ТЕХНИКИ ПСИХОЛОГА
картотека

Геращенко Есения Ивановна

ТЕХНИКИ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ СКЛОНЫМИ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehniki_raboty_s_trudnymi_detmi.docx43.32 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНИКИ РАБОТЫ СО СКЛОННЫМИ К СУИЦИДАЛЬНОМУ ПОВЕДЕНИЮ

Безусловно, каждый человек уникален, проблемы и чувства всегда значимы и достойны внимания и уважения.  Если судить по личному опыту работы, чаще всего триггером суицидальных настроений клиента являются проблемы, которые можно разрешить другими способами и техниками. Каждый раз возникает индивидуальная история психологической работы. Для кого-то это травма разрыва отношений, для кого-то обида на близких... Как только выявлен истинный запрос и потребности, суицидальные мотивы уходят на самый дальний план. А после успешной работы с выходом в ресурсное состояние вообще растворяются, как мираж. Данные техники неплохо показали себя именно при работе с суицидальными тенденциями. 

КВАДРАТ ДЕКАРТА. Техника принятия решений.

 Цель: анализ вариантов разрешений кризисной ситуации, выбор оптимального варианта.

Это простая техника принятия решений. Суть заключается в том, что нужно рассмотреть ситуацию, ответив на 4 вопроса:

1. Что будет, если это произойдет?  Что я получу, плюсы и минусы от этого.

2. Что будет, если это не произойдет? Все останется так, как было, плюсы и минусы от неполучения желаемого.

3. Чего НЕ будет, если это произойдет? Минусы и плюсы от получения желаемого.

4. Чего НЕ будет, если это НЕ произойдет? Минусы от неполучения желаемого. С этим вопросом будьте внимательны, потому что мозг захочет проигнорировать двойное отрицание. И ответы могут быть похожи на ответы первого вопроса. Не допускайте этого.

ПОЧЕМУ эта техника работает?  «Квадрат Декарта» помогает прояснить последствия каждого решения.  Дело в том, что в ситуации, требующей решения, мы часто зацикливаемся на одной позиции: что будет, если это произойдет? С помощью же «квадрата Декарта» мы рассматриваем одну и ту же ситуацию с 4 разных сторон.

 В случае суицидального поведения подростка вопросы ориентировать на то, что произойдет или не произойдет, если подросток совершит самоубийство.

 Очень продуктивной получается работа с использованием метафорических ассоциативных карт: подросток выбирает в открытую карты, соответствующие данному вопросу, и раскладывает их по четырем секторам квадрата Декарта. Затем подробно рассказывает все плюсы и минусы. Как правило, в процессе работы отношение к задуманному у него радикально меняется.

 

Что случится,

если это произойдет?

Что случится, если это

НЕ произойдет?

Чего НЕ случится,

если это произойдет?

Чего НЕ случится,

если это

НЕ произойдет?

 

 ТЕХНИКА ЧУДА

Цель: повышение уровня жизненного оптимизма, постановка эмоциональной точки в негативной ситуации, позитивное переформулирование своего будущего.

Инструкция: Опиши, каких изменений в твоей жизни тебе бы хотелось.

А теперь представь, что, пока ты спишь, ночью свершилось чудо, и все, о чем мечталось, исполнилось. Ты просыпаешься… и…

О, ЧУДО СВЕРШИЛОСЬ!

Как ты поймешь, что свершилось чудо?

Как ты теперь будешь себя вести?

Как пройдет твое утро?

Что ты будешь делать?

Как будешь выглядеть?

Как близкие люди поймут, что с тобой утром произошло чудо?

Куда ты пойдешь?

Как ты оденешься? 

Опиши, как теперь ты выглядишь, каким тебя видят окружающие?

В каком ты сейчас настроении?

Как поймут окружающие тебя люди, что произошло чудо?

 Как это поймут твои друзья? Одноклассники? 

Как это поймут твои родные, что с тобой произошло чудо?

Описать пошаговые действия и эмоции  как можно подробнее, по всем каналам восприятия: вкус, цвет, звучание,  что  это на ощупь, чувства и ощущения, подробно и красочно.

Можно использовать метафорические ассоциативные карты, открытки, сказочные образы и т.д.

Поощрять вербализацию и позитивную трансформацию в процессе работы.

 

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Цель: выработка новых способов решения жизненных проблем, уверенности в своих силах, выявление ресурсов личности - внутренних и внешних.

Вариант №1.

Поговорим о твоей жизни и пофантазируем о том, что можно было бы сделать иначе, чтобы тебя это порадовало бы.

Расскажи о реальном событии из своего прошлого, которое тебя расстраивает. Представь, что на машине  времени тебя перенесло именно в тот самый момент своей жизни, который тебе хотелось бы изменить.

Запиши или расскажи, как оно могло бы произойти самым лучшим для тебя образом.

Что ты смог бы сделать иначе, чтобы  оно произошло самым лучшим для тебя образом? 

Каким образом ты изменил прошлое?

И что тогда произошло? 

Какой бы тогда стала твоя жизнь? 

Что можно сделать сейчас, чтобы изменить твою жизнь к лучшему?

 Вариант №2.

Поговорим о твоей жизни.

А теперь пофантазируем о том, как она изменится через 1 год? Через 5 лет? Через 10 лет? 

Подробная визуализация: Как ты выглядишь? Как одет? Чем занимаешься? Где живешь? Опиши свое жилище, дом, квартиру. Кто рядом с тобою?  Состав семьи? Есть ли дети?

Подробное описание дома/квартиры, семьи, праздников, путешествий, интересов, отпусков… 

Охватить все сферы жизни, поощряя вербализацию циркулярными вопросами, и закончить на позитиве.

 

УПРАЖНЕНИЕ "БУМАЖНЫЙ ЧЕЛОВЕЧЕК"

Цель: работа с агрессией, аутоагрессией, низкой самооценкой.

Техника «Бумажный человечек» эффективна для снижения агрессии (к кому-либо) и аутоагрессии (негативному отношению к самому себе). Не секрет, что суицидальное поведение мотивируется именно аутоагрессией, ведь суицид – максимальное проявление аутоагрессивного поведения.

Техника полезна в работе над широким спектром проблем, например: профилактика конфликтов, буллинга и мобинга в подростковой группе; коррекция детско-родительских отношений в семьях с подростками; в работе с гневом; в коррекции самооценки, в работе с аутоагрессией, в том числе суицидальным поведением.

Возьмите чистый лист бумаги формата А4 (желательно для рисования или черчения, чтобы был более плотным, обычный для принтера тоже подойдет) и руками, без ножниц и других подручных средств, оборвите лист так, чтобы получился человечек.

Потом сосредоточьтесь на том, что вам не нравится в вашем творении и начните его "ругать": "Кривой какой-то!" ,"Косой", "Некрасивый", "Надо быть лучше", "Ноги короткие" и т. д.

После каждого ругательства заворачивайте край бумаги, начиная сверху, и хорошенько "заутюживайте" его ногтем. Как-то так: ругнули- завернули, ругнули - завернули...

Когда ругательства будут исчерпаны, остановитесь и посмотрите, что у вас получится в итоге. Интересно, до какого состояния ваш человечек докрутится.

Если пофантазировать, то: как вы думаете, на какие действия теперь способен такой скрученный человечек? У меня получилось, что - на самые бестолковые, тревожные и неэффективные или вообще ни на какие.

Но это еще не все. Теперь начинайте хвалить этого человечка, как Вы сами себя хвалите, говорить ему поддерживающие слова на каждый отворот бумаги. Похвалили - отвернули, похвалили - отвернули...

И понаблюдайте в процессе вот за чем:
1) Что вам легче было делать: ругать или поддерживать? Когда вы были более находчивы и разнообразны в словах и выражениях?
2) Хватило ли у вас хороших слов, чтобы развернуть человечка полностью?
3) Каким в итоге получился человечек? Чем отличается от первоначального состояния (до скручивания)?
4) На какие действия теперь способен ваш человечек?

 Желательно провести шкалирование эмоционального состояния в начале и в конце работы, чтобы результативность была очевиднее.

МЕТОД ШЕСТИ ШЛЯП ЭДВАРДА ДЕ БОНО 

Цель: поиски оптимального решения из кризисной ситуации

Метод шести шляп Эдварда Де Боно – один из самых эффективных способов для поиска оптимального решения. Шляпы помогут навести порядок в голове, преодолеть стихийность в мыслях. Можно разложить проблемную ситуацию по полочкам и структурировать мысли. Идеи уживутся параллельно, и это поможет найти новое решение.  Определяется проблемная ситуация или задача. Психолог знакомит человека со шляпами, объясняя значение каждой из них, предлагает виртуально примерить поочередно каждую шляпу на себя и ответить на вопросы.  Есть колода «Шляпки и туфельки», но можно использовать две любые колоды: одна с образами и одна ресурсная (или с посланиями).

Белая шляпа Информации. Анализируем, собираем и обобщаем данные. Только цифры и факты. Вы - робот без чувств. 

Красная шляпа Эмоций. Даем волю чувствам, погружаемся в переживания, прислушиваемся к сердцу. Выплескиваем эмоции, подключаем интуицию.  

Черная шляпа Критика.  Ищем недостатки, проблемы, противоречия, негатив. Воспринимаем ситуацию только в темных тонах, осуждаем и предостерегаем. 

Желтая шляпа Оптимиста. Позитивный, уверенный  и оптимистичный взгляд на задачу. Видим только хорошие перспективы и твердо верим в благоприятный исход. Ищем исключительно достоинства и преимущества. 

Зеленая шляпа Креативщика. Неожиданные и новаторские пути  решения, оригинальный подход. Упор на поиск новых решений, неординарность и нетипичность мышления. Сделай так, как ты никогда не делал!  

Синяя шляпа Руководителя – координирует и обобщает деятельность, ставит цели, контролирует исполнение, делает выводы. Шляпа над шляпами!

https://www.b17.ru/foto/uploaded/upl_1578168372_18089.jpg

Намечаем стратегию решения проблемы, подводим итоги. 

Фрагмент консультации с применением метода «шести шляп» На приеме О., 35 лет. Работает в банке. Эмоционально истощена, домой приходит поздно, после работы сидит еще по два часа за компьютером - работодатель обязал повышать квалификацию. Нет времени ни на дочь, ни на мужа, что говорить про себя. Но хочет дотянуть  до пенсии, остался год. Пришла в надежде хоть немного изменить ситуацию.  

  • Знакомим клиентку с методом 6 шляп и просим в открытую выбрать карту, которая описывает ее состояние сейчас. Кладем карту в центр листа (выбрала человечка с гирей на ноге, колоды МАК, которые использовались в работе,  можете посмотреть на стр. Виктории в фейсбуке) 
  • От центральной карты проводим шесть равных стрелок и подписываем / зарисовываем: шляпа Эмоций (красная), шляпа Креативщика (зеленая), шляпа Ученого (белая), шляпа Критика (черная),  шляпа Оптимиста (желтая), шляпа Руководителя (синяя). 
  • Клиент отвечает на вопросы, поочерёдно «надевая» головные уборы. В дополнение вытягивает из колоды МАК подсказки от шляпы. 
  • Открываем карты, обсуждаем, делаем выводы. 

Комментарии клиентки: 

  • Я действительно будто с гирей на ноге. Нет сил двигаться дальше. Безнадега какая-то. Примерю белую шляпу…Сухие факты и цифры? Служу больше 10 лет. Работаю каждый день по 12-13 часов. Остался год до пенсии.
  • В красной шляпе меня переполняет злость и бессилие. Не возможно работать в таком напряжении. Постоянные конфликты с коллегами из-за высокой нагрузки. Не знаю, что страшнее: уйти в никуда или продолжать так работать.
  • В черной шляпе я и так большую часть времени. Похоже, мне не избежать больничной койки. Давно появились головные боли, зрение упало, остеохондроз. Беспросветно все…
  • В желтой шляпе на ум приходит только «идти вверх по лестнице» - идти к начальству, просить разрешение на  совмещение учебы и работы. Интернет на работе есть. Хоть вебинары слушать буду в течении дня. Вечером  время на семью тогда останется. Хоть  два часа освобожу себе. Вообще-то заодно попрошу руководство пересмотреть мою нагрузку. А что? За спрос не бьют в нос…Вот что я сейчас поняла. Коллега все время «ходит в желтой шляпе», и вообще не парится. Хотя работы тоже хватает. Я поняла, как много зависит от моего отношения.
  • Зеленая шляпа – самое сложное. Мне нужна подсказка. Ооо, человечек выступает перед кем-то. Поняла, я зарылась в бумажках. Сплошная рутина. Мне так нравится публичность, и учить других мне тоже нравится. Как я могу реализовать это? Попрошусь в комиссию по делам несовершеннолетних, коллега говорил, что подустал от заседаний.
  • Подытожим, синяя шляпка. Мне нужно доработать до пенсии, сохранив при этом свое здоровье, отношения в семье и интерес к работе. Мне все ясно. Я прям впялилась в черную шляпу, и ни за какие коврижки отдавать ее не хотела. Пора обновить гардероб. В чемодан я положила  желтую и зеленую шляпку! И можно - я заменю этого человечка с гирей на ноге? (карта в центре)».                             

 

 

Уважаемые коллеги, желаю Вам плодотворной работы, позитива и ресурса, всего самого доброго и светлого! Буду благодарна за обратную связь: какие техники подошли? понравились?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые техники, используемые психологом при работе с проявлениями агрессивности у детей и подростков

Игра это один из эффективных методов в коррекции агрессивности детей и подростков.Л. Френк предположил, что игра для детей — это способ научиться тому, чему их никто не может научить, способ ори­ентац...

Техники и методы работы педагога-психолога образовательного учреждения с приемными семьями

Каждый выбирает для себя... Не всегда родители относятся к шагу принятия ребенка в свою семью достаточно отвественно. Они предпочитают принять ребенка без прошлого, воспитать его по "образу и подобию ...

Использование методических приемов арттерапии и техник танцевальной терапии в коррекционно развивающей работе психолога

Арттерапия является специализированной формой психотерапии, которая основана использовании искусства, изобразительной и творческой деятельности. Основная цель арттерапии – это гармонизация разви...

Мастер -класс для педагогов - психологов, педагогов «Техники работы с МАК по формированию стрессоустойчивого поведения. Метафора совладания с трудными жизненными ситуациями».

Цель: повышение профессионального мастерства педагогов, психологов – участников мастер-класса через педагогическое общение с демонстрацией применения арт-терапевтических технологий (МАК) д...

Психология музыкально-исполнительской техники; современные передовые тенденции

Воспитание технического мастерства исполнителя является одной из центральных проблем музыкальной педагогики. Проблема формирования технического мастерства издавна интересовала исследователей, педагого...

Психология общения. Тема: Виды и техника слушания.

1. Понятие слушанья 2. Основные виды слушания 3. Этапы и правила эффективного слушания...

Психологические техники в работе школьного психолога.

В статье рассматриваются практические приемы работы школьного психолога, и техники из различных сфер психологическокого знания для сопровождения учащихся в образовательном процессе. В качестве академи...