно;

1 балл – раскладывание картинок и составление рассказ по наводящим вопросам;

0 баллов – невыполнение задания даже при наличии помощи.

2. Пересказ прослушанного текста

Рассказ предъявлять не более 2 раз.

Инструкция. «Сейчас я прочту тебе небольшой рассказ, слушай его внимательно, запоминай и приготовься его пересказать».

Горошины.

В одном стручке сидели горошины. Прошла неделя. Стручок раскрылся. Горошины весело покатились на ладонь мальчику. Мальчик зарядил горохом ружьё и выстрелил. Три горошины залетели на крышу. Там их склевали голуби. Одна горошина закатилась в канаву. Она дала росток. Скоро он зазеленел и стал кудрявым кустиком гороха.

Оценка:

  1. Критерий смысловой целостности:

5 баллов- воспроизведены все смысловые звенья; 2.5 – смысловые звенья воспроизведены с незначительными сокращениями, нет связующих звеньев;

1 балл – пересказ неполный, имеются значительные сокращения, или искажение смысла, или включение посторонней информации;

0 баллов – невыполнение.

  1. Критерий лексико-грамматического оформления:

5 баллов – пересказ составлен без нарушений лексических и грамматических норм;

2.5 балла – пересказ не содержит аграмматизмов, но наблюдаются стереотипность оформления высказывания, поиск слов, отдельные близкие словесные замены;

1балл – отмечаются аграмматизмы, повторы, неадекватные словесные замены, неадекватное использование слов;

0 баллов – пересказ не доступен.

  1. Критерий самостоятельности выполнения:

5 баллов – самостоятельный пересказ после первого предъявления;

2.5 балла – пересказ после минимальной помощи (1-2 вопроса) или после повторного прочтения;

1балл – пересказ по вопросам;

0 баллов – пересказ не доступен даже по вопросам.

Максимальное количество баллов за серию -30 баллов.

Экспресс – вариант включает 77 заданий, не считая проверки звукопроизношения. Наибольшее количество баллов за всю методику равно – 120 баллов (100%).

4 уровень – 100-80%;

3 уровень - 79.9 – 65%;

2 уровень – 64.9 – 45%;

1 уровень – 44.95 – и ниже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспресс-диагностика

Материал для обследования учащихся коррекционных классов....

Методика экспресс-диагностики характерологических особенностей личности

 В разработке данной методики лежит факт повторений набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кеттелл, Леонгард, Айзенк, Личко и др.).Предлагаемая методика содержи...

Экспресс-диагностика для определения способностей ребёнка.

Экспресс-диагностика для определения способностей ребёнка....

Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов методическое пособие/ Фотекова Т.А., Ахутина Т.В.

Методика для диагностики речевой патологии у детей сочетает традиционные для логопедической практики приемы с некоторыми нейропсихологическими методами, разработанными Л. С. Цветковой, Т. В. Ахутиной ...

Экспресс – диагностика суицидальных рисков.

Экспресс – диагностикасуицидальных рисков в подростково – молодежной среде...

Экспресс-диагностика уровня усвоения девятиклассниками курса русского языка (подготовка к ГИА)

Тестовый  комплекс по русскому языку для учащихся 9 класса составлен на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и Требований к результатам основного общего образования, п...