Коррекционное занятие "Дифференциация звуков П-Б"
план-конспект урока
Коррекционное занятие "Дифференциация звуков П-Б"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_differentsiatsiya_b-p.doc | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Дифференциация П-Б
учебный год — 2019 — 2020
класс 3а
Цели:
1.коррекционно-образовательные:
-уточнить артикуляцию звуков п-б;
-учить соотносить звуки с буквами
-учить различать звуки изолированно, в слогах, в словах, в предложениях устно и на письме;
2.коррекционно-развивающие:
-развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
-развивать фонематический слух;
-развивать слоговой синтез;
-развивать грамматический строй речи через словообразование;
-активизировать словарь по теме: «Фрукты и овощи»;
3.коррекционно-воспитывающие:
-воспитывать усидчивость, внимательность, активность на уроке.
Оборудование:
Ход урока
Оргмомент Слайд 1 (число месяц) Слайд 2 | Учащиеся встают в круг под музыку, держась за руки. Желают друг другу что-то хорошее, опираясь на слова-помощники. ( на слайде) Успехов, удачи, улыбок, хороших оценок, счастья. |
Рапорт дежурного | У каждого на столе картинка по признаку осени. 1.туча. 2.лист жёлтый. 3.птицы. 4.солнце. У: Дима, что нарисовано на картинке? ( дует ветер) И т.д.(выходят и вывешивают на доске) У: В какое время года мы это наблюдаем? Д: Осенью. У:Посмотрите в окно, какая сегодня погода? Что происходит на улице? Д: дует ветер, листья опадают, птицы улетают на юг. У: какое сейчас время года? Д: Осень. |
Подготовительная работа. | У: молодцы! А сейчас все тихо сели На меня все посмотрели. Я рада приветствовать вас на уроке логопедии. Скажите чему мы учимся на наших занятиях? Д:На уроках логопедии мы учимся правильно разговаривать и писать. У: Что нам помогает правильно произносить все звуки? Д: Губы, зубы, язык, воздух, голос. У: Если язычок ленив, он плохо звуки выговаривает, если он тороплив, речь наша непонятна. Поэтому наш язычок д\б в форме как хороший спортсмен. Что в этом нам помогает? Д: Зарядка для язычка. |
Артикуляционная гимнастика. Слайд 3 | -бегемот -улыбка -хоботок -вкусное варенье -чистим зубки -блинчик. |
Упражнение для голоса и дыхания. | Сейчас будем тренировать дыхание и голос. Они тоже должны быть сильными. Вдох носом- выдох на гласный звук А Вдох носом- выдох на гласный звук У (указ. пальцем рисуем в воздухе букву) Вдох носом- выдох на гласный звук О (указ. пальцем рисуем в воздухе букву) |
Рефлексия | Дима, что ты сейчас тренировал?( язычок губы) Лида, что ты сейчас тренировала?(голос, дыхание) Альбина, для чего мы тренируем язычок, губы, голос? Д: Чтобы правильно и красиво говорить. |
Основной этап Игровая ситуация. Слайд 4 | К нам пришла телеграмма. «Дорогие ребята! Наступила осень. Пора собирать урожай. Мне одному не справиться. Помогите, пожалуйста!» А для того, чтобы узнать кто прислал телеграмму, угадайте загадку. На одной ноге стоит Урожай свой сторожит. Сам не берёт, И воронам не даёт. ( ПУГАЛО) У: Как догадались? Ну что поможем ему? ( поможем) |
Выделение звука. | Выдели первый звук в слове пугало. Д: Звук П. У: Посмотри на нашего гостя внимательно, во что тон одет? Д:Рубашка, ботинки? У:Выдели третий звук в слове рубашка. Д: Звук Б. |
Сообщение целей и темы урока. Слайд 5 | Тема: Звуки П-Б Вспомним: как произносятся звуки Узнаем: чем отличаются звуки П-Б Будем учиться: различать их на слух и на письме. |
Оценивание | На занятии вы будете выполнять разные задания. За правильно выполненное задание вы получите часть картинки. В конце должны собрать целую. И посмотрим, какая картинка у вас получилась. Старайтесь выполнять всё правильно. |
Анализ и характеристика звуков, их сравнение. По таблице заполняю сама. Характеристика звука Характеристика звука Сравнение звуков | У: Для того, чтобы научиться их различать, нужно узнать, чем они отличаются. Произнеси звук П. Дима, что делают губы, зубы, язык, воздух, голос? Губы- смыкаются. Зубы-? Язык -лежит внизу Воздушная струя -короткая ( проверяем тянем ниточку) Голос -не работает ( проверяем ладошкой) Альбина, дай характеристику звука П. Звук –согласный, твёрдый, глухой. Почему согласный? Почему глухой? Произнеси звук Б. Губы- смыкаются Зубы- Язык- лежит внизу Воздушная струя- короткая Голос -работает. ( проверяем) Женя, дай характеристику звука Б. Звук Б- согласный, твёрдый, звонкий. Почему согласный? Почему звонкий? У: Сравним, что общего в артикуляции звуков П-Б? По таблице ставлю плюсики, минус. Чем отличаются звуки? Д: Голосом. У: Как можно проверить? |
Оценивание 1 | За правильные ответы получаете часть картинки. |
Развитие фонематического слуха. Рефлексия Оценивание 2 | У: Звук нужно не только правильно произнести, но и его услышать. Для этого поиграем в игру «Ушки слушать приучайте» Если услышишь звонкий звук Б подними карточку с колокольчиком. Если услышите глухой звук П, подними карточку с зачёркнутым колокольчиком. 1.П, О, Б, А, И, Б, П, С,Б, П, П 2.ПА, БО, ПУ, БЫ, ОПО, АБА 3.РЫБА, БУСЫ, ЛАПА, ПОНИ. Дима, какие звуки учились различать? Какие слова запомнили? За хорошую работу получайте по части картинки. |
Физминутка. | Вижу я, что вы устали А теперь все дружно встали. Стояла корзинка на полке без дела. Скучала, наверно, всё лето она. Вот осень пришла и листва пожелтела, Настала пора собирать урожай. Корзинка довольна Она удивилась Что так много фруктов в саду уродилось. |
Соотнесение звуков и букв. Слайд 5 Индивидуальная работа по карточкам. | Сели дружно, не зевай На вопрос мой отвечай. У: Чем отличается звук и буква? Д: хором. У: В этом задании будем учиться различать буквы на письме. Вспомним как выглядят буквы П, Б. Каждому задание на карточке. Подчеркни букву П –одной чертой, букву Б- двумя. 1.П,Б,З,П,В, Б,Б,П,Г,П,Б,Т. 2.Найди правильную и подчеркни.( неправильно написанные буквы) Проверяем. |
Рефлексия | Лида, какие буквы учились различать? |
Оценивание 3 | Молодцы. Вот вам ещё по одной части. |
Дифференциация в слогах. Дерево с яблоками. | У: Сейчас будем составлять и читать слоги со звонкими и глухими согласными. У: Что на картинке? Д: Яблоня. У: На яблони яблоки со слогами. Вам нужно составить и прочитать слог. (выходят по одному снимают яблоко читают слог, потом все хором, и кладут его в корзину). |
Рефлексия | У: Альбина, с какими звуками читали слоги? |
Оценивание 4 | |
Офтальмопауза. | Мы писали и читали, а глазки наши не отдыхали. |
Дифференциация в словах. Слайд 7 | У: Для чего мы учимся различать звуки? Д: Чтобы правильно писать их на письме. У: Мы сейчас будем писать слова со звонкими и глухими согласными. Но сначала вспомним, про кого мы угадали загадку в начале урока? (пугало) Как он просит помочь ему? Какой урожай узнаем, собрав слово из слогов.. Каждому корзинка со слогами. Собери слово и узнаешь ответ. У: Дима, какое слово получилось? ( капуста) Альбина, какое у тебя слово получилось? (помидор) Лида, … ( яблоко) Женя,…(банан) Прочитаем хором, что растёт у пугала? |
Пальчиковая гимнастика | Прежде чем запишем слова в тетрадь, мы что должны сделать? ( пальчиковую гимнастику). У: Для чего мы делаем П.Г.? Д: Чтобы пальчики были послушными. Палец толстый и большой Поочередно загибать палец, В сад за сливами пошел. о котором рассказывается, Указательный с порога а затем его разогнуть. Указал ему дорогу. Средний пальчик – самый меткий: Он сбивает сливы с ветки. Безымянный поедает, А мизинчик-господинчик В землю косточки сажает. |
Работа в тетради. | Запиши слова в два столбика.
|
Рефлексия | Лида, прочитай слова со звуком П. Назови одним словом. Альбина, прочитай слова со звуком Б. Назови одним словом. У: Посмотри, какая картинка лишняя? Банан. Почему? Он не растёт в наших условиях. Растёт в южных странах. Дима, назови слов в котором звук П стоит в первой позиции?(помидор) Женя, назови слово, в котором звук Б стоит в середине слова?(яблоко) |
Оценивание 5 | |
Словообразование Слайд 8 | У: Для чего люди выращивают овощи и фрукты? Д: Чтобы зимой кушать витамины. У: Что можно сделать из яблок? Сок из яблок, значит он какой? Д: Яблочный. У: Из капусты сок какой? Капустный. Из помидоров сок какой?.Мы можем сказать помидорный? Томатный. У: поиграем в игру « Назови ласково» -яблоко- яблочко. Яблоко какое? -капуста- капустка. Капуста какая? -помидор-помидорчик. Помидор какой? |
Дифференциация в предложениях. Слайд 9 | У: Как называют место, где растут овощи? Д: Огород. У: Составим предложение, что растёт в огороде? Д: В огороде растут помидоры, капуста. (хором читаем) У: На чём растут яблоки? Д: Яблоки растут на яблоне. У: Составим предложение, где растут яблони? Д: Яблони растут в саду.. (хором читаем) |
Рефлексия | У: С какими словами составляли предложения? |
Оценивание | |
Итог | У: Какие звуки мы учились различать? Чем отличаются звуки П-Б? |
Оценивание | Вспомни, кому мы помогали собирать овощи, фрукты? Посмотрите сколько овощей и фруктов собрали для нашего пугало. Всем спасибо. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок логопедии для 2 класса коррекционной школы VIII вида "Звуки и буквы Э - Е"
Баба Яга украла буквы из азбуки, их надо вернуть. Ворон и Мышка уже много букв нашли и вернули, остались только буквы Э и Е. Детям предлагается отправиться в трудный путь, где нужно вспомнить о буквах...
Урок логопедии для 2 класса коррекционной школы VIII вида "Звуки и буквы Ы - И"
На уроке дети закрепляют знания о гласных звуках и буквах Ы-И, учатся различать их на слух и при письме. Урок составлен с презентацией....
Урок логопедии для 2 класса коррекционной школы VIII вида "Звуки и буквы Г - К"
Урок сотавлен в форме интеллектуальной игры "Что? Где? Когда?", где вопросы команде знатоков (учащихся) задают учителя и воспитатели, работающие с детьми, и даже директор школы!...
конспект открытого коррекционного индивидуального занятия в старшей группе "Автоматизация звука[р]"
конспект открытого коррекционного индивидуального занятия в старшей группе...
Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида Тема: Дифференциация звуков [Б] – [П].
Конспект занятия по коррекции дисграфии на почве нарушения фонемного распознавания во втором классе специальной коррекционной школы VIII вида Тема: Дифференциация звуков [Б] – [П]...
мультимедийный тест "Звуки и буквы" для коррекционной школы 8 вида
Данный ресурс можно применять для проведения тестирования по русскому языку среди учащихся 5 классов коррекционной школы VIII вида на обобщающем уроке после изучения раздела «Звуки и буквы...
Конспект коррекционно-развивающего занятия в разновозрастной логопедической группе. на тему "Звуки зимы. Звук З."
Конспект коррекционно-развивающего занятия в разновозрастной логопедической группе. на тему "Звуки зимы. Звук З." (для детей 5-7 лет)...