Организация освоения детьми с интеллектуальной недостаточностью нового материала
статья (10 класс)
Коррекционная направленность присутствует на всех этапах урока, но на этапе изучения нового материала она несет особую нагрузку. Учащийся с нарушением интеллекта должен захотеть усваивать учебный материал. Нужно втянуть его в процесс учебы, чтобы он не мог не работать. Это и есть профессионализм в организации ученической деятельности, основанной на самостоятельной деятельности учащихся под незаметным руководством учителя.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация освоения детьми с интеллектуальной недостаточностью
нового материала
Уроки изучения нового материала - процесс длительный. Овладение чтением, письмом, счетными операциями учащимися с интеллектуальной недостаточностью осуществляется месяцами.
В связи с особенностями развития умственно отсталых детей каждый из них участвует в познании весьма специфично. На этапе изучения нового материала решаются следующие задачи:
-формирование новых понятий и явлений и исправление искаженных представлений о них;
-коррекция дефектов развития умственно отсталых учащихся.
Коррекционная направленность присутствует на всех этапах урока, но на этапе изучения нового материала она несет особую нагрузку. Трудности для учителя на таком уроке - особенности мышления и познавательности учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Познание невозможно без анализа-синтеза, без сравнения и обобщения, а именно эти мыслительные операции больше всего и страдают у учащихся.
Дети из-за этого не любят уроки изучения нового материала. Интерес учащихся к новому материалу поверхностный, узкий, ситуативный, Поэтому нужен этап подготовки к восприятию новых знаний.
Приемы этой подготовки заключаются в следующем:
-применение удивления;
-создание проблемной ситуации;
-краткая самостоятельная работа;
-практическая проверка домашнего задания.
Новый материал нужно давать только в первой половине урока (от 10-15 минуты урока до 25-30-й), когда нет еще фазы снижения работоспособности, но не в первые минуты.
Материал нужно преподносить так, как будто изучаешь его вместе с учащимися. Усвоение знаний во многом зависит от того, правильно ли их преподнесет учитель на этапе сообщения нового материала. Наглядные средства обучения нужно применять яркие, в соответствии с возрастом. Но ведь одной наглядностью всего не объяснишь. Например, на уроке географии влияние СевероАтлантического течения на климат Европы и России нельзя объяснить наглядно. Нельзя обучение учащихся сводить к описательной части изучаемых объектов и явлений. Необходимо разъяснять причинно-следственные связи и отношения.
Только в курсе географии встречается более двухсот различных причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями. А ведь еще есть биология, история. Большую часть этих связей можно объяснить при устном изложении. Это объяснение должно быть простым, последовательным, эмоциональным, с краткими выводами. Полезно для осмысливания использовать дополнительную литературу.
Большое требование предъявляется к речи учителя: она должна быть выразительная, правильная. Нужно соблюдать правило: не увлекаться собой и своей речью, не забывать говорить о главном. Не топить среди многих признаков объекта типичные, характерные, так как дети с интеллектуальными нарушениями не могут среди множества признаков сами выделить основной признак. В первую очередь дети запоминают основное, необыкновенное, занимательное. Рассказывая об изучаемой проблеме, хорошо говорить о главном, с эмоциональностью и понижением голоса.
Необходимо развивать интерес к содержанию учебного материала. Интерес – это учет того, что дети руководствуются ближайшими мотивами, это удовлетворение от процесса деятельности. Поэтому конкретные действия на уроке, как самостоятельные упражнения и практические работы, учащиеся делают охотнее, чем познавательные задачи. Заинтересованность учащихся в целенаправленной деятельности на уроке определяется уровнем их потребностей. Интерес к уроку вызывается самой психологией урока. Если преобладает словесная педагогика, то она проявляется как действие, а не как деятельность. Учитель, как субъект этой деятельности есть, а объекта, т.е. ученика, нет. Он, присутствуя - отсутствует.
У учащихся с интеллектуальной недостаточностью при увлечении учителя словесными методами срабатывает охранительная система, включается запредельное торможение.
Начинать новый материал следует с вводной беседы. Ответы детей учитель выстроит в систему с помощью рассказа. В обобщающей беседе учитель выяснит правильность усвоения и закрепления материала. Из всех словесных методов - беседа является лучшей формой сообщения новых знаний. В зависимости от содержания материала выбираются и приемы беседы. В беседе с упражнениями ставятся вопросы на размышление и принятие самостоятельных действий. Вводную беседу нужно проводить, если у детей уже есть запас знаний по теме. Разъяснительную беседу во всех случаях проводить в соответствии с рассказом. Эффективность беседы зависит от уровня подготовки к ней учителя, правильного продумывания вопросов и исправления неверных ответов учащихся, объяснения причин неправильного понимания. А еще лучше, если подвести ученика к самостоятельному пониманию ошибочного ответа.
Второй этап процесса обучения - закрепление и повторение.
Этот длительный этап решает собственные задачи: формирует умения и навыки учеников. Каждая новая тема закрепляется несколько уроков подряд. В закреплении важны сравнения, сопоставления с изученным материалом. Склонность учащихся к формированию стереотипа объясняет основные требования к закреплению: разнообразить виды работ по одной и той же теме.
Разнообразие работ проявляется и в постановке вопросов, в заданиях разной формы, выполнении различных по трудности заданий. Ценность всей этой работы будет возрастать при последовательном сокращении помощи учителя. На уроках этап закрепления и повторения знаний может осуществляться как отдельный этап или поэтапно после каждой порции различных звеньев урока. Цель его: вторичное воспроизведение изложенного материала, понимания полученных знаний.
Приемы на запоминание:
- сочетание рассказа с показом;
- самостоятельная работа учащихся с изучаемом объекте;
- понятия, явления нужно очень часто упоминать в разных связях, этапах, вариантах, делать предметом практической деятельности.
Хорошо закрепляет знания наглядность и занимательность материала (сведения, викторины, кроссворды, диафильмы, различные лото, загадки, головоломки), т.е. все то, что делает урок увлекательным. Но все это делается с учетом возраста учащихся. В играх нужно дать почувствовать детям их значимость.
Закрепляют знания и поделки по теме: наглядные пособия, стенгазета, коллекция растений, животных, насекомых, картины гор, равнин, вулканов и т.д. В домашнем задании кроме чтения, хорошо давать задания на раскрашивание, рисование предметов, выписывание чего-либо в тетрадь, заполнение таблиц, совершить путешествие по карте, сравнить одно с другим, провести наблюдения, вырезать интересные факты из периодики и т.п.
Особенности проверки и оценки. Известные олигофренопедагоги утверждают, что оценка знаний учащихся с интеллектуальной недостаточностью не может быть введена в процесс обучения. Дети различны по своим возможностям, и поставить одинаковую отметку за приблизительно одинаковые ответы невозможно. Эти трудности осложняют определение балла, но это не значит, что сам этап проверки и оценки должен исчезнуть из процесса обучения. Задачи этого этапа:
- стимуляция работы умственно отсталых учеников;
- наблюдение за динамикой умственно отсталых учеников;
- проверка истинности и прочности знаний;
- воспитание критичности.
Проверка знаний может быть самая разнообразная и учитывает два вида успешности: как абсолютную, так и относительную. Положительная оценка может быть поставлена в том случае, когда умственно отсталый учащийся сделал этап в изучении нового материала. Стимулирующая отметка иногда ставится не совсем объективно, а за прилежание. Текущая отметка - за отдельные виды работы на уроке. Она всегда должна быть стимулирующей. Поурочный балл выставляется небольшому количеству учащихся в конце урока за фактические успехи или неудачи учеников в течение всего урока.
Эти оценки должны тщательно комментироваться.
Учащиеся с нарушением интеллекта не понимают значения оценки, сути ее. Стараются получить хорошую оценку только для похвалы. Отношение к отметке постепенно меняется, если педагог работает над этим вопросом, комментирует отметки. В старших классах дети приходят к пониманию отметки как к оценке общественно значимого труда. Это является важным средством для коррекции недостатков умственного развития. Правильно понятая оценка приводит к критичности в учебной и трудовой деятельности. Проверять нужно не только знания, но и, что особенно важно, общую образованность: мобильность, глубокое мышление, наличие творческих возможностей.
Проверка знаний проводится как отдельным этапом, так и в процессе изучения нового материала, при закреплении и во время самостоятельной или практической работы. Важна ее систематичность. Основные требования к оценке знаний - кроме систематичности еще и индивидуальный подход, терпеливость, соответствие вопроса ожидаемому ответу и содержанию программного материала.
Психологи утверждают, что от услышанного учащимся в течение урока в памяти остается у ученика меньше 10 % содержания, от воспринятого через чтение - 30 % ,при наблюдении предмета (т.е. при опоре на наглядность) остается в памяти детей приблизительно 37% воспринятого. Практические же действия с учебным материалом оставляют в памяти до 70%.
Урок тогда будет эффективен, если будет учительско - ученическая деятельность. Это достигается практическими самостоятельными методами и приемами. Нужно уметь строить учебно-воспитательный процесс исходя из его закономерностей. Учащийся с нарушением интеллекта должен захотеть усваивать учебный материал. Нужно втянуть его в процесс учебы, чтобы он не мог не работать. Это и есть профессионализм в организации ученической деятельности, основанной на самостоятельной деятельности учащихся под незаметным руководством учителя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации учителю, работающему с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Методические рекомендации учителю, работающему с детьми с нарушением интеллекта. Составитель:ст.преподаватель кафедры коррекционной педагогикии специальной психологии Красноярского краевого ИПК ...

Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Здоровьесберегающие технологии – это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс , направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка...
Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома
Выступление на Всероссийской научно-практической конференции с международным участием "Образование лиц с проблемами интеллектуального развития: истоки и современность" с докладом на тему "Особен...
Особенности организации коррекционно-развивающей работы с детьми с интеллектуальной недостаточностью в условиях детского дома
Презентация к докладу...

Наука о движении и ее особенности в педагогической работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью
АннотацияСтатья посвящена применению Кинезиологии в педагогической работе с детьми с интеллектуальной недостаточностью и тяжелыми множественными нарушениями в развитии.При работе с различными группами...

Здоровьесберегающие технологии в практике работы учителя, работающего с детьми с интеллектуальной недостаточностью.
Здоровьесберегающие технологии на уроках в коррекционной школе с интеллектуальной недостаточностью - важный аспект педагогического процесса. Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающа...

Коррекционное занятие с детьми с интеллектуальной недостаточностью Ступеньки к самостоятельности
Коррекционное занятие основано на имеющемся опыте детей, их интересу к мультфильму Маша и Медведь. Задания ориентированны на коррекцию навыков самообслуживания, ориентировку в помещении (знакомом...