ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
статья
Данный материал предназначен для учителей-логопедов и родителей. В ней раскрывается вопрос о необходимости профилактики специфических нарушений письма и чтения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie_gotovnosti_k_chteniyu_i_pismu_.docx | 437.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ИЗУЧЕНИЕ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Изучение готовности детей к обучению грамоте включает общую оценку состояния речи воспитанников и исследование готовности к овладению чтением и письмом.
Успешное овладение чтением и письмом невозможно без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухо - речевой памяти, сформированности предпосылок к овладению звуковым анализом, развития ряда неречевых функций (зрительного и пространственного восприятия, зрительно-моторной координации, общей и мелкой моторики), наглядно-образного мышления, начала логического мышления, а также определенного уровня общего (деятельностного, личностного) развития ребенка.
Процесс становления чтения сложен. Огромное значение для него имеет степень сформированности всех сторон речи. Диагностика должна быть направлена на:
– обследование состояния пространственного восприятия. Включает в себя комплекс заданий для оценки различных сторон зрительного восприятия, таких как: фигуро -фоновое различение;
зрительно-пространственное восприятие; зрительно-пространственное восприятие и зрительная память;
зрительно-пространственное восприятие и графо – моторные навыки;
– выявление умения классифицировать и выделять признаки, по которым произведена классификация;
– обследование фонематического слуха и восприятия. В обследование включаются прямые слоги, в которых представлено чередование согласных наиболее часто страдающих на письме. Согласные противопоставленные по признакам: звонкость-глухость, мягкость-твёрдость, место образования. Ребёнок должен повторить ряды слогов в точном соответствии с образцом;
– обследование звукопроизношения. При детальном обследовании надо проверить звучание определённых звуков в изолированном виде, в слогах, словах, предложениях. Сделать это нужно как в отраженной, так и в самостоятельной речи;
–обследование слоговой структуры и звуковой наполняемости слов позволяет отметить: какими слоговыми структурами владеет ребенок; какими слоговыми структурами он не владеет (многосложными, со стечением согласных); отмечается характер типичных ошибок;
– обследование сформированности предпосылок к успешному овладению звуковым анализом и синтезом. Умения выделять в слове нужный звук, определять его место, из отдельных звуков составлять слово, путем перестановки звуков образовывать новые слова свидетельствуют о способности ребёнка к звуко-буквенному анализу и синтезу, что очень важно для овладения процессами чтения и письма. Предлагая ребенку в ходе диагностического обследования справиться с этими заданиями, мы проверяем его максимальные возможности;
–обследование грамматического строя речи. Важно определить, насколько грамматически правильно организована речь ребёнка, присутствуют ли аграмматизмы (ошибки в употреблении рода, числа, падежа, согласования, управления), вызывает ли затруднения установление причинно - следственных связей в предложении;
– обследование уровня связной речи. Пересказ услышанного ребёнком текста, беседа, рассказ по серии сюжетных картинок помогут составить мнение об уровне связной речи. Она должна. Быть развёрнутой, достаточно выразительной.
– обследование состояния моторики и зрительно-моторных координаций. Необходимо в диагностические комплексы готовности к школе включать зрительно-графический гештальт-тест Л. Бендер (вариант для детей 6 - 12 лет), который позволяет надежно оценить степень сформированное зрительно-моторной координации, а также выявить наиболее проблемные ее моменты.
Суть работы с тестом состоит в срисовывании графических образцов. Бланк с образцами лежит на столе перед глазами ребенка, и он их срисовывает (обязательно ручкой) на чистый лист. По окончании работы ребенку предлагается сравнить и проверить, все ли он правильно срисовал.
Выявление затруднений в одних случаях носят временный характер и преодолеваются в процессе обучения грамоте, в других случаях они являются стойкими, что предполагает планирование и проведение мероприятий коррекционной направленности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность детей к обучению в школу
Статья будет полезна классным руководителям....
Работа с родителями. Речевая готовность детей к обучению в школе.
Материал в помощь родителям, позволяющий обратить внимание на основные критерии речевой готовности ребёнка к школьному обучению....
Готовность ребенка к обучению грамоте.
Консультация для воспитателей ДОУ....
Рекомендации учителя - логопеда по организации работы родителей при изучении лексической темы и обучении грамоте с детьми с общим недоразвитием речи.
Рекомендации учителя - логопеда по организации работы родителей с детьми с ОВЗ при изучении лексической темы "Животные холодных стран" и обучении грамоте по теме "Звук и буква Л&q...
Речевое развитие как один из аспектов специальной готовности детей к обучению в школе
В консультации представлены основные ориентиры речевой готовности к школе. Материал будет полезен педагогам подготовительных к школе грпупп и заинтересованным родителям будущих первокласников....
Консультация для родителей "Физическая готовность детей к обучению вшколе"
Необходимо определить готовность ребенка до поступления в школу. Доказано, что у неготовых к систематическому обучению, труднее и длительнее проходит адаптация, приспособление к школе, у таких детей в...