Рабочая программа по природоведению для 5,6 классов по ФГОС.
рабочая программа (5 класс)
Данная рабочая программа разработана для учащихся 5 и 6 классов коррекционной школы 8 вида по природоведению в соответствии ФГОС.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_prirodovedenie_56_klassy.docx | 93.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новошинская специальная (коррекционная) школа»
Рабочая программа
по учебному предмету
«Природоведение»
для обучающихся 5,6 классов
Пояснительная записка
Рабочая программа по природоведению для 5, 6 классов, разработана в соответствии Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным государственным образовательным стандартом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (приказ Минобрнауки России от 19.12.2014 № 1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»; Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 28.08.2020 № 442 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», одобренная решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15);Уставом Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Новошинская специальная (коррекционная) школа» (ГБОУ «Новошинская С(К)Ш») (далее Учреждение), на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой. Автор программы по природоведению В.В.Воронкова, Л.В.Кмытюк, Т.В.Шевырева. Москва «ВЛАДОС»; учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы.
Рассчитана: на 5 класс - 68 часов, 6 класс – 68 часов.
Реализация данной программы обеспечит обязательный минимум содержания образования по предмету.
Основные требования к оформлению выполнены. Рабочая программа содержит пояснительную записку, в которой указаны цели и задачи курса, дается обоснование содержания. В содержании представлены основные блоки и разделы с указанием количества часов.
Настоящая программа рассчитана на учащихся 5, 6 классов. Срок реализации настоящей программы 2 учебных года. Занятия по данной рабочей программе проводятся в форме урока (40 мин).
Цели и задачи
Природоведение – это новый предмет, который изучают в 5,6 классах.
Курс «Природоведение» ставит своей целью расширить кругозор и подготовить учащихся к усвоению систематических биологических и географических знаний.
Основными задачами курса «Природоведение» являются:
― формирование элементарных научных знаний о живой и неживой природе;
― демонстрация тесной взаимосвязи между живой и неживой природой;
― формирование специальных и обще учебных умений и навыков;
― воспитание бережного отношения к природе, ее ресурсам, знакомство с основными направлениями природоохранительной работы;
― воспитание социально значимых качеств личности.
В процессе изучения природоведческого материала у учащихся развивается наблюдательность, память, воображение, речь и, главное, логическое мышление, умение анализировать, обобщать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи и зависимости.
Общая характеристика учебного предмета с учетом особенностей его освоения обучающимися
Первые природоведческие знания умственно отсталые дети получают в дошкольном возрасте и в младших классах. При знакомстве с окружающим миром у учеников специальной коррекционной школы формируются первоначальные знания о природе: они изучают сезонные изменения в природе, знакомятся с временами года, их признаками, наблюдают за явлениями природы, сезонными изменениями в жизни растений и животных, получают элементарные сведения об охране здоровья человека.
Курс «Природоведение» не только обобщает знания о природе, осуществляет переход от первоначальных представлений, полученных в дополнительном первом (I1) классе I—IV классах, к систематическим знаниям по географии и естествознанию, но и одновременно служит основой для них.
Место учебного предмета в учебном плане
Обоснование разбивки часов по четвертям
5 класс 6 класс | Количество часов | Количество контрольных работ | Количество самостоятельных работ | Занимательные игры по изученному материалу |
I четверть | 18 | 1 | 1 | |
II четверть | 14 | 1 | 1 | |
III четверть | 20 | 1 | 1 | |
IV четверть | 16 | 1 | 1 | 1 |
Всего | 68 | 4 | 4 | 1 |
Учебно-тематический план
5 класс
№ | Тема | Количество часов | |||
Всего | Теоретических | Практические | Экскурсий | ||
1 | Введение | 2 | 2 | - | - |
2 | Вселенная | 5 | 4 | 1 | - |
3 | Наш дом – Земля. Воздух. | 11 | 9 | 3 | 1 |
4 | Наш дом – Земля. Полезные ископаемые. | 13 | 11 | 3 | 1 |
5 | Наш дом – Земля. Вода. | 14 | 13 | 3 | 1 |
6 | Наш дом – Земля. Поверхность суши. Почва. | 7 | 4 | 2 | 2 |
7 | Есть на Земле – страна Россия | 12 | 11 | 1 | 1 |
8 | Занимательная игра по пройденному материалу | 1 | - | 1 | - |
9 | Контрольная работа | 2 | - | 2 | - |
10 | Повторение | 1 | - | - | - |
68 | 54 | 16 | 6 |
Учебно-тематический план
6 класс
№ | Тема | Количество часов | |||
Всего | Теоретических | Практические | Экскурсий | ||
1 | Введение | 1 | 1 | - | - |
2 | Растительный мир Земли. | 16 | 15 | 1 | 1 |
3 | Животный мир Земли. | 32 | 31 | 1 | 2 |
4 | Человек. | 13 | 12 | 1 | |
5 | Заключение. | 3 | - | 3 | 1 |
6 | Занимательная игра по пройденному материалу | 1 | - | 1 | - |
7 | Контрольная работа | 2 | - | 2 | - |
68 | 59 | 9 | 4 |
Личностные и предметные результаты освоения предмета
К личностным результатам освоения АООП относятся:
1) осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
2) воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
3) сформированность адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
6) владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
7) способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
8) принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
9) сформированность навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
10) воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
11) развитие этических чувств, проявление доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости и взаимопомощи, проявление сопереживания к чувствам других людей;
12) сформированность установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
13) проявление готовности к самостоятельной жизни.
К предметным результатам освоения АООП относят:
Минимальный и достаточный уровни усвоения предметных результатов по отдельным учебным предметам
Природоведение (V-VI класс)
Минимальный уровень:
узнавание и называние изученных объектов на иллюстрациях, фотографиях;
представления о назначении изученных объектов, их роли в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам (осина – лиственное дерево леса);
называние сходных объектов, отнесенных к одной и той же изучаемой группе (полезные ископаемые);
соблюдение режима дня, правил личной гигиены и здорового образа жизни, понимание их значение в жизни человека;
соблюдение элементарных правил безопасного поведения в природе и обществе (под контролем взрослого);
выполнение несложных заданий под контролем учителя;
адекватная оценка своей работы, проявление к ней ценностного отношения, понимание оценки педагога.
Достаточный уровень:
узнавание и называние изученных объектов в натуральном виде в естественных условиях; знание способов получения необходимой информации об изучаемых объектах по заданию педагога;
представления о взаимосвязях между изученными объектами, их месте в окружающем мире;
отнесение изученных объектов к определенным группам с учетом различных оснований для классификации (клевер ― травянистое дикорастущее растение; растение луга; кормовое растение; медонос; растение, цветущее летом);
называние сходных по определенным признакам объектов из тех, которые были изучены на уроках, известны из других источников; объяснение своего решения;
выделение существенных признаков групп объектов;
знание и соблюдение правил безопасного поведения в природе и обществе, правил здорового образа жизни;
участие в беседе; обсуждение изученного; проявление желания рассказать о предмете изучения, наблюдения, заинтересовавшем объекте;
выполнение здания без текущего контроля учителя (при наличии предваряющего и итогового контроля), осмысленная оценка своей работы и работы одноклассников, проявление к ней ценностного отношения, понимание замечаний, адекватное восприятие похвалы;
совершение действий по соблюдению санитарно-гигиенических норм в отношении изученных объектов и явлений;
выполнение доступных возрасту природоохранительных действий;
осуществление деятельности по уходу за комнатными и культурными растениями.
Формирование базовых учебных действий
V-IXклассы
Личностные учебные действия:
Личностные учебные действия представлены следующими умениями: испытывать чувство гордости за свою страну; гордиться школьными успехами и достижениями как собственными, так и своих товарищей; адекватно эмоционально откликаться на произведения литературы, музыки, живописи и др.; уважительно и бережно относиться к людям труда и результатам их деятельности; активно включаться в общеполезную социальную деятельность; бережно относиться к культурно-историческому наследию родного края и страны.
Коммуникативные учебные действия:
Коммуникативные учебные действия включают: вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия (учебных, трудовых, бытовых и др.); слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его, использовать разные виды делового письма для решения жизненно значимых задач; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные учебные действия:
Регулятивные учебные действия представлены умениями: принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и практических задач, осуществлять коллективный поиск средств их осуществления; осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; обладать готовностью к осуществлению самоконтроля в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.
Познавательные учебные действия:
Дифференцированно воспринимать окружающий мир, его временно-пространственную организацию;
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии с индивидуальными возможностями;
использовать в жизни и деятельности некоторые межпредметные знания, отражающие несложные, доступные существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Содержание образовательной программы
Программа по природоведению состоит из шести разделов:
«Вселенная», «Наш дом — Земля», «Есть на Земле страна Россия», «Растительный мир», «Животный мир», «Человек».
При изучении раздела «Вселенная» учащиеся знакомятся с Солнечной системой: звездами и планетами, историей исследования космоса и современными достижениями в этой области, узнают о значении Солнца для жизни на Земле и его влиянии на сезонные изменения в природе. Учитель может познакомить школьников с названиями планет, но не должен требовать от них обязательного полного воспроизведения этих названий.
В разделе «Наш дом ― Земля» изучаются оболочки Земли — атмосфера, литосфера и гидросфера, основные свойства воздуха, воды, полезных ископаемых и почвы, меры, принимаемые человеком для их охраны. Этот раздел программы предусматривает также знакомство с формами поверхности Земли и видами водоемов.
Раздел «Есть на Земле страна Россия» завершает изучение неживой природы в V классе и готовит учащихся к усвоению курса географии. Школьники знакомятся с наиболее значимыми географическими объектами, расположенными на территории нашей страны (например: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, реки Волга, Енисей, и др.). Изучение этого материала имеет ознакомительный характер и не требует от учащихся географической характеристики этих объектов и их нахождения на географической карте.
При изучении этого раздела уместно опираться на знания учащихся о своем родном крае.
Более подробное знакомство с произрастающими растениями и обитающими животными, как в целом в России, так, в частности, и в своей местности дети познакомятся при изучении последующих разделов
При изучении растительного и животного мира Земли углубляются и систематизируются знания, полученные в дополнительном первом (I1) классе I—IV классах. Приводятся простейшие классификации растений и животных. Педагогу необходимо обратить внимание учащихся на характерные признаки каждой группы растений и животных, показать взаимосвязь всех живых организмов нашей планеты и, как следствие этого, необходимость охраны растительного и животного мира. В содержании могут быть указаны представители флоры и фауны разных климатических поясов, но значительная часть времени должна быть отведена на изучение растений и животных нашей страны и своего края. При знакомстве с домашними животными, комнатными и декоративными растениями следует обязательно опираться на личный опыт учащихся, воспитывать экологическую культуру, бережное отношение к объектам природы, умение видеть её красоту.
Раздел «Человек» включает простейшие сведения об организме, его строении и функционировании. Основное внимание требуется уделять пропаганде здорового образа жизни, предупреждению появления вредных привычек и формированию необходимых санитарно-гигиенических навыков.
Завершают курс обобщающие уроки. Здесь уместно систематизировать знания о живой и неживой природе, полученные в курсе «Природоведение».
В процессе изучения природоведческого материала учащиеся должны понять логику курса: Вселенная — Солнечная система — планета Земля. Оболочки Земли: атмосфера (в связи с этим изучается воздух), литосфера
(земная поверхность, полезные ископаемые, почва), гидросфера (вода, водоемы). От неживой природы зависит состояние биосферы: жизнь растений, животных и человека. Человек — частица Вселенной.
Такое построение программы поможет сформировать у обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) целостную картину окружающего мира, показать единство материального мира, познать свою Родину как часть планеты Земля.
Одной из задач курса «Природоведение» является формирование мотивации к изучению предметов естествоведческого цикла, для этого программой предусматриваются экскурсии и разнообразные практические работы, которые опираются на личный опыт учащихся и позволяют использовать в реальной жизни знания, полученные на уроках.
Рекомендуется проводить экскурсии по всем разделам программы. Большое количество экскурсий обусловлено как психофизическими особенностями учащихся (наблюдение изучаемых предметов и явлений в естественных условиях способствует более прочному формированию природоведческих представлений и понятий), так и содержанием учебного материала (большинство изучаемых объектов и явлений, предусмотренных программой, доступно непосредственному наблюдению учащимися).
В тех случаях, когда изучаемый материал труден для вербального восприятия, программа предлагает демонстрацию опытов (свойства воды, воздуха, почвы). Технически несложные опыты ученики могут проводить самостоятельно под руководством учителя. В программе выделены основные виды практических работ по всем разделам. Предлагаемые практические работы имеют различную степень сложности: наиболее трудные работы, необязательные для общего выполнения или выполняемые совместно с учителем, обозначаются специальным знаком*.
Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней должны быть отражены межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при изучении природоведческого материала.
Курс «Природоведение» решает задачу подготовки учеников к усвоению географического (V класс) и биологического (V и VI классы) материала, поэтому данной программой предусматривается введение в пассивный словарь понятий, слов, специальных терминов (например таких, как корень, стебель, лист, млекопитающие, внутренние органы, равнина, глобус, карта и др.).
Введение
Что такое природоведение. Знакомство с учебником и рабочей тетрадью. Зачем надо изучать природу. Живая и неживая природа. Предметы и явления неживой природы.
Вселенная
Солнечная система. Солнце. Небесные тела: планеты, звезды.
Исследование космоса. Спутники. Космические корабли. Первый полет в космос. Современные исследования.
Цикличность изменений в природе. Зависимость изменений в природе от Солнца. Сезонные изменения в природе.
Наш дом — Земля
Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли: атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера.
Воздух. Воздух и его охрана. Значение воздуха для жизни на Земле.
Свойства воздуха: прозрачность, бесцветность, объем, упругость. Использование упругости воздуха. Теплопроводность воздуха. Использование этого свойства воздуха в быту. Давление. Расширение воздуха при нагревании и сжатие при охлаждении. Теплый воздух легче холодного, теплый воздух поднимается вверх, холодный опускается вниз. Движение воздуха.
Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха.
Состав воздуха: кислород, углекислый газ, азот. Кислород, его свойство поддерживать горение. Значение кислорода для дыхания растений, животных и человека. Применение кислорода в медицине. Углекислый газ и его свойство не поддерживать горение. Применение углекислого газа при тушении пожара. Движение воздуха. Ветер. Работа ветра в природе. Направление ветра. Ураган, способы защиты.
Чистый и загрязненный воздух. Примеси в воздухе (водяной пар, дым, пыль). Поддержание чистоты воздуха. Значение воздуха в природе.
Поверхность суши. Почва
Равнины, горы, холмы, овраги.
Почва — верхний слой земли. Ее образование.
Состав почвы: перегной, глина, песок, вода, минеральные соли, воздух.
Минеральная и органическая части почвы. Перегной — органическая часть почвы. Глина, песок и соли — минеральная часть почвы.
Разнообразие почв. Песчаные и глинистые почвы. Водные свойства песчаных и глинистых почв: способность впитывать воду, пропускать ее и удерживать. Сравнение песка и песчаных почв по водным свойствам. Сравнение глины и глинистых почв по водным свойствам.
Основное свойство почвы — плодородие. Обработка почвы. Значение почвы в народном хозяйстве.
Эрозия почв. Охрана почв.
Полезные ископаемые
Полезные ископаемые. Виды полезных ископаемых. Свойства. Значение. Способы добычи.
Полезные ископаемые, используемые в качестве строительных материалов. Гранит, известняки, песок, глина.
Горючие полезные ископаемые. Торф. Внешний вид и свойства торфа: цвет, пористость, хрупкость, горючесть. Образование торфа, добыча и использование. Каменный уголь. Внешний вид и свойства каменного угля: цвет, блеск, горючесть, твердость, хрупкость. Добыча и использование.
Нефть. Внешний вид и свойства нефти: цвет и запах, текучесть, горючесть. Добыча нефти. Продукты переработки нефти: бензин, керосин и другие материалы.
Природный газ. Свойства газа: запах, горючесть. Добыча и использование. Правила обращения с газом в быту.
Полезные ископаемые, используемые для получения металлов.
Черные металлы (различные виды стали и чугуна). Свойства черных металлов: цвет, блеск, твердость, упругость, пластичность, теплопроводность, ржавление. Распознавание стали и чугуна.
Цветные металлы. Отличие черных металлов от цветных. Применение цветных металлов. Алюминий. Внешний вид и свойства алюминия: цвет, твердость, пластичность, теплопроводность, устойчивость к ржавлению. Распознавание алюминия. Медь. Свойства меди: цвет, блеск, твердость, пластичность, теплопроводность. Распознавание меди. Ее применение. Охрана недр.
Местные полезные ископаемые. Добыча и использование.
Вода
Вода в природе. Роль воды в питании живых организмов. Свойства воды как жидкости: непостоянство формы, расширение при нагревании и сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. Способность растворять некоторые твердые вещества (соль, сахар и др.). Учет и использование свойств воды. Растворимые и нерастворимые вещества. Прозрачная и мутная вода. Очистка мутной воды. Растворы. Использование растворов. Растворы в природе: минеральная и морская вода. Питьевая вода. Три состояния воды. Температура и ее измерение. Единица измерения температуры — градус. Температура плавления льда и кипения воды. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Наводнение (способы защиты от наводнения). Значение воды в природе. Использование воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве.
Экономия питьевой воды.
Вода в природе: осадки, воды суши.
Воды суши. Ручьи, реки, озера, болота, пруды. Моря и океаны. Свойства морской воды. Значение морей и океанов в жизни человека. Обозначение морей и океанов на карте.
Охрана воды.
Есть на Земле страна — Россия
Россия ― Родина моя. Место России на земном шаре. Важнейшие географические объекты, расположенные на территории нашей страны: Черное и Балтийское моря, Уральские и Кавказские горы, озеро Байкал, реки Волга, Енисей или другие объекты в зависимости от региона. Москва - столица России. Крупные города, их достопримечательностями, население нашей страны.
Растительный мир Земли
Живая природа. Биосфера: растения, животные, человек.
Разнообразие растительного мира на нашей планете.
Среда обитания растений (растения леса, поля, сада, огорода, луга, водоемов).
Дикорастущие и культурные растения. Деревья, кустарники, травы.
Деревья.
Деревья лиственные (дикорастущие и культурные, сезонные изменения, внешний вид, места произрастания).
Деревья хвойные (сезонные изменения, внешний вид, места произрастания).
Кустарники (дикорастущие и культурные, сезонные изменения, внешний вид, места произрастания).
Травы (дикорастущие и культурные) Внешний вид, места произрастания.
Декоративные растения. Внешний вид, места произрастания.
Лекарственные растения. Внешний вид. Места произрастания. Правила сбора лекарственных растений. Использование.
Комнатные растения. Внешний вид. Уход. Значение.
Растительный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и жарким климатом.).
Растения, произрастающие в разных климатических условиях нашей страны.
Растения своей местности: дикорастущие и культурные.
Красная книга России и своей области (края).
Животный мир Земли
Разнообразие животного мира. Среда обитания животных. Животные суши и водоемов.
Понятие животные: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.
Насекомые. Жуки, бабочки, стрекозы. Внешний вид. Место в природе. Значение. Охрана.
Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Место в природе. Значение. Охрана. Рыбы, обитающие в водоемах России и своего края.
Птицы. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Птицы своего края.
Млекопитающие. Внешний вид. Среда обитания. Образ жизни. Значение. Охрана. Млекопитающие животные своего края.
Животные рядом с человеком. Домашние животные в городе и деревне. Домашние питомцы. Уход за животными в живом уголке или дома. Собака, кошка, аквариумные рыбы, попугаи, морская свинка, хомяк, черепаха. Правила ухода и содержания.
Животный мир разных районов Земли (с холодным, умеренным и жарким климатом). Животный мир России. Охрана животных. Заповедники. Красная книга России. Красная книга своей области ( края).
Человек
Как устроен наш организм. Строение. Части тела и внутренние органы.
Как работает (функционирует) наш организм. Взаимодействие органов.
Здоровье человека (режим, закаливание, водные процедуры и т. д.).
Осанка (гигиена, костно-мышечная система).
Гигиена органов чувств. Охрана зрения. Профилактика нарушений слуха. Правила гигиены.
Здоровое (рациональное) питание. Режим. Правила питания. Меню на день. Витамины.
Дыхание. Органы дыхания. Вред курения. Правила гигиены.
Скорая помощь (оказание первой медицинской помощи). Помощь при ушибах, порезах, ссадинах. Профилактика простудных заболеваний. Обращение за медицинской помощью.
Медицинские учреждения своего города (поселка, населенного пункта). Телефоны экстренной помощи. Специализация врачей.
Обобщающие уроки
Наш город (посёлок, село, деревня).
Рельеф и водоёмы. Растения и животные своей местности. Занятия населения. Ведущие предприятия. Культурные и исторические памятники, другие местные достопримечательности. Обычаи и традиции своего края.
5 класс
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение. | 2 |
2 | Вселенная. | 5 |
3 | Наш дом Земля. Воздух. | 11 (1 экскурсия) |
4 | Наш дом Земля. Полезные ископаемые. | 13 (1 экскурсия) |
5 | Наш дом Земля. Вода. | 14 (1 экскурсия) |
6 | Наш дом Земля. Поверхность Земли. Почва. | 7 (2 экскурсии) |
7 | Есть на Земле страна Россия. | 12 (1 экскурсия) |
8 | Занимательная игра. | 1 |
9 | Контрольная итоговая работа. | 1 |
10 | Повторение. | 1 |
6 класс
№ п/п | Наименование раздела | Количество часов |
1 | Введение. | 1 |
2 | Растительный мир Земли. | 16 (1 Экскурсия) |
3 | Животный мир Земли. | 32 (2 экскурсия) |
4 | Человек. | 13 |
5 | Заключение. | 4 (1 экскурсия) |
6 | Занимательная игра. | 1 |
7 | Контрольная итоговая работа. | 2 |
Учебно – методическое обеспечение:
- Программа Воронковой В. В. Москва Владос Природоведение 2 часа в неделю. Всего 68 часов
- Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы Природоведение 5 класс Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина, Москва «Просвещение»
- Рабочая тетрадь к учебнику Природоведение 5 класс Т. М. Лифанова Москва Просвещение
- Учебник для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы Природоведение 6 класс Т. М. Лифанова, Е. Н. Соломина, Москва «Просвещение»
- Рабочая тетрадь к учебнику Природоведение 6 класс Т. М. Лифанова Москва Просвещение
Материально – техническое обеспечение:
Средства обучения
1. Интерактивная доска;
2. Ноутбук;
3.Документ - камера;
4. Ауди и видео записи;
5. Компакт-диски;
6. Звучащие игрушки;
7. Энциклопедии;
8. Интернет-ресурсы.
Оборудование:
Гербарии: культурные растения, морфология растений, лекарственные растения, плоды и семена, сельскохозяйственные растения, плоды сельскохозяйственных растений, деревья и кустарники.
Гриб Трутовик.
Шишка ели и сосны.
Микроскопы – 8 шт.
Расходный материал к микроскопам лабораторный – 6 шт.
Стекло предметное, стекло покровное.
Лупы большие -10 шт, средние – 10шт, маленькие – 10 шт.
Микролаборатория – 2 шт.
Микропрепараты: Растения. Ботаника.
Слайд – альбомы: Птицы. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся.
Комплект диапозитивов: Животноводство.
Микропрепараты: Зоология. Животные.
Книга «Человек».
Слайд – альбом «Человек и его здоровье».
География
- Глобусы – 6 шт.
- Модель вулкана.
- Книга «Океан».
- Книга «Земля».
- Комплект портретов путешественников.
- Наглядный материал – Развитие оврага.
- Слайд – альбомы: «Стихии Земли», «География России», «Население мира».
- Коллекция полезных ископаемых.
- Коллекция «Почва и её состав».
- Коллекция «Гранит и его части».
- Коллекция «Торф».
- Коллекция «Минералы и горные породы» - 2шт.
- Коллекция «Полезные ископаемые для курса географии» - 3 шт.
- Модель Земли
Таблицы
Природоведение. Неживая природа.
- Вода и её свойства.
- Строение солнечной системы.
- Распространение жизни на Земле.
- Царства живой природы.
- Круговорот воды в природе.
- Живая и неживая природа.
- Безопасность на воде.
- Собираемся в лес.
- Смена времён года.
- Режим дня.
Биология человека.
- Строение тела человека.
- Кровеносная система человека.
- Органы чувств.
Земля, как планета
- Размер Земли и Солнца.
- Смена времён года.
- Внутреннее строение Земли.
- Эндогенные процессы.
- Строение вулкана.
- Экзогенные процессы – 3 шт.
Форма аттестации.
-устный контроль (устный опрос и беседа) и самоконтроль;
-письменный контроль (контрольная работа, самостоятельная работа, тестирование, индивидуальная работа по карточкам) и самоконтроль;
-лабораторно-практический контроль и самоконтроль;
Таким образом, усвоенные предметные результаты могут быть оценены с точки зрения достоверности как «верные» или «неверные». Критерий «верно» / «неверно» (правильность выполнения задания) свидетельствует о частотности допущения тех или иных ошибок, возможных причинах их появления, способах их предупреждения или преодоления. По критерию полноты предметные результаты могут оцениваться как полные, частично полные и неполные. Самостоятельность выполнения заданий оценивается с позиции наличия / отсутствия помощи и ее видов: задание выполнено полностью самостоятельно; выполнено по словесной инструкции; выполнено с опорой на образец; задание не выполнено при оказании различных видов помощи.
Результаты овладения АООП выявляются в ходе выполнения обучающимися разных видов заданий, требующих верного решения:
по способу предъявления (устные, письменные, практические);
по характеру выполнения (репродуктивные, продуктивные, творческие).
Чем больше верно выполненных заданий к общему объему, тем выше показатель надежности полученных результатов, что дает основание оценивать их как «удовлетворительные», «хорошие», «очень хорошие» (отличные).
В текущей оценочной деятельности целесообразно соотносить результаты, продемонстрированные учеником, с оценками типа:
«удовлетворительно» (зачёт), если обучающиеся верно выполняют от 35% до 50% заданий;
«хорошо» ― от 51% до 65% заданий.
«очень хорошо» (отлично) свыше 65%.
Такой подход не исключает возможности использования традиционной системы отметок по 5-балльной шкале, однако требует уточнения и переосмысления их наполнения. В любом случае, при оценке итоговых предметных результатов следует из всего спектра оценок выбирать такие, которые стимулировали бы учебную и практическую деятельность обучающегося, оказывали бы положительное влияние на формирование жизненных компетенций.
Календарно – тематическое планирование
5 класс
№ урока, дата | Раздел программы. Тема урока | Методы и формы работы. Количество часов | Оборудование | Домашнее задание | Коррекционные и образовательные задачи |
Введение (1 час)
1 | Введение в предмет. Что такое природоведение. Зачем нужно изучать природу. Знакомство с учебником. | Беседа 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь | С. 3-4, вопросы, прочитать материал для любознательных. | Знать, что изучает природоведение. Развитие умения работы с учебником и тетрадью. |
Предметы и явления живой и неживой природы (1час)
2 | Живая и неживая природа. | Беседа, работа с таблицей. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, таблица «Живая и неживая природа», работа с интерактивной доской, конспекты уроков, презентации. | С. 5-7, вопросы | Закрепить знания о телах живой и неживой природы, их взаимосвязи между собой. Развивать словесно — логическое обобщение. Развитие умений работы с оборудованием. |
Вселенная (5 часов)
3 | Вселенная. Небесные тела: планеты и звёзды. | Беседа 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, иллюстрации, работа с интерактивной доской, конспект урока, презентация. | С. 8-9, вопросы | Уметь называть предметы и явления в окружающей обстановке. Развитие умения работы с интерактивной доской. |
4 | Вселенная. Солнце. Солнечная система. | Беседа1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, календарь погоды, таблица «Строение солнечной системы», работа с интерактивной доской, конспект урока, презентации. | С. 9-12, вопросы | Уметь вести наблюдения. Развитие умения работы с доской и таблицами. |
5 | Вселенная. Исследование космоса. Первый полёт в космос. Современные исследования. | Беседа 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, иллюстрации, работа с интерактивной доской. | С. 12-16, вопросы | Знать имена известных космонавтов. |
6 | Вселенная. Смена дня и ночи. Смена времён года. | Беседа 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, таблица «Годовое движение Земли», глобус, таблица «Смена времён года», работа с интерактивной доской. | С. 17-21, вопросы | Продолжить развитие умений работы с оборудованием. |
7 | Вселенная. Обобщение знаний. | Самостоятельная работа учащихся. 1 час | Обобщение знаний. |
Наш дом Земля. Воздух (11 часов)
8 | Экскурсия в природу «Осень». | Беседа 1 час | Дневник наблюдений, конспект мероприятия | Дневник наблюдений | Уметь вести наблюдения за природой. |
9 | Наш дом Земля. Воздух. Планета Земля. Форма Земли. Оболочки Земли. | Беседа 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской. | С. 22-23, вопросы | Уметь устанавливать причинно — следственные связи. Продолжить развитие умений работы с оборудованием. |
10 | Наш дом Земля. Воздух. Значение воздуха. | Беседа 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, иллюстрации природы, работа с интерактивной доской, конспект урока, презентация. | С. 23-25, вопросы | Уметь устанавливать связи между явлениями в природе. |
11 | Наш дом Земля. Воздух. Свойства воздуха. | Беседа. Демонстрация опытов. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, конспект урока, презентация, лабораторное оборудование. | С. 25-28, вопросы и задания | Знать свойства воздуха. Уметь работать с оборудованием. Развитие мелкой моторики. |
12 | Наш дом Земля. Воздух. Движение воздуха. | Беседа. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, иллюстрации, конспект урока, презентация. | С. 28-31, вопросы | Познакомить учащихся с движением воздуха. Развитие познавательных процессов. |
13 | Наш дом Земля. Воздух. Температура воздуха. Термометр. | Беседа, практическая работа, работа с оборудованием. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, стаканы, термометры, конспект урока, просмотр видеофильма. | С. 31-33, вопросы и задания | Дать представление о температуре воздуха и способах её измерения. Развитие умения работы с оборудованием. |
14 | Наш дом Земля. Воздух. Движение воздуха в природе. Ветер. | Беседа. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, иллюстрации, конспект урока, презентация. | С. 34-38, вопросы | Познакомить учащихся с движением воздуха в природе |
15 | Наш дом Земля. Воздух. Состав воздуха. Кислород и его значение в жизни растений, животных и человека. | Беседа, демонстрация опытов, работа с оборудованием. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, пробирки, марганцовка, пробка. Стеклянная трубка, лучинка, вода, конспект урока, презентация. | С. 39-42, вопросы | Сформировать знания о составе воздуха, раскрыть особенности газов, входящих в его состав, и значение каждого в природе для человека. Сформировать знания о кислороде и его значении в жизни растений, животных и человека. Формирование навыков работы с лабораторным оборудованием. |
16 | Наш дом Земля. Воздух. Углекислый газ и Азот и их применение. | Беседа, демонстрация опыта, работа с оборудованием. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, колба, мел, пробка, стеклянная трубка, лучинка, вода, презентация. | С. 42-44, вопросы | Сформировать знания об углекислом газе и его значении в жизни растений, животных и человека. Формирование умения работы с лабораторным оборудованием. Познакомить учащихся с применением углекислого газа. Корректировать тактильно — двигательные ощущения. |
17 | Наш дом Земля. Воздух. Охрана воздуха. | Беседа. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, презентация. | С. 45-47, вопросы | Раскрыть проблему охраны воздуха от загрязнений. Коррекция памяти. |
18. | Обобщающий урок. | Самостоятельная работа учащихся. 1 час | Обобщение знаний. |
Наш дом Земля. Полезные ископаемые (13 часов)
19. | Наш дом Земля. Полезные ископаемые Виды полезных ископаемых. Их значение и способы добычи. | Беседа, работа с коллекцией. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, коллекция полезных ископаемых, конспекты урока, презентация. | С. 48-50, вопросы | Познакомить учащихся с разнообразием полезных ископаемых и некоторыми их свойствами, способами их добычи. Коррекция речи. |
20. | Наш дом Земля. Полезные ископаемые Полезные ископаемые, используемые в строительстве. Гранит. Известняк. | Беседа, работа с коллекцией. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, коллекция полезных ископаемых, конспект урока, презентация. | С. 51-53, вопросы | Познакомить учащихся с использованием человека полезных ископаемых. В строительстве; воспитывать бережное отношение к недрам природы. Корректировать тактильно-двигательные ощущения. Развитие наблюдательности. Коррекция мышления. |
21. | Наш дом Земля. Полезные ископаемые Песок и глина. | Беседа, работа с коллекцией. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, коллекция полезных ископаемых, конспект урока. | С. 54-56, вопросы | Познакомить учащихся со свойствами глины и песка, их нахождении в природе, применении в строительстве. Коррекция внимания. |
22. | Наш дом Земля. Полезные ископаемые Горючие полезные ископаемые. Торф. | Беседа, работа с коллекцией, демонстрация опыта. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, коллекция полезных ископаемых, конспект урока, презентация. | С. 57-59, вопросы | Познакомить учащихся с горючими полезными ископаемыми; воспитывать бережное отношение к недрам природы. Сформировать представление о торфе и его свойствах, нахождении в природе и его применении. Коррекция речи. |
23. | Наш дом Земля. Полезные ископаемые Каменный уголь. Добыча и использование. | Беседа, работа с коллекцией, демонстрация опыта 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, коллекция полезных ископаемых, конспекты урока. | С. 60-63, вопросы | Дать понятие о разновидностях каменного угля, его свойствах, о нахождении в природе, добычи и применении человеком. Коррекция внимания. |
24. | Наш дом Земля. Полезные ископаемые Нефть. Добыча и использование нефти. | Беседа, работа с коллекцией. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, коллекция полезных ископаемых, конспект урока. | С. 64-67, вопросы | Познакомить учащихся со свойствами нефти, нахождении в природе, добычи из глубин земли и применении. Корректировать слуховое восприятие. |
25. | Наш дом Земля. Полезные ископаемые Природный газ. Добыча, использование, правила обращения в быту. | Беседа, работа с коллекцией. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, коллекция полезных ископаемых, конспект урока. | С. 68-70, вопросы | Сформировать у учащихся представление о природном газе, его свойствах, нахождении в природе и применении. Корректировать объём внимания. |
26. | Наш дом Земля. Полезные ископаемые Чёрные металлы. Чугун и сталь. | Беседа, работа с коллекцией. Практическая работа «Распознавание чёрных и цветных металлов по образцам». 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, коллекция полезных ископаемых, конспект урока, презентация. | С. 71-73, вопросы | Познакомить учащихся с чёрными металлами и их свойствами, с применением металлов. Формирование умений самостоятельной работы с лабораторным оборудованием при проведении практической работы. Коррекция восприятия. |
27. | Наш дом Земля. Полезные ископаемые Цветные металлы. | Беседа, работа с коллекцией. Практическая работа «Распознавание цветных металлов по образцу».1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, коллекция полезных ископаемых, конспект урока, презентация. | С. 74-77, вопросы | Познакомить учащихся с медной и алюминиевой рудой, их свойствами. Развивать последовательность мышления. |
28. | Наш дом Земля. Полезные ископаемые Благородные (драгоценные) металлы. | Беседа, работа с коллекцией. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, коллекция полезных ископаемых, конспект урока, презентация. | С. 77-79, вопросы | Познакомить учащихся с благородными металлами, такими как золото, серебро, платина, их свойствами и применением. Формировать активность восприятия. |
29. | Наш дом Земля. Полезные ископаемые Охрана полезных ископаемых. | Беседа, 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, презентация. | С. 80-81, вопросы | Провести профилактическую беседу с учащимися по охране полезных ископаемых, коррекция наблюдения. |
30. | Обобщающий урок. | Самостоятельная работа учащихся. 1 час | Систематизировать и обобщить знания о полезных ископаемых. | ||
31. | Экскурсия в природу «Зима» | Беседа 1 час, сезонные наблюдения | Дневник наблюдений, конспект мероприятия | Дневник наблюдений | Уметь вести наблюдения за природой. |
Наш дом Земля. Вода (14 часов)
32. | Наш дом Земля. Вода. Вода в природе. | Беседа, работа с таблицей. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, иллюстрации, глобус, конспект урока, презентации. | С. 84-86, вопросы | Сформировать представление о воде и её значении в природе. Развивать наблюдение. |
33. | Наш дом Земля. Вода. Свойства воды. | Беседа 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, таблица «Вода и её свойства», работа с интерактивной доской, презентация, конспект урока. | С. 86-87, вопросы, записи в тетради | Знать основные свойства воды. |
34. | Лабораторная работа «Свойства воды» | Практическая работа учащихся, работа с лабораторным оборудованием 1 час | Учебник, тетрадь, таблица «Свойства воды», стакан, колба, блюдце, ёмкость с водой, чайные ложки, лимон, кофе, духи, цветные шарики, молоко, кефир, сок, сахар, соль, мел, конспект урока | С. 97-99, записи в тетради | Коррекция умений работы с лабораторным оборудованием. |
35. | Наш дом Земля. Вода. Растворимые и нерастворимые вещества. Питьевая вода. | Беседа, работа с учебником, работа с оборудованием, демонстрация опытов 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, вода, пробирки, речной песок, стиральный порошок, картофельный крахмал, фильтр, презентации. | С, 88-90, вопросы | Дать представление о нерастворимых и растворимых в воде веществах. Развитие мышления. Развитие умения работы с оборудованием. Дать понятие о питьевой воде, познакомить с источниками питьевой воды. |
36. | Наш дом Земля. Вода. Прозрачная и чистая вода. Очистка мутной воды. | Беседа, работа с оборудованием, демонстрация опытов. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, вода, колбы, фильтр, растворы, мел, соль, спиртовка, презентация | С. 91-92, вопросы | Сформировать представление о чистой и мутной воде; проведение опытов по очистке воды. Развитие умения работы с оборудованием. Развитие наблюдательности. |
37. | Наш дом Земля. Вода. Три состояния воды. Температура воды и её измерение. | Беседа, работа с таблицей и интерактивной доской, практическая работа 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, стаканы, термометры, конспект урока, просмотр видеофильма. | С. 93-94, вопросы | Углубить знания о свойствах воды. Формирование умения работы с оборудованием. Дать представление о температуре воды и способах её измерения |
38. | Наш дом Земля. Вода. Расширение воды при нагревании, сжатие при охлаждении, расширение при замерзании. | Беседа, работа с учебником и тетрадью, демонстрация опыта.1 час. | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, спиртовка, колба, трубка, лёд, 2 стакана, стекло, презентация. | С. 95-97, вопросы | Сформировать представление о изменениях уровня воды при замерзании и охлаждении при проведении опытов; дать представление о изменениях состояния воды при замерзании. Коррекция внимания. |
39. | Наш дом Земля. Вода. Работа воды в природе. | Беседа 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, презентация, таблица «Явления природы». | С. 99-102, вопросы | Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности. |
40. | Наш дом Земля. Вода. Значение воды в природе, использование в быту. | Беседа, работа с учебником. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, презентация, просмотр видеофильма. | С. 102-104, вопросы | Познакомить учащихся с использованием воды в быту, промышленности и сельском хозяйстве. Развитие речи |
41. | Наш дом Земля. Вода. Вода в природе: осадки, воды суши. Круговорот воды в природе. | Беседа. Зарисовки в тетради, тест. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, таблица «Круговорот воды в природе», иллюстрации, конспект урока. | С. 105-107, вопросы | Различать виды вод. Продолжить развитие умения работы с оборудованием. |
42. | Наш дом Земля. Вода. Воды суши: реки, ручьи, озёра, болота, пруды. | Беседа. Заполнение схемы «Воды суши». 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, презентация, иллюстрации, презентация «Правила поведения у водоёмов», презентация «Озёра, пруды, болота», конспект урока. | С. 108-111, вопросы | Различать виды вод суши. |
43. | Наш дом Земля. Вода. Моря и океаны. | Беседа. Работа с картой. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, иллюстрации, карта мира, таблица «Мировой океан и его части», книга «Океан», презентация. | С. 112-113, вопросы | Знать свойства морской воды. |
44. | Наш дом Земля. Вода. Охрана воды. | Беседа, работа с учебником. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь. | С. 114-115, вопросы | Осветить проблему загрязнения Мирового океана и пресных вод. |
45 | Экскурсия к реке «Тёша» | Беседа, 1 час | Дневник наблюдений | Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности. |
Наш дом Земля. Поверхность суши. Почва (7 часов)
46. | Поверхность суши: равнины, холмы, овраги, горы. | Беседа. Зарисовка форм поверхности суши. Изготовление из пластилина макетов форм поверхностей суши. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, таблица «Формы рельефа», наглядный материал «Развитие оврага», конспект урока, таблица «Горы», иллюстрации, пластилин. | С. 116-118, вопросы | Знать основные формы поверхности Земли. Продолжить развитие умений работы с оборудованием. Развитие мелкой моторики рук. |
47. | Почва – верхний слой Земли. Состав почвы. | Беседа, работа с наглядным материалом, проведение опыта. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, коллекция «Почва и её состав», земля, спиртовая горелка, конспекты урока, презентация. | С. 119-121, вопросы | Углубить и расширить знания учащихся о почве, её образовании и формировании. Корректировать зрительное восприятие. |
48. | Разнообразие почв. | Беседа, работа с коллекцией. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспект урока. | С. 122-124, вопросы | Сформировать знания о разновидностях почв и их свойствах. Коррекция последовательности мышления. |
49. | Плодородие почвы. Обработка почвы. Охрана почвы. | Беседа. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, конспект урока | С. 124-128, вопросы | Сформировать представление об эрозии почв, раскрыть причины охраны почв. |
50. | Обобщающий урок. | Самостоятельная работа учащихся. 1 час | Систематизировать и обобщить знания о почве. Коррекция умения обобщать | ||
51. | Экскурсия в природу «Весна» | Беседа 1 час, сезонные наблюдения | Дневник наблюдений, конспект мероприятия | Дневник наблюдений | Уметь вести наблюдения за природой. |
52. | Экскурсия к почвенным обнажениям или выполнение почвенного разреза. | Беседа, практическая работа 1 час | Дневник наблюдений | Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности. |
Есть на Земле страна Россия (16 часов)
53. | Есть на Земле страна Россия. Место России на Земном шаре. Знакомство с картой. | Беседа. Работа с картой. Зарисовка в тетрадях государственного флага России. Нахождение России на карте. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, физическая и политическая карта России, карта мира, работа с интерактивной доской, конспект урока, презентации. | С. 129-131, вопросы | Знать название своей страны и её место на карте мира. Формирование умений работы с картой. |
54. | Есть на Земле страна Россия. Моря и океаны, омывающие берега России. | Объяснение учителя, работа с картой, 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, физическая карта России, карта мира, работа с интерактивной доской, конспект урока, контурные карты. | С. 131-133, вопросы | Развитие у учащихся инициативы, творческого интереса. Формирование умений работы с картами. |
55. | Есть на Земле страна Россия. Равнины и горы на территории нашей страны. | Рассказ с элементами беседы, 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, физическая карта России, таблица «Рельеф России», контурные карты | С. 134-135, вопросы | Продолжение умений работы с картами. Развитие мелкой моторики рук. |
56. | Есть на Земле страна Россия. Реки и озёра России. | Рассказ с элементами беседы, 1 час, работа с картами | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, физическая карта России, глобус, контурные карты, работа с интерактивной доской. | С, 136-137, вопросы | Продолжение умений работы с картами. Развитие мелкой моторики рук. |
57. | Есть на Земле страна Россия. Москва – столица России. | Беседа. Работа с картой. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, физическая карта России, иллюстрации, конспект урока, презентация. | С. 139-141, вопросы | Знать название страны и столицы и её местонахождение. |
58. | Есть на Земле страна Россия. Санкт – Петербург. | Беседа. Работа с картой. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, физическая карта России, иллюстрации, презентация. | С, 141-143, вопросы | Знать местоположение города ка карте России. Продолжить формирование умения работы с картой |
59. | Есть на Земле страна Россия. Города Золотого кольца России. | Беседа. Работа с картой. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, физическая карта России, иллюстрации, презентации. | С, 144-145, вопросы | Знать местоположение городов и уметь находить их на карте. |
60. | Есть на Земле страна Россия. Города: Нижний Новгород, Казань, Волгоград. | Беседа. Работа с картой. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, физическая карта России, иллюстрации, презентации. | С. 146-148, вопросы | Знать местоположение городов и уметь находить их на карте. |
61. | Есть на Земле страна Россия. Города: Новосибирск, Владивосток. | Беседа. Работа с картой. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, физическая карта России, иллюстрации, презентации. | С. 149-150, вопросы | Знать местоположение городов и уметь находить их на карте. |
62. | Есть на Земле страна Россия. Население нашей страны. | Беседа. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, карта России, конспект урока, презентация. | С. 151-153, вопросы | Знать названия некоторых народов, населяющих Россию. |
63. | Есть на Земле страна Россия. Наш край. | Беседа. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, конспект урока, презентация. | С. 154, записи в тетради | Развитие познавательных процессов. Развитие умений составлять рассказ по плану. Развитие устной речи. |
64. | Есть на Земле страна Россия. Обобщающий урок. | Самостоятельная работа учащихся. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь. | Контроль знаний. Развитие самостоятельной работы учащихся. | |
65. | Повторение пройденного курса. | Беседа. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь. | Обобщение знаний. | |
66. | Контрольная работа. | Самостоятельная работа учащихся. 1 час | Обобщение знаний. | ||
67. | Резервное время. Труд на пришкольном участке. | Работа учащихся. 1 час | Хозяйственно – огородный инвентарь | Приобщение к труду. | |
68. | Резервное время. Труд на пришкольном участке. | Работа учащихся. 1 час | Хозяйственно – огородный инвентарь | Приобщение к труду. |
Календарно – тематическое планирование
6 класс
№ урока, дата | Раздел программы. Тема урока | Методы и формы работы. Количество часов | Оборудование | Домашнее задание | Коррекционные и образовательные задачи |
Введение (1час)
1. | Введение. Знакомство с учебником. Живая природа: растения, животные, человек. | Беседа 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, интерактивная доска, презентация. | С. 4-5, вопросы, записи в тетради |
Растительный мир (16 часов)
2. | Разнообразие растительного мира. | Беседа. Зарисовка растений в тетрадях. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, таблица «Дикорастущие и культурные растения». Иллюстрации растений, гербарии растений, конспект урока, презентации. | С. 6-8, вопросы | Знать названия некоторых растений. |
3. | Среда обитания растений. | Беседа. Работа с гербарием. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, гербарии растений, конспект урока. | С. 8-11, вопросы | Знать простейшую классификацию растений. |
4. | Строение растения. Части растения. | Беседа. Зарисовка частей растения в тетрадь, тест. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, таблица «Строение растения», гербарии растений, работа с интерактивной доской, презентация, конспект урока. | С. 12-14, вопросы | Знать и уметь называть части растений. Развитие умения работы с оборудованием. |
5. | Дикорастущие и культурные растения. Деревья. Кустарники и травы. | Беседа. Работа с гербарием. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, таблицы «Строение растения», «Жизненный цикл растения», иллюстрации, гербарии растений, работа с интерактивной доской, конспект уроков, презентации. | С. 15-16, вопросы | Различать дикорастущие и культурные растения. |
6. | Лиственные и хвойные деревья. | Беседа. Зарисовка в тетрадь. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, иллюстрации, гербарии, презентация «Правила поведения в лесу», презентация «Лиственные деревья», конспект урока, Таблица «Сосна», коллекции голосеменных растений, шишка сосны, работа с интерактивной доской, | С. 17-22, вопросы | Уметь называть представителей растительного мира. Развитие мелкой моторики рук. |
7. | Экскурсия в природу «Растения и животные нашего края осенью» | Беседа. Сезонные наблюдения. 1 час | Дневник наблюдений | Отчёт по экскурсии | Уметь вести наблюдения за природой. |
8. | Дикорастущие и культурные кустарники. | Беседа. Зарисовка в тетрадь. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, иллюстрации растений, конспект урока, презентация. | С. 23-26, вопросы | Уметь называть представителей растительного мира. |
9. | Травы. | Беседа. Зарисовка в тетрадь. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, иллюстрации, гербарии. | С. 27-28, вопросы | Уметь называть представителей растительного мира. |
10. | Декоративные растения. Внешний вид. Среда произрастания. | Беседа. Зарисовка в тетрадь. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, иллюстрации растений, презентация. | С. 29-32, вопросы | Знать названия растений. Развитие мелкой моторики рук. |
11. | Лекарственные растения. Правила сбора и использование. | Беседа. Зарисовка в тетрадь. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, коллекция лекарственных растений, конспект урока, презентация. | С. 32-35, вопросы | Уметь называть некоторые лекарственные растения. Знать их значение и применение. Развитие умения работы с оборудованием. |
12. | Комнатные растения и уход за ними. | Беседа. Зарисовка в тетрадь. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, иллюстрации растений, презентация, конспект уроков. | С. 35-38, вопросы | Знать названия самых распространённых комнатных растений и уметь ухаживать за ними. |
13. | Растительный мир разных районов Земли. | Беседа. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, иллюстрации растений, презентация, конспект уроков. | С. 39-41, вопросы | Знать растения разных районов земли и узнавать их на картинках. |
14. | Растения нашей страны. | Беседа. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, иллюстрации растений, презентация, конспект уроков. | С. 42-44, вопросы | Знать представителей растений нашей страны и узнавать их на картинках. |
15. | Растения нашей местности. | Беседа. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, иллюстрации растений, презентация, конспект уроков. | С. 45, записи в тетради | Знать растения нашей местности и узнавать их на картинках. |
16. | Красная книга России и Нижегородской области. | Беседа. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, Красная книга, таблица «Растения Красной книги», работа с интерактивной доской, конспект урока, презентация. | С. 46-48, вопросы | Уметь охранять природу. |
17. | Обобщающий урок. | Самостоятельная работа учащихся. 1 час | Контроль знаний. |
Животный мир Земли (32 часа)
18. | Разнообразие животного мира. | Беседа. Зарисовка животных в тетрадях. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, таблица «Разнообразие животных», иллюстрации животных, конспект урока. | С. 49-51, вопросы | Знать названия животных. Развитие мелкой моторики рук. |
19. | Среда обитания животных. Животные суши и водоёмов. | Беседа. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, иллюстрации животных, конспект урока. | С, 51-53, вопросы | Уметь различать животных по месту обитания. |
20. | Деление животных на классы. | Беседа. Зарисовка животных в тетрадях, тест. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, таблицы, иллюстрации, работа с интерактивной доской. | С, 54-56, вопросы | Знать названия животных. Развитие мелкой моторики. |
21. | Насекомые. Внешний вид, значение и охрана. | Беседа. Зарисовка животных в тетрадях. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, таблица «Насекомые», работа с интерактивной доской, презентация, конспект урока. | С. 56-58, вопросы | Знать названия насекомых, их значение и уметь отличать их от представителей других классов. |
22. | Разнообразие насекомых: бабочки, жуки, кузнечики, пчёлы. | Беседа. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, презентация, конспект урока, модель — аппликация «Устройство улья», микроскоп, микропрепараты «Конечность пчелы», «Крыло пчелы», | С. 59-65, вопросы | Развитие речи. Развитие умения самостоятельно работать с таблицами и оборудованием. |
23. | Рыбы. Внешний вид. Среда обитания. Значение. | Беседа. Зарисовка животных в тетрадях. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, таблица «Многообразие рыб», слайд — альбом, видео проектор, работа с интерактивной доской, презентация. | С. 66-67, вопросы | Знать названия рыб, их признаки и значение. Развитие умения работы с оборудованием. |
24. | Морские и речные рыбы. | Беседа, работа с учебником и иллюстрациями. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, презентация, конспект урока, Таблица «Многообразие рыб», | С, 68-71, вопросы | Формирование умений сравнивать, обобщать, анализировать. |
25. | Земноводные. | Беседа. Зарисовка животных в тетрадях, работа с оборудованием. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, презентация, конспект урока, Таблицы «Многообразие земноводных», «Внешнее строение», игрушка – лягушка, влажный препарат «Внутреннее строение лягушки, | С. 72-73, вопросы | Развитие умений работы с таблицами. Воспитание бережного отношения к животному миру природы. |
26. | Пресмыкающиеся. | Беседа. Зарисовка животных в тетрадях, работа с оборудованием. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, презентация, конспект урока, Таблицы «Многообразие пресмыкающихся», игрушки – змея, крокодил, черепаха, влажный препарат «Черепаха болотная», работа с интерактивной доской. | С. 74-77, вопросы | Умение учащихся самостоятельно построить рассказ по таблице. Развитие познавательных процессов. |
27. | Птицы. Внешний вид, среда обитания, образ жизни, значение и охрана. | Беседа. Зарисовка животных в тетрадях. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, таблица «Многообразие птиц», видео проектор, слайд — альбом, работа с интерактивной доской. | С. 78-80, вопросы | Знать названия птиц, их образ жизни и значение. |
28. | Многообразие птиц: ласточки, снегири, лебеди, чайки. | Беседа. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, презентация, конспект урока, Таблица «Многообразие птиц», открытки, фотографии, аудиозапись, | С. 80-85, вопросы | Экологическое воспитание. |
29. | Птицы нашего края. Охрана птиц. | Беседа. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, презентация, конспект урока. | С. 86-87, вопрос 7 письменно | Экологическое воспитание. |
30. | Млекопитающие. Внешний вид, образ жизни, значение и охрана. | Беседа. Зарисовка животных в тетрадях. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, таблица «Многообразие млекопитающих», иллюстрации, работа с интерактивной доской | С. 88-90, вопросы | Знать названия зверей, их значение и уметь различать их от представителей других классов. |
31. | Млекопитающие суши и водоёмов. | Беседа. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, презентация, конспект урока. | С. 90-95, вопросы | Развитие познавательных процессов. |
32. | Домашние животные в городе и в деревне. | Беседа. Зарисовка животных в тетрадях. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, таблица «Дикие и домашние животные», иллюстрации, работа с интерактивной доской, конспект урока, презентация. | С. 96-98, вопросы | Различать домашних и хищных животных. |
33. | Сельскохозяйственные животные: лошади. | Беседа. Зарисовка животных в тетрадях. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, презентация, конспект урока, работа с интерактивной доской, фотографии, альбом «Породы сельскохозяйственных животных». | С. 99-100, вопросы | Развитие познавательных процессов. |
34. | Сельскохозяйственные животные: коровы. | Беседа. Зарисовка животных в тетрадях. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, презентация, конспект урока, работа с интерактивной доской, | С. 101-103, вопросы | Развитие речи. |
35. | Сельскохозяйственные животные: свиньи, козы, овцы. | Беседа. Зарисовка животных в тетрадях. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, презентация, конспект урока, слайд – альбом «Животноводство», альбом «Породы сельскохозяйственных животных», работа с интерактивной доской. | С, 104-105, вопросы | Развитие умения самостоятельно построить рассказ по предложенному материалу. |
36. | Домашние птицы: куры, утки, индюки. | Беседа. Зарисовка животных в тетрадях. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, презентация, конспект урока, открытки, рисунки, фотографии. | С, 106-108, вопросы | Развитие умений работать с представленным материалом. |
37. | Уход за животными в живом уголке. | Беседа. Зарисовка животных в тетрадях. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, иллюстрации, презентация. | С. 109-110, вопросы с. 111 | Знать и уметь ухаживать за домашними питомцами. |
38. | Экскурсия «Зимние явления в жизни растений и животных» | Беседа. Сезонные наблюдения. 1 час | Дневник наблюдений | Отчёт по экскурсии | Уметь вести наблюдения за природой. |
39. | Аквариумные рыбки. Попугаи, канарейки. | Беседа. Зарисовка животных в тетрадях. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, иллюстрации, презентация. | С. 112-115, вопросы | Знать и уметь ухаживать за домашними питомцами. |
40. | Морские свинки, хомяки, черепахи. | Беседа. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, иллюстрации, презентация. | С, 116-118, вопросы | Экологическое воспитание. |
41. | Домашние кошки и собаки. | Беседа. Зарисовка животных в тетрадях. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, иллюстрации, презентация. | С, 118-122, вопросы | Знать правила ухода и содержания домашних питомцев. |
42. | Животные холодных районов Земли. | Беседа. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, презентация. | С. 122-124, вопросы | Развитие кругозора. |
43. | Животные умеренного пояса. | Беседа. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, презентация. | С, 12128, вопросы | Развитие кругозора. |
44. | Животные жарких районов Земли. | Беседа. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской. | С, 129-131, вопросы | Развитие кругозора. |
45. | Животный мир нашей страны. | Беседа. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, презентация, Красная книга. | С. 133-135, вопросы | Воспитание бережного отношения к природе. |
46. | Охрана животных. Заповедники. Заказники. Красная книга России. | Беседа. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, Красная книга, работа с интерактивной доской, конспект урока «Охрана природы». | С. 136-138, вопросы | Уметь называть представителей животного мира. И их охрану. |
47. | Животные нашей местности. | Беседа. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, работа с интерактивной доской, презентация. | С. 139-140, вопросы с. 141 | Воспитание бережного отношения к природе. |
48. | Обобщающий урок. | Самостоятельная работа учащихся. 1 час | Контроль знаний. | ||
49. | Экскурсия в природу «Весенние явления в жизни растений и животных». | Беседа. Сезонные наблюдения. 1 час | Дневник наблюдения | Отчёт по экскурсии | Уметь вести наблюдения за природой. |
Человек (13 часов)
50. | Как устроен наш организм. | Беседа, зарисовка строения тела человека в тетрадь1 час. | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, таблицы «Внешнее строение тела человека», «Внутреннее строение тела человека», работа с интерактивной доской — презентация, конспект урока. | С. 142-145, вопросы | Знать части тела и уметь называть органы человека. |
51. | Как работает наш организм. Взаимодействие органов. | Беседа. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, таблицы систем человека. | С .146-147, вопросы | Знать названия органов и как они работают. Продолжить формирование умений работы с таблицами. |
52. | Здоровый образ жизни человека (режим, закаливание, водные процедуры). | Беседа. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, иллюстрации, презентация. | С, 148-149, вопросы с. 150 | Охрана здоровья человека. |
53. | Осанка. | Беседа. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, иллюстрации. | С, 151-152, вопросы с. 153 | Охрана здоровья человека. |
54. | Органы чувств. | Беседа, записи в тетради. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, таблицы «Органы чувств», работа с интерактивной доской, презентация, конспект урока. | С. 153-155, вопросы | Знать органы чувств и уметь их называть. |
55. | Правила гигиены и охрана органов чувств. | Беседа. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, таблицы «Органы чувств», работа с интерактивной доской, презентация, конспект урока. | С, 156-159, вопросы | Соблюдать правила гигиены органов чувств. |
56. | Здоровое питание. | Беседа, работа в тетрадях. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, иллюстрации, слайд — альбом «Человек и его здоровье», книга «Человек», работа с интерактивной доской — презентация, конспекты урока. | С. 160-162, вопросы | Охрана здоровья человека. Формирование познавательных процессов. |
57. | Органы дыхания. Правила гигиены. | Беседа, работа в тетрадях. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, таблица «Органы дыхания», работа с интерактивной доской, конспект урока. | С, 163-165, вопросы | Уметь соблюдать правила гигиены. Знать основные органы дыхания. |
58. | Оказание первой медицинской помощи. | Беседа, работа с оборудованием. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, аптечка, конспект урока, презентация. | С. 166-168, вопросы | Охрана здоровья человека. Уметь оказывать первую медицинскую помощь. |
59. | Профилактика простудных заболеваний. | Беседа. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, презентация. | С. 169-170, вопросы | Охрана здоровья человека. |
60. | Специализации врачей. | Беседа. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, презентация. | С. 172-173, вопросы с. 174 | Охрана здоровья человека. |
61. | Медицинские учреждения нашего города. Телефоны экстренной помощи. | Беседа. 1 час | Учебник, тетрадь, рабочая тетрадь, презентация. | С, 175-177, вопросы | Охрана здоровья человека. |
62. | Обобщающий урок. | Самостоятельная работа учащихся. 1 час | Контроль знаний. |
Заключение (6 часов)
63. | Обобщающий урок. Неживая природа. | Самостоятельная работа учащихся. 1 час | Контроль знаний. | ||
64. | Обобщающий урок. Живая природа. | Самостоятельная работа учащихся. 1 час | Контроль знаний. | ||
65. | Труд на пришкольном участке. | Работа учащихся. 1 час | Хозяйственно – огородный инвентарь | Приобщение к труду. | |
66. | Труд на пришкольном участке. | Работа учащихся. 1 час | Хозяйственно – огородный инвентарь | Приобщение к труду. | |
67. | Экскурсия в природу «Летние явления в жизни растений и животных» | Беседа. Сезонные наблюдения. 1 час | Дневник наблюдений | Отчёт по экскурсии | Уметь вести наблюдения за природой. |
68. | Подведение итогов. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по природоведению для учащихся 5 классов, Центра дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ «Белгородский инженерный юношеский лицей».
Рабочая программа по природоведению для 5 класса (базовый уровень) предназначена для учащихся центра дистанционного образования детей-инвалидов при ОГАОУ “БИЮЛИ” Целью рабочей программы яв...
Рабочая программа по природоведению для учащихся 5 класса коррекционной школы VIII вида
Программа состоит из следующих разделов: 1. Пояснительная записка. 2. Формы организации учебного процесса. 3. Виды и формы контроля. 4. Технологии обучения. 5. Содержание. 6. Ожидаемые результат...
Адаптированная рабочая программа по природоведению для учащихся 5 класса с УО
Программа составлена на основе: на основе программы Т.М Лифановой из сборника «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида 5-9 класс под редакцией В.В.Воронковой. М. ...
Рабочая программа по английскому языку для 5 класса по ФГОС по учебнику «Английский в фокусе» Д. Дули, Ю.Е. Ваулиной, О.Е. Подоляко ФГОС
Рабочая программа и КТП 5 класс учебник " Английскй в фокусе"...
Рабочая программа по природоведению для учащихся 5 класса ОГБОУ " Школа-интернат № 18"
Рабочая программа составлена с учетом индивидуальных особенностей детей с нарушением слуха.Рассчитана на 2 часа в неделю и 68 часов в учебный год.5 класс учится по ГОС и на выходе имеет знания и умени...
Рабочая программа по природоведению в 5-6 классах (для обучающихся с ОВЗ)
Методическая разработка программы учебного предмета прородоведение для детей с ОВЗ (5-6 классы)...
Рабочая программа по русскому языку в 10 классе по ФГОС на основе авторской программы по русскому языку предметной линии учебников И.В.Гусаровой.
Предлагаемая рабочая программа по русскому языку в 10 классе составлена по ФГОС на основе авторской программы по русскому языку предметной линии учебников И.В.Гусаровой и разраб...