кОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТАЛОГИЕЙ
план-конспект

Григорьева Наталия Владимировна

Методические рекомендации воспитателям логогрупп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_formirovanie_fonematicheskih_predstavleniy.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ  СОШ №12 им. В.П. ЧКАЛОВА с/п д/с КОЛОКОЛЬЧИК

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

«ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ»

Провела учитель-логопед высшей квалификационной категории

Григорьева Наталия Владимировна

Март 2022г.

  Известно, что одним из наиболее важных  разделов Программы воспитания и обучения в ДОУ является обучение грамоте. Но усвоение материала данного раздела невозможно, если у ребенка нарушено фонематическое восприятие. Под этим термином понимается способность  воспринимать и различать звуки речи(фонемы) со всеми их индивидуальными особенностями. Многолетний опыт работы показывает, что развитие фонематического восприятия положительно влияет  на формирование всей фонетической стороны речи, а также слоговой структуры слов. С помощью выработки  артикуляционных навыков  можно добиться минимального эффекта, притом временного.  Стойкое исправление произношение, усвоение грамоты гарантировано только при опережающем формировании фонематического восприятия. Впоследствии это оказывает положительное влияние и на освоение письма.

     Работа по этому разделу ведется в следующих направлениях:

-Узнавание неречевых звуков.

-различение одинаковых звукокомплексов по высоте ,силе и тембру,

-различение слов, близких по звуковому составу, дифференциация слогов,

-дифференциация фонем.

Система работы по этому вопросу представлена в работе Лопатиной Л.В,, Серебряковой Н.В. « Преодоление речевых нарушений у дошкольников», а также в работе Ткаченко Т.А. « Коррекция фонетических нарушений у детей»

    Они предлагают строить работу поэтапно.

! ЭТАП-ФОРМИРОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ НА ФОНЕТИЧЕСКОМ УРОВНЕ.

Задачи этапа:

-развитие распознавания звуков речи,

=формирование четкого слухового образа звука,

-формирование слухового контроля за качеством собственного произношения,

-создание благоприятных условий для дальнейшего формирования фонематических функций.

На данном этапе используется МЕТОД ИМИТАЦИИ СЛОГОВ, благодаря которому у детей вырабатывается навык аудирования, направленного восприятия звуков речи. Способствующий развитию умения слушать и слышать речевой материал . В работе используются слоговые таблицы Штерн А.С. и Покровского Н.В. «Есть волшебная страна, в ней живут маленькие человечки. Они очень похожи на нас, только у них все очень маленькое. А вот язык у них свой, волшебный Давайте попробуем научиться разговаривать на языке». На столе реконструируется волшебная страна и фигурки е. Воспитатель называет слоги, дети их воспроизводят. Если ребенок произносит неправильно, то человечек убегает. Остальные исправляют ошибку ребенка. При правильном произнесении слога человечек возвращается.

        Еще один метод работы на данном этапе-ФОРМИРОВАНИЕ УСТНОЙ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ РАЗЛИЧЕНИЯ ПРАВИЛЬНО И ИСКАЖЕННОГО ПРОИЗНЕСЕНИЯ ЗВУКА.

  1. Распознавание дефектного произношения, отличающегося от собственного, в чужой речи. Читается небольшой рассказ и задается вопрос-КАКОЙ ЗВУК ВЫ ЧАЩЕ ВСЕГО СЛЫШАЛИ?  Затем, экранируя лицо и чередуя правильное и дефектное произнесение, взрослый произносит слоги различной структуры, с различными гласными и различными фонетическими условиями. Дети, слыша дефектное произнесение, поднимают руку(флажок)
  2. Распознавание дефектного произнесения, аналогичного собственному, в чужой речи.

2 ЭТАП- ФЛРМИРОВАНИЕ ВОСПРИЯТИЯ УСТНОЙ РЕЧИ НА ФОНЛОГИЧЕСКОМ УРОВНЕ.

Задача этапа- развитие функций фонематической системы. Работа начинается с последовательного уточнения произносительного и слухового образа отрабатываемого звука и ведется по трем направлениям:

А. уточнение артикуляции звука с  опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.  Обращается внимания на работу артикуляционных органов. Для закрепления зрительного образа звука можно предложить изображения-символы.

Б. Выделение звука на фоне слога.

В. Выделение звука на фоне слова.

 Эта работа проводится на материале слов, исключающих звук и не имеющих его. Исключаются слова со сходными акустически и смешиваемыми в произношении звуков.

                                     ОБРАЗЦЫ УПРАЖНЕНИЙ(ИГР)

  1. Поднять руку на заданный звук.
  2. Отобрать картинки, в названиях которых есть данный звук.
  3. Чудо-дерево: украсить дерево игрушками, названия которых содержат заданный звук.
  4. Подобрать слова с заданным звуком.

На вычленение первого и последнего звука в словах.

  1. Назвать первый звук в именах детей.
  2. Рассмотреть картинки, назвать их и определить, с какого звука начинаются их названия.
  3. Подобрать картинки ,названия которых начинаются с заданного звука.
  4. Назвать первый(последний) звук в слове.
  5. Найти общий звук: называется ряд слов, дети определяют, какой звук слышится во всех словах.
  6. Разложить картинки с данным звуком в три ряда- звук в разных позициях в слове.
  7. Выбрать из ряда картинок те, в которых звук слышится в заданной позиции.
  8.  Подобрать слова со звуком в заданной позиции.

Определение последовательности звуков и их количества в слове.

  1. Работа со звуковой линейкой.
  2. Рассмотреть картинку, назвать слово, нарисовать его схему.
  3. Выбрать те картинки, названия которых соответствуют предложенной схеме.
  4. Отобрать картинки, в названиях которых заданное количество звуков.
  5. Придумать слово с заданным количеством звуков.

Как видно, представленные задания различной степени сложности.

  Материал должен подаваться в зависимости от возраста детей, уровнем имеющихся знаний и темпом усвоения детьми новой для них информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование фонематического слуха у детей дошкольного возраста с нарушением речевого развития

1.Понятие «фонематический слух»,»фонематическое восприятие».Особенности формирования фонематического слуха у детей.2.Взаимосвязь формирования произносительной стороны речи и фонематического слух...

Консультация для воспитателей "Развитие фонематического слуха"

В консультации дается определение фонематического слуха. Объясняетсмя почему важно развивать неречевой слух. Предложены игры для развития неречевого слуха и фонематического слуха....

Консультация для воспитателей «Формирование навыка звуко-слогового анализа у детей с ОНР»

Данное мероприятие  направлено на ознакомление воспитателей с методами, направленными на развитие навыков звуко-слогового анализа у детей с речевыми нарушениями....

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей подготовительной к школе группы «Путешествие в Страну Грамматики»

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию фонематических представлений у детей  подготовительной к школе группы«Путешествие в Страну  Грамматики»...

кОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ С РЕЧЕВОЙ ПАТАЛОГИЕЙ

Практические рекомендации для воспитателей логогрупп по формированию фонематического слуха...

Консультация для воспитателей "Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста"

Консультация для воспитателей «Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей дошкольного возраста»«Я не боюсь еще и еще раз повторять:забота о здоровье...

Серия конспектов занятий "Звуки гласные" по формированию фонематических представлений и развитию навыков звукового анализа и синтеза у детей 5 - 6 лет.

Содержание конспектов направлено на формирование у детей представлений о звуковой стороне речи как действительности. Игровые задания направлены на развитие фонематического восприятия и слухового внима...