«Физкультурная работа в коррекционных группах дошкольного учреждения»
статья
Данная работа будет полезна инструкторам по физической культуре в детских садах и воспитателям, начинающим свою деятельность в области инклюзивного образования, а также педагогам дополнительного образования и учителям школ. Она поможет разобраться в создание системы физкультурной работы в коррекционных группах, познакомиться с технологиями, позволяющими реализовать задачи инклюзивного образования на практике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fizrabota_v_kor_gruppah_du.docx | 29.99 КБ |
Предварительный просмотр:
«Физкультурная работа в коррекционных группах дошкольного учреждения»
Содержание
Введение
- Основная часть
1.1. Коррекционная (специальная) педагогика
1.2. Цели и задачи, основные принципы коррекционных программ
1.3. Коррекционные физкультурные занятия
1.4. Методические рекомендации по преподаванию физкультуры
2. Заключение
Список использованной литературы
Введение
В современной социокультурной ситуации, сложившейся в обществе, сохраняется тенденция увеличения количества детей, находящихся в пограничном состоянии между нормой и патологией. Обычно такие дети обучаются в массовых общеобразовательных учреждениях. Педагогу необходимо обладать некоторой суммой знаний об особенностях развития таких детей, методикой коррекционной работы с ними. Дошкольное учреждение, как первое звено непрерывного образования, предполагает выбор альтернативных форм и методов организации учебно-воспитательного процесса.
Главное направление работы дошкольного учреждения – создание максимально комфортных условий для всестороннего развития личности с учетом индивидуальных, физиологических, психических и интеллектуальных возможностей ребенка, развитие способности к адаптации в социум.
Физическое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свои особенности. Эти дети быстро утомляются, у них наблюдается мышечная напряженность, нарушение общей моторики, общая скованность и замедленность выполнения движений, дискоординация, нарушение ориентировки в пространстве, нарушение осанки, плоскостопие, замедленность процесса освоения основных движений, отставание в показателях основных физических качеств, силы, ловкости, скорости.
1.1. Коррекционная (специальная) педагогика
Коррекционная (специальная) педагогика - это область педагогики, изучающая условия обучения и воспитания, необходимые детям с различными психо-физическими нарушениями для достижения максимально возможного уровня личностного развития, образования и готовности к самостоятельной взрослой жизни.
Коррекционная (специальная) педагогика состоит из разделов, изучающих условия обучения и воспитания детей с определенным нарушением развития (глухих и слабослышащих; слепых и слабовидящих; детей с нарушением интеллекта; эмоционального развития; функций опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития, сложной структурой нарушений).
Главной задачей интересующей нас области педагогики является разработка методологических, теоретических и методических основ систем специального обучения и воспитания. В рамках сложившейся отечественной научной традиции главными ценностями специального образования применительно к каждому возрастному этапу признаются продвижение ребенка по пути нормального психического развития, предупреждение и коррекция вторичных по своей природе нарушений, уровень личностного развития, образования и жизненной компетенции.
Центральной проблемой коррекционной (специальной) педагогики является поиск путей разрешения противоречия между необходимостью и возможностью взрослых передать ребенку социальный и культурный опыт, поскольку в случаях нарушения развития перестают действовать или оказываются недостаточно состоятельными традиционные способы решения традиционных образовательных и воспитательных задач. Вследствие этого, на каждом этапе возрастного развития возникает задача разработки «обходных путей» и специфичных средств решения традиционных образовательных и воспитательных задач.
Коррекционная работа должна быть направлена на:
- Обеспечение коррекции нарушений развития различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы;
- Освоение детьми с ограниченными возможностями здоровья Программы, их разностороннее развитие с учётом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации;
- Коррекционная работа и/или инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья, осваивающих Программу в группах комбинированной и компенсирующей направленности (в том числе и для детей со сложными (комплексными) нарушениями), должны учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности каждой категории детей.
Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи. Инклюзивное образование является принципиально новой системой, где воспитанники и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.
1.2. Цели и задачи, основные принципы коррекционных программ
Целью коррекционных программ является сохранение и укрепление здоровья детей
Основные задачи физкультурной работы в коррекционных группах.
- Создание системы физкультурной работы в коррекционных группах.
- Забота об охране и укреплении здоровья детей.
- Воспитывать в детях, родителях потребность в здоровом образе жизни как показателе общечеловеческой культуры.
- Развивать основные физические способности (силу, ловкость, выносливость, быстроту и т.д.).
- Развивать пространственно-координационные и ритмические способности.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки, обучать новым видам движений, основанных на приобретенных знаниях и мотивациях физических упражнений.
- Выполнять последовательно упражнения по речевой инструкции.
- Формировать умения произвольно управлять телом, регулировать речь, эмоции.
Основные принципы физкультурной работы в коррекционной группе
- Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятии, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.
- Принцип активности и сознательности – участие всего педагогического коллектива в поиске новых эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.
- Принцип дифференциации содержания педагогического процесса – педагогический процесс необходимо ориентировать на индивидуальные особенности каждого ребенка, темпы развития и физические возможности детей.
1.3. Коррекционные физкультурные занятия.
Содержание коррекционных физкультурных занятий
Построения выполняются самостоятельно по инструкции и с помощью воспитателя: в шеренгу, с равнением по носкам, в колонну по одному, в круг.
Ходьба и оздоровительный бег для коррекции и профилактики осанки и плоскостопия выполняется самостоятельно и за воспитателем: в сопровождении звуковых сигналов, друг за другом в обход зала, с изменением направления, парами, врассыпную, с остановками по звуковому сигналу, врассыпную, чередование бега с ходьбой в соответствии с частотой звуковых сигналов.
Коррекционные упражнения выполняются вместе с воспитателем, по показу и словесной инструкции. Упражнения с предметами и без них.
Блок физических упражнений направлен на развитие гибкости и подвижности позвоночника, укрепление мышечного тонуса, коррекцию осанки и формирование нормального свода стопы, улучшение легочной вентиляции и укрепление основных дыхательных мышц, расслабление и снятие мышечного психоэмоционального напряжения
Упражнения для равновесия выполняются по показу, по словесной инструкции со страховкой воспитателя и самостоятельно: ходьба друг за другом, с высоким подниманием колен, руки на поясе; сохранение положения в положении стоя на одной ноге, руки в стороны.
Упражнения на формирование правильной осанки выполняются самостоятельно по показу и по словесной инструкции. Ходьба по гимнастической скамейке, по наклонной доске, по канату, прямо, приставным шагом, боком, с мешочком на голове. Лазание по гимнастической стенке; подтягивание на руках по скамейке, по наклонной доске, лёжа на животе, катание среднего мяча друг другу, лёжа на животе. Ходьба по канату с мешочком песка на голове.
Ползание, лазание, перелезание выполняются самостоятельно со страховкой воспитателя: ползание на четвереньках по гимнастической скамейке, с подлезанием под дугу и натянутую верёвку, лазание по наклонной доске, перелезание через скамейку.
Прыжки выполняются самостоятельно по показу и словесной инструкции со страховкой и с помощью воспитателя: подпрыгивание, перепрыгивание через канат, гимнастическую палку, через верёвку, с места, прыжки в длину.
Метание выполняются по показу и словесной инструкции. Обучение удерживанию и перебрасыванию мячей разных по весу, по размеру, по материалу; броскам мяча в горизонтальную цель, ловле мячей разных по размеру, броскам в цель мешочков с песком, сбиванию кеглей.
Подвижные игры базируются на понимании детьми сюжета игр и их правил.
Релаксация выполняется под тихую музыку с использованием различных упражнений помогающих расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища. Позволяет успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение.
1.4. Методические рекомендации по преподаванию физкультуры
Самым главным приоритетом в работе с детьми с ОВЗ является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка. Работая с детьми с ограниченными возможностями здоровья, педагоги должны применять такие подходы:
1. Использование дифференцированного обучения с целью большей индивидуализации обучения, чем требуется для нормально развивающегося ребенка, это:
- введение специальных разделов в образовательную программу для детей с ОВЗ, отсутствующих в образовательных программах нормально развивающихся школьников;
- систематизация упражнений и заданий по виду заболеваний.
2. Использование разнообразных средств для предотвращения утомления: чередование двигательной и практической деятельности, выполнение спортивных заданий и упражнений небольшими дозами, использование интересного и красочного дидактического материала и средств наглядности для активизации обучающихся.
3. Повышение уровня активности. Активность является одной из важнейших характеристик всех психических процессов, во многом определяющая успешность их протекания. Это необходимое условие успешности процесса обучения воспитанников с ОВЗ на занятиях/уроках физкультуры.
4. Использование специальных методов (наглядных (иллюстрация, демонстрация), практических (упражнения, методы контроля, самоконтроля и взаимоконтроля)), приёмов и средств обучения, способствующих познавательной деятельности учащихся, формирующих необходимые учебные навыки, способствующих раскрытию и развитию потенциала ребенка.
Работая с детьми с отклонениями в развитии, педагоги и учителя должны учитывать, что естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение, даёт возможность каждому ребенку найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, создать благоприятные условия для реализации природных способностей, быстрее адаптироваться к новым условиям, увереннее чувствовать себя в самостоятельной жизни. В данном случае, мотивационный потенциал игры направлен на более эффективное освоение образовательной программы детьми с ОВЗ. Конечно, всё это должно осуществляться на доступном детям уровне и с помощью педагога. При подборе содержания занятий для учащихся с ОВЗ учитывается, с одной стороны, принцип доступности, а с другой стороны, надо стараться не допускать излишнего упрощения материала, т.к. группа детей с ОВЗ крайне неоднородна, то необходимо ставить задачу, адекватную возможностям каждого ученика.
5. Проявление педагогического такта. Постоянное поощрение за малейшие успехи, оказание своевременной помощи каждому ребёнку с отклонением в развитии, формирование уверенности в собственных силах и возможностях.
Правильно организованное инклюзивное образование поможет предотвратить дискриминацию в отношении таких детей, поддержать детей с особыми потребностями в их праве на достойную жизнь, свободное развитие, поможет им быть равноправными членами общества.
Таким образом, инклюзивное образование предъявляет особые требования к профессиональной и личностной подготовке педагогов, которые должны ясно понимать сущность инклюзивного подхода, знать возрастные и психологические особенности воспитанников с различными патологиями развития, реализовать конструктивное педагогическое взаимодействие между всеми субъектами образовательной среды. Одним словом, педагог должен быть готов к осуществлению профессиональной деятельности в условиях инновационного образовательного процесса.
Заключение
Коррекционная педагогика в образовательном пространстве сегодняшней России как никогда востребована. Это система коррекционно-развивающего образования, которая получает все более широкое распространение в различных типах образовательных учреждений.
Коррекционная педагогика как одна из отраслей педагогической науки тесно взаимосвязана со всем блоком психолого-педагогических и специальных дисциплин. Практическая польза коррекционного воспитания весьма значительна. Своевременная и грамотная коррекция всегда дает положительные результаты. Никогда не ведут к положительным сдвигам безразличие, бездействие, нежелание помочь. Коррекция, являясь составной частью единого педагогического процесса, опираясь на него, имеет самую тесную взаимосвязь с общей педагогикой, определяющей цели, задачи, содержание, формы и методы обучения и воспитания подрастающего поколения, разностороннее развитие личности ребенка.
Список литературы
- Аксенова Л.И., Архипов Б.А., Белякова Л.И. «Специальная педагогика»/Учебное пособие – Москва, 2010 г.
- Андреева И.Н., Покровская И.А. «АДАПТИВНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» программа для обучения детей с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью в сочетании с двигательными нарушениями/Методические рекомендации - Санкт – Петербург. 2014 г.
- Пилипенко А.В. «Коррекционная педагогика с основами специальной»/Учебное пособие - Владивосток, 2008 г.
- https://www.institute-of-education.com/courses/
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обеспечение преемственности между дошкольным и начальным образованием и воспитанием через координацию деятельности педагогических коллективов коррекционной школы и коррекционных групп детского сада по подготовке детей к обучению в первом классе.
Осуществление непрерывности и преемственности в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья дошкольного и начального образования; уменьшение негативных проявлений адаптационного...
Повышение качества коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями через использование ИКТ в работе учителя - логопеда дошкольного учреждения.
Выступление на городском семинаре для руководителей и старших воспитателей...
Название работы Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста (коррекционная группа) «Ёжик в гости к нам пришёл».
В данном занятии по формированию элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ прослеживается не только закрепление понятий «много» - «мало», связь с окружающим...
Анкета для родителей (законных представителей) детей подготовительной логопедической группы дошкольного образовательного учреждения
Цель: определение уровня результативности коррекционной работы с детьми подготовительной логопедической группы и уровня компетентности родителей в вопросах речевого развития детей....
Сообщение на семинаре "Анализ коррекционного (логопедического) занятия в дошкольном учреждении"
quot;Анализ коррекционного (логопедического) занятия в дошкольном учреждении"...
Опыт работы «Особенности адаптации дошкольников в разновозрастной группе дошкольного учреждения»
Oдна из проблем, которая решается в дошкольном учреждении, проблема адаптации детей.Проблемы адаптации детей раскрываются в трудах А.А.Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, А.П.Усовой, Д. Б. Эльконина и д.р.Ад...