Постановка звука Ш и знакомство со звуком А
план-конспект

Гатина Гульгуна Газалеевна

КОНСПЕКТЫ
 организованной образовательной деятельности

по коррекции звукопроизношения

образовательная область «Речевое развитие»

в старшей логопедической группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №6 с. Субханкулово муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

КОНСПЕКТ
индивидуальной организованной образовательной деятельности

по коррекции звукопроизношения

образовательная область «Речевое развитие»

тема: «Постановка звука Ш»

возрастная группа: старшая логопедическая группа

Выполнил:

учитель-логопед

Гатина Г.Г.

имеющаяся категория:

высшая

запрашиваемая категория:

высшая

Стаж в данной должности:

17 лет  

г.Туймазы

2017г.

ЦЕЛЬ: формирование правильного произношения звука [ш].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

       1) формирование представлений  о механизме образования звука «Ш»;

       2) закрепление умения определять наличие звука «Ш» в ряде звуков, слогов, слов;

       3) уточнение и расширение словаря по теме «Домашние животные»

Коррекционно-развивающие:

  1. развитие подвижности речевого аппарата;
  2. развитие речевого дыхания;
  3. развитие фонематического слуха;
  4. развитие фонематического восприятия;
  5. развитие мимики и просодических компонентов речи(ритм, ударение, интонацию);
  6. развитие зрительной и слуховой памяти;
  7. развитие пространственного восприятия;
  8. развитие мышления, восприятия, воображения.

Коррекционно-воспитательные:

  1. формирование мотивации деятельности;
  2. воспитание целеустремлённости, трудолюбия, доброжелательности, вежливости;
  3. воспитание усидчивости;
  4. привитие любви к животным.

Средства реализации:

индивидуальное зеркало;

игрушки животных (волк, заяц, кошка, лиса);

картинки с изображением кошки в различных действиях («лакает», «царапает», «изгибает спинку», «облизывается»); предметные картинки;

комплекс массажных упражнений в картинках для лицевых мышц;

танграм;

картинки-символы на звук [ш] (змея, гусь, шина);

инструменты для постановки звука [ш] (зонд)

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Ход ООД:

1.Организационный момент.

Здравствуй! Я рада вновь видеть тебя. Мы сегодня будем очень весело и интересно играть. 

Д/и «Четвертый лишний». Перед ребенком игрушки – волк, лиса, кошка, заяц.

Перед  тобой игрушки, назови их. (ребенок называет).

А теперь выдели четвертую лишнюю игрушку. (Ребенок объясняет, почему кошка лишняя). Правильно, кошка лишняя, потому что это домашнее животное. Дадим ей кличку и оставим ее с нами.

Посмотри, какая она? (Пушистая, мягкая, гладкая, красивая и т.д.). Погладь её.

Назовем её Шалунишка. Интересно, что умеет делать Шалунишка, давай подойдем к зеркалу.

2. Артикуляционная гимнастика

Садись перед зеркалом. (На столе разложены картинки с изображением кошки в разных действиях).

Чтобы подружиться с Шалунишкой, надо ей улыбнуться. (упражнение «Улыбочка»).

Посмотри, у кошки вытянутая мордочка, и ты тоже вытяни губки. (Упражнение «УлыбкаТрубочка» выполняется 3 раза). А что еще умеет делать Шалунишка? (Царапаться, кусаться.)

Упражнение «Накажем непослушный язычок» выполняется 5 раз.

А еще кошки ловят мышей. Давай поиграем в «кошки-мышки». Положи широкий язычок на нижние губы. Губы не напряжены – вышла мышка из норы – а теперь убери язычок в рот, спрячь мышку в нору. (упражнение «Блинчик» выполнить 3 раза). Во время удержания языка – счет до 5. А теперь покажи, как кошка лакает молоко. 

 Покажи, как кошка слизывает остатки молока с губ. Упражнение «Вкусное варенье» выполнить 3 раза. Кошка умеет выгибать спинку. Упражнение «Кошечка» выполняется 3 раза. А из чего кошка лакает молоко?

(Из миски).

Правильно, из миски. Теперь попробуем сделать языком «Чашечку». (Если не получается, помочь шпателем).

3. Массаж лицевых мышц.

А теперь покажем, как кошка умывается.

«Водичка»

Водичка, водичка

Умой мое личико.

Чтоб щечки горели.

Чтоб глазки блестели.

Чтоб смеялся роток.

Чтоб кусался зубок.

4. Развитие речевого дыхания. 

Кого любит ловить кошка? (Мышей).

А давай спрячем мышку в норку, чтобы кошка не поймала её. Упражнение «Задуй мышь в нору» выполняется 3 раза.

Кошка не смогла поймать мышку и поэтому сердится.

5Постановка звука [ш].

Покажи еще раз чашечку. Сделай такую же чашечку во рту. Широкий кончик языка за верхними зубами, сейчас погладь широким кончиком языка бугорок за верхними зубами. Зубы сближены. Оставляем узкую щель. Губы округляем. Теплый ветерок идет посередине языка. Голос не включаем. Получается шшшшшш. (Если ребенок затрудняется, поднимает зондом кончик языка).

6. Динамическая пауза

Ну, а теперь мы с тобой отдохнем и поиграем в снежки.

Раз, два, три, четыре

Мы с тобой снежок слепили.

Круглый, крепкий, очень гладкий.

И совсем, совсем не сладкий.

Раз – подбросим.

Два – поймаем.

Три – уроним и … сломаем.

7. Артикуляционный уклад.

А когда кошка сердится, что она делает? (Шипит).

Давай вспомним, что делает наш язык во рту? (Чашечку).

Где находится широкий кончик языка? (За верхними зубами. У бугорка).

Что делают зубы? (Сближаются. Остается узкая щель).

Что делают губы? (Округляются).

8. Закрепление изолированного произнесения звука

Посмотри, Шалунишка заблудилась, давай поможем ей найти свой домик. Нужно вести кошку по дорожке и произносить звук ш-ш-ш-ш-ш (ребенок выполняет задание). Молодец, помог ей добраться до своего домика.

9.Формирование фонематического слуха.

А кто еще поет такую песенку? Кто шипит?(Змея. Гусь).

А еще такой звук издает проколотая шина колеса. (Показать картинку).

Сейчас мы с тобой поиграем в игру «Поймай звук». Я буду называть разные звуки, но когда ты услышишь звук [ш] – поднимай свою картинку.

[П] [К] [Ш] [М] [Н] [Ш]

А теперь буду называть слоги.

ТА МУ ШО НЫ ША

А теперь будь внимателен, я буду называть слова, когда услышишь слово, в котором есть звук [ш], подними картинку.

ТЫКВА КАПЮШОН КОТ ШАПКА

- Молодец!

А теперь, давай мы с тобой поработаем руками. Собери из геометрических фигур гуся.

10. Работа над мелкой моторикой (Ребенок собирает гуся).

Туловище у гуся больШое. Шея длинная. Лапки Широкие. Голова небольШая. Гусь увидел нашего Пушка и зашипел Ш-Ш-Ш.

Скажи, пожалуйста, кто стоит к гусю близко? (Мышь).

А кто подальше? (Змея).

А кто далеко? (Кошка).

Молодец! Кошка осталась довольна, что пришла к нам. Нарисуй, пожалуйста, дома для Шалунишки три картинки в названии которых есть звук [ш].

11. Итог ООД. Сегодня на занятии ты научился шипеть, как Шалунишка. Ты сегодня очень старался, молодец!



Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №6 с. Субханкулово муниципального района

Туймазинский район Республики Башкортостан

КОНСПЕКТ
подгрупповой организованной образовательной деятельности

по коррекции звукопроизношения

на лексическом материале по теме: «Фрукты»

образовательная область: «Речевое развитие»

тема: «Звук [А]»

возрастная группа: старшая логопедическая группа

Выполнил:

учитель-логопед

Гатина Г.Г.

имеющаяся категория:

высшая

запрашиваемая категория:

высшая

Стаж в данной должности:

17 лет  

г.Туймазы

2017г.

ЦЕЛЬ: закрепить навык четкого произношения звука  А

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  1. Уточнять знания о механизме образования гласного звука [а];
  2. формировать умение давать акустико – артикуляционную характеристику звука [а]
  3. закреплять правильное произношение звука [а] в слогах, словах;
  4. учить выделять звук [а] в начале слов; 
  5. учить выделять слова со звуком (а) в стихах и рассказе
  6.  уточнять  и закреплять понятие «Гласный звук»;
  7. Упражнять в образовании относительных прилагательных и согласовании их с существительными;
  8.  расширять и обогащать активный словарь по теме «Фрукты».

Коррекционно-развивающие:

  1.  развивать подвижность речевого аппарата;
  2.  формировать продолжительность выдоха,
  3.  развивать фонематический  и фонетический слух и восприятие;
  4.  формировать оральный и акустический контроль за речью;
  5.  развивать мимику и просодические компоненты речи ( интонацию);
  6. развивать зрительную и слуховую память;
  7. развивать мышление, восприятие, воображение;
  8. активизировать познавательные процессы.

Коррекционно-воспитательные:

  1. формировать мотивацию деятельности;
  2. воспитывать доброжелательность, взаимопонимание, навык сотрудничества, самостоятельность:
  3. воспитывать усидчивость;
  4. прививать бережное отношение к природе.

Средства реализации:

индивидуальные зеркала, символы гласного звука а, предметные картинки(антенна, аист, автомобиль, автобус, ананас, айва, абрикос, апельсин, арбуз ), наборное полотно, кукла, прищепки, картинки,  звуковые дорожки.

Лингвистический материал:

слова, со звуком [а] в начале слова,  в том числе по теме: «Фрукты» (айва, апельсин, ананас, абрикос, арбуз). Относительные прилагательные, образованные от названий этих фруктов

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Ход ООД:

1. Организационный момент.

Здравствуйте! Я очень рада видеть вас. посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте доброго утра!

Мимические упражнения.  Дети представьте, что мы купили ананасы, абрикосы и лимоны. Я угощаю вас лимоном. По выражению вашего лица я должна догадаться, что он кислый. А сейчас «съешьте» по дольке ананаса, апельсина, абрикоса и покажите ваши ощущения.

Релаксация: сильные- слабые.

Вы хорошо отдохнули, набрались сил. Покажите, какими вы стали сильными. Почувствуйте напряжение. Ваши руки такие, как у деревянного Буратино. А сейчас расслабьтесь, руки слабые, как у резиновой куклы. Напряжение ушло, и все тело расслаблено.

2. Основная коррекционно-логопедическая работа:

  1. Сообщение темы.

Сегодня мы с вами продолжим путешествие в Страну звуков. Наше путешествие будет интересным, иногда трудным. Вы узнаете много нового о звуке[А]

  1. Артикуляционная гимнастика

Логопед. Мы будем делать упражнения для губ и языка, чтобы красиво и правильно произносить звуки.

Жил-был веселый Язычок.

Проснулся он рано утром. Открыл окошко (открыть рот), проветрил комнату. Сделал гимнастику: наклоны вправо, влево (соответствующие движения языком). Закрыл окошко (закрыть рот) и пошел умываться. Почистил зубы (движения языком от корней к краям нижних зубов), прополоскал рот (надувание щек поочередно). И пошел готовить завтрак. Замесил тесто (покусать интенсивно середину языка). Испек блинчики ( закусить широкий кончик языка 4-5 раз). Съел их с вареньем.

  1. Упражнение «Веселый Язычок»

Позавтракал Язычок и решил пойти погулять и встретил девочку по имени Анна. Прислушайтесь, как красиво звучит первый  звук имени Ааанна. Какой первый звук в слове Анна? (звук [А]) Анна предлагает нам спеть этот звук.[ АААА]. Представьте, что у вас в руках ниточка. Потянем ниточку и споем звук [А] Звук [А ]мы можем петь, тянуть. Посмотрите в зеркало и скажите, на что похож рот, когда мы произносим [А] Наш рот похож на большой кружок (предъявляется   карточка  символ- большой красный кружок ). Когда мы произносим  звук[ А] , воздушная струя не встречает препятствий.  Поэтому, звук [А]  называется гласным и обозначается красным кружочком. Нажмите пальчиком на кружочек, «оживите его». (дети нажимают на кружочек и произносят звук [А] ).

  1. Формирование фонематического восприятия. 

       Игра «Поймай звук» - выделение звука [А] :

       а) из звукового ряда – [а],[у],[ы],[о],[а],[ы],[и];

       б) из слогового ряда - ат, ут, ит, ва, ви, ву;

       в) из ряда слов – аист, дом, мак, зуб, кот, арфа.

     5)  Физминутка. «Шар для Ани»

Шарик Ане надуваем, с днем рожденья    Дети шагают на каждый звук «а»

Поздравляем: «А-А-А-А».                          Назад, делают круг шире.

Аня улыбается, шар ей очень нравится:    Ходьба по кругу (звук«а» -

 «А-А-А-А».                                                  произносят громко).

Шар надулся и взлетел, в небо шарик        Поднимают руки вверх(звук«а»

Улетел: «А-А-А-А».                                     произносят тихо).

Пусть он полетает, птичек удивляет:         Машут руками (звук «а»

«А-А-А-А».                                                   произносят тихо).

    6)Упражнение.»Собери картинку»

Дети собирают фрукт, называют его.                                            

    7)Упражнение. «Какой сок?»

  Логопед. Каким соком угостим Анну?

       Дети по очереди говорят, чем угостят Анну:

«Я угощу апельсиновым соком».,т.д.

       Логопед. А где растут фрукты?

       Дети. Фрукты растут в саду.

    8)Упражнение «Семейка слов»

      Логопед. Давайте подберем «семейку слов» для слова «сад»

      (сад, сады, садик, садище, садовник, садовница, садовый, садовод, садить).                          

3.Итог ООД

    Логопед. Какой звук мы учились произносить красиво?

                    Кто был у нас в гостях?

                    Как звали гостью?

.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Презентация занятия "Знакомство со звуками (В), (Вь), их дифференциация"

Это презентация, подготовленная по материалам моего логопедического занятия....

Тема: «Знакомство со звуками [п], [п’]. Буквы П,п

Урок азбуки в 1 классе. Тип урока: изучение нового материала...

Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»

Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...

Постановка и исправление дефектов в произношении звука [Ц ]

Планкоррекционной работы по постановке и исправлениюдефектов в произношении звука [Ц ]...

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии (1 класс) ТЕМА: Звуки [с] и [з]. Этап дифференциации звуков [с] и [з]. ТЕМА: Звуки [ с ] и [ з ]. Этап дифференциации звуков.

Конспект подгруппового занятия по коррекции ФФНР у детей с псевдобульбарной формой дизартрии(1 класс)ТЕМА: Звуки [с] и [з].Этап дифференциации звуков [с] и [з]....

Игра для выделения гласного звука в начале слова (кроме звука Ы) и соотнесения звука с графическим символом гласного звука (по Бардышевой)

Цель: научить детей выделять первый гласный звук в слове и соотносить звучащий гласный с символом гласного звука.Инструкция: "Надави" голосом на первый звук (как я: аааангел). Какой звук ты ...