Как научить ребенка читать?
консультация
Предварительный просмотр:
Как учить ребенка читать?
Современные родители хотят видеть малыша умным, одаренным, способным покорить воображение близких, знакомых, умением читать и считать чуть ли с младенчества. Сегодняшняя школа диктует свои условия: «Ребенок должен читать хорошо». Как же помочь дошкольнику овладеть навыками чтения и письма? Какими навыками и умениями он должен владеть, чтобы научиться читать и писать?
Прежде всего, ребенок должен уметь правильно соотносить между собой слуховые, произносительные и графические образы звуков. В этом сложном синтетическом процессе одновременно принимают участие разные психические способности ребенка. Перечислим их.
Зрительное, пространственное восприятие помогает узнавать и отличать буквы между собой, ориентироваться на листе бумаги, определять направление слева на право, сверху вниз.
Зрительное внимание, память способствуют удержанию в поле зрения необходимого объема зрительного материала, запоминать начертания и порядок следования букв друг за другом.
Слуховое восприятие (речевой слух), внимание и память необходимы для различения между собой звуков речи, удержания в памяти их последовательности.
Кинестетическое (мышление) восприятие формирует произносительные образы звуков, необходимые для проговаривания текста про себя во время письма.
Способность соотносить произносительные, слуховые и графические образы между собой позволяет ребенку: * услышать и правильно повторить звук, определив правильность его произнесения;
- Соотнести услышанный звук с соответствующей буквой;
- Правильно подобрать букву к звуку, который он сам теперь произносит или произносит про себя;
- Написать букву и правильно прочитать.
Способность к языковому анализу и синтезу помогает:
- Выделять заданный звук из потока звуков, в слоге, слове;
- Слово из предложения;
- Соединять звуки в слог;
- Составлять из слогов слово;
- Из слов предложения.
Конечно, учить читать и писать ребенка должен специалист, но многие мамы хотят сами научить этому своего ребенка. Для успешного обучения приведем несколько советов. Учить ребенка читать и писать нужно с 4 лет.
- Начинайте знакомство с гласных звуков: их так и называют - гласные. При произнесении гласных звуков воздух проходит свободно, не встречая преград . Сравните их с тем, как произносятся согласные. Попробуйте пропеть, потянуть звуки [ п], [ н]. эти звуки нельзя пропеть, протянуть, прокричать, они согласны, чтобы их не пели, не кричали, их так и называют- согласные. Названия букв произносите коротко, как звуки- Б [ б],П[ п], а не Бэ, Пэ.
- Учите ребенка слушать каждый звук и выделять заданный звук из потока других звуков.
Задания и вопросы
- Хлопни, когда услышишь звук [ а] среди других звуков.
-Хлопни, когда услышишь в слоге заданный звук.
-Найди и назови картинки, в названии которых ты услышишь заданный звук.
- Хлопни, когда услышишь в слове заданный звук.
- Какой один и тот же звук ты услышал во всех произнесенных словах?
- Кто больше назовет слов на звук [ а]?
- Что могли бы рассказать о себе звуки [ а], [ о], а что расскажут о себе звуки [ п], [ б] при встрече друг с другом?
И так со всеми звуками.
- Познакомьте с буквой, которая обозначает изучаемый звук. Звук мы произносим и слышим, а букву, которая обозначает этот звук, мы видим и пишем [ А-А-А].
Задания и вопросы
-Какой звук я произнесла?
- Как ты определил, что это звук [ а]?
- Да, ты его услышал. Это буква А, которая обозначает произнесенный мною звук. На что похожа эта буква?
-Давай слепим ее из пластилина, нарисуем, выложим из палочек.
-Сколько и каких палочек нужно для буквы А.
- Одинаковый длины или разной?
-Найди и покажи эту букву среди других букв.
-Зачеркни все буквы А. И так со всеми буквами.
4. Учите слушать и определять место нахождения звука в слове. Обьясните, что слово можно обозначить полоской, разделив ее на три части (начало, середина и конец полоски будут обозначать начало, середину и конец слова). Гласный звук можно обозначить красным квадратиком.
Задания и вопросы
-Произнесите слово автобус.
-Какой первый звук в слове? Звук [ а]
-Какой это звук? Гласный.
-Обозначаем его красным квадратиком. Куда мы положим квадратик в нашем слове? В начале слова.
5. Ты уже знаешь, что есть гласные и согласные звуки.
Задания и вопросы
-Послушай и скажи, одинаково ли звучат эти согласные звуки [ п]- [ пь] ; [ т]-[ ть].
- Как произносятся первые звуки? Твердо.
- А как вторые? Мягко.
Можно послушать, как произносятся твердые и мягкие звуки в словах пушинка- перышко.
Твердые согласные звуки мы обозначим синим цветом, они произносятся твердо, они такие же твердые, как лед. Мягкие звуки мы произносим мягко, они такие же мягкие , как травка, обозначим их каким цветом? Зеленым.
Поиграйте с этими звуками. Вспомните слова, которые начинаются на один и тот же звук, только в одном случае он твердый, а в другом – мягкий (лук- люк). 6. Мы знаем , что согласные звуки бывают твердыми, как лед, и мягкими, как травка. Задания и вопросы
-Послушай звуки, закрыв ушки ладошками [ п]- [ б] ; [ т]-[ д]; ; [с]-[ з].
-Когда произносишь первый звук с закрытыми ушками, что слышишь? Ничего.
-Мы знаем, что он согласный, твердый, теперь знаем, что он еще и глухой звук.
- Когда произносишь второй звук с закрытыми ушками, что слышишь?
-Правильно, как будто звенит колокольчик. Мы знаем, что этот звук согласный, твердый, а теперь мы узнали, что он звонкий, как колокольчик.
Когда ребенок научится слышать и выделять заданный звук, находить и определять место заданного звука в слове, можно переходить к слиянию звуков, образованию слогов.
7. Покажите ребенку разницу в произнесении слов и отдельных звуков.
Задания и вопросы
-Легко ли понять друг друга, если будем говорить так «м-е-н-я-з-о-в-у-т-Р-и-т-а». Мы так не говорим. В нашей речи все звуки «дружат», «держатся» друг за друга : «Меня зовут Рита». Поэтому , когда мы читаем , звуки у нас не рассыпаются.
Обучение чтению начинается с чтения слогов. Если это закрытый слог, объясняйте так: «произнеси первый звук и , потянув его, произноси сразу второй- АП.
При открытом слоге: « сложи губки, как будто хочешь произнести первый звук, и сразу произноси второй- ПА.
8.Обратите внимание на то, что когда согласные «дружат» с гласными звуками [ а], [о], [ у],[ ы], [э], они, кроме [ ч], [щ],- твердые, когда они «дружат» с гласными звуками[ и], [е], [ е],[ ю], [я], кроме[ ж],[ ш], [ц], -мягкие.
Без гласных не получится слога, а без слога не получится слова. Запомните правило : сколько в слове гласных, столько и слогов. Вместе с ребенком поиграйте, поделите слово на слоги, отхлопывая в ладоши каждый слог, тем самым можно показать ребенку, что слова бывают длинные и короткие (мак, мА –ши -на) .
Запомните:
- Звуки [ ж], [ш], [ ц] – всегда твердые;
- Звуки [ ч], [щ] –всегда мягкие.
- Звук [й]- мягкий согласный.
9. все гласные второго ряда [ е], [е], [ю], [я]- произносите кратко, не растягивая.
Поиграйте в игру «Волшебные звуки» и покажите ребенку, как с помощью гласных согласные из твердых превращаются в мягкие и наоборот, кроме перечисленных выше звуков.
10. Соединяя слоги в слова, обратите внимание ребенка на то, что слова мы произносим плавно, не разделяя их при произношении на слоги.
11. Читая с ребенком первые слова, не забывайте и о смысловой стороне прочитанного.
Обучая детей чтению, учитывайте очень важный момент- развитие мелкой моторики необходимо для успешного обучения ребенка письму.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Как научить ребенка «любить» математику, если у него «гуманитарный» склад ума?»
Я в статье попыталась показать работу учителя с детьми "гуманитарного" склада ума.На конкретном примере рассмотрела, как можно привить интерес к математике....
Чему НЕОБХОДИМО научить ребенка
Рекомендации психологов...
как научить ребенка читать без слез
материал предназначен родителям дошкольников. этапы обучения детей оаладению навыкам чтения....
Методическая разработка. "Метод личностно-ориентированного урока "Как научить ребенка вступать в диалог?"
Презентация методической разработки. Прием личностно-ориентированного урока по литературе....
Как научить ребенка связно рассказывать?
Несколько советов родителям для развития связной речи детей....
РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ НА ТЕМУ: "КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УЧИТЬСЯ?"
Конспект и презентация беседы с родителями....