Направления работы классного руководителя в коррекционной школе
статья

В статье раскрываются основные направления работы классного руководителя с умственно-отсталыми детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rabota_klassnogo_rukovoditelya_s_detmi.docx26.08 КБ

Предварительный просмотр:

Направления работы классного руководителя

с умственно-отсталыми детьми

Подготовил:

Москвитина Е.В.


В чем цели и задачи современного классного руководителя? И отличаются ли они для учителя, работающего в коррекционной школе? 

Начнем с особенности психического и психологического развития детей с умственной отсталостью. В специальной психологии и коррекционной педагогике умственная отсталость понимается не как болезнь, а как состояние стойкого психического недоразвития. Оно возникает на ранних этапах жизни ребёнка как следствие органического поражения (или заболевания) головного мозга.

Основными критериями, по совокупности которых можно диагностировать умственную отсталость, являются следующие.

Системное недоразвитие психических процессов, особенно их сложных форм: произвольной опосредованной памяти, речемыслительных процессов, всех видов мышления. Психическое недоразвитие выявляется уже в младшем дошкольном возрасте, ярко отражается в эмоциональной жизни, приводит к нарушениям разнообразных видов детской деятельности, проблемам в социальных контактах.

Неравномерность развития базовых и высших психических функций, в частности качественное отставание процесса формирования речи от возрастных норм. Без ранней своевременной коррекционной помощи эти особенности могут привести к глубокому психическому недоразвитию.

Нарушения функций головного мозга как основной механизм психического недоразвития. Их патологические проявления многообразны. Так, нарушение взаимодействия процессов возбуждения и торможения, слабость замыкательной функции коры приводят к быстрому угасанию сложных нервных связей, а оно, в свою очередь, – к быстрому забыванию, недостаточной активности, неумению удержать внимание на одном виде деятельности. Всё это в комплексе проявляется в процессе взаимодействия первой и второй сигнальных систем: первосигнальные раздражители в форме ощущений и восприятий с трудом преобразуются в вербальные (речевые). Например, ребёнок 3–5 лет, правильно выделяя тот или иной цвет, не может обозначить его словом.

Вопросы выявления и уточнения причин отклонений в развитии находятся в сфере компетенций комплексной психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), а также специальных психологов, неврологов, дефектологов.

Психическое недоразвитие каждого ребёнка имеет ярко выраженные индивидуальные свойства. Структура нарушений при умственной отсталости определяется взаимообусловленностью многих факторов и причин. Ведущими среди них являются поражение (заболевание) головного мозга, время его возникновения, тяжесть сопутствующих заболеваний, глубина поражения и место его локализации, а также индивидуальные способности организма к компенсаторной перестройке нарушенных функций. Следует указать и на своевременность оказываемой помощи, заинтересованное участие родителей в развитии ребенка с органическим поражением ЦНС, культурную среду, в которой он развивается, и другие обстоятельства. В результате, несмотря на присутствие органической симптоматики, каждый из детей обладает разным уровнем познавательных возможностей. В составе специальной школы (класса, группы) одновременно присутствуют несколько категорий обучающихся.

Дети с неосложнённой формой умственной отсталости (М. С. Певзнер) по данным своего физического развития приближаются к возрастным параметрам. Их социальная коммуникация грубо не нарушена, учащиеся в целом успешно овладевают нормами поведения, проявляют интерес к труду, под контролем педагога и с его помощью способны к простым видам творчества: плетению, вязанию, пению, рисованию и др.

Благодаря поэтапному коррекционному обучению обучающиеся этой группы выполняют требования достаточного уровня, заложенные в предметных программах. Прогноз социального развития для этих детей вполне благоприятен, если после обучения в школе им оказывается поддержка в жизнеустройстве, организации досуговой деятельности, социальных контактах и других аспектах самостоятельной жизни. Большая часть умственно отсталых школьников способна достичь значительных результатов в осмысленных видах деятельности. Репродуктивные задания, предъявляемые в виде императивных инструкций (прочитать, запомнить, повторить) не выполняют задач по развитию познавательных процессов, самостоятельности в связной коммуникативной речи, опосредующих все виды осознанной деятельности (Л. С. Выготский, Г. М. Дульнев, В. Г. Петрова, Ж. И. Шиф и др.).

Наряду с первичными нарушениями интеллекта и эмоционально-волевых свойств личности в процессе развития у умственно отсталых детей появляются компенсаторные явления как положительного, так и отрицательного свойства (например, завышенная самооценка). Ещё одной особенностью этих детей является недостаточность целеполагания: ученик не столько слабоволен, сколько не направлен на постановку и достижение познавательной цели. Мотивация деятельности формируется с помощью различных педагогических приёмов: стимулирование, показ, совместные действия, словесные поощрения: «хорошо», «молодец», «постарайся, ты увидишь, что всё получится» и др.

Какие направления работы важны для классного руководителя?  Давайте поговорим об  основных направлениях этой работы.

Одним из главных направления является сплочение классного коллектива. Данное направление работы классного руководителя является чрезвычайно важным, поскольку коллектив является средой и одним из важнейших условий воспитания школьника. Коллектив – это сложная социальная система, характеризующаяся органичным единством формальной организации и неформальной общности. Поэтому в процессе формирования классных коллективов важно обращать внимание:

  • на органичное сочетание его формальной структуры (как правило, выражающейся в системе внутриклассного самоуправления и распределении социальных ролей в классе) и структуры неформальной (проявляющейся в делении класса на стихийно складывающиеся микрогруппы и появлении его неофициальных лидеров);
  • на сориентированность норм и ценностей, задаваемых коллективом класса, и норм и ценностей, привносимых в коллектив каждым его членом;
  • на гармоничное соединение деловых и неофициальных межличностных отношений в классном коллективе;
  • на то, насколько окружающий ребенка коллектив благоприятствует его личностному развитию, насколько члены коллектива расположены к ребенку и насколько сам ребенок расположен к членам классного коллектива.

Умственно-отсталому ребенку очень важно ощущать себя членом какой-то значимой для него общности, важно идентифицировать себя с ней, чувствовать свою принадлежность к ней. И если такой значимой общностью не становится школьный класс, где ребенок проводит большую часть школьного времени, то ею легко сможет стать компания с сомнительными увлечениями, предпочтениями и взглядами на жизнь, так как умственно-отсталый ребенок очень подвержен чужому влиянию и может идти на поводу у других. Чем комфортнее ребенок будет ощущать себя в классе, тем успешнее будет его учебная деятельность, тем больше дружеского общения он будет получать, и тем меньше у него будет возникать потребность удовлетворить недостаток общения в антисоциальных группах. В этой связи формирование в рамках школьного класса детско-взрослой общности, превращение класса в настоящий коллектив – важная задача классного руководителя.

Формированию классных коллективов способствуют в первую очередь различные совместные дела. Ими могут быть:

  • игры и тренинги на сплочение классных коллективов, проводимые классными руководителями совместно со школьным психологом;
  • внутриклассные коллективные творческие дела, задающие вектор жизни класса и сплачивающие детей вокруг той ли иной интересной, творческой, личностно развивающей деятельности;
  • совместные праздники;
  • волонтерские акции, когда желающие школьники оказывают помощь малышам из начальной школы или  ветеранам педагогического труда и многие другие дела.

В процессе их проведения классному руководителю важно обращать внимание на отношения между детьми. Необходимо научить ребят понимать людей, относиться к любым людям позитивно.  Педагог должен стараться показывать положительные качества других, а не искать недостатки. В этом могут помочь различные игровые упражнения.

Ещё одно направление - организация участия класса в общешкольных делах.

Эти дела имеют большое значение для класса, поскольку предоставляют детям широкое поле деятельности, обеспечивающее формирование их интеллектуальной и социальной активности. Они способствуют сплочению классного коллектива, дают возможность ребятам реализовать свой творческий потенциал и тем самым укрепить свою позицию в классе, они приучают ребят быть самостоятельными и ответственными. Именно такие дела способствуют дальнейшей успешной социализации в обществе детей с умственной отсталостью.  

 При подготовке КТД следует обратить особое внимание на процесс подготовки класса к общешкольному делу — это прекрасная возможность для классного руководителя понаблюдать за своими воспитанниками. Здесь сразу видно, кто из ребят более активен, а кто старается ее избегать активности, хочет ничего не делать. Именно КТД – это прекрасная возможность сплочения классного коллектива. Всегда необходимо проводить анализ участия класса в общешкольных делах – это возможность продолжить работу по воспитанию у школьников уважительного отношения к людям, развитию их чуткости, внимания друг к другу. Так, в ходе анализа дел, в которых класс проявил себя недостаточно хорошо, классному руководителю важно учить ребят не обвинять друг друга, а понимать, что в общем деле ответственность разделяется поровну и лежит на каждом из участников. Если очевидно, что подвел какой-то конкретный ученик, то в этом случае классному руководителю важно обратить внимание ребят на то, как они помогли или не помогли этому человеку в трудную для него минуту, могли ли подстраховать, взять часть его работы на себя. Важно объяснить детям, что в ситуации неуспеха может оказаться каждый из них, поэтому не конструктивно нападать друг на друга, а лучше стремиться продумать, как в похожих ситуациях в будущем избежать таких же проблем. В ходе анализа успешных дел классному руководителю важно суметь расставить акценты на тех ключевых моментах, которые привели к успеху, например: «мы были дружными», «старались друг друга поддерживать», «хорошо подготовились», «каждый отвечал за свою часть работы с большой ответственностью», «мы подставляли плечо друг другу и страховали на случай неудач» и т.д. Важно задавать ребятам вопросы, например: «как вы думаете, в нашем успехе больше везения или приложенных нами усилий?», «как вы думаете, что из того, что мы делали, можно использовать при подготовке следующего дела?», «кто, по-вашему, проявил себя лучше, чем мы ожидали?» и т.д. Тем самым классный руководитель развивает рефлексивные способности детей, которые обязательно пригодятся им в их взрослой жизни.

Следующее направление – это трудовое, экологическое.

Это одно из самых важных направлений в работе с умственно-отсталыми обучающимися. Ведь без трудового воспитания и обучения обучающиеся могут стать беспомощными, невостребованными в обществе. Задачами данного направления для классного руководителя является расширение кругозора обучающихся, определение их интересов и склонностей к конкретным видам деятельности, воспитание ответственного отношения к труду, развитие системы самоуправления в классе и школе. Воспитание бережного отношения к историко-культурным памятникам, любви к природе, понимания и осмысления себя как частицы природы.

Ребят надо приучать к работе по мелкому ремонту мебели в классе, к поддержанию чистоты в кабинете, к дежурству по классу, школе, в столовой (по графику), к субботникам по уборке территории школы,  района, к работе на пришкольном участке, в теплице. Летом для ребят старшего звена проходит производственная практика, где они учатся мелкому ремонту Классному руководителю очень важно привлекать ребят к декаде помощи ветеранам. Благодаря этому ребята обретают навыки самообслуживания и трудовые навыки.

Одним из важных направлений в работе является профессиональное самоопределение ребят, ведь от правильного выбора зависит успешность их дальнейшей жизни. Этому способствует участие ребят в дополнительном образовании, участие в конкурсах профессионального мастерства «Радуга профессий», «Абилимпикс» и др., экскурсии на предприятия и в образовательные учреждения. К выпуску из школы все ребята определяются с выбором профессии.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Основное назначение классного руководителя состоит в обеспечении непрерывного педагогического процесса в урочное и внеурочное время, в организации внеурочной воспитательной работы с закреплённой группой, направленной на создание условий для самореализации и самореализации личности обучающегося, его успешной социализации в обществе. Классный руководитель проводит всю воспитательную работу под руководством педагога-организатора, в тесном контакте с социальным педагогом, педагогом-психологом, преподавателями, администрацией школы, родителями обучающихся, в том числе и в период всех видов деятельности.

Работа классного руководителя тогда обретает содержание, когда обучающимся предъявляются ценности человеческой жизни. Наивысшие ценности современного мира: жизнь, природа и общество, добро, истина, красота, свобода, совесть, счастье, справедливость, равенство, труд, познание, общение.

«Нельзя хоть какую-нибудь одну сторону из системы воспитания исключить. Упустил что-нибудь одно: воспитание убеждений, воспитание человечности, воспитание трудолюбия… и вы не решите никакой другой задачи». (В.А. Сухомлинский)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Повышение педагогической культуры родителей - одно из главных направлений работы классного руководителя"

Педагогика должна стать наукой для всех – и для учителей, и для родителей…Какими бы прекрасными ни были наши учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и о...

"Повышение педагогической культуры родителей - одно из главных направлений работы классного руководителя"

Презентация является дополнением к докладу классного руководителя по теме: "Повышение педагогической культуры родителей - одно из главных направлений работы классного руководителя"...

Основные направления работы классного руководителя.

Статья, рассказывающая, о направлениях моей работы, как классного руководителя....

Учёт направлений работы классного руководителя

Данную таблицу "Учёт направлений работы классного руководителя" можно использовать как дополнение к анализу воспитательной работы и как результат деятельности классного руководителя за год для стимули...

ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТЕ МОНИТОРИНГ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДА

ДОКЛАД НА ПЕДСОВЕТЕМОНИТОРИНГ В ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЕ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ В КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЕ VIII ВИДАВ общей системе профессионального образования детей с нарушением интеллекта приоритетное...

Направления работы классного руководителя на 2020-2021 учебный год

Направления работы классного руководителя...