Конспект интегрированной образовательной деятельности
план-конспект

Дютина Марина Геннадьевна

Развивать интерес детей к народному искусству. Развивать творческие способности, целостное зрительное восприятие окружающего мира, эстетический вкус у детей. Способствовать речевому развитию через обогащение и активизацию словаря. Способствовать речевому развитию через обогащение и активизацию словаря.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kokoshnik-kalfak.docx23.79 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированное  занятие в средней группе на тему: «Калфак и кокошник»

Цель: Дать детям представления о русских и татарских народных промыслах.
Задачи:
Образовательные:
• Расширить представления детей о русской и татарской народной культуре, через знакомство с определенным видом народных промыслов;                                                                                                                                     •
Познакомить детей с кокошником и калфаком; учить различать по форме, узору.     - Учить аккуратно наклеивать детали аппликации.
• Закреплять умение выполнять коллективную работу

Развивающие:
• Развивать интерес к народному искусству;

  • Развивать умение внимательно слушать, сравнивать, отвечать на вопросы.
    • Развивать творческие способности,
     целостное зрительное восприятие окружающего мира, эстетический вкус у детей.
  • Способствовать речевому развитию через обогащение и активизацию словаря.
  • Способствовать развитию мелкой моторики, творческого воображения.

Воспитательные:
• Воспитывать уважение к мастерам и желание создавать прекрасное;
• Воспитывать детей умению видеть, любоваться и восхищаться красотой предметов народного творчества.
 Воспитывать желание самим создавать и творить

Интеграция областей:

  • «Познавательное развитие»,
  • «Социально – коммуникативное развитие»,
  • «Речевое развитие»
  • «Физическое развитие»
  • «Художественно — эстетическое развитие».

Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, социально- коммуникативная, художественная, исследовательская.

Материал: изобразительный материал, дополнительный материал для

украшений (шаблоны мужских и женских татарских головных уборов,

салфетки, клей ПВА, музыкальный диск для фона).

Демонстрационный  материал:  элементы  татарского  орнамента  на

каждого ребёнка.

Практическое задание: украсить шаблоны го

Оборудование: Проектор, слайдовая презентация, головные уборы  русской и татарской национальностей,  шаблоны головных уборов, орнамента, материал для аппликации.

Предварительная работа:

  • Знакомство с татарским национальным костюмом и орнаментом
  • Чтение народных сказок
  • Обогащение предметно- пространственной среды «Кукла в татарском, русском  костюме», сказки, пословицы.

Под веселую русскую народную музыку входит воспитатель с павловопосадским платком на плечах и с корзиной в руках.

Воспитатель: Я пришла к Вам с ярмарки народных умельцев, накупила там разных товаров. Хотите узнать, что у меня в корзине?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда отгадайте загадку и всё узнаете:

Кто-то свяжет, кто-то сошьет,

Ту, Что на голове живет.

Дети: Шапка, кепка, шляпа.

Воспитатель: Правильно, а как называются одним словом эти предметы?

(воспитатель достает из корзины шапку, кепку, берет и т.д.)

Дети: головные уборы.

Воспитатель: Молодцы. Для чего нам нужны головные уборы?

Дети: Чтобы защитить голову от холода, солнца.

(звучит загадочная музыка, воспитатель накрывает своим платком головные уборы. На экране появляется презентация, (слайд 1) с изображением Древней Руси.)

Воспитатель: Ой, куда это мы с Вами попали?

Дети: В прошлое.

Воспитатель: Как интересно, раз мы уже здесь, то давайте разберемся, какие головные уборы носили наши предки на Руси много-много лет назад, узнаем о старинном русском и татарском головном уборе.

(слайд 2) Русские головные уборы.

Воспитатель: В старину на Руси женщины носили разные головные уборы. Кто кичку рогатую, что означает уточку-символ семьи, а кто сороку, да-да, как птицу пернатую, а на праздник кокошник. Кокошь - значит курочка. И вправду кокошник напоминает куриный гребешок или веер из перьев. Вот и прозвали его кокошник. А формы разные делали: и как лепесток и как цветок, кому как нравилось. Носили его все женщины и даже царицы!

Украшали кокошник лентами, вышивкой, монетами, бусинами, золотым да  серебряным шитьем. Всякая девушка своими руками кокошник расшивала и очень берегла, только по праздникам надевала.

(Слайд 3) Татарские головные уборы.

Воспитатель: На голову татарские женщины надевали калфак- он шился из дорогой ткани: бархата. Парчи и украшался золотыми нитями, бисером паетками. Посмотрите, какую красоту  создали народные умельцы. Обратите внимание на узоры, орнамент, в нем встречается виноградная лоза, цветы тюльпанов, пионов, ромашки, фиалки, трилистника.

В нем встречаются мотивы волнообразных

побегов  (в  виде  виноградной  лозы)  цветов  тюльпанов,  пиона,

ромашки,  фиалки,  трилистника.  Таким  видом  орнаментов  украшались

занавески, покрывала, платья, обувь, фартуки, калфаки.

В нем встречаются мотивы волнообразных

побегов  (в  виде  виноградной  лозы)  цветов  тюльпанов,  пиона,

ромашки,  фиалки,  трилистника.  Таким  видом  орнаментов  украшались

занавески, покрывала, платья, обувь, фартуки, калфаки.

В нем встречаются мотивы волнообразных

побегов  (в  виде  виноградной  лозы)  цветов  тюльпанов,  пиона,

ромашки,  фиалки,  трилистника.  Таким  видом  орнаментов  украшались

занавески, покрывала, платья, обувь, фартуки, калфаки.

(воспитатель обращает свое внимание на корзину)

Воспитатель: Посмотрите,  какие здесь головные уборы?! Девочки выбирайте себе головные уборы. Помогайте друг другу наряжаться.

Соня, ты какой головной убор выбрала? А ты Ирина?

Дети: Я выбрала - кокошник, русский головной убор, а я татарский головной убор - калфак.

Воспитатель: Ребята повторим названия головных уборов: Кокошник – калфак. Как они красиво звучат, созвучны.

Полюбуетесь на себя в зеркале.

(Девочки снимают головные уборы)

На  голову  женщины  одевали  калфак.  Он  также  шился  из  дорогой

ткани  –  бархата,  парчи  и  украшался  вышивкой  золотыми  нитями,

бисером, пайетками.

На  голову  женщины  одевали  калфак.  Он  также  шился  из  дорогой

ткани  –  бархата,  парчи  и  украшался  вышивкой  золотыми  нитями,

бисером, пайетками.

В нем встречаются мотивы волнообразных

побегов  (в  виде  виноградной  лозы)  цветов  тюльпанов,  пиона,

ромашки,  фиалки,  трилистника.  Таким  видом  орнаментов  украшались

занавески, покрывала, платья, обувь, фартуки, калфаки.

В нем встречаются мотивы волнообразных

побегов  (в  виде  виноградной  лозы)  цветов  тюльпанов,  пиона,

ромашки,  фиалки,  трилистника.  Таким  видом  орнаментов  украшались

занавески, покрывала, платья, обувь, фартуки, калфаки.

В нем встречаются мотивы волнообразных

побегов  (в  виде  виноградной  лозы)  цветов  тюльпанов,  пиона,

ромашки,  фиалки,  трилистника.  Таким  видом  орнаментов  украшались

занавески, покрывала, платья, обувь, фартуки, калфак

Знакомство с народными играми.

Игра: «Платок»

Воспитатель: Дети, подойдите ко мне.

На Руси ни одно гуляние, не обходились без нарядного, узорчатого платка.
Давайте и мы с вами поиграем с платочком.
Вот платочек расписной
Он волшебный, не простой
Буду с детками играть
Всех платочком накрывать.
(Дети бегают под музыку. Когда музыка обрывается, все дети должны сесть на корточки и закрыть глаза. Ведущий накрывает кого-нибудь платком и говорит: Раз, два, три, кто же спрятался внутри? Ребята открывают глаза и должны угадать, кто находится под платком. Игра проводится несколько раз.)

 Переход к продуктивной деятельности.

Воспитатель: А вы хотите стать народными умельцами?

Дети: Да

Воспитатель:  Хорошо! Тогда я приглашаю вас в нашу мастерскую, где вы сможете стать народным умельцем. На столах лежат бумажные калфаки, кокошники, тюбетейки, выбирайте кому- что по душе. Не забудьте взять элементы орнамента и составить красивые узоры.

Выполнение творческой работы.
(С целью усиления эмоционального воздействия во время работы детей включить музыку)

Одежда  татар  в  основном  украшалась  цветочно-растительным

орнаментом.

Теперь вы много знаете о татарском народном костюме. Сегодня мы с

вами  будем  украшать  орнаментом  тюбетейки  и  калфаки.  Для  этого

давайте  перейдём за  столы, на  которых  размещены  все  необходимые

для вашей работы предметы.

(Дети  украшают  орнаментами  свои  калфак

Воспитатель: Вот с какими  интересными народными головными уборами мы с вами познакомились. Давайте вспомним, с какими именно. Какой головной убор украшала ты, Маша, а ты – Динара? Из каких элементов составил узор Максим, Дима?

Дети: Калфак. Кокошник.

Воспитатель: Что Вам понравилось больше всего?

Воспитатель: А как нужно относиться к труду народных мастеров?
Дети: Бережно, аккуратно.

Воспитатель: Вы - большие молодцы, настоящие народные мастера!

В нем встречаются мотивы волнообразных

побегов  (в  виде  виноградной  лозы)  цветов  тюльпанов,  пиона,

ромашки,  фиалки,  трилистника.  Таким  видом  орнаментов  украшались

занавески, покрывала, платья, обувь, фартуки, калфаки.

В нем встречаются мотивы волнообразных

побегов  (в  виде  виноградной  лозы)  цветов  тюльпанов,  пиона,

ромашки,  фиалки,  трилистника.  Таким  видом  орнаментов  украшались

занавески, покрывала, платья, обувь, фартуки, калфаки.

В нем встречаются мотивы волнообразных

побегов  (в  виде  виноградной  лозы)  цветов  тюльпанов,  пиона,

ромашки,  фиалки,  трилистника.  Таким  видом  орнаментов  украшались

занавески, покрывала, платья, обувь, фартуки, калфаки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной образовательной деятельности

Беседа с детьми на тему : "Золотая осень";Обучение ребят приёмам парного вырезывания;Украшение, узором из осенних ягод и листьев, ковра прямоугольной формы....

конспект интегрированной образовательной деятельности в старшей группе на тему: Путешествие в страну Знаний"

Закрепление знаний детей о геометрических фигурах, правилах поведения в общественном транспорте, временах года, приметах осени, профессиях, составе чисел, диких и домашних животных, фруктах и овощах. ...

Конспект интегрированной образовательной деятельности (музыка - художественное творчество) в старшей - подготовительной группе детского сада "Открытка для настоящего мужчины"

Конспект интегрированной образовательной деятельности (музыка - художественное творчество) в старшей – подготовительной группе«Открытка для настоящего мужчины"...

Конспект интегрированно-образовательной деятельности в специализированной подготовительной группе (нарушения зрения) Тема: "УРОКИ АВТОШКОЛЫ" фронтальное занятие

Конспект фронтального занятия разработан для детей подготовительной группы с нарушениями зрения. В ходе проведения занятия решаются следующие задачи:Коррекционно-образовательные:Обобщить и систематизи...

Конспект интегрированной образовательной деятельности "Будущие олимпийские чемпионы"

Цель занятия-приобщать детей к спортивным традициям государства и общества.Формирование интереса детей к зимним видам спорта, символам и ритуалам Олимпийских игр, воспитание патротических чувств любви...

Конспект интегрированной образовательной деятельности "Будущие олимпийские чемпионы"

Цель занятия-приобщать детей к спортивным традициям государства и общества.Формирование интереса детей к зимним видам спорта, символам и ритуалам Олимпийских игр, воспитание патротических чувств любви...

Конспект интегрированной образовательной деятельности с детьми младшей группы "Зимующие птицы"

Конспект совместного занятия логопеда и воспитателя для младшей группы ДОУ по теме"Зимующие птицы". Дети отправляются в путешествие в зимний лес, где узнают о видах питания зимующих птиц, уп...