Методическая разработка занятия "Творчество В. Бианки"
методическая разработка
Занятие разработано для обучающихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_gpd_bianki.docx | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение
общеобразовательная школа (VI вида) №584 «Озерки»
Выборгского района Санкт-Петербурга
Конспект
Занятие в ГПД для учащихся начальных классов
«В мире книг: знакомство с творчеством
В.В.Бианки»
16.02.2022г.
Подготовила и провела
Воспитатель Белова И.А.
Санкт-Петербург
2021-2022 уч. г.
Цель : познакомить с жизнью и творчеством писателя-натуралиста В.В.Бианки
Задачи:1) на основе сказок и рассказов писателя воспитывать любовь и уважение к миру природы;
2) учить чуткому пониманию природы, учитывая её законы и особенности,
3) развивать память, речь, внимание, мышление и наблюдательность.
Оборудование: книжная выставка писателя; иллюстрации к произведениям В.В Бианки; ноутбук, интерактивная доска;
Ход мероприятия:
1 Вводное слово.
- Конечно, многие люди любят природу, но иногда встречаются люди, у которых особое отношение к природе и ко всему живому. Природа это чувствует и ждёт момента, чтобы поделиться с ними своими секретами, потихоньку от других раскрывает свои заветные тайны. В присутствии таких людей самые капризные растения расцветают пышным цветом, а пугливые животные забывают про свои страхи.
Наше занятие мы посвящаем жизни и творчеству писателя-натуралиста, его часто называют «лесным корреспондентом», «лесным сказочником», всё написанное этим автором - праздник узнавания. Открытия ждут нас на каждом шагу, книги его помогают найти ключи ко многим тайнам окружающего мира.
2. Основная часть .
- Посмотрите мультфильм, снятый по одному из его произведений.
Просмотр мультфильма «Путешествие муравья»
- Переводчик с бессловесного - так называл себя и своих друзей писателей, человек, который был влюблён в природу, как никто другой знал её - это
ВИТАЛИЙ ВАЛЕНТИНОВИЧ БИАНКИ. Бианки большую часть жизни посвятил описанию мира загадочного и неповторимого, таинственного и удивительно разнообразного русского леса и его обитателей. Родился Виталий Валентинович 12 февраля 1894 года в Петербурге.
Фамилия Бианки досталась по наследству от предков-итальянцев. Отец его был учёным-орнитологом, орнитология-наука, изучающая …
- Кто из вас знает, кого изучал отец?
- Правильно, птиц, а ещё он работал хранителем коллекций Зоологического музея Академии наук. Именно он привил своему сыну интерес ко всему, что «дышит, цветёт и растёт». Отец Валентин Львович ввёл маленького Виталия в удивительный мир, но мёртвый, неподвижный и молчаливый. Мальчик не раз бывал в музее, там за стеклянными витринами замерли животные, привезённые со всего земного шара.
- Как хотелось маленькому Виталию найти «волшебную палочку», которая могла бы оживить музейных экспонатов. Уже став взрослым, Виталий Бианки понял, что такой «волшебной палочкой» может быть только слово, только рассказ.
А ещё отец часто брал сына в мир живой природы. Каждое лето семья выезжала за город, в деревню Лебяжье, где они рыбачили, ловили птиц, выкармливали птенцов, зайчат, ежей и белок.
- Бианки вспоминает: «Отец рано начал брать меня с собой в лес, он каждую травку, каждую птицу и зверушку называл по имени, отчеству и фамилии. Учил меня узнавать птиц по голосу, по виду, по полёту, разыскивать самые скрытые гнёзда. Учил по тысяче примет находить тайно от человека живущих зверей. И-самое главное-с детства приучал все свои наблюдения записывать. Так приучил, что это вошло у меня в привычку на всю жизнь».
- В семье Бианки часто бывали зоологи, путешественники, бывалые люди. Они много и интересно рассказывали, а Виталий жадно их слушал и начинал понимать, что живой мир природы-это его призвание, увлечение, любовь.
- Он пытался понять, о чём разговаривают птицы, почему так не похожи лапы у крота и ноги у цапли, зачем одному природа подарила длиннющий нос, а другому достался махонький носишко, отчего одни животные строят домишки на деревьях, другие-в чистом поле, а третьи-под водой. Все эти непростые вопросы не давали Бианки покоя.
- Обо всём, что увидел и узнал, Виталий Валентинович решил рассказать девчонкам и мальчишкам. И начал писать детские книжки, помогая ребятам тоже проникнуть в чудесные тайны природы, которая и стала главной героиней его замечательных произведений.
-35 лет писал Бианки о лесе, это слово звучало в названиях его книг: «Лесные
домишки», «Лесные разведчики», повести, рассказы и сказки Бианки соединили в себе поэзию и точное знание. Он написал более 300 сказок, рассказов о природе, в числе которых такие, как «Первая охота», «Кто чем поёт», «Как муравьишка домой спешил», «Сказки зверолова», «Оранжевое горлышко», «Мышонок Пик», по некоторым из них сняты мультипликационные фильмы.
- А знаете ли вы, какая книга вышла первой?
(в 1923 году вышла книга «Чей нос лучше?»)
- Самой знаменитой книгой Виталия Бианки стала «Лесная газета», другой подобной просто не было. Газета представляет собой детский настольный календарь природы, разделённый на 12 частей, соответствующих 12 месяцам в году. Всё самое любопытное, самое необычное и самое обычное, что происходило в природе каждый месяц и день, попадало на страницы «Лесной газеты». Это была настоящая газета со своей передовицей, объявлениями и телеграммами-обо всём, что происходит в лесу. Здесь можно найти объявление скворцов «ищем квартиру» или сообщение о первом «ку-ку», отзыв о спектакле, который давали на тихом лесном озере птицы-чомги. С 1928 года газета несколько раз переиздавалась, Бианки вносил изменения, её переводили на разные языки мира, рассказы звучали по радио.
Повсюду: в лесу, на полянке,
В реке, на болоте , в полях-
Ты встретишь героев Бианки,
У них побываешь в гостях.
Про птиц, насекомых, лягушек
Рассказы и сказки прочтёшь
И лучше знакомых зверушек
Узнаешь, дружок, и поймёшь.
Ох, так написать о природе
Не просто, ведь нужно уметь
На вещи, знакомые вроде,
Всегда удивлённо смотреть!
-Мы предлагаем вашему вниманию инсценировку учеников по сказке Бианки «Хвосты»
-Книги Виталия Валентиновича любимы и детьми, и взрослыми. Они читаются легко и увлекательно, книги познавательны-много неизвестного о повадках, образе жизни животных. Чтобы писать о животных, надо их любить. Если человек любит и знает природу, он никогда не навредит ей, а преумножит её богатства.
-Сегодня мы совершим с вами экскурсию-викторину по страницам книг учёного, писателя-Виталия Бианки.
Конкурс «Птичья галерея»
-Вам нужно по фотографии узнать птицу (слайд-шоу)
- Конкурс «Узнай птицу по голосу» (фонотека голосов птиц: галка, соловей, сорока, фазан, чечётка)
-Ну что, знатоки природы, попробуете свои силы дальше?
Физминутка.
Игра «Летает-не летает» - Прошу вас всех встать, чтобы никому не мешать.
-Я называю птиц, а вы машете руками, если птица летает, а если не летает-приседаете.
Сова, аист, воробей, пингвин, ласточка, синица, грач, сорока, попугай,
страус, журавль, чайка, тетерев, ворона, курица, снегирь, жаворонок, соловей, скворец, лебедь, сокол.
Викторина «Угадай, кто это?»
-Послушайте описание животного, назовите, кто это и название произведения:
1) Ноги, как ходули, между ног голова качается, коленки выше спины торчат. (паук -сенокосец, Как муравьишка домой спешил)
2) Она сидела на камне, глаза закрыла, грелась на солнышке, щенок-прыг!-И ухватил за хвост! А она извернулась, хвост в зубах у него оставила, а сама под камень. (ящерица, Первая охота)
3) Надули пузыри за ушами, высунули головы из воды, рты приоткрыли и-один воздух вышел их них. Никакого пения. (лягушки, «Кто чем поёт»)
4) На листке сидит, шелковую нитку из себя тянет, тянет и на листок мотает. С перепугу муравьишка кувырк с листка и полетел вниз, но что-то сверху -дёрг! И закачался он на шелковой ниточке : ниточки-то на сучок были намотаны.(гусеница, Как муравьишка домой спешил)
Конкурс «Знатоки природы»
1) Какая книга стала у Бианки самой знаменитой? (Лесная газета)
2) Почему нельзя трогать руками птичьи яйца в гнезде?
3) На что похоже гнездо у иволги? (на лёгкую плетёную корзинку)
4) Чем поёт бекас? (хвостом)
5) Для чего клесту клюв крестом? (он им круглый год семечки из шишек достаёт)
6) Как называется птица с мешком под клювом? (пеликан)
7) Как называется птица, которая защищаясь от врага, извивается и шипит как змея? (вертишейка)
8) У кого снова отрастает утраченная часть тела? (ящерица и рак)
9) Какие птицы спят и прячутся в снег? (тетерев, рябчик, куропатка)
10) Птенцы какой птицы не знают своей матери?(кукушка)
3.Итог занятия.
- Вот и подошло к концу наше путешествие. Хочется, чтобы у вас появилось желание прочитать не только другие книги Виталия Бианки, но и произведения других писателей-натуралистов: Сладкова, Чарушина, Скребицкого, Пришвина. Эти произведения позволят вам познакомиться с родной природой, больше узнать про птиц и зверей, про охоту и лес, научат вас бережно относиться к родной природе, любить и охранять всё живое!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн
урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания...
Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.
Аннотацияк учебно-методическим разработкам внеклассных мероприятий по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....
Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"
Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....
«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс
Данная работа посвящена 1150- летию образования российской государственности. В работе представлены: история образования российской государственности, история симво...
методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.
Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...
Методическая разработка занятия на тему В, Бианки "Голубые лягушки"
Занятие разработано для обучающихся коррекционных клдассов начальной школы....
Методическая разработка занятия "К 125 летию В.Бианки"
Занятие разработано для обучающихся основной школы....