Мастер класс для родителей по теме: «Застенчивый ребенок с ОВЗ. Как преодолеть детскую застенчивость»
методическая разработка
Застенчивость является весьма распространенным явлением, как показывают современные исследования - более половины жителей планеты испытывают подобные трудности.
Застенчивость – это возникновение чувства тревоги, страха, смущения, вызванное необходимостью общения с другими людьми. Обычно она проявляется рядом с незнакомыми людьми или под влиянием новых обстоятельств. Робкие и застенчивые дети не ощущают всей полноты жизни. Они ограничивают свой опыт, не подвергая себя неизбежным социальным рискам, и в результате не чувствуют себя уверенными в различных ситуациях. Неспособность войти в компанию и завести новых друзей иногда может преследовать их всю жизнь.
Причины застенчивости:
1. Нехватка коммуникативных навыков.
2.Самоунижение (тревога).
3.Предчувствие своего неадекватного поведения (ребенок заранее боится сделать что-то не так).
4.Наличие негативного опыта.
Ребенок вне зависимости от своего дефекта нуждается в естественном к нему отношении семьи и социума. Зачастую именно родители, боятся, что их ребенка могут не принять окружающие из-за его особенностей развития могут стать причиной формирования у ребенка застенчивости.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_zast.rebenok.docx | 30.38 КБ |
prezentatsiya_master-klass.pptx | 2.18 МБ |
Предварительный просмотр:
Мастер класс для родителей по теме:
«Застенчивый ребенок с ОВЗ. Как преодолеть детскую застенчивость»
26.01.2022г.
Провела: Панченко Н.В., воспитатель.
Цель:
Актуализация проблемы застенчивости как одной из самых распространенных и сложных проблем межличностных отношений.
Задачи: проинформировать родительскую аудиторию о проблеме застенчивости на пятом году жизни;
Повысить психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах преодоления или снижения уровня застенчивости у детей;
Форма проведения: мастер-класс на собрании в «Школе родителей»
Оборудование: компьютер, видеопроектор, презентация, вырезанные солнышки из бумаги, листы бумаги, фломастеры, вырезанные круги зеленые, желтые, красные по кол-ву участников.
Ход мастер-класса:
- Вступление.
Здравствуйте, уважаемые родители, меня зовут Панченко Наталия Владимировна, я воспитатель «Армавирского реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями». Сегодня я бы хотела поговорить с вами о такой распространенной проблеме как «застенчивость».
Думаю, что многие из вас не раз сталкивались с этим понятием, возможно у вас застенчивый ребенок или может быть вы сами в детстве испытывали трудность в общении с другими людьми. Застенчивость является весьма распространенным явлением, как показывают современные исследования - более половины жителей планеты испытывают подобные трудности.
- Упражнение «Самопрезентация»
- Уважаемые родители, сегодня нам с вами предстоит небольшая практика, которая, я надеюсь, поможет вам поддержать застенчивого ребенка, либо просто больше узнать о застенчивых людях. Для начала, посмотрите, пожалуйста, под свои стулья.
(Педагог заранее в произвольном порядке раскладывает картинки по стульями, например, изображение солнышка(4-5, в зависимости от кол-ва приглашенных).
- Сейчас я порошу выйти ко мне тех, кто нашел «Солнышко». Теперь вам необходимо по очереди рассказать о том, какой вы удивительный человек, проще говоря, сделать рекламу себя.
- А тех, кто находится на своих местах, я попрошу поддерживать участников теми подбадривающими фразами, которыми вы обычно поддерживаете своего ребенка, когда он робеет, стесняется или сомневается.
(Педагог отслеживает поведение родителей, насколько они уверенно могут выступить перед аудиторией).
(После того как все родители выступили каждый выступающий дает обратную связь о том, как он себя чувствовал перед другими людьми, сложно ли было рассказывать о себе или труднее придумать, что именно говорить.
- Большое спасибо, вы отлично себя презентовали, а теперь скажите, как вы себя чувствовали, когда вам пришлось выступить перед другими людьми? Что было сложнее – рассказывать о себе или труднее придумать, что именно нужно сказать?
(Педагог выслушивает каждого участника. Далее педагог интересуется, какие поддерживающие фразы помогали им, а какие наоборот заставляли больше робеть.)
- Зрители поддерживали вас разными словами и фразами, скажите, какие из них вас поддерживали, а какие наоборот заставляли больше робеть?
(Ответы родителей)
- Спасибо большое, пожалуйста, проходите на свои места. Это упражнение необходимо для того, чтобы вы смогли лучше понять своих застенчивых детей, поставить себя на их место, когда, например, ребенку нужно рассказывать стихотворение перед большим количеством детей или подойти к другому, чтобы познакомится.
3.Причины детской застенчивости:
- Итак, что же такое застенчивость – это возникновение чувства тревоги, страха, смущения, вызванное необходимостью общения с другими людьми. Обычно она проявляется рядом с незнакомыми людьми или под влиянием новых обстоятельств. Робкие и застенчивые дети не ощущают всей полноты жизни. Они ограничивают свой опыт, не подвергая себя неизбежным социальным рискам, и в результате не чувствуют себя уверенными в различных ситуациях. Неспособность войти в компанию и завести новых друзей иногда может преследовать их всю жизнь.
- Выделим причины застенчивости:
1. Нехватка коммуникативных навыков.
2.Самоунижение (тревога).
3.Предчувствие своего неадекватного поведения (ребенок заранее боится сделать что-то не так).
4.Наличие негативного опыта.
Ребенок вне зависимости от своего дефекта нуждается в естественном к нему отношении семьи и социума. Зачастую именно родители, боятся, что их ребенка могут не принять окружающие из-за его особенностей развития могут стать причиной формирования у ребенка застенчивости.
4. Портрет застенчивого ребенка
Педагог дает портрет застенчивого ребенка:
-Как выглядит застенчивый ребенок:
- Молчаливый;
- Опущенная голова;
- Сутулые плечи;
- Не идет на зрительный контакт с собеседником;
- Тихий, неуверенный голос;
- Затруднение при ответе на самые простые вопросы
- Как проявляется застенчивость? Родители сталкиваются с этой чертой характера своих детей чаще всего в ситуациях, когда идут с ними в гости или принимают гостей у себя. Ребенок при виде чужих людей робеет, прижимается к маме, не отвечает на вопросы взрослых. Он может стесняться подойти к группе сверстников, не решается включиться в их игру. Особенно неуверенно ребенок чувствует себя в новых видах деятельности, боится попросить помощи.
Застенчивость возникает в раннем детстве, но особенно отчетливо она проявляется на пятом году жизни. В этом возрасте у детей формируется потребность в уважении взрослого. Ребенок остро реагирует на замечания, обижается на шутку в свой адрес, так как постоянно ориентирован на оценку своих действий. Застенчивость не связана с уровнем его интеллектуального развития.
В целом застенчивый ребенок хочет общаться с другими людьми, но одновременно испытывает большое внутреннее напряжение.
Данная черта не приводит к социализации ребенка так необходимой для ребенка с особенностями.
Наша задача как родителей - помочь застенчивому ребенку поверить в себя и научить его общаться с окружающими. В памятке, которой я подготовила для вас даются общие рекомендации по преодолению застенчивости. А сейчас я бы хотела рассказать о самом любимом детьми виде деятельности – игре.
5. Коммуникативные игры с родителями
- Как известно, существует великое множество самых разнообразных игр, стоит применить немного фантазии – и ребенок в процессе своего любимого занятия попытается преодолеть своего злого врага – страх общения.
- И первая группа таких игр – это игры-пантомимы, благодаря которым ребенок учится выражать свои эмоции и распознавать эмоции, которые другие дети пытаются передать при помощи мимики и жестов.
- Сейчас я предлагаю потренироваться в выражении не только самих эмоций, но и их оттенков, которые могут быть присущи отдельным людям, сказочным героям, животным.
Воспитатель по очереди приглашает желающих или тех, кто был зрителем в первой игре выйти перед остальными участниками. И просит вытянуть одну из записок, на которой будет написано задание, а остальным необходимо отгадать какую эмоцию демонстрирует получивший задание:
1.Покажите радость - улыбнитесь как кот на солнышке.
2. Гнев. Покажите, как рассердился ребенок, у которого отобрали игрушку.
3. Испуг. Покажите, как испугался: заяц, который увидел волка.
4. Злость. Нахмурьтесь как злая колдунья.
5. Усталость. Покажите как устал человек, который поднял тяжелый предмет.
- Молодцы, вы очень быстро отгадали эмоции.
-А для следующей игры, нам понадобится поставить стулья в круг.
«Менялки»
Игра проводится в кругу, педагог- водящий, который убирает один стул за круг, таким образом получается, что стульев на один меньше, чем играющих.
- Правила игры. Я задаю условие, по которому люди меняются местами друг с другом, например "Меняются местами те, у кого ... (светлые волосы, кто любит шоколад, кто сегодня встал раньше 8 часов и т.д.). После этого имеющие названный признак должны быстро встать и поменяться местами, в то же время водящий старается занять свободное место. Участник игры, оставшийся без стула, становится водящим.
Проводится игра
- Эта игра отлично поднимает настроение и развивает коммуникативные качества.
Игра «Царевна Несмеяна».- если останется время.
Цель игры: формирование доброжелательного отношения друг к другу, обучение навыкам общения.
Родители делятся на пары. Первый человек – это Царевна Несмеяна, второй - ее подданный. Царевны очень грустные, никогда не улыбаются, ничем интересным не занимаются. Подданные должны рассмешить Царевну. При этом можно делать все что угодно: прыгать, рассказывать смешные истории, строить рожицы, но нельзя прикасаться руками к участникам. Перед игрой можно обсудить , как плохо быть грустным, и если твой друг грустит его надо поддержать и даже повеселить.
-Таких игр существует очень много, я надеюсь, что какую-то из представленных игр вы возьмете себе на вооружение, и она окажется полезной для развития коммуникативных навыков ваших детей.
-А следующее задание для Вас, дорогие родители, называется «Солнышко»
Каждому родителю выдается листок бумаги, он рисует солнышко, в центре пишет имя своего ребенка, а на лучиках то, что умеет делать ребенок. Чем больше напишет, тем лучше.
Когда родители заканчивают, педагог говорит о том, что каждый ребенок обладает способностями и талантами, очень важно верить в него, поддерживать, дарить свое внимание и ласку. И тогда вы справитесь с застенчивостью Вашего ребенка.
-Мой мастер-класс подходит к концу и я хотела бы, чтобы вы выразили свое мнение о нем в виде светофора, поднимите, пожалуйста, кружок того цвета, который отражает ваше отношение к мастер-классу:
- Зелёный – побольше таких собраний, поучительно.
- Жёлтый – понравилось, но не всё, интересно.
- Красный – не понравилось, скучно.
- Мне было приятно с вами пообщаться. Спасибо за внимание.
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер - класс для родителей "Игра на детских музыкальных инструментах"
Играя на шумовых инструментах , детиво-первых, совершенствуют навыки, приобретенные в работе с речевыми упражнениями (чувство ритма, владение темпом, динамикой),во-вторых, чувство ансамбля здесь разви...
Презентация к мастер-классу для родителей на тему "Развитие лексико-грамматического строя речи детей у детей дошкольного возраста".
В презентации выделены основные аспекты формирования лексико-грамматического строя речи детей дошкольного возраста. Приводятся примеры игр и упражнений, способствующих усвоению грамматических категори...
Консультация для родителей по теме "Адаптация ребенка в детском саду"
В данной консультациии представлены советы родителям по правильной адаптации ребенкак в детском саду....
Мастер-класс для родителей по теме "Автоматизация звуков с помощью игровых приёмов"
Материал представляет собой текст обучающего мастер-класса для родителей, дети которых посещают логопункты. В консультации рассказывается о том, как разнообразить процесс автоматизации звуков с помощь...
Консультация для родителей на тему: «Адаптация ребенка к детскому саду».
Цель: дать представление родителям о том, что длительность и характер адаптационного периода зависят от того, насколько малыш подготовлен в семье к переходу в дошкольное учреждение; помочь сформи...
Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики детей с помощью Су-джок массажеров"
Мастер-класс для родителей на тему: "Развитие мелкой моторики детей с помощью Су-джок массеров"...
Мастер-класс для родителей на тему: "Игры и упражнения на развитие межполушарных связей как средство развития интеллекта ребенка"
В данном конспекте представлены кинезиологические упражнения с подробным описанием и зарисовкой, которые будут интересны и полезны как родителям так и педагогам воспитанников....