Мастер-класс "Играем - речь развиваем"
учебно-методический материал

Таборская Любовь Михайловна

Мастер-класс "Играем - речь развиваем" - это обмен опытом с коллегами по использованию дидактических игр для развития речи детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igraem_-_rech_razvivaem.docx28.7 КБ
Файл igraem-rech_razvivaem.pptx2.49 МБ

Предварительный просмотр:

ОГКУ «ЦСПСиД Асиновского района»

Играем – речь развиваем

Мастер-класс по обмену опытом с коллегами по вопросу активизации речевого развития детей дошкольного возраста посредством использования дидактической игры.

Мастер-класс подготовила и провела

Л.М.Таборская, учитель-логопед

 

Асино

2022

Слайд 1,2

Цель: Расширить представления коллег о дидактической игре как средстве развития речи дошкольников.

Задачи:

- обосновать актуальность выбранной темы;

- расширить представления коллег о вариантах дидактических игр по развитию речи дошкольников;

Оборудование: мультимедийная установка.

Участники: педагоги и администрация Центра.

Ход мастер-класса

  1. А)Приветствие.

Б)Теоретическая часть. (Слайд  3)

Современный мир насыщен новейшими технологиями, дети живут в мощном потоке информации, где живое общение заменяется общением с компьютером и телевизором, планшетом или телефоном. Не только дети, но и взрослые предпочитают живому общению переписку в мессенджерах и социальных сетях. Но если для взрослых такое общение большой беды не несет, то для детей, для их речи – это явление становится настоящим бедствием. Тем не менее, для детей стремление к общению является естественным состоянием, поэтому развитие речи становится все более актуальной проблемой. Сегодня мы поговорим о том, как можно развивать речь детей в игре. Согласно педагогическому словарю, (Слайд 4)дидактическая игра - это многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Что касается  речевого развития, то здесь можно выделить следующие  функции игры: (Слайд 5)

  • способствует обогащению словаря;
  • способствует формированию грамматического строя речи;
  • способствует развитию связной речи;
  • способствует совершенствованию звуковой культуры речи;
  • способствует развитию умения правильно выражать собственные мысли.
  1. Практическая часть.(Слайд 6)

И я с удовольствием сегодня вам представлю несколько игр и очень рекомендую использовать в своей работе. Без игр невозможно воспитание детей дошкольного возраста. Она способствует развитию всех сторон человеческой личности.

А) Игра, которую можно использовать в начале занятия (для сплочения коллектива) или в середине (активизировать познавательную деятельность)

Я предлагаю вам поприветствовать друг друга

Поднимите все ладошки

И потрите их немножко.                                            

Дружно хлопните раз пять: (хлопают в ладоши)

1,2,3,4,5.

Продолжайте потирать! (потирают руки)

Мой сосед такой хороший!

Я ему пожму ладоши. (пожимают руки с одной стороны)

И другой сосед хороший-

И ему пожму ладоши. (пожимают руки с другой стороны)

Руки вверх поднять пора. (поднимают руки вверх)

Крикнем дружное: Ура! (машут руками)

Б)Игра на знакомство и приветствие “Колпачки”: предлагаю поздороваться и познакомиться друг с другом необычным способом. Для этого ведущий раздает участникам деревянные палочки и несколько колпачков из цветного картона. Участники должны передавать палочками колпачки друг другу (кому пожелают) и при этом говорить«Здравствуйте! Меня зовут…», отвечать при приеме колпачка «Мне очень приятно!», руками колпачки трогать запрещается.

В) Обогащение словаря.

Д/и «Эстафета».

Цель: развитие глагольного словаря.

(участники встают в круг, ведущий держит палочку, произносит слово (существительное) и передает стоящему рядом коллеге, его задача подобрать глагол к этому существительному; если участник затрудняется, то он выбывает из игры) (слайд 7)

Варианты слов: собака – бежит, лает, скулит, кусает, сторожит, воет; кошка – дремлет, мурлыкает, охотится, царапается, играет, мяукает).

Г) (Слайд 8) Формирование грамматического строя речи очень важно для развития речи. Ребенок с  развитым грамматическим строем речи легко общается со сверстниками и взрослыми, правильно высказывает свои мысли, чувства, легко адаптируется  в школе.

Таких  дидактических игр много. (Слайд 9) Представляю игру «Накорми животное».

Цель: закрепление форм именительного, винительного  и дательного падежей.

Вам понадобятся картинки с изображением животных и едой для них. Можно использовать как печатные картинки, так и интерактивное оборудование. («Логомер», набор компьютерных дид-х программ или презентация).

Мы с вами пришли в зоопарк, и нам разрешили покормить животных. Кто живет в зоопарке? Кому мы дадим мясо? Рыбу? Бананы и т.д.?

Д) (Слайд 10)  Следующий блок: развитие и совершенствование звуковой культуры речи. В этот блок входит ряд частных задач, таких как:

-(Слайд 11)  развитие речевого слуха;

- обучение правильному звукопроизношению;

- овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация);

- выработка четкой дикции.

(Слайд 12) С целью развития речевого слуха, предлагаю поиграть в игру «Назови слово».

(участники образуют круг, ведущий становится в центр, бросает мяч участнику и называет любой согласный звук, задача участника вернуть мяч, назвав слово, начинающееся на этот звук).

В обучении правильному звукопроизношению хорошую помощь оказывают чистоговорки, например:

Ла-ла-ла – лопата и пила.

 Ол-ол-ол – новый стол.

Ло-ло-ло – в лодке весло.

 Ил-ил-ил – я полы помыл.

 Лу-лу-лу – купили пилу.

Алка-алка – у меня палка.

Лы-лы-лы – новые столы. 

Олка-олка – у меня иголка.

Ал-ал-ал – новый подвал.

Илка-илка – у меня вилка.

Проговаривание сопровождаем отбиванием ритма руками по столу или по коленям.

Овладению средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация) может способствовать такая игра: выбрать смайлик и в соответствии с эмоцией на нем произнести какую-либо фразу, например: Сегодня хорошая погода.

Е) (Слайд 13)  Последний блок - развитие связной речи детей.

Задача таких дидактических игр: научить детей правильно сочетать слова в устной речи, а также активизировать их коммуникативные навыки.

«Почемучкины вопросы»

Цель: развивать у детей связную речь, мышление.

1. Почему птицы улетают на юг?

2. Почему наступает зима?

3. Почему ночью темно?

4. Почему зимой нельзя купаться в реке?

5. Почему летом жарко?

6. Почему медведь зимой спит?

7. Почему заяц зимой белый?

8. Почему дома нельзя играть с мячом?

9. Почему из трубы идет дым?

10. Почему в доме делают окна?

11. Почему листья на деревьях появляются весной?

«А я бы…»

Цель: развивать творческое воображение. Учить свободному рассказыванию.

(Слайд 14) После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.

(Слайд 15) Поскольку речь – высшая психическая функция человека, ее развитие невозможно без развития таких сторон психики, как внимание, память, мышление. Они являются своеобразной  основой, фундаментом речи. А развитию этих познавательных процессов способствует логоритмика. Это и пальчиковая гимнастика, и песни-танцы, и сочетание проговаривания стихов с движением. При выполнении этих упражнений активизируются сразу несколько зон головного мозга, что благотворно действует на психическое развитие ребенка, а,  следовательно, его речи.

Предлагаю такое упражнение, пожалуй, самое известное: (Слайд 16)

А)Ветер дует нам в лицо,

Закачалось деревцо.

Ветерок все тише, тише,

Деревцо все выше, выше.

Б)Песня-танец «Вот так!»

  1. Создание продукта. (Слайд 17)

Предлагаю вам самим придумать логоритмические упражнения и показать их.1)Ветер по лесу летал,                                

 Ветер листики считал.                                

Вот дубовый,                                                        

 Вот кленовый,                                                     

 Вот рябиновый резной,        

 Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.                               

 Ветер по лесу кружил,                                      

 Ветер с листьями дружил.                          

Вот дубовый,                                                      

 Вот кленовый,                                                   

Вот рябиновый резной,        

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

Ветер кружит над тропинкой.                         

 К ночи ветер-ветерок                                       

 Рядом с листьями прилег.                               

 Вот дубовый,                                                     

 Вот кленовый,        

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки                           

 Тихо дремлет на тропинке.

2)Стадо целое лягушек                                

Отдыхает на опушке.                  

«Раз, два. Раз, два.                                

Кваки-кваки-кваки-ква.                                

Мы, лягушки-попрыгушки,                          

Молодые и старушки,

Громко квакаем в болоте.                          

Где таких певиц найдете?

Раз, два. Раз, два.                                      

Кваки-кваки-кваки-ква».

3)Тук! Тук! Тук! Тук!                        

 Раздается в доме стук.                        

 Мы капусту нарубили,

Перетерли,                        

Посолили                        

И набили плотно в кадку.                

Все теперь у нас в порядке!    

4. (Слайд 18)Афиширование продукта. Участники показывают свои варианты логоритмических упражнений.

5.Завершение. Рефлексия. (Слайд 19)

Предлагаю подвести итог мастер-класса созданием синквейна.

(Слайд 20) «Благодарю за сотрудничество»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Играем – речь развиваем Мастер – класс подготовила и провела Л.М.Таборская , учитель-логопед ОГКУ « ЦСПСиД Асиновского района»

Слайд 2

Играем – речь развиваем Мастер-класс по обмену опытом с коллегами по вопросу активизации речевого развития детей дошкольного возраста посредством использования дидактической игры . Цель: Расширить представления коллег о дидактической игре как средстве развития речи дошкольников.

Слайд 3

I. Теоретическая часть.

Слайд 4

Дидактическая игра - это многоплановое, сложное педагогическое явление. Она является и игровым методом обучения, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

Слайд 5

Функции игры в речевом развитии: обогащение словаря ; формирование грамматического строя речи; совершенствование звуковой культуры речи; развитие умения правильно выражать собственные мысли.

Слайд 6

II. Практическая часть. обогащение словаря; формирование грамматического строя речи; совершенствование звуковой культуры речи; развитие умения правильно выражать собственные мысли .

Слайд 7

Д/и «Эстафета». Цель: развитие глагольного словаря. Собака Кошка

Слайд 8

обогащение словаря; формирование грамматического строя речи; совершенствование звуковой культуры речи; развитие умения правильно выражать собственные мысли.

Слайд 9

д/и «Накорми животных»

Слайд 10

Функции игры в речевом развитии: обогащение словаря ; формирование грамматического строя речи; совершенствование звуковой культуры речи; развитие умения правильно выражать собственные мысли.

Слайд 11

Совершенствование звуковой культуры речи: развитие речевого слуха; обучение правильному звукопроизношению; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация); выработка четкой дикции.

Слайд 12

Совершенствование звуковой культуры речи: Речевой слух: д/игра «Назови слово »; правильное звукопроизношение: чистоговорки ; овладение средствами звуковой выразительности речи (тон речи, тембр голоса, темп, ударение, сила голоса, интонация ): произнеси, выразив эмоции (смайлик выбираем, проговариваем фразу «Сегодня хорошая погода»; выработка четкой дикции: скороговорки (например, «Пять педагогов планировали, планировали, да невыпланировали »)

Слайд 13

Функции игры в речевом развитии: обогащение словаря; формирование грамматического строя речи; совершенствование звуковой культуры речи; развитие умения правильно выражать собственные мысли (развитие связной речи)

Слайд 14

Д/и « Почемучкины вопросы» (все вопросы начинаем со слова «почему»); Д/и «А я бы…»(представь себя на месте героя сказки); Д/и « Д ля чего?» (перебрасываем друг другу мяч и задаем вопрос: «Для чего?»)

Слайд 15

ВНИМАНИЕВНИ ВНИМАНИЕ ПАМЯТЬ МЫШЛЕНИЕ Р Е Ч Ь

Слайд 16

Логоритмика Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо. Ветерок все тише, тише, Деревцо все выше, выше.

Слайд 17

III. Создание продукта

Слайд 18

IV. Афиширование продукта

Слайд 19

V. Завершение. Рефлексия. Синквейн . Существительное. Два прилагательных. Три глагола. Фраза. Слово – ассоциация с пунктом 1.

Слайд 20

Благодарю за сотрудничество!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "С пальчиками играем речь развиваем"

Используемая система работы по развитию мелкой моторики включает в себя знакомство детей со строением руки, по средствам пальчиковой гимнастики, масс, игр, упражнений. Развитие графо моторных навыков....

Буклет "С пальчиками играем- речь развиваем"

Буклет "С пальчиками играем- речь развиваем"...

Консультация для родителей "Летом играем и речь развиваем"

        Впереди лето – пора отпусков, детского отдыха. Важно помнить, что сформированные в течение года навыки (выработанные артикуляционные уклады, поставленные звуки...

Упражнения с ложками по развитию речи детей дошкольного возраста «Ложкой играем — речь развиваем»

Упражнения с ложками для формирования у детей старшего дошкольного возраста фонематического восприятия, звукослоговой структуры слова...

"В мячик играем - речь развиваем"

Презентация мастер-класса для педагогов ДОУ и заинтересованных родителей...

Консультация для родителей "Играем – речь развиваем."

Логопедические игры для детей дома — это  общение с ребенком в игровой форме. Заинтересовав ребенка, вы сможете заниматься с ним, играя в такие игры для развития речи, как игры и упраж...