Методы, технологии и приёмы в логопедической работе
учебно-методический материал

Данный материал предназначен для учителей-логопедов, работающих с детьми с нарушением зрения

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методы, технологии и приемы в логопедической работе

Доржиева Б.Б.

В своей логопедической практике стараюсь использовать современные коррекционно-логопедические технологии, направленные на своевременную диагностику и максимально возможную коррекцию речевых нарушений.

  • Технология логопедического обследования.
  • Технология коррекции звукопроизношения.
  • Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи.
  • Технология развития интонационной стороны речи.
  • Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи.
  • Технология развития лексико-грамматической стороны речи.

Технология логопедического обследования

Цель логопедического обследования – определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребёнка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой деятельности.

Логопедическое обследование проводится по диагностическому пакету Н.В. Нищевой. Диагностика речевого развития включает в себя следующие параметры: состояние развития словарного запаса, состояние развития грамматического строя речи, состояние развития фонетико-фонематической системы языка и навыков языкового анализа и синтеза, состояние развития связной речи и речевого общения.

Технология коррекции звукопроизношения

Коррекция нарушенного произношения проводится поэтапно и последовательно.

1. Подготовительный этап.

Цель: подготовка речедвигательного и речеслухового анализатора к правильному восприятию и произнесению звуков.

2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков.

2.1 Постановка звука.

Цель: добиться правильного произношения изолированного звука.

В коррекционной работе в основном используется смешанный способ постановки звуков, который основан на механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами и на сознательных попытках ребёнка найти верную артикуляцию.

2.2 Автоматизация звука.

Цель: добиться правильного произношения звука в самостоятельной речи.

На данном этапе используется большое количество предметных и сюжетных картинок, игрушек, пособий и игр для автоматизации звуков в речи («Назови картинки», «Помоги змейке добраться до дома» и т.д.)

2.3 Дифференциация звуков.

Цель: научить ребёнка различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи.

Используются следующие игры и пособия: «Два дома», «Два корабля», «На лесной полянке», «Комарик и жучок» и т.д.

3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков.

Цель: сформировать у детей умения и навыки безошибочного употребления звуков во всех ситуациях речевого общения.

Применяется моделирование и использование различных ситуаций речевого общения для формирования коммуникативных умений и навыков.

Здоровьесберегающие технологии.

В коррекционной работе активно используются дыхательные гимнастики, которые направлены на формирование диафрагмального дыхания, стимуляцию работы мозга и регуляцию нервно-психических процессов (парадоксальная дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой; технология формирования речевого дыхания Л.И. Беляковой и Е.А. Дьяковой).

С целью снятия напряжения с глаз, а также тренировке зрительно-моторной координации используются зрительные гимнастики («Весёлые глазки», «Посмотри вокруг себя», «Посмотри в окошко» и т.д.).

Релаксация. Снимает напряжение, чувство беспокойства, развивается умение управлять своим телом, контролировать свои эмоции, чувства, ощущения. При проведении релаксационных упражнений используется спокойная музыка, которая помогает детям отвлечься от посторонних мыслей и успокоиться.

При организации коррекционной работы используются динамические паузы в сочетании с речевым материалом (физкультурные минутки Н.В. Нищевой). Динамические паузы способствуют развитию общей моторики, координации движений и речи, снятию мышечного напряжения, повышают работоспособность.

Для развития мелкой моторики рук используются пальчиковые игры и гимнастики (пальчиковые игры Н.В. Нищевой), крупотерапия, пескотерапия, мозаики, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками.

Артикуляционная гимнастика.

Цель - выработка правильных, полноценных движений и определённых положений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков, и объединение простых движений в сложные. Для проведения артикуляционной гимнастики используются картинки-символы и игрушки-помощники, которые поддерживают интерес детей к выполнению упражнений.

Технология развития лексико-грамматической стороны речи.

При проведении логопедической работы по развитию лексико-грамматического строя речи основной целью является формирование психологических механизмов овладения системой языка и усвоение правил организующих морфологическую и синтаксическую систему языка.

Логопедическая работа по развитию лексико-грамматических компонентов речи осуществляется по следующим направлениям:

- развитие объёма словаря;

- формирование структуры значения слова;

- развитие лексической системности и семантичности полей;

- формирование парадигматических и синтагматических связей слов;

- развитие словообразования;

- уточнение грамматического значения слова.

В процессе коррекции лексико-грамматического строя речи применяются специальные игры и дидактические пособия (Играйки Н.В. Нищевой), предметные и сюжетные картинки по лексическим темам.

Технология формирования связной речи.

Формирование связной речи детей осуществляется как в процессе непосредственной образовательной деятельности, так и при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим. Путём практических упражнений дети подводятся к пониманию связи слов в предложении и учатся правильно отражать их в речи. При обучении детей составлению рассказов-описаний используются приёмы мнемотехники. Дидактическим материалом служат мнемотаблицы – схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы.

Технология развития фонематического слуха.

Работа по формированию фонематического слуха ведётся в следующей последовательности:

- развитие навыка узнавания неречевых звуков;

- различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе, тембру;

-различение слов близких по звуковому составу;

-дифференциация фонем;

-дифференциация слогов.

Развитие навыков звукового анализа и синтеза ведётся в последовательности:

- определение порядка звуков в слове;

- выделение отдельных звуков;

- различение звуков по их качественным характеристикам (гласный-согласный, глухой – звонкий, твёрдый – мягкий);

- построение моделей (схем).

В коррекционной работе активно использую игры и игровые упражнения, направленные на формирование фонематического восприятия детей с речевыми нарушениями: игры, направленные на развитие слухового внимания; игры, направленные на развитие речевого слуха; игры, направленные на различение правильно и дефектно произносимого звука; игры, направленные на различение близких по звуковому составу слов; игры, направленные на дифференциацию звуков и слогов; игры, направленные на формирование звукового анализа и синтеза.

Технология формирования слоговой структуры слова.

Коррекционная работа по преодолению нарушения слоговой структуры слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных навыков.

Свою работу в данном направлении я делю на два этапа:

1. Подготовительный. Подготовить ребёнка к усвоению ритмической структуры слов родного языка.

2. Коррекционный. Непосредственная коррекция дефектов слоговой структуры слов у конкретного ребёнка.

При формировании слоговой структуры слова проводятся игры и упражнения на развитие концентрации слухового внимания, слухового гнозиса и слуховой памяти; предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в ладоши, отстукивание мячом об пол, использование музыкальных инструментов – барабана, бубна, металлофона.

Технология игрового обучения.

В процессе коррекционной работы        особое внимание уделяется игровым технологиям, к которым относятся игры на развитие психических процессов, фонематического слуха и звукового анализа, слоговой структуры, лексико-грамматического строя речи, игры по обучению грамоте, игры на автоматизацию и дифференциацию звуков в речи и т.д.

Игровые технологии включают занимательные дидактические игры, необходимые для коррекции речи детей, которые могут применяться вариативно, т. к. разработаны для многоцелевого использования в процессе коррекционного обучения и становления правильной речи дошкольников.

Информационные компьютерные технологии.

Применение информационных компьютерных технологий в логопедической работе облегчает усвоение учебного материала, а также предоставляет новые возможности для развития творческих способностей детей: повышает мотивацию воспитанников к изучению нового материала; активизирует познавательную деятельность; развивает мышление и творческие способности ребёнка; формирует активную жизненную позицию в современном обществе.

В процессе коррекционной работы используются познавательные компьютерные программы («Познаём мир с Электронником»), а также презентации по автоматизации и дифференциации звуков в речи.

Новые педагогические технологии создают более широкие возможности для формирования коммуникативных способностей и общего развития ребёнка, повышают мотивацию детей к получению и усвоению новых знаний, следовательно, будут способствовать его успешной социализации.

Использование современных образовательных технологий и методик - залог положительных результатов коррекционно – логопедической работы. 

Специальные методы и приемы, используемые учителем-логопедом в работе с детьми с нарушением зрения:

Коррекционная работа со слепыми и слабовидящими учащимися начальных классов осуществляется в условиях естественного педагогического процесса.   Большое значение придается логопедическому воздействию на специально организованных занятиях, которые проводятся дифференцированно, с учетом состояния зрения детей, их речи, способов восприятия и индивидуальных особенностей. В соответствии с этим комплектуются логопедические группы. Из-за специфики и сложности работы со слепыми детьми, занятия с ними значительное время проводятся индивидуально. Преобладающими являются индивидуальные занятия и с детьми, имеющими сложное нарушение речи и несформированность неречевых функций.

К практическим методам и приемам логопедического воздействия относятся:

 - игры и упражнения, способствующие развитию слухового внимания и тактильного восприятия;

- развитие зрительного восприятия и внимания на логопедических занятиях;

 -речевые (повторение слов с поставленным звуком и др.)

-подражательно-исполнительские (дыхательные, голосовые, артикуляторные;

- развивающие общую, ручную моторику;    

- творческие упражнения (предполагающие использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале), игровые упражнения (имитация действия, повадок животных), которые снимают у детей напряжение, создают эмоционально-положительный настрой.

 -моделирование (конструирование букв из элементов, реконструирование букв). Кубики и брусочки для построения слогов, слов и предложений, а также отбивание такта рукой, «прошагивают», «пропрыгивают»;

 - пособие для звукового анализа слова. Используются традиционные цветные символы для обозначения звуков: красный-гласный звук, синий-твердый согласный, зеленый - мягкий согласный. Для незрячих тактильные схемы.

К наглядным методам и приемам относятся наблюдение, рассматривание рисунков, рельефных рисунков, картин, макетов, демонстрация диа- и кинофильмов, прослушивание аудиозаписей, а также показ образца выполнения задания, способа действия, которые в ряде случаев выступают в качестве самостоятельных методов.

 Пособия могут использоваться с различными целями:

-для коррекции нарушений сенсорной сферы;

-для развития фонематического восприятия; развития звукового анализа и синтеза;

-для закрепления правильного произношения звука,

-для развития лексико-грамматического строя речи;

-совершенствования связной речи, обогащение словаря;

-логопедический тренажёр по коррекции речи «Дельфа 142»: найди букву, составь слово, предложение, дыхательные упражнения.

- схемы артикуляции;

-использование макета «ротовая полость» при постановке звуков (работа с незрячими детьми);

- использование тактильных пособий;

- работа с песком, пластилином;

- прослушивание записей (стихи, скороговорки, песенки, неречевые звуки);

-схемы описательного характера;

Приемы - выделение объекта, показ по схеме (целое, детали объекта, пространственное расположение). Показ внешних действий и операций при сравнительном объектов (наложение одного на другой, последовательное выделение деталей, выделение признаков, по которым предмет узнаем).

Словесные методы и приемы:

 В процессе логопедического воздействия используются также разнообразные словесные приемы: пояснение, объяснение, педагогическая оценка. Пояснение и объяснение включаются в наглядные и практические методы.

Использование словесных методов определяется возрастными особенностями детей, структурой и характером речевого дефекта, целями, задачами, этапом коррекционного воздействия.

Основными словесными методами являются рассказ, беседа, чтение.

-рассказ, пересказ, беседа, объяснение,

-словесные игры;

-прием словотворчества;

- прием использования алгоритма рассказывания;

- прием составления рассказа по памяти, используя вопросы или предметы

-уточнение и распространение высказывания;

-игры-драмматизации, пальчиковый театр, куклы-перчатки;

-логосказки.

-чтение стихов, рассказов, загадок, и инструкция, не требуется развернутого объяснения, указания-докажи, подумай, расскажи

Тактильные методы и приемы:

-тактильное обследование предметов (способы обследования). Обследование предмета-ознакомительное, беглое обследование. Выделение признаков предмета проводится двумя руками, не синхронно, правая поисковая функция, левая-контролирующая. При обследовании высоты-кладем ладонь сверху. При твердости-нажимаем подушечками пальцев. При объемных предметах-обволакивающие движения. При определении фактуры- постучать или поскрести пальчиком).

-дидактический материал «Развивай-ка», «Тактильное лото»: различение по форме, цвету;

- использование рельефных рисунков, тактильных, говорящих книг «Волшебный карандаш»;

- тактильные звуковые дорожки;

-«Волшебный мешочек» с набором игрушек,

- пескотерапия «Песчаная фантазия».

Самым важным в работе с детьми является применение специальных средств обучения:

- прибор для письма, грифель, прибор для рисования;

- тетради по Брайлю или с ярко выделенной строкой, черные чернила;

- колодка, «Буква-кубик»;

- увеличительные приборы: электронная лупа, лупа-мышь, увеличительная лупа, печатная машинка по Брайлю.

   Логопед в своей работе должен осуществлять специальную коррекционную работу по обогащению зрительных впечатлений о предметном мире, демонстрируя пособия, отражающие соотнесение формы фигур с реальными предметами, конкретизируя тем самым предметные представления детей. Все задания при этом должны предусматривать словесное обозначение объектов окружающего мира и их основных характеристик.

Задачей всех педагогов является расширение знаний и представлений об окружающем мире, чтобы сбалансировать объем пассивного и активного словаря у детей с нарушениями зрения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Интерактивные методы и приёмы в логопедической работе по формированию коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта"

Методическая разработка представляет собой методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у учащихся с нарушением интеллекта посредством интерактивного обучения. В работе описаны ос...

"Открытие" детьми нового знания на уроке технологии: приёмы и методы организации деятельности школьников (из опыта работы)

Обучение школьников по предмету "Технология" строится на основе освоения конкретных процессов использования и преобразования материалов, энергии, информации, объектов природной и социальной среды. На ...

Мнемотехника. Мнемотаблицы как приём в логопедической работе. Мнемотаблицы в работе по автоматизации звуков в предложении.

Материалы методических объединений. Мнемотехника. Мнемотаблицы как приём в логопедической работе. Мнемотаблицы в работе по автоматизации звуков в предложении....

Нетрадиционные приёмы и методы коррекционной логопедической работы

Для успешной коррекционной логопедической работы необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений. С этой целью должны быть объединены усилия всех специалистов, а также родителей ...

Использование методов арттерапии и артпедагогики в логопедической работе с детьми

АВТОМАТИЗАЦИЯ  ЗВУКА  «С»  В  СЛОГАХ  И  СЛОВАХ ЦЕЛИ  И  ЗАДАЧИ:*закрепить  артикуляцию  и  изолированное  произнесение...

Система работы по теме самообразования «Использование игровой технологии «Круги Луллия» в логопедической работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

          Круги Луллия вносят элемент игры в занятие, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу. Со своей стороны педагог должен искать интересные и в то же ...