Развитие речи и окружающий мир
рабочая программа (10 класс)

Кузькина Людмила Евграфовна

Программа по предмету

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_i_okruzhayushchiy_mir_10_kl.docx68.3 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

на 2022-2023 учебный год

10 класс

Санкт-Петербург

2022

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
  1. Пояснительная записка
  2. Планируемые результаты освоения программы

1.3. Система оценки достижений планируемых результатов

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Учебно-тематический план
  2. Календарно-тематическое планирование

2.3. Лист корректировки рабочей программы

2.4. Лист оценки выполнения рабочей программы

2.5. Задачи индивидуальной работы

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1.  Место предмета в учебном плане

3.2. Условия реализации программы

3.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса

3.4. Учебно-методический комплекс

I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. Пояснительная записка

Нарушение речи учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеет системный характер, распространяется на все ее функции: коммуникативную, познавательную, регулятивную. Однако в структуре общего речевого недоразвития на первый план выступает слабость коммуникативной функции.

       В ходе организации и проведения уроков по предмету «Развитие речи и окружающий мир» необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно-образовательная работа с учащимися должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная (Почему учащийся должен говорить?), целевая (Зачем он должен говорить?) и исполнительная (Каким образом он может говорить?). Задачи формирования представлений учащихся с умеренной умственной отсталостью о себе и окружающем мире, развития их речи решаются комплексно, с использованием деятельностного подхода к обучению.

Уроки по развитию речи посвящаются темам, взятым из окружающей действительности, при этом количество новых слов, сообщаемых на одном уроке, должно быть ограничено, в противном случае  учащиеся их не запомнят. Задача состоит в том, чтобы дать определенные знания и навыки, развивающие обучающихся с ОВЗ, научить их использовать полученные знания в практической деятельности. На уроках обучающиеся ведут наблюдения за жизнью растений и животных, изменениями в природе и труде людей, знакомятся с объектами непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая предметы  и явления, дети учатся анализировать, находить сходства и различия, делать  простейшие выводы и обобщения.

Рабочая программа по учебному предмету «Развитие речи и окружающий мир» для 10 класса (учащиеся с умеренной умственной отсталостью)  составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:

1. Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 26 декабря 2012 г. №273-ФЗ;

2. Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004);

3. Образовательной программой ГБОУ

4. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

5.  Учебного плана ГБОУ школа № 499 на 2022-2023 уч. год.

6. «Положения о разработке, утверждении и корректировке рабочих программ по учебным предметам, курсам общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения

В соответствии с учебным планом школы на предмет «Развитие речи и окружающий мир» отведено 3 часа в неделю.

Цель и задачи программы:

Цель: формирование у детей знаний о растениях, животных, птицах и простейших, доступных чувственному восприятию детей, связях между объектами и явлениями природы.

Задачи:

  • Развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера;
  • Формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении, вызов интереса к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений), к явлениям природы;
  • Создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни; формировать и расширять словарный запас;
  • Закрепление и расширение уже полученных представлений о домашних и диких животных, полевых растениях, быта людей, профессий.

1.2. Планируемые результаты освоения программы

 К концу учебного года у учащихся могут сформироваться следующие знания, умения и навыки:

  • Знать свой домашний адрес, название города, страны, основные достопримечательности столицы России и родного города;
  • Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице. Применять знания о безопасном пребывании на улицах;
  • Ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
  • Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта. Приводить примеры различных профессий;
  • Различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия». Определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
  • Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
  • Описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
  • Сравнивать домашних и диких животных;
  • Знать правила поведения в окружающей среде (водоемах, в школе), правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
  • Составлять короткие описательные рассказы о продуктах питания с использованием картинок, пиктограмм и речевых средств;
  • Называть предметы, действия на картинках;
  • Составлять предложения по картинкам.

Система оценки достижений планируемых результатов

Система оценки достижений обучающихся индивидуальная. Контроль (диагностика) проводится вводный (в начале года) и итоговый (в конце года). Для того чтобы наглядно показать динамику освоения обучающимися программы, разработаны качественные критерии оценивания знаний детей, т.к. обучение в этом классе не предполагает иных оценок.

Качественные параметры:

5- полностью усвоил;

4- усвоил хорошо;

3- усвоил посредственно;

2- усвоил недостаточно;

1- усвоил плохо.

II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

2.1. Учебно-тематический план

Тема

Кол-во часов

1

Развитие навыков общения, диалогической и связной речи

32

2

Неживая природа

20

3

Наша страна

10

4

Живая природа

20

5

Человек

20

Итого

102

Содержание тем учебного курса

Развитие навыков общения, диалогической и связной речи (32 часа)

  • Упражнения на развитие интонационной выразительности речи;
  • Упражнения на развитие навыков общения, умения вступать в беседу;
  • Упражнения на правильную формулировку просьбы и благодарности;
  • Упражнения на правильную формулировку фразы по образцу и с опорой на картинку;
  • Упражнения на развитие слухового восприятия;
  • Упражнения на развитие умений отвечать на вопросы партнёра;
  • Упражнения на развитие умения вести диалог на соответствующую тему (тему задаёт педагог).

Неживая природа (20 часов)

  • Расширение и уточнение представлений о временах года;
  • Систематизация знаний о земле;
  • Упражнения на расширение у детей представлений о возделывании почвы;

Наша страна (10 часов)

  • Закрепление понятий государственная символика, гимн России;
  • Соотношение социально значимой профессии людей с ее атрибутами;
  • Народное творчество;
  • Упражнения на поиск и называние нужных предметов одежды в соответствии с названной профессией, временем года;

Живая природа (20 часов)

  • Чтение рассказов о природе;
  • Настольно-печатные игры о животных, птицах и насекомых;
  • Посадка растений;
  • Времена года, их особенности: жизнь животных и растений зимой, одежда зимой, жизнь животных и растений весной, одежда весной, жизнь животных и растений летом, одежда летом;
  • Растения культурные, дикорастущие, лекарственные;
  • Зоопарк и ботанический сад;
  • Животные и птицы.

Человек (20 часов)

  • Мозг человека;
  • Опасности окружающей природы;
  • Режим дня;
  • Охрана природы;
  • Мудрость народа;
  • Народные промыслы.

2.2. Календарно - тематическое планирование

1 четверть

№ п/п

Кол-во часов

Дата

Тема урока

Формирование знаний, навыков и умений

1

1

Живая и неживая природа

Выработка умения вступать в диалог, составление предложений, тренировка памяти.

2

1

Что такое природа, с 7

Составление предложений по опорным картинкам и с помощью учителя.

3

4

2

Россия – священная наша держава, с 6

Герб и флаг. Составление предложений по опорным картинкам и с помощью учителя. С 6

5

6

7

3

Наблюдения за природой, с 11-18

Расширение словарного запаса (названия).

8

9

2

Термометр

Составление предложений по опорным картинкам.

10

1

Лето

Составление предложений по опорным картинкам, конкретизация понятий одежда и игрушки.

11

1

Лето. Рассказ ученика

Нахождение нужной картинки, составление рассказа

12

1

Бабочка

Чтение и пересказ по опорному плану

13

1

Части растений

Расширение словарного запаса. Составление предложений по опорным картинкам.

14

15

2

Деревья, кустарники и травы

Формирование представлений о  сезонных изменениях растений.

16

1

Ранняя осень. Растения летом и осенью

Составление предложений по опорным картинкам, насыщенность речи прилагательными.

17

1

Сентябрь. Рассказ ученика

Чтение рассказа, выделение главного, пересказ по опорному плану, дополнение собственным опытом

18

1

Подкормка птиц

Чтение рассказа, выделение главного, пересказ по опорному плану, дополнение собственным опытом

19

20

2

Грибы

Когда и для чего растут в лесу грибы. Кто ими питается. Названия и признаки грибов. Соотнесение с картинкой. Рисование гриба.

21

22

23

3

Дикие и домашние животные

Расширение словарного запаса. Описание по картинке. Составление предложений по опорным картинкам.

24

1

Итоговый урок

Подведение итогов по материалам четверти.

Итого за 1 четверть: 24 часа

2 четверть

25

26

2

Разнообразие животных в природе: птицы, рыбы, насекомые, земноводные

Выработка умения описывать увиденное, тренировка памяти, отработка умений отвечать на вопрос .слов-действий.

27

1

Домашние животные осенью.

Формирование представлений о жизни в деревне.

28

1

Звери летом и осенью

Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с использованием различных средств общения.

29

1

Насекомые летом и осень.

Расширение словарного запаса. Формирование умений делать рисунки после прослушанного текста. Нормы поведения.

30

1

Птицы летом и осенью

Расширение словарного запаса. Формирование умений делать рисунки после прослушанного текста

31

32

2

Труд людей осенью. Подготовка к зиме в городах и деревнях.

Формирование представлений о разной подготовке к морозам.

33

1

Хлеб – всему голова с.78

Развитие навыка озаглавливания и пересказа прочитанного и прослушанного текста.

34

1

Поздняя осень в природе

Развитие умения составлять предложения по картинкам и образцу.

35

36

2

Режим дня школьника. Часы.

Тренировка умений отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с использованием невербальных и вербальных средств общения. Формирование представлений о режиме дня.

37

38

2

Россия – наша страна. Я патриот.

Воспитание патриотизма. Города воинской славы. Обучение последовательности выполняемых действий и событий.

39

1

Зима. Снег и лед.

Формирование представлений о зимних изменениях в природе и погоде.

40

1

Охрана и укрепление здоровья зимой

Формирование представлений о способах безопасного поведения в морозный период.

41

42

2

Растения зимой

Формирование представлений о зимних изменениях в природе и погоде.

43

1

Лес зимой

Формирование представлений о зимних изменениях в природе и погоде.

44

45

2

В ожидании Деда Мороза

Формирование представлений о правилах поведения и общения на елках.

46

1

Составление рассказа по картинке – Новый год.

Умение формулировать словосочетания по картинке.

47

1

Готовимся к празднику

Повторение основных традиций празднования НГ, Рождества и пр.

48

1

Итоговый урок

Подведение итогов по материалам четверти.

Итого за 2 четверть: 24 часа

3 четверть

49

1

Россия - Родина моя

Расширение словарного запаса. Тренировка памяти. Учить правильному использованию предлогов в речи.

50

1

Государственные символы и гимн России

Воспитание патриотизма, систематизация знаний о Родине. Повторение гимна и основных поводов для его исполнения.

51

1

Комнатные растения.

Расширение словарного запаса. Учить правильному использованию названий цветов в речи.

52

1

Москва и Кремль. Виртуальная Экскурсия.

Виртуальная экскурсия. Воспитание патриотизма, систематизация знаний о столице.

53

1

Домашние животные зимой

Расширение словарного запаса.

54

1

Птицы зимой

Развитие восприятия и внимания, ответы на вопросы учителя, описание поведения и способов помощи птицам.

55

56

2

Как живут зимой разные животные.

Описание домашних птиц по картинке, расширение словарного запаса. Игра Чьи следы.

57

58

2

Зоопарк. Рассказ по картинке. Расскажи, что собрал. Нарисуй и подпиши.

Развитие диалогической речи Соотнесение животного с названием. Собирание тематических пазлов.

59

1

Труд людей зимой.

Развивать словесно-логическое мышление. Обогащение активного словарного запаса. Учить составлять простые предложения.

60

1

Что мы получаем от растений поля.

Конструирование, развитие диалогической речи. Составление краткого описательного рассказа по картинкам.

61

1

Конец зиме. Скоро весна.

Расширение словарного запаса. Описание природных изменений

62

1

Птичьи домики

Развивать словесно-логическое мышление. Обогащение активного словарного запаса. Учить составлять простые предложения.

63

1

Как скворец остался без гнезда?

Развивать навык чтения и внимательного слушания, сопереживания, выделения главной мысли в тексте.

64

65

66

3

Весна красна. Приметы весны с. 129

Описание природного ландшафта присущего весне, использование прилагательных в речи. Составление рассказа по картинке.

67

1

Растения весной

Умение составлять короткие описательные рассказы с использованием картинного плана и речи.

68

1

Птицы весной

Расширение словарного запаса, умение узнавать, описывать по картинкам, соотносить с образцом и названием.

69

70

2

Как изменяется жизнь животных весной

Развитие умения вступать в диалог, знакомство с животным миром.

71

72

2

Рассказ по картинке «Подарок маме»

Умение составлять короткие описательные рассказы с использованием картинного плана и речи.

73

1

Как вырастить новые растения с 148 посл

Умение составлять короткие описательные рассказы с использованием картинного плана и речи.

74

75

2

Кто во что одет весной?

Умение конструировать различные образы на кукле, описывать, изображать на рисунках, находить отличия и сходства.

76

77

2

Народные промыслы нашей Родины

Обучение учащихся диалогу и монологу, работа в парах.

78

1

Итоговый урок

Подведение итогов по материалам четверти.

Итого за 3 четверть: 30 часов

4 четверть

79

80

2

Дачные работы: что для чего.

Развитие внимания, мышления. Составление рассказа с опорой на картинку и с помощью учителя.

81

1

Посев, рассуждение о том, как растут овощи.

Формирование представлений о природе весной.

82

83

2

Погода ранней и поздней весной

Формирование представлений о природе весной, умения находить сходства и различия, описывать.

84

1

Домашние животные.

Формирование представлений о животноводстве.

85

86

2

Распорядок дня.

Рассуждение, описание, работа в парах.

87

88

2

Часовой циферблат

Умение выделять характерные признаки разных частей суток, определение времени по часам.

89

1

Труд людей весной с.150

Формирование представления о труде, виды труда весной и летом.

90

91

2

Весна: яблоня, черемуха, сирень. С.153.

Формирование представлений о жизни растений в весеннее-летний период. Чтение, слушание, пересказ по картинному плану.

92

1

Времена года.

Формирование представлений о различных приметах времени года. Соотнесение, противопоставление.

93

94

2

Дикие животные

Формирование представлений об обитателях леса и их жизни в разные времена года.

95

96

2

Профессии.

Развитие внимания, мышления. Составление рассказа с опорой на картинку и с помощью учителя.

97

1

Опасности леса.

Составление рассказа с опорой на картинку и с помощью учителя.

98

99

2

Родной город на картинках.

Умение узнавать объекты архитектуры Санкт-Петербурга. Виртуальная экскурсия.

100

101

2

Кладовые земли с.34

Умение различать камни и природный ландшафт на картинках

102

1

Итоговый урок

Подведение итогов по материалам четверти.

Итого за 4 четверть: 24 часа

Итого за год: 102 часа

2.3. Лист корректировки рабочей программы

№ урока

Дата по плану

Дата по факту

Количество часов

Тема

Причина корректировки

Способ корректировки (уплотнено, сокращено, объединено, тема вынесена на самостоятельное изучение)

По плану

По факту

2.4. Лист оценки выполнения рабочей программы

Предмет

Количество часов по

плану

Выполнение

Отставание

Причина отставания

Компенсирующие мероприятия

Четверть

1

2

3

4

2.5. Планирование индивидуальной работы с обучающимися

ФИО обучающегося

Отрабатываемые умения и навыки

I четверть

II четверть

III четверть

IV четверть

Агафонова Анна

Составлять рассказ по картинкам. Вставлять в текст подходящие по смыслу слова, рассказывать о сборе урожая. Называть природные явления по картинке. Отвечать на вопросы по образцу. Ориентироваться в картинке, находить и называть заданные объекты. Знать названия домашних животных.

Правильно раскладывать рисунки и составлять рассказ.. По опоре определять правильную последовательность картинок и составлять рассказ. По картинке называть, что было вначале, а что- потом. По рисунку называть изображенные на нем растения, цветы, грибы. Самостоятельно называть и находить известные растения, деревья, объекты.

Называние нужных предметов одежды в соответствии с картинкой, сезоном.

Используя слова-признаки описывать различные пройденные на уроках объекты. Принимать участи в диалоге. Соотносить название с картинкой.  Находить отличия в картинках. Подбирать признаки к предметам. Составлять словосочетание или фразу по схеме.

Повторять за учителем внешний вид домашнего и дикого животного, его характер, пользу для человека.

Перечислять части тела животных и птиц. Заменять в предложениях картинки словами. Составлять предложения, подбирать слова к картинке. Знать названия некоторых культурных объектов России. Описывать животное, насекомое по образцу. Вставлять в предложения пропущенные слова по образцу и опоре. Соотносить, находить отличия.

Романова Ксения

Составлять рассказ по картинкам. Вставлять в текст подходящие по смыслу слова, рассказывать о сборе урожая. Образовывать от существительных прилагательные. Называть природные явления по картинке. Отвечать на вопросы по образцу. Ориентироваться в картинке, находить и называть заданные объекты. Знать названия домашних животных.

Правильно раскладывать рисунки и составлять рассказ. По опоре определять правильную последовательность картинок и составлять рассказ. По картинке называть, что было вначале, а что- потом. По рисунку называть изображенные на нем растения, цветы, грибы. Самостоятельно называть и находить известные растения, деревья, объекты.

Называние нужных предметов одежды в соответствии с картинкой, сезоном.

Используя слова-признаки описывать различные пройденные на уроках объекты. Принимать участи в диалоге. Соотносить название с картинкой.  Находить отличия в картинках. Подбирать признаки к предметам. Составлять словосочетание или фразу по схеме.

Повторять за учителем внешний вид домашнего и дикого животного, его характер, пользу для человека.

Перечислять части тела животных и птиц. Заменять в предложениях картинки словами. Составлять предложения, подбирать слова к картинке. Знать названия некоторых культурных объектов России. Описывать животное, насекомое по образцу. Вставлять в предложения пропущенные слова по образцу и опоре. Соотносить, находить отличия.

Семушин Максим

Составлять рассказ по картинкам. Вставлять в текст подходящие по смыслу слова, рассказывать о сборе урожая. Образовывать от существительных прилагательные. Называть, что можно приготовить из овощей и фруктов. По графическим опорам составлять предложения о фруктах и овощах. Ориентироваться в картинке, задавать к ней вопросы. Изменять слова по образцу.

Правильно раскладывать рисунки и составлять рассказ. Описывать рисунок и давать ему название. Находить причину явлениям. Определять правильную последовательность картинок и составлять рассказ. По картинке называть, что было вначале, а что- потом. Отгадывать загадки. По рисунку называть изображенные на нем растения. Самостоятельно описывать известные деревья.

Называние нужных предметов одежды в соответствии с названной профессией.

Используя слова-признаки описывать свою квартиру. Составлять диалог о своей квартире. Рисовать план своей квартиры. Находить отличия в картинках. Подбирать признаки к предметам. Составлять фразу по схеме. Придумывать загадку про какой-нибудь предмет мебели.

Описывать внешний вид домашнего и дикого животного, его характер, пользу для человека. Изменять слова по образцу.

Перечислять части тела животных и птиц. Заменять в предложениях картинки словами. Придумывать предложения. Составлять предложения, подбирать слова. Перечислять членов семей животных. Изменять слова по образцу. Описывать насекомое по образцу. Вставлять в предложения пропущенные слова-действия. Отгадывать загадки. Находить лишнее.

Рюмина Кристина

Составлять рассказ по картинкам. Вставлять в текст подходящие по смыслу слова, рассказывать о сборе урожая. Образовывать от существительных прилагательные. Называть природные явления по картинке. Отвечать на вопросы по образцу. Ориентироваться в картинке, находить и называть заданные объекты. Знать названия домашних животных.

Правильно раскладывать рисунки и составлять рассказ.. По опоре определять правильную последовательность картинок и составлять рассказ. По картинке называть, что было вначале, а что- потом. По рисунку называть изображенные на нем растения, цветы, грибы. Самостоятельно называть и находить известные растения, деревья, объекты.

Называние нужных предметов одежды в соответствии с картинкой, сезоном.

Используя слова-признаки описывать различные пройденные на уроках объекты. Принимать участи в диалоге. Соотносить название с картинкой.  Находить отличия в картинках. Подбирать признаки к предметам. Составлять словосочетание или фразу по схеме.

Повторять за учителем внешний вид домашнего и дикого животного, его характер, пользу для человека.

Перечислять части тела животных и птиц. Заменять в предложениях картинки словами. Составлять предложения, подбирать слова к картинке. Знать названия некоторых культурных объектов России. Описывать животное, насекомое по образцу. Вставлять в предложения пропущенные слова по образцу и опоре. Соотносить, находить отличия.

Селиванов Антон

Составлять рассказ по картинкам. Вставлять в текст подходящие по смыслу слова, рассказывать о сборе урожая. Образовывать от существительных прилагательные. Называть природные явления по картинке. Отвечать на вопросы по образцу. Ориентироваться в картинке, находить и называть заданные объекты. Знать названия домашних животных.

Правильно раскладывать рисунки и составлять рассказ.. По опоре определять правильную последовательность картинок и составлять рассказ. По картинке называть, что было вначале, а что- потом. По рисунку называть изображенные на нем растения, цветы, грибы. Самостоятельно называть и находить известные растения, деревья, объекты.

Называние нужных предметов одежды в соответствии с картинкой, сезоном.

Используя слова-признаки описывать различные пройденные на уроках объекты. Принимать участи в диалоге. Соотносить название с картинкой.  Находить отличия в картинках. Подбирать признаки к предметам. Составлять словосочетание или фразу по схеме.

Повторять за учителем внешний вид домашнего и дикого животного.

Перечислять части тела животных и птиц. Заменять в предложениях картинки словами. Составлять предложения, подбирать слова к картинке. Знать названия некоторых культурных объектов России. Описывать животное, насекомое по образцу. Вставлять в предложения пропущенные слова по образцу и опоре.

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Место предмета в учебном плане

          На изучение «Развитие речи и окружающий мир» по учебному плану ГБОУ в10 классе отводится 3 часа в неделю.

         Срок реализации программы: 1 учебный год. Программа рассчитана на 102 часа в год (3 ч в неделю), с учетом календарного графика.

По независимым от ОУ причинам (праздничные и дополнительные выходные дни, карантин, увеличение продолжительности каникул и др.) программный материал в течение года изучается в полном объеме за счет уплотнения, объединения тем из-за невозможности увеличения максимальной недельной учебной нагрузки.

3.2. Условия реализации программы

В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся.

Виды и формы организации учебного процесса

Для реализации программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.

Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; систематизации и обобщению изученного материала), нетрадиционные уроки (уроки-игры и т.д.)

Формы работы на уроке: фронтальная, с индивидуальным и дифференцированным подходом, групповая и индивидуальная работа.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные, интеграционные.

3.3. Материально-техническое оснащение программы

Дидактические пособия

Демонстрационные:

Картинки, таблицы, дидактические игры «Животные и насекомые», «Овощи-фрукты», «Магазин». Игрушки.

Раздаточные: В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Оборудования для мультимедийных демонстраций:

Компьютер, мультимедийный проектор. Кинофильмов, отражающих жизнедеятельность людей, явления природы, жизнь животных.

Видеоматериалы и аудиоматериалы:

         Презентации к урокам по разделам.

3.4. Учебно-методический комплекс

1. Лифанова Т.М. Соломина Е.Н География 9  класс (VIII вид) – М.: Просвещение, 204 – 208 с.

2. Клепинина З. А., Титова М. Ф. Природоведение. 3 класс. – М.: Владос, 2001 г.– 160 с.

3. Плешаков, А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1 / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2003. - 144 c.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по развитию речи и окружающему мируТема: Сюжетно-ролевая игра «Лесные сказки»

Конспект урока-занятия для детей и подростков с тяжелыми нарушениями интеллекта и сопутствующей патологией....

Конспект урока по развитию речи и окружающему миру "Наши помощники"

Конспект урока для детей с умеренными интеллектуальными нарушениями....

Конспект урока по предмету "Развитие речи и окружающий мир" на тему: "Домашние животные. Кошка с котятами"

Урок, составленный для детей с системным недоразвитием речи тяжёлой степени при умственной отсталости и сочетанными нарушениями. ...

Конспект урока по предмету: "Развитие речи и окружающий мир" на тему:"Весна"

Урок был составлен и подготовлен для детей с умственной отсталостью и двигательными нарушениями (ДЦП)...

Методические разработки по предметам: « Развитие речи и окружающий мир», Альтернативное чтение», « Графика и письмо», « ОБЖ»

«Формирование умения у детей с ОВЗ пользоватьсякоммуникативной  доской    с   пиктографическими  изображениями»...