РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ «ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ»
рабочая программа

Лобанова Лариса Евгеньевна

Цель коррекционного курса - формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

 

Основные задачи реализации содержания курса:

  • Формирование интереса к предметному рукотворному миру; освоение простых действий с предметами и материалами; умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.
  • Овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования и науки города Москвы

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа №281»

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора

______________________ Е. В. Юрчикова

«______»_____________________2021 год

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО КОРРЕКЦИОННОМУ КУРСУ

«ПРЕДМЕТНО-ПРАКТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ»

на 2021-2022 учебный год

Класс- 4 Л

категория обучающихся - обучающиеся с умственной отсталостью

 (интеллектуальными нарушениями)

(АООП вариант 9.2) 

этап обучения - 1

всего часов- 72

часов в неделю - 3

составитель: Лобанова Л.Е.

учитель-дефектолог

Москва

 2021

Пояснительная записка

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» разработана на основе нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт обучающихся с умственной отсталостью, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.12.2014 г. №1599;
  •  Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2).
  • Одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015г. № 4/15).
  • Учебный план ГБОУ Школа № 281.

Цель коррекционного курса - формирование целенаправленных произвольных действий с различными предметами и материалами.

Основные задачи реализации содержания курса:

  • Формирование интереса к предметному рукотворному миру; освоение простых действий с предметами и материалами; умение следовать определенному порядку (алгоритму, расписанию) при выполнении предметных действий.
  • Овладение навыками предметно-практической деятельности как необходимой основой для самообслуживания, коммуникации, изобразительной, бытовой и трудовой деятельности.

Планируемые результаты освоения коррекционного курса в соответствии с ФГОС

При оценке результативности обучения должны учитываться особенности психического, неврологического и соматического состояния каждого обучающегося. Выявление результативности обучения должно происходить вариативно с учетом психофизического развития ребенка в процессе выполнения перцептивных, речевых, предметных действий, графических работ и др. При предъявлении и выполнении всех видов заданий обучающимся должна оказываться помощь: разъяснение, показ, дополнительные словесные, графические и жестовые инструкции; задания по подражанию, совместно распределенным действиям и др. При оценке результативности достижений необходимо учитывать степень самостоятельности ребенка. Оценка выявленных результатов обучения осуществляется в оценочных показателях, основанных на качественных критериях по итогам выполняемых практических действий: «выполняет действие самостоятельно», «выполняет действие по инструкции» (вербальной или невербальной), «выполняет действие по образцу», «выполняет действие с частичной физической помощью», «выполняет действие со значительной физической помощью», «действие не выполняет»; «узнает объект», «не всегда узнает объект», «не узнает объект».

Результативность обучения каждого обучающегося оценивается с учетом особенностей его психофизического развития и особых образовательных потребностей. Мониторинг результатов обучения проводится не реже одного раза в полугодие.

Ожидаемые личностные результаты 

Личностные результаты освоения рабочей программы могут включать:

  • основы персональной идентичности, осознание своей принадлежности к определенному полу, осознание себя как "Я";
  • социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
  • формирование социально ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природной и социальной частей;
  • формирование уважительного отношения к окружающим;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • освоение доступных социальных ролей (обучающегося, сына (дочери), пассажира, покупателя и т.д.), развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, общепринятых правилах;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Возможные предметные результаты:

Действия с материалами

  • сминать, разрывать, пересыпать, переливать материал.

Действия с предметами

  • захватывать, удерживать, отпускать предмет;
  • встряхивать предмет, издающий звук;
  • вынимать предметы из емкости, складывать предметы в емкость, перекладывать предметы из одной емкости в другую;
  • вставлять предметы в отверстия, нанизывать предметы на стержень, нить.

Содержание коррекционного курса

№ п/п

Название раздела

Содержание раздела

1.

Действия с материалами.

Сминание материала (салфетки, туалетная бумага, бумажные полотенца, газета, цветная, папиросная бумага, калька и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Разрывание материала (бумагу, вату, природный материал) двумя руками, направляя руки в  разные стороны (двумя руками, направляя одну руку к себе, другую руку от себя; пальцами обеих рук, направляя одну руку к себе, другую руку от себя). Размазывание материала руками (сверху вниз, слева направо, по кругу). Разминание материала (тесто, пластилин, глина, пластичная масса) двумя руками (одной рукой). Пересыпание материала (крупа, песок, земля, мелкие предметы) двумя руками, с использованием инструмента (лопатка, стаканчик и др.). Переливание материала (вода) двумя руками (с использованием инструмента (стаканчик, ложка и др.)). Наматывание материала (бельевая веревка, шпагат, шерстяные нитки, шнур и др.).

2.

Действия с предметами.

Захватывание, удержание, отпускание предмета (шарики, кубики, мелкие игрушки, шишки и др.). Встряхивание предмета, издающего звук (бутылочки с бусинками или крупой и др.). Толкание предмета от себя (игрушка на колесиках, ящик, входная дверь и др.). Притягивание предмета к себе (игрушка на колесиках, ящик и др.). Вращение предмета (завинчивающиеся крышки на банках, бутылках,  детали конструктора с болтами и гайками и др.). Нажимание на предмет (юла, рычаг, кнопка, коммуникатор и др.) всей кистью (пальцем). Сжимание предмета (звучащие игрушки из разных материалов, прищепки, губки и др.) двумя руками (одной рукой, пальцами). Вынимание предметов из емкости. Складывание предметов в емкость. Перекладывание предметов из одной емкости в другую. Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики, мозаика и др.). Нанизывание предметов (шары, кольца, крупные и мелкие бусины и др.) на стержень (нить).

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

№ п/п

Тема занятия

Количество часов

Форма контроля

Обследование, диагностика

3

Динамическое наблюдение

Действия с материалами. Сминание материала салфетки двумя руками.

3

Сминание материала салфетки одной рукой.

3

Сминание материала салфетки пальцами.

3

Разрывание материала ваты двумя руками, направляя руки в разные стороны.

3

Разрывание материала ваты двумя руками, направляя одну руку к себе.

3

Разрывание материала ваты двумя руками, направляя одну руку от себя.

3

Разминание пластилина двумя руками.

3

Разминание пластилина одной рукой.

3

Размазывание пластилина руками сверху вниз.

3

Размазывание пластилина руками по кругу.

3

Размазывание пластилина руками слева направо.

3

Пересыпание песка двумя руками с использованием лопатки.

3

Пересыпание песка двумя руками с использованием стаканчика.

3

Пересыпание крупы двумя руками с использованием лопатки.

3

Пересыпание крупы двумя руками с использованием стаканчика.

3

Переливание воды двумя руками с использованием стаканчика.

3

Переливание воды двумя руками с использованием ложки.

3

Наматывание шпагата в клубок.

3

Наматывание ниток на катушку.

3

Действия с предметами. Захватывание и отпускание шарика.

3

Захватывание и удержание шарика.

3

Встряхивание предмета, издающего звук (бутылка с бусинками).

3

Встряхивание предмета, издающего звук (бутылка с крупой).

3

Нажимание на юлу всей кистью.

3

Нажимание на юлу пальцами.

3

Сжимание звучащей игрушки двумя руками.

3

Сжимание звучащей игрушки одной рукой.

3

Сжимание звучащей игрушки пальцами.

3

Складывание предметов в емкость.

3

Перекладывание предметов из одной емкости в другую.

3

Вставление предметов в отверстия (мозаика).

3

Вставление предметов в отверстия (одинаковые стаканчики).

3

Нанизывание крупных бусин на стержень.

3

Нанизывание крупных бусин на стержень.

3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальная программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия»

Данная рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), Примерной адап...

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно - практические действия» для обучающихся с умеренной, тяжелой или глубокой умственной отсталостью, с тяжелыми и множественными нарушениями развития

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» составлена в соответствии с ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями...

Анализ реализации рабочей программы по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» за I полугодие 2018 – 2019 учебный год

Формирование  целенаправленных и произвольных движений с предметами и материалами........

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» 1 дополнительный класс

Данная рабочая программа разработана на основе:- Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);- Примерной а...

Программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-4 классы

Программа по коррекционному курсу«Предметно-практические действия»для  обучающихся   с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 2). 1-...

Рабочая программа по коррекционному курсу «Предметно-практические действия» для обучающихся с интеллектуальными нарушениями (вариант 2)

Данная рабочая программа по коррекционному курсу "Предметно-практические действия" разработана на осснове Федерального государтвенного образовательного стандарта образования обучающихс...

Рабочая программа по коррекционному курсу "Предметно-практические действия"

Адаптированная рабочая программа по коррекционному курсу для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), вариант II...