Мастер-класс "Играем - речь развиваем"
учебно-методический материал
Мастер-класс "Играем - речь развиваем" - это обмен опытом с коллегами по использованию дидактических игр для развития речи детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igraem_-_rech_razvivaem.docx | 28.7 КБ |
igraem-rech_razvivaem.pptx | 2.49 МБ |
Предварительный просмотр:
ОГКУ «ЦСПСиД Асиновского района»
Играем – речь развиваем
Мастер-класс по обмену опытом с коллегами по вопросу активизации речевого развития детей дошкольного возраста посредством использования дидактической игры.
Мастер-класс подготовила и провела
Л.М.Таборская, учитель-логопед
Асино
2022
Слайд 1,2
Цель: Расширить представления коллег о дидактической игре как средстве развития речи дошкольников.
Задачи:
- обосновать актуальность выбранной темы;
- расширить представления коллег о вариантах дидактических игр по развитию речи дошкольников;
Оборудование: мультимедийная установка.
Участники: педагоги и администрация Центра.
Ход мастер-класса
- А)Приветствие.
Б)Теоретическая часть. (Слайд 3)
Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Не только дети, но и взрослые предпочитают живому общению переписку в мессенджерах и социальных сетях. Но если для взрослых такое общение большой беды не несет, то для детей, для их речи – это явление становится настоящим бедствием. Тем не менее, для детей стремление к общению является естественным состоянием, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой. Сегодня мы поговорим о том, как можно развивать речь детей в игре. Согласно педагогическому словарю, (Слайд 4)дидактическая игра - это многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Что касается речевого развития, то здесь можно выделить следующие функции игры: (Слайд 5)
- способствует обогащению словаря;
- способствует формированию грамматического строя речи;
- способствует развитию связной речи;
- способствует совершенствованию звуковой культуры речи;
- способствует развитию умения правильно выражать собственные мысли.
- Практическая часть.(Слайд 6)
И я с удовольствием сегодня вам представлю несколько игр и очень рекомендую использовать в своей работе. Без игр невозможно воспитание детей дошкольного возраста. Она способствует развитию всех сторон человеческой личности.
А) Игра, которую можно использовать в начале занятия (для сплочения коллектива) или в середине (активизировать познавательную деятельность)
Я предлагаю вам поприветствовать друг друга
Поднимите все ладошки
И потрите их немножко.
Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)
1,2,3,4,5.
Продолжайте потирать! (потирают руки)
Мой сосед такой хороший!
Я ему пожму ладоши. (пожимают руки с одной стороны)
И другой сосед хороший-
И ему пожму ладоши. (пожимают руки с другой стороны)
Руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх)
Крикнем дружное: Ура! (машут руками)
Б)Игра на знакомство и приветствие “Колпачки”: предлагаю поздороваться и познакомиться друг с другом необычным способом. Для этого ведущий раздает участникам деревянные палочки и несколько колпачков из цветного картона. Участники должны передавать палочками колпачки друг другу (кому пожелают) и при этом говорить: «Здравствуйте! Меня зовут…», отвечать при приеме колпачка «Мне очень приятно!», руками колпачки трогать запрещается.
В) Обогащение словаря.
Д/и «Эстафета».
Цель: развитие глагольного словаря.
(участники встают в круг, ведущий держит палочку, произносит слово (существительное) и передает стоящему рядом коллеге, его задача подобрать глагол к этому существительному; если участник затрудняется, то он выбывает из игры) (слайд 7)
Варианты слов: собака – бежит, лает, скулит, кусает, сторожит, воет; кошка – дремлет, мурлыкает, охотится, царапается, играет, мяукает).
Г) (Слайд 8) Формирование грамматического строя речи очень важно для развития речи. Ребенок с развитым грамматическим строем речи легко общается со сверстниками и взрослыми, правильно высказывает свои мысли, чувства, легко адаптируется в школе.
Таких дидактических игр много. (Слайд 9) Представляю игру «Накорми животное».
Цель: закрепление форм именительного, винительного и дательного падежей.
Вам понадобятся картинки с изображением животных и едой для них. Можно использовать как печатные картинки, так и интерактивное оборудование. («Логомер», набор компьютерных дид-х программ или презентация).
Мы с вами пришли в зоопарк, и нам разрешили покормить животных. Кто живет в зоопарке? Кому мы дадим мясо? Рыбу? Бананы и т.д.?
Д) (Слайд 10) Следующий блок: развитие и совершенствование звуковой культуры речи. В этот блок входит ряд частных задач, таких как:
-(Слайд 11) развитие речевого слуха;
- обучение правильному звукопроизношению;
- овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация);
- выработка четкой дикции.
(Слайд 12) С целью развития речевого слуха, предлагаю поиграть в игру «Назови слово».
(участники образуют круг, ведущий становится в центр, бросает мяч участнику и называет любой согласный звук, задача участника вернуть мяч, назвав слово, начинающееся на этот звук).
В обучении правильному звукопроизношению хорошую помощь оказывают чистоговорки, например:
Ла-ла-ла – лопата и пила.
Ол-ол-ол – новый стол.
Ло-ло-ло – в лодке весло.
Ил-ил-ил – я полы помыл.
Лу-лу-лу – купили пилу.
Алка-алка – у меня палка.
Лы-лы-лы – новые столы.
Олка-олка – у меня иголка.
Ал-ал-ал – новый подвал.
Илка-илка – у меня вилка.
Проговаривание сопровождаем отбиванием ритма руками по столу или по коленям.
Овладению средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация) может способствовать такая игра: выбрать смайлик и в соответствии с эмоцией на нем произнести какую-либо фразу, например: Сегодня хорошая погода.
Е) (Слайд 13) Последний блок - развитие связной речи детей.
Задача таких дидактических игр: научить детей правильно сочетать слова в устной речи, а также активизировать их коммуникативные навыки.
«Почемучкины вопросы»
Цель: развивать у детей связную речь, мышление.
1. Почему птицы улетают на юг?
2. Почему наступает зима?
3. Почему ночью темно?
4. Почему зимой нельзя купаться в реке?
5. Почему летом жарко?
6. Почему медведь зимой спит?
7. Почему заяц зимой белый?
8. Почему дома нельзя играть с мячом?
9. Почему из трубы идет дым?
10. Почему в доме делают окна?
11. Почему листья на деревьях появляются весной?
«А я бы…»
Цель: развивать творческое воображение. Учить свободному рассказыванию.
(Слайд 14) После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.
(Слайд 15) Поскольку речь – высшая психическая функция человека, ее развитие невозможно без развития таких сторон психики, как внимание, память, мышление. Они являются своеобразной основой, фундаментом речи. А развитию этих познавательных процессов способствует логоритмика. Это и пальчиковая гимнастика, и песни-танцы, и сочетание проговаривания стихов с движением. При выполнении этих упражнений активизируются сразу несколько зон головного мозга, что благотворно действует на психическое развитие ребенка, а, следовательно, его речи.
Предлагаю такое упражнение, пожалуй, самое известное: (Слайд 16)
А)Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветерок все тише, тише,
Деревцо все выше, выше.
Б)Песня-танец «Вот так!»
- Создание продукта. (Слайд 17)
Предлагаю вам самим придумать логоритмические упражнения и показать их.1)Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку.
Ветер по лесу кружил,
Ветер с листьями дружил.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
Ветер кружит над тропинкой.
К ночи ветер-ветерок
Рядом с листьями прилег.
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки золотой.
И последний лист с осинки
Тихо дремлет на тропинке.
2)Стадо целое лягушек
Отдыхает на опушке.
«Раз, два. Раз, два.
Кваки-кваки-кваки-ква.
Мы, лягушки-попрыгушки,
Молодые и старушки,
Громко квакаем в болоте.
Где таких певиц найдете?
Раз, два. Раз, два.
Кваки-кваки-кваки-ква».
3)Тук! Тук! Тук! Тук!
Раздается в доме стук.
Мы капусту нарубили,
Перетерли,
Посолили
И набили плотно в кадку.
Все теперь у нас в порядке!
4. (Слайд 18)Афиширование продукта. Участники показывают свои варианты логоритмических упражнений.
5.Завершение. Рефлексия. (Слайд 19)
Предлагаю подвести итог мастер-класса созданием синквейна.
(Слайд 20) «Благодарю за сотрудничество»
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Играем – речь развиваем Мастер-класс по обмену опытом с коллегами по вопросу активизации речевого развития детей дошкольного возраста посредством использования дидактической игры . Цель: Расширить представления коллег о дидактической игре как средстве развития речи дошкольников.
I. Теоретическая часть.
Дидактическая игра - это многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Функции игры в речевом развитии: обогащение словаря ; формирование грамматического строя речи; совершенствование звуковой культуры речи; развитие умения правильно выражать собственные мысли.
II. Практическая часть. обогащение словаря; формирование грамматического строя речи; совершенствование звуковой культуры речи; развитие умения правильно выражать собственные мысли .
Д/и «Эстафета». Цель: развитие глагольного словаря. Собака Кошка
обогащение словаря; формирование грамматического строя речи; совершенствование звуковой культуры речи; развитие умения правильно выражать собственные мысли.
д/и «Накорми животных»
Функции игры в речевом развитии: обогащение словаря ; формирование грамматического строя речи; совершенствование звуковой культуры речи; развитие умения правильно выражать собственные мысли.
Совершенствование звуковой культуры речи: развитие речевого слуха; обучение правильному звукопроизношению; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация); выработка четкой дикции.
Совершенствование звуковой культуры речи: Речевой слух: д/игра «Назови слово »; правильное звукопроизношение: чистоговорки ; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация ): произнеси, выразив эмоции (смайлик выбираем, проговариваем фразу «Сегодня хорошая погода»; выработка четкой дикции: скороговорки (например, «Пять педагогов планировали, планировали, да невыпланировали »)
Функции игры в речевом развитии: обогащение словаря; формирование грамматического строя речи; совершенствование звуковой культуры речи; развитие умения правильно выражать собственные мысли (развитие связной речи)
Д/и « Почемучкины вопросы» (все вопросы начинаем со слова «почему»); Д/и «А я бы…»(представь себя на месте героя сказки); Д/и « Д ля чего?» (перебрасываем друг другу мяч и задаем вопрос: «Для чего?»)
ВНИМАНИЕВНИ ВНИМАНИЕ ПАМЯТЬ МЫШЛЕНИЕ Р Е Ч Ь
Логоритмика Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветерок все тише, тише, Деревцо все выше, выше.
III. Создание продукта
IV. Афиширование продукта
V. Завершение. Рефлексия. Синквейн . Существительное. Два прилагательных. Три глагола. Фраза. Слово – ассоциация с пунктом 1.
Благодарю за сотрудничество!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "С пальчиками играем речь развиваем"
Используемая система работы по развитию мелкой моторики включает в себя знакомство детей со строением руки, по средствам пальчиковой гимнастики, масс, игр, упражнений. Развитие графо моторных навыков....
Буклет "С пальчиками играем- речь развиваем"
Буклет "С пальчиками играем- речь развиваем"...
Консультация для родителей "Летом играем и речь развиваем"
Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки...
Презентация Пальчиками играем - речь развиваем!
презентация...
Упражнения с ложками по развитию речи детей дошкольного возраста «Ложкой играем — речь развиваем»
Упражнения с ложками для формирования у детей старшего дошкольного возраста фонематического восприятия, звукослоговой структуры слова...
"В мячик играем - речь развиваем"
Презентация мастер-класса для педагогов ДОУ и заинтересованных родителей...
Консультация для родителей "Играем – речь развиваем."
Логопедические игры для детей дома — это общение с ребенком в игровой форме. Заинтересовав ребенка, вы сможете заниматься с ним, играя в такие игры для развития речи, как игры и упраж...