Развитие речи и окружающий мир
рабочая программа (10 класс)
Программа по предмету
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_rechi_i_okruzhayushchiy_mir_10_kl.docx | 68.3 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
«РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
на 2022-2023 учебный год
10 класс
Санкт-Петербург
2022
СОДЕРЖАНИЕ
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка
- Планируемые результаты освоения программы
1.3. Система оценки достижений планируемых результатов
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
- Учебно-тематический план
- Календарно-тематическое планирование
2.3. Лист корректировки рабочей программы
2.4. Лист оценки выполнения рабочей программы
2.5. Задачи индивидуальной работы
- ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Место предмета в учебном плане
3.2. Условия реализации программы
3.3. Материально-техническое оснащение образовательного процесса
3.4. Учебно-методический комплекс
I. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Нарушение речи учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью имеет системный характер, распространяется на все ее функции: коммуникативную, познавательную, регулятивную. Однако в структуре общего речевого недоразвития на первый план выступает слабость коммуникативной функции.
В ходе организации и проведения уроков по предмету «Развитие речи и окружающий мир» необходимо исходить из положения о том, что общение является особым видом деятельности, а развитие речи есть усвоение средств общения. Поэтому вся коррекционно-образовательная работа с учащимися должна строиться таким образом, чтобы были задействованы три составляющие деятельности: мотивационная (Почему учащийся должен говорить?), целевая (Зачем он должен говорить?) и исполнительная (Каким образом он может говорить?). Задачи формирования представлений учащихся с умеренной умственной отсталостью о себе и окружающем мире, развития их речи решаются комплексно, с использованием деятельностного подхода к обучению.
Уроки по развитию речи посвящаются темам, взятым из окружающей действительности, при этом количество новых слов, сообщаемых на одном уроке, должно быть ограничено, в противном случае учащиеся их не запомнят. Задача состоит в том, чтобы дать определенные знания и навыки, развивающие обучающихся с ОВЗ, научить их использовать полученные знания в практической деятельности. На уроках обучающиеся ведут наблюдения за жизнью растений и животных, изменениями в природе и труде людей, знакомятся с объектами непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая предметы и явления, дети учатся анализировать, находить сходства и различия, делать простейшие выводы и обобщения.
Рабочая программа по учебному предмету «Развитие речи и окружающий мир» для 10 класса (учащиеся с умеренной умственной отсталостью) составлена на основании следующих нормативно – правовых документов:
1. Федеральным законом Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 26 декабря 2012 г. №273-ФЗ;
2. Федеральным базисным учебным планом, утвержденным приказом Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 (далее – ФБУП-2004);
3. Образовательной программой ГБОУ
4. СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
5. Учебного плана ГБОУ школа № 499 на 2022-2023 уч. год.
6. «Положения о разработке, утверждении и корректировке рабочих программ по учебным предметам, курсам общего образования Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения
В соответствии с учебным планом школы на предмет «Развитие речи и окружающий мир» отведено 3 часа в неделю.
Цель и задачи программы:
Цель: формирование у детей знаний о растениях, животных, птицах и простейших, доступных чувственному восприятию детей, связях между объектами и явлениями природы.
Задачи:
- Развитие познавательных интересов жизнеобеспечивающего характера;
- Формирование первоначальных представлений о себе, о ближайшем социальном окружении, вызов интереса к разнообразию окружающего мира (мира людей, животных, растений), к явлениям природы;
- Создавать условия для возникновения речевой активности детей и использования усвоенного речевого материала в быту, на уроках-занятиях, в играх, в самообслуживании и в повседневной жизни; формировать и расширять словарный запас;
- Закрепление и расширение уже полученных представлений о домашних и диких животных, полевых растениях, быта людей, профессий.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
К концу учебного года у учащихся могут сформироваться следующие знания, умения и навыки:
- Знать свой домашний адрес, название города, страны, основные достопримечательности столицы России и родного города;
- Различать дорожные знаки, необходимые для безопасного пребывания на улице. Применять знания о безопасном пребывании на улицах;
- Ориентироваться в основных помещениях школы, их местоположении;
- Различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта. Приводить примеры различных профессий;
- Различать понятия «живая природа», «неживая природа», «изделия». Определять последовательность времен года (начиная с любого), находить ошибки в предъявленной последовательности; кратко характеризовать сезонные изменения;
- Устанавливать зависимости между явлениями неживой и живой природы;
- Описывать (характеризовать) отдельных представителей растительного и животного мира;
- Сравнивать домашних и диких животных;
- Знать правила поведения в окружающей среде (водоемах, в школе), правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
- Составлять короткие описательные рассказы о продуктах питания с использованием картинок, пиктограмм и речевых средств;
- Называть предметы, действия на картинках;
- Составлять предложения по картинкам.
Система оценки достижений планируемых результатов
Система оценки достижений обучающихся индивидуальная. Контроль (диагностика) проводится вводный (в начале года) и итоговый (в конце года). Для того чтобы наглядно показать динамику освоения обучающимися программы, разработаны качественные критерии оценивания знаний детей, т.к. обучение в этом классе не предполагает иных оценок.
Качественные параметры:
5- полностью усвоил;
4- усвоил хорошо;
3- усвоил посредственно;
2- усвоил недостаточно;
1- усвоил плохо.
II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Учебно-тематический план
№ | Тема | Кол-во часов |
1 | Развитие навыков общения, диалогической и связной речи | 32 |
2 | Неживая природа | 20 |
3 | Наша страна | 10 |
4 | Живая природа | 20 |
5 | Человек | 20 |
Итого | 102 |
Содержание тем учебного курса
Развитие навыков общения, диалогической и связной речи (32 часа)
- Упражнения на развитие интонационной выразительности речи;
- Упражнения на развитие навыков общения, умения вступать в беседу;
- Упражнения на правильную формулировку просьбы и благодарности;
- Упражнения на правильную формулировку фразы по образцу и с опорой на картинку;
- Упражнения на развитие слухового восприятия;
- Упражнения на развитие умений отвечать на вопросы партнёра;
- Упражнения на развитие умения вести диалог на соответствующую тему (тему задаёт педагог).
Неживая природа (20 часов)
- Расширение и уточнение представлений о временах года;
- Систематизация знаний о земле;
- Упражнения на расширение у детей представлений о возделывании почвы;
Наша страна (10 часов)
- Закрепление понятий государственная символика, гимн России;
- Соотношение социально значимой профессии людей с ее атрибутами;
- Народное творчество;
- Упражнения на поиск и называние нужных предметов одежды в соответствии с названной профессией, временем года;
Живая природа (20 часов)
- Чтение рассказов о природе;
- Настольно-печатные игры о животных, птицах и насекомых;
- Посадка растений;
- Времена года, их особенности: жизнь животных и растений зимой, одежда зимой, жизнь животных и растений весной, одежда весной, жизнь животных и растений летом, одежда летом;
- Растения культурные, дикорастущие, лекарственные;
- Зоопарк и ботанический сад;
- Животные и птицы.
Человек (20 часов)
- Мозг человека;
- Опасности окружающей природы;
- Режим дня;
- Охрана природы;
- Мудрость народа;
- Народные промыслы.
2.2. Календарно - тематическое планирование
1 четверть
№ п/п | Кол-во часов | Дата | Тема урока | Формирование знаний, навыков и умений | ||
1 | 1 | Живая и неживая природа | Выработка умения вступать в диалог, составление предложений, тренировка памяти. | |||
2 | 1 | Что такое природа, с 7 | Составление предложений по опорным картинкам и с помощью учителя. | |||
3 4 | 2 | Россия – священная наша держава, с 6 | Герб и флаг. Составление предложений по опорным картинкам и с помощью учителя. С 6 | |||
5 6 7 | 3 | Наблюдения за природой, с 11-18 | Расширение словарного запаса (названия). | |||
8 9 | 2 | Термометр | Составление предложений по опорным картинкам. | |||
10 | 1 | Лето | Составление предложений по опорным картинкам, конкретизация понятий одежда и игрушки. | |||
11 | 1 | Лето. Рассказ ученика | Нахождение нужной картинки, составление рассказа | |||
12 | 1 | Бабочка | Чтение и пересказ по опорному плану | |||
13 | 1 | Части растений | Расширение словарного запаса. Составление предложений по опорным картинкам. | |||
14 15 | 2 | Деревья, кустарники и травы | Формирование представлений о сезонных изменениях растений. | |||
16 | 1 | Ранняя осень. Растения летом и осенью | Составление предложений по опорным картинкам, насыщенность речи прилагательными. | |||
17 | 1 | Сентябрь. Рассказ ученика | Чтение рассказа, выделение главного, пересказ по опорному плану, дополнение собственным опытом | |||
18 | 1 | Подкормка птиц | Чтение рассказа, выделение главного, пересказ по опорному плану, дополнение собственным опытом | |||
19 20 | 2 | Грибы | Когда и для чего растут в лесу грибы. Кто ими питается. Названия и признаки грибов. Соотнесение с картинкой. Рисование гриба. | |||
21 22 23 | 3 | Дикие и домашние животные | Расширение словарного запаса. Описание по картинке. Составление предложений по опорным картинкам. | |||
24 | 1 | Итоговый урок | Подведение итогов по материалам четверти. | |||
Итого за 1 четверть: 24 часа | ||||||
2 четверть | ||||||
25 26 | 2 | Разнообразие животных в природе: птицы, рыбы, насекомые, земноводные | Выработка умения описывать увиденное, тренировка памяти, отработка умений отвечать на вопрос .слов-действий. | |||
27 | 1 | Домашние животные осенью. | Формирование представлений о жизни в деревне. | |||
28 | 1 | Звери летом и осенью | Умение отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с использованием различных средств общения. | |||
29 | 1 | Насекомые летом и осень. | Расширение словарного запаса. Формирование умений делать рисунки после прослушанного текста. Нормы поведения. | |||
30 | 1 | Птицы летом и осенью | Расширение словарного запаса. Формирование умений делать рисунки после прослушанного текста | |||
31 32 | 2 | Труд людей осенью. Подготовка к зиме в городах и деревнях. | Формирование представлений о разной подготовке к морозам. | |||
33 | 1 | Хлеб – всему голова с.78 | Развитие навыка озаглавливания и пересказа прочитанного и прослушанного текста. | |||
34 | 1 | Поздняя осень в природе | Развитие умения составлять предложения по картинкам и образцу. | |||
35 36 | 2 | Режим дня школьника. Часы. | Тренировка умений отвечать на вопросы по содержанию прочитанного с использованием невербальных и вербальных средств общения. Формирование представлений о режиме дня. | |||
37 38 | 2 | Россия – наша страна. Я патриот. | Воспитание патриотизма. Города воинской славы. Обучение последовательности выполняемых действий и событий. | |||
39 | 1 | Зима. Снег и лед. | Формирование представлений о зимних изменениях в природе и погоде. | |||
40 | 1 | Охрана и укрепление здоровья зимой | Формирование представлений о способах безопасного поведения в морозный период. | |||
41 42 | 2 | Растения зимой | Формирование представлений о зимних изменениях в природе и погоде. | |||
43 | 1 | Лес зимой | Формирование представлений о зимних изменениях в природе и погоде. | |||
44 45 | 2 | В ожидании Деда Мороза | Формирование представлений о правилах поведения и общения на елках. | |||
46 | 1 | Составление рассказа по картинке – Новый год. | Умение формулировать словосочетания по картинке. | |||
47 | 1 | Готовимся к празднику | Повторение основных традиций празднования НГ, Рождества и пр. | |||
48 | 1 | Итоговый урок | Подведение итогов по материалам четверти. | |||
Итого за 2 четверть: 24 часа | ||||||
3 четверть | ||||||
49 | 1 | Россия - Родина моя | Расширение словарного запаса. Тренировка памяти. Учить правильному использованию предлогов в речи. | |||
50 | 1 | Государственные символы и гимн России | Воспитание патриотизма, систематизация знаний о Родине. Повторение гимна и основных поводов для его исполнения. | |||
51 | 1 | Комнатные растения. | Расширение словарного запаса. Учить правильному использованию названий цветов в речи. | |||
52 | 1 | Москва и Кремль. Виртуальная Экскурсия. | Виртуальная экскурсия. Воспитание патриотизма, систематизация знаний о столице. | |||
53 | 1 | Домашние животные зимой | Расширение словарного запаса. | |||
54 | 1 | Птицы зимой | Развитие восприятия и внимания, ответы на вопросы учителя, описание поведения и способов помощи птицам. | |||
55 56 | 2 | Как живут зимой разные животные. | Описание домашних птиц по картинке, расширение словарного запаса. Игра Чьи следы. | |||
57 58 | 2 | Зоопарк. Рассказ по картинке. Расскажи, что собрал. Нарисуй и подпиши. | Развитие диалогической речи Соотнесение животного с названием. Собирание тематических пазлов. | |||
59 | 1 | Труд людей зимой. | Развивать словесно-логическое мышление. Обогащение активного словарного запаса. Учить составлять простые предложения. | |||
60 | 1 | Что мы получаем от растений поля. | Конструирование, развитие диалогической речи. Составление краткого описательного рассказа по картинкам. | |||
61 | 1 | Конец зиме. Скоро весна. | Расширение словарного запаса. Описание природных изменений | |||
62 | 1 | Птичьи домики | Развивать словесно-логическое мышление. Обогащение активного словарного запаса. Учить составлять простые предложения. | |||
63 | 1 | Как скворец остался без гнезда? | Развивать навык чтения и внимательного слушания, сопереживания, выделения главной мысли в тексте. | |||
64 65 66 | 3 | Весна красна. Приметы весны с. 129 | Описание природного ландшафта присущего весне, использование прилагательных в речи. Составление рассказа по картинке. | |||
67 | 1 | Растения весной | Умение составлять короткие описательные рассказы с использованием картинного плана и речи. | |||
68 | 1 | Птицы весной | Расширение словарного запаса, умение узнавать, описывать по картинкам, соотносить с образцом и названием. | |||
69 70 | 2 | Как изменяется жизнь животных весной | Развитие умения вступать в диалог, знакомство с животным миром. | |||
71 72 | 2 | Рассказ по картинке «Подарок маме» | Умение составлять короткие описательные рассказы с использованием картинного плана и речи. | |||
73 | 1 | Как вырастить новые растения с 148 посл | Умение составлять короткие описательные рассказы с использованием картинного плана и речи. | |||
74 75 | 2 | Кто во что одет весной? | Умение конструировать различные образы на кукле, описывать, изображать на рисунках, находить отличия и сходства. | |||
76 77 | 2 | Народные промыслы нашей Родины | Обучение учащихся диалогу и монологу, работа в парах. | |||
78 | 1 | Итоговый урок | Подведение итогов по материалам четверти. | |||
Итого за 3 четверть: 30 часов | ||||||
4 четверть | ||||||
79 80 | 2 | Дачные работы: что для чего. | Развитие внимания, мышления. Составление рассказа с опорой на картинку и с помощью учителя. | |||
81 | 1 | Посев, рассуждение о том, как растут овощи. | Формирование представлений о природе весной. | |||
82 83 | 2 | Погода ранней и поздней весной | Формирование представлений о природе весной, умения находить сходства и различия, описывать. | |||
84 | 1 | Домашние животные. | Формирование представлений о животноводстве. | |||
85 86 | 2 | Распорядок дня. | Рассуждение, описание, работа в парах. | |||
87 88 | 2 | Часовой циферблат | Умение выделять характерные признаки разных частей суток, определение времени по часам. | |||
89 | 1 | Труд людей весной с.150 | Формирование представления о труде, виды труда весной и летом. | |||
90 91 | 2 | Весна: яблоня, черемуха, сирень. С.153. | Формирование представлений о жизни растений в весеннее-летний период. Чтение, слушание, пересказ по картинному плану. | |||
92 | 1 | Времена года. | Формирование представлений о различных приметах времени года. Соотнесение, противопоставление. | |||
93 94 | 2 | Дикие животные | Формирование представлений об обитателях леса и их жизни в разные времена года. | |||
95 96 | 2 | Профессии. | Развитие внимания, мышления. Составление рассказа с опорой на картинку и с помощью учителя. | |||
97 | 1 | Опасности леса. | Составление рассказа с опорой на картинку и с помощью учителя. | |||
98 99 | 2 | Родной город на картинках. | Умение узнавать объекты архитектуры Санкт-Петербурга. Виртуальная экскурсия. | |||
100 101 | 2 | Кладовые земли с.34 | Умение различать камни и природный ландшафт на картинках | |||
102 | 1 | Итоговый урок | Подведение итогов по материалам четверти. | |||
Итого за 4 четверть: 24 часа | ||||||
Итого за год: 102 часа |
2.3. Лист корректировки рабочей программы
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Количество часов | Тема | Причина корректировки | Способ корректировки (уплотнено, сокращено, объединено, тема вынесена на самостоятельное изучение) | |
По плану | По факту | ||||||
2.4. Лист оценки выполнения рабочей программы
Предмет | Количество часов по плану | Выполнение | Отставание | Причина отставания | Компенсирующие мероприятия | |||
Четверть | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 |
2.5. Планирование индивидуальной работы с обучающимися
ФИО обучающегося | Отрабатываемые умения и навыки | |||
I четверть | II четверть | III четверть | IV четверть | |
Агафонова Анна | Составлять рассказ по картинкам. Вставлять в текст подходящие по смыслу слова, рассказывать о сборе урожая. Называть природные явления по картинке. Отвечать на вопросы по образцу. Ориентироваться в картинке, находить и называть заданные объекты. Знать названия домашних животных. | Правильно раскладывать рисунки и составлять рассказ.. По опоре определять правильную последовательность картинок и составлять рассказ. По картинке называть, что было вначале, а что- потом. По рисунку называть изображенные на нем растения, цветы, грибы. Самостоятельно называть и находить известные растения, деревья, объекты. Называние нужных предметов одежды в соответствии с картинкой, сезоном. | Используя слова-признаки описывать различные пройденные на уроках объекты. Принимать участи в диалоге. Соотносить название с картинкой. Находить отличия в картинках. Подбирать признаки к предметам. Составлять словосочетание или фразу по схеме. Повторять за учителем внешний вид домашнего и дикого животного, его характер, пользу для человека. | Перечислять части тела животных и птиц. Заменять в предложениях картинки словами. Составлять предложения, подбирать слова к картинке. Знать названия некоторых культурных объектов России. Описывать животное, насекомое по образцу. Вставлять в предложения пропущенные слова по образцу и опоре. Соотносить, находить отличия. |
Романова Ксения | Составлять рассказ по картинкам. Вставлять в текст подходящие по смыслу слова, рассказывать о сборе урожая. Образовывать от существительных прилагательные. Называть природные явления по картинке. Отвечать на вопросы по образцу. Ориентироваться в картинке, находить и называть заданные объекты. Знать названия домашних животных. | Правильно раскладывать рисунки и составлять рассказ. По опоре определять правильную последовательность картинок и составлять рассказ. По картинке называть, что было вначале, а что- потом. По рисунку называть изображенные на нем растения, цветы, грибы. Самостоятельно называть и находить известные растения, деревья, объекты. Называние нужных предметов одежды в соответствии с картинкой, сезоном. | Используя слова-признаки описывать различные пройденные на уроках объекты. Принимать участи в диалоге. Соотносить название с картинкой. Находить отличия в картинках. Подбирать признаки к предметам. Составлять словосочетание или фразу по схеме. Повторять за учителем внешний вид домашнего и дикого животного, его характер, пользу для человека. | Перечислять части тела животных и птиц. Заменять в предложениях картинки словами. Составлять предложения, подбирать слова к картинке. Знать названия некоторых культурных объектов России. Описывать животное, насекомое по образцу. Вставлять в предложения пропущенные слова по образцу и опоре. Соотносить, находить отличия. |
Семушин Максим | Составлять рассказ по картинкам. Вставлять в текст подходящие по смыслу слова, рассказывать о сборе урожая. Образовывать от существительных прилагательные. Называть, что можно приготовить из овощей и фруктов. По графическим опорам составлять предложения о фруктах и овощах. Ориентироваться в картинке, задавать к ней вопросы. Изменять слова по образцу. | Правильно раскладывать рисунки и составлять рассказ. Описывать рисунок и давать ему название. Находить причину явлениям. Определять правильную последовательность картинок и составлять рассказ. По картинке называть, что было вначале, а что- потом. Отгадывать загадки. По рисунку называть изображенные на нем растения. Самостоятельно описывать известные деревья. Называние нужных предметов одежды в соответствии с названной профессией. | Используя слова-признаки описывать свою квартиру. Составлять диалог о своей квартире. Рисовать план своей квартиры. Находить отличия в картинках. Подбирать признаки к предметам. Составлять фразу по схеме. Придумывать загадку про какой-нибудь предмет мебели. Описывать внешний вид домашнего и дикого животного, его характер, пользу для человека. Изменять слова по образцу. | Перечислять части тела животных и птиц. Заменять в предложениях картинки словами. Придумывать предложения. Составлять предложения, подбирать слова. Перечислять членов семей животных. Изменять слова по образцу. Описывать насекомое по образцу. Вставлять в предложения пропущенные слова-действия. Отгадывать загадки. Находить лишнее. |
Рюмина Кристина | Составлять рассказ по картинкам. Вставлять в текст подходящие по смыслу слова, рассказывать о сборе урожая. Образовывать от существительных прилагательные. Называть природные явления по картинке. Отвечать на вопросы по образцу. Ориентироваться в картинке, находить и называть заданные объекты. Знать названия домашних животных. | Правильно раскладывать рисунки и составлять рассказ.. По опоре определять правильную последовательность картинок и составлять рассказ. По картинке называть, что было вначале, а что- потом. По рисунку называть изображенные на нем растения, цветы, грибы. Самостоятельно называть и находить известные растения, деревья, объекты. Называние нужных предметов одежды в соответствии с картинкой, сезоном. | Используя слова-признаки описывать различные пройденные на уроках объекты. Принимать участи в диалоге. Соотносить название с картинкой. Находить отличия в картинках. Подбирать признаки к предметам. Составлять словосочетание или фразу по схеме. Повторять за учителем внешний вид домашнего и дикого животного, его характер, пользу для человека. | Перечислять части тела животных и птиц. Заменять в предложениях картинки словами. Составлять предложения, подбирать слова к картинке. Знать названия некоторых культурных объектов России. Описывать животное, насекомое по образцу. Вставлять в предложения пропущенные слова по образцу и опоре. Соотносить, находить отличия. |
Селиванов Антон | Составлять рассказ по картинкам. Вставлять в текст подходящие по смыслу слова, рассказывать о сборе урожая. Образовывать от существительных прилагательные. Называть природные явления по картинке. Отвечать на вопросы по образцу. Ориентироваться в картинке, находить и называть заданные объекты. Знать названия домашних животных. | Правильно раскладывать рисунки и составлять рассказ.. По опоре определять правильную последовательность картинок и составлять рассказ. По картинке называть, что было вначале, а что- потом. По рисунку называть изображенные на нем растения, цветы, грибы. Самостоятельно называть и находить известные растения, деревья, объекты. Называние нужных предметов одежды в соответствии с картинкой, сезоном. | Используя слова-признаки описывать различные пройденные на уроках объекты. Принимать участи в диалоге. Соотносить название с картинкой. Находить отличия в картинках. Подбирать признаки к предметам. Составлять словосочетание или фразу по схеме. Повторять за учителем внешний вид домашнего и дикого животного. | Перечислять части тела животных и птиц. Заменять в предложениях картинки словами. Составлять предложения, подбирать слова к картинке. Знать названия некоторых культурных объектов России. Описывать животное, насекомое по образцу. Вставлять в предложения пропущенные слова по образцу и опоре. |
III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1. Место предмета в учебном плане
На изучение «Развитие речи и окружающий мир» по учебному плану ГБОУ в10 классе отводится 3 часа в неделю.
Срок реализации программы: 1 учебный год. Программа рассчитана на 102 часа в год (3 ч в неделю), с учетом календарного графика.
По независимым от ОУ причинам (праздничные и дополнительные выходные дни, карантин, увеличение продолжительности каникул и др.) программный материал в течение года изучается в полном объеме за счет уплотнения, объединения тем из-за невозможности увеличения максимальной недельной учебной нагрузки.
3.2. Условия реализации программы
В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся.
Виды и формы организации учебного процесса
Для реализации программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Уроки: традиционные (ознакомления с новым материалом; закрепления изученного материала; систематизации и обобщению изученного материала), нетрадиционные уроки (уроки-игры и т.д.)
Формы работы на уроке: фронтальная, с индивидуальным и дифференцированным подходом, групповая и индивидуальная работа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения: игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные, интеграционные.
3.3. Материально-техническое оснащение программы
Дидактические пособия
Демонстрационные:
Картинки, таблицы, дидактические игры «Животные и насекомые», «Овощи-фрукты», «Магазин». Игрушки.
Раздаточные: В целях максимального коррекционного воздействия в содержание программы включен учебно-игровой материал, коррекционно-развивающие игры и упражнения, направленные на коррекцию познавательных процессов и на повышение интеллектуального уровня учащихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Оборудования для мультимедийных демонстраций:
Компьютер, мультимедийный проектор. Кинофильмов, отражающих жизнедеятельность людей, явления природы, жизнь животных.
Видеоматериалы и аудиоматериалы:
Презентации к урокам по разделам.
3.4. Учебно-методический комплекс
1. Лифанова Т.М. Соломина Е.Н География 9 класс (VIII вид) – М.: Просвещение, 204 – 208 с.
2. Клепинина З. А., Титова М. Ф. Природоведение. 3 класс. – М.: Владос, 2001 г.– 160 с.
3. Плешаков, А.А. Мир вокруг нас. Учебник для 3 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1 / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2003. - 144 c.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по развитию речи и окружающему мируТема: Сюжетно-ролевая игра «Лесные сказки»
Конспект урока-занятия для детей и подростков с тяжелыми нарушениями интеллекта и сопутствующей патологией....
Конспект урока по развитию речи и окружающему миру "Наши помощники"
Конспект урока для детей с умеренными интеллектуальными нарушениями....
Конспект урока по предмету "Развитие речи и окружающий мир" на тему: "Домашние животные. Кошка с котятами"
Урок, составленный для детей с системным недоразвитием речи тяжёлой степени при умственной отсталости и сочетанными нарушениями. ...
Конспект урока по предмету: "Развитие речи и окружающий мир" на тему:"Весна"
Урок был составлен и подготовлен для детей с умственной отсталостью и двигательными нарушениями (ДЦП)...
Статья "Проектирование как средство развития познавательной деятельности учащихся на уроках по предмету "Развитие речи и окружающий мир" в классах "Особый ребенок".
Данная статья содержит материал о проектно-исследовательской деятельности....
Методические разработки по предметам: « Развитие речи и окружающий мир», Альтернативное чтение», « Графика и письмо», « ОБЖ»
«Формирование умения у детей с ОВЗ пользоватьсякоммуникативной доской с пиктографическими изображениями»...
Презентация открытого урока Развитие речи и окружающий мир Тема: « Воробей»
Данна тема для детей с ОВЗ...